Культурная реформа (в виде поголовных конкурсов) сегодня больше похожа на «макітру», которую норовят пристроить на все головы сразу. Вереница скандалов разной резонансности сотрясла знойный воздух этим летом в связи с внедрением т.н. «культурной реформы». В особенности той ее части, которая касается конкурсов в учреждениях культуры.

В Одесском украинском театре им. В.Василько худрука-директора выбирали до хрипоты (согласно новым веяниям, в театре теперь должен быть только один начальник — худрук-директор). День выборов докатился до привлечения к дебатам специальных людей милитаристской наружности. А также до ожидания крика третьих петухов. Поскольку конкурс затянулся. И так ничем не закончился.

Руководить (внимание!) украинским театром в Одессе выразили страстное желание (снова внимание!): а) бывший сотрудник санатория «Куяльник»; б) бывший венеролог и бывший чиновник; в) ассистент режиссера в кукольном театре. Ну и еще, можно сказать, святой человек в этой уникальной компании. Это режиссер Игорь Равицкий. Собственно, он непосредственно и работает в театре им В.Василько.

Судя по СМИ, дебаты проходили очень интересно. Например, одесситы громко обсуждали, почему здание украинского театра до сих пор так и не разрушилось. Ведь оно давно в трагическом аварийном состоянии.

Еще из обсуждения. Из скрижалей прошлой жизни некоторых кандидатов знатоки извлекли душераздирающие факты относительно того, что эти «некоторые» занимались поставкой титушек на «Антимайдан» и другой возмутительной деятельностью.

И, возможно, на этом же заседании прозвучала также полезная лечебная информация из санатория «Куяльник»? Коль его бывший сотрудник решился возглавить стратегический культурный объект на юге страны.

Шутки шутками, но в итоге так ничего и не решили.

Испугавшись людей милитаристской наружности, члены конкурсной комиссии (об этом чудесном собрании можно сочинить отдельную песню) решили «продинамить» всех. Никто из кандидатов не набрал нужного количества голосов (а таковых требуется пять).

Очередной одесский конкурс вроде бы не за горами. И я совершенно не удивлюсь, если в списке претендентов на руководящее кресло возникнут представители Одесского морского пароходства или одесского «Привоза». В нашем местном театре абсурда возможны всякие интересные персонажи.

Между тем, ничего не нагнетая, я действительно со всей ответственностью предупреждаю одесские областные власти: обратите же, наконец, свое сиятельное внимание на здание этого самого украинского театра! Много лет оно стыдливо прикрыто позорными лесами; штукатурка валится прямо на улице, стены и потолки покрыты трещинами в зрительном зале. Что это за «украинизация» такая?

Некоторые зрители, пугаясь возможных травм, бодро рапортуют: лучше мы пойдем в Одесскую русскую драму, поскольку в Украинской драме еще получим увечья.

В это же время и во Львове не унимаются активисты и эгоцентристы, музыканты и дилетанты. Всех недавно сильно взволновал орган (ударение на втором слоге). Поскольку продолжается громкий скандал после избрания нового-старого директора Львовского органного зала.

За это кресло схлестнулись ветеран различных исторических движений Юлиан Винницкий (он работает в системе органа еще с 1988 г.) и более молодой, креативный Иван Остапович.

Последний герой заявляет, что процедура конкурса — с нарушениями, причем грубыми. Якобы его конкурент даже не удосужился предоставить комиссии обязательную в таких случаях программу действий и преобразований. Несогласные активисты тут же вышли на улицы с дудками и листовками.

Доселе тихий, скромный и духовный Львовский органный зал — в глазах обескураженной общественности — превращается в место для каких-то рок-концертов. Все очень-очень громко.

Как это часто бывает, крайними в спорных итогах конкурса (а победил, как известно, ветеран Винницкий) назначены члены конкурсной комиссии. Таковых, согласно законодательству, должно быть девять человек. Желательно честных и душевно здоровых. И когда я изучил список этих почтенных людей, а также организаций, которые они представляют, то много дум навеяли последующие интересные познания.

Короче говоря, судьбу высокодуховной музыкальной львовской институции решали представители: а) Женского христианского марийского товарищества; б) Детского центра современного искусства «Агов»; в) была там и совершенно кристальная представительница «Союза украинок»; г) соответственно, такой же кристальности представитель профсоюзов; д) плюс — известный писатель Игорь Калынец.

Вопрос: все ли из этих господ посвящены в специфику деятельности столь хрупкого музыкального «инструмента» как органный зал?

Впрочем, вопрос остается открытым. Ибо, если по Экклезиасту, знания умножают скорбь, то знания о составе разнообразных конкурсных комиссий умножают только уверенность в неадекватности самих этих конкурсов, развернувшихся в нашей стране на культурной ниве.

И это лишь два примера с недавних полей конкурсных сражений.

В том же Львове часть недовольных музейщиков хотят оспорить конкурс, на котором Ларису Возницкую в прошлом году победил Тарас Возняк (Львовская картинная галерея).

В Львовском театре им. Леси Украинки конкурс только-только объявлен — прежняя кадровая архитектура рухнула, соответственно, нужны и новые формы, и новые кадры.

В Львовском национальном театре им. Марии Заньковецкой — ввиду теперешней консолидации власти только в одних руках (повторюсь, согласно новому закону) — давненько играют в молчание-незамечание директор Андрей Мацяк и худрук-патриарх Федор Стригун.

В Одессе же, если вернуться на юг, итоги конкурса на должность директора Русской драмы тоже оставили сплошные вопросительные знаки. По некоторым версиям, внешне красивым, но художественно убогим театром по-прежнему руководит бывший свергнутый кардинал через своего же посредника-назначенца. Так ли это? Ближайшие творческие свершения театра утвердят или развеют подозрения скептиков.

На самом деле никто не хотел отступать.

Все хотели как лучше.

В реформаторском пылу и евроинтеграционном угаре многие как раз и хотели как лучше — предложить украинской культурной сфере идеальную панацею-реформу в виде конкурса. Панацея обновила бы кислород в разных затхлых помещениях. Она же вывела бы на арену цирка не только старых клоунов, но и новых резвых силачей.

Один из инициаторов реформаторских сдвигов, она же одна из авторов закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по внедрению контрактной формы работы в сфере культуры и конкурсной процедуры назначения руководителей государственных и коммунальных учреждений культуры» — народный депутат Ирина Подоляк — искренне признается, что цель реформы в том, чтобы институции культуры, финансируемые государством, получили дополнительный толчок в своем дальнейшем развитии.

«К сожалению, некоторые конкурсы проходят не только вне соответствия закону, но даже вне духа закона. Многолетние руководители лоббируют только свое личное местопребывание. Программы кандидатов всерьез не обсуждаются».

Короче говоря, в самой архитектуре конкурсного зодчества заметны трещины и изъяны. И есть изначально спорная планировка.

Естественно, у нас многое определяет человеческий фактор. На местах — в особенности. Когда закон — как дышло. Когда никто никому не указ.

Но, полагаю, истина еще и в том, что с внедрением конкурсов лихорадочно спешили. Бодро рапортовали об их продвижении старшим европейским товарищам, как об эффективных реформах в нашей стране. При этом не все изгибы и изъяны закостенелой культурно-административной системы учли, а некоторые попросту проигнорировали.

