Всё прогрессивное человечество, как нам говорят, абсолютно естественным образом приняло геев, их субкультуру, их право заключать браки, усыновлять детей и пропагандировать свою сексуальную ориентацию в школах и детских садах. Нам говорят, что всё это — естественный ход вещей.

Нам лгут.

Ложь о естественном ходе вещей опроверг американский социолог Джозеф Овертон, описавший технологию изменение отношения общества к некогда принципиальным для этого общества вопросам.

Прочитайте это описание и станет понятно, как легализуют гомосексуализм и однополые браки. Станет совершенно очевидно, что работа по легализации педофилии и инцеста будет завершена в Европе уже в ближайшие годы. Как и детская эвтаназия, кстати.

Что ещё можно вытащить оттуда в наш мир, используя технологию, описанную Овертоном?

Она работает безотказно.

***

Джозеф П. Овертон (1960-2003), старший вице-президент центра общественой политики Mackinac Center. Погиб в авиакатастрофе. Сформулировал модель изменения представления проблемы в общественном мнении, посмертно названную Окном Овертона.

***

Джозеф Овертон описал, как совершенно чуждые обществу идеи были подняты из помойного бака общественного презрения, отмыты и, в конце концов, законодательно закреплены.

Согласно Окну возможностей Овертона, для каждой идеи или проблемы в обществе существует т.н. окно возможностей. В пределах этого окна идею могут или не могут широко обсуждать, открыто поддерживать, пропагандировать, пытаться закрепить законодательно. Окно двигают, меняя тем самым веер возможностей, от стадии «немыслимое», то есть совершенно чуждое общественной морали, полностью отвергаемое до стадии «актуальная политика», то есть уже широко обсуждённое, принятое массовым сознанием и закреплённое в законах.

Это не промывание мозгов как таковое, а технологии более тонкие. Эффективными их делает последовательное, системное применение и незаметность для общества-жертвы самого факта воздействия.

Ниже я на примере разберу, как шаг за шагом общество начинает сперва обсуждать нечто неприемлемое, затем считать это уместным, а в конце концов смиряется с новым законом, закрепляющим и защищающим некогда немыслимое.

Возьмём для примера что-то совершенно невообразимое. Допустим, каннибализм, то есть идею легализовать право граждан на поедание друг друга. Достаточно жёсткий пример?

Но всем очевидно, что прямо сейчас (2014г.) нет возможности развернуть пропаганду каннибализма — общество встанет на дыбы. Такая ситуация означает, что проблема легализации каннибализма находится в нулевой стадии окна возможностей. Эта стадия, согласно теории Овертона, называется «Немыслимое». Смоделируем теперь, как это немысливое будет реализовано, пройдя все стадии окна возможностей.

Технология

Ещё раз повторю, Овертон описал ТЕХНОЛОГИЮ, которая позволяет легализовать абсолютно любую идею.

Обратите внимание! Он не концепцию предложил, не мысли свои сформулировал некоторым образом — он описал работающую технологию. То есть такую последовательность действий, исполнение которой неизменно приводит к желаемому результату. В качестве оружия для уничтожения человеческих сообществ такая технология может быть эффективнее термоядерного заряда.

Как это смело!

Тема каннибализма пока ещё отвратительна и совершенно не приемлема в обществе. Рассуждать на эту тему нежелательно ни в прессе, ни, тем более, в приличной компании. Пока это немыслимое, абсурдное, запретное явление. Соответственно, первое движение Окна Овертона — перевести тему каннибализма из области немыслимого в область радикального.

У нас ведь есть свобода слова.

Ну, так почему бы не поговорить о каннибализме?

Учёным вообще положено говорить обо всём подряд — для учёных нет запретных тем, им положено всё изучать. А раз такое дело, соберём этнологический симпозиум по теме «Экзотические обряды племён Полинезии». Обсудим на нём историю предмета, введём её в научный оборот и получим факт авторитетного высказывания о каннибализме.

Видите, о людоедстве, оказывается, можно предметно поговорить и как бы остаться в пределах научной респектабельности.

Окно Овертона уже двинулось. То есть уже обозначен пересмотр позиций. Тем самым обеспечен переход от непримиримо отрицательного отношения общества к отношению более позитивному.

Одновременно с околонаучной дискуссией непременно должно появиться какое-нибудь «Общество радикальных каннибалов». И пусть оно будет представлено лишь в интернете — радикальных каннибалов непременно заметят и процитируют во всех нужных СМИ.

Во-первых, это ещё один факт высказывания. А во-вторых, эпатирующие отморозки такого специального генезиса нужны для создания образа радикального пугала. Это будут «плохие каннибалы» в противовес другому пугалу — «фашистам, призывающим сжигать на кострах не таких, как они». Но о пугалах чуть ниже. Для начала достаточно публиковать рассказы о том, что думают про поедание человечины британские учёные и какие-нибудь радикальные отморозки иной природы.

Результат первого движения Окна Овертона: неприемлемая тема введена в оборот, табу десакрализовано, произошло разрушение однозначности проблемы — созданы «градации серого».

Почему бы и нет?

Следующим шагом Окно движется дальше и переводит тему каннибализма из радикальной области в область возможного.

На этой стадии продолжаем цитировать «учёных». Ведь нельзя же отворачиваться от знания? Про каннибализм. Любой, кто откажется это обсуждать, должен быть заклеймён как ханжа и лицемер.

Осуждая ханжество, обязательно нужно придумать каннибализму элегантное название. Чтобы не смели всякие фашисты навешивать на инакомыслящих ярлыки со словом на букву «Ка».

Внимание! Создание эвфемизма — это очень важный момент. Для легализации немыслимой идеи необходимо подменить её подлинное название.

Нет больше каннибализма.

Теперь это называется, например, антропофагия. Но и этот термин совсем скоро заменят ещё раз, признав и это определение оскорбительным.

Цель выдумывания новых названий — увести суть проблемы от её обозначения, оторвать форму слова от его содержания, лишить своих идеологических противников языка. Каннибализм превращается в антропофагию, а затем в антропофилию, подобно тому, как преступник меняет фамилии и паспорта.

Параллельно с игрой в имена происходит создание опорного прецедента — исторического, мифологического, актуального или просто выдуманного, но главное — легитимированного. Он будет найден или придуман как «доказательство» того, что антропофилия может быть в принципе узаконена.

