Закон о «О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» был одобрен в целом. Проект «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей» — принят за основу.

Вопреки заявлениям сторонников данных законотворческих инициатив, никаких новых подходов, направленных на деоккупацию ОРДЛО, документы не содержали. Проект «Об особенностях государственной политики…» за глаза пафосно называли «законом о реинтеграции», но, по большому счету, о реинтеграции там речь и не шла. О «стратегии освобождения» — тоже.

Инициатор процесса — президент — преследовал иные цели, преимущественно тактические.

Бэкграунд

В Совете нацбезопасности и обороны достаточно давно трудились над документом, уточняющим характер военной операции на востоке страны, оптимизирующим порядок руководства силовиками на Донбассе и корректирующим систему управления освобожденными территориями. Летом был подготовлен соответствующий законопроект, который предстояло утвердить на заседании Совбеза и принять до завершения шестой парламентской сессии. Однако в первой половине июля рассмотрение вопроса перенесли на неопределенный срок. Глава СНБОУ Петр Порошенко без должного внимания отнесся к инициативам секретаря СНБОУ Александра Турчинова.

Почему? Ведь принятие подобного документа отвечало интересам гаранта и главковерха сразу по нескольким причинам. В частности, окончательно снимался вопрос о правомочности применения Вооруженных сил внутри страны в условиях отсутствия военного положения. А кроме того создавал дополнительные рычаги влияния на местную власть.

Но Порошенко не дал «зеленый свет» законопроекту, получившему название «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей». Причин, по словам людей сведущих, было три.

Первая: Александр Валентинович излишне рьяно пиарил свое детище, а Петр Алексеевич необыкновенно чуток к подобным вещам. Глава государства даже поспешил объявить, что Турчинов готовил проект по его поручению, но сам документ все равно «поставил на паузу».

Вторая: не было твердой уверенности, что проект поддержит «братская фракция» Народного фронта. И не только потому, что подготовка документа припала на период очередного обострения отношений между «фронтовиками» и БПП в связи с историей о снятии неприкосновенности с ряда депутатов. Но и потому, что законопроект предполагал: управление силовиками, задействованными в операции на востоке, перейдет от Антитеррористического центра к Объединенному оперативному штабу ВСУ. Министр внутренних дел Аваков полагал, что после этого он может утратить контроль над подразделениями МВД и НГУ на Востоке.

Третья: законодательное новшество без восторга приняли «наши западные партнеры». В проекте их смущало соседство терминов «агрессия» и «оккупация» с топонимом «Россия». В Вашингтоне и, особенно, Берлине полагали, что признание очевидного вызовет резкую реакцию России и усложнит и без того непростой переговорный процесс о судьбе Донбасса.

Ренессанс

Но уже в сентябре появилась информация: законотворческое детище Турчинова все же доберется до парламента. У продолжения истории были и повод, и причина. Повод — разговоры о будущей миротворческой миссии. Причина — истекал срок действия пресловутого закона об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО. Он служил краеугольным камнем минских соглашений. Которые, в свою очередь, создавали формальный юридический повод для применения западных санкций против России. То, что закон «об особом статусе» так и не обрел юридической силы; что минские договоренности не исполняются, а часть их положений безнадежно устарела, — никого не интересовало. Это — часть игры, правила которой мы обязались выполнять. США и ФРГ нам об этом напомнили. 17 сентября 2017-го де-юре условно существующий закон «об особом статусе» прекращал существовать и де-факто. И от Киева потребовали продлить срок его действия. А заодно якобы рекомендовали сослаться в законе на минские соглашения.

Турчиновские наработки были извлечены из архивов, снабжены ремаркой о «создании условий для будущего развертывания в ОРДЛО миротворческой операции ООН» и «украшены» пролонгацией закона «об особом статусе». После чего законопроект №7163 был внесен президентом в парламент.

Друзья-конкуренты

«Народный фронт», как и ожидалось еще летом, законодательные инициативы воспринял без восторга. Во-первых, Аваков и Яценюк не упускают повода показать президенту зубы. Что является необходимой мерой в условиях начавшихся переговоров о возможном объединения НФ и БПП. А также продолжающегося спора о контроле над процессами и потоками. Во-вторых, «фронтовики» беспокоятся о сохранении репутации «партии войны» и безоговорочная поддержка излишне миротворческих президентских инициатив могла этой репутации повредить.

Стоит ли удивляться, что спикер Парубий открыто выступал против упоминания «об особом статусе» в «законе о реинтеграции»? Что активисты партии «Национальный корпус» (которую связывают с Аваковым, не знаете почему?) пришли под стены Рады протестовать против «зради»? И что контролируемый НФ парламентский комитет по вопросам нацбезопасности и обороны заявил о своих претензиях к президентскому проекту?

Перечень требований был следующим:

— упоминание об «особом статусе» для ОРДЛО должно быть изъято из закона «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей»;

— пролонгация закона об «особом статусе» возможна с обязательной оговоркой: он вступит в силу только после вывода с территории Украины всех незаконных вооруженных формирований, боевиков и наемников, а также принадлежащей им техники и вооружения;

— ссылка на минские договоренности должна быть изъята из «закона о реинтеграции».

