Впервые автор этих строк поругался с ватником в 2007 году. Дело было в Чехии на экскурсии по Кутне Горе. После выхода из прекрасного местного собора это удолбище откуда-то из-под Ярославля включило:

– Ну, я так понимаю, чехи — народ-предатель…

Кого предали чехи (судя по всему, абстрактное славянство) в удивительной картине мира лавочника из средней полосы, я даже не стал выяснять. Сразу поинтересовался, а какого банана дядечка делает среди этих предателей, когда можно было с чувством, с толком, с расстановкой провести каникулы в пределах Золотого кольца России, среди идейно выдержанных (в спирту) пахомычей.

Особо срача не получилось. Тогда такие срачи ещё не любили, нас быстро развели.

Я себе тогда это объяснил так: ну, дядька походил по красивому городу, посмотрел на красивые здания, ощутил легкое жжение Хиросимы пониже спины и решил, что если сейчас не обосрёт местных, боль не уйдёт. А поскольку найти (или незаметно сделать) грязь не получилось, следовало, как любому дикарю, обвинить цивилизованных в аморалке. Благо, цивилизованные заведомо аморальны в дикарской системе ценностей.

Сейчас я понимаю: нет, так просто нельзя. Феномен ватника за границей нуждается в отдельном осмыслении.

Ватник в разрезе

Когда-то одна из моих курсовых на философском факультете была посвящена феномену варвара, он же гопник, он же быдлан. Я доказывал, что это вовсе не просто человек с низким уровнем культуры, а человек с особым восприятием мира, и пока это восприятие не разложишь на составляющие, не поймёшь, что им на самом деле движет, и не научишься предсказывать его дальнейшие действия. Например, когда варвар говорит «она же просто не была заперта!» об украденной машине, он не оправдывается, он абсолютно искренне считает, что был прав: не защищаешь собственность — значит, не владеешь ею, не нужна она тебе. Просто в его восприятии мира не наши критерии собственности, у него «своё» — это то, что ты готов защитить, а «чужого», которое нельзя брать просто по факту иной принадлежности, не существует. Как у трехлетнего ребенка или индейца из глубин Амазонии.

При всем при том, что категории ватника и варвара зачастую пересекаются, сейчас хочу всё же рассмотреть первую в отрыве от второй. И в конкретных примерах, которые регулярно удивляют моих друзей и знакомых.

— Как можно считать страну частью своей лишь на том основании, что ты «не чувствуешь себя за границей»?

— Как можно оправдывать необходимость присоединения чужой территории тем, что там когда-то пролилась кровь твоих солдат (не важно, в каком статусе)?

— Как можно оставаться лютой ватой, уехав на ПМЖ за границу? Как можно прожить в США двадцать лет на пособия, до скрежета зубовного ненавидя Америку? Как вообще можно обсырать страну, в которую ты приехал в гости?

— Как можно поносить «ж-дву и пиндосов» в Фейсбуке, созданном американским евреем?

Можно.

Все это логично, чётко и последовательно. При одном условии: ты — оккупант.

Особенности его видения

Эта поправка ставит всё на свои места. Нужно просто понять, как они мыслят.

Вот, например, недавний случай. Руссо туристо в Хорватии припарковалось на месте для инвалидов. Приехали эвакуаторы. Оно орёт, матерится.

В крике мелькает упоминание дидов, которые этих неблагодарных хорватов освобождали.

Народ в комментах, естественно, смеётся: все, кто историю Второй мировой знает не по обёрткам от жвачек, помнит, на чьей стороне была Хорватия. Но прикол в том, что в сознании — и мифологии — обиженного ватника нет разницы между освобождением и оккупацией.

«Советский Союз освободил Европу от фашизма!» Бред? Формально — бред. Даже при самом лояльном к СССР взгляде условно-освобождёнными можно считать Польшу и часть Чехии, отчасти, возможно, Сербию — остальные страны, в которые вступала Красная Армия, так или иначе сражались на стороне Оси.

«Просто эти ватники не знают!» — поясняем себе ситуацию мы. Расстрою. Те, что знают, вполне искренне считают оккупацию той же Хорватии, Болгарии или Венгрии освобождением. Потому что «освобождение» у них — это когда занял «наш» солдат. В сознании оккупанта освобождение — это оккупация своими.

Вполне возможно, этот ватник прекрасно знал и о Хорватии Второй мировой, и об усташах. Он просто требует уважения к своим правам оккупанта, как требовал бы их немецкий переселенец от населения Рейхскоммисариата Украина. То, что деоккупация в случае Хорватии уже завершилась, его смущает, но инерция мышления ещё сильна, равно как и вера в то, что это ненадолго.

В сознании оккупанта обеспечение его благополучия входит в обязанности местного населения. Даже если он живёт на пособие в США — он чувствует себя партизаном на территории врага, сражающимся за ресурсы и поддерживающим связь со Ставкой. Благо, в эпоху Интернета и соцсетей можно даже социализироваться с такими же, не покидая собственного дома.

Вообще мир в глазах оккупанта — и здесь мы подходим к мышлению варвара — выглядит примерно так, как у орочьего главаря Гримгора Железношкура из Вархаммера. «То, что я вижу — конкретно моё. То, чего не вижу — тоже моё, только я это, типа, ещё не взял. Мы дойдём до края света и потопаем обратно».

Вспоминаем «сапоги в Индийском океане» и «наш сапог — свят».

Да, думает оккупант. Может сейчас Хорватия — то, что мы, типа, ещё не взяли. Но возьмём же. Силушки-то есть, а нам здесь нравится. Местных только прогнать и ага.

Важное замечание: сознание варвара не увязывает наличие местных с процветанием края. Для него все эти красивые здания и чистые трамваи — это ресурс, который образовался, взятый как данность. И который можно отобрать. Классическая фраза — «замечательная страна Америка — дома, транспорт, дороги, фермы. И как такая красота этим вонючим пиндосам досталась?!»

Для него вся эта красота — природный ресурс. Как нефть и газ. Ну вот повезло этим пшекам, гансам и жабоедам жить на такой хорошей земле с замками и дворцами.

