В последние недели правительство представило обществу, частично или полностью, две объемные, определяющие для жизни каждого украинца реформы — медицинскую и пенсионную. И хотя дальше речь пойдет о пенсионной реформе, как и изменения в медицинской сфере, она коснется всех без исключения украинцев, а не только людей пожилого возраста. Более того, предложенные правительством изменения несут значительные риски именно для тех поколений, которые сейчас о пенсии даже не думают. И это вряд ли будут перемены к лучшему, если пенсионная реформа ограничится только «солидарным» уровнем.

По современной классификации прав человека обе реформы касаются так называемых социально-экономических прав человека, или прав второго поколения. Соответственно, и в Конституции Украины они описаны в разделе под номером два. Второе поколение означает, что как права эти нормы появились после права на жизнь, права на справедливый суд, права на свободу слова.

Перечень прав второго поколения начинается с права на труд, на защиту трудового коллектива, на защиту собственности. А заканчивается правом на здравоохранение, правами на пенсионное и социальное обеспечения. Порядок изложения прав взят из Европейской хартии и отражает временной процесс осознания человечеством своих прав.

Первая группа прав конфликтует со второй. Наша Конституция этот конфликт балансирует статьей 95, определяющей, что границы прав второй группы определяются возможностью бюджета (или публичных финансов. — Г.Т.). А как известно, государственные и местные бюджеты, а также бюджеты фондов социального страхования наполняются нашими с вами налогами. Таким образом, за счет работающих и владельцев активов содержатся те, кто болеет и стареет. Этот конфликт прав часто называют конфликтом поколений.

Солидарная пенсионная система, в пределах которой мы существуем и которая является основой пенсий для современных пенсионеров, буквально сталкивает поколения друг с другом.

Первый конфликт — между работающими и пенсионерами: за счет квазивзноса, а на самом деле парафискала (налога, уплачиваемого на счета другие, кроме бюджетных), финансируются современные пенсионеры, которые вместе с тем считают, что они «наработали» на пенсию. Да, они своевременно и в полном объеме платили этот парафискал, при этом эти средства не зарабатывались плательщиком, а перераспределялись на усмотрение властных ветвей под влиянием так называемых популистов, которые на самом деле были и остаются просто безответственными политиками при власти. На другой стороне находятся работающие, которые не развивают экономику из-за чрезмерного давления налогов, к которым относится и парафискал — ЕСВ.

Второй конфликт в солидарной системе — между новыми и современными пенсионерами: как только увеличиваются размеры выплат современным пенсионерам, сразу же уменьшаются суммы начислений для тех граждан, которые выйдут на пенсию в будущем (следующие генерации пенсионеров).

Поэтому невозможно преодолеть недостатки солидарной системы, не выходя за ее пределы. И прежде чем очертить необходимые для реформирования системы действия, нужно перечислить пять недостатков солидарной системы и два ошибочных суждения относительно нее.

Об этих недостатках мы чаще всего не знаем, а правительство их систематически скрывает, не позволяя обществу сориентироваться в ситуации. И дело не только и не столько в отсутствии текстов так называемой реформы, сколько в отсутствии четких прогнозов относительно будущего новых генераций пенсионеров и четкого понимания населением будущих размеров содержания за счет парафискалов, которые будет платить уже молодое поколение.

Первый недостаток — повышение пенсионного возраста. Неявный, опосредствованный рост пенсионного возраста заложен в параметры реформы. При этом правительство отказалось от мягкого сценария увеличения пенсионного возраста на один месяц каждый год. Отказалось и от сценария повышения более жесткими темпами, при этом сохраняя коэффициент замещения на уровне 0,55–0,6 (этот коэффициент показывает отношение размера пенсии к размеру заработной платы, с которой эта пенсия начисляется). Например, сейчас увеличивается пенсионный возраст для женщин (каждый год на полгода). Но правительство избрало другой путь, и в результате мы получили сценарий, согласно которому неявно увеличивается пенсионный возраст, а коэффициент замещения при этом падает.

Второй недостаток — привязка к показателю среднего страхового стажа, который по данным Минсоцполитики у нас составляет 32,5 года. Неполная занятость в 1990-е годы и в дальнейшем будет влиять на уменьшение средней величины страхового стажа. Мировая тенденция — это падение средних размеров страхового стажа. Рынок труда кардинально меняется не только за счет увеличения количества самозанятых лиц, но и из-за технологизации труда и роста объемов умственного труда, плохо поддающегося оценке традиционными методами.

Третий недостаток — демография труда. Проблема не в демографии как таковой, а именно в демографии труда. Министр социальной политики неоднократно заявлял о 26 млн трудоспособных граждан, которые, по его убеждению, в подавляющем большинстве не платят налоги на содержание старшей генерации. Это, кстати, достаточно агрессивное проявление конфликта поколений, озвученное должностным лицом. При этом без внимания Минсоца остаются 5,8 млн наших граждан, которые, по оценкам международных организаций, находятся на постоянных заработках за рубежом. Посчитаем, украинцев — 42 млн (по оптимистическим оценкам), вычитаем 12 млн пенсионеров, 9 млн граждан в возрасте до 19 лет (данные Института демографии) и 5,8 млн трудовых мигрантов. Получим в остатке 15,2 млн работающих. Из них 10,5 млн — плательщики-наемные лица, еще 4,7 млн — зарегистрированные самозанятые и СПД. Найти дополнительно еще 10,8 млн граждан трудоспособного возраста, о которых говорит Минсоц, невозможно, их не существует. И это при условии, что расчеты ведутся от цифры в 42 млн, которая может значительно превышать реальную численность украинцев.

Четвертый недостаток — пенсионное обеспечение самозанятых и СПД. При внедрении ЕСВ для физических лиц-предпринимателей «704» мы нагрузили Пенсионный фонд дополнительными обязательствами перед такими лицами. Ирония заключается в том, что, вопреки дополнительным поступлениям ЕСВ в этом году, мы обременили ПФУ обязательствами, которые будут расти быстрее, чем темпы увеличения фондов заработных плат. Подобного прогнозирования, не такого уж и долгосрочного, общество не увидело.

Пятый недостаток — уменьшение коэффициента замещения. Он будет снижен с 0,6 (действующая формула при 30–35-летнем стаже) до 0,35. И что хуже всего, такое падение невозможно остановить. При пропорции 1:1, то есть один работающий к одному пенсионеру, и при ставке ЕСВ в 22% падение продолжится до 0,22 и дальше. Для следующих поколений пенсионеров замещение дохода будет в пять (!) раз меньше относительно дохода и втрое (!) меньше, чем коэффициент для современных пенсионеров. Если в современных условиях пенсия начислена в абсолютном размере 6000 грн, то после реформы ее абсолютная величина упадет до 4500 грн.

3solidarnyh nedostatkov table1 11e9c

В дополнение вспомним два ошибочных суждения, которые также искажают представление общества о солидарной системе. Первое — что можно ликвидировать дефицит Пенсионного фонда. Второе — что можно зафиксировать объемы трансфертов из государственного бюджета в ПФУ. Ни одна модель при современных условиях (имеются в виду прежде всего размеры существующих налогов) не закладывает предпосылки для ликвидации дефицита или возможности зафиксировать цифру дотаций из госбюджета.

Весь предыдущий анализ сделан не для приумножения «зрады». Нет. Все приведенные параметры и их динамика наглядно демонстрируют одно — солидарный уровень надо дополнять накоплениями, а реформа не должна ограничиваться только первым, солидарным, уровнем.

Правительство в первую очередь должно срочно решить, какая именно структура должна регулировать рынки накопления, и сделать эти рынки прозрачными с точки зрения собственности. Внести в Уголовный и Административный кодексы действенные изменения, которые криминализуют мошенничество в публичных финансах. Отнести к категории «публичные финансы» накопления граждан, а к финансовым учреждениям публичного права — все финучреждения, занимающиеся накоплениями граждан и самозанятых лиц. И вместе с тем создать действенную систему гарантирования накоплений и выплат.

Не противопоставление генераций, а совместный труд ради будущего как наших детей, так и наших пенсионеров — вот что должно стать целью пенсионной реформы. Прежде всего внедряя и стимулируя накопления, мы предотвращаем губительное снижение коэффициентов замещения в динамике 0,6–0,35–0,22–0,11.

При этом обязательность накоплений, которая не всегда с одобрением воспринимается свободной украинской душой, должна не предусматривать принуждение исключительно для граждан. Предложение заключается в том, чтобы все заинтересованные стороны договорились накапливать средства в пользу будущих пенсионеров. Например по следующему алгоритму:

1. При трудоустройстве наемный работник предоставляет реквизиты своего пенсионного плана, а в случае его отсутствия — имеет до шести месяцев для открытия такого плана по собственному выбору. Это могут быть индивидуальный пенсионный счет, НПФ, банковский депозит, договор страхования жизни и т.п.