Петр Алексеевич нуждался в поддержке партнеров по коалиции, а потому их пожелания учел. Вместо одного проекта появилось два. Норма о пролонгации срока действия закона об «особом статусе» перекочевала в новый проект — №7164. Там же указали, что закон обретет юридическую силу после вывода войск и вооружений.

С упоминанием о минских соглашениях вышло сложнее. Вначале Банковая выразила готовность заменить ссылку на МС ссылкой на резолюцию Совбеза ООН от 17 февраля 2015-го, где выражалось «одобрение «Комплексу мер по выполнению минских соглашений», принятому и подписанному в Минске 12 февраля 2015 года». Затем отказались и от этого.

Последствия

Порошенко своей основной цели добился — обязательства перед западными партнерами выполнил. Проект №7164 стал законом, виртуальная жизнь «особого статуса» продлена еще на год. Документ, определяющий специальный порядок местного самоуправления в ОРДЛО, принятый в свое время с нарушением процедуры, неприемлемый по форме и смыслу и, мягко говоря, антиконституционный, был навязан Украине извне. И поскольку за три года план выхода из ситуации альтернативный «минскому» власть не придумала, она была обречена вдыхать новую жизнь в закон об «особом статусе» Дабы не ссориться с Вашингтоном и Берлином и не давать повода для отмены/смягчения санкций.

Успех проекта №7163, похоже, Порошенко заботит меньше. Не исключено, что внесение «закона о реинтеграции» действительно было необходимо президенту как PR-акция и операция по прикрытию пролонгации «особого статуса». Так ли это — покажет ближайшее время.

Восторги отдельных патриотов по поводу того, что Россия наконец-то официально названа оккупантом и агрессором, наивны. Во-первых, — еще не официально. Проект №7163 пережил первое чтение, а будет ли второе — вопрос. Во-вторых, даже если проект станет законом, и крайне неприятные для России оценки ее действий в Украине останутся, на истинном положении вещей это мало отразится. Непохоже, что это повлечет введение военного положения или, тем более, объявление войны (это, кстати, разные вещи, хотя большинство политиков их почему-то путают). А если воевать с агрессором и оккупантом государство не собирается, то к чему громкие формулировки? Наоборот, власти после этого будет еще сложнее пояснять, почему она торгует с агрессором и ведет переговоры с оккупантом.

Нелишне упомянуть, что принятие закона «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей» предполагает внесение изменений в ряд нормативных актов. В частности, в Закон «О Вооруженных Силах Украины». Предлагаемые коррективы позволяют в мирное время использовать части и подразделения ВСУ, наделяя их правом применять и использовать оружие и боевую технику. С одной стороны, эта новелла должна окончательно снять вопрос о законности использования военных на Донбассе. С другой, — свидетельствует о неготовности власти вводить военное положение.

То, что проект №7163 (закон о пролонгации «особого статуса) интересовал Порошенко меньше, чем проект №7164 («закон о реинтеграции»), не означает, что он не интересует его вовсе. О некоторых, полезных для главы государства новшествах я уже упоминал.

Но есть и другие. Например, сейчас введение военного положения даже на отдельных территориях, обязывает парламент переходить на сессионный режим работы. Переходные положения проекта №7164 ВР от подобной обязанности освобождают. Кроме того, согласно тем же переходным положениям, введение военного положения на отдельных территориях должно сопровождаться созданием военных администраций и упразднением местных Советов, их исполнительных органов. Все логично. Но нюанс в том, что эта норма может касаться не только Донбасса. Потому что речь идет «о введении военного положения в отдельных местностях в связи с российской вооруженной агрессией в Донецкой и Луганской областях». Факт агрессии уже зафиксирован в преамбуле законопроекта. «В связи с агрессией» президент может инициировать введение военного положения, не только в Донецкой и Луганской областях, но и, скажем, в Харьковской или Запорожской. Да, это требует подтверждения решением Рады. Да, это может быть оправданной мерой. Смущает другое — эти и некоторые другие новшества, заложенные в президентский законопроект и фактически усиливающие его полномочия, не стали предметом повышенного депутатского внимания. Создалось впечатление, что до переходных положений мало кто из депутатов добрался.

Если проект №7164 станет Законом о «Об особенностях государственной политики…» это будет означать фактическое появление новой властной вертикали, замкнутой непосредственно на президента. Будут установлены более жесткие правила подчинения и координации действий силовиков из различных ведомств.

Руководство силами и средствами, необходимыми для обеспечения безопасности и обороны, будет осуществлять Объединенный оперативный штаб. Все, кто привлекается к мерам по обеспечению безопасности и обороны, станут подчиняться начальнику Объединенного оперативного штаба. Начальник штаба (по согласованию с СБУ и профильными центральными органами исполнительной власти) уполномочен определять режим на линии размежевания, порядок перемещения через нее лиц и товаров. На штаб возлагается, в том числе, и руководство деятельностью военно-гражданских и военных администраций (в случае их создания). Начальником Объединенного оперативного штаба должно стать лицо, «принадлежащее к высшему командованию Вооруженными Силами Украины».

Станет ли данный проект законом, будет во многом зависеть от позиции США и ФРГ. Источник в АП утверждает, как минимум, Белый дом настроен уже не столь решительно против.

