Executio juris non habet injuriam, или "исполнение есть завершение и плод закона", говорили древние римляне. Именно точность и правильность исполнения, по их мнению, должны измерять эффективность нормативных актов, действенность правовых норм, которые ненадлежащим или, наоборот, слишком творческим исполнением могут быть извращены до неузнаваемости. Как бы порадовались своей правоте уважаемые римские юристы, увидев, насколько далеко зашли наши отечественные правоохранительные органы, в стремлении создать наиболее красочную и достоверную иллюстрацию истины древних на примере одного из не особо преуспевающих, зато очень терпеливых государств восточной Европы. Именно их усилиями, особо последовательно реализованными в налоговых правоотношениях, достаточно вменяемое и здравое налоговое законодательство время от времени удается извращать до такой степени, что в принципе возникают сомнения в его, этого законодательства, существовании.

Обилию техник и методик изощренной правоприменительной практики отечественных налоговиков, которые ухитряются массово нарушать налоговое законодательство, одновременно пребывая в правовом поле, позавидовали бы самые яркие представители политической элиты Византийской империи, безапелляционно отодвинутые на задворки юридической казуистики новыми изобретениями украинского налогового гения.

Акт составлен, решение отсутствует

Возьмем, к примеру, процессуальные нормы, регулирующие последствия проведения проверок налогоплательщиков. По результатам проверки в случае выявления нарушений в соответствии со ст. 86 Налогового кодекса Украины составляется акт, который и содержит анализ и выводы относительно всех нарушений, допущенных налогоплательщиком и выявленных в процессе проверки. Сам по себе акт не создает никаких прямых последствий для налогоплательщика, указание в нем тех или иных фактов не нарушает прав налогоплательщика и является лишь основанием для вынесения налоговым органом уведомления-решения, на основании которого производится взыскание с налогоплательщика суммы доначисленной недоимки, штрафа и пени. Это же решение может быть обжаловано налогоплательщиком в административной либо судебной процедуре.

Уголовное производство возбуждается автоматически

А теперь — внимание! Налоговое уведомление-решение должно быть вынесено на протяжении 10 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику акта проверки (п. 86.8 ст. 86 НК Украины). А если нет? Проверка проводится, акт составляется, а решение не выносится? Какие права налогоплательщика нарушаются? Вроде бы никакие! Ну в самом деле! Ведь с него никто не взыскивает недоимку, не предъявляет к оплате штраф. Для этого просто нет юридического основания, а нет юридического основания — нечего обжаловать. "Ну и хорошо, — скажет читатель, — ну и можно спать спокойно". Абсолютно нет! Ведь выводы, изложенные в акте проверки, даже самые сказочные и неправдоподобные, могут стать для налогоплательщика основанием настолько далеко идущих последствий, которые могут быть несовместимы с его дальнейшим существованием, не то что с работой.

Представим себе (или просто вспомним неединичные случаи), когда акт проверки неизвестным волшебным образом попадает в руки небезразличных сотрудников налоговой милиции, которые, видя ужасающие даже искушенное правосознание налоговых рыцарей, выводы акта, со всей присущей им бескомпромиссностью регистрируют уголовное производство по ст. 212 УК Украины (уклонение от налогообложения). Такие производства теперь возбуждаются автоматически. Само по себе их возбуждение никоим образом не нарушает права их возможных фигурантов до момента предъявления подозрения в совершении преступления (именно с этого момента исчисляются процессуальные сроки). Поэтому до момента предъявления подозрения (которое в большинстве случаев достаточно долго, а возможно, и вообще не предъявляется) обжаловать факт возбуждения производства не представляется возможным, и следователь получает полную свободу действий в рамках осуществления любых следственных мероприятий. Отметим, что самые болезненные из них (розыск, обыск, выемка) следователь может совершать только с согласия прокурора и по определению суда. Но смеем заверить читателя, что такое определение в налоговых уголовных производствах по непонятным причинам следователь получает намного быстрее, чем, скажем, при расследовании дел об убийствах.

Что это означает? Только то, что любой налогоплательщик, по результатам налоговой проверки которого не принято решение Миндоходов, может начинать готовить своих юристов к встрече представителей налоговой милиции с соответствующим определением суда о проведении обыска, что, как и все действия милиции, до непосредственно появления правоохранителей на пороге, готовится в строжайшей тайне от налогоплательщика.

То, какие последствия для бизнеса может иметь обыск в современных условиях, расскажет каждый третий украинский бизнесмен, уже имевший бесценный опыт общения с правоохранителями в таком формате.

Есть еще один нюанс. В силу п. 56.22 ст. 56 НК Украины, обжалование налогоплательщиком налогового уведомления-решения, вынесенного на основании акта проверки, делает невозможным предъявление ему подозрения в совершении преступления по уклонению от налогообложения до окончания процедуры судебного обжалования такого решения. Соответственно, в случае отсутствия такого решения налоговая милиция может считать себя свободной от соблюдения подобной гарантии прав плательщика налогов.

Прочие последствия для налогоплательщика

Кроме уголовно-правовых перспектив, акт налоговой проверки может повлечь за собой еще несколько не менее болезненных для предпринимателя последствий. Во-первых, налоговики могут откорректировать данные в своих учетных электронных базах показателей налоговой отчетности, к примеру, уменьшив налогоплательщику налоговый кредит по НДС. Непосредственных последствий для налогоплательщика такая операция также иметь не будет, однако в будущем ему может быть доначислена сумма обязательств по НДС. Во-вторых, негативные последствия могут возникнуть у контрагентов налогоплательщика, право которых на налоговый кредит по соответствующим операциям также может быть дополнительно проверено и поставлено под
сомнение.

Пытаясь предупредить вероятные будущие негативные последствия, юристы налогоплательщиков подают иски в суд, пытаясь хоть каким-то образом получить независимую юридическую оценку неправомерных, по их мнению, выводов, содержащихся в актах проверок, признавая незаконными действия по внесению соответствующих выводов в акты проверки либо действий по корректировке налоговых обязательств налогоплательщиков в электронных налоговых базах. Однако здесь необходимо согласиться с позицией Миндоходов (см. напр. письмо от 27.05.2013 г.), что такие иски не могут быть рассмотрены административными судами, исходя сразу из нескольких оснований.

Во-первых, суды рассматривают споры физических и юридических лиц с субъектами властных полномочий относительно обжалования их решений, действий или бездеятельности, т.е. предметом обжалования могут быть только акты, которые порождают правоотношения, изменяют либо прекращают их
(ст. ст. 2, 17 КАС Украины). В нашем случае очевидно, что вывод налогового инспектора относительно налоговой переквалификации операций налогоплательщика является его оценкой, которая должна приниматься во внимание органом, принимающим решение на основании акта наравне с замечаниями самого налогоплательщика, поданными на акт. Таким образом, содержание акта не может быть предметом обжалования.

Во-вторых, право на иск возникает тогда, когда имеет место факт нарушения прав, свобод, законных интересов налогоплательщика (ч. 1 ст. 2 КАС Украины). Однако, как видно из изложенного, непосредственного нарушения прав и законных интересов налогоплательщика констатация в акте факта его правонарушения за собой не влечет. И, если предположить, что правовая культура украинских правоохранителей соответствует среднему уровню правоохранителей если не Западной, то хотя бы Центральной Европы, то сам факт просто составления акта проверки каких-либо негативных последствий для налогоплательщика не несет. Ведь сам по себе этот документ, не являясь юридическим фактом для возникновения отношений ответственности или принуждения, негативных последствий для налогоплательщика не несет. И еще, налоговики обязаны прийти к определенным выводам в акте или другими словами дать квалификацию операциям налогоплательщика, она не может быть неправомерной, т.к. выражает их мнение (на которое они имеют право), а не позицию органа в целом. Поэтому юридическая позиция налоговых органов, отрицающих возможность рассмотрения в судах таких исков, выглядит достаточно убедительно.