«Помните легенду о самоотверженной матери, напоившей своей кровью умирающих от жажды детей?»

«А истории античных богов, поедавших вообще всех подряд — у римлян это было в порядке вещей!»

«Ну, а у более близких нам христиан, тем более, с антропофилией всё в полном порядке! Они до сих пор ритуально пьют кровь и едят плоть своего бога. Вы же не обвиняете в чём-то христианскую церковь? Да кто вы такие, чёрт вас побери?»

Главная задача вакханалии этого этапа — хотя бы частично вывести поедание людей из-под уголовного преследования. Хоть раз, хоть в какой-то исторический момент.

Так и надо

После того как предоставлен легитимирующий прецендент, появляется возможность двигать Окно Овертона с территории возможного в область рационального.

Это третий этап. На нём завершается дробление единой проблемы.

«Желание есть людей генетически заложено, это в природе человека»

«Иногда съесть человека необходимо, существуют непреодолимые обстоятельства»

«Есть люди, желающие чтобы их съели»

«Антропофилов спровоцировали!»

«Запретный плод всегда сладок»

«Свободный человек имеет право решать, что ему есть»

«Не скрывайте информацию и пусть каждый поймёт, кто он — антропофил или антропофоб»

«А есть ли в антропофилии вред? Неизбежность его не доказана».

В общественном сознании искусственно создаётся «поле боя» за проблему. На крайних флангах размещают пугала — специальным образом появившихся радикальных сторонников и радикальных противников людоедства.

Реальных противников — то есть нормальных людей, не желающих оставаться безразличными к проблеме растабиурования людоедства — стараются упаковать вместе с пугалами и записать в радикальные ненавистники. Роль этих пугал — активно создавать образ сумасшедших психопатов — агрессивные, фашиствующие ненавистники антропофилии, призывающие жечь заживо людоедов, жидов, коммунистов и негров. Присутствие в СМИ обеспечивают всем перечисленным, кроме реальных противников легализации.

При таком раскладе сами т.н. антропофилы остаются как бы посередине между пугалами, на «территории разума», откуда со всем пафосом «здравомыслия и человечности» осуждают «фашистов всех мастей».

«Учёные» и журналисты на этом этапе доказывают, что человечество на протяжении всей своей истории время от времени поедало друг друга, и это нормально. Теперь тему антропофилии можно переводить из области рационального, в категорию популярного. Окно Овертона движется дальше.

В хорошем смысле

Для популяризации темы каннибализма необходимо поддержать её поп-контентом, сопрягая с историческими и мифологическими личностями, а по возможности и с современными медиаперсонами.

Антропофилия массово проникает в новости и токшоу. Людей едят в кино широкого проката, в текстах песен и видеоклипах.

Один из приёмов популяризации называется «Оглянитесь по сторонам!»

«Разве вы не знали, что один известный композитор — того?.. антропофил.»

«А один всем известный польский сценарист — всю жизнь был антропофилом, его даже преследовали.»

«А сколько их по психушкам сидело! Сколько миллионов выслали, лишили гражданства!.. Кстати, как вам новый клип Леди Гаги «Eat me, baby»?

На этом этапе разрабатываемую тему выводят в ТОП и она начинает автономно самовоспроизводиться в массмедиа, шоубизнесе и политике.

Другой эффективный приём: суть проблемы активно забалтывают на уровне операторов информации (журналистов, ведущих телепередач, общественников и тд), отсекая от дискуссии специалистов.

Затем, в момент, когда уже всем стало скучно и обсуждение проблемы зашло в тупик, приходит специальным образом подобранный профессионал и говорит: «Господа, на самом деле всё совсем не так. И дело не в том, а вот в этом. И делать надо то-то и то-то» — и даёт тем временем весьма определённое направление, тенденциозность которого задана движением «Окна».

Для оправдания сторонников легализации используют очеловечивание преступников через создание им положительного образа через не сопряжённые с преступлением характеристики.

«Это же творческие люди. Ну, съел жену и что?»

«Они искренне любят своих жертв. Ест, значит любит!»

«У антропофилов повышенный IQ и в остальном они придерживаются строгой морали»

«Антропофилы сами жертвы, их жизнь заставила»

«Их так воспитали» и т.д.

Такого рода выкрутасы — соль популярных ток-шоу.

«Мы расскажем вам трагическую историю любви! Он хотел её съесть! А она лишь хотела быть съеденной! Кто мы, чтобы судить их? Быть может, это — любовь? Кто вы такие, чтобы вставать у любви на пути?!»

Мы здесь власть

К пятому этапу движения Окна Овертона переходят, когда тема разогрета до возможности перевести её из категории популярного в сферу актуальной политики.

Начинается подготовка законодательной базы. Лоббистские группировки во власти консолидируются и выходят из тени. Публикуются социологические опросы, якобы подтверждающие высокий процент сторонников легализации каннибализма. Политики начинают катать пробные шары публичных высказываний на тему законодательного закрепления этой темы. В общественное сознание вводят новую догму — «запрещение поедания людей запрещено».

Это фирменное блюдо либерализма — толерантность как запрет на табу, запрет на исправление и предупреждение губительных для общества отклонений.

Во время последнего этапа движения Окна из категории «популярное» в «актуальную политику» общество уже сломлено. Самая живая его часть ещё как-то будет сопротивляться законодательному закреплению не так давно ещё немыслимых вещей. Но в целом уже общество сломлено. Оно уже согласилось со своим поражением.

Приняты законы, изменены (разрушены) нормы человеческого существования, далее отголосками эта тема неизбежна докатится до школ и детских садов, а значит следующее поколение вырастет вообще без шанса на выживание. Так было с легализацией педерастии (теперь они требуют называть себя геями). Сейчас на наших глазах Европа легализует инцест и детскую эвтаназию.

Как сломать технологию

Описанное Овертоном Окно возможностей легче всего движется в толерантном обществе. В том обществе, у которого нет идеалов, и, как следствие, нет чёткого разделения добра и зла.

Вы хотите поговорить о том, что ваша мать — шлюха? Хотите напечатать об этом доклад в журнале? Спеть песню. Доказать в конце концов, что быть шлюхой — это нормально и даже необходимо? Это и есть описанная выше технология. Она опирается на вседозволенность.

Нет табу.

Нет ничего святого.

Нет сакральных понятий, само обсуждение которых запрещено, а их грязное обмусоливание — пресекается немедленно. Всего этого нет. А что есть?