4 октября посольство США заявило о поддержке курса на «продление действия особого статуса». 6 октября свое удовлетворение пролонгацией «самоуправления для ОРДЛО» выразил спецпредставитель Госдепа по вопросам Украины Курт Волкер. Проект «закона о реинтеграции» американская сторона пока не комментирует.

ДП «Завод «Електроважмаш» 13 і 21 вересня уклав дві угоди з ТОВ «Ферротрейдінг» про закупівлю товарів на загальну суму 142,05 млн грн. Про це повідомляється у системі «Прозорро».

До кінця 2018 року поставлять 313 т якогось проводу в середньому по 301 грн./кг на 94,40 млн грн., а також 145 т профілів колекторних ПКМ, МС, ПКМС, стрічки ДПРНМ, прутків ДКРНТ, ГКРХХ, ГКРНХ, дротів МТ-0, ММ, дроту зварювального ДКРХТ на 49,07 млн грн.

Точну кількість окремих виробів і ціни за одиницю не оприлюднили. Згодом ціни за одиницю змінили додатковими угодами, але невідомо, у бік зменшення чи збільшення.

Запорізький «Ферротрейдінг» належить Андрію Демидову, Вікторії Демидовій, Ользі Биковій та офшору «Камден Груп Лтд» із Маршаллових Островів. Раніше, коли він мав форму ПрАТ, частку офшору було заведено на кіпрську компанію «Кремалтон Інвестментс Лімітед». У 2014 році підприємство намагалися захопити рейдери.

Дочка Демідова Ольга Ревчук – депутат Запорізької міськради від партії «Блок Петра Порошенка «Солідарність». Вона балотувалася як заступник директора з комерційних питань української ПМП «Алоінс» того ж Демидова, яким керує Бикова.

Демідов і Бикова також була акціонерами ПАТ «Запорізький механічний завод», нині перетвореного на ТОВ «Запорізький Механічний Завод, Лтд», а Олег Ревчук був серед засновників ТОВ «Металскарб», яким зараз володіє Ігор Бендриковський.

Всі ці українські фірми є крупними постачальниками «Електроважмашу».

У п’ятницю ввечері у Венеції розглядали українське питання. Європейська комісія «За демократію через право», більше відома за своєю неформальною назвою «Венеціанська комісія» (ВК), вивчала два українських антикорупційних законопроекти.

Рішення «Венеціанки», органу Ради Європи, не є юридично зобов’язуючими. Та її вплив від того не стає меншим, адже ухвалені нею висновки автоматично стають офіційною позицією Європейського Союзу та інших міжнародних партнерів України. Саме тому цього тижня Порошенко радикально змінив риторику щодо антикорупційного суду – в АП з’ясували, що ВК підготувала рішення не на його користь.

«Європейська правда» вже коротко повідомляла про останній висновок комісії: вона розкритикувала нещодавню президентську ідею про «антикорупційні палати» в загальних судах та вирішила, що Україна має створити окремий антикорупційний суд.

Та водночас у Венеції наголосили, що вже поданий законопроект про антикорупційний суд має бути відкликаний для внесення змін. Причому новий, змінений проект закону про антикорупційний суд має бути поданий до ВР від імені президента.

В розпорядженні ЄвроПравди є копія висновку «Венеціанки», схваленого в п’ятницю. То що ж конкретно має зробити Київ за рішенням?

Коротко про погане

Примітна деталь: офіційний Київ сам ініціював розгляд цього питання у ВК. В останні дні липня, тобто вже після завершення сесії, спікер Андрій Парубій надіслав до Страсбурга два законопроекти.

Один – поданий групою депутатів, що є опозиційними до президента. Другий – зареєстрований членом БПП, нардепом Сергієм Алексєєвим. Саме цей законопроект зрештою здобув відкриту підтримку Банкової.

От тільки у Венеціанській комісії до нього поставилися вкрай критично.

У висновку «Венеціанки» йому приділено мінімум місця: експерти Ради Європи пояснили, що такий документ просто не вартий серйозної розмови. «Сенс та обґрунтування такої масштабної системи – призначення антикорупційних суддів до всіх без винятку загальних судів – лишився неясним», – починається цей блок висновку ВК.

«Венеціанка» зазначили, що підхід, який просували з АП, суперечить як українському законодавству (закону «Про судоустрій та статус суддів»), так і міжнародним зобов'язанням України.

Але головним є те, що створення «антикорупційних палат» у тому вигляді, який пропонує цей законопроект, здатне вкрай негативно вплинути на стан боротьби з корупцією. У ВК, серед іншого звернули увагу, що відбір суддів до таких палат грубо суперечить вимогам GRECO: проект не висуває жодних додаткових вимог до таких суддів і не встановлює прозорих правил їх відбору, причому добирати їх пропонується з числа нині працюючих, часом скомпрометованих суддів.

І, нарешті, «Венеціанка» натякає, що така реформа навіть в разі її схвалення просто не буде запущена та залишиться на папері.

«За цим проектом, для розгляду антикорупції має бути виділено не менше трьох суддів у судах загальної юрисдикції і не менше п’яти в апеляційних, але за нинішнього браку кадрів в українських судах це стане викликом для судової системи», – йдеться в документі.