2. Если пенсионный план наемным работником в течение шести месяцев не выбран, работодатель должен открыть такой пенсионный план для этого наемного работника по собственному усмотрению.

3. Работодатель перечисляет по избранному плану не менее 2% от ФЗП, выступая агентом наемного работника, и еще 2% за собственные средства.

4. Если работник желает перечислять более 2%, работодатель увеличивает и свой процент отчислений, но не более 10%. Вместе с тем на добровольных началах дополнительные взносы за счет работодателя не ограничиваются.

Через 2–3 года, уже после реформирования системы социального страхования (которая «оттягивает» от пенсионного обеспечения часть ЕСВ в размере 4,7%), к процессу подключается государство. В случае реформирования системы социального страхования государство сможет уменьшить размер ЕСВ до 18–20%, высвобождая для накопления 2%.

Какой будет сама система накоплений в Украине, это тема отдельной дискуссии, но в контексте реформы, предложенной правительством, важно понимать, что мы можем довольно быстро построить систему накопления и защитить наше право собственности.

Без этих изменений на нас ждет рост уровня бедности среди «новых» пенсионеров, а солидарная система потеряет или будет вынуждена существенно ограничивать дифференциацию размеров пенсий. Экспертная среда готова подставить плечо правительству в таком развитии. Как всегда.

Поліція підозрює посадових осіб КП «Харківводоканал» у зловживанні службовим становищем, в ході проведення закупівель послуг у 2016-2017 році на встановлення та повірку приладів обліку гарячої та холодної води.

Про це стало відомо з ухвал Жовтневого районного суду м. Харкова, куди слідчий звернувся в рамках кримінального провадження №12017220000000078 від 26.01.2017 за ознаками кримінального правопорушення, передбаченого ч. 3 ст. 191 КК України.

В Управління захисту економіки у Харківській області Департаменту захисту економіки НП України надійшли матеріали від Харківської міської спілки споживачів комунальних послуг, в яких йде мова про змову під час проведення тендерів протягом 2016-2017 на послуги щодо встановлення та повірки приладів обліку гарячої та холодної води посадових осіб КП «Харківводоканал» з посадовими особами переможців торгів - ТОВ «КП Вода», ТОВ «Комерційне підприємство «Вода», ТОВ «Тепло-Квар», ТОВ «Укрелектросервіс» та з посадовими особами постачальників комплектуючих ТОВ «Кейнофор», ТОВ «Делькар-експо», ТОВ «Андрада Сервіс». Слідчі підозрюють, що змова на тендерах призвела до розтрати бюджетних коштів.

25 травня 2016 року КП «Харківводоканал» уклало договір з ТОВ «Комерційне Підприємство «Вода» на загальну суму 12,6 млн.грн. про надання послуг з періодичної повірки та обслуговування 63618 квартирних засобів обліку холодної води. Власниками ТОВ «Комерційне Підприємство «Вода» є Ірина Коновалова, а керівником – Олександр Клочко.

5 липня 2016 року за результатами проведення процедури закупівлі КП «Харківводоканал» уклало договір із ТОВ «КП Вода» на загальну суму 18,7 млн.грн. на встановлення 12256 квартирних засобів обліку холодної води.

Власниками ТОВ «КП Вода» є Олександр Шабельник та Олександр Пугач. Керівником з січня 2016 року є Юлій Волченко.

Вказані суб'єкти господарювання є постійними переможцями закупівель КП «Харківводоканал» та КП «Харківські теплові мережі» на встановлення та повірку лічильників холодної та гарячої води.

За інформацією Управління захисту економіки у Харківській області Департаменту захисту економіки Національної поліції України ТОВ «КП Вода», ТОВ «Комерційне підприємство «Вода», ТОВ «Тепло-Квар», ТОВ «Укрелектросервіс» є пов'язаними особами.

Суд задовольнив 2 клопотання слідчого ГУНП в Харківській області про надання тимчасового доступу до речей та оригіналів документів щодо проведення робіт, щодо монтування інших виробів у період з 05.07.2016 по 31.12.2016, але відмовив у клопотанні слідчого про надання дозволу Північно-східному офісу Державної аудиторської служби України на проведення ревізії фінансово-господарської діяльності КП «Харківводоканал».

У відповіді КП «Харківводоканал» зазначив, що замовляв встановлення та повірку приладів обліку гарячої та холодної води на виконання рішення Харківської міськради від 24 лютого 2016 року про встановлення засобів обліку води деяким пільговим категоріям споживачів (ветеранам, інвалідам ВВВ та інш.).

На підприємстві запевнили, що в межах даного кримінального провадження будь-яких повідомлень про підозру посадовим особам КП “Харківводоканал” не пред'являлось.

10 червня 2017 року набув чинності закон «Про споживче кредитування», який розширює права позичальників і покладає додаткові обов'язки на кредиторів.

За законом, споживчими є кредити, які отримують фізичні особи на потреби, не пов'язані з підприємницькою чи професійною діяльністю.

Наприклад, якщо ви отримаєте від банку картку з кредитним лімітом понад 3 200 грн, то на ваші правовідносини з банком поширюватимуться норми нового закону.

Споживче кредитування надзвичайно популярне в Україні серед усіх верств населення. За даними НБУ, у березні 2017 року фізичні особи були винні банкам 159 866 млн грн, отриманих за споживчим кредитуванням.

За інформацією Нацкомфінпослуг, кредитним спілкам наприкінці першого кварталу 2017 року фізособи були винні за споживчими кредитами 1 415,4 млн грн.

Новий закон поширює свої вимоги на банки, кредитні спілки та інші фінансові установи, які надають кредити населенню. Поза сферою дії закону — ломбарди.

До набуття чинності законом «Про споживче кредитування» права позичальників за споживчими кредитами захищала стаття 11 закону «Про захист прав споживачів».

Новий закон уперше надає визначення «кредитного посередника». До цієї категорії закон відносить осіб, що не є кредиторами, але які надають посередницькі послуги у даній сфері. Кредитні посередники давно працюють на ринку споживчого кредитування, проте досі їх діяльність законодавством не регулювалася.

Закон забороняє надання та отримання споживчих кредитів в іноземній валюті і вводить суворі вимоги до реклами споживчих кредитів. Передбачений перелік стандартної інформації, яка повинна бути в кожному оголошенні про кредит.

Закон забороняє зазначати, що кредит може надаватися без документального підтвердження кредитоспроможності позичальника або що кредит є безпроцентним чи надається під нуль процентів.

Банки та інші фінансові установи зобов'язані обраховувати реальну річну процентну ставку за формулами, які будуть встановлені НБУ та Нацкомфінпослуг.

Для обчислення реальної річної процентної ставки визначаються загальні витрати за споживчим кредитом, тобто витрати на оплату всіх комісій, процентів за користування позикою та інших обов'язкових платежів за додаткові та супутні послуги кредитора та за наявності — кредитного посередника.

Закон передбачає: якщо такі витрати не включені до загальних витрат за споживчим кредитом, то споживач може їх не платити.

Варто звернути увагу, що новий закон не включає до загальних витрат за споживчим кредитом платежі, які позичальник може здійснювати на користь третіх осіб (реєстратора, нотаріуса, страховика, оцінювача). Автори закону виходили з того, що така вартість не завжди може бути відома кредитору.

Кожен кредит повинен мати паспорт. Закон зобов'язує письмово безплатно надавати позичальнику інформацію про пропозиції з кредитування за спеціальною формою, яка має назву «Паспорт споживчого кредиту» і є додатком до закону.

У паспорті буде зібрана вся інформація про кредит: від назви кредитора до реальної річної процентної ставки та орієнтовної загальної вартості позики.

Як це буде працювати?

Позичальник приходить у банк чи кредитну спілку і цікавиться, наприклад, кредитом на авто. Кредитор повинен надати для ознайомлення під підпис паспорти усіх пропозицій на купівлю транспортних засобів. На підставі отриманої інформації позичальник обирає найбільш прийнятний для себе варіант.

Ймовірно, паспорт кредиту передбачений для того, щоб фінансові установи не приховували від широкого кола клієнтів інформації про найдешевші кредитні продукти. Очевидно, що кредитору вигідно спочатку надавати дорожчі позики.

Що буде, коли фахівець відділення банку приховав від позичальника найбільш дешеві кредитні пропозиції, а позичальник дізнався про них через сайт банку?

Закон передбачає, що позичальник, який внаслідок надання недостовірної інформації уклав договір на менш сприятливих для себе умовах, ніж ті, що передбачені у цій інформації, має право вимагати приведення укладеного договору у відповідність до зазначеної інформації.

Для цього споживач повинен надіслати кредитору лист-повідомлення. Кредитор зобов'язаний привести договір у відповідність з умовами, зазначеними у наданій інформації, протягом 14 днів з дати отримання такого повідомлення.

