Раньше основой избирательных кампаний кандидатов от власти были главы обл­госадминистраций. Система «каждой области — по государеву оку», выстроенная Леонидом Кучмой, эффективно работала много лет. Но за последние четыре года она разрушилась. Глава государственной администрации потерял статус первого человека в области. Теперь его влияние зачастую не выходит за рамки объединённых территориальных громад. В остальном ему отводится роль этакого надувателя щёк.

Реальная власть вместе с финансами теперь сосредоточилась в руках градоначальников. В результате децентрализации бюджеты городов до краёв наполнились деньгами. Получив право самостоятельно, без оглядки на Киев распоряжаться налогами, украинские мэры расширили свои возможности для завоевания симпатий электората. На местах активизировались работы, требующие внушительных затрат: ремонты дорог, реконструкции школ, больниц, жилых домов. Всё это, по идее, должно придавать мэрам значительную степень независимости, освобождая от каких-либо обязательств перед центральной властью. Однако на самом деле у президента остаётся немало методов воздействия на городских голов, с помощью которых он может склонять их к сотрудничеству — по их доброй воле либо вопреки.

Учитывая значительный объём электорального ресурса, обладателями которого стали региональные начальники, центр, конечно же, не устоит от соблазна заполучить их поддержку. Шаги в этом направлении уже предпринимаются.

Чтобы другие боялись

История взлёта и падения мэра Львова Андрея Садового — красноречива и назидательна. Пожар на мусорной свалке под Львовом, в результате которого погибли четыре человека, послужил началом мощной кампании по уничтожению годами взращиваемого рейтинга Садового. Бесконечные рассказы о неспособности мэра очистить город от мусора, телесюжеты с кадрами мусорных гор в человеческий рост, сообщения о грузовиках, вываливающих львовские отходы в самых отдалённых уголках Украины, и уголовное дело, грозящее десятью годами тюрьмы, — всё это поставило крест на политических перспективах городского головы Львова.

Скандал стал затихать и постепенно исчез из информационного пространства страны одновременно с уходом в тень его главного фигуранта. Сегодня вопрос об ответственности Андрея Садового уже никто не поднимает. Но и сам он не особо светится на общенациональной политической арене, предпочитая локальный формат.

Пётр Порошенко избрал тактику игнорирования мэра. Когда во Львове президент открывал областной перинатальный центр, Садовой не присутствовал на мероприятиях с участием главы государства. Зато был замечен на территории центра, где пытался убедить встречных в том, что «это не родильное отделение, а строительная площадка». Должно быть, намекая на то, что открывать там нечего. Какой метод воздействия на львовского градоначальника Пётр Порошенко выберет ближе к выборам, можно только догадываться. Возможно, применит «кнут» и под угрозой возобновления уголовного преследования потребует обеспечить ему электоральные преференции. А может, соблазнит «пряником», попытавшись заручиться поддержкой по-хорошему.

Классический метод убеждения

Экс-парламентарий Егор Фирсов не сомневается в том, что действующая власть во время избирательной кампании будет опираться на подконтрольных ей мэров. «Это городской голова Одессы Труханов, пребывающий «на крючке» уголовных дел, мэр Чернигова Владислав Атрошенко, бывший «регионал» и сторонник Януковича, это мэры ряда восточных городов, которые также ходят под уголовными делами», — комментирует Фирсов.

Наиболее яркий пример воздействия на мэра под условным названием «или ты нам поддержку, или мы тебя к прокурору» — история Геннадия Труханова. Он является фигурантом трёх производств, открытых НАБУ. Труханову с его заместителем и ещё двумя соратниками инкриминируют статью о присвоении, растрате имущества и завладении им путём злоупотребления служебным положением в особо крупных размерах. После ареста Геннадия Труханова зимой этого года представители Специализированной антикоррупционной прокуратуры ходатайствовали перед судом о мере пресечения для него в виде содержания под стражей с возможностью выхода под залог в размере 50 млн грн. Причём в качестве мотивации обвинение выдвинуло аргумент о возможном наличии у Труханова российского и греческого гражданств. Но тот всё равно оказался на свободе.

По мнению народного депутата Виктора Чумака, Труханова освободили под личные гарантии президента. Уверен в этом и глава правления Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин. Он считает, что теперь Труханов будет работать на победу Порошенко на предстоящих президентских выборах. Одесский голова уже заявил в одном из интервью, что готов поддерживать на выборах действующего президента. Думается, к классическому методу убеждения — использованию правоохранительных органов, судов и налоговиков — власть будет прибегать и в отношении многих других градоначальников.

Не так давно уголовное производство было открыто против чиновников Харьковской мэрии. И хотя сам городской голова Харькова Геннадий Кернес не проходит по делу подозреваемым, состоялось несколько обысков в горсовете, а также задержание вице-мэра Татьяны Овинниковой и бывшего главного архитектора Сергея Чечельницкого (оба отпущены на свободу). Это могло быть направлено на то, чтобы склонить мэра к лояльности в отношении центральной власти, высказывает предположение руководитель аналитического Центра «Третий сектор» Андрей Золотарёв.