Есть так называемая свобода слова, превращённая в свободу расчеловечивания. На наших глазах, одну за другой, снимают рамки, ограждавшие обществу бездны самоуничтожения. Теперь дорога туда открыта.

Ты думаешь, что в одиночку не сможешь ничего изменить?

Ты совершенно прав, в одиночку человек не может ни черта.

Но лично ты обязан оставаться человеком. А человек способен найти решение любой проблемы. И что не сумеет один — сделают люди, объединённые общей идеей. Оглянись по сторонам.

Для продуктивности дальнейшего разговора необходимо сначала разобраться, что же именно скрывается за понятием персональных данных. Несмотря на то что это, казалось бы, интуитивно понятно, не всегда под этим компания, обрабатывающая персональные данные и хранящая их, и собственно субъект, к которому они относятся, понимают под этим одно и то же.

Сегодня в большинстве стран (и Украина здесь не исключение) под персональными данными имеют в виду любую информацию, способную "деанонимизировать" человека. Традиционно к таким данным относят фамилию, имя, отчество; дату, год, месяц, место рождения; адрес регистрации или прописки, номер паспорта и карточки социального страхования и т.д. Сюда же можно сразу добавить сведения о социальном, семейном, имущественном положении, образовании, профессии, доходах.

В последнее время стало появляться много других персональных данных: номера кредитных и дебетовых банковских карт, PIN-коды, логины и пароли от различных сервисов (например, личной почты), данные GPS-приемника со смартфона, позволяющие отследить перемещения пользователя и т.д. и т.п.

Нужно сказать, что данных, которые можно отнести к персональным, становится все больше буквально с каждым днем. К примеру, еще совсем недавно те же GPS-данные со смартфонов не были актуальны, так как не было подобных приемников в мобильных устройствах. Сегодня же буквально каждый смартфон и планшет имеют подобную функцию.

Впрочем, нужно сказать, что законодательство в подобных вопросах достаточно консервативно, и учитывает только "традиционные" персональные данные: имя, фамилию, номер паспорта и т.д. Впрочем, для того, кто хочет действительно чувствовать себя защищенным, стоит заботиться о безопасности всего перечисленного выше "расширенного" набора персональных данных.

Чем опасны утечки

"Ну хорошо, скажете вы, допустим, кто-то узнает мои персональные данные: имя, фамилию, номер телефона… Они и так написаны у меня на визитке и на страничке в социальной сети, что плохого из-за этого может случиться?"

На самом деле, на первый взгляд все так и есть. Однако на практике оказывается, что любая утечка персональных данных способна доставить как минимум определенный дискомфорт, а в ряде случаев — и серьезные финансовые неприятности для своей жертвы. Конечно, все зависит от того, какие именно данные утекли, но не только от этого — к счастью, узнав об утечке информации, вы тоже можете кое-что предпринять, но об этом после.

Дискомфорт в результате утечки обычно выражается в использовании ваших персональных данных разнообразными маркетологами, агентами по продажам и прочими людьми, которые будут слать СМСки на ваш мобильный в самое неподходящее время, звонить лично с предложениями что-либо купить и причинять прочее подобное беспокойство. Но это — меньшее из всех возможных зол.

Представьте, что утекших данных окажется достаточно, чтобы, скажем, оформить на ваше имя кредит. Вы будете удивлены и не очень обрадованы, когда за этим кредитом придут работники банка или, скорее, судебные исполнители. И даже если вам удастся доказать, что брали деньги не вы, массовые потери нервных клеток, которые, как известно, не восстанавливаются, вам все равно обеспечены.

Так что не стоит легкомысленно относиться к утечкам персональной информации и думать, что они вас никогда не коснутся. По данным, собранным в ходе исследования компании SearchInform — ведущего производителя средств от утечек данных в СНГ — более 32% украинских утечек связано с персональными данными. Поэтому вероятность пострадать в ходе одной из них, к сожалению, очень и очень высока.

Как защититься?

На первый взгляд кажется, что сам субъект персональных данных — то есть и мы с вами — совершенно беспомощны перед утечками, поскольку виноваты в них всегда организации, хранящие и обрабатывающие пользовательские данные.

В общем-то, отчасти это действительно так, поскольку все мы должны предоставлять свои данные различным государственным органам, которые тоже время от времени допускают утечки информации. Проконтролировать, как именно эти органы хранят и обрабатывают персональные данные, к сожалению, довольно сложно, если вообще возможно.

Но, к счастью, в остальных случаях мы вольны выбирать обработчиков наших персональных данных — авиакомпании, банки, страховые компании, медицинские центры… Именно они, а не государственные учреждения — "генераторы" большей части утечек персональных данных, поэтому об этой опасности нужно помнить, выбирая компанию из множества различных предложений.

На что стоит обратить внимание? Во-первых, стоит проверить, допускала ли выбранная вами компания утечки информации в прошлом. Для этого будет вполне достаточно поиска в интернете с помощью "Гугла" или "Яндекса". Правда, результативность такого поиска обычно невысока, потому что часто об утечке можно узнать, лишь пострадав от нее — сами компании подобные инциденты предпочитают по понятным причинам не афишировать.

Гораздо более информативной будет просьба к сотрудникам компании рассказать, как обеспечивается безопасность персональных данных (если они не поймут, зачем это вам — просто познакомьте их с этой статьей). Если вы узнаете, что в компании имеется отдел информационной безопасности, который занимается этой проблемой, то ваши данные в надежных руках: на сегодняшний день сам факт наличия какой-либо защиты от утечек снижает их риск в 4-5 раз. Если же вам скажут, что эта информация полностью закрыта для клиентов, или прямым текстом скажут, что никакой защиты нигде нет, лучше поискать другую компанию (банк, медицинский центр и так далее), пусть даже с несколько менее привлекательными тарифами на услуги.

Если речь идет об интернет-компании, необходимо проверить, чтобы все ваши данные передавались по защищенному протоколу (к примеру, если речь идет о передаче их через браузер, то это HTTPS). Впрочем, в интернете большинство компаний уже достаточно давно заботятся о данных пользователей всерьез.

Что делать, если утечка уже случилась?

Даже если вы уже стали жертвой утечки, не стоит паниковать. Если речь идет об интернете, в первую очередь смените логины и пароли на важных для вас ресурсах (особенно если вы используете один и тот же пароль на многих ресурсах).