По нашему мнению, несостоятельным является аргумент, что составленный государственными налоговыми инспекторами акт, без последующего решения по нему порождает юридическую неопределенность для налогоплательщика, которая подлежит разрешению в судебном порядке. Как раз в данном случае никакой неопределенности нет. Все налоговые обязательства, задекларированные налогоплательщиком до возможного (но не обязательного) вынесения налоговым органом решения, являются правильными и бесспорными (согласованными). Акт порождает скорее опасность неформального давления на налогоплательщика (его контрагентов) и негативных потенциальных последствий для него со стороны не налогового органа, но его должностных лиц, злоупотребляющих своими правами.

Такой же несостоятельной является ссылка на ст. 55 Конституции Украины и на ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, поскольку право обращаться в суд так или иначе должно стоять в зависимости от конкретных юридических связей и правоотношений между субъектами, но никак не от угрозы их возникновения либо потенциальной возможности таковой. Если допустить практику простого обжалования актов налоговых проверок, равно как и выводов, изложенных в них, безотносительно к тому, нарушают ли они права и законные интересы налогоплательщика, мы спровоцируем достаточно опасный прецедент, когда вслед за актами обжалованию могут подлежать любые действия/документы Министерства доходов, даже опосредовано не относящиеся к налогоплательщику. Здесь уже может иметь место перегиб в другую сторону, когда налогоплательщики будут иметь неограниченную возможность злоупотребления своими правами, а административные суды — неограниченный объем судебных дел. И дело здесь даже не только в налоговых отношениях. Такая практика может распространиться и на другие отрасли права. Но ведь почему-то до сих пор в уголовном процессуальном или гражданском процессуальном праве мы не поднимали вопрос о необходимости обжалования, скажем, экспертных заключений или выводов специалистов, имеющих подобное доказательное значение, как и акты проверок в налоговых отношениях. Поэтому слишком широкое толкование ст. 13 Конвенции не только не соответствует духу закона, но и порождает крайне пагубные последствия для всей правовой системы государства.

В любом случае, вопрос злоупотребления налоговыми органами своими полномочиями — это, в первую очередь, вопрос правосознания и правовой культуры государства и его чиновников, т.е. вопрос, который должен решаться не столько в правовой, сколько в политической плоскости. Его нельзя решить, подгоняя задачку под ответ, делая исключения в общей правоприменительной практике для одной группы, пусть даже очень важных юридических отношений. Тем более что действующее законодательство предусматривает достаточные механизмы для противодействия подобного рода злоупотреблениям.

Схема защиты

Среди арсенала возможных средств защиты своих прав налогоплательщиком, сознательно решившим отстоять свои права в правовом поле, мы бы выделили такие:

1. Подача замечаний на акт проверки. Такие замечания подаются в течении пяти рабочих дней с момента получения акта проверки. Закон предусматривает особую процедуру рассмотрения таких замечаний, несоблюдение которой также влечет за собой ответственность для налогового органа. Обращаем внимание налогоплательщиков на норму п. 44.7 ст. 44 НК Украины, которая закрепляет алгоритм действий налогоплательщика в случае отказа налогового инспектора принять документ во время налоговой проверки.

2. Обжалование действий (бездеятельности) конкретного должностного лица налогового органа, в том числе непосредственно в суде. При этом обжаловаться должны не выводы налоговиков относительно той или иной квалификации операций налогоплательщика (в любом случае они имеют право на свое мнение), но действия по внесению ими недостоверных сведений в официальный документ, непринятие к рассмотрению документа, имеющего отношение к проверке и любые другие подобные действия (бездействия). Такой иск будет в любом случае подсуден административному суду. Кроме того, согласно ст. 86 НК Украины, по результатам проверки составляется акт или справка (если нарушений не было выявлено). Само по себе составление акта инспектором свидетельствует о констатации факта правонарушения. Законность такого действия налоговика также можно обжаловать в суде.

3. В продолжение предыдущего средства защиты — подача заявления о преступлении в случае злоупотребления налоговым инспектором, а если есть соответствующие факты, и следователем, своим должностным положением, равно как о внесении недостоверных сведений в официальные документы (тот же акт проверки), что соответствует составу преступления, предусмотренного ст. 366 УК Украины. Дело в том, что уголовное производство в отношении должностных лиц государственных органов возбуждается также автоматически, как и в отношении налогоплательщиков. Не надо бояться использовать оружие оппонента против него самого.

4. Как указывалось выше, решение на основании акта налоговой проверки должно быть принято в течении 10 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта проверки. Отсутствие такого решения является противоправной бездеятельностью налогового органа. Иск о принуждении Миндоходов к принятию решения на основании акта может быть эффективным противодействием злоупотреблению со стороны налоговиков.

Кроме того, учитывая уровень злоупотреблений налоговиками своими полномочиями и использования ими механизма "акт без решения", что порождает волну справедливой критики со стороны предпринимателей, необходимо рассмотреть вопрос о некоторой корректировке ст. 86 НК Украины, закрепляющей правовой статус акта проверки. Возможно, несколько конъюнктурной в сложившихся условиях, однако достаточно эффективной была бы норма о невозможности использования акта налоговой проверки, на основании которого не было вынесено налоговое уведомление-решение (или соответствующей части такого акта) в установленные сроки как доказательства в любых процедурах, в т.ч. уголовном производстве. Однако, как показывает опыт исполнения законов древними римлянами, который мы пытаемся познать не простым заучиванием формулы, приведенной в начале этой статьи, но пройдя все этапы познания мудрости эмпирически, на своем опыте, любой закон, как и любые изменения к нему могут быть нивелированы пытливым, находчивым и изобретательным умом современного homo sapiens, облаченного в строгий мундир Министерства доходов и сборов, который в своем искусстве обхода налогового закона может уступить только коллеге-оппоненту — украинскому налогоплательщику, обходящему то же препятствие с другой стороны.

Признание сделок недействительными было одним из самых первых инструментов налоговых органов в борьбе за «вырезание» расходов налогоплательщиков. И ни для кого не секрет, что с принятием Налогового кодекса Украины (точнее, связанного с ним внесения изменений в статью 228 Гражданского кодекса Украины) этот инструмент получил «второе дыхание». Многие не раз сталкивались с актами налоговых проверок, утверждающими, что сделки предприятия являются ничтожными, поскольку направлены на уклонении от уплаты налогов (искусственное формирование расходов, налогового кредита и так далее). И поскольку далеко не всегда такие заявления бывают обоснованными, налогоплательщики мириться с этим явно не желали. Вот тут на арену и вышли суды.

Недавно Высший административный суд Украины принял решение, которое должно поумерить пыл налоговых ревизоров в признании договоров ничтожными или недействительными (Постановление ВАСУ по делу № K/9991/50772/12 от 14 ноября 2012 года). Из данного решения можно сделать три очень важных вывода:

1) Органы ГНС ни при каких обстоятельствах не имеют права самостоятельно признать договор ничтожным или недействительным. Такие полномочия есть только у суда. Поэтому любые налоговые решения, принятые на основании вывода о недействительности договора, который просто записан в акте проверки, являются незаконными.

2) Если налоговый орган убежден, что договор, заключенный компанией, действительно заключен с целью уклонения от уплаты налогов, он должен обращаться в суд с заявлением об истребование всего полученного по сделке, а не заниматься самоуправством в своих актах.