Закон зобов'язує кредиторів проводити оцінку кредитоспроможності позичальників. Така оцінка буде здійснюватися на підставі інформації, отриманої від позичальників, а за необхідності — на основі інформації, законно отриманої з інших джерел, включаючи дані бюро кредитних історій.

На кредиторів покладається обов'язок — на вимогу позичальника, але не частіше одного разу на місяць — безплатно надавати інформацію про поточний розмір його боргу і розмір сплаченої суми кредиту, надавати виписку з рахунку.

Договір про споживчий кредит повинен укладатися в письмовій формі. Кожна сторона повинна отримати свій примірник договору.

Закон передбачає, що у разі недостатності суми здійсненого платежу для виконання зобов'язання за кредитним договором у першу чергу сплачуються прострочена до повернення сума кредиту та прострочені проценти за користування ним. У другу чергу — сума кредиту та проценти за користування ним, у третю чергу — неустойка та інші платежі відповідно до договору.

Доволі часто позичальники, які мали прострочені кредити, не могли вийти з боргової ями, бо всі їх платежі зараховувалися як сплата штрафів, а на борг за процентами та тілом позики нараховувалися нові штрафи.

Закон обмежує розмір штрафів, які будуть нараховуватись позичальникам, що порушили своє зобов'язання. Пеня не може перевищувати подвійної облікової ставки НБУ і не може бути більшою за 15% суми простроченого платежу.

Сукупна сума неустойки, нарахована за порушення зобов'язань позичальником, не може перевищувати половини суми, одержаної ним за кредитним договором.

У разі затримання позичальником сплати частини споживчого кредиту або процентів щонайменше на один календарний місяць, кредитор має право вимагати повернення кредиту, строк виплати якого ще не настав, у повному обсязі, якщо таке право передбачене договором про споживчий кредит.

Таке право кредитор реалізовує не відразу. Спочатку він зобов'язаний у письмовій формі повідомити позичальнику про затримку із зазначенням дій, необхідних для усунення порушення, та строку, протягом якого вони повинні бути здійснені.

Для позичальників, крім прав, які випливають з обов'язків кредиторів, є кілька додаткових норм. Так, за позичальниками закріплене право протягом 14 календарних днів з дня укладення договору відмовитися від кредитного договору без пояснення причин. Закон чітко врегульовує порядок такої відмови.

Позичальник має право повністю або частково достроково повернути споживчий кредит, у тому числі шляхом збільшення суми періодичних платежів. Кредитору забороняється встановлювати плату за дострокове повернення коштів.

Позичальнику надано право вільно обирати осіб, що надають додаткові чи супутні послуги при кредитуванні. Кредитори повинні вести перелік таких третіх осіб.

Закон передбачає, що перед укладанням кредитного договору позичальник для ухвалення усвідомленого рішення повинен ознайомитися на сайті кредитора з інформацією про кредити, надати документи про себе і свій фінансовий стан.

Одна з проблем, яку повинен вирішити закон, — вартість споживчого кредиту. У травні 2017 року ефективна процентна ставка за споживчими кредитами до 10 тис грн на рік готівкою у банку національного масштабу ставила 50-170%. Вважаю, що кредити, реальна річна процентна ставка яких перевищує 50%, є здирницькими.

Очевидно, що реальна річна процентна ставка після набуття чинності новим законом буде розрахуватися більш відкрито і може бути ще більшою.

Нерідко кредитори, встановлюючи високу вартість позики, враховують великий рівень заборгованості за споживчим кредитуванням і сподіваються, що сумлінний позичальник принесе дохід банку і за себе, і за боржника.

Можливо, встановлений обов'язок для фінансових установ проводити оцінку кредитоспроможності позичальника дозволить відсіяти проблемних потенційних позичальників, що приведе до зниження процентних ставок.

Якщо ж фінансові установи не визначать адекватну ринкову ціну на споживчі кредити, держава буде змушена ще більш жорстко регулювати обов'язки кредиторів. Зокрема — ввести максимальну межу процентної ставки за споживчим кредитом і запровадити типові договори.

В мае Украина ввела антидемпинговые пошлины на импорт карбамида и карбамидно-аммиачной смеси (КАС) российского происхождения в размере 31,84% от мх стоимости.

Пошлины к российскому карбамиду и КАС были применены еще в декабре 2016 года. Но в феврале 2017 они были приостановлены из-за риска срыва посевной вследствии дефицита азотных удобрений.

Причина дефицита – остановка заводов химического холдинга Ostchem Дмитрия Фирташа, самого крупного производителя азотных удобрений в Украине.

Группе принадлежит «РивнеАзот», «Азот» (Черкассы) и «Северодонецкое объединение «Азот» (Луганская область). На оккупированной территории Донбасса у Ostchem остался завод «Стирол» (Горловка, Донецкая область).

Фирташу в Ostchem принадлежит 86%, еще 14% - народному депутату от Оппозиционного блока (ОБ) Юлии Левочкиной, родной сестре Сергея Левочкина - также нардепа от ОБ, партнера Фирташа по телеканалу «Интер».

Заводы Ostchem были остановлены, поскольку госоператор магистральных газовых сетей «Укртрансгаз» (УТГ) ограничил поставки газа из-за долгов. В Ostchem заявили, что УТГ не давал компании пользоваться собственным газом в объеме 346 млн куб. м. Судебная тяжба за этот газ длится еще с весны 2015 года.

Эту ситуацию у Фирташа попытались использовать, чтобы вернуть долги за газ, проданный Одесскому припортовому заводу (ОПЗ) во времена правления Виктора Януковича. Перед этим заводы Фирташа собрали с аграриев 2 млрд грн предоплаты за удобрения, которые так и не были поставлены.

«Частные производители химических удобрений собрали около 2 млрд грн авансов с аграриев. Результат: денег нет, удобрений нет, газа для производства удобрений тоже нет. Но есть горячее желание получить этот газ по льготной цене и с большой отсрочкой срока расчета», - написал тогда глава правления НАК «Нафтогаз» Андрей Коболев.

Остановка украинских заводов и приостановление действия антидемпинговой пошлины на карбамид и КАС спровоцировали резкий рост импорта готовых удобрений из России. По данным ГФС, за первый квартал 2017 года в Украину было импортировано 180 тыс. тонн карбамида – больше половины от объемов импорта этого удобрения в 2016 году.

Всего, по данным агентства «Инфоиндустрия», в 2016 году Украина потребила около 800 тыс. тонн карбамида.

Таким образом, чтобы не оставить аграриев на время посевной без удобрений, украинским властям пришлось пустить на рынок российских производителей. В РФ себестоимость производства азотных удобрений гораздо ниже, из-за дешевого газа.

Природный газ - основное сырье для производства азотных удобрений - карбамида, КАС, аммиачной селитры. Российские химзаводы покупают газ по $70-100 за тыс. куб м. В Украине его рыночная стоимость превышает $250 за тысячу кубометров.

Отмена пошлины взволновала компанию Фирташа, которая через медиа начала обвинять власть в потокании руссийским производителям. По версии менеджеров Ostchem, русские сначала убьют украинского производителя дешевыми удобрениями, а потом взвинтят цены на свою продукцию.

Представители Ostchem лицемерят. Борясь против российской селитры и карбамида, заводы Ostchem параллельно получают дешевое сырье от российских бизнесменов, приближенных к Владимиру Путину.

Представитель интересов Кремля

После победы Виктора Януковича на выборах президента, Дмитрий Фирташ сконцентрировал в своих руках четыре из шести производителей минеральных удобрений в Украине.

Кроме того, он с партнерами – бывшим главой Администрации президента Януковича Сергеем Левочкиным и экс-министром энергетики Юрием Бойко приватизировал 70% монопольного рынка распределения природного газа. Купил банк «Надра» и начал строить титановый холдинг.

Кроме прочего менеджеры из Ostchem пошли работать на химические госкомпании «Суммыхимпром» и Одесский припортовый завод (ОПЗ). Компании Фирташа начали поставлять на эти предприятия газ и выкупать их продукцию по заниженным ценам. Оба предприятия готовились к приватизации.

Строить свою империю Фирташу помогал Кремль, который снабжал олигарха дешевым газом и кредитами. За время правления Виктора Януковича, «Газпром» продал Фирташу более 20 млрд куб. м газа по низким ценам – $265 за тыс. куб. Сделки проводились через кипрские и швейцарские компании, а газ перепродавался украинским заводам по $430 за тыс. куб м.

В результате, контролируемые Фирташем компании заработали более $3 миллиардов, сообщало в 2014 году в своем расследовании международное агентство Reuters.