Откуда у оккупанта уверенность, что все войны в мире — из-за нефти? Что все спят и видят, как прийти и забрать его ресурсы? Потому что он спит и видит, как придёт и отберёт все эти дворцы. Идея «в современном мире нефть дешевле покупать» для него кажется нелогичной. Идея того, что экономика — не всегда игра с нулевой суммой, вообще не умещается в голове. Как не с нулевой-то, дурачки?! Ресурсов-то ограниченное количество, оно не увеличивается! Закон сохранения массы, лошпеды!

Отсюда же уверенность, что землю можно считать своей уже по факту того, что на ней кто-то грохнул твоих солдат. Наш Афганистан. Наш Порт-Артур. Наш Крым, наша Аляска, наш Очаков. Мы за них кровь проливали! Факт гибели солдата на чужой территории видится достаточным обоснованием для её занятия в дальнейшем. Я бы сказал «не верите — посмотрите их телешоу», но, блин, я не настолько садист, чтобы давать такие советы.

Другим достаточным основанием является то, что оккупанту там не мешают чувствовать себя как дома. Понастроили тут границ, давайте отменим…

Недавно замечательный человек Андрей Алехин написал пост о том, как пояснил гостям Львова, что Украина — всё-таки заграница.

Я во Львове.

И я вам скажу, тут этих немытых великомордорских туристов - предостаточно.

Вчера вечером сижу на террасе в кафе, пью виски, а сразу за мной на диванчик усаживается парочка: качок такой с поросячими ресницами и его немытая дама. И оба с таким выразительным мокшанским акцентом:

- Нам бутылочку фраголино.

Знаете же, как они говорят?

- Фрагааааалино.

Фу. Я так и знал: допью виски - не выдержу. И да. Прикиньте, эта его метелка:

- И не скажешь, что Украина. Как будто за границей.

Я как повернусь:

- Это и есть за границей. И всегда будет за границей. А вы можете валить себе в Клязьму, ты гля.

А этот качок так примирительно:

- Мы же ничего. Мы так. Зачем же.

А я все равно ещё порычал:

- Ото пейте своё рагулино и не умничайте: я ща фашистов позову.

Я, когда выпивший, - очень смелый. А эта гибридная война выматывает не бей лежачего. Давайте уже визовый режим.

И чтобы 86% отказов. Или лучше сто.

На него накинулись. Как негостеприимно! Как невежливо! Как фу!

Другие выступили в защиту — мол, у нас сейчас есть право на некоторую русофобию…

Право есть. Но оно в этом случае ни при чём. У Алехина совершенно логично сработал инстинкт самосохранения. Некоторые считают, что проявлять агрессию по отношению к визитёрам следует лишь тогда, когда они начинают ругать Украину. Это можно, но на самом деле много важнее начинать разъяснительную работу с занесением в личную челюсть там, где они начинают рассказывать про единый народ.

Потому что агрессия ватников за границей — признак осознания себя в чужой среде. В «том, что почему-то не оккупировано». А вот фраза «И не скажешь, что Украина. Как будто за границей» — признак того, что ему кажется, что он уже на оккупированной, и смущает лишь факт того, что для уже оккупированной здесь как-то слишком чистенько.

Надо разубедить. Потому что, так или иначе, его сознание вновь сползёт по схеме «близкий народ — братский народ — один народ — один народ, который просто хотят рассорить бандеровцы, но ничего, введём войска…»

Давайте поломаем эти рельсы на раннем этапе. Это много проще и дешевле, чем на позднем. Что характерно, для самого ватника тоже. Пусть лучше его пошлют во львовском кафе, чем убьют под Авдеевкой.

Вы когда-нибудь видели ватника, говорящего о возвращении Финляндии? А ведь бывшая провинция империи. И стратегически нависает над Питером. И армия сейчас откровенно слабенькая, Маннергейм бы плакал, и НАТО не прикрывает. И сто лет назад в Финляндии тоже чувствовали себя, как дома – вспомните «Немного Финляндии« Куприна.

Но вот что-то нет. Едет Путин в Финляндию и кладёт на могилу Маннергейма — пособника Гитлера, организатора блокады Ленинграда — цветы. А за ним Медведев на велосипеде…

Финляндия — наш пример того, как останавливают оккупантов. И как заставляют их смириться с мыслью, что вот та странная штука на карте по соседству — это независимое государство, на которое не имеет смысла точить зубы. У них это получилось на восемьдесят лет раньше. Они, без шуток, герои и исторические победители.

Мы пока в процессе.

Петро Порошенко днями відкрив у Бродах новий завод французького концерну Nexas. Там виготовлятимуть автомобільні кабелі та продаватимуть їх до Євросоюзу.

«Це прямий результат надзвичайно важливого документа – Угоди про асоціацію з ЄС, яка відкриває для українських виробників доступ до європейських ринків», – заявив президент.

Nexas, однак, працює в Україні з 2007 року. Має ще два заводи – в Перемишлянах і Золочеві. Отже, концерн прийшов до нас ще до асоціації і тривалий час експортував до Євросоюзу без зони вільної торгівлі.

Та не дивно, що президент перебільшує: піаритися на Угоді про асоціацію цими днями зручно й виграшно. Є привід: 1 вересня Угода набуває чинності. І попри скепсис щодо офіційних заяв – сьогодні справді день для оптимізму.

Асоціація – це не просто зниження мит. Вона справді здатна змінити країну, нехай це і не станеться вже завтра.

Угоду про асоціацію недарма порівнюють з безвізовим режимом – і те, й інше є знаковим та етапним на шляху України до ЄС.

Навіть попри те, що за своєю дією вони принципово відрізняються.

Безвіз має негайний вплив, тоді як офіційний «запуск асоціації» пересічний українець на собі не відчує. Товари не подешевшають вже завтра, а їхня якість чи безпечність не зміниться лише через те, що ми вже маємо повністю працюючу угоду.

З практичної точки зору початок дії УА є доволі технічною подією, адже ключові положення угоди працюють у тимчасовому режимі вже кілька років, а 1 вересня починає діяти менша кількість положень та статей, нехай навіть важливих для суспільства.

Попри це, сьогоднішній день не стає менш значущим – і з огляду на історію угоди, сповнену драмами та уроками від березня 2007 року, і через те, що цей документ залишатиметься у фокусі багато років, визначаючи напрям українських реформ.