3) Если налоговый орган все же обращается в суд с соответствующим заявлением (а не просто пишет какие-то выводы в акте), доказательством вины налогоплательщика может быть только обвинительный приговор суда против руководителя предприятия (или другого лица, которое подписало договор). Пока нет обвинительного приговора – не может быть конфискации по договору.

Казалось бы, такое замечательное судебное решение должно решить все проблемы налогоплательщиков в связи с непризнанием расходов и налогового кредита. Но нет, тут все не так просто. Все то, что описано выше, касается только полномочий налогового органа в отношении признания недействительными договоров. Но всем известно, что это не единственный инструмент органов ГНС, который используется для отказа в признании расходов и налогового кредита.

Необходимо обратить внимание на то что, хотя налоговый орган и не может признать договор ничтожным (недействительным) без решения суда, у него остаются разнообразные возможности повлиять на налоговый результат сделки, а именно:

1) Признать хозяйственные операции «бестоварными» или оспаривать факт их реального совершения (такое право налоговых органов было, по сути, признано ВАСУ в письме № 742/11/13-11от июня 2011 года и неоднократно подтверждено в дальнейших разъяснениях и в отдельных решениях). Логика тут простая: в налоговом учете отражаются не сделки, а изменения в составе активов / пассивов; значит, если договор есть, но товара нет, то нет и расходов по нему.

2) Применение принципа «сущности над формой» для изменения налогового учета. Например, если вы даете предоплату своему же предприятию за несуществующий товар и получаете ее обратно через год, налоговый орган может сказать, что вы дали на год возвратную финансовую помощь («по-хорошему», для этого налоговому ревизору нужно будет доказать, например, что товара у продавца никогда не было и он даже не пытался его где-то достать, а просто пользовался деньгами и вернул их спустя год).

3) Признание операций такими, которые не имеют связи с хозяйственной деятельностью. Наверняка, все сталкивались с ситуациями, когда нужно доказывать «что ты не верблюд». Например, «а зачем вам лицензия на эту торговую марку» или «что это вы за образцы покупателям раздаете бесплатно», и многое другое.

Так что расслабляться налогоплательщикам никак нельзя. Радует при этом то, что ВАСУ немного «одумался» – в уже упомянутом постановлении от 14 ноября суд указал, что налоговый орган должен предоставлять доказательства «бестоварности» операций и прочих оснований для непризнания операции, а не суд должен требовать их у налогоплательщика. Посмотрим теперь, как это решение повлияет на новую судебную практику.

Рынок мобильной связи, возникший не так давно и стремительно развивающийся, диктует своим игрокам, сотовым операторам, не только определенные условия развития, но и выживания. Именно сейчас, когда количество абонентов мобильной связи достигает своего максимального уровня и динамика роста ее проникновения переходит в фазу насыщения, стоит разобраться, в частности, почему в конкурентной борьбе между операторами на украинском рынке так часто страдает потребитель.

Мир практически «мобилизирован»

Сегодня количество абонентов сотовой связи уже достигло рассчитанной ООН численности населения Земли (7,1 млрд). А к 2018 году, согласно прогнозам шведской компании Ericsson, этот показатель составит 9,3 млрд, когда на планете, по оценке Бюро переписи населения США (US Census Bureau), будут проживать 7,5 млрд человек.

Оглядываясь назад, слабо верится, что еще с десяток лет тому мы пользовались преимущественно стационарными телефонами. Сегодня же данный девайс больше выполняет роль раритетной мебели в большинстве офисов, равно как и дома — очередного сборщика пыли, который «жалко выбросить». «Сотовая связь стала очень важной частью нашей повседневной жизни, у нас всегда под рукой мобильные устройства, чтобы получать доступ к информации, развлечениям и общению, когда мы того пожелаем», — делится выводами вице-президент и директор по стратегии Ericsson Дуглас Джилстрэп.

Украинский сотовый абонент: желанный клиент или жертва конкуренции

В среднем, число пользователей сотовой связи за год вырастает на 13% и примерно на 3% — за один квартал. Наибольшее число новых подключений (в прошлом году) было отмечено в Китае — 40 млн, или 35% от мирового показателя. Бразилия заняла второе место (9 млн), Индонезия — третье (7 млн), на четвертом месте оказались Филиппины (5 млн).

Понятно, что одного человека мобильная статистика считает за двух и более абонентов, если у него несколько мобильных телефонов с активными подключениями или аппарат с двумя и более SIM-картами. Поэтому их фактическое число — около пяти миллиардов. Таким образом, 70% населения Земли являются абонентами сотовой связи.

На этом фоне Украина выглядит регионом из будущего (с показателем мирового 2018 года). Уровень проникновения сотовой связи в стране по состоянию на конец марта 2013 года составил 130,9%.

Украинский сотовый абонент: желанный клиент или жертва конкуренции

Такой уровень проникновения прямо указывает на то, что между операторами мобильной связи в Украине идет постоянная непрекращающаяся борьба за абонента, которой время диктует свою «моду» и особенности.

Украинский сотовый абонент: желанный клиент или жертва конкуренции

Меньше названий — больше смысла или Нейминг как тенденция времени

Еще десять лет назад операторы плодили новые бренды для разных целевых аудиторий, а в Украину заходили новые игроки и выкупали существовавшие компании или создавали новые. Тогда даже предложения pre-paid крупнейших операторов имели собственные бренды. Но уже в 2007 году операторы принимают решение отказаться от них. В 2008 году прекратил существование виртуальный оператор «Джинс». «Билайн», который был создан на базе «Моби», был реорганизован в «Киевстар». С 1 октября 2013 года заморожено развитие «Djuice», одного из старейших брендов рынка мобильной связи. По словам Михаила Шуранова, директора по корпоративным коммуникациям компании «Киевстар», компания решила инвестировать средства в развитие единого бренда: абоненты «Djuice» и так ассоциировали себя с названием материнской компании.

Есть в этой тенденции и исключение: например, с прошлого года услуги мобильной связи компании «Укртелеком» предоставляются под новым брендом — «ОГО! Мобильный» сменил название на «ТриМоб». Но очередной ребрендинг преемника старейшего оператора «U’tel» связан с намерением компании его продать, о чем еще в 2011 году было решено на совете акционеров. Таким образом, компания сознательно разводит подразделение мобильной связи с остальным бизнесом.

Украинский сотовый абонент: желанный клиент или жертва конкуренции

Тем не менее общая тенденция налицо: количество брендов уменьшается. Крупнейшие игроки поняли, что сегодня потребителю проще сориентироваться в небольшом количестве тарифных пакетов. Тем более, когда главным трендом рынка сегодня являются так называемые «нулевые» тарифы внутри сети для pre-paid-абонентов — в них сегодня и развернулись главные бои за клиента. Но операторам приходится использовать самые разные уловки, чтобы в бою за клиента не потерпела поражение прибыль.

Тарифы: борьба за прибыль и абонентов

Чемпион по расстановке подводных камней — компания «МТС». В одном из таких тарифов количество бесплатных минут может варьироваться от 30 до 100 в день в зависимости от срока пользования услугой, а все последующие минуты будут тарифицироваться отдельно. Стоимость такого тарифа — 1 гривна в день. Во втором тарифном плане вам дается по 1500 СМС, МБ и минут внутри сети на месяц. Помимо этого, в пакет входят 50 минут на звонки другим операторам.

Стоимость такого тарифа — 1,20 грн в день. Подвохов несколько. Во-первых, для активации услуги вы должны внести на свой счет не менее 40 гривен одним платежом: а значит, существует регулярный платеж. Во-вторых, за превышение лимитов, как и за другие услуги, придется платить отдельно, включая (до недавнего времени) плату за соединение. В-третьих, услуга предоставляется только при позитивном балансе.