«В это же время близкие к Путину банкиры открыли Фирташу кредитные гарантии на общую сумму до $11 миллиардов (сколько из этой суммы было использовано компаниями Фирташа - неизвестно). Эти кредиты помогли Фирташу, поддержавшему на украинских президентских выборах 2010 года Виктора Януковича, занять доминирующее положение в химической отрасли в Украине», - говорится в тексте издания.

Почему Дмитрий Фирташ, который всегда считался олигархом, представляющим интересы Путина в Украине, так резко выступает против продажи российских удобрений на украинском рынке?

В 2016 году предприятия Ostchem купили у российских заводов 172,6 тыс. тонн аммиака. В первом квартале 2017 года - еще 122 тыс. тонн.

Аммиак - промежуточный продукт для производства азотных удобрений. По технологической цепочке, сначала природный газ и азот из воздуха перерабатываются в аммиак. Затем из аммиака и другого сырья производится карбамид или селитра.

Крупнейшим поставщиком российского аммиака на заводы Фирташа было предприятие «Минудобрения» (город Россошь Воронежской области РФ). Компания принадлежит Аркадию Ротенбергу – олигарху, входящему в ближайшее окружение Владимира Путина.

Спарринг-партнер Путина по секции дзюдо Ротенберг постоянно занимает лидирующие позиции в рейтинге Forbes «Короли госзаказа». По оценкам издания, подконтрольные Ротенбергу фирмы за четыре года получили государственных заказов на 900 млрд рублей. С 2011 года он поднялся с 92 на 39 место в рейтинге самых богатых россиян по версии Forbes.

Фиртша с Ротенбергом связывают давние деловые отношения. Вот как об этом партнерстве писало российское издание Ведомости в 2011 году:

Фирташ около года назад (в 2010 году) заключил с российским бизнесменом Аркадием Ротенбергом договор о сотрудничестве в области химии, который, в частности, предполагает совместную покупку предприятий и в России, и в Украине. В Украине Ротенберг будет получать до 50% в каждом активе, покупаемом совместно с Фирташем. Под эти цели Газпромбанк и предоставил деньги ($1 млрд)

Тогда обе стороны опровергали такое сотрудничество и уточняли, что сделка касается лишь россошанских «Минудобрений», которые Ротенберг приобрел в августе 2011 года.

Импорт аммиака в Украину из Российской Федерации в 2016 году

Поставщик Собственик Импорт, тыс. т Основные украинские получатели
ОАО «Минудобрения» Аркадий Ротенберг 183,63 «Азот», «Суммыхимпром», Северодонецкое объединение «Азот» (Фирташ)
Филиал «Азот» АО ОХК «УралХим» Дмитрий Мазепин 31,92 Группа «Агротрейд Украина»
ОАО «Тольяттиазот» Владмир Махлай, Кирсан Иллюмжинов (?) 19,48 «Ривнеазот» (Фирташ), «Энерго Сервис», «Хмельницкое»
АО НАК «Азот» Андрей Мельниченко (группа EuroChem) 13,88 «Агроцентр - ЕвроХим-Украина»
ОАО «КуйбышевАзот» Виктор Герасименко, Александр Герасименко 12,33 Энерго Сервис, ТД «Агроимпорт»

Так по данным таможенной статистики, которую БЦ получил от своих источников в ГФС, в 2016 году в Украину было импортировано 261,3 тыс. тонн аммиака из России. В первом квартале 2017 года поставки составили 136 тыс. тонн.

Крупнейшим поставщиком российского аммиака в Украину является ОАО «Минудобрения» Аркадия Ротенберга. Компания в прошлом году поставила в Украину 183,6 тыс. тонн аммиака. В частности, 100 тыс. тонн было поставлено на «Свередонецкое объединение «Азот» и 55 тыс. тонн - на черкасский «Азот».

9,8 тыс. тонн аммиака «Минудобрения» продали государственному предприятию «Сумыхимпром» - крупнейшему производителю фосфорных удобрений. Уже долгое время «Суммыхимпром» управляется менеджерами Фирташа. С 2012 года предприятие находится в процедуре санации, которой руководит председатель правления завода Игорь Лазакович, работавший ранее в Ostchem.

Средние цены, по которым «Минудобрения» продавали аммиак в Украину, сильно отличаются друг от друга. Так, средняя цена тонны аммиака, который был поставлен на Северодонецкий «Азот» в 2016 году, составила $184, на черкасский «Азот» - $165, а на государственный «Сумыхимпром» - $257.

В первом квартале 2017 года «Минудобрения» импортировали в Украину 83,5 тыс. тонн аммиака: 42 тыс. тонн – на черкасский «Азот», 35 тыс. тонн – на «Северодонецкий «Азот» (по $170-280 за тонну) и 6,5 тыс. тонн – на «Суммыхимпром». «Сумыхимпром» закупал аммиак по $220-284 за тонну.

Поставки аммиака на предприятия Фирташа в первом квартале осуществлялись через компанию NF Trading. Как сообщал БизнесЦензор, в 2013 году эта компания, аффилированная с Фирташем, была эксклюзивным покупателем удобрений Одесского припортового завода. Она выкупала весь аммиак и карбамид с апреля и до конца 2013 года. Большинство сделок заключалось по заниженным ценам.

Один из крупнейших производителей аммиака в мире - «ТольяттиАзот» - в 2016 году импортировал в Украину 19,5 тыс. тонн аммиака. Из них – 15,5 тыс. тонн ушло на «РивнеАзот». В первом квартале текущего года «ТольяттиАзот» продал «РивнеАзоту» 44 тыс. тонн. Таможенная стоимость аммиака по этим контрактам составила $210-270 за тонну.

Ранее «Тольяттиазот» контролировался директором предприятия Владимиром Махлаем и его сыном Сергеем. Махлаи не нашли общий язык с российской властью. В 2014 году Басманный суд Москвы заочно арестовал совладельцев «Тольяттиазота». Их подозревают в продаже аммиака по заниженным ценам.

Предприятие стоит на аммиакопроводе, который тянется от Тольятти до Одессы, где Одесский припортовый завод осуществляет перевалку российского транзитного аммиака на танкеры. По данным «Ведомостей», мажоритарные акционеры выставили предприятие на продажу.

Рынок аммиака является очень волотильным - постоянно меняется в зависимости от множества факторов. Однако цены контрактов российского «ТольяттиАзот» с фирташевским «РивнеАзотом» можно считать условным индикатором показателя рыночной цены. Если «ТольяттиАзот» в 2016 году поставлял аммиак Ostchem по $260 за тонну, то «Минудобрения» Ротенберга продавали аммиак заводам Фирташа по $165-185 за тонну - почти на $100 за тонну дешевле.

Поставка аммиака из РФ - по сути - поставка переработанного прирдного газа. Паредприятия Фирташа (включая «Суммыхимпром») импортировали около 70% всего аммиака в 2016 году - 182 из 261 тыс. тонн. Большей частью - с препдриятия Ротенберга.

То, что аммиак закупался по заниженным ценам, свидетельствует о политических или экономических связях Фирташа и Ротенберга. Поэтому заявление менеджеров компании о стремлении к «независимости украинских аграриев от российских производителей удобрений» - лицемерие.

Начальник департамента по противодействию наркопреступности Нацполиции Андрей Кихтенко о «цифровых» наркотиках, «легалайзе» и подброшенной траве

Один из аргументов сторонников «легалайза» — преследование граждан за небольшое количество травки для личного употребления порождает массовую коррупцию в правоохранительных органах. В среде «планокуров» ставки за «решение вопроса» с полицейскими известны так же хорошо, как цены за «корабль» конопли. В то же время правоохранители крайне редко трогают крупных дилеров. Впрочем, главный в стране наркополицейский уверяет, что дела обстоят совсем не так.

Как вы оцениваете размер нелегального рынка наркотиков в стране?

— Определить объём розничного рынка наркотиков в Украине достаточно сложно. По последним данным, годовой объём наркорынка ЕС составляет более 24 млрд евро, но и эти цифры занижены, потому что при расчётах учитывались только основные виды наркотиков и ограниченные данные. Сейчас Европейский центр мониторинга наркотиков и наркозависимости реализует программу по разработке и усовершенствованию будущих расчётов объёма рынка наркотиков. По самым грубым подсчётам, что касается Украины, речь идёт о сотнях миллионов долларов в год.

Учитывая выгодное географическое положение Украины, мы прежде всего — транзитная страна. Через нашу территорию пролегают международные каналы поставок героина, кокаина, гашиша и т. д. Например, в 2015–2016 годах было изъято более 3 т «транзитного» героина (непосредственно в Украине или в странах по маршруту следования). Но на самом деле это только «капля в море», потому что выявлять не предназначенные для продажи внутри страны партии наркотиков очень сложно.

В 2013-м правоохранители изъяли более 4,5 т веществ, а в 2016-м — лишь чуть больше 1,3 т. С чем это связано? Новая полиция работает хуже, чем старая милиция?