Интересно, что Кернес при общении со СМИ не скрывает своих симпатий к Петру Порошенко и даже называет его «лидером нации». Но при этом не забывает благодарить Гройсмана, хвалить Рабиновича и упоминать в качестве благодетеля Ляшко.

По всему видать, кого-то это не устраивает, о чём свидетельствуют события, произошедшие на днях в Харьковском горсовете. Пришедшие к зданию мэрии активисты устроили погром с распылением слезоточивого газа и метанием дымовых шашек. Под раздачу попал заместитель городского головы Андрей Руденко, которого протестующие бросили в мусорный бак.

Наблюдатели расценивают произошедшее как попытку власти получить дополнительные гарантии от мэра Харькова. «Банковая хотела бы иметь стопроцентную гарантию лояльности городского головы в ключевом для востока страны городе. А коль власть не уверена в лояльности, то включается принуждение к сотрудничеству с помощью силы. Против Кернеса работает дуэт Райнина-Светличной, а это силовики — ГПУ и СБУ. Ситуацией решил воспользоваться и Аваков со своим «засадным полком». Наши националисты если зажигают фаеры, значит, это кому-то нужно», — делится соображениями Андрей Золотарёв. По его наблюдениям, власть старается реализовать в Харькове сценарий Львова. Но успешной перспективы этому он не видит. «Прессинг харьковского головы не обрушит его рейтинг, поддержка харьковчан у мэра внушительная и реальная. Если Киеву удастся заполучить лояльность мэра, а заодно какие-то преференции на выборах, то с поддержкой горожан может не сложиться. На выборы харьковчане при таком раскладе пойдут с фигой для власти в кармане, потому что понимают, кто и зачем кошмарит их город», — подчеркнул эксперт.

Неубиваемый козырь

С мэром Днепра Борисом Филатовым произошла совершенно некриминальная и мирная история. Она проиллюстрировала ещё один подход президента к тому, как можно вербовать в ряды своих сторонников региональное начальство. Это случилось в апреле на расширенном правительственном заседании в Виннице, в котором участвовали несколько мэров (Садового, кстати, не было). «Борис тут?» — спросил стоя за трибуной Пётр Порошенко. «Тут, Пётр Алексеевич», — ответил из зала Борис Филатов. И президент, воспользовавшись присутствием многочисленной аудитории и десятка телекамер, публично пообещал поддержать днепровского голову в его борьбе вокруг закупок мусоровозов, в которой мэру оппонировал Антимонопольный комитет. Порошенко заверил, что «никому не позволит навредить городу», открыто выступив на стороне градоначальника в споре с госструктурой. Это и есть попытка завоевать поддержку регионального лидера в обмен на оказанную услугу.

«За последние пару лет ситуация в отношениях между центральной и местной властью кардинально изменилась. Поверьте, мне никто не звонит, не даёт команд, не выкручивает руки, не выписывает «билетов», не рекомендует принять «хороших людей». В отличие от времён Азарова, мэр города, особенно такого крупного, как Днепр, не просиживает неделями в ожидании аудиенции в киевских приёмных. Я могу дозвониться любому руководителю государства в течение дня. И поверьте, почти всегда мне помогут. Нам помогут», — написал на следующий день на своей странице в Facebook Филатов.

Внимательные люди давно заметили, что мэр Днепра, всегда слывший человеком олигарха Игоря Коломойского, прикладывает немало усилий для выстраивания своих отношений с центральной властью, враждующей с его бывшим патроном. Это вполне объяснимо. Во-первых, он заинтересован в гарантиях невмешательства силовиков и хозяев высоких столичных кабинетов в дела города, бюджет которого достигает около 10 млрд грн. Это серьёзный ресурс, которым мэр Днепра хочет распоряжаться самостоятельно. Во-вторых, в отличие от того же Садового, Филатов просто не готов к противостоянию с Киевом. Слишком мало времени прошло после его вступления в должность. Накопить в достаточном количестве «боеприпасов» для ведения политических баталий он ещё не успел. Да и собственной политической силой не обзавёлся.

Филатов выбрал роль персонажа, который способен мобилизовать административный и другие виды ресурсов в одном из ключевых городов и распорядиться ими в пользу власти. «Да, ко мне приходят уже теперь и говорят: поддержи. У меня один ответ: дайте денег на город. Я готов даже носить за вами портфель, но денег дайте. В городе серьёзные инфраструктурные проблемы. И если за два года, которые остались у меня до окончания срока пребывания в кресле мэра, Порошенко что-то сделает для Днепра сейчас, то это будет неубиваемый козырь. Никто не сделал, а он сделал!» — аргументирует Филатов свою позицию.