«Киевстар» работает по схожей схеме. Оператор предлагает пакеты по 200 минут и 50 СМС-сообщений внутри сети — за 35 и 50 копеек в день соответственно. Причем за превышение лимита того или иного пакета, вы покупаете следующий пакет по той же стоимости, а не отдельные сообщения или минуты. Но и здесь не обошлось без «рояля в кустах». Во-первых, тариф работает не во всех областях. В зависимости от места вашего проживания, стоимость пакета минут может увеличиться до 95 коп., а это уже 1,45 грн. в день.

То же самое касается и стоимости звонков другим абонентам: вместо конкурентных 35 коп. за минуту вы можете заплатить 1,25 грн. Во-вторых, активация услуги проходит так же, как и у «МТС» — нужно пополнить счет единым платежом не менее, чем на 40 грн. Плюсы: у «Киевстара» тарификация традиционно остается посекундной с первой секунды. И за пользование безлимитным интернетом с вашего счета снимается 50 коп. в день только при условии, если Вы им будете пользоваться.

Пионер использования «безлимитных» тарифов для pre-paid-абонентов тоже не стоит в стороне. Компания Life:) предлагает сразу четыре тарифа, в трех из которых стоимость звонка внутри сети равна нулю без каких-либо ограничений, а в четвертом ограничена 400 минутами за день. В зависимости от тарифа варьируется стоимость звонков за пределы сети и СМС, а также тарификация услуг интернета. Причем абонент может платить и раз в месяц (от 20 до 80 грн), и каждый день — без единых платежей. Относительную лояльность к абоненту можно объяснить тем, что, несмотря на рост абонентской базы, оператору пока что далеко до корифеев рынка. К тому же, Life:) — один из немногих операторов, который упорно практикует поминутную тарификацию звонков.

Украинский сотовый абонент: желанный клиент или жертва конкуренции

Небольшие операторы себе такого позволить не могут: пока им сложно тягаться с гигантами и они ищут свою нишу. Например, оператор связи CDMA «Интертелеком» помимо доступных цен на мобильную связь может предложить абоненту прямой городской номер и конкурентные цены на звонки как другим операторам мобильной связи, так и на стационарные телефоны. В последнем случае стоимость звонка по городу, области и Украине варьируется от меньшего к большему.

Звонки на номера городских телефонов являются сильной стороной и оператора «ТриМоб», бренда компании «Укртелеком». Слабой стороной оператора традиционно является его маркетинговая политика: «Интертелеком» уже обошел подразделение «Укртелекома» и по ассортименту услуг, и по количеству абонентов, несмотря ни на возраст последнего, ни на монопольное положение материнской компании на рынке услуг электросвязи.

«PeopleNET» таких рычагов не имеет и позиционирует себя в первую очередь как оператор 3G-интернета. Тем не менее во всех тарифах сотовой связи звонки внутри сети тоже бесплатны. Кстати, предоплаченный сервис у «PeopleNET» отсутствует.

Второй фронт войны разворачивается в области интернета. Современному клиенту уже недостаточно традиционных услуг мобильной связи: сегодня потребитель так или иначе гораздо сильнее связан с глобальными сервисами, будь то электронная почта или социальные сети. Поэтому все операторы активно предоставляют такие услуги.

Крупнейшие операторы предлагают их как внутри тарифных планов, так и в качестве дополнительных пакетов в расчете на аудиторию, активно использующую смартфоны и планшеты — самые перспективные на сегодня устройства, соединяющие человека с внешним миром. Расчет прост: с помощью дополнительных услуг можно не только увеличить собственную прибыль с существующих абонентов, но и привлечь новых. Впрочем, здесь руку на пульсе держат абсолютно все операторы: не секрет, что многие абоненты специально пользуются услугами дополнительных операторов в области мобильного интернета.

Абоненты и регуляторы против операторов

Как известно, на войне все способы хороши. Операторы пользуются своим правом менять тарифы без объяснения причин и совершенно не стесняются навязывать дополнительные услуги без спроса абонентов. Например, «Киевстар» совсем недавно отличился тем, что перевел абонентов одного тарифа на другой без их согласия. «МТС» с июня ввел плату за активацию услуги «Супер» в размере 8,5 грн, мотивируя этот шаг увеличением количества бесплатных минут, — это вдобавок ко всем остальным условиям. Такие нововведения едва ли вызывают восторг у абонентов и провоцируют массовые жалобы, которые, в свою очередь, привлекают внимание АКМУ, ведущего давнюю и серьезную борьбу с операторами связи.

В августе трем ведущим операторам мобильной связи регулятор предоставил обязательные для рассмотрения рекомендации, введение которых заставит получать согласие абонентов на изменение тарифов. Тем не менее пока нельзя однозначно сказать, что рекомендации регулятора будут восприняты: даже стоимость соединения, вопреки требованиям и угрозам лишения лицензий, остается неизменным атрибутом тарифных планов. Возможно, что такие правила игры получится ввести исключительно через законодательные инициативы, потому что все операторы, как указывается в тарифных планах, «оставляют за собой право изменения тарифов» и на деле пользуются этим правом на полную катушку. Именно через Верховную Раду в свое время удалось убрать стоимость входящих звонков, что, впрочем, не помешало провести мобильным операторам рекламные компании, будто это была их личная инициатива.

Только в порядке принятия закона удалось позволить в ближайшем будущем оставлять абоненту за собой номер после смены оператора. Правда, пока это нельзя назвать победой абонента. Во-первых, наивно ждать, что мобильные операторы позволят бесплатно пользоваться такой услугой: можно смело запасаться попкорном и ждать очередных маркетинговых уловок. Во-вторых, это может привести к тому, что абоненты будут платить больше за связь: ведь теперь код, по сути, перестанет быть определителем мобильного оператора, что приведет к путанице для абонентов.

К тому же мобильные операторы как могут затягивают внедрение такой услуги, прикрываясь низкой технической готовностью. В любом случае, сегодняшние правила игры на рынке мобильной связи позволяют с уверенностью сказать, что за это нововведение так или иначе заставят платить потребителя.

Однозначной победой можно считать лишь тот факт, что абоненты теперь смогут добиваться улучшения качества связи. С сентября вступило новое положение НКРСИ о том, что теперь не только комитет, но и каждый абонент сможет стать заказчиком замеров. Причем касаться они будут не только качества услуг связи, но и правильности тарификации. В случае же отклонений данные по нарушениям могут передаваться в том числе и в МВД. Можно надеяться, что такое нововведение заставит операторов более тщательно относиться к качеству предоставления услуг.

Победителей не судят?

Так или иначе, сегодня в этой борьбе, вопреки законам рынка, абоненты вряд ли выйдут победителями. Ведь относительная лояльность небольших игроков к своим абонентам связана в первую очередь с размером долей рынка. Даже если допустить, что рынок мобильной связи в ближайшем будущем переформатируется в их пользу, нельзя заранее сказать, как они себя будут вести, имея в руках такой большой козырь.

Мобильные операторы прилагают все усилия для сохранения прибыли, чтобы, вопреки рекламным акциям, стоимость услуг связи не становилась дешевле. К сожалению, отсутствие промежуточных данных статистики по небольшим операторам не позволяет сказать, насколько честность к абоненту вознаграждается в прямом смысле, но по крайней мере совокупная прибыль крупнейших операторов увеличилась. А значит война за прибыль пока идет успешно.