— Оценивать нашу роботу только по количеству годовых изъятий не совсем правильно, потому что этот показатель формируется в том числе и за счёт разовых рекордных изъятий наркотиков. Куда более важно привлекать к уголовной ответственности и изолировать от общества представителей организованной наркопреступности и ликвидировать их экономический базис. К тому же на нашей работе отражаются и изменения в стране. Например, в начале 2015 года наш департамент насчитывал более 2 тыс. сотрудников, сейчас, после реформы Нацполиции, осталось 670. Прошла масштабная «чистка рядов». После аттестации и прохождения полиграфа мы отдавали предпочтение тем сотрудникам, которые показали наилучшие результаты и не имеют «тёмных пятен». К сожалению, не всегда в их число входили наиболее опытные сотрудники, но это вопрос времени.

Мы понимаем, что должны работать более эффективно, знаем, что для этого делать, и делаем это. Если говорить об объёмах изъятых веществ, то за І кв. этого года он почти вдвое больше, чем за прошлый год: 2,3 т против 1,3 т.

Сейчас можно без проблем купить «вещества» через интернет. Адреса сайтов пишут прямо на домах. Почему вы не боретесь с этим явлением? Это же просто: договариваетесь о покупке, вычисляете адрес и «пакуете». Недавно ваши коллеги из киберполиции хвастались, что могут по адресу сервера физический адрес злоумышленника найти.

— Да, интернет сделал рынок сбыта практически неограниченным, размыл все границы. Достаточно выйти в Сеть, посетить соответствующий сайт, оплатить свой заказ виртуальной валютой и получить бесконтактным способом «товар». А вот установить непосредственного сбытчика и получить законным способом фактические данные, которые будут подтверждать его незаконную деятельность, сложно и длительно по времени. Все участники этого процесса, торговцы и клиенты, конспирируют свою противоправную деятельность, используют анонимайзеры, мессенджеры, виртуальные валюты. Всё это усложняет документирование.

Кроме того, часть наркотиков, которые распространяются на этих сайтах, де-юре легальны. Это объясняется тем, что новые психоактивные вещества появляются с такой скоростью, что их не сразу успевают вносить в список запрещенных. В мире каждую неделю фиксируют один-два новых вида таких веществ. И несмотря на то, что они несут большую угрозу, чем классические наркотики, такие как героин, до сих пор не утвержден единый порядок их внесения в список наркотических средств и психотропных веществ.

Не проще ли тогда легализовать лёгкие наркотики? Люди не будут употреблять непонятную гадость, многомиллиардный бизнес выйдет из тени и начнёт платить налоги, да и вы сможете сосредоточиться на более серьёзных вещах, чем банальная «трава»...

— Такое решение должно приниматься на основании научно обоснованных данных и всестороннем изучении опыта других стран. Что касается легализации употребления в рекреационных целях марихуаны, то согласно последнему Всемирному докладу о наркотиках ООН, в тех штатах США, где марихуану легализовали, увеличился рост её потребления, количество обращений за неотложной медицинской помощью в связи с этим, а также дорожно-транспортные происшествия и связанная с ними смертность.

Но ваши коллеги сплошь и рядом задерживают людей с несколькими граммами травы, чтобы улучшить показатели работы или получить взятку. Думаю, вам прекрасно известны случаи, когда милиция подбрасывала людям небольшую дозу. Вам не кажется, что из-за существующего положения вещей правоохранительные органы погрязают в коррупции, ломаются судьбы людей, и при этом на борьбу с крупными партиями наркотиков не остаётся ресурсов?

В прошлом году в моём подразделении было два случая возбуждения уголовных дел против сотрудников. Но, ни одно из них не было связано со сбытом, а тем более подбрасыванием наркотиков.

Более того, нельзя улучшить показатели работы в сфере противодействия наркопреступности за счёт документирования лиц, которые хранили наркотики для собственного употребления без цели сбыта. Это не квалифицированные наркопреступления. У нас совсем другие критерии оценки работы. Поэтому доля нашего подразделения в выявлении таких правонарушений составляет не более 3–4%.

Но в тоже время никто не может запретить участковым и патрульным задерживать за хранение марихуаны или метадона в небольших размерах. Они действуют в рамках правового поля и не могут укрывать совершение таких преступлений.

Но факт остаётся фактом: вы и ваши коллеги гораздо чаще задерживаете рядовых наркоманов, чем дилеров. Это невольно наводит на мысли о «крышевании» правоохранителями наркобизнеса...

— Наркопотребителей всегда будет больше, чем производителей и сбытчиков. Точно так же, как покупателей всегда будет больше, чем магазинов.

К тому же факты хранения без цели сбыта относятся к уличной наркопреступности, не требуют проведения негласных следственных действий и зачастую носят случайный характер.

Что касается привлечения к уголовной ответственности наркопреступников, совершающих тяжкие и особо тяжкие преступления, то это длительный процесс, требующий существенных затрат человеческого, технического и материального ресурсов.

В прошлом году, например, перекрыт международный канал поставок кокаина. Задержали 8 человек, в том числе двух организаторов, изъяли более 18 кг «вещества». Эти люди сейчас под стражей, некоторых уже приговорили к длительным срокам лишения свободы. По ценам чёрного рынка стоимость изъятого кокаина составляет более 3,5 млн долларов США.

Ваше ведомство часто обвиняют и в том, что крупные партии «веществ» уничтожают лишь на бумаге. В реальности всё это перепродаётся. В том числе и поэтому редко документируют изъятие крупных партий.

— Процесс уничтожения вещественных доказательств строго регламентирован и происходит коллегиально с участием представителей различных подразделений, служб и ведомств. Кроме того, если наркотики из уничтоженной партии снова появятся в обороте, рано или поздно будут факты их изъятия, а значит, эксперты установят совпадение с уже «уничтоженной» партией наркотика и обязательно проинформируют об этом. Вероятность того, что подобные махинации не вскроются, очень и очень низкая.

Ее не зовут — она сама приходит. Не какой-то там нищенкой с сумой на плече, а врывается гангстершей: никто не знает, когда и где она на нас нападет. Эта бестия не щадит ни бедных, ни богатых, ни тех, у кого в загоне хрюкает один поросенок, ни владельцев 108-тысячных свинокомплексов. С легкостью выкашивает дворы, села и районы.

Есть чума с политической окраской: коричневая, красная… А эта — бесцветная, впрочем, не менее зловредная. Зовут ее африканской чумой свиней, по-ветеринарному — болезнью Монтгомери, ласково — «африканкой», в виде аббревиатуры — АЧС. Украину она терроризирует без передышки с 2014 г. Единичные набеги переросли в постоянные, и сейчас болезнь изрешетила почти всю карту Украины. Нетронутый пока островок — Львовская область.

Единственное утешение — вирус не берет человека: нас косят другие болячки. Но и уцелевшие могут подзабыть вкус аутентичного национального продукта — сала, а с ним и свинины. Потому что «африканка» и свиноводство на одной территории несовместимы! Если не противостоять ей всем миром, страна получит статус «свободной» от сально-мясной отрасли. К этому все идет… И беда не только в отсутствии вакцины.

Свиная зараза ткнула власть с соответствующими институциональными органами носом в то место, в котором оказалась собственно биобезопасность государства. В то, откуда иногда руки растут… Тогда как в развитых странах биобезопасность по значимости уступает только военной доктрине. Властный топ-менеджмент Украины на третьем году подготовки к решительным реформам никак не определится: ввести против АЧС АТО, объявить войну или так обойдется?

Безвизовый вирус

Когда взорвался четвертый реактор Чернобыльской АЭС, и радиоактивное облако накрыло Европу, то там, говорят, сразу популярной стала песня «Повій, вітре, на Вкраїну…». АЧС не принесло ветром.

С момента первой фиксации в 1903-м в Кении она долго оставалась в этом ареале. А с 1957-го вплавь добралась до Европы и сначала напакостила в Португалии и Испании, превратив их в эндемические зоны — места постоянного присутствия инфекционного заболевания — на долгих 35 лет. Вслед за ними «вспыхнули» Франция, Италия, Мальта, Куба, Доминиканская Республика, Бразилия, Гаити… В одних первичными источниками очагов АЧС стали импортированные живые свиньи, во вторых — завезенные мясопродукты, в третьих — нестерилизованные пищевые отходы с зашедших в порта судов. Во многих странах чума полностью зачистила территории от свинопоголовья.

Свой победный марш постсоветскими просторами экзотическая болезнь начала в 2007 г. с Грузии, решив проэкзаменовать тамошнюю ветеринарную службу. Детонатором вспышки стал порт Поти, где небрежно утилизировали пищевые отходы с иностранных судов, перевозивших зараженную свинину. К пищевым свалкам имели доступ домашние свиньи, которые на Кавказе традиционно выпасаются свободно. И пошло-поехало…

Ветеринары прозевали собственно момент проникновения вируса и только через три месяца впервые зафиксировали болезнь. В начале июня ее наличие подтвердила референтная лаборатория Международного эпизоотического бюро (МЭБ) в британском городке Пирбрайт.