Позитивно, але не ідеально

Левова частка висновку ВК присвячена іншому проекту, який був підготовлений групою експертів та зареєстрований в Раді за підписами кількох депутатів на чолі з Єгором Соболєвим. Він пропонує створити Вищий спеціалізований антикорупційний суд як першу інстанцію для випадків «високої корупції», а також антикорупційну палату у Верховному суді – для розгляду апеляції.

Цей підхід викликав у Ради Європи позитивніші оцінки.

Зазначається, що проект »є гарною основою» для створення Вищого спеціалізованого антикорупційного суду.

Але і він далекий від ідеалу.

У Венеції наполягають, що Україна має ухвалити цю реформу з низкою змін, бо інакше реформа може бути навіть скасована Конституційним судом.

Та спершу розберемося з позитивами.

Висновок «Венеціанки» дає відповідь на низку зауважень, які лунали від офіційного Києва. А ще – містить «діагноз» нинішньому стану судової системи.

Експерти у своїх висновках виходять з того факту, що «корупція є однією з ключових проблем України, а судова система протягом багатьох років оцінюється як слабка, політизована та корумпована», а тому антикорупційна вертикаль має бути створена окремо, з механізмом відбору, який враховуватиме цю особливість.

Нагадаємо, противники створення антикорупційного суду відштовхуються від думки, що цей процес – так само тривалий, як і загальне реформуванні всієї судової системи, тому варто зосередитися не на антикорупційному суді, а на реформі судочинства загалом. У Венеціанській комісії вважають таку аргументацію хибною.

«Реформа судової системи... є тривалим процесом і не буде завершена раніше ніж за 4-5 років», – пояснили у ВК.

На думку експертів «Венеціанки», чекати стільки часу неприпустимо, в тому числі «з огляду на високі очікування суспільства після Революції гідності». Ця думка кілька разiв повторюється у висновку ВК.

Окрема увага приділяється принципам формування такого суду; на думку комісії, в цьому питання існуючий проект є доволі якісним.

«Видається логічним та необхідним запровадити особливе регулювання для Вищого антикорупційного суду, зокрема, його судді повинні мати необхідну спеціалізацію та досвід, бути адекватно захищеними, а принцип їх обрання повинен передбачати потужні запобіжники щодо їх незалежності.

...Антикорупційний суд розглядатиме також корупційні справи щодо суддів. Тому було б вкрай проблематично, і з огляду на конфлікт інтересів, і через суспільне сприйняття, добирати його суддів за звичною процедурою, яка ґрунтується лише на рішеннях судового самоврядування (як пропонують противники даного законопроекту. – ЄП)», – йдеться у документі.

Венеціанська комісія у своєму висновку кілька разiв підкреслила:

у доборі антикорупційних суддів мають бути залучені іноземні учасники.

Саме такий підхід пропонується у законопроекті. ВК наводить також докази того, що участь міжнародної спільноти у початковому формуванні критично важливих органів правосуддя не є чимось незвичним – такий підхід використовувався також в інших країнах та довів свою ефективність.

«В окремих випадках, у дуже малих країнах, навіть самі судді можуть бути іноземцями», – пояснює «Венеціанка», не пропонуючи водночас запровадити таку практику і в Україні.

Суди другого сорту

Та повернемося до зауважень «Венеціанки».

Головне з них – необхідність запобігти розподілу судової системи на «першосортні суди» та «суди другого сорту».

Венеціанська комісія підкреслила: так, ситуація є екстраординарною і вона потребує екстраординарних рішень, однак Києву доведеться шукати баланс, за якого особливі процедури створення антикорупційного суду не перетворять його на «єдиний правильний суд у країні».

Зокрема, у ВК розкритикували ідею створення власної системи самоуправління для антикорупційних судів. І навіть передбачені законопроектом особливі зарплатні для таких суддів, на думку ВК, несуть певні проблеми.

«З одного боку, зрозумiло, що такi судді повинні отримувати вищу зарплатню, аніж судді загальних судів першої інстанції, має бути взято до уваги те, що вони ухвалюватимуть рішення з важливих корупційних справ і можуть опинитися під значним зовнішнім тиском. З іншого боку, їхня винагорода не повинна надто відхилятися від загальних правил», – підкреслює комісія.

Так само Венеціанська комісія просить українських депутатів переглянути запропоновану законопроектом систему притягнення суддів до відповідальності, а також інші деталі, здатні створити враження, що Антикорупційний суд стає елітним органом судочинства в Україні.

Ці вимоги мають дві причини. Перша з них – те, що принцип «елітних судів» порушує міжнародні принципи судочинства, стандартні для Ради Європи.

Друга причина – небезпека, що в такому разі створення антикорупційного суду буде визнане неконституційним.

ВК посилається на статтю 125 Конституції, за якою в Україні можна створювати спеціалізовані суди, але створення «особливих» та «надзвичайних» судів – не допускається.

«Венеціанка» вважає, що цю небезпеку можна звести до нуля двома шляхами. Перший – це врахування всіх зауважень комісії. Другий – те, що новий, допрацьований законопроект має бути поданий до парламенту від імені президента.

Остання рекомендація Венеціанської комісії – вкрай незвична, цей орган зазвичай утримується від політичних рекомендацій щодо законотворчого процесу. Ця рекомендація, безумовно, є політичною, а не юридичною, і у ВК цього не приховують, пояснюючи її тим, що формальна участь президента у підготовці проекту «дозволить зняти всі сумніви щодо правильності процесу».

