Ликбез
Согласно старого УПК 1960 года в результате рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях правоохранительные органы выносили постановления о возбуждениилибо отказе в возбуждении уголовного дела. И сразу же вручали копии таких постановлений лицу, в отношении которого возбуждено дело, а также потерпевшему (в случае возбуждения дела), а при отказе в возбуждении – заявителю и иным заинтересованным лицам. Обжаловать постановления об отказе в возбуждении возможно было в течение 7 дней с момента получения соответствующего постановления.
Новым же Уголовно-процессуальным кодексом Украины статьей 214 предписано следователю, прокурору не позднее 24 часов с момента поступления заявления о совершенном уголовном правонарушении внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований. С момента внесения таких сведений и начинается досудебное расследование.
С принятием нового УПК следователю и прокурору не нужно выносить никаких постановлений, иных процессуальных документов. Следователь обязан лишь принятьи зарегистрировать заявление об уголовном правонарушении. Отказ в осуществлении этой обязанности не допускается. Единственным лицом, которого следователь обязан уведомить о начале досудебного расследования, является прокурор.
В статье 60 предусмотрено право заявителя получить документ о подтверждении принятия и регистрации заявления и о завершении досудебного расследования. Но этому праву не корреспондирует обязанность следователя самостоятельно направлять заявителю уведомления. Т.е. следователь только при получении соответствующего ходатайства заявителя обязан сообщить номер ЕРДР и на какой стадии находится его расследование.
В практике случаются случаи, когда следователи не усматривают состава преступления в описанных в заявлении обстоятельствах и не желают вносить его в ЕРДР. Особенно когда заявление касается кого-то из своих. И, как правило, не сообщают о своем решении заявителю.
Согласно статей 303, 304, 305 УПК бездействие следователя по невнесению сведений в ЕРДР после получения заявления об уголовном правонарушении может быть обжаловано заявителем в течение 10 дней с момента бездействия, а в случае вынесения постановления, с момента получения такого постановления.
Вместе с тем, кодексом не урегулировано, с какого конкретно момента нужно исчислять 10-девный срок обжалования, ведь следователь не выносит постановлений о внесении сведений в ЕРДР, отказе внесения сведений и не обязан информировать заявителя о принятом решении.
В случае непосредственного принятия у физического лица заявления, ситуация более или менее понятна. А вот если заявление направлено почтой либо с другой области страны, выходит, что заявитель долгие месяцы может и не знать о нарушении следователем закона. И только при написании ходатайства сможет узнать о результатах рассмотрения своего заявления.
Но в этом случае сроки обжалования истекут, и поданную жалобу суд попросту может вернуть заявителю.
В соответствии со ст. 304 УПК Украины жалоба на действие или бездействие следователя возвращается судьёй в случае пропуска 10-ти дневного срока обжалования и отсутствия ходатайства о восстановлении срока или судья не найдет основания для его восстановления.
И опять же, вопрос о наличии оснований для восстановления сроков на обжалование передан на субъективное рассмотрение судьёй. Каких-то четких и однозначных оснований для восстановления сроков обжалования закон не устанавливает.
Благо статья 304 УПК разрешает обжаловать определение следственного судьи о возврате жалобы на бездействие следователя в апелляционном порядке. Однако, каждый ли заявитель готов пройти все этапы обжалования бездействия следователя для того, чтобы его заявление было внесено в единый реестр досудебных расследований?
Следователи прекрасно знают, что не каждый. И пользуются этим. Кроме того, очень обижаются, если их действия обжалуются не по вышеуказанной процедуре. Например, можно подать заявление о совершении преступления самим следователем (ст.364 УК Украины). Или написать жалобу вышестоящему руководству и управление внутренней безопасности с просьбой привлечь следователя к дисциплинарной ответственности. Этого они боятся гораздо больше, чем обжалование в порядке статьи 304 УПК Украины.
А как по-другому заставить следователей и прокуроров четко следовать закону? Если нет ответственности за нарушения закона – закон можно не выполнять.
- Информация о материале
Начало 2000-х годов принесло на постсоветское пространство бум так называемых реалити-шоу. Когда в октябре 2001-го три российских канала начали транслировать проект «За стеклом», большинство стран СНГ буквально стояло на ушах. В головах людей не укладывалось: как можно так откровенно и бесстыдно вынести на обозрение многомиллионной аудитории свой быт и интимную жизнь, выбрав добровольное затворничество перед телекамерами?