На мой взгляд, культурная реформа (в виде поголовных конкурсов) сегодня больше похожа на «макітру», которую норовят пристроить на все головы сразу.

Хотя у нас и головы-то разные. И мозги, соответственно, тоже.

Беспроигрышный эффект от подобных конкурсных состязаний, когда есть на белом свете или в отдельном учреждении какой-либо безоговорочный авторитетный культурный лидер. И ему не страшна конкуренция. Конкурс тогда проходит «на ура!» — четко, достаточно объективно. И никаких представителей «Куяльника».

Скажем, мало кто вознамерится соревноваться с таким авторитетным театральным лидером, как Виталий Малахов из Театра на Подоле. У него, как известно, во время конкурса объективно не было никаких конкурентов. Все было хорошо.

Есть и еще пять-шесть имен в украинском театре (в частности), когда яркая личность — гарант успешности и адекватности того или иного состязания.

В остальном — много проблем, открытых вопросов. Эти вопросы, в первую очередь, — к составу комиссий, которые рядят-решают, кого выбирать, кого назначать. Хотя внутри самих комиссий, повторюсь, многие эксперты понятия не имеют о специфике деятельности того или иного театра, той или иной культурной институции.

Я с большим уважением отношусь к «Союзу украинок», а также к другим почетным союзам. Но неучтенное количество разного ряда общественных организаций — здесь и сейчас — уже давно за чертой вменяемости.

Что могут знать представители общественных организаций наподобие «лучшие голоса нашего ЖЕКа» о специфике работы оперных театров, цирковых учреждений?

Собственно, что мы сами знаем о качестве и эффективности работы тех самых общественных организаций, представители которых и выступают судьями, оценщиками и впоследствии довольно жестоко влияют на кадровую политику в культурной сфере страны? И этот вопрос без ответа.

К тому же признаки коррупции внутри некоторых «комиссионок» не всегда иллюзорны, а часто явственны. Кто кому звонит, и кто на кого давит можно легко определить хотя бы по подбору определенных фамилий в составах тех или иных комиссий-собраний.

А тут, ко всему, изобрели и вовсе беспроигрышный ход. Накануне конкурсов некоторые ушлые руководители скупают оптом и в розницу разные общественные организации, чтобы конкурсный результат был заведомо в их кармане. И это ни для кого не является тайной. Даже для Минкульта.

Подобным скопом обрабатывали общественные организации накануне конкурса в одном из киевских национальных театров (победный результат всем известен). Что уже говорить о провинции?

И, вероятно, критерии вменяемости в теперешней конкурсной системе должны применяться не только к кандидатурам на руководящие посты, но и к судьям-отборщикам.

Если в стране насчитываются тысячи реальных и фиктивных общественных организаций, то все ли из них должны модерировать судьбу культурного отечества?..

Открытым в контексте сказанного остается вопрос и об ответственности центральной и местной власти за того или иного финалиста конкурсных соревнований. Тем более что власть-то теперь — в одних руках. На пять лет. Почитай, феодал.

С одной стороны, власть ни при чем. Ведь руководителя демократично избрала святая комиссия с участием представителей ЖЕКов.

С другой стороны, как раз власть и причем. Поскольку целевое финансирование выделяется впоследствии на то или иное учреждение под конкретного руководителя, за которого эта власть тоже в ответе. Потому что она в ответе за бюджетные средства.

Вопросов и несостыковок, скандалов и недомолвок, инсинуаций и интриг — всего этого более чем достаточно в связи с культурной реформой в ее конкурсном отражении. И глупо искать виноватого только в парламенте или в Кабмине. Или в АП на Банковой.

Насколько мне известно, внятных, четких, системных и консолидирующих предложений в отношении дефективности и эффективности теперешней конкурсной системы — от самих культурных институций — пока не было. И явно не предвидится.

Народ, конечно, не безмолствует. Театралы во Львове, Одессе и других городах поливают на чем свет стоит всех реформаторов и рационализаторов. Но дальше закулисного «бла-бла» ничего не движется. Профсоюзы безмолвствуют. Коні не винні…

А если и есть некие крайние в проколе культурных реформ, то, простите, не всегда только «верхи». Но еще и «низы», которые не хотят жить по-старому, а по-новому — лень.

Альтернативы конкурсам, очевидно, в дальнейшем нет и не будет. Во многих странах подобное — стимул для развития культурной сферы.

В то же время мировая практика в вопросах конкурсной системы в учреждениях культуры предлагает вовсе не одну «макітру», как в нашем случае. Везде и всюду — в Европе, в Канаде — довольно разнообразные и гибкие конкурсные жанры, стили, направления.

К чему веду? К тому, что на определенном переходном этапе — при избрании руководителей учреждений культуры, а также при формировании творческих составов в разных коллективах — все-таки должна предполагаться разновекторность. Некая вариативность. Подкрепленная законом.

Коллеги-критики подтвердят, что идеальной конкурсной процедуры нет не только в Украине. Ее нет нигде. Но в большом мире нет и столь однозначной конкурсной процедуры — как у нас, здесь и сейчас.

Мне пишут, что во Франции, где предусмотрено централизованное государственное финансирование в некоторых сферах культурной деятельности, многие решения принимают как раз не общественники из ЖЕКов, а профессиональные бюрократы. Бюрократ, кстати, и обязан быть профессионалом.

Разные решения по конкурсным процедурам умные бюрократы согласовывают с общественными советами. Тем самым сужая круг посвященных. И не допуская в ряды судей и «решал» общественных представителей из художественной самодеятельности или пригородных домов спорного творчества.

Достаточно четкая государственная вертикаль в культурных кадровых вопросах — во Франции. Там министр культуры может снять руководителя театра, если его деятельность идет вразрез с государственными веяниями, или если случаются какие-то иные прецеденты.

В Британии в разных кадровых раскладах большое значение имеет Совет по искусству (Art Council), который независим от государственного аппарата.

В Канаде художественного руководителя или исполнительного директора выбирает специальный Совет директоров. (Этот же Совет, в который входят юристы, финансисты, несет и экономическую ответственность за театр).

В Германии раз в четыре года объявляются конкурсы на должности исполнительных и художественных руководителей. И, говорят, что как раз в Германии эта система наиболее отлаженная и четкая. При этом здесь, по мнению экспертов, существует и разнообразие форм принятия решений в сфере культуры. Так что, пожалуй, это словосочетание стоило бы подчеркнуть — разнообразие форм принятия решений.

В наш переходный и трудный период не всегда одна «макітра» спасет больные головы. Поиск разных форм, их законодательная обоснованность, возможно, и были бы сегодня более эффективными именно на теперешнем переходном этапе.

Впрочем, это сугубо мое личное публицистическое мнение.

А тем временем не за горами — исторический конкурс на должность директора-худрука в главном Национальном театре страны. У франковцев. Усиленно ищу морской бинокль. Для наблюдения за дальнейшей конкурсной битвой титанов.

Генеральна прокуратура України 28-29 серпня провела два аукціони щодо закупівлі нових легкових автомобілів на загальну очікувану суму 12,36 млн грн. Про це повідомляється у системі «Прозорро».