Абоненту сегодня остается как можно тщательнее относиться к выбору операторов тарифных планов: как правило, за привлекательной рекламной кампанией следует непривлекательная проза жизни. Поэтому однозначно можно сказать лишь то, что у игроков рынка идет борьба не только за абонента, но и с абонентом. Борьба отчаянная и постоянная.

Состояние исполнения решений в Украине по-прежнему остается неудовлетворительным. К такому выводу пришли участники парламентских слушаний по этому вопросу, прошедших в мае с. г. По мнению представителей судебной власти, решение проблемы может заключаться в переводе исполнительной службы в судебную администрацию с предоставлением судьям возможности контролировать исполнение их решений, как это было до 1999 г. Представители исполнительной власти настаивают на том, что выполнение судебных решений должно производиться частными лицами по модели, принятой во многих европейских государствах.

Законодатель же подошел к вопросу иначе. Поскольку в Украине по-прежнему остается внушительным количество исполнительных производств, должниками по которым являются государственные органы, государственный и местные бюджеты или бюджетные учреждения, был принят Закон №583-VII, согласно которому исполнительные документы по решениям судов о взыскании денежных средств с указанных должников будут направляться непосредственно в Госказначейство. А вот государственные исполнители с июля этого года, в соответствии с приказом Министерства юстиции №1538/5, получили доступ к Реестру прав собственности на недвижимое имущество, Единому реестру запретов отчуждения объектов недвижимого имущества и Государственному реестру ипотек. Повлияют ли эти законодательные изменения на эффективность исполнения судебных решений, выясняла «Судебно-юридическая газета».

По итогам реформирования, которое произошло еще два года назад, Государственная исполнительная служба была признана отдельным институционным органом исполнительной власти в системе Министерстве юстиции. Однако на сегодня по-прежнему актуальными остаются вопросы организации работы органов ГИС в части введения четкой иерархии, а также процессуальные вопросы деятельности государственных исполнителей.

Исходя из зарубежного опыта, можно отметить, что структура органов принудительного исполнения судебных решений колеблется от строго структурированной вертикали исполнительных органов до системы, состоящей из нескольких звеньев, не связанных друг с другом. Например, в некоторых странах существуют раздельные системы исполнения решений в пользу частных лиц и в пользу государства. Такая же модель может быть внедрена в украинской ГИС, особенно учитывая то, что в Украине количество исполнительных производств в пользу государства составляет приблизительно 50% от всех исполнительных производств.

Поиск альтернатив

Отметим, что за перевод ГИС «под крыло» судов выступают сами судьи. Эта позиция была доминирующей на парламентских слушаниях 22 мая с. г., посвященных состоянию исполнения судебных решений в Украине.

Аргументируют свою позицию судьи тем, что во время, когда ГИС пребывала в составе судебной системы (Прим. ред.: до вступления в силу Закона «О государственной исполнительной службе» №202/98-ВР от 1998 г.), количество исполненных судебных решений достигало 100%. Во многом это объяснялось тем, что судья, который рассматривал дело, отвечал за фактическое выполнение принятого им решения, утверждал основные процессуальные действия судебного исполнителя и документы исполнительного производства. Деятельность судебного исполнителя находилась тогда под тройным контролем со стороны закрепленного за ним судьи, старшего судебного исполнителя и председателя суда. Дело нельзя было передать в архив суда до тех пор, пока в нем отсутствовал исполнительный документ с отметкой о фактическом исполнении решения.

Также на столь высокие показатели влияло и вознаграждение в 5% от взысканного имущества, которое причиталось исполнителю. Однако самым главным фактором результативности исполнения судебных решений являлось то, что собственность в СССР (а речь идет именно об этом времени) была в основном государственная, сокрыть имущество не было практически никакой возможности, а за нежелание работать (или же тунеядство) наказывали в уголовном порядке. Таким образом, выполнять свои функции исполнителю было куда проще. Исходя же из сегодняшних реалий, перевод ГИС в судебную систему, скорее всего, никак не повлияет на сложившуюся «исполнительную» ситуацию.

Анализируя же возможность перевода ГИС в частную плоскость, можно привести пример Франции, где действуют всего лишь 90 (!) частных судебных исполнителей. Причем сами они финансово заинтересованы в том, что бы эта цифра оставалась неизменной. Таким образом, во Франции быть исполнителем не только выгодно, но и престижно.

Исполнитель без полномочий?

Для сравнения, в Украине сегодня работают около 7 тыс. государственных исполнителей, и около 1 тыс. таких должностей остаются вакантными. Ежегодно на рассмотрение госисполнителей поступает от 8 до 9,5 млн исполнительных производств, или же более 1 тыс. производств на одного исполнителя. При этом заработная плата такого сотрудника не достигает и 1500 грн независимо от количества распределенных ему производств.

Не радует и процессуальная сторона «исполнительной» деятельности. Помимо того, что исполнитель практически не наделен рычагами для поиска имущества должника, законодатель также не оказывает ему должной поддержки. Согласно действующему законодательству, именно должнику предоставляются все возможные механизмы защиты своих интересов, что делает положение должника более выгодным.

К слову, в Российской Федерации к воспитанию должников подошли радикально – им запретили выезд за границу государства. А вот в развитых европейских странах в таких жестких мерах вообще нет необходимости – там культура общественного и гражданского оборота значительно выше, и должники предпочитают расплачиваться с долгами, а не подключать к судебному разбирательству армию защитников, как это принято в Украине. Правда, здесь следует оговориться, что и истцы у нас не всегда отличаются финансовой чистоплотностью, особенно когда речь идет о взыскании кредитной задолженности, так что в некоторых случаях защита должника вполне себя оправдывает. Тем не менее, это не облегчает работу исполнителя, особенно, учитывая два таких весомых фактора, как:

- внутриведомственный контроль, который осуществляется путем подписи руководителя на исполнительных документах, что неким образом лишает исполнителя самостоятельности в принятии процессуальных решений;

- восприятие исполнителя как лица, «выколачивающего» деньги из должника, хотя на самом деле он должен не столько принуждать, сколько действовать как опекун, в силу закона восполняющий недостаток воли должника на выполнение им своих обязательств.

Казначейство в помощь

Для ГИС сложившаяся ситуация не является безнадежной. C недавнего времени, согласно приказу Минюста №1538/5 «Об урегулировании доступа к реестрам информационной системы Министерства юстиции Украины», государственные исполнители во время принудительного исполнения судебных решений получили доступ к Реестру прав собственности на недвижимое имущество, Единому реестру запретов отчуждения объектов недвижимого имущества и Государственному реестру ипотек. А 19 сентября 2013 г. Президент Украины подписал Закон №583-VII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно исполнения судебных решений», определяющий категории решений, подлежащих исполнению Государственной казначейской службой Украины.

Согласно названному закону, исполнительные документы по решениям судов о взыскании денежных средств или вступившим в законную силу решениям, должниками по которым являются государственные органы, государственные и местные бюджеты или бюджетные учреждения, изданным или принятым до вступления в силу Закона №583-VII, направляются в орган государственной исполнительной службы в течение 6 месяцев со дня, следующего за днем публикации закона. Если решение суда о взыскании денежных средств или исполнительные документы по этим решениям не были поданы в указанный срок, это не является основанием для отказа в исполнении данного судебного решения.

Задолженность будет погашаться в следующей очередности:

- в первую очередь погашаются задолженности по решениям суда в отношении пенсионных и социальных выплат, о взыскании алиментов, возмещении убытков и вреда, причиненных в результате преступления или административного правонарушения, увечья или иного повреждения здоровья, а также в связи с потерей кормильца;

- во вторую очередь погашаются задолженности по решениям суда, связанным с трудовыми правоотношениями;

- в третью очередь погашаются задолженности по всем другим решениям суда.

