Ликбез
Если вы открываете информацию о себе для всех желающих, то будьте готовы, что ей могут воспользоваться не только в ваших интересах. Рассказываю случай из жизни. Недавно я общался с сотрудницей российского инвестиционного фонда, который вложил деньги в одну иностранную компанию. Девушка была крайне не многословна и отказалась говорить, что за люди стоят за ее фондом. Так, не договорившись ни до чего, мы и попрощались.
Я решил проверить имя этой девушки в поисковике. Первая ссылка привела меня на ее анкету в одной из отечественных социальных сетей. Повезло, что фамилия была довольно редкая. Краткий анализ ее трудового пути, подробно изложенный в профайле, позволил мне в течение пяти минут найти ответ на свой вопрос. Ее фонд оказался аффилирован с большим чиновником из администрации президента.
По итогам проведенной работы мы опубликовали заметку о том, что чиновник имеет отношение к покупке иностранной компании. А девушка с ее анкетой в социальной сети стала связующим звеном наших измышлений.
На следующий день после появления заметки, опомнившись, девушка стала звонить и писать письма в редакцию с просьбой удалить информацию о ее анкете из текста. Мы этого не сделали.
На этом история заканчивается. По крайней мере, та ее часть, которая известна мне. Как отреагировал на заметку чиновник, на которого нас вывела анкета этой девушки в социальной сети, я не знаю. Но вряд ли он был доволен.
Этим примером я ни в коем случае не хочу сказать, что не нужно регистрироваться в социальных сетях. Это, безусловно, полезный инструмент, но с ним нужно быть осторожным. Открытость может быть полезной для тех, кто жаждет публичности. Но тем, кто этого не желает, стоит быть более осмотрительными. Благо, необходимые инструменты (платные аккаунты, специальные настройки и пр.) для этого есть в наличии у большинства сервисов.
- Информация о материале
Евгения, г. Москва: «Мой молодой человек уехал на месяц в Америку. Вскоре после его отъезда мне доставили букет с визиткой, подписанной им. Но когда я распаковала цветы, то увидела конструкцию из мокрой губки, в которую с помощью деревянных зубочисток были воткнуты стебли полузавядших цветов. Букет явно был создан из цветочных отходов! Я выяснила, что букет был заказан через российскую интернет-службу доставки цветов. Я нашла сайт службы доставки и позвонила по указанному там телефону. На все вопросы мне ответили одной фразой: «Это такой способ дизайна».
Виртуальные магазины существуют благодаря нашей лени. По результатам опроса исследовательского холдинга Romir Monitoring, почти две трети россиян (61%), которые пользуются услугами интернет-магазинов, делают это по причине существенной экономии времени. Но растущий спрос на покупки через Интернет-магазины не остался незамеченным мошенниками. Форумы потребителей интернет-торговли заполнены жалобами на то, как «заказали одно, привезли совсем другое, а поменять отказались», а то и вовсе не прислали заказанный товар и не вернули деньги. Каждый год жертвами виртуального обмана становятся более 100 тысяч человек.
По мнению экспертов, цены на сетевые товары порой оказываются в несколько раз выше, чем в обычных магазинах. К тому же очень часто качество не соответствует рекламе. А если вас что-то не устроило в товаре, реализовать свое право на его возврат чаще всего невозможно. Помимо этого у торговли в Сети есть много других недостатков. Так потребители жалуются, что товар нельзя увидеть и потрогать, а выложенная на сайт информация о продукции не дает о ней полного представления. Также отмечают и сложности в доставке товара на дом.
До сих пор в законодательстве не существует даже понятия «интернет», что существенно осложняет жизнь обманутым потребителям. Но при этом в российском виртуальном пространстве торговля началась уже давно и успешно развивается. Около 700 электронных магазинов и 100 отраслевых коммерческих площадок действуют сегодня в Рунете. В 2005 году оборот розничной электронной торговли превысил 660 млн. долларов. Основными направлениями онлайновой торговли в России остается продажа книг, аудио-, видеокассет и компьютерной техники.
Не так давно в отечественной сети был обнаружен сайт-двойник одного известного интернет-магазина, торгующего бытовой техникой. Пираты очень точно скопировали стиль, вывесили аналогичный каталог товаров и вели торговлю. Такой вид мошенничества на Западе именуется fishing (ловля на крючок): покупатель, ничего не подозревая, заходит на пиратский сайт-двойник, выбирает товар и оплачивает его. После этого товар не приходит, а деньги не возвращаются.
Что делать?
Приобретайте товары только на известных сайтах. Не стоит доверять слишком низким ценам. Необходимо помнить, что специального закона, регулирующего работу интернет-магазинов, пока, к сожалению, нет. Единственная обязанность продавца в Сети: указывать на сайте полное название своей фирмы, ее телефон и юридический адрес. Так что старайтесь проверять наличие этих данных.