В случае более серьезных утечек может потребоваться поменять что-нибудь более существенное — к примеру, паспорт, если его данные были, как говорят специалисты, скомпрометированы во время утечки.

Ну и не нужно стесняться требовать от компании, допустившей утечку, компенсации, иногда даже в судебном порядке. Конечно, хорошо, если она предложит ее добровольно, но по статистике, так поступает менее 15% всех компаний.

Многие из нас часто совершают покупки в супермаркетах – удобно, довольно быстро. При входе в торговый зал, как правило, покупателей встречает охранник и настоятельно, скажем так, рекомендует оставить наши другие покупки в камере хранения. В противном случае просто не пускает в торговый зал. А камеры хранения – довольно хлипкие, замочки в них – шпилькой откроешь. Как поступить? Действительно ли супермаркет не отвечает за сохранность оставленных в камере хранения вещей?

Предыстория

Пытаюсь войти в супермаркет на ул. Академика Павлова с дорогим фотоаппаратом, который не прячу — очень уж велик объектив. Останавливает охранник и очень любезно рекомендует оставить фотоаппарат в хлипкой ячейке камеры хранения. Не соглашаюсь. Тем более что эти камеры вынесены ближе ко входу и рядом никакой охраны. Администратор, пришедшая на помощь охраннику, вторит то же самое: с фотоаппаратом нельзя. Непонятно почему. Тем более что в мобильных телефонах есть камеры – если что-то надо зафиксировать, можно это сделать незаметно. Несолоно хлебавши иду в другой торговый центр.

Через некоторое время попадаю в магазин «Маркет+», что на пр. Постышева. У входа – камеры хранения с прозрачными дверцами, их фактически подпирает охранник, сверху – две камеры наблюдения. Вроде как опасаться нечего – все помещенные в ячейки вещи под бдительной охраной. В ячейку №11 кладу палку дорогой колбасы. Через десять минут, оплатив покупки, выхожу и вижу: ячейка вскрыта, в замке торчит ключ №17. Охранник в штыки: а вы докажите, что у вас там было. Через несколько минут перепалки соглашается: пойду посмотрю запись с камер наблюдения. Возвращается: «Да, вашу колбасу взял молодой человек».

— Ну и что будем делать? — интересуюсь.

— Ждать администратора, — говорит.

Грудастая администратор явилась еще минут через пятнадцать и сразу пошла в атаку.

— Вы видите, что у нас написано: за вещи, оставленные в камере хранения, мы ответственности не несем! Все! Разговор окончен!

Колбасу, конечно, было жалко. Но еще более было обидно, что передо мной даже не извинились! Жалобу в соответствующей книге я написала под улюлюкивание того же администратора: пишите, мол, пишите, ха-ха-ха. На оставленный номер телефона никто так и не перезвонил. Видать, жалобы собственников магазина не волнуют.

Эти две истории толкнули к тому, чтобы разобраться самой и рассказать читателям о наших с вами правах и обязанностях сотрудников супермаркетов.

В торговый зал — с чемоданом!

Камеры хранения в супермаркетах существуют исключительно для удобства покупателей. Владельцы таких магазинов на замках экономят, в результате вскрыть ячейку — да еще если через прозрачные дверцы заманчиво проглядывается какой-то интересный для вора товар (будем считать, что мою колбасу украл голодный человек) — раз плюнуть. Несовершенны также камеры хранения, которые обслуживает «гардеробщица». Ведь существует «человеческий фактор». Человек, который там работает, может быть недобросовестным, а может ошибиться и перепутать вещи покупателей. Так что если в вашей сумке находятся ценные вещи, а вы сомневаетесь в надежности «супермаркетовских» камер хранения или просто не желаете оставлять в них свои вещи, можете этого не делать. Имеете на это законное право.

— В Законе Украины «О защите прав потребителей» как и в «Порядке ведения торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения», утвержденными постановлением КМУ №833 от 15.06.2006 г., не предусмотрена обязанность покупателей сдавать свои вещи в камеры хранения супермаркетов для реализации права на совершение покупок. А это значит, что вы можете проходить в торговый зал и совершать покупки с любой поклажей, хоть с дорожным чемоданом или мешком, — комментирует ситуацию юрист Людмила Воронина.

Более того, ни один нормативный акт действующего законодательства Украины не содержит подобной обязанности покупателя. Поэтому заставить вас положить личные вещи в ячейку камеры хранения магазина никто не может. Если вас все же не пускают в супермаркет с сумкой, следуя неким внутренним предписаниям безопасности, тогда администрация супермаркета несет полную ответственность за сохранность ваших вещей, несмотря на наличие надписи «Администрация супермаркета ответственности за сохранность вещей не несет».

— Сдав сумку или пакет в камеру хранения, покупатель заключает с магазином договор о бесплатном предоставлении услуг на сохранение своих вещей, — поясняет Людмила Воронина. — Об этом говорится в статье 937 Гражданского кодекса Украины. Доказательством, подтверждающим заключение этого договора, может служить ключ или жетон от камеры хранения. Кроме того, в статье 942 Гражданского кодекса Украины сказано, что хранитель обязан предпринять все меры, установленные договором, законом, другими актами гражданского законодательства, для обеспечения сохранности вещи. И даже если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о вещи как о своей собственной. Статьями 950-951 ГКУ предусмотрена ответственность хранителя (в данном случае магазина) в случае потери или повреждения вещи.

О том, что администрация несет ответственность за сохранность вещей в супермаркете, говорит и юрисконсульт Главного управления по вопросам защиты прав потребителей Роман Вербовый: «То, что администрация вешает таблички с надписями, что не несет ответственности, — это не совсем правильно. Поскольку ответственность за хранение имущества все же существует. Об этом сказано в Гражданском кодексе, статья 950 часть 1».

Если вещи пропали

Но если вы все же оставили свои вещи, как того требует охранник, и они пропали, требуйте возмещения убытков у администрации супермаркета.

— Если ваши вещи пропали из камер хранения супермаркета, вызывайте администрацию магазина. В случае отказа возмещать ущерб нужно обратиться в милицию, сотрудники правоохранительных органов фиксируют, что произошла кража, составляют протокол, и вы на основании этих документов можете обращаться в суд с требованием возместить вам ущерб, — говорит адвокат Сергей Лашин.