Найнижчі ціни на торгах запропонувало ТОВ «ВіДі Автострада» із групи «ВіДі» Віталія Джуринського. Якщо фірму визначать переможцем, вона поставить за 11,83 млн грн.:

  • 2 чорних автомобіля Toyota Land Cruiser 150 Prado 2.8 Comfort по 1,28 млн грн.
  • 15 чорних автомобілів Toyota Corolla 6 CVT Style по 619 тис грн.

На ринку першу модель продають по 1,35 млн грн., а другу – по 624 тис грн.

Повнопривідні позашляховики мають камеру заднього виду, шкіряне покриття керма, двозонний клімат-контроль, круїз-контроль, систему відмикання дверей і запуску двигуна Smart Entry, аудіо-систему Toyota Touch 2 c кольоровим сенсорним дисплеєм 7″ і дев’ятьма динаміками, фронтальні та бокові подушки безпеки водія і переднього пасажира, захисні шторки другого ряду.

Седани мають камеру заднього виду зі статичною проекцією, двозонний клімат-контроль, аудіо-систему Toyota Touch 2 c кольоровим сенсорним дисплеєм 7″ і шістьма динаміками, фронтальні та бокові подушки безпеки водія і переднього пасажира.

Сума потенційних угод на 4% нижча від загальної очікуваної вартості закупівлі.

На тендері щодо позашляховиків єдиним конкурентом було дніпровське ТОВ «Фірма «Алмаз Мотор, ЛТД» Олексія Шоха та Олександра Корнієнка з групи компаній «Алмаз», а щодо седанів – хмельницьке ТОВ «Гранд-Мотор» Тетяни Дерешук і депутата Красилівської міськради від «Блоку Петра Порошенка «Солідарність» Марії Гвоздьової.

У торгах щодо автівок Corolla хотіло взяти участь ТОВ «Торговий дім «Євромоторс», але його не допустили до аукціону через якусь невідповідність технічним вимогам.

Анонімна фірма питала, чому замовник порушує постанову Кабміну №710 від 11 жовтня 2016 року «Про ефективне використання державних коштів», яка передбачає припинення придбання легкових автомобілів. Той відповів, що оголосив закупівлю, «керуючись нормами ст. 91 Закону України «Про прокуратуру», враховуючи Порядок забезпечення транспортними і матеріально-технічними засобами органів прокуратури, затвердженого наказом Генеральної прокуратури України від 18 листопада 2016 року № 387, зареєстрованого в Міністерстві юстиції України 30 листопада 2016 року за № 1548/29678 та лист Міністерства фінансів України від 15.11.2016 № 31-10040-02-3/32293». При цьому в тексті згаданої постанови заборона не поширюється на автівки для Спеціалізованої антикорупційної прокуратури.

Нагадаємо, у 2016 році Генпрокуратура за 5,00 млн грн. придбала для САП дві Toyota Camry, три Toyota Corolla та один Volkswagen T6 Caravelle.

Никогда еще бизнесу «богатейшего украинца» не жилось так вольготно в ареале его обитания. В отличие от президентства Януковича, когда ДТЭК достались самые вкусные кусочки энергосистемы страны, но все же приходилось постоянно беспокоиться по поводу их сохранности, нынешний «гарант Конституции» позволил окончательно закрепить их в собственности «добросовестного приобретателя» Ахметова.

В июле, когда только было объявлено о скоропостижной продаже блокирующих пакетов акций 8 энергокомпаний на фондовых биржах страны, было очевидно, что шансы быть проданными есть только у 5 блокпакетов компаний, в чьих корпоративных названиях уже и так значится ДТЭК. Более того их список один в один (за одним-единственным исключением — «Крымэнерго») повторял перечень тех энергообъектов, которые достались Ринату Ахметову по дешевке в 2011-2012 годах.

Остальные три компании были выставлены на продажу попросту, чтобы отвлечь внимание от распродажи в пользу Ахметова. Ни с первого, ни со второго раза и даже с третьего — блокпакеты «Донбассэнерго», «Одессаоблэнерго» и «Сумыоблэнерго» так и не были реализованы.

Деловые СМИ, да и эксперты от энергетики привычно сосредоточились на довольно второстепенном вопросе, почему блокпакеты были проданы Ахметову так дешево? Причем, с какой точки зрения не посмотри.

Например, даже дешевле в гривне, чем это было в 2011-2012 годах, как это произошло с «Донецкоблэнерго». В 2012 году 40% пакет акций компании был приобретен ДТЭК за 467 млн гривен Две недели назад Ornex Limited Ахметова купила 25% «Донецкоблэнерго» за 143,8 млн гривен, то есть вдвое дешевле. На этот случай есть конечно шикарное объяснение, что большая часть активов данного облэнерго сейчас находится на оккупированной территории. Но на этот случай есть еще более шикарный вопрос к ФГИ: какова необходимость выставлять компанию, находящуюся в таком положении, на продажу именно здесь и сейчас? И насколько в принципе оправданна приватизация предприятий, часть активов которых находится на неподконтрольной правительству территории?

Дешевле в валюте, как это произошло с «Киевэнерго». Несмотря на все яростные заявления Виталия Кличко о том, что дни энергомонополии Рината Ахметова в столице сочтены, он приобрел аналогичный по размеру 25% «Киевэнерго» дороже. В декабре 2011 года такой пакет обошелся «самому богатому украинцу» в 450 млн гривен, сейчас — в 759 млн гривен. То есть в 1,7 раза дешевле, если принимать во внимание текущий курс доллара.

Стоит отметить, что 5 лет назад для создания видимости конкуренции с ДТЭК на конкурсе соревновалась «Полтаваоблэнерго». Было очевидно, что облэнерго Григоришина отбывает здесь номер: цена в ходе торгов выросла на жалкие 4 процента. В этот раз у Ахметова решили обойтись без маскарада: соперников не было и торги закончились на стартовой отметке.

Зато карнавал решили устроить на торгах на «Западэнерго». В 2011 году 45% этого фактически монополиста в сфере генерации украинской электроэнергии для продажи в Восточную Европу Ахметов купил по стартовой цене в 1,9 млрд гривен. Намедни за следующие 25% «ДТЕК Західенерго» он заплатил лишь 417 млн гривен. То есть в 2,5 раза дешевле в гривне и почти в 8 раз дешевле в валюте чем 6 лет назад. И это за компанию, которая не находится в воюющем Донбассе, уже пятилетку управляется профессионалами ДТЭК (LOL) и чья выручка фактически привязана к доллару.

Очевидно, что такой «подарок судьбы» нужно было как-то оформить поприличней. Необходима была иллюзия конкурса, борьбы. Роль массовки взял на себя «Конкорд Капитал» Игоря Мазепы, который за долю малую изображал ожесточенную борьбу за этот пакет. Цена выросла на 70 млн гривен. Даже традиционный критик ДТЭК Андрей Герус выдавил из себя: «треба визнати — конкуренція була. Пакет 25% проданий за 417 млн грн, на 20% вище від стартової ціни». А что еще мог сказать в этой ситуации исполнительный директор «Конкорд Капитал»?