Да, но, конечно, нет

Ещё одним мэром-сателлитом Порошенко остаётся столичный градоначальник Виталий Кличко, который до сих пор является номинальным лидером Блока Петра Порошенко. Он ещё не принял решение — идти на выборы в союзе с президентской командой или испытать собственные силы. Президентская администрация заинтересована в Кличко, ведь он является председателем Ассоциации городов Украины и сможет обеспечить хорошую коммуникацию с мэрами.

По мнению директора Института мировой политики Евгения Магды, Виталий Кличко для себя не видит президентскую кампанию 2019 года, но видит президентскую кампанию 2024-го, то есть ту, которая будет после нынешней. Ему ещё желательно переизбраться в Киеве, показать здесь успехи, а в столице решены далеко не все коммунальные проблемы. «Пока мне очень сложно представить, что на этих выборах он будет работать не на Порошенко, а, скажем, на Тимошенко или Гриценко», — говорит Магда.

Обладательница самого высокого на сегодня президентского рейтинга Юлия Тимошенко, вероятнее всего, также будет искать благосклонности у городских голов. «Насколько мне известно, команды Порошенко и Тимошенко мыслят категориями не областных штабов, а разбивкой по избирательным округам. Поскольку в большом городе строить избирательную сетку намного эффективнее, чем на селе, значение мэров больших городов трудно переоценить, ведь на их территории таких округов много», — делится наблюдениями Евгений Магда. Социологические опросы дают мэрам почву для размышлений: стоит работать с действующим президентом или рассматривать предложения других потенциальных кандидатов на высший в стране пост.

Конечно, к региональным лидерам будет апеллировать не только Порошенко. К ним отправятся и другие кандидаты. Так что мэры будут до последнего определяться, на кого ставить. По словам Константина Бондаренко, директора Института украинской политики, большинство из них не скажут «да» на старте, но будут мониторить рейтинги кандидатов и определяться ближе ко дню голосования. Если в первом туре, по мнению политолога, они в большинстве сделают ставку на действующего президента, то перед вторым им придётся крепко подумать, чтобы не ошибиться с выбором.

В то же время, заявляя о готовности поддержать Порошенко, мэры обставляют свои обещания рядом оговорок. Это объясняется нежеланием лишиться возможности политического манёвра.

Словом, даже заручившись поддержкой мэров, кандидаты в президенты вряд ли могут рассчитывать на незыблемость договорённостей с ними. Любой из градоначальников способен преподнести сюрприз, объяснив «интересами горожан» свой новый союз с «наиболее уважаемым в городе» кандидатом или политической силой. «Местная власть — это не политика, а городское хозяйство и качество жизни каждого горожанина», — любят говорить украинские мэры. Но старательно поддерживая свой имидж хозяйственников, они давно превратились в настоящих политиков.

Блицы

Денис Богуш, политтехнолог

— Децентрализация способствовала наращиванию финансовых возможностей мэров. Нынешние градоначальники могут сегодня показать свою суперэффективность. Потому что у них стало реально больше денег и, как следствие, возможностей для повышения собственного рейтинга и авторитета. В тех местах, где у мэра есть своё большинство в горсовете, городские власти могут легко манипулировать, фальсифицировать и влиять на выборы. Речь идёт и о мёртвых душах, и о прочих нечестных методах влияния на результат всенародного волеизъявления. Поэтому мэры — это реальный электоральный ресурс, которым будут стараться завладеть кандидаты в президенты. Но они заинтересованы в том, чтобы президентом оставался Порошенко. Ведь тогда сохранится нынешний статус-кво — во взаимоотношениях между бизнесом, олигархами, чиновниками, силовиками. А со сменой власти в Киеве этот статус-кво может быть разрушен.

Константин Бондаренко, политолог

— Есть ряд градоначальников, имеющих высокий уровень доверия горожан. Если они начнут работу со своими сетями, подключат свои ресурсы к кампании определённого кандидата в президенты, то могут каким-то образом повлиять на результат выборов в своём регионе. Если, скажем, Кернес со своими 65% поддержки призовёт голосовать за того или иного кандидата, то треть или даже половина его электората прислушается к нему. Так что это дорогого стоит. Правда, вопрос в том, чего мэры потребуют взамен. Понятно, в чистую и бескорыстную любовь между президентом и мэрами никто не верит, поэтому можно предположить, что будут достигаться договорённости — то ли о каких-либо преференциях для города и лично для его головы, то ли о каких-либо уступках со стороны центра.

Сергей Гайдай, политтехнолог

— Полагаю, что суть договорённости проста: президент помогает мэрам, а  взамен градоначальники становятся VIP-агитаторами и убеждают горожан в том, что только благодаря президенту город живёт и развивается. Но эта технология не очень действенная. Потому что мэр может нравиться, но избиратель имеет собственные взгляды и сам выбирает, за кого ему голосовать. Тут никаких особых гарантий нет. Будет задействована другая технология — подкуп. Это необязательно деньги в конверте для избирателя. Через мэров городов и мажоритарщиков легко и просто подкупать избирателей асфальтированными улицами, новым городским транспортом, отремонтированными подъездами и детскими площадками. Только у меня есть сомнения в том, что Труханов, Филатов и даже Кернес станут по-честному играть с Порошенко, как и в том, что они заинтересованы в его втором сроке. Я не верю в искренность их слов о том, что они готовы поддерживать действующего главу государства.