Добавим также, что после серии взрывов в супермаркетах (взрывные устройства были заложены именно в камерах хранения) премьер-министр Украины Николай Азаров распорядился установить во всех супермаркетах видеонаблюдение за камерами хранения. Эта норма прописана в постановлении правительства №706 от 29 июня 2011. Таким образом, если вы не обнаружили видеокамеры в указанном месте, вы стали свидетелем игнорирования правительственного постановления.

За утрату (недостачу) или повреждение вещи, принятой на хранение, хранитель отвечает на общих основаниях. Профессиональный хранитель («гардеробщик») отвечает за утрату (недостачу) или повреждение вещи, если не докажет, что это произошло «вследствие непреодолимой силы» (например, обрушился потолок торгового центра – бывало и такое, хотя, слава богу, не в Харькове), или в связи с такими особенностями вещи, о которых хранитель, принимая ее на хранение, не знал и не мог знать. Если вещь украдена, магазин должен полностью возместить ее стоимость, если вещь повреждена — в размере суммы, на которую снизилась ее стоимость.

Если вследствие повреждения вещи ее качество изменилось настолько, что она не может быть использована по первоначальному назначению, покупатель, оставивший вещь на хранение, имеет право отказаться от этой вещи и потребовать от хранителя возмещения ее стоимости.

Еще один важный момент: при выходе из торгового зала охранник может попросить показать сумку. Причем именно попросить – сам он производить досмотр не имеет права. Данными полномочиями наделен только сотрудник милиции, и применить их он может лишь в том случае, если покупатель подозревается в краже товара. И тут все зависит от настроения покупателя и от того, есть ли у него время, сила воли и внутреннее убеждение в своей правоте. Правда, следует понимать, что, заявив об этом, покупатель должен будет ждать прихода милиции, его сопроводят на глазах любопытной публики в «отдельную комнату», где в присутствии понятых и будет произведен досмотр личных вещей.

Как вы понимаете, такой вариант развития событий можно предложить лишь тем, кто хочет попрактиковаться в применении норм действующего законодательства. А таких единицы. Поэтому основной части населения придется либо оставить вещи в ячейке, либо показывать содержимое чемодана охраннику.

Хорошо получить в наследство какое-нибудь ценное имущество: квартиру, машину, земельный участок или пакет акций. Но что делать, если окажется, что у наследодателя остались еще и долги: в виде кредита на покупку той же машины, квартиры или займа знакомому, а, может, он успел залить соседа и до сих пор не возместил ему ущерб?

Что входит в состав наследства

Согласно статье 1218 Гражданского Кодекса Украины в состав наследства входят все права и обязанности, принадлежавшие наследодателю на момент открытия наследства и не прекратившиеся вследствие его смерти.

В то же время, не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя.

Так, по наследству переходят:

- обязанности, вытекающие из гражданско-правовых договоров (кроме тех, которые неразрывно связаны с личностью наследодателя);

- обязанности по возмещению материального вреда (убытков);

- обязанности по возмещению морального вреда (присужденного судом при жизни наследодателя);

- обязанности по выплате неустойки в виде штрафа или пени (присужденной судом при жизни наследодателя);

- затраты на содержание уход, лечение, захоронение наследодателя (но не более, чем за 3 года);

- обязанности по договору аренды жилья с выкупом.

Не переходят по наследству:

- обязанности, вытекающие из гражданско-правовых договоров, неразрывно связанных с личностью самого наследодателя (т.е. выполнить такое обязательство мог только сам наследодатель лично);

- другие обязательства, связанные с личностью наследодателя (например, по выплате алиментов).

Кто должен платить по обязательствам

Эта обязанность возлагается на наследника, принявшего наследство. При этом не важно наследует он по закону или по завещанию.

Напомним, что согласно ст. 1268 ГКУ наследник имеет право принять наследство или отказаться от него. Отсутствие у нотариуса заявления о принятии наследства в течение установленного для принятия наследства срока также приравнивается к отказу. Поэтому перед тем, как совершать какие-либо действия, связанные с принятием и оформлением наследства, не лишним будет узнать о том, что именно входит в наследственную массу. Не остался ли после наследодателя невыплаченный кредит, не были ли присуждены с него какие-либо выплаты решением суда и т.д.

Если об обязательствах наследодателя стало известно уже после того, как заявление о принятии наследства написано, тоже не страшно. В течение срока, установленного для принятия наследства, наследник может отозвать свое заявление.

При этом важно помнить, чтопринятие наследства с условием или с оговоркой не допускается, поэтому наследник, принявший наследство, не может отказаться от выполнения обязанностей, перешедших к нему от наследодателя.

Наследник, который постоянно проживал вместе с наследодателем на время открытия наследства считается принявшим наследство, если в течение установленного срока он не заявил об отказе от него. Поэтому, если такой наследник не желает вступать в наследство, он должен пойти к нотариусу и написать соответствующее заявление.

Малолетнее, несовершеннолетнее, недееспособное лицо, а также лицо, гражданская дееспособность которого ограничена, считаются принявшими наследство без совершения каких-либо действий. Отказаться от такого наследства могут родители, усыновители или опекун с разрешения органов опеки и попечительства.

Срок для принятия наследства (или отказа от него) устанавливаетсяв шесть месяцев. И начинает он течь с момента открытия наследства.

Если возникновения у лица права на наследование зависит от непринятие наследства или отказа от его принятия другими наследниками, срок для принятия им наследства устанавливается в три месяца с момента неприятия другими наследниками наследства или отказа от его принятия. Если оставшийся срок, меньший чем три месяца, он продлевается до трех месяцев.

Что же произойдет, если наследников, желающих взять на себя обязательства наследодателя не окажется?

В случае отсутствия наследников, устранения их от права на наследование, непринятия ими наследства, а также отказа от его принятия орган местного самоуправления по месту открытия наследства обязан подать в суд заявление о признании наследства выморочным (ст.1277 ГКУ). Заявление о признании наследства выморочным подается после истечения одного года со времени открытия наследства.

Наследство, признанное судом выморочным, переходит в собственность территориальной общины по месту открытия наследства. Территориальная община, которая стала владельцем выморочного наследства берет на себя обязательства по удовлетворению требований кредиторов наследодателя.

Как платить по обязательствам

Если наследникам известно о долгах наследодателя, они сами обязаны известить кредитора об открытии наследства.