- Информация о материале
Якщо ви вже зараз марите кавунами й нетерпляче поглядаєте на розкладки із зеленими ягодами, мусимо вас застерегти. За словами фахівців Інституту південного овочівництва і баштанництва УААН (Української академії аграрних наук), незважаючи на високу ціну, «користь» для організму від цих ранніх кавунів приблизно така ж, як від сумнозвісного напою «Юпі». І красиво, і нібито смачно, але... як би потім здоров’ям за цю красу не поплатитися! Щорічно медики констатують численні випадки алергічних реакцій на нітрати в людей, що поласували кавунами, вирощеними до початку офіційного сезону баштанних. А в цьому році через аномалії у природі він розпочнеться набагато пізніше, ніж торік.
«Золото» з полів — за копійки!
— Лише сьогодні ми зустріли першу «розвідницьку» машину з Черкас, що приїхала по нашу продукцію, — розповідає «УМ» завідувач відділом маркетингу та економічного аналізу Інституту південного овочівництва і баштанництва Нінель Шіпукова. — Причина — потужні дощі та зливи, що цього року були на Херсонщині. Ви самі проїжджали нашими степами та й бачили, якої шкоди завдала стихія нашим посівам. — Але ж кавунами на ринках нашої країни вже торгують щосили! — дивуюся я. — Та й ціни на ці солодкі ягідки у смужку — астрономічні. По шість гривень за кілограм! Це ж суперприбутки! Невже осідають вони тільки в кишенях спекулянтів та перекупників? — На жаль, це так! — підтверджує Нінель Шіпукова, — те, що зараз ви бачите на ринку, вирощують одиничні господарства маленькими партіями. Закони нагляду за якістю продукції в Україні не відрегульовані, а тому говорити про безпеку таких кавунів не можна. Ми просто рекомендуємо всім українцям дочекатися 10 серпня — коли в продаж підуть справжні кавуни та дині, вирощені на відкритому ґрунті. Ось тоді їжте досхочу та й здоров’я своє по–справжньому зміцнюйте! ...Кавуни можна назвати справжнім «червоним» золотом Херсонщини. Солодкі, соковиті, надзвичайно ароматні — виростають вони під південним сонечком. З усієї України тягнуться на Херсонщину машини, щоб закупити у великих господарствах баштанну продукцію. — Напевно, вигідна це справа, кавунами торгувати? — цікавлюся я. — Адже наша область чи не єдина на Україні, де вирощують кавуни та дині в такій кількості! — Та що ви! — тільки й махнула рукою досвідчений економіст Нінель Львівна. — Це ж просто парадокс, коли при собівартості в 24 копійки за кілограм наші господарства просто змушені продавати їх перекупникам за... 28 копійок за кілограм! Ну багато ми так заробимо?! Наразі торгівля баштанними культурами на Херсонщині становить лише 20 відсотків від загального прибутку аграрників області. А ще років сім–вісім тому ця цифра доходила до 50–60 відсотків! Тобто, незважаючи на зростання попиту, прибутки селян не виросли, а навпаки, впали майже в три рази! Виною тому, на думку фахівців, недосконала система контролю заготівлі продукції. Необхідно, щоб були налагоджені прямі поставки натуральної продукції, а не через треті–десяті руки спекулянтів. Ось тоді можна було б поговорити про прибутки. А так... — Ми рекомендували сільським радам створювати безприбуткові кооперативи продажу баштанної продукції, — говорить Нінель Львівна, — така система дозволила б нам докорінно змінити ситуацію на ринку і навчитися заробляти на благо села. Але ви ж розумієте, що фінансування має взяти на себе держапарат, наше Міністерство аграрної політики. А на «верхах» сьогодні не до проблем простого трудівника села. Там, як звичайно, портфелі ділять. Хоча... як то кажуть, надія вмирає останньою. Прогулявшись по баштанах Херсонщини, я переконалася, що таку красу просто гріх віддавати спекулянтам за копійки. Адже це ж пекельний труд — під палючим літнім сонцем обробляти безкрайні поля, де вирощується баштанна продукція. Кожен день чиїсь дбайливі руки в мозолях культивують, прополюють, удобрюють ці примхливі ягідки. А на якій допотопній техніці доводиться все це робити, так уже й годі казати!
Цьогорічні кавуни будуть дешеві
— Урожай кавунів і динь в нинішньому році — майже удвічі вищий, ніж торік, — з гордістю розповідає «УМ» завідувач відділу промислових технологій вирощування овочевих і баштанних культур Інституту південного овочівництва і баштанництва, професор Анатолій Лимар. — Тому й ціна очікується нижчою: у сезон можна буде кавуни й за 40 копійок за кіло купити на базарі. — А які поради ви могли б дати українцям, які не хочуть їсти кавуни з нітратами? Чи можна відрізнити гарний кавун від ягідки з невідомою начинкою? — На жаль, за зовнішнім виглядом це визначити неможливо! — розводить руками Анатолій Лимар. — Тільки коли ви принесете його додому, розріжете і побачите, що він або злегка зів’яв або занадто швидко став водянистим, або має велику кількість білих поперечних смужок — можна сміливо говорити про те, що кавун нітратний. Але ж гроші вам уже ніхто не поверне! Тому краще утриматися від покупки ранніх кавунів.