На завтра, 31 августа, запланирована продажа 25% «Днепрэнерго» и «Днепроблэнерго» — причем по абсолютно одинаковой стартовой цене в 728 млн гривен. В 2012 году Ахметов за 1,2 млрд грн купил 25% «Днепрэнерго». При этом за 50% «Днепроблэнерго» заплатил лишь 660 млн гривен.

Помимо откровенного слива «Днепрэнерго» интриги в завтрашние торги добавляет тот факт, что первый аукцион на Киевской международной фондовой бирже, намеченный на 17 августа был отменен Фондом госимущества, так как неожиданно выяснилось, что лицензия этой фондовой площадки просрочена. Торги перенесли на ПФТС.

Нервозность ФГИ напомнила, что интерес к этим двум объектам помимо Ахметова традиционно проявлял и Коломойский. Его «Бизнес-Инвест» в свое время попил довольно кровушки у ДТЭК в судах различных инстанций пытаясь оспорить приватизацию и «Днепроблэнерго», и «Днепрэнерго». Казалось, что на сегодняшний день этот конфликт полностью исчерпан, однако, факап с КМФБ напомнил, что в этом сюжете еще возможны интересные повороты.

Впрочем с вероятностью 90% блокирующие пакеты «Днепроблэнерго» и «Днепрэнерго» будут проданы Ахметову «без шума и без пыли», по цене близкой к стартовой. В атмосфере острой конкуренции с очередным «Конкордом».

И если сделка по облэнерго в итоге будет хоть как-то уложится в рамки приличий, то оправдывать продажу 25% крупнейшей энергогенерирующей компанией в тепловой энергетике Украины в 5 раз дешевле в долларах чем 5 лет назад придется исключительно близостью театра военных действий. Хотя в этом случае не понятно, почему аналогичные соображения не распространяются на «Днепроблэнерго».

Стоит сказать, что помимо банального сравнения «тогда — сейчас», «больше — меньше», «в гривне — в валюте» СМИ и неравнодушные эксперты изредка выдвигали чуть более глубокие и комплексные претензии к нынешней волне приватизации «под Рината». В частности, почему при продаже уже упомянутых 5 блокпакетов не был учтен тот факт, что для генерирующих компаний уже больше года действует знаменитая уже на весь мир схема «Роттердам+», позволяющая покупать уголь, где угодно и хоть за копейку (как правило, на украинских государственных шахтах) но при этом лупить тариф исходя из «лучших мировых практик». Либо же как в случае с «Западэнерго» утилизировать с максимальным профитом угли газовой группы добываемые «Павлоградуглем» все того же Ахметова.

Что же касается облэнерго, то для них уже вскоре заработают так называемые RAB-тарифы (схема, в теории позволяющая собственникам облэнерго больше инвестировать в модернизацию их мощностей, а на практике — покупать больше бразильцев в собственные футбольные клубы), которые гарантируют владельцам энергоснабжающих компаний ежегодно 12,5% прибыли по отношению к оценке их активов, которую формирует Национальная комиссия по регулированию электроэнергетики. Для примера активы «Днепроблэнерго» оценены НКРЭКУ в 12 млрд гривен, а энергоснабжающие активы «Киевэнерго» в 6 млрд. Очевидно, что исходя из результатов августовской распродажи Ахметов заплатит за эти энергораспределяющие компании в 2-4 раза меньше чем их оценивают в рамках RAB, исходя из которой будут формироваться тарифы на украинскую электроэнергию для всех украинских потребителей уже нынешней осенью.

Все приведенные соображения как сами по себе, так и тем более в комплексе говорят о неприкрытом мошенничестве, сотворенном нынешним режимом в интересах Ахметова. Тем паче на поверхности лежат еще два аспекта нынешней распродажи, которые делают картину этого сговора еще более рельефной и не аппетитной.

Почему нынешняя власть пошла на признание итогов конкурсов 2011-2012 годов?

Может кто-то еще помнит, но распродажа энергетики «под Рината» в 2011-2012 годах воспринималось общественностью как убогое мошенничество со стороны богатейшего украинца и его товарища-президента. В ходу был тезис, что госпакеты шести компаний достались Ахметову по цене, лишь в три раза превышавшей стоимость его лондонской квартиры.

Даже менеджеры «Уважаемого» были не в состоянии объяснить, почему за получение контроля в трех облэнерго (два из них в двух самых индустриально развитых регионах страны — в Донецкой и Днепропетровской областях), двух генерирующих компаниях и столичной энергомонополии он потратил всего 600 миллионов долларов. Гендиректор ДТЭК был вынужден публично возложить ответственность за оценку приватизированных активов на одну из компаний «большой четверки» — Ernst&Young.

На рынке даже родился слух, что на самом деле ДТЭК — лишь временный обладатель этих активов, который должен привести их в прядок, причесать. А когда придет время, все это добро «конфискуют» в своих интересах «младоолигархи» Януковича. Поэтому де сейчас такая низкая цена, поскольку это все на самом деле для «Семьи».

Как бы реагируя на эти нехорошие слухи, ДТЭК начал строить корпоративные баррикады, готовясь защищать неправедно нажитую собственность от окружения действовавшего президента. На собраниях акционеров всех шести компаний энергохолдинг Ахметов утвердил механизм, фактически превращавший каждую из них (через механизм формирования фиктивной «кредиторки») в «отравленную пилюлю» для агрессора. Неизвестно насколько эффективно этот механизм сработал бы в условиях реального недружественного поглощения, поскольку команде Януковича очень скоро стало явно не до поглощения активов ДТЭК…

В отличие от лета 2012 года приватизация 5 энергокомпаний сегодня завершается в гораздо более спокойной, по-деловому рутинной обстановке. Уже никто ничему не удивляется и ни на что не ропщет.

Самый потрясающий результат Революции Достоинства с точки зрения дерибана энергоактивов, начавшегося 5 лет назад, заключается не в бегстве Януковича и его посипак. И даже не в том, что новая власть за три года совершенно не попыталась разобраться в обстоятельствах «слива» в 2011-2012 годах госконтроля в 6 энергокомпаниях. А в том, что именно этот революционный режим закрепил статус-кво в «Киевэнерго», «Западэнерго», «Днепрэнерго», «Днепроблэнерго» и «Донецкоблэнерго», что называется, на веки вечные.

В результате доля Ахметова в каждой из 5 компаний выросла до более чем 95%, что позволяет ему помимо прочего в любой момент избавиться от всех миноритариев.

Почему государство отдало блокпакеты 5 энергокомпаний заведомо неэффективному собственнику?

Практически никто из комментаторов не обратил внимания на тот факт, что покупателем блокпакетов в этот раз выступал не кипрский DTEK Holdings Ltd, который покупал пакеты в 2011-2012 годах, а другой кипрский офшор — Ornex Limited — который входит не в энергохолдинг Рината Ахметова, а инкорпорирован непосредственно СКМ. А ведь это ж неспроста.

Весной нынешнего года под сурдинку блокады оккупированных территорий, ДТЭК завершил процесс реструктуризации своего просроченного долга на совершенно фантастическую сумму в более чем 3 млрд долларов. Фактически холдинг, который с одной стороны на протяжении последнего десятилетия за копейки получал самые вкусные куски госсобственности, а с другой — при поддержке уже второго президента подряд необоснованно задирал тарифы для всех своих потребителей (не улучшая при этом качество услуг) умудрился доуправляться до дефолта — неспособности обслуживать свои долги.