Кредитор же в течение шести месяцев от дня, когда он узнал или мог узнать об открытии наследия, должен предъявить свои требования к наследникам, которые приняли наследство, независимо от наступления срока требования.

Если же кредитор наследодателя не знал и не мог знать об открытии наследства, он имеет право предъявить свои требования к наследникам, принявшим наследство, в течение одного года от наступления срока требования.

Кредитор наследодателя, который не предъявил требования к наследникамв указанные сроки лишается права требования.

Наследники обязаны удовлетворить требования кредитора полностью, но в пределах стоимости имущества, полученного по наследству. Каждый из наследников обязан удовлетворить требования кредитора лично, в размере, который соответствует его доле в наследстве.

Требования кредитора наследники обязаны удовлетворить путем единовременного платежа, если по договоренности между наследниками и кредиторомне установлено иное.

В случае отказа от единовременного платежа суд по иску кредитора налагает взыскания на имущество, которое было передано наследникам в натуре.

Вся пищевая индустрия работает над тем, чтобы не дать нам возможность контролировать то, что мы едим. Чтобы наивные фиалки жрали и получали от этого глубокое моральное удовлетворение. A их боссы, может, по пьяне накупили по дешевке какого-нибудь г... на прошлой неделе и теперь их задача - скормить это потребителю, обойдя походу мерссское требование указывать на продуктах ингредиенты, из которых они были изготовлены. Начнем с первого "секретного ингредиента".

Газеты - офигенная вещь. А еще офигеннее - их отсутствие, когда все можно читать на компьютере, на планшете, на телефоне или вообще на продвинутой кофеварке. Ни для кого не секрет, что интернет обвалил всю газетную индустрию. Прихватив сопутствующую - производство бумаги. В которую были вложены огромные деньги и в которой задействована куча людей.

- Но какое это имеет отношение к жратве?

- Сейчас расскажу.

Куда девается вся целлюлоза, производимая в немеряных количествах? Объясняю - ее скармливают нам. Бубликом не подавились еще?

Бублики из целлюлозы? Беру два!

Это делают все. Сироп для оладьев от Aunt Jemima? Целлюлоза. Пирожные Pillsbury? Целлюлоза. Бублики от Kraft's? Целлюлоза. Завтраки от Sara Lee? Целлюлоза. Общепитовский сыр в гамбургерах? Целлюлоза. Целлюлоза, целлюлоза, везде гребаная целлюлоза.

Целлюлоза оказалась замечательным наполнителем, и производители продуктов с удовольствием заменяют на нее ненужные и дорогие муку и масло. Целлюлоза на треть дешевле, она съедобна и не-ядовита. И FDA не горит желанием как-то ограничивать ее использование, точнее - ограничивать ее максимальное содержание в продуктах питания. Она везде, даже в органической еде. В конечном итоге, с некоторой натяжкой - это обычная органика. Но это - не еда, это наполнитель, не имеющий по большому счету никакой пищевой стоимости. По достоинству это смогут оценить разве что сидящие на диете бобры.

Количество дерева в этом хлебе примерно сопоставимо с количеством дерева в разделочной доске.

Зомби апельсиновый сок

С ходу - какой самый полезный напиток назовет любой человек? Апельсиновый сок, скажет большинство. Его даже рекомендуют пить для предотвращения простуды. Прямо лекарство. И на упаковкам крупными буквами написано - 100% НАТУРАЛЬНЫЙ!!!!! НЕ ИЗ КОНЦЕНТРАТА!!!! БЕЗ ДОБАВЛЕНИЯ САХАРА!!!!

...как минимум 4 капли на ведро

И почему бы этому не верить? Это вам не колбасу из туалетной бумаги бодяжить. Все просто - берется апельсин, берется налоговый агент, который в состоянии выдавить из апельсина все до последней капли. Результат разливается в соответствую тару и поступает на полки магазинов. Как-то так... за исключением, может, налогового агента. Разве нет?

А как насчет того, что "свежевыжатый сок" может быть годичной давности и прошедший через процесс, от которого у доктора Франкенштейна волосы дыбом встанут?

Разливочный цех брэнда Тропикана. Отсутствующий цвет - оранжевый.

Никогда не замечали, что каждая упаковка сока на вкус совершенно идентична другой (и слегка отличается от конкурирующей марки)? Всегда, в любое время года. Несмотря на заявленное отсутствие добавок и консервантов.

Процесс действительно начинается с выжимания сока из апельсинов. Но это - первая и последняя нормальная часть процесса. После выжимания, сок поступает в гигантские баки, откуда откачивается кислород. Это позволяет сохранить сок вплоть до года. И именно поэтому апельсиновый сок лежит в магазинах круглый год, вне зависимости от сезона.

Спасибо Тропикане за отвертку круглый год

У процесса имеется только один минус (с точки зрения производителя) - он убивает вкус. От слова напрочь. Все что остается - это винтажное водянистое фруктовое пюре со вкусом бумаги. Что остаётся делать производителю? Элементарно! Придать жидкости требуемый вкус так называемым "вкусовым пакетом" (flavor pack), который производят те же химические компании, которые разрабатывают запахи ваших дезодорантов и духов. После чего реанимированная жидкость со вкусом бумаги разливается в тару и поступает в магазины.

И благодаря пробелу в законодательстве - они даже не обязаны об этом упоминать на упаковке.

Аммиачные гамбургеры

Все рестораны, продающие гамбургеры из кожи вон лезут, чтобы убедить нас в чистоте и натуральности своих котлет. Например, Макдональдс ("Все наши гамбургеры сделаны из 100% из говядины, поставляемой фермами, утвержденными левой шарагой по утверждению ферм, поставляющих говядину в макдональдс") или Тако Белл (как и вся американская говядина, наша говядина поставляется фермами, сертифицированными департаментом сельского хозяйства и проходит нашу внутреннюю инспекцию), которые готовы расписаться в натуральности каждого перемолотого кусочка мяса. Их пафос в подтверждении качества и чистоты мяса производит впечатление, что речь идет как минимум о филе миньоне.

И в общем-то, за исключением действительно редких случаев заражения мяса кишечной палочкой, мясо действительно чисто. Проблема в том, как оно очищается.

Аммиак. Тот самый, который является частью удобрений и средств для чистки унитазов. Кишечную палочку он действительно убивает отлично, а хомяков вообще разрывает на куски. Так что был изобретен процесс, при котором котлеты пропускаются через трубу, в которой обдаются газообразным аммиаком. Об этом никто и не догадывается, за исключением редких случаев, когда фарш реально воняет аммиаком настолько, что клиент возвращает купленный продукт.