Бюджетные ассигнования на погашение задолженности определяются Законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год. Как сообщил «Судебно-юридической газете» директор департамента контроля за исполнением решений, рассмотрением обращений граждан и юридических лиц ГИС Андрей Соломко, соответствующая бюджетная программа уже была предусмотрена в Госбюджете на текущий год.

Также Закон №583-VII обязывает правительство обеспечить проведение инвентаризации задолженности по выплатам по решениям судов, выполнение которых гарантируется государством, принятых до вступления в силу Законна №583-VII, в течение года с момента его вступления в силу. Нормативные акты КМУ должны быть приведены в соответствие с Законом №583-VII в течение 3 месяцев.

Комментарии

Алексей Соломко, директор департамента контроля за исполнением решений, рассмотрением обращений граждан и юридических лиц ГИС

– Уже с начала этого года государственные исполнители не исполняют решения, по которым должниками являются органы государственной власти, а также предприятия, учреждения, организации, финансируемые из государственного бюджета или обслуживаемые казначейством. В соответствии с законодательством, исполнительные документы по этой категории дел предъявляются непосредственно в казначейскую службу. К сожалению, мы не владеем статистики исполнения дел этой категории, однако могу отметить, что соответствующая бюджетная программа была предусмотрена в бюджете Украины на текущий год и будет предусмотрена в бюджете на год будущий.

Андрей Авторгов, член общественного совета при ГИС

– На сегодняшний день встал вопрос относительно места ГИС в системе органов государственной власти. В мае состоялись парламентские слушания о состоянии исполнения судебных решений, на которых была озвучена позиция относительно возвращения ГИС под юрисдикцию судебной администрации. Однако, на мой взгляд, сегодня это не даст ожидаемых результатов. Я придерживаюсь мнения, что целесообразней избрать европейскую модель, при которой функции ГИС будут выполняться частным образом. Хочу отметить, что эта модель работает и в странах Балтики – Латвия, Литва, Эстония внедрили эту модель в 2001 г., оправдывает она себя и в таких странах, как Грузия и Казахстан. На сегодня в Казахстане выдано 900 лицензий на осуществление такой деятельности. Подводя итоги работы частных исполнителей, эксперты приходят к выводу, что они работают намного эффективнее, нежели их государственные коллеги.

Виктор Татьков, председатель Высшего хозяйственного суда Украины

– Причины неудовлетворительного состояния исполнения судебных решений так или иначе связаны с проблемами в деятельности всех трех ветвей государственной власти. Главной же системной проблемой, по моему глубокому убеждению, является отсутствие непосредственной связи между принятием судебного решения и его исполнением. Эта связь была утрачена после ликвидации должностей судебных исполнителей при общих судах и создания отдельной исполнительной службы в системе органов исполнительной власти. Понятно, что сделано это было с учетом рекомендаций соответствующих европейских институтов с целью устранения характерных для судов функций по обеспечению выполнения собственных решений. Однако практика, сложившаяся в Украине, свидетельствует о нецелесообразности полного отделения исполнительной службы от судебной системы, что определенным образом негативно повлияло на эффективность системы исполнительного производства и в значительной мере нивелировало фундаментальный принцип осуществления правосудия – принцип обязательности судебного решения.

Владимир Рыбак, спикер Верховной Рады Украины

– По данным статистики, состояние полного исполнения судебных решений в Украине пока что является неудовлетворительным. На сегодня выполняется лишь каждое третье решение суда. Вместе с тем, растет количество заявлений, поданных в Европейский суд по правам человека относительно длительного невыполнения решений национальных судов. 5 июня 2012 г. Верховная Рада Украины приняла Закон «О гарантиях государства по исполнению судебных решений», разработанный во исполнение Украиной пилотного решения Европейского суда по правам человека по делу «Юрий Иванов против Украины», который установил новую процедуру исполнения решений судов, должниками по которым являются государственные органы, предприятия, учреждения и организации, а также юридические лица. Однако указанная проблема еще далека от окончательного решения. Думаю, что нам следует внимательно изучить институциональную составляющую проблемы надлежащего исполнения судебных решений в Украине в части совершенствования деятельности Государственной исполнительной службы.

Анатолий Марцинкевич, секретарь ВККС

– Проблема исполнения судебных решений действительно существует. Следует понимать, что рассмотрение дела начинается с момента подачи заявления и заканчивается моментом исполнения судебного решения. На сегодняшний день судьи достаточно формально относятся к проблеме исполнения решений. Для того, чтобы решить эту проблему, Высшая квалификационная комиссия судей Украины совместно с канадскими коллегами разрабатывает программу досудебного решения споров. На данный момент эта пилотная программа внедряется в 4 судах Украины. Необходимо отметить, что, например, в Канаде до 60% дел заканчиваются на стадии досудебного рассмотрения. Если эта модель заработает в Украине, это значительно скажется на проценте выполняемых судебных решений.

В то же время, к сожалению, у нас есть проблема исполнения судебных решений государством. Я думаю, что изменения, предложенные в Законе №583-VII, в итоге окажутся положительными.

Вадим Колесниченко, член Комитета ВР по вопросам верховенства права и правосудия

– Изменения в Закон «О государственной исполнительной службе» давно назрели. Но в нашем обществе есть одна тонкость: любые, даже самые жесткие меры, прописанные законодательством, нейтрализуются их неисполнением. Хочется верить, что принятые изменения действительно будут служить инструментом, которым люди начнут эффективно пользоваться. В случае же неэффективной работы исполнительной службы граждане смогут обжаловать действия тех, кто не исполняет судебные решения. Что касается взаимоотношений с госказначейством, то мы прекрасно понимаем, что выплаты сумм по пенсиям, а также по решениям ЕСПЧ растянутся на десятилетия и во многом будут зависеть от наполнения Государственного бюджета.

Исполнительное производство: мировой опыт

Великобритания

В Англии, Уэльсе, Шотландии существует смешанная система принудительного исполнения. Исполнительное производство в судах графств осуществляют бейлифы, которые входят в судебную систему. Их работу контролируют бейлифы, осуществляющие надзор. Управление деятельностью по многим вопросам осуществляет старший клерк суда графства, к которому прикреплены бейлифы.

Германия

Органом, осуществляющим принудительное исполнение актов гражданских судов, является судебный исполнитель, если исполнение на основании закона не отнесено к компетенции суда. Если исполнение отнесено к компетенции суда, оно осуществляется особенной категорией его сотрудников со специальным высшим образованием, которые самостоятельно производят определенные процессуальные действия.

Израиль

С 2009 г. институт судебных исполнителей перешел в непосредственное подчинение Минюста (до этого он был в ведении судебных органов). Министр юстиции имеет право с разрешения парламентской комиссии по юридическим вопросам создать бюро судебного исполнителя в каждом районе в количестве не менее одного бюро на каждый район.

США

Функции исполнительного производства осуществляют шерифы и их заместители, отчасти – маршальская служба на федеральном уровне, а также судебные приставы-исполнители. Значительную часть работы по принудительному взысканию выполняют частные коллекторские агентства, тем самым освобождая государственные органы для работы над более серьезными делами.

Франция

Существуют различные профессиональные организации судебных приставов с различными целями и функциями, а своего рода процессуальный контроль осуществляется специальной категорией судей – «судьями по исполнению». Они рассматривают жалобы на действия судебных приставов, а также разрешают все сложные вопросы, возникающие в процессе принудительного исполнения судебных решений.