Нині не часто згадують, що підготовка угоди почалася ще за Ющенка, у притаманному тим часам хаосі. Переговори майже не просувалися, натомість не бракувало щедрого проєвропейського словоблуддя від обох «помаранчевих вождів«.

За Януковича ситуація змінилася, але не стала кращою. Переговори зрушили з мертвої точки і доволі швидко завершилися, але одночасно в Україні тривало зміцнення авторитаризму, несумісне з духом та цілями Угоди. Події тієї доби довели неможливість сидіти на шпагаті між Європою та Євразією – у цій багаторічній улюбленій позі української влади. Суспільство прагнуло руху, але одночасний рух у протилежних напрямках не міг не призвести до розриву.

В листопаді 2013 року Угода про асоціацію стала символом боротьби українців за європейське майбутнє. Після відмови Януковича від її підписання почалося масштабне повстання, що переросло у Революцію Гідності.

Та повернемося до сьогодення.

На жаль, Угода відтоді так і не стала символом щирості проєвропейської риторики української влади.

Минуло майже три роки її тимчасового застосування. Змінилися три уряди, на європейських гаслах прийшли до влади новий президент та парламентська більшість. Але незмінним лишився брак політичної волі до виконання змін та реформ, передбачених у тому числі Угодою про асоціацію.

«Зі 126 директив, які ми мали імплементувати в українське законодавство у 2016 році, імплементовано лише 36, з них 23 – повністю«, – визнала на початку року віце-прем’єр з євроінтеграції Іванна Климпуш-Цинцадзе. Відтоді ситуація принципово не змінилася. Днями «Європейська правда» мала змогу побачити урядовий моніторинг виконання угоди. Всі розділи в ньому були зафарбовані червоним кольором – це означає, що у жодному секторі виконання не йде за графіком.

Виконання зобов’язань справді рухається надто поволі, а те, що є, досягнуто не в останню чергу завдяки зовнішньому та внутрішньому тиску на українську владу.

А попереду – передвиборчий 2018-й, коли шанси на «рішучі реформи» стають ще меншими.

Часто замість прогресу у виконанні Угоди ми бачимо кроки назад. Частина депутатських ініціатив прямо суперечить зобов’язанням України перед ЄС. І проблеми сконцентровані не тільки в парламенті – варто лише згадати скандальну ініціативу МВД по обміну водійських посвідчень, яку у відомстві Авакова намагалися «продати» як виконання Угоди про асоціацію. Тоді суспільний розголос зупинив МВС, але за півроку вони знову почали просувати ту саму ідею.

Однак численні проблеми із виконанням Угоди про асоціацію не стають на заваді переможній риториці влади. Заява Порошенка на початку цієї статті – лише один із багатьох прикладів останнього часу.

Очевидно, з наближенням виборів пафосу лише більшатиме.

Вже відомо про плани Порошенка будувати кампанію на обіцянках привести Україну в Європу. Асоціація та безвіз мали би стати доказом його «серйозних намірів», адже євроінтеграція залишається свідомим вибором українців.

Але є одна проблема: якщо роботу і надалі підмінятимуть розмовами, з кожним місяцем буде складніше переконувати виборців, що країна йде саме цим шляхом.

І не варто сподіватися на підтримку ЄС у виборчій кампанії. «Навіщо вам європейське майбутнє, якщо ви не здатні виконати свою домашню роботу з реформ» – такі заяви вже зараз лунають у Брюсселі, щойно Київ піднімає питання про подальше зближення з Євросоюзом.

Отже, отримавши такий козир, як повноцінна Угода про асоціацію, влада скоро опиниться на роздоріжжі. Перед нею будуть два шляхи.

Перший – використовувати угоду як інструмент для політтехнологій та маніпуляцій. Чимось це подібно до того шляху, яким Київ йде сьогодні.

Для цього можна залишити все, як є. Щось виконувати. Десь – ігнорувати власні зобов’язання чи намагатися вихолостити суть регламентів ЄС, або викривити їх, підлаштувавши під свої бажання.

Тобто не шкодити особистим бізнес-інтересам, і водночас – не втомлюючись вихвалятися асоціацією у публічних промовах.

Другий шлях – почати належно й системно виконувати угоду й справді рухати Україну в Європу, зробити її символом успіху.

Так, це робити важче, аніж розповідати про «наш шлях до ЄС» на тлі очевидного саботування цього шляху. Але для політиків, які справді мріють про європейське майбутнє для України (а не лише запевняють виборця про такі мрії), цей вибір взагалі не мав би стояти.

Виконання Угоди про асоціацію з ЄС – лише один з етапів на європейському шляху України, та нині він – безумовно найважливіший. На цьому шляху на нашу державу ще чекає чимало перешкод.

Але цей шлях Україна здатна пройти до кінця. Звісно, якщо йти, а не тільки переконувати світ у своїй готовності зробити перший крок.

На прошлой неделе сын народного депутата от Оппозиционного блока Нестора Шуфрича сбил пешехода. Инцидент произошёл ночью в центре Киева. Пресс-служба депутата тут же заявила, что автомобиль Bentley, на котором Нестор Шуфрич — младший наехал на потерпевшего, ему не принадлежит. Мол, машину взяли в аренду для съёмок клипа друга Шуфрича-младшего. Сбитый сыном депутата 31-летний потерпевший находится в тяжёлом состоянии в реанимации. Семья Шуфрича взялась оплатить его лечение. Они перевели больного из государственной больницы в частную, там его будет лечить приглашённый из Израиля врач.

Самому Нестору Шуфричу — младшему грозит от трёх до восьми лет лишения свободы за нарушение правил дорожного движения, повлёкшее тяжкие телесные повреждения. До рассмотрения дела Шевченковский суд Киева отпустил подозреваемого на поруки отца, несмотря на то, что прокуроры настаивали на домашнем аресте, чтобы исключить возможность побега. Суд посчитал смягчающим обстоятельством беременность жены Шуфрича-младшего.