Кавуни на «стероїдах»
— Нітрати діють на кавуни, як стероїдні анаболіки на культуристів: ягоди дуже швидко набирають значну вагу і об’єм, — розповів «УМ» лікар Херсонської міської СЄС Євген Бут. — Пізніше вся ця «хімія» благополучно перебирається в організми любителів поласувати ранніми кавунами. Оскільки в нас прийнято з’їдати «смугастика» всією родиною — масове отруєння нітратами влітку зовсім не рідкість. Особливо важко воно протікає у дітей, оскільки нітрати конкурують із киснем за гемоглобін крові людини: замість переносника кисню гемоглобін (у вигляді метгемоглобіну) блокує клітинне дихання. Крім того, нітрати мають погану особливість накопичуватися в організмі, викликаючи хронічну інтоксикацію. Перевантажені нітратами діти ростуть гірше, частіше хворіють, дорослі стають дратівливими, гірше сплять. Ще одна небезпека, яка може критися і в кавуні, і на його поверхні, — це мікроби. Зріє плід прямо на землі, потім його транспортують, зберігають — і все це зовсім не в стерильних умовах. Якщо під час навантаження–розвантаження кавун тріскається, то його сік привертає не тільки мух, а й збудників кишкових інфекцій. Поширений прийом продавців — вирізати з кавуна невелику пірамідку, показувати покупцеві і вставляти її назад в кавун. Продаж «на виріз» — категорично заборонено! Невідомо, що тим самим ножем різали і чи мили його коли–небудь. Навіть якщо ніж був чистий і всередині кавуна не було збудників хвороб, після транспортування кавуна з ринку з великою ймовірністю можна стверджувати, що вони там з’явилися... І вже зовсім «дикий» спосіб продажу кавуна — це продаж часточками. Варто тільки з’їсти такий «десерт» на ринку — і можна вирушати в лікарню з будь–яким діагнозом на вибір — від дизентерії до черевного тифу. — Отруєння кавуном, який посилено оброблений хімікатами, часто супроводжується алергічною шкірною реакцією, — продовжує лікар Євген Бут, — якщо через 4—5 годин після трапези починаються переймоподібні болі в животі, сильний пронос, блювота, піднімається температура — негайно викликайте «швидку»! А до приїзду медиків промийте шлунок слабким розчином марганцівки, випийте проносний засіб і дві таблетки активованого вугілля. Добу після цього краще поголодувати, а потім поступово переходити на легкі супчики, відвари і сухарі.
«Смачні» факти Херсонщини
ДОВІДКА
Тільки цифри
Україна посідає третє місце в Європі з виробництва баштанних культур, поступаючись лише Росії (740 тис.тонн) та Іспанії (691 тис. тонн) при валовому виробництві у 2009 році 687 тис.тонн. Традиційно основним виробником товарної продукції баштанних культур в Україні є південний регіон — Херсонська, Одеська, Миколаївська, Запорізька області та АР Крим, де розташовано близько 80% посівів від загальної площі баштанних культур в Україні. Український ринок останні два роки споживає від 600 до 700 тис. тонн баштанних за сезон. В Україні вирощуванням овочів і баштанних культур займається понад 75000 сільськогосподарських підприємства і приватних фермерських господарств.
В Інституті південного овочівництва і баштанництва УААН вирощують близько 40 сортів кавунів і 30 сортів динь. Найулюбленіші в народі — «Таврійський», «Фестивальний», «Козацький», «Порційний». А ось до екзотичних можна віднести такі сорти, як кавуни з білою скоринкою під назвою «Сніжок» і «Карміни», суто сині кавун «Орфей» і «Атлант». А так само кавун «Новорічний». Останній примітний тим, що це спеціально створений майстрами селекції пізній сорт кавуна, який може зберігатися більше трьох місяців у прохолодному приміщенні без ушкоджень. Тільки цей вид кавуна може по–справжньому порадувати екзотикою під келих новорічного шампанського. Його «прикмети»: форма у вигляді еліпса, великі розміри плоду, хвостик «бубликом» та відносно рівні смужки на шкірці.Правила, які вбережуть від неприємностей:
1. Перед тим як розрізати кавун, не забувайте його ретельно вимити теплою водою з милом. 2. Розрізаний кавун зберігайте тільки в холодильнику. 3. Дослідження показують, що найбільше нітратів у кавунах накопичується у шкірці товщиною приблизно З см, тому дітям краще запропонувати ту частину, яка ближче до серцевини.