Поэтому Бигмак и пахнет писсуаром.

Процесс аммиаченья является изобретением компании Beef Products inc. для санитарной обработки самых дешевых внутренностей животных, используемых в фарше вместо дорогой филейной вырезки, используемой конкурентами (и которую по утверждению общепита мы якобы до сих пор и потребляем, ага). В конечном итоге, спрос на продукцию Beef products привел к тому, что ими поставляется 70% гамбургеров. Спасибо, аммиак.

Фальшивые ягоды

Представьте себе маффин с голубикой.

Один маффин, обжора!!!!

Даже несмотря на полученную выше информацию о содержании в нем целлюлозы, слюноотделение подавить тяжело. Целлюлоза нейтральна - фиг с ней. Зато ягоды - квинтэссенция здорового питания до такой степени, что они просто не имеют морального права быть такими вкусными.

Если задуматься, что голубику добавляют в такое количество продуктов - становится удивительным отсутствие голубичных плантаций на каждом шагу.

Проблема в том, что из употребленной вами таки образом голубики, только мизерная ее часть поступила с плантаций. Если вообще поступила.

Исследования продуктов "с содержанием голубики" показали, что в природе подобная голубика отсутствует как класс. Попадающиеся нам в кексах вкусные и сочные ягодки - полностью и на 100% искусственные. Произведенные с использованием различных комбинаций сиропа, крахмала, загустителей, пищевых красок и "идентичных натуральным" вкусов, содержащих в названиях кучу произвольных букв и номеров.

Мошенники в законе работают на отлично, нужно самому быть химиком, чтобы их на чем-нибудь подловить. В каком-то смысле, об этом можно догадаться, взглянув на состав продукта, однако производители любят сыпать вводящими в заблуждение терминами типа "голубичный жмых" и так далее.

Ничто не скажет "ням" громче красителей, произведенных в нефтехимии.

Разница между реальными ягодами и фальшивыми, разумеется, огромна. Фальшивые могут храниться куда дольше натуральных и несравнимо дешевле как для производителя, так и для покупателя в конечном итоге. Но дело в том, что в них, в отличие от настоящих, нет ровным счетом ничего полезного для здоровья. Что не мешает производителям оседлать скакуна Полезных Для Здоровья Ягод, налепить на этикетку фото реальных ягод и написать на упаковке лозунгов о пользе голубики, несмотря на фактическое отсутствие голубики в продукте.

Хорошая новость - по закону производители обязаны указывать о то, что голубика - не настоящая. Плохая новость - закон умалчивает, в каком конкретно виде информация должна быть до потребителя донесена, и производители продуктов отрываются по полной программе. Например, голубичные хлопья от Келлога:

Несмотря на три ягоды на коробке, производитель даже не скрывает того факта, что продукт выглядит как не особо замаскированные целлюлозные брикеты, замазанные местами фаршем из смурфиков.

Betty Crocker или Таргет используют другой путь. Они добавляют следовое количество натуральной голубики в свои продукты, что дает им по закону право рекламировать "натуральный вкус" и прочие ништяки натуральных ягод, используя по большей части искусственные.

Ну или можно просто пойти путем "идите все в жопу", которым пошли Дженерал Миллз, выпустив хлопья Total Blueberry Pomegranate. Вся идея громкого названия, от которого весь их маркетинговый отдел получил коллективный оргазм, вертится вокруг якобы того, что в хлопья добавляется туева хуча голубики и гранатов.

На самом же деле, вся их голубика на 100% фальшивая, и вы не хотите знать, из чего делаются их "гранаты".

Free range chicken - вольно пасущиеся курицы

Покупка яиц от "вольных куриц" - лучший способ почувствовать себя ответственным покупателем - эти яйца лежат в каждом магазине и стоят непринципиально дороже производимых гигантскими и злобными куроненавистническими корпорациями тюремного типа. С учетом этого, нет смысла покупать "обычные" яйца, только от "вольных" куриц. Правда, никто не уверен, что это означает. Все только уверены, что животные должны жить в адекватных условиях - чем свободнее, тем лучше. Поэтому почему бы и не поощрять фермеров, понимающих в свободе и покупать мясо "свободных" кур, коров и так далее.

Согласно закону, мясная (!) птица должна не более чем иметь доступ "на улицу", чтобы ее можно было ярлычить в качестве "вольной". Эээ... ок, с яйцами, значит, пролетаем по определению, плюс — это не совсем та свобода, которую мы себе представляли. Но тем не менее, лучше, чем ничего. С доступом наружу и всеми делами...

На самом деле... слова могут быть громкими и не значить ничего. В оригинальном значении, "вольный" (free range) означает отсутствие заборов и иных ограничений на передвижение. И подсознание именно такую картину и рисует. Свободные курицы, катающиеся на маленьких лошадках одетые в маленькие ковбойские шляпы и откладывающие в процессе яйца свободы. На заднем фоне играет банджо...

Хотя... со всей ответственностью заявляю - свободные куры предпочитают Богдана Титомира

В реальности, за исключением мясных куриц, термин free range не значит ровным счетом ничего. По закону, ваша шоколадка сникерс может быть "вольного выпаса".

Просто индустрия знает, насколько мы становимся счастливы услышав магическую мантру про свободный выпас и использует ее в хвост и в гриву. И курицы на подобных фермах живут точно такой же тюрьме. Только вместо камер, отбывают свой срок в общей душевой.

Ура! Свобода!

Медленно, но верно люди начинают включать мозг и узнавать о реальностях, касающихся "свободного выпаса". Мало того, производителей, заходящих слишком далеко во лжи, время от времени отправляют за решетку. Тем не менее, пока ничего е изменилось. Мало того, с 1-го января 2012 года Евросоюз запретил яйца куриц, живущих в клетках. угадайте, какие яйца пришли им на замену?

Вранье о полезности продукта для здоровья

Орехи, уменьшающие риск сердечных заболеваний. Йогурт, улучшающий пищеварение и повышающий иммунитет. Детская еда, защищающая вашего ребенка от атипичного дерматита... чем бы он ни был. Такие продукты сегодня можно найти везде и честно говоря - почему бы их и не купить? Мы йогурт один хрен едим, почему бы не сделать это с пользой для здоровья?