Инцидент на трассе

В канун Нового года народный депутат от «Народного фронта», глава Комитета Верховной Рады по вопросам нацбезопасности и обороны Сергей Пашинский оказался в эпицентре скандала: депутат прострелил ногу мужчине, напавшему на него на трассе в Киевской области. По версии Пашинского, инцидент произошёл, когда они с супругой возвращались домой и увидели, как два человека на дороге толкали машину без осветительных знаков. После того как жена депутата предупредила незнакомцев о создании аварийной ситуации, один из них её обматерил. Пашинский попытался добиться извинений от мужчины, достав наградной пистолет — подарок министра внутренних дел Арсена Авакова. Но ситуация вышла из-под контроля: незнакомец ударил депутата бутылкой по голове, а тот в ответ прострелил ему ногу. По версии другой стороны, первой нецензурную брань использовала супруга Пашинского, а ему пришлой обороняться, потому что депутат угрожал пистолетом.

Спустя полгода Генпрокуратура закрыла уголовное дело против Сергея Пашинского, поскольку не увидела в его действиях состава преступления. Прокуроры убеждены, что депутат действовал в рамках необходимой самообороны.

Стрельба в школе

В середине августа в СМИ появилась информация о стрельбе на киевской Троещине с участием внефракционного депутата Сергея Мельничука. Конфликт случился на территории специализированной школы «Славия», учредителем которой является Украинский конгресс инвалидов. Туда Мельничук приехал, чтобы остановить выселение школы. Дело дошло до серьёзного конфликта: в ход пошло оружие. Представители депутата заявляют, что первыми огонь открыли те, кто пытался захватить помещение школы. «Титушки с грязной бранью разбили заднее боковое стекло автомобиля Сергея Мельничука, запустили в салон газ, порезали шины и начали стрельбу», — заявили в пресс-службе депутата. То, что стычку спровоцировали неизвестные молодые люди, подтверждает и член правления Украинского конгресса инвалидов Юрий Шеремет, который был свидетелем конфликта.

Киевская полиция заявляет, что стрелял не депутат, а человек, который был с ним в машине. Представители Мельничука говорят, что это был государственных охранник, защищающий его от покушений на убийство уже полтора года. Сейчас прокуратура начала досудебное расследование по факту умышленного препятствования Мельничуком выполнения решения суда о выселении общественной организации из нежилого помещения. По словам депутата, он фигурирует в деле как свидетель.

Хулиганство

В середине лета в Конотопе Сумской области депутат облсовета Сергей Демеха открыл огонь по людям в центре города. Мэр Конотопа Сергей Семинихин на своей странице в Facebook написал, что пьяный депутат приставал к девушке, а когда за неё заступились люди, Демеха начал стрелять.

В сумской полиции заявления о том, что депутат облсовета был пьян, опровергли: алкоголя в его крови не обнаружили. А оружие, из которого стрелял Сергей Демеха, — травматическое, зарегистрировано и находится у него на законных основаниях.

После инцидента полиция получила два заявления. Одно — от депутата, который пожаловался на то, что местный житель забрал у него золотой кулон. Второе заявление — от его «оппонента», который обвиняет Демеху в том, что тот стрелял в него из пистолета. Сам депутат считает, что на самом деле покушение связано с его политической деятельностью.

Полиция Сумской области открыла уголовное производство по статье «хулиганство».

Газовое дело

В начале лета депутат Каменского горсовета Днепропетровской области Дмитрий Пучкин в селе Куриловка обстрелял работников аварийно-диспетчерской службы, когда те работали над восстановлением газоснабжения. В результате пострадала 60-летняя сотрудница газовой службы.

Конфликт начался, когда рабочие попросили у Пучкина разрешения попасть к регулятору давления, который находился во дворе дома депутата. В ответ услышали резкий отказ и угрозы, а затем Пучкин четыре раза выстрелил в их сторону. На возмущение одной из работниц депутат отреагировал ещё агрессивней: выстрелил ей в ногу.

По факту нанесения телесных повреждений правоохранительные органы открыли в отношении депутата уголовное производство.

В обязанности Фонда госимущества, помимо «неподъемной» для него приватизации, входит также управление всем тем, чем страна богата.

Значительная часть этих объектов — из тех, что не разрушились и не сгнили, — сдается Фондом в аренду. И, по идее, должна приносить неплохой доход госбюджету, но сумма едва доходит до миллиарда гривен за год. При этом речь идет 7 млн квадратных метров недвижимости оценочной стоимостью свыше 16 млрд грн. Большая часть которых создает огромные коррупционные риски.

Не управляя

Фонд госимущества, помимо центрального аппарата, имеет еще 25 территориальных подразделений, в которых трудятся порядка 1200 сотрудников. Проконтролировать их работу у Фонда получается не всегда: за год удается провести аудит работы лишь двух-трех подразделений, и к качеству этих аудитов тоже есть вопросы, причем не только у нас, но и у Счетной палаты.

Ее регулярные проверки работы Фонда не раз демонстрировали, что в центральном аппарате ФГИУ довольно смутно представляют, что происходит в областях, особенно если речь идет не о таких титанах, как ОПЗ и «облгазы», а о мало интересных олигархическому бизнесу объектах. Антикоррупционные меры в Фонде, согласно его официальной позиции, заключаются в написании беспредметных и обтекаемых «планов антикоррупционных мероприятий» и создании отдельной электронной почты для желающих сообщить о предполагаемой коррупции в ведомстве.

Между тем анализ данных об арендуемом у Фонда имуществе говорит о необходимости куда более серьезных проверок как определения стоимости аренды, так и условий заключаемых им договоров.

На 1 июля 2017-го общее количество действующих договоров аренды государственного имущества, заключенных органами приватизации, составляет чуть больше 19 тыс. (см. рис. на 8-й стр.). Львиная их доля (18,8 тыс.) — это сдаваемые в аренду госпредприятия, их территории, конторы, склады. Остальное — единые имущественные комплексы все тех же ГП и имущество, находящееся на балансе хозяйственных обществ.

Из общего количества договоров аренды 884 заключены в отношении госимущества, расположенного в Крыму, а 1016 договоров касаются аренды предприятий, расположенных в населенных пунктах Донбасса, временно не контролируемых украинской властью. Эти договоры мы учитывать не будем, не только говоря о стоимости аренды или имущества, но и рассматривая задолженности уплаты и начисление пени. Так как судьба этого имущества неизвестна, оценить его сохранность и состояние в данный момент невозможно, как и объемы предполагаемых потерь государства.