Несвоевременная идентификация вируса и запоздалая реакция власти позволили эпидемии инфицировать всю территорию Грузии. Еще один просчет: уничтожали только клинически больных животных, тогда как условно здоровые, но уже инкубированные особи продолжали распространять возбудителя. За год суровых карантинных мер, проведенной дезинфекции Грузия укротила АЧС, потеряв при этом 80% из более чем полумиллионного поголовья свиней. Эффективность действий и безопасность территории подтвердило и МЭБ.

Однако часть пораженных чумой диких кабанов без виз пересекла границы Армении и Азербайджана, уничтожив в них почти половину домашнего стада. Оттуда четырехногие бациллоносители двинулись дальше, в Россию. Как раз в разгар российско-грузинской войны в Южной Осетии и Абхазии. На фоне этого противостояния Геннадий Онищенко, руководитель Росспотребнадзора, главный санврач РФ, обвинил Грузию в спланированной биодиверсии ради подрыва российской экономики. Что-то твердил о тбилисском общественном Центре здравоохранения имени Ричарда Лугара, в лабораториях которого американцы якобы тайно продуцируют особо опасные инфекции. Хотя центр официально открыли только в 2011-м…

Геннадий Онищенко не слез с грузинского следа даже при второй волне эпидемии АЧС, накрывшей Россию в мае 2011 г. Между тем в Грузии после 2008 г. не был зафиксирован ни один случай заражения «африканкой». В этот раз вирус стартовал из южного федерального округа и со скоростью 300–350 км в год подминал под себя края и области, в том числе Московскую с Ленинградской, выйдя на северную границу — Мурманск. «Африканка» оккупировала почти всю европейскую часть РФ. А 24 марта 2017 г. АЧС умертвила 40 свиней в личном подсобном хозяйстве аж в Иркутской области плюс еще тысяча уничтоженных в карантинной зоне. Где центр, а где Сибирь: даже в этом Россия непредсказуема…

«Широка страна моя родная…»

Если в 2011 г. в РФ было зафиксировано 62 случая болезни Монтгомери (14 — среди диких кабанов,

39 — домашних свиней, 9 инфицированных объектов), то в 2012-м — уже 121 (соответственно 45, 61 и 15), 2013-м — 199 (78, 115 и 6), некоторый спад в 2014-м — 77 вспышек, а затем снова стремительный взлет. Прошлый год выдался траурно-рекордным на падеж свиней —

298 случаев (среди популяции домашних — 222 и только 76 — диких). В целом убытки сельского хозяйства от «африканки» достигают 5 млрд рублей, побочные потери — 30 млрд, общероссийское свинопоголовье уменьшилось почти на 2 млн животных. Это — удар в пах отрасли.

Конечно, легче списать эпидемию на вепрей-диверсантов, чем признать собственную беспомощность перед эпизоотическим вызовом, профессиональное дилетантство. А промахи были, и довольно серьезные, вплоть до противозаконных действий власти. Собственно, донимали не столько дикие кабаны, сколько пренебрежение элементарными ветеринарно-санитарными предостережениями как руководителями и персоналом свиноводческих комплексов, так и личными подсобными хозяйствами. Прежде всего это свободный выпас свиней, отсутствие надлежащего учета поголовья, контроля за состоянием здоровья животных и их перемещением, запоздалая диагностика болезни, а потом и ликвидация очагов АЧС, умышленное сокрытие очагов эпидемии…

Оказывается, не обязательно огульно отстреливать популяцию диких кабанов. Дело в том, что вирус развивается на протяжении короткого времени — 10–12 часов. И больной кабан просто отлеживается этот период до своей кончины. Во время ловов вепри разбегаются и тем самим расширяют ареал эпидемии. Поэтому депопуляция — не панацея.

Более эффективный выход: обеспечить работу свиноводческих комплексов по закрытому типу (безвыгульное содержание свиней, защита от контакта с другими животными, собаками, котами), оборудовать их постоянно действующими дезбарьерами, не допускать на территорию посторонних лиц, не скармливать свиньям пищевые отходы, запретить их реализацию населению из столовых, ресторанов и т.д., термически обеззараживать фураж и отходы мукомольной промышленности из неблагополучных в отношении АЧС территорий, регулярно проводить дезинфекцию помещений, автотранспорта, осуществлять подворный забой свиней под надзором госветслужбы с обязательным предварительным обследованием животных и термометрией, а то и вообще на специализированных бойнях…

Собственно, переносчиком вируса может быть что угодно: навоз, вода, подстилка, одежда и обувь обслуживающего персонала, все части инфицированной туши вплоть до костей, щетины и копыт, клещи.

Соблюдали ли россияне ветеринарно-санитарные и карантинные правила, за нарушение которых предусмотрена ответственность? Вопреки предостережениям в многочисленных, начиная с 2008 г., постановлениях, инструкциях, приказах, памятках, легкомысленно к ним отнеслись не только владельцы личных подсобных хозяйств, фермеры, но и менеджмент индустриальных свиноводческих комплексов.

Первой пострадала ростовская «Русская свинина» — предприятие с компартментом IV (наивысшим зоосанитарным статусом), потеряв в

2010 г. 14,5 тыс. свиней. Вслед за ней — краснодарские комплекс «Индустриальный» (30 тыс.) и племзавод «Россия» (6,5 тыс.), кубанский «Большевик» (7 тыс.). Группу «Черкизово», входящую в тройку лидеров по производству свинины в России, «африканка» накрыла дважды: в конце 2014-го и в прошлом году. В целом пришлось уничтожить 65 тыс. свиней.

Масштабной по результатам стала вспышка АЧС в племхозе «Лазаревское» Тульской области, который на 70% обеспечивал свининой потребности региона. 60-тысячное поголовье сжигали целый месяц, 300 работников потеряли работу… Но локальными убытками не обошлось. Зараза успела расползтись с инфицированной продукцией «Лазаревского» — живыми свиньями, полуфабрикатами и готовыми колбасами — в Москву, Орел, Калугу, Брянск. Часть торговые сети успели реализовать, остатки изъяли. Ошибки одни и те же: игнорирование правил биобезопасности.

Прошлый год ярко продемонстрировал бессистемность в борьбе с АЧС на государственном уровне, отсутствие надлежащего контроля со стороны региональных ветеринарных служб. «Кубанский бекон» потерял 52 тыс. свиней, воронежский холдинг «Агроэко» — 44 тыс., краснодарская компания «Дан Куб» — 31,8 тыс. свиней… Крупные игроки свиного бизнеса вынуждены тратиться на непроницаемость своих территорий, запрещать сотрудникам содержать в домашних хозяйствах свиней как фактор риска и даже отчитываться о поездках к родственникам, которые разводят их.

Компенсаторами для работников служат ежемесячные порции свинины за счет предприятия или же предоставленные бычки на откорм с сеном по сниженным ценам. Доходит до крайностей: вместо свиней крестьянам советуют развивать альтернативное животноводство — выращивать гусей, уток, индеек и… кроликов. Последние, дескать, более плодовиты, чем свиньи.

Вспышки АЧС на крупных предприятиях — это нокдаун для отрасли. Потому что карантин нарушает обычный товарооборот, даже после победы над эпизоотией восстановить постоянный ритм производства можно только через год. Понятно, губернаторы, беспокоясь об экономических показателях региона, лелеют крупный бизнес. Имея поверхностное представление об АЧС, руководители областей на основании собственных указов объявляют карантин, занимаясь по сути самодеятельностью. И хотя из уничтоженных в 2016 г.

250 тыс. свиней только 6 тыс. были прописаны в личных подсобных хозяйствах, а остальные — на промышленных гигантах, крайними сделали крестьян. Поскольку их хлева по классификации относятся к самому низкому уровню компартмента, то свиней уничтожают без разговоров.

Таким образом зачистили личные подсобные хозяйства Краснодарского края. В Белгородской области за короткий период численность поголовья в индивидуальном секторе с 60 тыс. свели к нулю. Нижегородский губернатор велел вместо узаконенного 20-километрового радиуса от эпицентра вспышки АЧС расширить границы первой угрожающей зоны вплоть до… административных границ региона. То есть борьбу с эпидемией акцентировали на тотальном уничтожении свиней в частном секторе.

Свиноцид в Воронежской области связывают с лоббированием губернатором Алексеем Гордеевым, до этого десять лет возглавлявшим Министерство сельского хозяйства России, бизнес-планов сына Никиты. Фарватер для компании «Агроэко» с производственными мощностями до 100 тыс. т свинины в год расчистили за счет фермеров и мелких собственников даже без объявления карантина и подозрения на чуму.