Естественно, что любое соглашение о реструктуризации долга запрещает компании, находящейся фактически на пороге банкротства, приобретать новые активы — она с прошлыми не справилась. Именно поэтому в августе блокпакеты 5 энергокомпаний пришлось покупать не ДТЭК, а его владельцу, у которого с деньгами, судя по всему, гораздо лучше нежели у его непутевого детища.

Это, кстати, среди прочего жирный плевок в лицо держателям долга ДТЭК, которых убедили согласиться на реструктуризацию колосального долга до 2024 года. При том, что как выясняется сейчас, как минимум часть этого долга мог погасить как честный человек единоличный владелец холдинга Ринат Ахметов.

Сейчас же когда схема реструктуризации уже утверждена, «Уважаемый» при содействии Порошенко и Кононенко продолжает свою игру в «Монопольку», собирая за игровым столом под. названием Украина все новые и новые активы. И не только в электроэнергетике…

Намедни, под предлогом будущей тяжбы с Россией даже возобновили действие соглашения о разделе продукции с компанией Vanco Prykerchenska. Эта мошенническая схема Ахметова на украинском шельфе Черного моря была пресечена правительством Тимошенко в 2008 году. После прихода к власти Януковича правительство Азарова в апреле 2011 года одобрило мировое соглашение с Vanco Prykerchenska, поручив внести изменения в договор о распределении углеводородов. В декабре 2012 года стокгольмский арбитраж даже утвердил мировое соглашение между Vanco (к этому моменту она полностью вошла в состав ДТЭК) и государством Украина.

Однако же действие соглашения о разделе продукции с Vanco Prykerchenska решили возобновить только сейчас, на третий год президентства Петра Порошенко. Вот и спрашивается: кому он ПАПа?

Десятки миллиардов гривень в год теневого оборота, покровительство в правоохранительных органах и круговая порука. В западной Украине процветает организованное сообщество, которое на промышленном уровне обеспечивает всю страну контрабандными товарами: от электроники и обуви до автозапчастей.

Западную границу Украины де-факто контролируют контрабандисты.

На этом фоне такие инициативы украинских торговцев электроникой как введение налога на посылки свыше 22 евро, изъятие зарубежных покупок украинцев, ценовой диктат производителей техники и продажа электроники по фискальным чекам выглядят не более чем борьбой с ветряными мельницами.

Для большинства жителей западных регионов контрабанда стала единственным способом заработка и жизненной философией, для сотрудников таможни — условием незаконного обогащения, а для предпринимателей — бизнес-моделью.

Контрабандисты создают для страны нулевую ценность, но через них ежегодно проходят миллиарды. Миллионам украинцев выгодно покупать контрабандные товары, потому что они на 30-50% дешевле официально ввезенных.

Лимит 500 евро в сутки

«За январь-июль 2017 года в рамках эксперимента по перечислению на реконструкцию дорог 50% от перевыполнения поступлений таможенных платежей ГФС обеспечила 8,11 млрд грн», — рассказывает и. о. председателя ведомства Мирослав Продан. Он контролирует налоговую и таможенную службу страны.

Однако эти 8,11 млрд грн — копейки по сравнению с десятками миллиардов, которые не поступают в государственную казну из-за неэффективной и откровенно коррупционной деятельности отдельных руководителей областных таможенных служб ГФС и отдельных таможенных постов ГФС.

Например, только с польско-украинской границы в бюджет в 2017 году не поступят примерно 9 млрд грн таможенных платежей. Причина — ГФС продолжает закрывать глаза на поистине грандиозную контрабанду.

Одна из ключевых схем «черного» импорта действует под прикрытием норм Таможенного кодекса. Эта норма разрешает без уплаты пошлин и НДС один раз в сутки завозить в Украину по суше или морю товары на сумму до 500 евро.

Эта норма

контрабанды по «лимиту 500 евро». Он направил в Минфин Польши официальный запрос. В запросе он попросил назвать количество так называемых бланков Tax free, по которым был ввезен товар из Польши в Украину.

Бланк Tax free — важный элемент в схеме контрабанды. Контрабандисты предъявляют бланк сотрудникам ГФС на границе как доказательство, что товар ввозится в личных целях. Сотрудники ГФС принимают такое «доказательство», но не бесплатно. За каждый бланк Tax free реальный владелец контрабандного товара платит представителям таможенного поста 20 грн.

В ответе польский Минфин написал, что за первую половину 2017 года на польско-украинской границе было зарегистрировано 1 438 963 бланков Tax free.

turisty mult table 01 9532f

«Учитывая, что все везут, подгоняя под 500 евро, можем посчитать, что за полгода в Украину по такой схеме только из Польши было ввезено товаров почти на 750 млн евро. За год получается 1,5 млрд евро», — говорит Плинский.

Одежда, обувь, электроника, компьютеры — все это, как следует из ответа польского Минфина, промышленными партиями без уплаты налогов при молчаливом согласии ГФС попадает на территорию Украины.

Фискалов не смущает, что одни и те же люди, которые живут в стране со средней зарплатой 236 евро, каждый день у них на глазах перевозят товар на 500 евро. Так происходит из месяца в месяц, из года в год.

Рентабельность 53%

Бизнес контрабандистов фантастически рентабелен. Они не только не платят НДС 20% и таможенную пошлину 10%, они даже получают денежную компенсацию. Польша им платит 23% от стоимости товара. Происходит это в рамках системы возврата суммы НДС, которая называется Tax free.

НДС возвращается за покупки, сделанные иностранными гражданами при выезде из страны, в которой они были приобретены. Система действует примерно в 50 странах мира, в частности, в Польше, Венгрии, Словакии.

Таким образом, если из Польши в коммерческих целях официально импортировать, например, телевизор стоимостью 500 евро, то в Украине его цена будет не менее 650 евро (500 евро + 20% НДС + 10% пошлина). Если же этот телевизор стоимостью 500 евро «импортировать» по действующей схеме, в Украине его цена составит 385 евро. Разница достигает 265 евро.

Разброс цен на контрабандную и легальную электронику виден на ресурсе сравнения цен. В качестве примера — телевизор Samsung UE49K5100.

turisty mult table 02 fb9ec

Ежедневно тысячи жителей приграничных областей выезжают в Польшу, Венгрию, Словакию. На расположенных вблизи от границы складах они получают товар в рамках лимита 500 евро и едут к границе с Украиной.

Многокилометровые автомобильные очереди в Украину — это не десятки тысяч туристов из стран Западной Европы спешат отдохнуть в Украине. Это «мулы» с украинским паспортом — они везут контрабанду. Каждый день эти люди тратят в очереди на выезд и въезд в Украину по 12 часов.

Чтобы не идти «порожняком» в Европу, они также контрабандой перевозят туда сигареты и водку. На обратном пути «мулы» свозят на приграничные склады в Украине одежду, обувь, электронику, компьютеры.

Оттуда товар развозят по всей стране. Затем контрабандный товар продают через множество интернет-магазинов, где конечным продавцом выступает физическое лицо-предприниматель на едином налоге.