И хотя с тех пор ажиотаж, раздутый вокруг подобных проектов, улегся, по иронии судьбы почти каждый из нас уже давно живет в своем небольшом мире «за стеклом». Этот выбор мы делаем сами, регистрируя свои данные в Сети, заполняя различные формы в магазинах, наконец, открывая счета в банках, оформляя кредиты. Мы, пользуясь бытовыми благами и услугами, открываем доступ к огромному массиву информации и персональных данных, давая кому попало право ими распоряжаться.
И хорошо, если такая опрометчивость обернется надоедливой рекламой, приходящей в виде спама по sms и на электронную почту, а не оформленной на ничего не подозревающего человека фиктивной фирмой-однодневкой или, чего хуже, переписанным в один момент на неизвестных лиц имуществом.
Сам себе компромат
— Почему вы при заполнении заявки не указали данные об уже погашенных займах? Это вообще-то одно из условий успешного оформления нового кредита, — сверкнув глазами, спросила консультант банка в безупречной белой блузке, которая придавала ей грозность школьной учительницы.
— Пытался вспомнить все свои прошлые «грехи», но, увы, у меня это не получилось, — пытался отшутиться редактор «Эксперта», уже начиная жалеть о том, что поддался распродажной истерии и решил побаловать себя новым ноутбуком, взяв его в кредит.
«Ладно, подождите, сейчас попробуем проверить по базе», — снисходительно вздохнула собеседница, сосредоточенно уткнувшись в монитор компьютера. В итоге спустя десять минут девушка выдала целый поток информации. «За последние пять лет вы брали кредит трижды. Первый был оформлен в 2006 году, который вы погасили в середине 2007-го. В начале 2008 года вы взяли еще один заем на покупку мобильного телефона, погасив его с двумя просрочками. И третий кредит, оформленный летом 2012-го на планшет, вы закрыли досрочно зимой прошлого года. Кстати, сейчас у вас минусовый баланс по кредитной карте нашего банка. Пожалуйста, не забудьте оплатить задолженность до конца месяца, иначе на нее начнет капать пеня».
И увидев нескрываемое удивление на моем лице, сотрудница банка поспешила добавить: «Не переживайте, никакой секретной информации здесь нет. Все эти данные находятся в базе нашего бюро кредитных историй. Можете сами удостовериться».
Система бюро кредитных историй функционирует в Украине уже десять лет, абсорбируя в себя данные о заемщиках. Но если на первых этапах туда попадала очень незначительная часть кредитов (в основном это были кэш-займы), то в последние годы банки, столкнувшись со шквалом невозвратов, занялись тщательным сбором информации о клиентах, стараясь защититься от неблагонадежных заемщиков.
Сейчас в Украине работают семь кредитных бюро, среди которых крупнейшими являются Украинское бюро кредитных историй (УБКИ), Международное бюро кредитных историй (МБКИ) и Первое всеукраинское бюро кредитных историй (ПВБКИ).
Но в базах бюро содержится информация не только о кредитах. Там можно найти значительно больше: начиная от того, кто кому и сколько должен, когда и с кем судился, какая компания находится в состоянии банкротства, и заканчивая проверкой документов на предмет их утери или подлинности, а также доступом к различным госреестрам (например, отягощений на движимое имущество).
Причем кредитные бюро могут передавать собранные данные другим заинтересованным лицам. Проще говоря, например, сегодня гражданин Петров стал клиентом банка X, который отправил данные о нем в кредитное бюро Y. Только Петров не знает, что к этому бюро подключены еще несколько десятков банков, страховых компаний, кредитных союзов, которые также имеют доступ ко всей подноготной нового клиента. А это значит, что по большому счету доступ к данным, которые балансируют на грани банковской тайны, может получить каждый желающий.
И тебя вычислят, и меня вычислят
Первые попытки достучаться в бюро оказались неудачными. «Согласно нашим правилам, кроме банков пользователями услуг нашего бюро являются только финансовые организации», — объяснила глава ПВБКИ Антонина Паламарчук. Аналогичный ответ был получен и от МБКИ.