Президент Петро Порошенко підписав закон «Про валюту та валютні операції».

З огляду на вельми короткий термін підготовки тексту до другого читання, питання до його змісту виникали навіть у залі під час голосування.

Тому незважаючи на велику кількість експертних оглядів прийнятого документу, хотілося б донести і бачення комітету щодо деяких нюансів прийнятих рішень, особливо стосовно повноважень НБУ.

І насамперед підкреслю, що ми цілком розуміємо, що прийнятий закон є рамковим, має дискреційні повноваження регуляторів, скоріш за все потребуватиме змін паралельно з практичним застосуванням усіх внесених новацій.

Водночас розуміємо, що хоча й не можна примусити нині бігти марафонську дистанцію людину, яка лише вчора зняла милиці, зносивши їх 25 років, але починати тренування варто вже зараз.

Але це – вторинно! Первинним і головним є те, що ми нарешті змогли розірвати замкнене коло, бо ще рік тому навіть самі поняття валюти та операцій з нею позиціонували як щось неприродне, що потребує особливого і жорсткого контролю та регулювання.

Цей закон є реальною валютною лібералізацією чи лише її імітацією?

Тези про «паперовість змін» звучали в залі парламенту неодноразово протягом вечірнього засідання, коли обговорювався текст пропозицій. І зумовлені вони наданими НБУ повноваженнями при запроваджені обмежень на валютному ринку.

Але особисто я маю чітку відповідь на питання: чи є цей закон справжньою лібералізацією, а не просто афішею? Так, без сумніву, є!

Інше питання в тому, що, мабуть, існує певний синдром завищених очікувань, тому не слід розглядати ці зміни як чарівну паличку, що одним помахом вирішить всі проблеми після двадцятип’ятирічних пут «тимчасового» Декрету про валютне регулювання.

Тому в комітеті ми цілком усвідомлено йшли саме на такий баланс свободи здійснення валютних операцій і їх обмежень, бо миттєвий перехід від «можливо лише те, що дозволено» до «можливо все, що не заборонено» може призвести не до омріяної валютної лібералізації, а до загрозливої валютної анархії.

Закон відкриває можливості і знімає грати, але не може забезпечити бажання вкладати в Україну – для цього потрібно продовження роботи щодо забезпечення існування ефективної і справедливої судової системи, зменшення корупції, захисту прав власності, сприятливого податкового режиму, відкриття ринку землі тощо.

З іншого боку, відкриття можливостей вільно вкладати кошти за кордон може призвести до значного стрибка експорту капіталу вже у перші місяці дії закону.

І такий дисбаланс може призвести до значного тиску на курс усередині країни. Тому для того, щоб цього не допустити, ми даємо НБУ право залишити чинними ті обмеження, які діють зараз до моменту, поки не буде стабілізовано платіжний баланс і застосовувати за необхідності нові.

Більше того, я далекий від того, щоб розглядати Національний банк як цербера, єдиною метою якого є утримувати чи розширювати обсяг обмежень, незважаючи на реальну ситуацію.

І підтвердженням цього є поступове зняття обмежень, запроваджених чотири роки тому, і в мене немає підстав вважати, що надалі політика регулятора кардинально зміниться.

Мало хто жаліється на наявність у НБУ повноважень ввести обмеження в 2014 році, або прийняття рішення про заборону видачі валютних депозитів в 2004 році – бо обидва заходи були своєчасними, а головне дієвими.

Але нині ситуація виглядає краще і лунають питання, чи не зловживає своїми можливостями або не перестраховується НБУ зараз.

І тут хотілося б нагадати, що вітчизняна економіка явно не досягла піку в реалізації своїх можливостей, а точніше – навіть рівня 2013 року, водночас рухи світового капіталу є непередбачуваними і піднята ними хвиля може накрити Україну у найбільш неочікуваний момент.

Тому ми мусимо озброїти Національний банк достатнім інструментарієм, здатним протистояти подібним загрозам. А задля балансування такої свободи волі ми передбачили в законі певні обмеження при прийнятті рішень:

1) Правління НБУ має право застосувати обмеження самостійно лише перший раз і не довше, ніж на 6 місяців. Продовження цього строку ще на 6 місяців потребує підтвердження Радою НБУ наявності ознак кризи.

2) Ми обмежили загальний строк дії окремого заходу захисту – не більше ніж 18 місяців протягом двох років з моменту його первинного запровадження.