В Украине около 7 тыс. государственных исполнителей, и по различным причинам они не вполне справляются со своими обязанностями. В то же время, во Франции всего 90 частных исполнителей, которые финансово не заинтересованы в увеличении этой численности. Доход французского исполнителя прямо пропорционален количеству взысканий. А вот украинский исполнитель может рассчитывать только на оклад в 1200 грн.

Как гражданину взыскать задолженность?

В случае принятия решения о взыскании средств взыскатель представляет органу казначейства:

1. Заявление об исполнении такого решения с указанием реквизитов банковского счета, на который следует перечислить средства, или данных о перечислении средств в наличной форме через банки или предприятия почтовой связи, если указанный счет отсутствует.

2. Оригинал исполнительного документа.

3. Судебные решения о взыскании денежных средств (в случае наличия).

4. Оригинал или копию расчетного документа (платежного поручения, квитанции и т. п.), подтверждающего перечисление средств соответствующего бюджета.

К заявлению могут прилагаться другие документы, которые содержат сведения, способствующие исполнению решения о взыскании средств (справки и письма органов, контролирующих взимание поступлений в бюджет, или органов местного самоуправления, решения органов предварительного расследования и прокуратуры и т. д.).

Исполнительные документы предъявляются к исполнению в течение одного года со дня, следующего за днем вступления решения о взыскании средств в законную силу. Сроки предъявления исполнительных документов прерываются в случае предъявления их к исполнению, отсрочки или рассрочки исполнения решений о взыскании средств в установленном порядке

(Прим. ред. Следует учитывать, что согласно переходным положениям Закона №583-VII, в порядок исполнения решений о взыскании средств государственного и местных бюджетов или должников, утвержденный постановлением КМУ №845 от 3.08.2011 с изменениями от 15.04.2013, могут быть внесены изменения)

Банкиры начали активней предлагать свои кредиты населению. По данным НБУ, только за июль финучреждения нарастили объемы гривневого кредитования физлиц практически в три раза: объем выданных кредитов превысил 2,45 млрд грн против 733 млн грн в июне. Нынешний бум — результат быстрого роста объемов кеш- и карточного кредитования. «В этом году наш банк уже выдал потребительских кредитов в пять раз больше, чем в прошлом году. И в ближайшие месяцы динамика будет ускоряться», — заявил «Вестям» член правления АО «ОТП Банк» Владимир Мудрый.

Армия кредиторов среди населения активно разрастается. Займы гражданам начинают выдавать банки, которые до сих пор специализировались исключительно на финансировании компаний: они запускают выдачу чужих кредитов в своих отделениях (займы выдаются за средства банков-партнеров, и на этом зарабатываются комиссионные). «К тому же финучреждения увеличивают свое присутствие в наименее «закредитованных» населенных пунктах — райцентрах и селах. Конкуренция за проживающих там заемщиков будет усиливаться», — рассказал нам директор по продажам розничных продуктов Правэкс-Банка Олег Заяц.

Финансисты настырно бомбардируют клиентов заманчивыми предложениями — от «льготных» программ кредитования пенсионеров до возможности получать бонусы и скидки при оплате товаров кредитной картой. Взяв на прицел наиболее дисциплинированных заемщиков, кредиторы наперебой предлагают им новые займы, расписывая «выгодные» условия, за которыми на самом деле скрываются комиссии, страховки и штрафы. «Вести» просчитали, во сколько на самом деле обходится заемщику кредит.

 

Как рассчитать реальную стоимость потребкредита

1. Можно и без справок

Граждане с готовностью откликаются на предложения банкиров. Из-за затяжного кризиса украинцы растратили денежные накопления, отложенные на черный день. И, столкнувшись с необходимостью совершать дорогостоящие покупки, охотно залазят в кредитную кабалу. Причем делают это не по одному, а по нескольку раз. Банкам выгодно, чтобы заемщики брали побольше кредитов, и они активно стимулируют получение новых кредитов. В итоге многие заемщики сейчас попали в замкнутый круг: чтобы расплатиться по старым займам, они берут новые кредиты. Зачастую такие кредиты оказываются непосильной ношей для многих из-за своей цены: «Вести» высчитали, что за кредит в 10 тыс. грн заемщик переплачивает (в виде процентов и дополнительных платежей) от 6400 до 9860 грн.

Одолжить у банка деньги без залога сейчас можно на срок до трех-пяти лет. Максимальный размер займа, в зависимости от банка, колеблется в диапазоне 25–100 тыс. грн, авансовый взнос в большинстве случаев не обязателен. Подсаживая население на кредиты, банкиры максимально упрощают условия их выдачи. Чаще всего от граждан требуют паспорт, идентификационный код, а также справки об официальном трудоустройстве и доходах за последние три-шесть месяцев. Хотя иногда кредиторы закрывают глаза и на отсутствие подтверждения официальной зарплаты. В этих случаях они выдают займы не более чем на три года и на сумму, не превышающую 20–50 тыс. грн.

Вскоре банки обещают и вовсе упразднить любые бюрократические процедуры. «Будет активно развиваться направление кредитов, которое мы называем pre-approved. Кредитные учреждения сами будут обращаться к клиентам с уже имеющимся на руках позитивным решением о выдаче кредита. В первую очередь на получение займов по такой упрощенной процедуре смогут рассчитывать держатели зарплатных карт, пенсионеры, постоянные клиенты», — утверждает Олег Заяц.

2. Иллюзия дешевизны: комиссии повсюду

Традиционно банкиры пытаются сыграть на жадности заемщиков, соблазняя их дешевизной кредитов. Декларируемые ставки выглядят вполне щадяще, варьируясь от 0,01 до 39% годовых: еще совсем недавно финансисты рекламировали кредиты и вовсе под 0% годовых, однако с недавних пор таких предложений стало меньше. Однако на практике обслуживание займов выливается в заоблачные суммы. Такой эффект достигается за счет введения банками различных видов сборов и платежей. Размер ежемесячной комиссии составляет в среднем по рынку 1,7–4,5% годовых, автоматически повышая ставку по «нулевым» кредитам до 20,4–54% годовых. Если сюда приплюсовать разовую комиссию за выдачу средств (от 3% до 8% от суммы займа), удорожание получится еще более существенным. Другая распространенная уловка банкиров — это оформление кеш-кредитов на пластиковые карты. Чтобы их обналичить в банкомате или кассе, клиентам приходится дополнительно платить еще порядка 1–4% от суммы операции.

Неприятной неожиданностью для заемщиков становится и необходимость оформлять страховку при получении кредита: изначально банк может говорить, что это необязательно, однако не сомневайтесь — он на этом настоит. Граждан заставляют страховать либо финансовые риски (на случай невозможности погасить кредит, например, в случае потери работы), либо покупать страхование от несчастного случая. Размер платежей по таким договорам может достигать 0,5–1,5% от суммы кредита ежемесячно, увеличивая процентную ставку на 6–18% годовых. «Но главная ловушка состоит в том, что большинство банков начисляет проценты не на остаток задолженности по кредиту, а на всю его сумму, из-за чего клиентам приходится переплачивать в несколько раз. У банков достаточн уловок, чтобы нагнать сумму платежа по кредиту. Если суммировать все дополнительные платежи и условия начисления процентов, средняя реальная ставка по кеш-кредитам и карточным займам часто достигает 70–150% годовых при декларируемом нулевом проценте», — констатирует адвокат, старший партнер Адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец.

3. Стоимость займа — почти тайна

Юристы утверждают, что большинство договоров потребкредитования грубо нарушают Закон «О защите прав потребителей». Они не только содержат несправедливые условия, но и не дают представления заемщикам о реальной стоимости займов. «Часто условия кредитного договора написаны таким образом, что даже сотрудник банка, который оформляет кредит, не в состоянии правильно понять их смысл и объяснить потребителю. Одни банки используют сложные формулы расчета процентов, другие — выносят условия о размере платежей в отдельное приложение или в разные разделы договора и т. д.», — рассказывает советник АО Arzinger Александр Плотников.