Хай там як, але ця порада прозвучала, і тому вона заслуговує на окрему увагу.

Гарант антикорупційності

Привід для такої рекомендації дали співавтори проаналізованого «опозиційного» законопроекту (у переліку – Єгор Соболєв, Оксана Сироїд, Іван Крулько, Сергій Лещенко, Світлана Заліщук, Мустафа Найєм тощо).

Автори висновку ВК стверджують, що ці депутати (не зазначаючи, щоправда, їх поіменно) першими запропонували їм «відкликати свій проект, якщо президент сам подасть законопроект, що ґрунтується на схожих принципах, особливо що стосується гарантії незалежності суду та участi міжнародної спільноти у доборі суддів».

Примітно, що зараз принаймні частина з них дотримуються іншої думки та наполягають, що розглядати потрібно саме їхнiй проект, інтегрувавши зауваження ВК у другому читанні, оскільки розробка нового призведе до невиправданої додаткової затримки у створенні антикорупційного суду. Однак рекомендація ВК стала вагомим аргументом на користь саме такого, довшого шляху.

«Європейська правда» вже повідомляла, що в адміністрації президента знали про зміст підготовленого рішення – його проект завжди наперед дають для ознайомлення та для пропозицій владі країни, яка запитувала про висновки «Венеціанки» з приводу того чи іншого закону.

Саме з цим була пов’язана раптова зміна позиції Банкової у питаннi антикорупційних судів: ще наприкінці вересня найближчі соратники президента наполягали на створенні антикорупційних палат у судах загальної юрисдикції, однак на тижні, що минає, президент несподівано визнав, що окремий антикорупційний суд був би кращою ідеєю. (Деталі – в статті «Загроза з Венеції: хто переконав Порошенка підтримати ідею антикорупційного суду«)

Чи не була адміністрація президента натхненником рекомендації про роль Порошенка у поданні нового законопроекту? Відповідь на це запитання достеменно невідома. Але, зрештою, з експертами ВК необхідно погодитися: «благословення» президента не буде зайвим для того, щоби Рада ухвалила закон.

Аби лише цей процес не призвів до штучних затримок з його ухваленням.

В последний раз дымовые шашки в Верховной Раде горели 27 апреля 2010 года, когда подконтрольное Партии регионов большинство пыталось ратифицировать Харьковские соглашения о продлении срока пребывания Черноморского флота России в Крыму. Тогда депутаты, причислявшие себя к патриотическому лагерю, единодушно назвали происходящее «изменой в пользу России» и попытались сорвать голосование, но безуспешно. Сейчас патриотически настроенные депутаты снова твердят о «зраде» в пользу России, которую они видят в Минских соглашениях и законах о Донбассе, и снова пытаются сорвать процесс, и снова безуспешно.

На том сходства заканчиваются. Если в 2010-м патриоты единодушно осудили «харьковский договорняк», то сейчас такого единства не было и близко – проукраинский лагерь расценивал инициативы по Донбассу очень по-разному. Если семь лет назад попытка тогдашней власти протащить нужное ей решение закончилась масштабной дракой в сессионном зале и под стенами ВР, то на этот раз все прошло гораздо спокойнее.

Как и требовал вечером четверга президент Порошенко, в пятницу была обеспечена беспрецедентная для этого дня недели явка депутатов. Проблему с блокированием трибуны решили привычным парламентским методом. Задолго до открытия заседания все подходы к президиуму были заняты крепкими нардепами из большинства. Оппозиция в лице «Самопомочи» и немногочисленных националистов просто физически не смогла бы выбить их с занятых позиций. Похоже, не особо и хотела.

Единственным, кто пытался сопротивляться принятию законов о реинтеграции и продлении особого статуса, был депутат-свободовец Юрий Левченко. Он яростно атаковал трибуну и президиум, бросался на оппонентов, обзывал спикера, был настолько активен, что единомышленникам даже пришлось его слегка успокаивать. Сомнений в том, что оба закона будут приняты почти ни у кого не было.

Так и случилось, хотя запас голосов оказался очень небольшим. 233 голоса (Блок Порошенко + Народный фронт + Радикальная партия + «Воля народа») отдали за принятие закона о реинтеграции в первом чтении и без самой спорной нормы – о Минских соглашениях. 229 «за» (БПП + НФ (большинство) + «Видродження» + часть Оппоблока + часть «Воли народа») было отдано за продление особого статуса для ОРДЛО еще на год.

Не сорвал голосование и инцидент с дымовой шашкой, которую, как оказалось позже, поджег все тот же Левченко. На появившееся в интернете видео видно, как Левченко вместе с Семеном Семенченко сперва «тестирует» дымовуху в мужском туалете, а потом поджигает шашку уже в сессионном зале. Но быстро сориентировавшийся депутат от НФ Андрей Тетерук оперативно вынес опасный предмет из зала, успев отвесить Семенченко хороший подзатыльник. Из-за этого инцидента даже не прерывали пленарное заседание – всем хотелось как можно скорее закончить «реинтеграционную» историю.