С другой стороны, региональная власть понимает, что жить с болезнью даже выгодно. И чем шире ее ареал, тем больше средств выделяют из федерального бюджета на ее ликвидацию, из которых можно поживиться самим. Только в прошлом году на эти меры было направлено 844 млн руб. — на 300 млн больше запланированного. Но от них АЧС не стало хуже.

В судах к жалобам на сомнительные губернаторские указы добавляются и нарекания на антигуманные действия карантинных отрядов. В селах их называют «швондерами»: бригады рыскают по дворам, без каких-либо анализов вытаскивают свиней, забивают молотками, складывают на кучи и поджигают. Часть оглушенных оживает, выбирается из братской могилы и, поджаренная, с визгом носится по улицам, пугая взрослых и детей. Инквизиторы, чтобы облегчить свою участь, заставляют владельцев самостоятельно вырезать живность до их приезда. Но «добровольное» уничтожение поголовья, да еще и собственноручно автоматически лишает хозяев права на компенсацию.

Свиные аутодафе в российской глубинке никаким боком не вписываются в требования стемпинг-аут, который предполагает бескровный забой животных путем введения инъекции с помощью шприца-автомата, кремацию и утилизацию, обеззараживание помещений. Зато такая «партизанщина» ускоряет спланированное властью снижение неконтролируемого производства свинины в подсобных хозяйствах населения. Их доля в целом в РФ с 70–75% в 2005 г. уменьшилась до почти 10.

Но тотальная война «индустриальных» свиней против «домашних» еще не означает полную капитуляцию АЧС. Российская ветслужба больше напоминает «пожарных», которые только то и делают, что тушат вспышки «африканки», которая приобрела признаки диффузного распространения.

В отличие от России, территория Беларуси в смысле эпизоотической чистоты — девственна. Официально здесь зарегистрировано только два очага болезни Монтгомери: в селе Чапунь Ивьевского района Гродненской области и на свиноводческом комплексе «Лучеса» в Витебском районе. Впрочем, на самом деле ситуация с АЧС вовсе не безоблачная. Часто без официальных распоряжений свиные зондеркоманды изымают по селам животных, компенсации за которых не покрывают даже затраты на содержание. Вспышки преимущественно локализуют военные части под видом учений.

Согласно постановлению правительства Беларуси ограничения распространяются на территорию всей страны. Например, крестьянским хозяйствам и физическим лицам запрещается содержать свиней в радиусе не менее 5 км от промышленных комплексов. Их в республике функционирует 105. То есть на значительной территории во дворах не будут хрюкать свиньи. Однако даже у тех, кто окажется вне пятикилометровой зоны, нет гарантий, что ограничения не ударят и по ним. Более того! Научно-практический центр Национальной академии наук по животноводству носится с идеей убедить население на год-полтора воздержаться от разведения свиней. Рассматривают и крайний вариант: полный запрет!

Спросите: зачем так детализирую ситуацию с «африканкой» в недружеской к нам России? Кому интересны белорусские подробности? Во-первых, для понимания того, с какими «болезненными» соседками граничит Украина. Находясь в заразных объятиях, рано или поздно одна из них в любой момент могла подложить нам свинью. И это произошло в

2012 г. Во-вторых, совокупность проблем, недостатков, перегибов в борьбе с эпизоотией свиней в России и Беларуси — это как список с иконы. Идентичны они и для Украины, с поправкой на национальные особенности. А для всех — это вызов биобезопасности, аграрной экономике, ветеринарной службе.

Подложи свинью соседу...

Первую вспышку африканской чумы свиней в независимой Украине зафиксировали 31 июля 2012 г. На отдых в Камышеватку Приморского района Запорожской области на собственной легковушке прибыла компания россиян. Обычно в разгар курортного сезона, кроме проверок на границе, действовали дополнительные посты карантинной милиции. Но при таком наплыве туристов имел место тот единичный случай, когда россияне на колесах втайне провезли кусок инфицированного сала. В санатории то ли шкурка, то ли остатки его попали в объедки, последние скормили свиньям и — получили проблему!

Болезнь выявили в частном секторе. Сразу же отобрали пробы на анализ в региональную лабораторию и столичный Государственный научно-исследовательский институт по лабораторной диагностике и ветеринарно-санитарной экспертизе. Диагноз АЧС подтвердился менее чем через полусутки. В авральном порядке собрались члены государственных чрезвычайных противоэпизоотических комиссий при Приморской райгосадминистрации и Запорожской облгосадминистрации. Они разработали план мероприятий по ликвидации и локализации вспышки инфекции, определили границы эпизоотического центра. Первая угрожающая зона — в радиусе 10 км, вторая охватила территорию глубиной до 150 км от эпизоотического центра.

Мгновенно перекрыли автодороги. Работники карантинной милиции тщательно осматривали багаж водителей и пассажиров всех транспортных средств, не провозят ли мясо, сало. Свинофермы перевели на закрытый режим работы, ограничили контакт поголовья с домашними животными — собаками, кошками, на крупных комплексах ввели обязательное переодевание, вынужденную дезинфекцию.

В Камышеватке ветеринарные работники провели стемпинг-аут 208 голов свиней, дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию. За уничтоженное поголовье населению оперативно выплатили из госбюджета компенсацию в размере 277 тыс. грн. А в целом на ликвидацию потратили

2,2 млн грн. От постановки диагноза и до сожжения напалмом свиней в траншее глубиной полтора метра не прошло и суток.

Затем обследовали почти 150 тыс. крестьянских дворов, осмотрели 244 тыс. голов свиней и констатировали: животные клинически здоровы. В конце декабря 2012 г. после окончания комплекса оздоровительных и профилактических мероприятий в с. Камышеватка и обеих угрожающих зонах сняли карантин с неблагополучного пункта, а также отменили ограничение по торговле свининой и другими продуктами свиноводства на рынках во второй угрожающей зоне (150 км).

Руководство украинской ветслужбы оперативно проинформировало о чрезвычайном событии коллег из России и Беларуси, подробно рассказало о принятых мерах. И соседи не поставили заслон нашей свинине, за исключением проблемной Запорожской области.

Если бегло оценивать действия ветвей исполнительной власти всех ранжиров, то придраться не к чему. Действительно: профессионально, оперативно... Но не все руководители на различных ступенях понимали, с чем мы столкнулись, по сути, впервые, в какой эпизоотический реактор превратилась Камышеватка, и чтобы его укротить, бюджета сельрады мало. К «тормозным» кадрам (и не только в конкретном случае) еще вернусь.

Итак, 2012-й в Украине считают годом крещения «африканкой». Хотя, ради исторической достоверности, первая вспышка в Украине (и в бывшем Союзе) произошла в феврале 1977 г. в Одесской области. Еще живы непосредственные участники ликвидации и свидетели, рассказы которых после стольких лет засекречивания воссоздают ход тогдашних событий. Напоминающих детективную историю.

Страна готовилась праздновать 50-летие октябрьской революции — и тут на тебе! В начале февраля в подсобном хозяйстве областной конторы общественного питания в селе Усатово Беляевского района начался массовый падеж свиней. Первые жертвы ветврачи связали с отравлением кормовыми грибами. Чтобы насытить столько рыл (4746 шт.), 43 спецавтомашины ежедневно свозили на свинокомплекс пищевые отходы из 300 одесских столовых, кафе, ресторанов, жилых районов. Скорее всего, в кормоцехе не выдержали температурный режим при термической обработке отходов, что и стало причиной интоксикации, — такой вердикт вынесла первая комиссия в составе ученых и специалистов из Одессы.

Через два дня следующая комиссия авторитетных ученых областного масштаба подтвердила правильность выводов и предложений коллег. Симптомы и внешние проявления болезни очень напоминали классическую чуму свиней (КЧС). Только на коже выступали пятна не ярко-красного цвета, а фиолетово-красного. Комиссия предложила действовать согласно инструкции по борьбе с КЧС и забить всех свиней. Была и третья комиссия из столицы, в конце февраля, члены которой специализировались исключительно на чуме. Изучив материалы и результаты биопробы, ученые сошлись на том, что возбудителем эпизоотии в хозяйстве стала разновидность КЧС. Хотя в декабре 1976 г. все поголовье было привито против КЧС, что исключало появление этой болезни.

Почему три инспекционные комиссии ошиблись с диагнозом? Ведь продолжительное время, начиная с

2 апреля 1965 г., в профессиональной среде действовала «Временная инструкция относительно мер по предотвращению и ликвидации африканской чумы свиней», утвержденная Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР. В ней детально, шаг за шагом, начиная с симптомов, диагностики и заканчивая ликвидацией, описано, как должны действовать специалисты. В апреле 1974-го циркуляр дополнили опытом, приобретенным сотрудниками Всероссийского НИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии в борьбе с АЧС на Кубе в 1971 г. Тогда остров Свободы потерял полумиллионное поголовье.