- Информация о материале
Максим, г. Тюмень: «В компании, в которой я работаю, зарплата перечисляется на пластиковую карточку. Как-то я получил электронное письмо: „Здравствуйте! К вам обращается менеджер Вашего банка. Мы проводим сверку данных клиентов и просим сообщить нам номер Вашей кредитной карты и срок ее действия“. Я, не задумываясь, отправил эти данные и вскоре не обнаружил остатка денег на карте. Позже выяснилось, что это письмо получили более 1500 пользователей пластиковых карт, и треть из них прислали запрошенные данные, которые мошенники и использовали в своих целях».
По меньшей мере, 7 миллионов американцев стали жертвами кражи личных данных в 2005 году. Больше всех от кражи личной информации пострадали те, кто неосмотрительно хранил в Интернете, например, номер своей карточки социального страхования (в США он соответствует номеру удостоверения личности), данные водительских прав или банковские реквизиты. Владея тем же номером соцстрахования, злоумышленники могут открывать банковские счета с возможностью предоставления кредита. Погашением же долгов приходится заниматься настоящему владельцу счёта.
Такие преступления заключаются в незаконном присвоении личной информации без ведома ее владельца с целью совершения мошенничества или кражи. Подобные преступления происходят примерно так:
1. используя украденные данные (имя, дату рождения, номер социального страхования), преступники открывают счет и оформляют новую кредитную карту. Все неоплаченные счета мошенников погашает его жертва;
2. мошенники звонят эмитенту кредитной карты жертвы и, прикрываясь её именем, меняют почтовый адрес счета. Затем злоумышленники начинают активно тратить деньги. Но сразу обнаружить проблему невозможно, так как счета отсылаются на новый адрес.
Коллективный обман.
Для того, чтобы завоевать доверие своих будущих жертв, многие преступники используют их этническую, религиозную, возрастную, профессиональную или другую общность. Аферисты знают о характерной особенности человеческой природы доверять тому, кто на тебя похож. Часто организаторы мошенничества сами являются членами общины или же декларируют свою принадлежность к ней, ссылаясь на ее авторитетных и уважаемых членов. По словам представителей американских регулирующих органов, коллективные обманы особенно сложно выявить. Это объясняется закрытостью большинства групп и естественным нежеланием с их стороны выносить сор из избы. Жертвы подобных афер часто предпочитают самостоятельно разбираться с проблемой внутри общины или группы.
В частности, мошенники начали использовать в своих афёрах так называемый «черный ящик» (black box), который запоминает номера кредитных карточек посетителей городских ресторанов и магазинов. Данные ящика используются злоумышленниками для изготовления фальшивых кредитных карточек.
Что делать?
Вашу личную информацию могут пытаться получить различными способами. На некоторых инвестиционных сайтах вашу личную финансовую информацию могут запрашивать для определения соответствия вашего статуса аккредитованного инвестора. Иногда используется объяснение такого рода: указанная информация необходима для составления приоритетного списка (lead list) потенциальных инвесторов.
Чтобы не стать жертвой обмана, тщательно проверяйте любую полученную информацию. Особенно будьте внимательны при получении по электронной почте письма от некоего Интернет-провайдера или поставщика информации с просьбой обновить или вновь ввести данные о своей кредитной карте для дальнейшей оплаты услуг. Необходимо проявлять максимальную осторожность, решив сообщить кому бы то ни было личные сведения.
- Информация о материале
На современном рынке рекламы существуют сотни различных наименований продукции. Где бы мы ни были – дома, в гостях, на работе, в пути, – мы всюду натыкаемся на рекламу этой самой продукции. Основная цель рекламы – донести до потребителя информацию о продукте, о его основных свойствах, качестве и привлечь индивид или группу (целевую аудиторию) к покупке данного товара. Но порой реклама, названия и состав товаров доходят до абсурдных решений.
Играя на незнании и невнимании потребителя, маркетологи «облагораживают» продукцию красивыми и яркими названиями, слоганами, картинками, что часто вводит покупателя в заблуждение и, главное, дезинформирует его. Но если хорошо присмотреться и прислушаться ко всей этой рекламной «заманухе», можно обнаружить множество несуразностей (как мелких, так и больших). Достаточно задать себе самому вопрос: «Что я покупаю?».
Вы, наверное, слышали вот такую рекламу:
«Вы увидите цвета лучше…»
«Вам будет доступно то, чего вы еще не видели…»
«Вы услышите то, что не слышали!»
Поначалу это можно интерпретировать как рекламу новых наркотиков . А оказывается, что рекламируют плазменный телевизор.
Реклама средств гигиены, например, вообще умиляет. Различные «Туалетные утенки активные» пугают не только рекламой (суперутка ведет борьбу с армией назойливых страшных микробов «під обідком унітазу»), но и даже названием: что делать «утенкам» в туалете?