А этот брэнд лечит сифилис и диабет.

Остается только удивляться, откуда возникли все эти волшебные лекарственные продукты. Вчера это были обычные орешки, а сегодня инфаркт туда, диабет сюда... Видать в каком-то НИИ здравоохранения случился охрененно продуктивный день.

Или всех в очередной раз нае... эээ... обманули.

Мистер Орех не может врать!!!

На самом деле, подавляющее большинство продуктов, якобы имеющих какой-либо целительный эффект имеет отношение к древнему искусству откровенного вранья. Целительный эффект всяких "чудо йогуртов" разбивается в пух и прах студентом медиком. Но почему производители продолжают так откровенно врать?

Все началось в 2002 году, когда куча заурядных продуктов питания внезапно получила суперсилу. FDA, организация, регулирующая подобные вопросы, предложила новую категорию вранья, касающуюся заранее утвержденных заявлений относительно продуктов питания. Их назвали "квалифицированные заявления о пользе для здоровья" (qualified health claims). Очередной лист чисто маркетингового фуфла, которое маркетологи могут использовать, если их продукция соответствует определенным критериям. Ничего концептуально нового - очередной лоббистский финт ушами. Новым там было только отсутствие необходимости консенсуса со стороны ученых, при заявлении о той или иной пользе для здоровья.

На простом языке, отсутствие необходимости консенсуса означает то, что достаточно заплатить проигравшемуся в Вегасе человеку в белом халате, который подтвердит, что ваша еда стала волшебной и ему можно поверить на слово, вне зависимости от иных мнений. И производителей понесло.

У каждого появились карманные "ученые", утверждающие в своих публикациях ровно то, что им требуется для продвижения "дружественной" продукции.

Я не утверждаю, что все утверждения о лечебных свойствах того или иного жорева - вранье. Их наверняка хватает. Однако их практически невозможно отождествить в лавине совершенно бредовых (и легальных) заявлений. Производители жратвы, может хватить врать, а? Какая вам разница, мы все равно это съедим, что бы там ни было написано на коробке. В конце концов, люди даже курят добровольно! :)

1. Вы ждете, что агрессор ударит Вас первым, чтобы дать сдачи. "Нормальные ребята драку первыми не начинают" - сидит у Вас в голове установка. Но от первого удара защититься очень и очень сложно, даже профессиональному спортсмену-единоборцу. Поэтому получается, как в вестерне, "хотел стрелять вторым, только умер первым".

2. Когда Вы ударили гопника, Вы смотрите на то, какой эффект произведет Ваш удар (вырубился, свалился с ног, покачнулся, мотнул головой, как будто ничего и не было). Вместо того, чтобы сразу закрепить и развить успех первой удачной атаки, Вы даете оппоненту время оправиться, + дарите ему бесплатный допинг в виде порции адреналина, гнева и ненависти к Вам.

3. Вы ведетесь в ответ на разводку "пойдем выйдем поговорим". Возможно, Вам странно об этом читать, но 90% мужчин действительно считают, что они выходят поговорить. На самом деле, за дверью Вас будет ждать или неожиданный удар с разворота, или заранее припасенная арматурина, или "команда активной поддержки" =), разумеется, не Вашей.

4. Как продолжение "детских" "пацанских" понтов, самолюбие не позволяет Вам обойти с большого расстояния группу мужчин, избрать безопасный маршрут, каждый раз готовить средство самообороны при входе в подъезд. Итог - неожиданная плюха, дальше не больно и не помню, хорошо, если найдете себя дома с подбитым глазом, а не в реанимации и не в морге.

5. Вы действительно считаете, что травматический пистолет / газовый баллончик / электрошокер на дне Вашей барсетки выручит Вас в трудной ситуации.

Суровая реальность такова, что после первой плюхи, человек забывает обо всем на свете, и в лучшем случае неуклюже отмахивается. После конфликта приходит запоздалое понимание: "У меня же был с собой пистолет!" (в той барсетке, которую отобрали).

Мораль: средство самообороны извлекай заранее.

6. Вы понимаете, что драка неизбежна, но продолжаете сомневаться и взвешивать свои шансы на победу/на мирный исход. Чем дольше Вы думаете, тем больше у Вас в крови накапливается "дурного" адреналина, заставляющего коленки подгибаться, а руки слабеть. Внимание рассеивается, все меньше шансов успешно отразить готовящуюся вот-вот начаться атаку оппонента.

Правильный вариант - понял, что драка неизбежна, отключил внутренний диалог, сразу атаковал первым.

7. Я адекватный человек и любой конфликт могу уладить мирным путем. Именно так и думали часть клиентов реаниматологии. А гопник так не думал, у него мозгов нет, и слушать Ваши адекватные рассуждения желания тоже никакого нет. Хватает за грудки и бьет лбом в переносицу.

Правильный вариант: в случае, если драка неизбежна - смотрите пункт 6.

8. Если слишком активно и успешно защитишься, посадят. Лучше уж пусть побьют немножко гопники.

Иногда попадаются ребята, которые не могут вовремя остановиться. И только брызнувшие из пробитого черепа мозги заставляют их понять, что они "немного" перестарались.

Правильный вариант- безопасные для жизни, но крайне болезненные удары по гениталиям, коленям, голеням.

9. Кричат девчонки и трусы. Настоящий мужик должен терпеть. Именно так и считал клиент морга номер 6, в тот момент, когда команда футбольной поддержки играла им в футбол. Команда поняла, что увлеклась, только когда "мячик" начал разваливаться. Крик заставляет людей остановиться, привлекает внимание окружающих и сильно повышает Ваши шансы спастись.

10. Самооборона равно рукопашный бой: 2 парня вышли в центр двора, пожали друг другу руки, по команде "бой" начали обмениваться ударами "до первой крови".

На самом деле, "плохой" парень может не остановиться на "первой крови" и даже первых сломанных ребрах. А если он почувствует, что Вы побеждаете, может выхватить ножик, или поднять кирпич. Команды "бой" могло и не прозвучать, да и лицо оппонента, неожиданно ударившего Вас кирпичом в затылок, довольно сложно разглядеть. Так же, как назвать дракой последующее обирание лежащего тела.

Правильный вариант:"Клич пионеров - всегда будь готов!" Т.е. будьте настороже, сохраняйте безопасную дистанцию, убегайте, кричите, бейте первым.