Зато УБКИ, которое владеет 30 млн кредитных историй, собранных на 18 млн человек, приняло наш запрос с распростертыми объятиями. На отправленное электронное письмо с изъявленным в нём желанием подключиться к базе бюро спустя час мобильный телефон завибрировал от звонка неизвестного абонента, номер которого определился как «+». Собеседником оказался непосредственно руководитель бюро Александр Журавлев, который после небольшой лекции о роли кредитной истории в глобальной судьбе человечества задал вопрос в лоб: «Для чего именно вам необходима база бюро? Мы тщательно отбираем партнеров».
Легенда была заготовлена заранее. Согласно ей, журналист «Эксперта» открывал бизнес, связанный с обучением, проведением семинаров, тренингов, который будет охватывать достаточно большую аудиторию. А так как обучение предполагало рассрочку оплаты своих услуг, очень важно понимать, с какими людьми придется иметь дело.
Собеседник на другом конце провода моментально оживился: «Ну, в таком случае мы предоставим тестовый аккаунт, чтобы вы посмотрели, как выглядит и работает база. Если всё устроит — прочитаете условия договора на нашем сайте, оплатите услуги и получите полный доступ».
Через 15 минут на электронную почту пришла инструкция по регистрации. Естественно, в первую очередь хотелось посмотреть информацию о себе. Картина была полной: начиная от года рождения, адреса прописки и фактического проживания и заканчивая паспортными данными, а также местом работы. Кроме того, база УБКИ содержала информацию обо всех выданных ранее кредитах (все они были оформлены в разных банках), с графиками и суммами их погашения. Несколько щелчков мышью — и аналогичные досье система выдала на друзей и коллег.
Причем такие же манипуляции можно проделать в отношении любой компании или предприятия. В базе тут же отыскались такие бренды, как «Фуршет», «Пузата Хата» и даже юная структура ВЕТЭК. В запрошенных отчетах содержалась информация как о местонахождении компаний, так и об их руководстве, сфере деятельности, учредителях, открытых судебных делах.
Легальная странность
Парадокс, но давая возможность копаться в «грязном белье», кредитные бюро законодательство не нарушают. Главное, чтобы выполнялось условие статьи 6 Закона Украины «Об организации формирования и оборота кредитных историй», согласно которой пользователями данных бюро могут быть любые компании и предприниматели, предоставляющие услуги с отсрочкой платежа либо имущество в кредит. «Предоставление кредитных отчетов при таких условиях не считается нарушением банковской или коммерческой тайны», — уверяет юрист юридической фирмы «Гвоздий и Оберкович» Тарас Литовченко. Эту же информацию подтвердила и пресс-служба Национального банка, отвечая на запрос «Эксперта» в отношении праведности действий бюро.
Действительно, с точки зрения бизнеса кредитная история должна работать не только на благо банка, который отсеивает неблагонадежных заемщиков, но и любой компании, желающей снять с себя риски неоплаты за проданные товары или предоставленные услуги и понять, кто ее контрагент. Исключение составляет лишь информация о национальности, расовом происхождении, политических и религиозных убеждениях, состоянии здоровья. Ее бюро не имеют права не то чтобы разглашать, но даже собирать. «В противном случае санкции, которые могут применяться к бюро, включают в себя штрафы от 500 до 5000 не облагаемых налогом минимумов граждан, а это 8500–85 000 гривен. Возможен даже отзыв лицензии и ликвидация бюро», — пояснил директор департамента контроля рисков КБ «Південкомбанк» Николай Пистунов.
Но при этом практика свидетельствует, что свободный доступ к информации позволяет любому человеку разыскать многих других людей, узнать уровень их благосостояния (ведь по кредитной истории очень хорошо видно, есть ли у заемщика деньги на обслуживание долгов или нет), ну и заодно адрес, где денежки лежат.
Формально бюро не имеет права создавать историю о клиенте без его согласия. Но какой процент людей, подписывая договор с банком, читает то, что в нём написано крошечным шрифтом где-то на десятой странице? К тому же закон четко говорит, что при отказе сообщать о себе данные, банк вправе пересмотреть условия обслуживания, вплоть до отказа в предоставлении услуг.