3) Але найбільш дієвим, на мою думку, є підвищення прозорості і зрозумілості дій Національного банку.

Необхідною умовою продовження дії заходу захисту довше, ніж на перші 6 місяців, є підготовка і надання правлінням НБУ звіту, який буде публічним та має розглядатися профільним комітетом парламенту.

У цьому звіті міститимуться аргументовані підстави прийняття НБУ рішення про введення обмеження, разом з аналізом виявлених ризиків і загроз, а також оцінка впливу обмежень на економіку.

Я є прихильником ідеї, що транспарентність є найбільш дієвим обмежувачем зловживань, бо будь-який законодавчо описаний бар’єр за бажання можна обійти, а пильність тисяч людей – ні.

Така конструкція балансує два ключові фактори.

Мова йде про необхідність надання НБУ достатньої оперативної свободи для своєчасного і ефективного реагування на загрози стабільності валютного ринку, а також про необхідність нівелювання можливих зловживань, які впливатимуть не лише на банки, але й на кожного громадянина чи підприємство.

І підкреслю, що навіть надані НБУ повноваження в будь-якому разі не дадуть регулятору змогу зробити ситуацію гіршою, ніж вона є зараз.

Повертаючись до заходів захисту, варто окремо зупинитись на тих з них, які залишаться чинними в момент вступу закону в дію і втратять силу лише за окремим рішенням НБУ.

Проголосована редакція передбачає врахування Національним банком при прийнятті такого рішення, по-перше, думки Ради з фінансової стабільності – консультативного органу, до повноважень якого входить оцінка наявності кризи у фінансовій системі, а по-друге, набрання чинності законами про протидію розмиванню податкової бази та виведенню прибутків (Base Еrosion and Profit Shifting або BEPS).

Це є продовженням рішення Національної Ради Реформ, під час якої було зазначено, що новий Закон про валюту є лише частиною пакету змін, спрямованих на приведення законодавчого поля України до стандартів світової валютно-податкової системи.

Такий підхід відображає прийнятий розвиненими країнами, до числа яких ми хочемо ввійти, вектор руху на підвищення публічності переливу капіталів або активів, у тому числі завдяки обміну податковою інформацією. Тут варто згадати й пакет законопроектів №0179, №8189 та №8190, які запроваджують можливість приєднання України до єдиної системи стандартизованого обміну інформацією після ратифікації Угоди щодо виконання FATCA з США.

До руху за прозорість коштів приєднались навіть такі «тихі гавані», як Кіпр, Центробанк якого нещодавно підвищив вимоги до прозорості клієнтів своїх банків та Велика Британія, уряд якої оголосив про підвищення прозорості фінансових операцій у своїх заморських територіях (Британські Віргінські острови тощо).

Комплексно це є баченням того, що Україна не готова відкрити рух назовні капіталу, який після цього може зникнути з поля зору податкових органів та фінансового моніторингу.

Ми розглядаємо всі надані Національному банку України повноваження щодо запровадження або збереження захисних обмежень на валютному ринку як такі, що спрямовані на мінімізацію можливих негативних наслідків швидкого відкриття кордонів для капіталу і в будь-якому разі не як заміну обмежувальних положень Декрету постановами НБУ.

Загалом вважаю, що з прийняттям закону «Про валюту і валютні операції» ми спільними зусиллями зробили лише один критично важливий крок, який потрібен на шляху інтеграції України до світової фінансової системи як повноцінного гравця.

Верховная Рада внесла изменения в Таможенный кодекс Украины о внедрении механизма «единого окна» и оптимизации проведения контрольных процедур при перемещении товаров через таможенную границу Украины. Законопроект №7010 во втором чтении в целом поддержали 254 народных депутата.

Согласно закону, субъекты внешнеэкономической деятельности смогут подавать через единый государственный информационный веб-портал «единое окно для международной торговли» пакет документов в электронном виде.

Закон также отменяет положения законодательства, которые прямо или косвенно указывают на необходимость представления субъектом внешнеэкономической деятельности или таможенным брокером бумажного документа.

Законом также будет обеспечено сокращение количества контролирующих органов на границе.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в августе 2016 правительством сделан первый шаг для введения «единого окна» на, однако функционирование и развитие этого механизма практически невозможно из-за отсутствия необходимых законодательных изменений.

В частности, в 2017 году только 20% опрошенных предприятий сообщили, что у них был опыт прохождения таможенных процедур с использованием этого принципа.

Мяснік Мовсісян, Віталій Захаренко, Володимир Артеменко – три депутати Лозівської районної ради.

Всі – депутати від партії Блоку Петра Порошенка «Солідарність».

Всі – протягом травня 2018 року визнані винними та оштрафовані судом за невнесення повідомлень про суттєві зміни у майновий стан на сайті НАЗК.