«Порадовала» реклама одного безалкогольного бренда, в которой почти в каждом выпуске мужчина, потрепанного вида, предлагает посетить загадочный чудо-мир фирменного напитка. Даже по его внешнему виду непонятно, что он предлагает попробовать -- коку или колу.
В рекламе, предлагаемой современному потребителю, рекламисты цепляются за психологические, социальные, да и просто актуальные темы. Так, например, в предвыборной политической гонке запустили рекламу успокаивающего средства: «Дратують полiтичнi обiцянки?? НОВО-ПАСИТ!!»
На тот момент, кстати, было весьма актуально. Только почему-то реклама показывалась очень недолго. Видимо, «роздратовані» политики сочли ее слишком неинтересной.
А вот реклама медицинского продукта, звучащая на FM-радио. На что рассчитывали создатели этого творения, даже догадаться трудно.
Звонок в дверь.
Голос хозяйки: «Кто там?»
Радостный МУЖСКОЙ голос из-за двери: «Я – КЛИМАКС!»
Тема весьма деликатная, и можно только предположить, что мужчина был порядком рад своей роли перед хозяйкой дома (не зная, какого возраста женщина за дверью). А на самом деле для любой женщины такое известие – скорее грустное. В общем, реклама абсолютно глупая и даже пошлая.
Один из супермаркетов бытовой техники, например, выпустил очередную рекламу в стиле «самые низкие цены». Двое мужчин смотрят задумчиво и явно разочарованно (непонятно, в себе или в информации перед ними) на вывеску, один из них изрекает фразу: «Та за такі бабки, я би й сам бабою став!»
И в чем смысловая нагрузка данного сообщения? Может, в грубом обращении к женщинам?
А как вам реклама чая: «Чай «За Динамо» взбодрит твою маму». Как нам, потребителям, воспринимать это? Разве что поблагодарить рекламистов за то, что попали в рифму? Что с моей мамой должен сделать этот чай и какое отношение он имеет к футболу? Как по мне. Так это похоже на рекламу наркотиков легкого действия.
Не менее шокирует воображение потребителей и новый рекламный ролик пива Hike, в котором части туловища человека бегают по городу. Особенно момент, когда пудель пытается съесть то ли руки, то ли чего-то еще. Неудивительно будет, если у людей, особенно мнительных, при созерцании этой рекламы, извините за подробности, начнет срабатывать рвотный рефлекс.
Очень «порадовала» поучительная рекламная надпись на обратной стороне зубной пасты «Colgate total 12»:
«Зубная паста Colgate total 12 Профессиональная Чистка разработана при участии стоматологов и содержит ингредиент, подобный тому, который используют стоматологи для исключительно эффективной чистки зубов. Colgate total 12 Профессиональная Чистка удаляет зубной налет, чтобы зубы были гладкие, здоровые, блестящие» – и снизу, шрифтом помельче красного цвета, надпись: « При использовании зубной щетки».
Весьма полезное уточнение, никто бы и не додумался до этого: мы-то раньше намазывали зубную пасту на хлеб!
Названия различных колбасных изделий, полуфабрикатов, молочных, мясных и рыбных продуктов и вовсе глубокомысленны, а главное, содержательны. Наш продуктовый рынок изобилует такими гениальными сочетаниями слов, что диву даешься: «Салями сенаторская», «Колбаса Владимир»,.. Или надпись на этикетке крабовых палочек: «При изготовлении не пострадал ни один краб». Но тут хоть спасибо можно сказать производителю за предупреждение: крабовые палочки изготовлены не из крабов.
А приправа с надписью «Для истинных гурманов – хрен со сливками»! Да уж – и интригующе, и убедительно.
Всем привычные овсяные хлопья с заманчивым названием «Геркулес» уже никого не удивляют, но причем тут изображение на упаковке истинно русского пахаря?
Последнее модное новшество в рекламировании ‑ добавлять в состав товаров различного рода драгоценные металлы, экстракты неизвестных трав и разные необычные элементы. Мало того что половина всего этого вообще незнакома потребителю, так еще и непонятно, каким образом на него повлияет. «Красиво блестит на шее – значит и в шампуне на волосах будет красиво. К тому же, вещи-то дорогие, значит, полезные и модные» ‑ наверное, рекламисты считают, что это и есть логика современного покупателя. Хотя еще из курса химии все помнят, что золото – это инертный металл. Его поэтому и используют в пломбах, что он не окисляется и не проникает в организм.