Впрочем, загвоздка не в этом, а в ответственности — бюро не отвечает за то, как будут использовать третьи лица полученную от него информацию: для бизнеса или в корыстных целях. «На самом деле банковский сектор давно борется за то, чтобы обеспечить более жесткий контроль над кредитными историями. Например, мы неоднократно настаивали на законодательных изменениях, которые позволят создать централизованную базу кредитных историй. Но пока качество хранения информации и контроля ее утечек находится на нулевом уровне», — разводит руками член совета НБУ Василий Горбаль.
Купи-продай
Ситуация с кредитными историями — частность, но она четко отражает то, насколько слаба защита персональных данных в Украине в принципе. Акции в магазинах, дисконтные карты в ресторанах, оформление путевок в турфирмах — всё это сопряжено с заполнением различных анкет и опросников, куда почти каждый, соблазнившись обещаемой скидкой или подарком, бездумно вписывает достаточно информации, чтобы стать жертвой не только ушлых маркетологов, но и мошенников.
Безусловно, если хранение и обработка информации совершается в рамках законодательства, то риски попасть в неудобную ситуацию невелики. Во-первых, ни один магазин или сервисная компания не могут использовать данные о человеке без его согласия (заполняя что-либо, нужно искать обязательные строки «Лицо, заполнившее и подписавшее анкету/договор/соглашение, разрешает использовать свои персональные данные на протяжении 50 лет»). Во-вторых, полученные данные (неважно, в бумажном или электронном виде) должны храниться за семью печатями.
Однако это всё в теории. «Необходимой защиты баз данных нет у 90 процентов компаний, работающих в Украине. Вот и получается, что любой человек, работающий с базой данных, может своровать оттуда информацию и сделать с ней что угодно: продать, забрать на новое место работы и даже уничтожить», — говорит Сергей Маковец, директор по технологиям компании ISSP, специализирующейся на безопасности информационных систем.
Хотя Закон «О защите персональных данных» гарантирует право человеку, предоставившему свои личные данные, доступ к информации, где и как они хранятся, а также кто их получал. Надзор за выполнением этой нормы должна обеспечить Государственная служба по защите персональных данных. «Но служба пока так и не смогла собрать и систематизировать базы данных. Хотя бы потому, что у нее нет для этого ресурсов», — отметил Маковец. Так, еще в начале нынешнего года председатель службы Алексей Мервинский сообщил, что из двух миллионов заявок на регистрацию баз персональных данных завизировано лишь 30 тыс. К тому же 24 июля президент Виктор Янукович подписал закон, который и вовсе отменил государственную регистрацию баз персональных данных.
В крайнем случае владелец персональных данных вправе запретить обработку и потребовать их уничтожения. Но лишь тогда, если есть мотивированные подозрения в незаконности их использования. И как доказать, что личная информация «сливается на сторону», не знают даже специалисты. «По идее нужно обращаться в Госслужбу по вопросам защиты персональных данных с соответствующим заявлением. Но пока такой практики в Украине нет, поймать за руку невозможно», — говорит юрист юридической компании Jurimex Юлия Ивахненко.
Причем Госслужбе для ответа на запрос «Эксперта» потребовался месяц. И комментарий был лишен конструктива, изобилуя законодательными нормами. А при попытке лично попасть на прием к руководству дали от ворот поворот, затребовав письменное заявление, мол, если представители службы сочтут нужным, то сами пригласят в свою вотчину. Не пригласили.
Догоняя WikiLeaks
Доступ к персональным данным давно стал глобальной проблемой. Только в США ежегодно количество преступлений, связанных с кражей персональных данных, превышает 12 млн. В Европе ситуация не лучше: уже с этой осени интернет-провайдеры и операторы связи в ЕС должны будут в обязательном порядке уведомлять о любой утечке, утере или краже информации о пользователях. В среднем же, по подсчетам экспертов, убыток от одного случая утечки информации колеблется от 150 тыс. до 2,7 млн долларов.
Но мировое интернет-сообщество продолжает ратовать за максимальную либерализацию использования персональных данных. Интерес таких гигантов, как Google, Microsoft, Yahoo, Cisco, Oracle, вполне понятен: чем больше информации о том, чем живет и дышит пользователь, тем больше возможностей создать продукты и сервисы «под него».