По результатам работы в первом полугодии 2017-го, в бюджет государства от аренды его имущества поступило всего 491,3 млн грн, а за весь 2016-й арендаторы заплатили чуть больше 1 млрд грн.

Прогнозный план поступлений на этот год предполагает, что они вырастут до 1,5 млрд. И уже сейчас можно говорить о его невыполнимости.

Конечно, не все 7 млн кв. м сдаются бизнесу и по рыночной цене. Четверть всех договоров аренды — это соглашения с госучреждениями, которые по закону арендуют имущество за одну гривню в год. Речь о 46% всей государственной недвижимости, или свыше 3 млн кв. м коммерческих площадей, как правило, не в худшем состоянии и не на выселках. Нередко, арендуя у государства за одну гривню, предприимчивые руководители госструктур излишек помещений сдают уже коммерческому сектору, и часто по одному и тому же адресу можно найти как государственную контору, так и какого-нибудь предприимчивого нотариуса, турфирму из одного человека или такое же камерное агентство недвижимости. Такой себе бонус руководителю за низкооплачиваемую работу на госслужбе.

Согласно законодательству, госструктуры могут выступать арендодателями, если речь идет о помещениях площадью не более 200 кв. м. И за первое полугодие от аренды имущества бюджетных организаций в госказну перечислено порядка 80 млн грн. Мало, конечно. Попыток проверить достоверность этой суммы и ее соответствие рыночным ценам еще меньше. На самом деле невозможно даже проконтролировать достоверность стандартизированной оценки стоимости упомянутого имущества, проведенной Фондом и определяющей, среди прочего, арендную стоимость.

Не меньше вопросов возникает и в отношении целесообразности размещения тех или иных госслужб в предоставленных им помещениях. Ведь если площади сдаются, значит, они не используются по назначению. И, вероятнее всего, переезд бюро или службы в меньшее помещение оптимизировал бы государственные затраты на его содержание, например, позволив либо продать, либо сдать в аренду не несколько комнат, а все здание целиком. Но подобные перемены — это гарантированный скандал, они всегда сопряжены с недовольством сотрудников, нежелающих покидать здания в центральных районах городов. В ФГИУ желающих в эти скандалы вмешиваться нет. Им бы для начала нового руководителя получить. Но с момента отставки Билоуса в апреле нынешнего года достойные так и не нашлись.

Фонд, по большому счету, давно ничем не управляет, лишь поддерживая статус-кво и сохраняя сложившуюся ранее систему отношений. Ну и изредка, благодаря внешнему давлению, что-то все-таки продает. Причем то, что еще никто не взял в аренду. Потому как продать арендуемые за одну гривню госпредприятиями помещения невозможно. А если продается объект, арендуемый частным лицом, то арендатору государство гарантирует неизменность условий договора до момента его истечения. И с высокой долей уверенности можно сказать, что новый собственник на сохранение этих условий не согласится.

Не контролируя

Справедливую и немалую цену за аренду государству платят только операторы связи, банки и крупные промышленники, арендующие целостные имущественные комплексы. Но их сравнительно немного — до 20%. Все остальные арендаторы — это занимающиеся разнообразной деятельностью физические и юридические лица, по ряду обоснованных причин решившие, что арендовать у государства выгоднее, чем на рынке.

Первое, что смущает, — это сроки составления договоров. По оценкам Центра экономической стратегии (ЦЭС), эксперты которого также анализировали отчетность ФГИУ, доля договоров с физлицами, срок действия которых превышает пять лет, — более половины их общего числа. С юрлицами еще больше — свыше 60%. Естественно, учитывая динамику изменений на рынке недвижимости и очень условную стабильность национальной валюты, понятно, что государство от столь длительного сотрудничества выиграть не может. Даже если арендатор попался порядочный. Что тоже редкость.

В первом полугодии размер выявленной задолженности арендаторов перед государственным бюджетом, не уплаченной в течение трех и более месяцев подряд, составляет 118,2 млн грн. Это больше, чем месячные поступления от аренды. При этом за последнее полугодие долг вырос только на 8,7 млн, остальное — достижения предыдущих периодов, к которым справедливо прибавляются 59,6 млн грн пени за задолженность перед госбюджетом, а еще 119,2 млн грн штрафов за несвоевременный возврат государству арендованного имущества после истечения срока договора. Перспективы возврата всех этих денег в казну туманны. За первое полугодие ФГИУ подал почти полтысячи исков о взыскании задолженности арендной платы, штрафных санкций, о расторжении договоров аренды и т.п. Суды идут. Решения ожидаются. Между тем никаких действий, направленных на предотвращение подобных проблем в будущем, не наблюдается.

Тем временем не далее как в мае этого года в городе Мукачево некая благотворительная организация «Доторкнись до життя» арендует помещение бывшего училища площадью в 2,5 тыс. кв. м на десять лет по стоимости 9 грн/кв. м, получая в подарок территорию училища в 18,5 тыс. кв. м. Не будем в данном случае обсуждать смешную, даже по мукачевским меркам, цену — возможно, благотворительный фонд действительно занят благотворительностью, и такая скидка оправдана. Но какова целесообразность заключения договора на целое десятилетие? Не потерять такого «выгодного» клиента?

В этом же году ООО «Континент», занимающееся агробизнесом, заключило с Закарпатским подразделением ФГИУ договор на беспрецедентных условиях. Помещение площадью 930 кв. м сдали в аренду по цене 4,5 грн/кв. м на срок

«до момента приватизации балансодержателя». То есть с учетом эффективности работы Фонда — бессрочно.

Чем оправдано заключение столь длительных договоров с госструктурами, которые редко куда переезжают, а за аренду платят гривню в год, ясно. А вот по какой причине, например, физлицо может заключить шестилетний договор об аренде 820 кв. м под тир в Бердянске, оплачивая по полторы гривни за квадратный метр? С чем связана такая щедрость чиновников? С желанием довести количество судебных исков с арендаторами в следующем году до тысячи?