Не менее забавно и интересно читать информацию относительно состава продукции гигиены, шампуней, дезодорантов, красок для волос и т.д. На одних товарах перечень ингредиентов вообще отсутствует, на других хоть и есть, но прочитать его невозможно из-за крайне мелкого шрифта и английских названий. До покупателя доносят только красивые и вызывающие названия. Как и на что конкретно влияют экстравагантные добавки в такой продукции, непонятно. Серия шампуней «Timotei», например, с названиями «Русский лес», «Греческий пилинг», «Сицилийское утро» непременно привлекает внимание, но какой-либо полезной информации по составу потребитель не получает. Или сухой дезодорант «Mennen speed stick» с серией «Энергия стихий»… О, это умопомрачительный продукт ‑ с запахом молнии и свежей лавины. Да, запах головокружительный, а главное – непередаваемый. Кто-то помнит запахи этих явлений? Может, кому-то удалось непосредственно почувствовать на себе эти процессы?
- Информация о материале
К одному моему знакомому, его зовут Андрей, подошел на улице человек, показал увесистое обручальное кольцо, которое было на его пальце и предложил его купить. Он говорил, что жена его лежит в больнице и ему очень нужны деньги. За кольцо он просил всего 150 гривен и даже хотел записать телефон Андрея, чтобы потом встретиться и выкупить кольцо обратно. Сторговались за 80 гривен. Каково же было удивление моего знакомого, когда выяснилось, что кольцо - подделка. Ведь там стояла проба! Еще неделю Андрей ждал, что ему позвонят. Но никто не собирался выкупать поддельное кольцо.
К ювелирам часто приходят люди с просьбой определить, из чего сделано их кольцо или серьги.
Ответом чаще всего становится - это подделка.
Откуда берутся подделки?
Подделками с вами могут рассчитаться мошенники за оказанные услуги. Подделку могут оставить в качестве залога.
Например: водителя такси останавливает прохожий, изрядно выпивший, и просит подвезти в отдаленную точку города. По прибытию выясняется, что у пассажира нет денег, и тот, дабы найти "выход" из сложившейся ситуации, пассажир предлагает купить у него его массивный перстень, опять же обещая выкупить его обратно. Мошенники рассчитывают, что вы подумаете так: 70-100 гривен деньги небольшие, в крайнем случае,если перстень окажется не золотым, будет не очень жалко.
Еще типичная ситуация: на улице, немного шатаясь, к вам подходит "личность, злоупотребляющая спиртным" - персонаж весьма узнаваемой наружности с изрядным перегаром и предлагает купить у него золотые украшения. Не сомневайтесь - и наружность и походка и все остальное - элементы тщательно продуманного мошенничества, в котором вам отведена роль жертвы.
Вам будут рассказаны "правдивые" истории о происхождении этих украшений. Вам будет понятен и "логичный" мотив низкой цены, например 120 гривен - вынес последнее из дома, и теперь продает даже обручальное кольцо. Вы еще поторгуетесь с ним и с удовольствием купите всего за 50 - 60 гривен обточенный на токарном станке кусочек латуни или бронзы!
А как же проба - спросите вы?
Я отвечу: то, что вы назовёте "пробой", на поверку часто оказывается лишь её жалким подобием. Такую "пробу" вам могут "умельцы" поставить даже на железные плоскогубцы. Но о пробе чуть позже, а для начала развеем мифы.
Мифы
Миф №1: "Незолото" разъедается (темнеет) от азотной (соляной, серной либо какой то еще кислоты).
И да и нет. Данный миф появился, когда человек, принеся сдавать своё золото на обмен, заказ или в ломбард, увидел как приёмщик "мазал кольцо какой то кислотой". Препарат, которым пользуются при определении золота 585 и 750 пробы, называется "тетрахлорзолотая кислота" или попросту "хлорное золото" - достаточно дорогое золотосодержащее вещество. Работа с ним требует серьезного навыка.
Миф №2: Если бросить золотое кольцо на стол - оно как то по особенному звенит. Вероятно этот способ хорошо подошел бы людям с развитым музыкальным слухом, и они с успехом могли бы им пользоваться, пройдя какие то специальные "золото-музыкальные" курсы. Правда для этого потребовалось бы, вероятно, ввести какой-либо стандарт: например обручальные кольца должны звучать как рэ, мужские перстни - какси-бемоль. И заодно провести специальный курс нотной грамоты для работников пробирной службы.
А если серьезно, звон, который мы слышим при ударе, обусловлен рядом параметров, таких как твердость материала, его упругость и форма изделия. Одно и то же золотое кольцо может издавать один звук, если его отжечь огнем - другой, и третий, если его немного деформировать, например, увеличить размер или просто согнуть.
Миф №3: "Старое" золото - хорошее, новое - совсем не то. Этот миф образовался с появлением на рынке дешевых турецких украшений, заполонившими рынок с открытием границ. Суть "некачественности" турецкого золота на самом деле сводится к тому, что изделия из него быстро ломаются, но связано это не с качеством самого золота, а в первую очередь с тем, что большинство из них тонкие и пустотелые, поэтому и непрочные.
Как это относится к теме подделок? Прямо - на большей части подделок именно те клейма, которые которые ставились на украшениях советского периода (на пробе там стоит звездочка).