Правда, есть и оборотная сторона медали, которую вскрыл поступок бывшего сотрудника американских спецслужб Эдварда Сноудена (см. «Одинокий рейнджер против Сноудена»). Именно он предал огласке информацию о засекреченной системе под названием PRISM, с помощью которой власти США не без помощи Google, Yahoo, Facebook, YouTube, Skype несколько лет собирали данные интернет-пользователей по всему миру.
«Использование персональных данных в коммерческих целях — не самая большая опасность. Гораздо серьезнее, когда слежение идет на уровне государства, особенно в Украине, и госорганы получают возможность следить практически за каждым гражданином, иметь доступ к его личной информации, тратам, доходам, перемещениям как внутри страны, так и за ее пределами», — отмечает генеральный директор «Медиа-Трейд Украина» Сергей Блажевич.
Безусловно, можно избежать вынужденной публичности, максимально дистанцируясь от благ цивилизации: не оформляя страховок, не беря кредитов, и даже отказываясь от идентификационного номера (в Украине решение жить без ИНН ежегодно принимают до десяти тысяч человек). Но массовое наступление высоких технологий всё больше сужает рамки личностного пространства для любого человека, живущего на земле. Даже по номеру прав или пластиковой карты теперь можно вычислить кого угодно. А учитывая то, с какой легкостью персональные данные в Украине переходят из рук в руки, каждый раз, заполняя очередную анкету, лучше задуматься о возможных последствиях и вместо номера телефона или домашнего адреса поставить прочерк.
Иллюзия защиты
Российская компания Searchinform уже несколько лет проводит исследования, в которых пытается оценить степень защиты данных в украинских и российских компаниях. Результаты не радуют. Согласно последнему опросу за 2011-й и 2012 год, почти в 20% случаях респонденты затрудняются ответить, отвечает ли кто-то за информационную безопасность в их компаниях. Хотя по сравнению с 2010-м, когда лишь в девяти процентах организаций существовал спецотдел по информационной безопасности, сейчас подобная структура создана почти у 40% опрошенных респондентов.
Кроме того, в 26% анкетированных компаний среди их сотрудников не проводится инструктаж по информационной безопасности. И хотя 88% организаций уже требуют подписывать соглашения о неразглашении конфиденциальной информации, в трех из четырех случаев кражу таких данных осуществляют как раз те лица, которые знают о запретах, существующих в их организациях.
- Информация о материале
"Ваш сын попал в милицию. Если хотите его увидеть, срочно пополните телефон (переведите деньги на счет)". Таким нехитрым способом промышляют в основном заключенные, пытаясь пополнить счета на своих нелегальных мобилках или получить деньги на дополнительную порцию колбаски в тюремном магазине. Обман получил широкое распространение несколько лет назад и уже порядком истрепался. Выручать "неразумное дитятко" без предварительной проверки информации бросаются только крайне обеспокоенные родители. Нужна свежая идея - и вот она есть! История, которую нам рассказал Игорь из города Славянска Донецкой области, надеемся, поможет другим не попасть на крючок.
"Очень извиняюсь"
- Звонки с незнакомого номера на своем телефоне я обнаружил не сразу - был занят, - рассказывает Игорь. - Решил перезвонить. Откликнулся мужчина, несколько раз извинился, а потом сообщил, что у него есть для меня неприятная новость.
Новость состояла в том, что некто располагает пакетом фотографий, на которых жена Игоря запечатлена в постели с другим мужчиной.
- Звонивший снова стал извиняться за то, что делает мне больно, говорил, что не хочет рушить семью, но так уж вышло, что ему поручили мне этот пакет передать, - продолжает Игорь. - Речь несколько вкрадчивого, интеллигентного человека. Почему-то мне показалось, что голос собеседника напоминает голос евнуха. Я не сразу поверил, однако было любопытно, что же будет дальше?
Когда извинения и сочувствия иссякли, "курьер" наконец сообщил, что хочет за свои услуги 300 гривен. Встречу назначил на вокзале, попросив Игоря оттуда ему перезвонить.