Не менее сомнительны и цены за квадратные метры, которые платят некоторые арендаторы. Конечно, стоимость зависит от многих факторов — расположения, состояния объекта, его целевого назначения. Средняя стоимость одного квадратного метра, исходя из статистики ФГИУ, составляет 100 грн/кв. м. И, глядя на нее, не скажешь, что государство продешевило, решив не продать, а сдавать в аренду свое многочисленное имущество. Но эта средняя стоимость деформирована огромными суммами, уплачиваемыми за аренду целостных имущественных комплексов — рыбколхозов, ГОКов, шахт, спиртзаводов. Там суммы аренды составляют десятки и сотни тысяч гривен в месяц, с лихвой компенсируя десятилетние «льготные соглашения» и позволяя ФГИУ хоть как-то выполнять бюджетные планы по арендным поступлениям. Но таких объектов немного. Большая часть — это сравнительно небольшие помещения в регионах, интересующие локальных бизнесменов и, судя по всему, обеспечивающие неплохую прибавку к жалованию местным чиновникам Фонда.

Как, например, ООО «Легион», построившее в Николаевской области автодром на 15 сотках государственных земель, за которые платит

178 грн в месяц. Или занимающееся выращиванием сельхозкультур на 15,5 тыс. кв. м ООО «Зеленый город», при этом оплачивая государству за аренду 780 грн в месяц, или 4 коп. за кв. м. Агробизнес настолько убыточный, что собственник платить больше не может? Или конкуренции нет, и не нашелся тот, кто согласен платить хотя бы гривню за метр? Что, кроме коррупционного интереса, могло заставить чиновников ФГИУ передать эту землю в аренду именно этой компании, причем на долгих десять лет?

А сколько зарабатывает, благодаря сговорчивости чиновников Фонда, ООО «ЮВИТАС», арендуя 6 соток под автостоянку в центре Тернополя по 35 коп. за квадратный метр? И сколько ежегодно теряет государство, предоставив входящему в ТОП-50 налогоплательщиков портовому оператору ООО «ЮСКЛ» 19,5 тыс. кв. м складских помещений в Николаевском порту менее чем по 3,6 грн/кв. м до 2031 г.?

Это лишь некоторые примеры из множества, среди 19 тыс. договоров можно обнаружить много подозрительных сделок, буквально кричащих об их коррупционной природе. И трудно представить, что в обозримом будущем будет создана адекватная система контроля подобных сделок. Ведь речь идет обо всей Украине, огромном количестве объектов, имеющих свою специфику, особенности. А главное, на эти объекты есть рыночный спрос. По крайней мере, пока они не развалены действующими арендаторами. Их балансовая стоимость, за исключением помещений, приютивших госструктуры, — порядка 10 млрд грн. Почему вместо того, чтобы попытаться продать эти еще живые активы, Фонд настойчиво выставляет на торги разваленные столовые, подвалы, бани или недострои?

* * *

Ожидаемая продажа «Днепрэнерго» и «Днепроблэнерго» — не повод для гордости. Пока такие сделки — исключение из правила. За первое полугодие с.г. Фонд смог продать 73 объекта, восемь из которых — вместе с земельными участками. Выручили сумасшедшую сумму в 80,5 млн грн за все, включая земельные участки. Не помогают продажам «Відомості приватизації», упрощение процедур, договоренность с 16 биржами. Видимо, не предлагает Фонд рынку ничего достойного внимания. Не потому ли, что кто-то очень неплохо зарабатывает на действительно интересных объектах?

Господарський суд Харківської області стягнув з ПП «Укрзіз» на користь РФ «Південна залізниця» ПАТ «Українська залізниця» 1,9 млн грн за поставку неякісних робочих рукавиць. Про це свідчить рішення суду від 16 серпня 2017 року.

Йдеться про 194 550 пар робочих рукавиць загальною вартістю 2,02 млн грн, які «Південна залізниця» замовила ПП «Укрзіз» у січні цього року.

У березні 2017 року Нацполіція у Харківській області запідозрила, що посадовці «Південної залізниці» в результаті попередньої змови з посадовими особами ПП «Укрзіз» під час цієї закупівлі здійснили розтрату майна підприємства. Як свідчать матеріали справи, інформацію щодо поставок по договору двох перших партій товару неналежної якості слідчі отримали від оперативного джерела.

26 червня Харківський науково-дослідний інститут судових експертиз склав висновок комплексної судової експертизи, який підтвердив невідповідність робочих рукавиць ГОСТу та технічним вимогам предмету закупівлі.

При цьому, з матеріалів справи відомо, що ПП «Укрзіз» разом з поставленими рукавицями, надсилало замовнику документи, які підтверджували належну якість товару.

Дещо раніше, 7 червня, у суді зареєстрували позов ПП «Укрзіз» проти «Південної залізниці» з вимогою стягнути з останньої 467 тис. грн за договором поставки рукавиць.

Зі свого боку, в кінці липня «Південна залізниця» подала зустрічний позов, у якому просила суд стягнути з ПП «Укрзіз» сплачені за договором 1,55 млн грн за неякісний товар та 403 тис. грн штрафу за його поставку.

У відповідь на зустрічний позов, ПП «Укрзіз» запропонувало врегулювати спір, уклавши мирову угоду, однак «Південна залізниця» відкинула цю пропозицію.

Дослідивши матеріали справи, суд вирішив відхилити позов ПП «Укрзіз» до «Південної залізниці», однак задовольнив зустрічний позов «Південної залізниці», стягнувши з ПП «Укрзіз» загалом 1,9 млн грн.

Одноосібним власником ПП «Укрзіз» є Олексій Васюта. Заснована у грудні 2013 року фірма відома як частий переможець тендерів «Енергоатома» та філій «Української залізниці». Почала вигравати держтендери в середині 2014 року. З цього часу компанія отримала підрядів на загальну суму 50 млн грн (21 млн грн. – по ВДЗ, 29 млн грн – через «Прозорро»).

З 2008 по 2013 рік інше однойменне підприємство Васюти, засноване його батьком ТОВ «Укрзіз» (на початку 2014 переписане на громадянку Грузії Діану Наврозашвілі), натендерила у тих же замовників загалом на 64,69 млн грн.

«Південну залізницю» з 2014 року очолює Микола Уманець.

Первая волна приватизации большой энергетики прошла под знаком Рината Ахметова, который скупил акции в предприятиях, которые он и так контролирует. Наиболее вероятные претенденты на контрольные пакеты других облэнерго — окружение президента.