Мяснік Мовсісян, директор фермерського господарства «Агродар-2012», протягом 2017-2018 років придбав 34 земельні ділянки загальною площею 270,5 га, Land Rover Range Rover VOGUE 2016 року випуску за 100 тис.грн., Lexus GX 460 2013 року випуску за 915,6 тис.грн. та не подав повідомлення про суттєві зміни в майновому стані до НАЗК у десятиденний строк. Крім цього Мовсісян без поважних причин, несвоєчасно, а саме 16 квітня 2018 року оприлюднив на офіційному сайті НАЗК декларацію за 2017 рік.

Про це стало відомо з рішення Лозівського міськрайонного суду Харківської області від 18 травня 2018 року.

У судовому засіданні Мяснік Мовсісян свою вину у вчиненні правопорушення визнав повністю. Суд наклав на Мовсісяна штраф в розмірі 3,4 тис.грн.

Також 27 квітня 2018 року Мяснік Мовсісян придбав MERCEDES-BENZ S450 2018 року випуску за 4,84 млн.грн. та подав повідомлення про суттєві зміни в майновому стані до НАЗК у десятиденний строк.

Віталій Захаренко, директор ТОВ «ПромАрго», 6 грудня 2017 року придбав 3 автівки (КАМАЗ, НЕФАЗ) загальною вартістю 580 тис.грн. та не подав повідомлення про суттєві зміни в майновому стані до НАЗК у десятиденний строк. Про це стало відомо з рішення Лозівського міськрайонного суду Харківської області від 3 травня 2018 року.

У судовому засіданні Віталій Захаренко свою вину у вчиненні правопорушення визнав повністю. Суд наклав на Захаренка штраф в розмірі 1,7 тис.грн.

Крім цього, 18 листопада 2017 року, Захаренко набув права власності на Land Rover Range Rover 2016 року випуску.

Володимир Артеменко, головний інженер ПОСП «Гарант», 20 квітня 2018 року отримав дохід від продажу автівки в розмірі 111,4 тис.грн. та не подав повідомлення про суттєві зміни в майновому стані до НАЗК у десятиденний строк. Відомо, що в березні 2018 року, в щорічній декларації, Артеменко вказував, що має у власності одну автівку - Renault Logan 2013 року випуску.

Про це стало відомо з рішення Лозівського міськрайонного суду Харківської області від 15 травня 2018 року.

У судовому засіданні Володимир Артеменко свою вину у вчиненні правопорушення визнав повністю. Суд наклав на Артеменка штраф в розмірі 1,7 тис.грн.

3 июля 2018 г., Верховная Рада приняла законопроект №6027-д о восстановлении кредитования.

Как отмечают эксперты, теперь кредит станет брать рискованно, поскольку усиливаются риски должника потерять собственность.

Так, новый закон вносит изменения в ряд законов и кодексов, которые значительно усиливают позицию кредитора.

Во-первых, «поручители теперь не могут быть освобождены от ответственности, даже если произошли события, прекращающие поручительство, например, истек срок давности или кредитор с заемщиком изменили условия кредита, не сообщив об этом поручителю. Также меняется подход к имущественному поручительству: если я заложил имущество, поручившись за друга и будучи готовым рискнуть этим имуществом, то теперь у меня отберут не только заложенное, а и все, чем я владею. А если я посмею умереть, то и все, чем владеют мои наследники», — отмечает эксперт Александр Гумиров.

«Наследники заемщика, который умер, не погасив кредит, теперь обязаны (а не «имеют право») вступить в наследство долга и отдать за этот долг все, чем владеют. Исключений нет.

«Ипотечная оговорка» о порядке урегулирования спора в случае возникновения такового, теперь является правоустанавливающим документом на недвижимость. И кредитор просто идет к нотариусу и переоформляет право собственности на залог на себя. Без судов и разбирательств. И плевать на защиту Конституцией неприкосновенности жилья и слова в ней «запрещено иначе нежели по решению суда», — добавил он.

В целом, отмечает эксперт, «выбиты из законодательства все положения, позволявшие сохранять баланс прав кредитора и заемщика. Теперь кредитор во всем прав и никому ничего не должен доказывать. А если заемщик не согласен (например, с завышенной суммой долга — а это в моей судебной практике происходит во всех кредитах), то и Бог с ним — это его, заемщика, личные гигиенические проблемы».

Закон 6027-д, согласно его переходным положениям, применяется и к договорам, возникшим до его принятия.

«Погибший мог нарваться», «Полиция защищает этот мусор?», «Их нужно не жалеть, а выгонять из Украины», «Пора зачищать этих мошенников и наркобарыг» — так комментируют в соцсетях новость об убийстве. Вечером субботы 23 июня несколько юношей, вооружённых ножами, напали на табор в окрестностях Львова. В результате 24-летний ром умер, ножевые ранения получили ещё четыре человека, в том числе женщина и её десятилетний сын.