- Я пригласил с собой друга из милиции, подумал, может, удастся накрыть какую-то банду. Но на вокзале нас никто не ждал. Когда я перезвонил по знакомому уже номеру, меня попросили купить три карточки пополнения по 100 гривен и перезвонить опять - скажут, куда их следует принести.
Суммы могут возрастать
Покупать "пополняшки" Игорь не стал. Но паузу выдержал. Квест продолжался. Адрес, по которому хранились улики против неверной жены, обещали назвать после того, как "обманутый муж" продиктует номера пополнения. Попрепиравшись с вымогателем пару минут, Игорь окончательно убедился, что был прав, когда не повелся на развод.
- Мой телефон был в открытых ресурсах - я давал деловые объявления в интернете, - заключает Игорь. - Думаю, что не я один мог стать мишенью для мошенников. Ту же уловку можно применить и к женщинам. Они скорее потеряют голову, услышав, что супруг забавляется с другой.
В пенитенциарной службе и милиции Донецкой области говорят, что жалобы на подобные жульничества к ним не поступали. С оговоркой: пока. Новый сценарий, придуманный зэками, выгодно отличается от предыдущего тем, что не каждый абонент решится исповедоваться в том, что подозревали свою половинку в измене, за что и поплатился. Новая метода, похоже, только апробируется, если она заработает, предупреждаем, суммы выкупа будут возрастать.
Компетентно
Александр КРАСНОПЕРОВ, исполнительный директор Всеукраинской ассоциации частных детективов:
- Мошенники всегда играют на эмоциях. Любовь и ревность - самые сильные чувства, и действительно они могут толкнуть людей на спонтанные поступки. Увы, нередко так и происходит.
Мой совет как мужчины и члена Ассоциации детективов: сделайте глубокий вдох и… улыбнитесь. Примите эту информацию как сигнальную, требующую неспешной проверки. И не вступайте ни с кем в финансовые отношения, не будучи уверенным в законности операции. Законная - это та, которую можно отразить в договоре на детективные услуги. Негласная слежка за частными лицами запрещена, ее могут проводить только правоохранительные органы по санкции суда. Но нет уверенности, что не найдутся те, кто станет следить за вашей супругой (супругом) и устанавливать в спальнях скрытые видеокамеры, если вы их об этом попросите. Может быть, вас даже не облапошат, раскрутив на кругленькую сумму.
- Информация о материале
Каждый раз на эту уловку попадаются все новые и новые люди. На днях знакомая поделилась в Фейбуке фоткой:
Ваши руки потянулись к кнопке репоста как это уже сделал 521 человек? Минуту! Сначала выполните несколько простейших вещей.
1. Назовите город, в котором требуется помощь
Почти все мошеннические объявления пишутся без указания города - так они лучше рапространяются. Каждый прочитавший подумает, что это происходит в его местности. Отсутствие города - первый признак обмана.
2. Включите голову
Подобные тексты всегда написаны очень эмоционально. Постарайтесь вникнуть в текст и задать себе несколько вопросов. Отдают породистых щенков. Случайная вязка у породистых родителей хоть и может случиться, но ее вероятность очень мала. Хозяева ее не допустят. Отдают бесплатно. Почему? Если они породистые, то на картинке в тазике лежит 150-200 тысяч рублей. Почему именно утопят? Объявление написано не от лица хозяев, а от постороннего - тоже странно.
3. Обратите внимание на наличие деталей в объявлении
В нашем случае их вообще нет. Нет имени к кому обращаться, возраста щенков, их количества и сколько из них мальчиков и девочек. Если речь идет о ребенке, то не указываются диагноз, больница в которой он лежит, адреса отделений переливания крови, график их работы и другие очевидные вещи.
4. Срочность
Ребенок умирает, щенков утопят - не думайте, нажимайте на репост или звоните быстрее! На это и рассчитывают мошенники.
5. Используйте поиск по номеру телефона
Да, это настолько очевидно, что почему-то не всем приходит в голову. Очень вероятно, что среди одинаковых перепостов, вы найдете запись того, кто до вас уже попытался разобраться в ситуации.
6. Обратите внимание на даты
Подобные объявления гуляют по сети годами. "Собачка могла подрасти" и уже бегает большим и счастливым псом у прекрасных хозяев.