Представители «Национального корпуса», «Свободы» и «Правого сектора», снова собравшиеся под Радой, попыток прорваться к парламенту не предпринимали, да и было их в разы меньше, чем в четверг. Хотя без стычки не обошлось, у одного из членов Нацкорпуса нашли в сумке перцовый баллончик, завязалась потасовка, пятерых нацкоровцев и свободовцев ненадолго задержали. Но повлиять на события в зале парламента всё это не могло. Лидер Нацкорпуса Андрей Билецкий сказал Фокусу, что «14-го числа власть услышит нас по-другому», имея ввиду «Марш славы героев», которые правые организации традиционно проводят 14 октября.

А пока что спикер Андрей Парубий оперативно подписал законы, а Петр Порошенко в телеобращении рассказал украинцам о достигнутой «перемоге».

Подводя итоги двухдневной парламентской борьбы вокруг законов о Донбассе, можно отметить, что:

1. Основной смысл всей этой истории – продлить закон о специальном статусе для ОРДЛО. Вернее, закон, согласно которому этот особый статус может быть получен при выполнении ряда условий (демилитаризация, выборы и т. д.). Этого решения от Украины требовал Запад, у которого теперь есть все основания и дальше поддерживать Украину, сохранять антироссийские санкции и т. д. С формальной точки зрения, официальный Киев выполняет взятые на себя в Минске обязательства, потому дело за Москвой. Кремль наверняка начнет политически давить на Украину, требуя немедленно начинать выполнение пунктов закона об особом статусе (амнистия, народная милиция и т. д.). Но позиция украинской власти неизменна – без решения базовых вопросов безопасности никакое продвижение вперед по минским соглашениям невозможно.

2. Закон о реинтеграции Донбасса, предусматривающий признание России агрессором, факт оккупации ОРДЛО и т. д. – в первую очередь рассчитан на внутреннего потребителя. Признать факт российской агрессии, при этом не объявляя РФ формальную войну, заменить устаревший термин «АТО», объединить всех силовиков в единый оперативный штаб и т. д. – это пусть и запоздалые, но, безусловно, правильные шаги, которые должны понравится патриотическому электорату. При этом данный закон изначально предполагался как предмет для торга, чтобы обеспечить главное - продление особого статуса. Потому под давлением Народного фронта оттуда сперва исчезла ссылка на минские соглашения, потом – ссылка на проект резолюции Совбеза ООН, Банковая сигнализировала о готовности к дальнейшим уступкам, что означает, что эти пункты были для нее не столь уж принципиальны. Даже публичные оппоненты закона неофициально признавались, что после изъятия из текста минских соглашений и в случае пары других правок законопроект вполне даже можно поддерживать.

3. Блок Порошенко не может принять ни одного решения без согласия Народного фронта, а коалиция в целом – без привлечения радикалов Ляшко и бывших регионалов. Таким образом, фронтовики вполне могут «качать права» в переговорах с Банковой, что они успешно и сделали. Особенно показательно это в свете перманентного конфликта между Петром Порошенко и Арсеном Аваковым, который, как говорят в кулуарах, жестче всех выступал против продления особого статуса. У лидеров НФ свой интерес в этой истории – подать сигнал Западу, что Петр Порошенко не владеет всей полнотой власти в стране, и договариваться стоит не только с ним, но и с фронтовиками. Кроме того, парламент в целом показал, что не готов быть послушной машиной для утверждения инициатив Администрации президента. А на Банковой должны уделять больше времени соблюдению демократических процедур, открытости и не пытаться ломать депутатов через колено.

4. Политики считают тему Донбасса крайне важной в свете будущих выборов, потому пытаются выжать из нее максимум пиара в рамках избранной стратегии. Согласно соцопросам, тема войны действительно в приоритете у украинцев, но, как показали последние события, она вообще не в состоянии мобилизовать обычных граждан выйти на акции протеста. Политсилы, которые ориентируются на патриотический электорат, очень боятся любых обвинений в потакании агрессору, но активно обвиняют в том же самом оппонентов. При этом все хотят по возможности перестраховаться. Появление в законе по продлению особого статуса дополнительного абзаца, в котором говорится о том, что особый статус ОРДЛО получат не раньше, чем с их территории уйдут все войска, наемники, техника и т. д., - тому доказательство. Все эти нормы уже были прописаны в законе, но депутатам, в первую очередь от НФ, надо было лишний раз доказать, что никакой «зрады» в их действиях нет. При этом общий уровень парламентской дискуссии традиционно находится на очень низком уровне. Стороны не слушают друг друга и даже не пытаются прийти к компромиссу, в абсолютном приоритете – «работа на картинку».

Жил-был в городе Требовице молодой повар Гонза. Днем Гонза крутил пиццу в местной пиццерии, а ночью сожительствовал с девушкой Даной и был счастлив.

До тех пор, пока однажды не обнаружил свою Дану в кабаке на коленях какого-то постороннего гражданина. Тогда Гонза очень рассердился и выбросил гражданина в окно. Впрочем, кабак был на первом этаже, жест был скорее символическим, и тем бы все и кончилось. Но повар не унимался и продолжил ломать мебель и скандалить с Даной, чем всячески мешал посетителям кабака. Поэтому вскоре приехала полиция и забрала его в участок, привела в чувство и вручила повестку в суд. Спустя два часа Гонза вместе с постановлением вышел из участка и вернулся в тот же самый бар, чтобы продолжить мирно квасить.