Существует еще много народных способов определить золото: на зуб, на волос, на вкус, на нюх и т.п - не стоит относиться к ним всерьёз. Если и есть рациональное зерно в некоторых из них, то использовать это зерно сможет только специалист, которому все эти способы и так ни к чему.
Что такое подделка?
Подделка - это то изделие, на котором стоит изображение, имитирующее пробу - оттиск пробирного клейма. Мы не рассматриваем здесь юридические аспекты подделок, мы говорим лишь о том, что если клейма нет, то речь здесь о подделке не идет.
Как не купить подделку?
Первое: не покупайте золото у незнакомых.
Второе: не покупайте золото у знакомых.
Третье: не доверяйте себе и собственным знаниям о том, как отличить "незолото".
Четвертое: покупайте золотые украшения только в магазинах и всегда сохраняйте кассовый чек.
И пятое: на золоте обязательно должна быть проба.
Если вы все таки решили нарушить одно из перечисленных правил, удостоверьтесь, что вы не купили подделку.
Если украшение было изготовлено официально, и оно не подвергалось ремонту (например уменьшение кольца путем вырезки, при котором проба могла быть попросту вырезана или запаяна) то на нем должна быть проба.
Если на золоте нет пробы, это должно вас заставить усомниться в его подлинности. Лучше не покупать такие украшения, не проверив их предварительно у ювелира, в ломбарде или в пробирной службе.
Не покупайте золото с рук или на рынке, вас наверняка обманут.
Откуда берутся подделки золотых украшений? Оттуда же, откуда и мошенничества всех остальных мастей - от желания быстро обогатиться за ваш счет.
И не думайте, что вы то уж наверняка отличите золото от подделки, зная парочку "надежных" способов.
Не надейтесь. Даже опытный ювелир иногда не может определить золото без специального реактива. И даже реактив не может дать 100% гарантии. Проверка реактивом говорит о том, что поверхность изделия действительно из золота. А что там внутри... В последнее время подделки стали делать из сплавов, цвет которых не отличается от стандартного золотого сплава 585 пробы.
Если раньше ювелир, полагаясь на свой опыт, мог определить подделку, видя, каким способом она изготовлена, то теперь мошенники стали применять те же технологии, которые применяются ювелирами при изготовлении тех или иных видов украшений, использовать новые сплавы.
Единственное, что продолжает "хромать" в подделках - это проба. Что такое проба? Проба - это отпечаток специального штампа - пробирного клейма. Раньше клейма изготавливались граверами вручную под микроскопом специальными инструментами - штихелями. Они имели несколько критериев, по которым специалист мог без труда различить их подлинность. Сейчас клейма изготавливаются на специальном высокотехнологичном оборудовании, без которого невозможно изготовить качественное пробирное клеймо. Поэтому среди подделок весьма трудно встретить изделия с приличным отпечатком клейма.
Лазерное клеймение. Несколько лет назад в Украине появились установки, позволяющие наносить пробы с помощью лазера. Пробы нанесенные установкой лазерного гравирования можно подделать только на такой установке. Установка стоит порядка 50 - 60 тысяч долларов. Учитывая то, что подделка клейм должна иметь экономическое обоснование и то, что в Украине нет такого массового распространения подделок, вероятность встретить поддельное золотое украшение с лазерным клеймом практически равна нулю. Именно поэтому мы рекомендуем в определении подлинности золота (хотя бы на первом этапе) полагаться на отпечаток пробирного клейма.
Что говорит о подделке пробирного клейма (пробы)?
Чтобы рассмотреть клеймо вам понадобится хорошая лупа. Часто украшения загрязняются при ношении, и в углубление клейма попадает грязь. Её нужно предварительно вымыть, не используя острых предметов (они могут повредить нежный рельеф клейма). Вымыть можно так, как описано здесь.
Поддельное клеймо, как правило, напоминает настоящее лишь по внешней форме
Первое, на что надо обратить внимание - насколько ровно стоит проба. Пробирное клеймо должно стоять параллельно той детали украшения, на которой оно установлено. Если клеймо стоит криво - это первый сигнал к тому, что у вас в руках подделка (но еще не факт). Криво установленная проба - это не нарушение, но как показывает практика, на настоящих изделиях встречается исключительно редко. Это правило не относится к отпечатку клейма изготовителя - именника.
Второе: содержимое отпечатка пробы - даже если вы видите пробу первый раз в жизни, и вам показалось, что цифры "немного кривые" - не сомневайтесь, перед вами подделка. Это правило опять же не касается именников - многие именники изготавливаются мастерами-ювелирами вручную, и тут не может идти речь о ровности. Главное требование, предъявляемое пробирной службой к именникам - приблизительное соблюдение форм и размеров.
Как не купить подделку в магазине?