Бюджет теряет 25-70 млрд грн

Официальные импортеры электроники и обуви на условиях анонимности подтвердили ЭП существование описанной схемы. Они подчеркивают общественную опасность процессов, происходящих на западной таможне.

Во-первых, искажается конкуренция между легальными импортерами, которые платят НДС и пошлину, и недобросовестными импортерами, которые такие налоги не платят. Это стимулирует переход добросовестных импортеров в тень.

Во-вторых, госбюджет ежегодно недополучает 25-70 млрд грн.

Анализ фискального эффекта схем уклонения от налогообложения

Схема Налоги, которые схема позволяет не платить Объемы, млрд грн в год Потери бюджета, млрд грн в год
Офшорные схемы Налог на прибыль (НП) 260-320 50-65
Фиктивное предпринимательство НП + НДС + ЕСВ + НДФЛ 40-50 12-15
Формирования схемного налогового кредита НДС 50-60 10-12
Нарушение таможенных правил и контрабанда НДС + пошлины 80-230 25-70
Общие потери НДС     60
Общие потери     97-162
Контрафакт НП + НДС + акцизные налоги   10*
Обналичивание через ФЛП НП + НДС + ЕСВ + НДФЛ 3-7 0,7-3
ФЛП вместо найма ЕСВ + НДФЛ 10 2,5-5
Занижение выручки ЕН 18-20 1-1,5
Общие потери по УСН     4,2-9,5

*c акцизами

Источник: Институт социально-экономической трансформации

Это соизмеримо с размерами ежегодных государственных расходов на оборону.

Зарубежный производитель получает преимущество в ущерб отечественному производителю, который находится под прессом 20% НДС. Иностранным инвесторам нет смысла вкладывать средства в развитие производства в страну, куда можно ввозить готовые товары без налогообложения.

Формируется паразитирующий слой жителей приграничных районов. Эти жители только перемещают товары и не создают в стране добавленную стоимость.

«Об объемах «черного» импорта можно говорить, сравнивая объемы официального импорта и объемы рынка, которые определяют авторитетные аналитические компании GfK и IDC. По разным группам товаров доля «черного» импорта составляет 30-40%», — говорит участник рынка.

ГФС снимает с себя ответственность

ЭП обратилась с запросом в Государственную фискальную службу. Редакция просила сообщить количество бланков Tax free, которое ГФС зарегистрировала за первые шесть месяцев 2017 года на границе Польши и Украины.

Среди других вопросов — сколько человек служба изобличила в перемещении коммерческих товаров под видом товаров для личного пользования, сколько разоблачила физлиц-предпринимателей и юрлиц, которые продают перемещенные в Украину товары в коммерческих целях под видом личных.

Пресс-служба ГФС проигнорировала вопросы редакции. Вместо ответа на поставленные вопросы фискальная служба сообщила, что, по ее данным, существуют три наиболее распространенные способа незаконного перемещения товаров через таможенную границу Украины. Схемы с Tax free среди них нет.

1. Перемещение ограниченных или запрещенных товаров через зоны упрощенного таможенного контроля, статья 471 Таможенного кодекса (ТК).

2. Недекларирование, то есть незаявление по установленной форме точных сведений о наличии, наименовании и количестве товаров, статья 472 ТК.

3. Перемещение товаров с сокрытием от таможенного контроля, статья 483 ТК, в том числе физическое сокрытие товаров в тайниках и хранилищах.

По данным ГФС, Волынская, Львовская и Закарпатская таможни за первое полугодие 2017 года выявили 509 правонарушений по статье 471 ТК на сумму почти 13 млн грн, 339 правонарушений по статье 472 ТК на сумму более 10 млн грн и 252 правонарушения по статье 483 ТК на сумму почти 42 млн грн.

По поводу дробления коммерческих партий товаров и безналогового провоза в рамках суточного лимита 500 евро ГФС написала, что «таможням западного региона указано на необходимость проведения комплексных мероприятий усиленного контроля над перемещением гражданами через таможенную границу Украины товаров, которые имеют характерные признаки измельченных партий».

Между тем, руководству таможни западных регионов и так хорошо известно об этой схеме. Однако бороться с ней главный налоговый орган страны не может и фактически снимает с себя ответственность. На официальной странице Facebook представитель ГФС в Волынской области пишет следующее.

«Каждое физлицо в течение суток имеет право ввозить в Украину товары, кроме подакцизных, суммарная фактурная стоимость которых не превышает эквивалент 500 евро, а суммарный вес — 50 кг. Сведения о фактурной стоимости ввозимых товаров содержатся в кассовых или товарных чеках.

Однако распространена практика, когда пассажиры одного микроавтобуса перевозят одинаковый товар в значительном количестве. Чтобы доказать, что товар не ввозится в коммерческих целях, граждане добавляют к чекам бланки Tax Free, по которым можно идентифицировать владельца товара.

Таким образом, граждане документально доказывают, что товар действительно принадлежит пассажирам микроавтобуса. В таком случае работники таможни не имеют оснований не пропустить товар на территорию Украины».

Иными словами, госструктура, на которую Кабмин возложил задачу по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, а закон наделил правом проведения оперативно-разыскных мероприятий, не может разоблачить грандиозную схему уклонения от уплаты НДС и таможенных пошлин.

Роскошная жизнь сотрудников таможни

«Местная власть причастна к обеспечению этих схем — существованию складов, переброске грузов. В этих схемах участвуют все приграничные регионы и все города. Все знают, где находятся склады, кто возит, кто перебрасывает, кто перегружает, кто с этого что имеет», — утверждает журналист «1+1 media».

Как же так получается, что руководство таможенной службы ГФС знает о схеме контрабанды, но разводит руками и говорит, что все в рамках закона? Возможно, ответ на этот вопрос кроется в декларациях начальников и заместителей таможенных постов Волынской, Львовской и Закарпатской таможен ГФС.

Эти чиновники получают зарплату 5-10 тыс грн в месяц, но некоторые из них декларируют дорогие автомобили, десятки тысяч долларов и сотни тысяч гривень сбережений, квартиры, дома, земельные участки и почти миллионные ежегодные доходы от предпринимательской деятельности своих жен.

turisty mult table 03 cd3c2

turisty mult table 04 036f1

Еще более роскошно живут руководители областных таможен, которым подчиняются начальники таможенных постов. Особенно выделятся заместитель начальника Волынской таможни, начальник управления по борьбе с таможенными правонарушениями Леонид Негрич. С зарплатой 5 тыс грн он в сентябре 2016 года купил автомобиль Range Rover Sport 2013 года выпуска за 1,8 млн грн.