Украина вернулась к приватизации. После фиаско с продажей Одесского припортового завода и провала анонсированной масштабной распродажи госимущества у власти появился прекрасный шанс реабилитироваться — провести прозрачные конкурсы по продаже так называемой большой энергетики.

На прошлой неделе Фонд госимущества продал миноритарные — 25-процентные — доли в компаниях «Донецкоблэнерго», «Западэнерго» и «Киевэнерго». На текущей неделе ожидается приватизация еще минимум двух пакетов — «Днепроблэнерго» и «Днепрэнерго».

В обоих раундах успех торгов обеспечит один и тот же игрок — энергохолдинг ДТЭК Рината Ахметова. Бизнесмен получил контроль над этими компаниями задолго до конкурсов, и потому считался едва ли не единственным претендентом на скупку акций упомянутых предприятий.

По словам собеседников ЭП на рынке, собственнику ДТЭК удалось избежать полноценной конкуренции из-за позиции окружения президента и правительства — последние отказались поддержать идею Фонда госимущества не продавать энергетику раньше введения на рынке так называемой стимулирующей системы — RAB-тарифов.

Новая система RAB-регулирования позволяет энергокомпаниям увеличить доходность и модернизировать мощности за счет более высоких тарифов на передачу электроэнергии, что в свою очередь должно стимулировать и потенциальных инвесторов к участию в конкурсах.

На данный момент вопрос введения RAB-тарифов завис. Недавно принятое Нацкомиссией по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) обоснование новой методики вызвало шквал критики. Так, премьер Владимир Гройсман публично заявил, что не поддерживает такое решение Комиссии, назвав его «несправедливым и необъективным».

Подобная проблема может возникнуть и с более значимыми объектами энергетики, которые сейчас еще находятся под контролем государства и также выставляются на продажу. В частности, это «Николаев-» (70% акций), «Харьков-» (65%), «Хмельницк-» (70%), «Черкассы-» (71%), «Тернополь-» (51%) и «Запорожьоблэнерго» (60%). По информации ЭП, к этим активам проявляет интерес и команда депутата «БПП» Игоря Кононенка приближенного к президенту.

Иллюзию конкуренции за эти активы окружению президента может создать ДТЭК, который формально уже подтвердил интерес к этим предприятиям. Так, энергохолдинг Ахметова запросил у ФГИ информацию по большинству указанных предприятий и подписал с ФГИ договор о неразглашении (NDA) .

Впрочем, эти лоты интересны не только украинским олигархам. Больше десятка иностранных компаний обращались к Фонду, заявляя о готовности участвовать в конкурсе. Но смогут ли они конкурировать с командой Ахметова-Порошенка.

О том, как прошли первые конкурсы приватизации большой энергетики, и чего ждать инвесторам на будущих конкурсах, в материале ЭП.

Докуп Ахметова

«Фонд приглашает всех заинтересованных лиц участвовать в прозрачной приватизации энергокомпаний», — сообщил ФГИ 24 июля на своем сайте и опубликовал список лотов: 25-процентные пакеты в восьми компаниях.

Их давно контролируют крупные финансово-промышленные группы, для которых покупка этих лотов ничего не меняла. По этой причине все опрошенные ЭП участники рынка прогнозировали отсутствие интереса к биржевым аукционам фонда. «С 2015 года 25-процентными долями не интересовался никто», — подтвердил ЭП эту же информацию источник в ФГИ.

ahmetov poroshenko table1 d2261

По началу события развивались в соответствии с прогнозом: 15 августа не состоялась продажа 25% «Одессаоблэнерго», и в тот же день из-за отсутствия заявок были отменены назначенные на 16 августа конкурсы по «Донбассэнерго» и «Сумыоблэнерго».

Но на этом совпадение прогнозов с реальностью закончилось: в последние рабочие дни прошлой недели на фондовых биржах «Иннекс» и ПФТС были проданы четверти уставного фонда «Донецкоблэнерго», «Западэнерго» и «Киевэнерго».

Их покупателем стала компания с иностранной пропиской Ornex Limited Рината Ахметова, заплатившая соответственно 143,8, 417,1 и 759,6 млн грн.

Над триадой этих энергокомпаний Ахметовым уже давно установлен контроль. Собственно, такая же ситуация и у других непроданных компаний: «Одессаоблэнерго» давно управляется российской группой «Лужники» Михаила Воеводина, «Донбассэнерго» — командой Александра Януковича, а «Сумыоблэнерго» — менеджерами Константина Григоришина.

Эта аналогия провоцирует вполне справедливый вопрос: почему Ахметов покупает, а остальные нет? Простого ответа на этот вопрос не существует — у каждого индивидуальная ситуация.

Например, «Донбассэнерго» не был продан сейчас и, вероятно, не будет реализован и на назначенном на 23 августа повторном конкурсе, из-за завышенной стартовой цены. Госпакет этой компании специалисты фонда оценили с учетом двух ее станций (Славянской и Старобешевской ТЭС), в то время как де-факто компания не контролирует вторую из них еще с весны, когда она перешла под управление пророссийских сепаратистов.

У «Сумыоблэнерго» своя история: по данным источников ЭП, у ее мажоритария Григоришина сейчас нет свободных средств.

Для Рината Ахметова проблема с финансами не стоит так остро. Во-первых, он является бенефициаром известной угольной формулы «Роттердам+», которую сейчас изучает НАБУ. Во-вторых, отдельные энергокомпании, акции которых ДТЭК в результате и приобрел, получили очень скромную оценку.

Лучший пример — генерация «Западэнерго». 25% ее уставного фонда оценено в два раза меньше стоимости пакета аналогичной компании — «Днепрэнерго».

Представитель одной из оценочных компаний считает, что причина в новой методике оценки Фонда госимущества, по которой накануне была просчитана стоимость энергокомпаний.

Справка

При прежней власти оценка стоимости приватизируемого актива определялась формулой: собственный капитал компании умножался на размер пакета.

При нынешней власти правила стали сложнее. В 2016 году «Порядок определения оценочной стоимости пакетов акций» был кардинально переписан, превратившись из трехстраничного файла в документ из двух десятков листов.

Новая методика состоит из двух этапов.