В суде Гонзе прописали месяц тюрьмы. В тюрьму надо было ехать аж в город Брно, потому что в городке Требовице собственной тюрьмы не было. И вот в пятницу наш Гонза идет на вокзал, садится на электричку и едет в Брно — сдаваться. Однако, когда приезжает, то навстречу ему разводят руками: «Простите, любезный, но уже вечер! Да еще и пятница. Тюрьма закрыта, администрация не работает, принять вас совершенно нет никакой возможности. Поэтому езжайте-ка вы обратно и попробуйте еще раз приехать в будний день».

Делать нечего, Гонза разворачивается и едет домой. И в понедельник едет в тюрьму снова, на сей раз предусмотрительно прямо с утра. Администрация уже сидит на месте и принимает, и говорит ему буквально следующее: поскольку, оказывается, Гонза уже имел судимость в прошлом, да к тому же вновь за драку, то ему положена в тюрьме строгая изоляция, как особо опасному. Но предоставить ее ему они прямо сейчас не могут, потому что все одиночные камеры заняты. А, впрочем, постойте-постойте!

«Вот, — поправляет очки администрация, — глядите, завтра как раз один такой, как вы, откинется, и место из-под него освободится. Приезжайте, завтра, а?»

«ЗАВТРА КАК РАЗ ОДИН ТАКОЙ, КАК ВЫ, ОТКИНЕТСЯ И МЕСТО ИЗ-ПОД НЕГО ОСВОБОДИТСЯ. ПРИЕЗЖАЙТЕ, ЗАВТРА, А?»

И вот особо опасный Гонза вновь едет из Брно обратно домой в Требовице. К тому же едет зайцем, потому что денег на обратный билет он, по понятным причинам, с собой не взял.

Да и собственно дома у него тоже нет, потому что в его доме сидит бывшая девушка, которую он видеть не хочет.

В общем, ночует Гонза прямо на стойке того самого многострадального бара и заодно очень ругается на государство: «Развели, — говорит, — бардак в стране». Во вторник он едет в тюрьму опять, не оставляя надежды реализовать свое право отсидеть. Где наконец-то его принимают и сажают. А те несколько дней, которые он мотался до тюрьмы и обратно, вычитают из срока, посчитав, что «отбыл».

И еще момент: хозяин пиццерии, где Гонза пек, оставил за ним рабочее место, пока буйный повар отсидит положенное и выйдет. Ну, а что, дело-то житейское.

Украина стремится сохранить транзит российского газа в страны Европы через свою территорию, для чего планирует привлечь к управлению своей газотранспортной системой европейские компании. Какое будущее ждет украинскую ГТС и чем Киев может ответить на удар, который Россия хочет нанести газопроводами в обход Украины?

Украина уже в 2018 году должна выйти с конкретными предложениями к европейским партнерам по совместному управлению отечественной газотранспортной системой (ГТС). Об этом заявил глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев. Только в этом случае, по его словам, возможно сохранить транзит российского газа в Европу по украинской территории после 2019 года, когда истекает действующий контракт с «Газпромом».

По данным Коболева, на сегодня можно говорить о четырех крупных компаниях, которые интересуются условиями «вхождения в украинскую ГТС». Сами компании глава НАК не называет. Вместе с тем можно вспомнить, что в апреле «Нафтогаз» подписал с итальянской Snam и словацкой Eustream меморандум о взаимопонимании по совместной оценке возможностей сотрудничества в использовании и развитии ГТС Украины.

Учитывая, что Россия активно продвигает проекты газопроводов в обход украинской территории, всячески поощряя участие в них европейских компаний, Украина также должна сделать своим партнерам в ЕС «привлекательное предложение», считает глава «Нафтогаза». По его словам, инвесторов могут заинтересовать транзитные активы, так как они генерируют прибыль, в то время как хранение газа не является высокорентабельным. Более того, Коболев назвал украинские подземные хранилища газа «токсичным активом», обремененным судебными спорами, в частности с олигархом Игорем Коломойским. По мнению главы НАК, транзитный бизнес и хранение газа в ПХГ должны быть разделены.

Президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар отмечает, что роль газохранилищ с появлением разветвленной сети газопроводов в странах Европейского Союза действительно несколько снизилась. Однако эксперт считает, что на сегодня нецелесообразно отделять трубы от газохранилищ.

«Так можно делать, но не на этом этапе. Пока нужно сохранять технологическую целостность системы. Избыточные мощности, которые есть по хранилищам газа, можно было бы выделить для кооперации с потенциальными европейскими партнерами», - отметил он в комментарии «Апострофу».

Директор специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев считает, что украинская ГТС в целом не особо интересна европейским компаниям.

«Реальной заинтересованности в инвестировании в ГТС Украины в целом никто кроме «Газпрома» не проявлял. Есть заинтересованность в управлении отдельными частями ГТС, причем не столько газотранспортной системой, сколько газовыми хранилищами, которые могут быть буферными емкостями. Такую заинтересованность проявляли польские компании. Но все это невозможно до тех пор, пока не будет реорганизована группа компаний «Нафтогаза», - сказал эксперт изданию.