Фамилии и декларации чиновников, отвечающих за соблюдение таможенного законодательства в Волынской, Львовской и Закарпатской областях

Данилюк Александр Александрович, министр финансов, предлагает премьеру кандидатуру председателя ГФС
Гройсман Владимир Борисович, премьер-министр, подает в Кабмин кандидатуру председателя ГФС
Продан Мирослав Васильевич, и. о. председателя ГФС
Руководители Волынской таможни Руководители Львовской таможни Руководители Закарпатской таможни
Кривицкий Виктор Брониславович, начальник Волынской таможни Прокипчук Лев Игоревич, начальник Львовской таможни Балуев Станислав Сергеевич, и.о. начальника Закарпатской таможни
Негрич Леонид Николаевич, замначальника Волынской таможни, начальник управления по борьбе с таможенными правонарушениями Тодощук Андрей Васильевич, замначальника Львовской таможни Каращенко Андрей Иванович, замначальника Закарпатской таможни
Герман Василий Николаевич, замначальника Волынской таможни
Таможенные посты Волынской таможни Таможенные посты Львовской таможни Таможенные посты Закарпатской таможни
ТП «Владимир-Волынский ТП «Львов-аэропорт» ТП «Ужгород»
Савчук Ольга Анатольевна, замначальника ТП Кисловский Сергей Анатольевич, замначальника ТП Потоцкий Евгений Александрович, начальник ТП
Католик Александр Валерьевич, начальник ОТО №1 Бойцун Андрей Степанович, замначальника ТП Стричик Игорь Павлович, замначальника ТП
Архимович Борис Владимирович, начальник ОТО №2 ТП «Северный» Яцына Эрнест Юрьевич, замначальника ТП
Савчук Ольга Анатольевна, начальник ОТО №3 Юринец Олег Романович, начальник ТП ТП «Ужгород-центральный»
ТП «Дольск» Киселев Олег Евгеньевич - замначальника ТП Алейников Алексей Олегович, начальник ТП
Олексюк Юрий Степанович, начальник ТП ТП «Западный» Завадяк Иван Иванович, замначальника ТП
Илаш Олег Владимирович, замначальника ТП Чикалкин Олег Николаевич, начальник ТП ТП «Павлово»
ТП «Доманове» Маслей Андрей Павлович, замначальника ТП Король Юрий Юрьевич, начальник ТП
Назарчук Эдуард Степанович, начальник ТП ТП «Мостиская» Ботош Николай Степанович, замначальника ТП
Новик Игорь Витальевич, замначальника ТП Оманчуковская Татьяна Анатольевна, замначальника ТП Щука Сергей Владимирович, замначальника ТП
ТП «Ковель» ТП «Краковец» ТП «Тиса»
Курей Виктор Владимирович, начальник ТП Сцисловський Станислав Вадимович, начальник ТП Борсак Иван Антонович, начальник ТП
Липич Сергей Григорьевич, замначальника ТП, начальник ОТО №1 Слобода Петр Михайлович, замначальника ТП Лазорик Владимир Васильевич, замначальника ТП
Слобода Степан Владимирович, начальник ОТО №2 ТП «Рава-Русская» Черненко Ольга Александровна, замначальника ТП
ТП «Луцк» Дробович Николай Васильевич, начальник ТП ТП «Железнодорожный»
Щуцкий Александр Геннадьевич, начальник ТП Шадловский Алексей Иванович, замначальника ТП Негинский Игорь Владимирович, начальник ТП
Демиденко Светлана Григорьевна, замначальника ТП ТП «Смельница» Потапский Виктор Васильевич, замначальника ТП
ТП «Пища» Филь Василий Степанович, замначальника ТП Выхованец Александр Иосифович, замначальника ТП
Корень Михаил Васильевич, замначальника ТП ТП «Грушев» ТП «Мукачево»
ТП «Ягодин» Медведь Олег Дмитриевич, начальник ТП Тангел Николай Николаевич, начальник ТП
Оникийчук Александр Владимирович, замначальника таможни, начальник ТП Чопко Иван Степанович, замначальника ТП Серкез Игорь Дарийович, замначальника ТП
Король Евгений Аркадьевич, замначальника ТП ТП «Дрогобыч» Дуран Михаил Михайлович, замначальника ТП
Католик Александр Валерьевич, замначальника ТП, начальник ОТО №1 Струтинский Михаил Васильевич, начальник ТП ТП «Лужанка»
Джига Дмитрий Васильевич, замначальника ТП, начальник ОТО №5 Власюк Светлана Мефодиевна, замначальника ТП Фетько Борис Петрович, начальник ТП
ТП «Устилуг» ТП «Стрый» Письменный Артем Николаевич, замначальника ТП
Багатирчук Михаил Анатольевич, начальник ТП Штефан Леся Владимировна, начальник ТП ТП «Вилок»
Дацюк Юрий Николаевич, замначальника ТП Малик Павел Валерьевич, замначальника ТП Андрийцо Ярослав Васильевич, начальник ТП
  ТП «Броды» Маркович Ярослав Васильевич, замначальника ТП
  Родыч Роман Дмитриевич, начальник ТП Фущич Ярослав Васильевич, замначальника ТП
  Ивашков Андрей Богданович, замначальника ТП ТП «Виноградов-грузовой»
  ТП «Львов-почтовый» Фабиaн Тиберий Юлиусович, начальник ТП
  Ворожбит Назар Степанович, начальник ТП Богаш Александр Яношович, замначальника ТП
  Московец Андрей Васильевич, замначальника ТП ТП «Дьяково»
  ТП «Угрынив» Веремчук Николай Витальевич, начальник ТП
  Гула Игорь Владимирович, начальник ТП Кеню Анатолий Васильевич, замначальника ТП
  Якобчук Дмитрий Михайлович, замначальника ТП Буковецкий Мирослав Иосифович, замначальника ТП
    ТП «Солотвино»
    Смыкало Вячеслав Михайлович, начальник ТП
    Ференц Тарас Михайлович, замначальника ТП
    Пантьо Валентин Юрьевич, замначальника ТП

Формирует властную вертикаль ГФС премьер-министр Владимир Гройсман вместе с министром финансов Александром Данилюком. Именно они несут политическую ответственность за потери бюджета от работы схемы с Tax free и за возможное незаконное обогащение некоторых сотрудников ГФС.

Вызывает удивление информационный вакуум со стороны областных подразделений прокуратуры и СБУ в Волынской, Львовской и Закарпатской областях относительно борьбы с коррупцией и незаконным обогащением в ГФС.

На момент подготовки статьи Генеральная прокуратура, Национальное антикоррупционное бюро, Служба безопасности Украины не ответили на запросы ЭП относительно количества уголовных дел, которые они ведут в отношении сотрудников таможни ГФС в Волынской, Львовской и Закарпатской областях.

Как быть и что делать

В парламенте лежит законопроект №6755 об изменениях в Таможенный кодекс.

Вместо суточного лимита он устанавливает месячный лимит 500 евро на провоз товара по суше и морю и 150 евро — на пересылку товаров. Этот проект должен быть принят парламентом в первый рабочий день после каникул.

Не вызывает сомнений, что в текущем организационном состоянии таможенная служба, да и вся ГФС, существовать дальше не может.

Пока на месте таможенной и фискальной службы не появятся принципиально новые госструктуры с новым руководством, персоналом и принципами работы, а их деятельность не будет основана на прозрачных и мощных электронных информационных системах, госбюджет будет терять до 200 млрд грн каждый год.

И никакие корректировки Таможенного кодекса не помогут.

29 августа, российское информационное агентство «РИА Новости» опубликовало заметку: «Сотрудники министерства госбезопасности самопровозглашенной Луганской народной республики пресекли деятельность незарегистрированной в ЛНР религиозной организации Свидетели Иеговы, подозреваемой в работе на «СБУ и неонацистские группировки».