7. Поищите в интернете фотографию из объявления
Вряд ли мошенники будут делать фото сами. Скорее всего они найдут в сети подходящее и очень трогательное избражение. Используйте поиск по картинкам (нажмите на значок фотокамеры). Если фотография заимствована, вы это легко обнаружите.
8. Узнайте какому оператору принадлежит указанный в объявлении номер
Для этого есть специальный сервис"Коды мобильных операторов". Как минимум, вы поймете, что живете далеко от щенков и вряд ли сможете их забрать.
9. Номер чужого региона должен вызвать подозрение
Номера, которые выглядят как обычные мобильные, но являются платными - существуют. Они принадлежат контент-провайдерам, которые предоставляют на них платные услуги, например, голосования, разговоры для взрослых и прочие развлекательные сервисы. Иногда с помощью разных схем их могут использовать мошенники. Будьте внимательны: платный контентный номер, как правило, имеет префикс, отличный от вашего региона. Например, 8 809 505 хх хх однозначно должен взывать ваше подозрение.
10. Позвоните по указанному номеру сами, прежде чем нажмете на перепост
Уж лучше вы сами попадетесь в лапки жуликов, чем обманете френдов и френдов их френдов. Если есть подозрения - проверьте информацию перед тем как ее распространите. Номер из другого региона наберите по Skype.
А теперь самое важное:
Все написанное не значит, что вы не должны распространять информацию о помощи! Просто помните об ответственности перед читателями, не помогайте мошенникам и проверяйте информацию, это займет всего пару минут.
Указанные в примерах номера уже отключены.
- Информация о материале
Глава московского отделения Федерации автовладельцев России Сергей Канаев рассказывает о подставном тракторе, обманчивой разметке и других схемах, которые сотрудники ГИБДД используют, чтобы делать из водителей нарушителей.
Пешеход
«Свой» пешеход или бросается под машину на переходе, или, идя по обочине и разговаривая по телефону, делает движение в сторону машины (по подсказке сообщника). Тут же говорит, что не пострадал — все нормально. Если все происходит в поле зрения гаишников, ситуация решается на месте. При этом на аргументы водителя о том, что пешеход резко бросился под колеса, никто не обращает внимания: потерпевший и свидетели утверждают обратное. Если в окрестностях нет экипажа ДПС, а водитель не вызывает его для оформления (поскольку нет пострадавших), потом у пешехода обнаруживаются травмы и свидетели. Водитель, разумеется, виноват, поскольку покинул место ДТП. Далее пешеход при помощи сотрудников ГИБДД может на него давить и вымогать деньги.
Скоростной режим в населенном пункте
Сотрудники ГИБДД устанавливают переносной фоторадар на трассе, за пределами знака, который сообщает о въезде в город или поселок. При этом камера настроена таким образом, что фиксирует нарушение скоростного режима в населенном пункте. В результате автоматически правила нарушают подавляющее большинство водителей, которые с удивлением узнают об этом, получив штраф по почте.
Ограниченная видимость
Пункт 11.5 ПДД запрещает обгон «в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения». При этом в ПДД нет разъяснения, что считать «ограниченной видимостью». С точки зрения сотрудника ГИБДД, это такая ситуация, когда видимость дороги менее 100 метров хотя бы в одном направлении, связанная с конструктивными особенностями дороги. Сюда попадают повороты, подъемы, спуски. И если на дороге нет ни знака «обгон запрещен», ни сплошной линии разметки, но водитель пошел на обгон в конце подъема перед поворотом, сотрудники ГИБДД тут же угрожают изъятием прав, поскольку водитель грубо нарушил ПДД, совершив маневр в условиях ограниченной видимости.
Аварийная ситуация
Сотрудники ГАИ едут по главной дороге. Водитель на своем автомобиле подъезжает к перекрестку и останавливается, чтобы пропустить транспорт. Но автомобиль ГАИ резко тормозит и имитирует, что он собирается совершить с ними столкновение. Водителя останавливают, говорят, что была спровоцирована аварийная ситуация, и начинают угрожать лишением водительских прав.
Сломанный грузовик
Водитель едет по дороге из двух полос: одна в направлении движения, другая — встречная. Перед светофором стоит грузовик с включенной аварийной сигнализацией. Чтобы объехать преграду, водитель начинает выезжать на полосу встречного движения, и в этот момент поломанный грузовик начинает движение с уже выключенной аварийной сигнализацией. За перекрестком уже стоит автомобиль ДПС.