1. Расчет оценки проводится тремя подходами: «имущественный» (активы минус пассивы), «доходный» (чистая прибыль суммируется с амортизацией и делится на ставку капитализации) и «сравнительный» (подразумевает учет цены предыдущих продаж акций объекта приватизации).

2. Полученные в результате этих трех расчетов цифры (после умножения на коэффициенты в виде удельного веса каждого вычисления) суммируются, что на выходе и дает стартовую стоимость госпакета.

«В новой методике есть пункты, играя которыми, можно корректировать цену. Например, если предприятие закончило год с отрицательным чистым финансовым результатом, то при расчете стоимости его акций не учитывается «доходный» подход. Это влечет за собой уменьшение оценочной стоимости предприятия», — объяснил ЭП один из оценщиков на рынке.

По его словам, чистый финансовый результат — это цифра, которую можно «нарисовать». Она зависит только от квалификации главного бухгалтера.

Так, 25% акций «Западэнерго», которое за 2016 год произвело 13,3 млрд кВт-ч на 16,1 млрд грн, показав при этом 300 млн грн чистого финансового убытка, оценили в 347 млн грн. Среди прочего, это единственная энергокомпания, которая может экспортировать украинскую электроэнергию в Европу

Для сравнения: 25% «Днепрэнерго», которое в 2016 году сгенерировало 11,7 млрд кВт-ч на 14,1 млрд грн и при этом закончило год с 2,2 млрд грн чистой прибыли, специалисты Фонда госимущества оценили в 728 млн грн.

И хотя за 25% «Западэнерго» с Ахметовым решили посоперничать портфельные инвесторы, на итоговом результате это не сильно сказалось. Соперником вышеупомянутой Ornex Limited в этом конкурсе стала инвесткомпания «Конкорд Капитал» Игоря Мазепы, из-за чего стоимость стартового пакета выросла на 69 млн грн — до 417,1 млн грн.

Еще одним примером может послужить «Киевэнерго», 25%-ный пакет акций которого было продан Ахметову. за 760 млн грн.

«Исходя из цены надо полагать, что вся компания, включая Киевскую ТЭЦ и арендованные теплосети, стоит не больше 3,2 млрд грн. При этом в рамках RAB-регулирования Киевэнерго оценили в 9,5 млрд грн. Разница — в три раза», — подчеркивает бывший член НКРЭКУ Андрей Герус.

Другой вопрос: почему же Ахметов так ревностно скупает миноритарные доли в компаниях, которые он и так контролирует. Исходя из слов опрошенных ЭП участников рынка, причин тут может быть несколько.

Во-первых, потому что это уникальная возможность сбалансировать пассивы с активами ДТЭК. Это станет возможным за счет того, что расходы на приватизацию энергетики фактически понесет группа СКМ, которой принадлежит Ornex Limited, а управляющим купленными акциями станет ДТЭК.

Во-вторых, энергорынок стоит на пороге радикальных реформ. Одной из самой интересной среди них является введение RAB-тарифа — системы тарифообразования, подразумевающей гарантированное получение дохода инвестором при вложенных средствах.

Один из участников рынка также допускает, что соответствующие доли в трех энергокомпаниях Ахметов приобрел в интересах президента.

404 not found

Еще пару месяцев назад продажа госпакетов энергетики до введения RAB-регулирования казалась невозможной. «При Билоусе (экс-глава ФГИ — ЭП) 25%-ные пакеты не выставляли на продажу, потому что ждали RAB», — объяснил ЭП источник в ФГИ.

«Есть такая «Рабочая группа по подготовке предложений к проектам решений Кабмина по приватизации». Она в 2016 году рекомендовала не выставлять крупные пакеты акций облэнерго до введения RAB-тарифов, а иностранных инвесторов сейчас можно привлечь только ими», — объяснил он.

По его словам, Кабмин согласился с этим предложением, благодаря чему существует прямая зависимость: сначала Украина должна ввести RAB-тарифы и только потом — приватизировать контрольные пакеты акций энергокомпаний. Но этого не произошло.

«В марте, за месяц до отставки Билоуса с должности главы ФГИ, у него была встреча с Порошенко, после которой Администрация решила сказать RAB «стоп», — утверждает источник ЭП.

Собеседник в одной из энергетических групп, владеющих облэнерго, допускает, что конкурсы по продаже мажоритарных долей в «Николаев-», «Харьков-», «Черкассы-», «Хмельницк-», «Запорожье-» и «Тернопольоблэнерго» также могут состояться до введения RAB-регулирования.

«Корни этой позиции происходят из планов «симпатиков» БПП окучить энергетические компании, в которых государству принадлежат контрольные пакеты акций», — допускает собеседник ЭП.

Как стало известно ЭП, несколько месяцев назад государственные дистрибьюторы перешли под неофициальный контроль окружения Порошенко.

«Весной гендиректоров облэнерго вызывал Владимир Державин (замглавы ФГИ, который был помощником Игоря Кононенко в Раде, — ЭП) и говорил, что будете интегрированы в новую группу. Встречи уже были с «Харьковом», «Черкассами», «Николаевом» и «Хмельницким», — отмечает собеседник.

По его словам, люди Кононенка создают неофициальный «центральный офис», который будет неофициально контролировать активы и готовить их к приватизации.

Выкупить контрольные госпакеты облэнерго у государства без конкурентов — особо сложная задача для соратников Порошенко. По данным источников ЭП, при прежнем главе ФГИ Игоре Билоусе фонд подписал договоры о неразглашении (Non-Disclosure Agreement, NDA) на ознакомление с облэнерго и участие в их покупке с 15 инвесторами.

Убедиться в том, что интерес к энергетике проявляли настоящие игроки рынка, можно из части списка, который есть в распоряжении ЭП.

ahmetov poroshenko doc1 207be

ahmetov poroshenko doc2 cc6bd

По данным источника в ФГИ, большинство из этих компаний заинтересованы в участии в конкурсах по продаже государственных облэнерго до сих пор.

То есть, у Украины уже сейчас есть все шансы впервые в своей истории провести настоящую международную приватизацию энергетики. И вторая волна приватизации мажоритарных долей в шести облэнерго может стать таким примером. Если не будет очередной команды «stop» с Банковой.