Он напомнил, что существует проект строительства газопровода между Украиной и Польшей и в целом «газового моста», в котором «Украина может участвовать путем предоставления мощностей четырех западноукраинских хранилищ газа».

Быть ли хабу

Как известно, Украина претендует на то, чтобы стать европейским газовым хабом - крупным газотранспортным узлом. В июне текущего года был сделан первый шаг к созданию такого хаба – на базе украинских ПХГ появился таможенный склад, где трейдеры могут хранить газ без проведения процедуры растаможивания. Кроме того, озвучены планы по созданию совместного украинско-польского газового хаба.

«Хаб – это площадка, при этом ликвидная, а ликвидность площадки обеспечивается достаточно большим объемом хранения. Условно говоря, это должен быть какой-то терминал или система хранилищ, куда поступает и откуда уходит достаточно большое количество газа, чтобы кто-то захотел торговать этим ресурсом именно здесь, а не где-то еще», - сказал Геннадий Рябцев. По его словам, на этом направлении уже есть определенные подвижки, связанные с появлением таможенного склада.

«Украина может и должна стать европейским газовым хабом, но для этого нужна реформа на рынке газа, Украина должна присоединиться к Европейской сети операторов газотранспортных систем ENTSOG (на сегодня оператор украинской ГТС, компания «Укртрансгаз», имеет статус наблюдателя в этой организации, – «Апостроф»)», - заявил изданию директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.

Вместе с тем необходимо понимать, что Украина – не единственная страна, которая вынашивает планы по созданию на своей территории газового хаба. По словам Михаила Гончара, подобные планы есть, в частности, у Словакии и Польши. «В принципе, можно создать определенный эффект сотрудничества, но пока сложно сказать, получится ли из этого что-либо», - отметил он, добавив, что это возможно в отдаленной перспективе в случае проведения реформ, причем не только в газовой сфере, но и в других отраслях экономики.

Европейский интерес

Эксперты единодушны в том, что европейцы заинтересованы в сохранении транзита газа через территорию Украины.

«Все, кто покупает российский газ на Юге Европы, заинтересованы в сохранении транзита через Украину после 2019 года. Вполне возможно, что управлением этой веткой, по которой российский газ направляется в Центральную и Южную Европу, будет заинтересована итальянская или какая-либо другая компания», - сказал Геннадий Рябцев, отметив, что среди них может быть и упомянутая компания Snam.

Михаил Гончар считает, что к выбору партнеров по управлению ГТС Украины следует подходить крайне осторожно. «Две компании, которые наиболее заинтересованы (во вхождении в ГТС Украины, - «Апостроф») и с которыми ведутся консультации, уже звучали. Это словацкая компания Eustream и итальянский оператор Snam. Что касается двух остальных (которые упоминал, но не назвал Коболев), то это компании, которые, скорее, могут войти в нашу ГТС, чтобы потом свою долю перепродать «Газпрому». В частности, если речь идет о голландской GasTerra, хотя Коболев не назвал эту компанию, но из других источников известно, что такой интерес со стороны GasTerra есть, а потому к такому интересу стоит подходить очень внимательно», - сказал эксперт. При этом, по его словам, интерес той или иной компании не означает, что она готова «войти в определенную форму кооперации для того, чтобы развивать это направление». «Можно в него войти, чтобы его угробить», - добавил Михаил Гончар.

Украина вне конкуренции

Главный вопрос на сегодня – что будет с украинской газотранспортной системой в будущем, насколько она будет востребованной.

«Сейчас задача – сохранить транзит через Украину хотя бы в том объеме, который есть сегодня (по итогам 2016 года транзит превысил 82 млрд куб. м, ожидается, что в текущем году он будет не меньше, – «Апостроф»)», - заявил Михаил Гончар.

Однако есть серьезные опасения, что после 2019 года транзитные объемы сократятся. Геннадий Рябцев напомнил, что ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер называл цифру в 15-20 млрд куб. м в год. «На мой взгляд, это заниженная оценка, в основном политически мотивированная. Я не думаю, что кто-то из европейцев будет отказываться от украинского маршрута исключительно в угоду «Газпрому», - сказал эксперт. По его словам, для рентабельного использования украинской ГТС необходим транзит минимум 50 млрд куб. м в год.

Удастся ли сохранить такие объемы? Вполне возможно, что да.

«Российский «Газпром» заморочил своим европейским партнерам голову, что украинская газотранспортная система ненадежна и что необходимо строить обходные газопроводы. И европейские партнеры, к сожалению, клюнули на это. Но сейчас они немного трезвеют и начинают понимать, что никакой «Северный поток» украинскую газотранспортную систему не способен заменить», - заявил Владимир Омельченко.

По его словам, «Северный поток», который должен пройти в обход Украины, периодически останавливается на ремонт, к тому же он неспособен обеспечивать подачу в пиковые периоды, особенно зимой, в связи с чем «Газпром» увеличивает в такие периоды транзит именно через украинскую территорию.

«Европейцы хотят застраховаться и иметь влияние на украинскую газотранспортную систему. Они боятся этих рисков, и, наконец, до них дошло, что ни «Северный поток», ни «Северный поток-2» не способны конкурировать с украинской ГТС», - резюмировал эксперт.