В Украине купить в нормальном ювелирном магазине поддельное украшение практически нереально. По закону, на каждом ювелирном изделии, продаваемом на территории Украины, должно стоять Государственное пробирное клеймо. Поэтому, имея товарный и кассовый чек, удостоверившись в наличии пробы на изделии и наличии лицензии Минфина, можно быть спокойным - правда на вашей стороне. Благодарить за это можно жесткие законы, регулировавшие оборот драгоценных металлов и камней на территории стран бывшего СССР и работу современной украинской пробирной службы.
Иным образом дело обстоит в других странах, там подделку можно купить даже в магазине. Например из Италии везут массивные позолоченные украшения - там продавец может может просто "не понять" ваш русский или ломанный английский и "по доброте душевной" продатьвам вместо золотого браслета или цепихорошую латунную бижутерию да ещё в придачу приложит к неё сертификат, в котором будет написано: 18K GOLD. Но если прочитать внимательно, можно увидеть, что изделие лишь покрыто золотом 18 карат (750 проба). Здесь опять же нужно соблюдать правило - на украшении должна быть проба - мошенничество наказуемо во всех странах.
Также часто подделки везут из Индии, Турции, Китая.
Сплав золота с титаном
Отдельной строкой хочется отметить бижутерию, которая продается как "сплав золота с титаном" - под таким названием вам могут предложить украшения, чаще массивные цепи и браслеты, с цветов сплава издалека напоминающим золото 585 пробы - можете быть уверены, что золота в них нет совсем.
Ленинградское серебро
Еще одна массовая подделка под серебро - так называемое "ленинградское серебро". Под таким названием продаётся латунная посеребрённая бижутерия. Характерным отличием "ленинградского серебра" является оттиск, по форме напоминающий оттиск пробирного клейма (пробы). Текстовое наполнение клейма - невнятное или отсутствует вообще, вероятно именно это не позволяет классифицировать такие изделия как подделку. Однако продажа таких изделий как серебра всё равно является мошенничеством.
Однако, после очистки чернения, хорошо видно, что надпись не имеет ничего общего с пробой:
Распространенные названия сплавов, имитирующих сплавы золота.
алюминиевая бронза (ауфир, аурал, ауфор) -- сплав золотисто-желтого цвета, состоящий из 90 частей меди, 10 частей алюминия;
батбронза (bathbronze) - сплав бронзы с 6% олова, пригодный для позолоты и используемый, как правило, для литья художественно-промышленных изделий;
батметалл (bathmetall) - сплав, лигированный цинком, используется в Англии для производства столовой посуды;
бельгика (belgica) - сплав "под платину" из 74,5% железа, 16,6% хрома и 8,9 % никеля;
вермей (vermeil) - французское наименование позолоченного на огне серебра;
гамельтонметалл (hamiltonmetell) - сплав из 66,7% меди и 33,3% цинка золотисто-желтого цвета, хорошо подходит для золочения;
голдин (goldin) - сплав меди и алюминия, используемый в Германии для изготовления дешевых ювелирных изделий;
дюраметалл (durametall) - в Германии сплав меди, цинка и алюминия золотисто-бронзового цвета;
золото musiv - пластики сульфидного олова с золотым блеском, которые применяются для имитации золочения; не разъедаются серой и сероводородом и не чернеют;
мангеймское золото - сплав из 83,6% меди, 9,4% цинка и 7% олова, цветом под золото; изготовленные из этого сплава изделия к тому же обычно еще и позолочены;
мозаичное золото - сплав из 66% меди и 34% цинка с оттенком самородного золота;
накладное золото - золоченый материал, основу которого образуют сплав меди с золотым покрытием по меньшей мере 8 микрон; слой золота прокатан и приварен;
орайде (oreide), или "французское золото", - сплав золотого цвета из 80% меди, 15% цинка и 5% олова (или 86,13% меди, 13% цинка, 0,4% олова и 0,6% железа) для литья ювелирных изделий;
палакарт (palacart) - сплав, по цвету похожий на платину, из 75% палладия, 15% золота и 7% серебра;
пинчбек (pinchbeek), или английское золото, -- сплав меди и цинка (с 83-93% меди), созданный лондонским часовщиком Христофором Пинчбеком; применяется для изготовления общедоступных украшений, бижутерии, окладов;
платинор - сплав из 57% меди, 18% платины, 10% серебра, 9% никеля и 6 % цинка; красивый золотой цвет;
поликсен - так называют природную платину, смешанную с другими металлами;
симилор - сплав, похожий по окраске на золото, чаще позолоченный, и состоящий, как правило, из 83,7% меди, 9,3% цинка и 7% олова;
томпак - сплав меди и цинка различных составов (чаще 90% меди и 10% цинка) с красивым золотым цветом; содержание меди делает его устойчивым к коррозии;
электрон - сплав золота и серебра различных соединений (иногда до 39% серебра); многие античные монеты изготовлены из электрона.
- Информация о материале
Страница 163 из 186