«На фоне общей картины нападений и беспомощности полиции и государственных структур создаётся впечатление, что страной руководят радикальные группы, которые поступают как хотят», — говорит Земфира Кондур, вице-президент Международной благотворительной организации «Ромский женский фонд «Чирикли». Пока таборы ромов просто разгоняли, можно было рассуждать о неоднозначности ситуации, о том, что они сами виноваты, потому что ведут асоциальный образ жизни и не хотят работать. Однако произошедшее во Львовской области — это тяжкое преступление, совершённое на почве ненависти. «Его кололи ножами группой с однозначной целью убийства», — написал мэр Львова Андрей Садовой в Facebook.

Международные правозащитные организации неоднократно выражали озабоченность тем, что в Украине радикализуются ксенофобские настроения. Теперь очевидно, что так и есть. Фокус попытался разобраться в феномене ксенофобии, причинах её возникновения и в том, насколько она присуща украинцам.

Определимся с терминами

Ксенофобию часто путают с расизмом, однако, несмотря на общие моменты, между этими явлениями есть отличия. Согласно разъяснительной записке ЮНЕСКО по поводу кризиса беженцев, расизм — это неприятие человека из-за разницы физических данных: цвета кожи, черт лица, типа волос. А ксенофобия — это страх, который испытывают к незнакомцам, чужакам, находящимся вне сообщества, его норм и культуры. В отличие от расизма, где объект ненависти чётко определён, ксенофобия — более гибкое и многоплановое явление.

«Страх незнакомца» включает в себя всевозможные группы людей: это могут быть как иностранцы (в разные исторические периоды представители разных народов), так и люди внутри общества, которые изменили своё поведение и культурный код. Человек может родиться на соседней с вами улице, ходить вместе с вами в школу, но когда он становится, к примеру, баптистом или ЛГБТ, отношение к нему сразу становится опасливым.

Диапазон ксенофобских страхов гораздо шире, чем однозначное расистское пренебрежение и ненависть. В 2011 году группа учёных из университетов Амстердама, Осло и Pacifica Graduate Institute в Калифорнии предприняла сравнительное исследование ксенофобии как причины страха, присущего жителям разных стран. Оказалось, что люди боятся разного — и собственно поведения чужаков, и того, как они могут повлиять на сообщество. В Европе и Америке боятся, что чужаки навредят лично человеку, будут нелояльными, что культура сообщества изменится, а участники опроса утратят свою идентичность и потеряют контроль над политической системой в стране. То есть речь идёт не только о пренебрежении или брезгливости по отношению к людям другой расы, но и о том, что чужаки вторгнутся в безопасный круг того или иного сообщества и необратимо изменят его.

Насколько они далеки

Есть разные методики, по которым социологи замеряют ксенофобию. Это и опросы о влиянии пришлых людей на политику, экономику и культуру страны, и подсчёт проявлений ксенофобии вроде нападений или осквернения памятников — так, к примеру, замеряют уровень антисемитизма. Существует шкала социальной дистанции, именно по ней проводят исследования ксенофобии в Украине. Этим занимаются Киевский международный институт социологии (КМИС) и Институт социологии НАН Украины. Шкалу социальной дистанции ещё в 1930-х сформулировал Эмори Богардус, один из отцов-основателей американской социологии. Шкала показывает не проценты, а расстояние, на которое сообщество готово приблизить чужаков. Участникам опросов предлагают определить круг, в котором они могут принять представителей той или иной группы или национальности. Таких «радиусов» семь — от близких родственников по браку до запрета въезжать в страну. Расстояние измеряется оценками от 1 до 7, где 1 — самое близкое. Далее ответы сводятся к средней социальной дистанции, которая показывает индекс ксенофобии.

Как рассказывает Владимир Паниотто, генеральный директор КМИС, институт проводит ежегодные замеры ксенофобии с 1994 года. Вначале средний индекс был 3,5, а к 2000 году он вырос до 4,5 балла, на этом уровне стабилизировался. Собеседник Фокуса считает, что повышение индекса связано с уровнем бедности — чем он выше, тем хуже люди относятся к незнакомцам. «В 2014 году мы ожидали, что индекс ксенофобии вырастет. К 2015-му так и случилось, но уже в 2016 году он снова упал и в принципе держится на довоенном уровне. Изменились показатели лишь у некоторых групп: ухудшилось отношение к русским и улучшилось к крымским татарам», — говорит Владимир Паниотто.

В опросы КМИС включает совершенно разные этнические группы: от самих украинцев до китайцев, африканцев и румын. По результатам опросов, отношение к ним мало меняется. Лучше всего участники исследований относятся к украиноязычным украинцам (индекс 2,1), затем идут русскоязычные украинцы, белорусы и русские. Гораздо хуже отношение к китайцам, африканцам и арабам. Но всё это время на самом дальнем конце шкалы стоят ромы — с индексом 5,5, и отношение к ним не улучшилось за последние 20 лет, говорит Владимир Паниотто.