Надо понимать, как работает новостное агентство, чтобы осознать всю значимость события. Нет, не преследования украинских граждан на оккупированных территориях. Это как раз типично для бандитских «республик». И не абсурдные подозрения в том, что иеговисты могут работать на СБУ и патриотические организации. Свидетели Иеговы всегда старались отмежеваться от государства. Так как это, на их взгляд, мешает служению богу. Сам факт, что преследование «МГБ ЛНР» иеговистов стало новостью в крупнейшем информационном ресурсе страны-оккупанта, уже говорит о том, что мы имеем дело со спецоперацией, инициированной в Москве.

Месяц назад Свидетели Иеговы были проверены на соответствие христианским устоям «спецслужбами ДНР». В сообщении «пресс-службы верховного суда ДНР» от 28 июля, говорится: «Верховный Суд ДНР принял решение о признании экстремистскими печатных материалов «Точка зрения Библии. Претерпело ли христианство крах?» и «Будете ли вы следовать любящему руководству Иеговы?». По мнению «министерства юстиции ДНР», в этих текстах содержится информация, «разжигающая ненависть на религиозной почве, а также пропагандирующая на контекстуальном уровне превосходство Свидетелей Иеговы по отношению к прочим христианам».

О каких «прочих христианах» рассказывают нам люди, устроившие преследование греко-католиков, православных Киевского патриархата и мусульман в оккупированных Донецке и Луганске? Не о гундяевских ли соколах, которые помогали диверсантам захватывать украинские земли и оболванивать украинских граждан? А слова о концептуальном уровне распространения. Это же оговорка по Фрейду. Сеанс саморазоблачения. На контекстуальном уровне «верховный суд ДНР» - это сборище подонков, имитирующих правовой процесс, а на самом деле принимающих участие в расправе над мирными украинскими гражданами. Там, где отсутствуют моральные границы, не может быть никаких «экспертных мнений» о чьем-либо соответствии.

Свидетели Иеговы - международная религиозная организация, которая насчитывает более 8 млн членов по всему миру. Они не отмечают религиозные праздники, не служат в армии, не празднуют Новый год и дни рождения. В СССР Свидетели Иеговы были под запретом. Они являлись единственной религиозной группой, которую официально депортировали в Сибирь.

Иеговисты - безобидные люди, которые стараются держаться подальше от всех существующих гражданских и государственных институтов. Да, слегка надоедливые в своих попытках донести «слово» прямо до двери вашей квартиры. Но совершенно аполитичные. Таков устав их организации. Не сложно догадаться, что синхронная травля пособниками оккупанта религиозной организации - это совсем не инициатива «молодых республик». Все происходит с распоряжения кремлевских кураторов. Но зачем? Что Россия стремится показать, организовывая преследование иеговистов на оккупированных территориях?

У антииеговистских «судебных решений» есть вполне практичная сторона. Достаточно сопоставить даты. 20 апреля текущего года Верховный суд России признал Свидетелей Иеговы запрещенной экстремистской организацией. 26 июля стало известно, что Государственный департамент США готовит ежегодный Religious Freedom Annual Report - отчет, который будет обнародован в сентябре. На основе этого отчета определяются «страны особой обеспокоенности», то есть такие, где осуществляются религиозные преследования. Президент США не просто может, но и обязан применить санкции по отношению к таким странам. В этом году гвоздем программы станет российский запрет одной из крупнейших религиозных организаций мира. 28 июля за иеговистов берутся в ДНР. А 29 августа организацию объявляют вне закона в ЛНР.

Пытаясь имитировать восставший из ада СССР с его абсурдными запретами и репрессиями, российский режим и не предполагал, что запрет иеговистов может обернуться новыми санкциями. Теперь только и остается, что срочно организовывать преследования иеговистов на оккупированных территориях. ДНР/ЛНР не просто копируют Москву. Они ее прикрывают от обвинений, доводя ситуацию до террора. Что ждет иеговистов в России? В худшем случае тюремные сроки и обыски. А в зоне, где нет закона, права и наблюдателей? Страшно даже представить. На фоне террористов из серой зоны российские запреты Свидетелей Иеговы уже не будут казаться столь чудовищным нарушением прав верующих. Спецоперация-прикрытие «Свидетели Вовы против Свидетелей Иеговы» - вот что разворачивается на оккупированных территориях с подачи Кремля.

Но есть и другая сторона, которая просматривается за попыткой Кремля спрятать свое антиправовое решение за бандитскими «судами» и последующим террором против верующих. Речь идет о ценностях и перспективах развития самой России. Не стоит забывать, что за всеми этими «самопровозглашенными республиками» стоят российские кураторы. ДНР/ЛНР - это их творение, их «Россия мечты». Глядя на уродцев, мы уже сегодня можем констатировать, что изолированная, ослабленная санкциями и щедро сдобренная маразмом российская действительность все больше будет напоминать оккупированный Донбасс. Не марионетки копируют российские порядки. Все совсем наоборот. Это Россия постепенно деградирует до уровня тех безумных режимов, которые сама же породила. ДНР и ЛНР - это будущее России, взявшей курс на мракобесие и человеконенавистничество.

КП «Харківводоканал» 21 серпня за результатами тендеру замовило ТОВ «Техойл Рітейл» палива у талонах на 76,61 млн грн. Про це повідомляється у системі «Прозорро».

На поточний рік замовили з відстроченням оплати на чотири місяці:

1,75 млн л дизельного палива по 23,52 грн./л,

1,37 млн л бензину марки А-92 по 23,70 грн./л,

120 тис л бензину марки А-95 по 24,87 грн./л.

Дизель коштує на сім відсотків дорожче від середньої роздрібної ціни на ринку, яка, за даними «EnKorr», зараз становить 21,89 грн./л. А бензин А-95 лише на відсоток дорожчий від ринкової ціни у 24,57 грн./л.

Переможець подав договір із виробником ПАТ «Укртатнафта» та його ж сертифікати на арктичний дизель ДП-Арк-Євро5-В0, бензини А-92-Євро4-E5 та А-95-Євро4-E5.

Ціна угоди на два відсотки нижча від очікуваної вартості закупівлі у 78,50 млн грн.

Єдиним допущеним конкурентом було ТОВ «Авто Ойл» Лариси та Ольги Кошових зі статутним капіталом 1 тис грн.

Натомість ТОВ «Альянс Еволюшн» не допустили до аукціону через відсутність забезпечення і копії зразка паспорту якості, який надаватимуть при поставці. Також одна із пропонованих АЗС знаходилась надто далеко від потрібного підрозділу замовника.

Фірма »Техойл Рітейл» зі статутним капіталом 1 тис грн. була створена в січні 2015 року і належить Артему Івушкіну. У 2013 році він розміщував про себе інформацію на сайті з базою артистів, брав участь у зйомках фільму «Жіночій лікар».

Директором є Віталій Пащенко, а раніше посаду займала Аделіна Камінська. На 2013 рік вона працювала юристом у ТОВ «Техойл», яке тоді належало Пащенку і розміщувалось за адресою реєстрації «Техойл Рітейл» по вул. Ярославів Вал, 5-в у Києві. Нині «Техойл» переоформлено в Сумах під назвою «ВТМ-12» на Володимира Янушевського.