Знали ли об этих документах украинские ветеринары? Краем уха слышали, и не все читали. Даже начальник ветеринарного отдела Одесского облсельхозуправления не смог утвердительно ответить: исследуют и диагностируют АЧС в СССР или нет? Ветеринарная служба области была не готова бороться с болезнью Монтгомери, а ошибка с диагнозом оказалась фатальной. С подобными симптомами начали падать свиньи в колхозе имени XX партсъезда Коминтерновского района. Но и здесь на официальном уровне приказали не связывать гибель животных с АЧС.

11 апреля московский НИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии, исследовав биоматериалы из указанных эпицентров эпизоотии, диагностировал «африканку» в обоих. В Одессу немедленно прибыла группа ведущих специалистов Минсельхоза СССР. Сначала думали обойтись малой кровью: поставить в эпицентр бедствия циркуль, обвести круг радиусом 20 км и всех свиней, находящихся в нем, сжечь. Но через два месяца болезнь уже вырвалась за обозначенный периметр — население продолжало колоть свиней, мясо скупали заготконторы с потребкооперацией, им полнились базарные ряды...

Особенно беспокоила близость усатовского свинокомплекса к Одессе — 10 км, его производственные связи. В течение первых пяти дней марта на Одесском мясокомбинате забили (как и советовали комиссии) 4254 свиньи из Усатово. Из 250 т неблагополучной относительно АЧС свинины произвели вареную колбасу, большую часть мяса реализовали потребителям (120 объектов), воинским частям. А для того чтобы здоровая свинья заразилась, достаточно скормить ей 10 граммов инфицированного мяса. Поэтому чрезвычайная комиссия, учитывая вероятность массированного распространения вируса на благополучные территории, ввела не только карантин, но и по сути изолировала Одесскую область. Ее, как цитадель, охраняли воинские подразделения с милицией.

КГБ отрабатывал линию о биологической диверсии, ветеринары колебались: это случайность или разгильдяйство? Проверяли все щели, через которые мог проникнуть вирус: Одесский и Ильичевский морские порты, аэропорт, Главпочтамт (отдел международных посылок), «Интурист», зоопарк, зарубежные поездки иностранных студентов, учившихся в Одессе...

По совокупности аргументов единственным каналом заноса «африканки» признали Одесский морской порт. Версия с иностранными судами отпала, поскольку они находятся под особым наблюдением, члены команды и пассажиры при схождении на берег проходят обязательный осмотр. Пищевые отходы в порту не утилизируют из-за дополнительных затрат на эту операцию. Значит, наши?

Наши! Вычислили по записям в судовых журналах. Выяснилось, что несколько теплоходов, игнорировав радиограмму Черноморского пароходства, которая запрещала закупать для команды свинину и ветчину в банках в африканских странах, Португалии, Франции, Италии, ФРГ, Японии, Англии, Австрии и Польше, заполнили ею холодильники в испанских Барселоне и Сеуте, где как раз буйствовала эпизоотия. Вернувшись из рейса, они выгрузили в одесском порту отходы из камбуза (2–3 т с каждого судна), которые вскоре скормили свиньям в Усатово. Этот «сценарий» через 30 лет повторится в грузинском Поти...

В 1977 г. в Одесской области «накрылся» не только курортный сезон, но и годовой план по производству свинины. Под «омофором» АЧС оказалось девять районов Одесчины с

20 населенными пунктами: с колхозами, совхозами, воинскими частями, крестьянскими подворьями. Ради чистой от «африканки» территории было уничтожено 360500 свиней — треть общего поголовья в области в то время! Я не ошибся: все нули на месте!

Это тоже было впервые в практике — уничтожить такое количество животных. Сначала действовали по инструкции: животных умерщвляли бескровным методом, в шахматном порядке складывали в канавах полутора метров глубиной, обливали бензином или соляркой и военным огнеметом поджигали. Горы трупов чадили неделями. Черные шлейфы дыма были видны даже из космоса. Первыми поинтересовались американцы: у вас праздник? На Одесчине столько «пионерских костров» горит! Должны были признаться: у нас беда — АЧС!

Но тактику поменяли. Военная техника рыла траншеи три метра глубиной, в них загоняли свиней, солдаты расстреливали их, ветеринары вспарывали животы (чтобы не вздувались), засыпали хлорной известью, и бульдозер накрывал скотомогильник землей. Сложность ликвидационного процесса состояла в том, что в основном держали свиней в то время в крестьянских хозяйствах. Если в колхозах партийная дисциплина была на высоте, то выманить у хитрых одесситов свинок из хлева, как и реквизировать из погребов мясные консервы, залитую смальцем колбасу в эмалированных кастрюлях не удавалось ни уговорами, ни угрозами. Ненароком можно было нарваться и на бунт, и на то, что молва пойдет по всему свету. Поэтому поступали по-одесски: за все «экспроприированное» крестьянам платили двойную цену.

Одесчину продержали на карантине семь месяцев. Еще около года искоса посматривали на скотомогильники, где вместе со свиньями была закопана доля аграрной экономики области, социалистической республики. Вместе с тем вспышку АЧС в южной Пальмире специалисты рассматривают как эталон эпизоотологического расследования. На его основе разработали и утвердили в ноябре 1980 г. новую адресную инструкцию, которая действовала в течение почти 30 лет.

Болезнь Монтгомери вернулась на Одесчину осенью 2015-го. С меньшими потерями живности, но с большим количеством очагов эпидемии — 29. По ним она сейчас удерживает горькое лидерство в Украине. Мощную вторую волну «африканки» в 2014 г. спровоцируют дикие кабаны из России и Беларуси. Последняя на фоне борьбы с распространением эпизоотии, чтобы сохранить более чем 3-миллионное поголовье домашних свиней, активизировала отстрел вепрей.

Охотники стеной выгнали их к границе с Украиной, часть перебежала в Чернобыльскую зону и затаилась. Чтобы отрезать животным путь для возврата, белорусы намеренно подожгли торф. Министерство по чрезвычайным ситуациям Украины зафиксировало 22 места поджогов. Загорелся Чернобыльский лес. Огонь погнал вепрей вглубь территории Украины, «метя» Ровненскую, Житомирскую, Киевскую области участками АЧС.

«Стену Яценюка» — эпическое фортификационное сооружение вдоль украино-российской границы — некоторые считают многофункциональной. В частности, она сможет защитить Украину от несанкционированного проникновения четырехногих носителей болезни Монтгомери. Предлагают и более дешевый проект: отгородиться от чужинских кабанов на сухопутных участках границы с Беларусью и Россией колючей проволокой — спиралью Бруно. Но шипы только раздражают животных, и прорыть под сеткой лаз для семьи кабанов — 15 минут работы. Поэтому, если уж и решать проблему таким образом, то только капитальной стеной. Которую, например, видел и трогал на границе США с Мексикой, на линии размежевания Израиля и Палестины. Или Великой китайской...

Разгул «африканки» расценивают и как элемент гибридной войны. Одна из пресс-конференций так и называлась: «Открыт третий фронт войны со стороны России против Украины — биологическая война». Модератор пытался связать положительную динамику распространения эпизоотии с биодиверсией северной соседки.

Да, АЧС теоретически может быть биологическим оружием, вторым после сибирской язвы. Но вряд ли даже совсем ополоумевшая страна отважится заразить соседей, поскольку вскоре сама же и пострадает от того, что заслала. Оно вернется через месяц или полгода с живыми свиньями, свининой, салом, геномом в колбасе аж через третьи-пятые страны.

Тем более вспышки в Николаевской, Одесской, Запорожской, Кировоградской областях — это уже не происки российских или белорусских кабанов. Биодиверсантами становимся мы сами. Владельцы половины свиноферм, не зарегистрированных нигде, районные ветеринары, месяцами не замечающие инфицированные трупы в канаве за селом, руководство ветсанзавода, на территории которого под открытым небом при свободном доступе — горы обгрызенных дохлых свиней и кур, крестьяне, которые втихаря сбрасывают мертвечину в пруды и реки, шустрые заготовители, под шумок скупающие в карантинных селах еще живых свиней с «дисконтом» вдвое дешевле, разнося заразу дальше…

Все это — отголоски патетичной говорильни о биобезопасности, качестве и безопасности продовольствия, признаки упадка ветеринарного дела в целом, особенно на периферии, пофигизма простых украинцев, копирующих власть. К сожалению, после 2012 г. угроза АЧС быстро девальвировала и сейчас воспринимается большинством как будничность. Как насморк... Отсюда и скепсис в нашей победе над этой бедой. По крайней мере, в краткосрочной перспективе.