Глубинная психология страха

Психологи утверждают, что агрессия и ярость — это проявления страха, а боимся мы того, кто на нас не похож. Психоаналитик Елена Платова отмечает, что в инстинкте самосохранения человека заложен механизм распознавания подобного и отличного — так человек оценивает степень безопасности окружающих. Если кто-то кажется нам опасным, тревога и напряжение возрастает. Подсознательно люди оценивают степень опасности по собственному образу и подобию. «Нам кажется, что если мы имеем дело с чем-то подобным, то это для нас безопаснее. Мы знаем, чего от него ждать, как с ним обращаться», — объясняет Платова.

Есть ещё один глубинный критерий, по которому мы выбираем этого чужого, которого ненавидим и боимся: наши собственные негативные черты, которые удобнее не исправлять в себе, а ненавидеть в другом человеке, особенно в том, кто на нас не похож. «Предполагаю, что из этих черт украинцам характерна дистанцированность, отдалённость от других. Мы много лет жили в ситуации противостояния «хитрый и лох», стремления «сделать» другого. Мне кажется, что наше стремление к лёгкой наживе и не всегда уважительное отношение к правам другого человека — то, что мы в себе признавать не всегда любим, но ненавидим в других людях», — подчёркивает психоаналитик.

Испытывать агрессию и тревогу — естественно для человека, наш организм так устроен. Другое дело, как мы выражаем собственную агрессию и как реагируем на агрессию окружающих. Наши реакции формируются тем, в каком сообществе мы живём, какие культурные коды перенимаем от родителей. И здесь важно как контролировать насилие, а не игнорировать его, так и не скатываться в отрицание угрозы. Елена Платова уверяет, что если ксенофобию и связанную с ней тревогу не контролировать, страх и напряжение будут расти, мир будет казаться всё более недружелюбным и в итоге жизнь превратится в «персональный ад». А постоянное подавление агрессии приводит к тому, что человек не в состоянии защитить себя и, столкнувшись с опасностью, просто цепенеет. Так происходит во время терактов в местах большого скопления людей: к примеру, при массовых расстрелах гибнут десятки людей.

Портрет ксенофоба

Владимир Паниотто говорит, что факторы влияния на уровень ксенофобии стабильны. Главные из них — тип и размер поселения и уровень образования. Если человек живёт в селе и образован хуже горожанина, больше вероятность, что он боится и ненавидит чужаков. Пол, языковая и этническая принадлежность жителей Украины гораздо меньше влияют на развитие ксенофобии.

Есть ещё один важный фактор — возраст. В 1990-е годы сохранялась чёткая зависимость: чем старше человек, тем более он подвержен ксенофобским настроениям. Однако в последнее время, по замерам КМИС, произошли изменения, потому что к уязвимым для ксенофобии возрастным группам добавилась молодёжь до 30 лет. Этот социологический феномен мы и видим в действиях радикальных организаций. Психологическая причина уязвимости обеих групп — неуверенность в своих силах, в способности справиться с внешними угрозами. Как уточняет Елена Платова, 18 лет — это поздний подростковый период, в этом возрасте, пытаясь разобраться в себе, люди могут бросаться в какие угодно крайности. В старшем возрасте человек тоже может ощущать боязливую ненависть из-за неуверенности в себе, утраты сил и возможностей.

«Персональный ад»

«Украинцы радуются, что радикалы убирают таборы ромов, защищая сограждан. Они не понимают, что завтра эти люди могут напасть на них по ещё какой-нибудь причине», — говорит Земфира Кондур. Может показаться, что она просто защищает своих и рассказывает страшилки о том, что все мы в опасности. Однако проявления ксенофобии и нетерпимости становятся всё более частыми и охватывают всё больше объектов для ненависти. Ими становятся не только ромы, но и ЛГБТ-сообщество и даже ни в чём не повинный «гендер», который обвиняют в разрушении института традиционной семьи. «По большому счёту нет границ инаковости: мужчины и женщины, белые и чёрные, больные и здоровые, сероглазые и кареглазые… Если доводить до абсурда, то любой человек может подойти к вам и сказать: «Не нравишься ты мне, потому что ты на меня не похож». И это проблема, потому что следующий шаг в этой ситуации — «Я тебя отменяю». Эта отмена может быть как символической, так и физической», — говорит Елена Платова.

Контролировать насилие с обеих сторон должен не суд Линча, а государство. Равно как и определять политику в отношении национальных меньшинств. Этого не делается, ведь, к примеру, «Стратегия защиты и интеграции в украинское общество ромского национального меньшинства», призванная социализировать ромов, не выполняется, как мы видим по стихийным таборам, появляющимся по всей стране. Но что мы можем сделать здесь и сейчас? Например, задать себе вопрос о том, кто для нас чужак. Насколько близко в наш круг мы готовы пустить непохожих на нас людей? Дав честный ответ, мы вычислим персональный уровень страха и тревоги, которые привносят в нашу жизнь «персональный ад» и влияют на каждодневные решения.