Все это существенно затрудняет восприятие договора и не оставляет заемщику шансов в нем разобраться. Тем не менее оспорить такой документ в суде очень непросто. «Служители Фемиды чаще всего поддерживают позицию финучреждений, принимая решения о взыскании задолженности со всеми начисленными процентами и штрафами в полном объеме. Они мотивируют такую позицию тем, что, подписав договор с кредитным учреждением, заемщик сам согласился на такие условия», — поясняет адвокат, партнер Юридической компании TIC Денис Писанный.

Чтобы избежать неприятностей, которыми чревато получение потребкредитов, можно воспользоваться альтернативным предложением банков — овердрафтами, которые оформляются под зарплатные карты. Держа под контролем зарплату заемщиков (они получают право списывать поступающую зарплату в счет погашения кредита), кредиторы могут себе позволить раздавать займы по более-менее лояльным ценам. Ставки по овердрафтным займам колеблются в диапазоне от 12% до 40% годовых, размеры кредитного лимита достигают 60 тыс. грн или держатся в рамках трех-пяти заработных плат. Правда, даже такие щедрые предложения банков могут таить неприятные сюрпризы. Главный — это комиссия за обналичку кредита в банкомате (до 4% от снятой суммы). На втором месте находятся штрафы и пени за просрочку, которые в сумме могут достигать первоначальной суммы кредита, а в некоторых случаях и значительно ее превышать. Избежать их можно, лишь если работодатель вовремя начисляет зарплату и банк своевременно совершает списание средств в счет погашения.

Советы: как сэкономить на кредите

Читайте договор. Проверьте не только ставку по кредиту, но и наличие ежемесячной комиссии (ее нужно умножить на 12, по количеству месяцев в году), разовой комиссии за оформление. Обязательно проверьте, требует ли банк купить страховку жизни и сколько взимает за снятие наличности с карты. Если вас не устроила реальная цена — посетите другие банки — у них могут быть меньше допплатежей.

Ищите альтернативу. Ею может стать овердрафтный кредит: его в размере 2–3 ваших зарплат может выделять банк, выпустивший вам зарплатную карту. Такие займы в 1,5–2 раза дешевле кэш-кредитов.

Проверьте сроки. У каждого банка свои сроки внесения платежей. Если сделать взнос по кредиту раньше срока, то банк может воспринять его как досрочное погашение и взыскать за это комиссию.

Требуйте детальный расчет платежей. Банк обязан рассчитать не только стоимость кредита и помесячные выплаты по каждой статье расходов (проценты, комиссии, страховка), но и просчитать реальный размер переплаты по итогу погашения. Соберите эту же информацию по другим банкам, и выберите лучший вариант.

Проверьте методику расчета. Ежемесячный процент по кредиту должен насчитываться не на всю сумму займа, которую вы изначально брали в банке, а только на его остаток. По мере погашения кредита размер долга перед банком будет сокращаться.

Экономия: дешевле всего— овердрафты

«Дешевле всего сегодня овердрафтные кредиты, — сказала нам заведующая сектором по вопросам кредитной экспертизы розничного бизнеса City Commerce Bank Ольга Гаркуша. — К тому же там могут быть и льготные периоды погашения».

Штрафы: доказывать незаконность приходится в суде

«Подписывая договор, на всякий случай всегда интересуйтесь размерами штрафов, которые взыскивает банк за просрочки в платежах, — советует старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец. — Размеры штрафов, начисляемых впоследствии банками, могут превышать 50% суммы займа, а в некоторых случаях и 100% его размера. Чтобы доказать неправомочность таких взысканий и превышение банком полномочий, ведь штраф не может превышать сумму кредита, приходится судиться».

Без переплат: за сроки заставят доплатить

«У каждого банка свои условия погашения кредита и даты выплат, и, чтобы не платить лишнего, нужно изучать кредитный договор, — отметил в беседе с «Вестями» заместитель председателя правления, директор розничного банка «VAB» Антон Шаперенков. — В одном банке нужно вносить платежи до 10 числа, а в другом — до 20 числа каждого месяца. Это важно: ведь если сделать взнос по кредиту раньше срока, то банк может воспринять его как досрочное погашение и взыскать за это комиссию».

Украинские заемщики начали судиться за списанные банками долги. «Выясняется, что когда граждане договаривались с банками о списании кредитных задолженностей по ипотеке или тем же автокредитам, финансисты не разъясняли им, что «прощенная» им сумма, по действующему законодательству, расценивается как прибыль. И с этой прибыли нужно уплатить налог. Сейчас налоговые органы начали требовать с заемщиков уплаты 15-17% (в зависимости от суммы). А люди просто в шоке, им нечем его платить, вот они и идут в суды», — рассказал «Вестям»управляющий партнер юрфирмы «Можаев и Партнеры» Михаил Можаев. Последнее решение по такому делу недавно вынес Печерский районный суд г. Киева (№757/8304/13-ц).

Суды идут навстречу заемщикам и разрешают не платить 15-17% налога лишь в одном случае: если банк просто списал весь либо часть долга клиента, но не подписал при этом мировое соглашение (как и случилось в вышеупомянутом споре). «Если такое соглашение подписано, то налог на прибыль платить нужно — банки, в своих отчетах сообщают налоговикам о списании кредитной задолженности. Это абсолютно законное требование, оно содержится в Налоговом кодексе», — признал старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец. По словам экспертов, гражданин обязан внести отчет об уплате подоходного налога в свою декларацию. «Если кредитор сообщает должнику об аннулировании долга (заказным письмом с уведомлением о вручении) и включает сумму долга в свою налоговую отчетность, то должник (физическое лицо) самостоятельно уплачивает налог с таких доходов. И обязан отчитаться в получении такого дохода в своей годовой декларации», — разъяснила «Вестям» финансовый директор «Оттен Консалтинг» Наталья Шевченко.

Действующее законодательство оставляет заемщикам небогатый выбор. Либо, договариваясь с банком о списании всей или части просроченной задолженности, не подписывать с финансистами мирового соглашения. И оставаться при этом в шатком положении: без этого документа, задолженность не считается погашенной, и в банк в любой момент может потребовать доплаты. Второй вариант — это подписать пресловутое соглашение, но заплатить подоходный налог.

Боритесь за штрафы

Главный совет, который юристы дают тем, кто все-таки решиться на подписание мирового соглашения — это добиться от кредитора снижения размера пеней и штрафов, которые начисляются банком. Даже при условии списания всей суммы задолженности. «Ведь физлицу придется уплачивать подоходный налог с общей суммы списанной задолженности (включая все санкции) — чем она меньше, тем меньше придется платить государству», — отметил Михаил Можаев.

К слову, в вышеупомянутом кредитном деле, рассмотренном Печерским районным судом, по кредиту в $500, банк удосужился начислить штрафов почти на 200 тыс. грн. «Начисление необоснованно высоких штрафов и пеней достаточно распространенная практика. У нас был случай, когда физлицу при кредите в 1,3 млн. грн., за несвоевременные платежи было начислено штрафов на 2,6 млн. грн.», — рассказала «Вестям» партнер юрфирмы Vox Legum Оксана Говорун.

Впрочем, юристы уверяют, что при грамотных переговорах с банком, сумму финансовых санкций всегда можно сократить. В худшем случае, на 50%, а в лучшем — на все 80-90%.