Преимущество спецтранспорта
Самая простая схема: автомобиль ГИБДД едет за водителем, дожидаясь, пока на дороге не создастся плотный поток, а потом включает мигалку. Водителю деваться некуда, и, соответственно, нарушена статься 12.17 ч. 2 КоАП РФ «Непредоставление преимущества спецтранспорту», а штраф за это — лишение прав на 1-3 месяца. После этого водителя-жертву тормозят и уже разговаривают о сумме отступных.
Обгон на подъеме
На дороге из-за крутого подъема стоит знак «обгон запрещен», разделительная полоса — прямая. По окончании подъема она сменяется на прерывистую (по договоренности с разметчиками). Если в этот момент водитель совершает обгон, он нарушает правила: обгонять нельзя до следующего перекрестка, поскольку под знаком не было таблички о зоне его действия.
Обгон габаритного транспорта
По длинному участку дороги, на котором запрещен обгон, медленно движется подсадной трактор (грузовик, автобус). Нетерпеливые водители, отчаявшись, начинают его обгонять, и их останавливает сотрудник ДПС. Чаще всего такие подставы проводятся на дорогах с подъемом, причем подсадные машины могут, разворачиваясь, курсировать по одному и тому же участку дороги часами.
Красный сигнал семафора
На переезде постоянно мигает красный сигнал семафора. Естественно, надолго терпения у водителей не хватает, все в напряжении. И вдруг появляется сотрудник ГИБДД, который сообщает, что семафор неисправен и можно ехать. А сразу за переездом стоит наряд ДПС, который за особо грубое нарушение правил дорожного движения выписывает штраф или предлагает договориться на месте.
- Информация о материале
«Свідомо» уже рассказывало об ошибках МТС в начислении многотысячных долгов за Интернет - и нашло новую жалобу на оператора. Абоненты массово жалуются на то, что МТС самовольно подключает им услугу "GOOD'OK". Избранная оператором мелодия вместо нейтральных гудков людей не устраивает, а отключить ее оказывается непросто. МТС уверяет: это такой подарок для любимых абонентов. Что это - приятный сюрприз клиентам или дополнительный источник дохода для оператора?
Все происходит так: человек получает сервисное сообщение с номера 700 о том, что услуга GOOD'OK для его номера будет подключена на протяжении 24 часов. Причем сообщать об этом МТС любит ночью, и смс часто остается незамеченным. В результате вместо стандартного сигнала абоненты, которые звонят счастливому собственнику "Гудка", слушают "Золотые купола" или хиты Бритни Спирс. Большинство людей немедленно начинают отключать услугу - и здесь начинается самое интересное.
Если вы не прозевали сервисное смс, там сказано: чтобы отключить услугу, надо прислать сообщение со словом END на бесплатный номер 700. Но это ничего не дает: смс с кодовым словом не присылается. Зато приходит сообщение с предложение попросить о помощи - для этого надо прислать смс с буквой h. Ну а если и это вам не по силам - добро пожаловать, воспользуйтесь сервисом платного звонка.
Дальше абонент или тратит деньги на платный звонок, или мыслит логически и набирает оператора. Оператор сообщает, что надо прислать бесплатное смс на номер 700 - но со словом off. Части людей это удается, и услуга отключается. Но далеко не всегда. Например, киевлянка Мария Турук дважды старалась оключить "GOOD'OK" и получала смс, что она не может деактивировать услугу. После очередного звонка оператору женщину перенаправили на ІVR службу - и постоянно получала ответ, что все операторы, к сожалению, заняты, и следует позвонить позднее. Оставалось разве что ехать в сервисный центр - на что у женщины на седьмом месяце беременности не было ни времени, ни желания. Услугу отключили только после того, как Мария написала жалобу на официальной странице МТС в фейсбуке.
В то же время на сайте МТС сказано, что для отключения услуги на номер 700 надо присылать смс со словом END и - внимание! - кодом мелодии. Если вы не заказывали мелодию - соответственно, код вам неизвестен. Чтобы узнать, надо искать в каталоге мелодий на сайте МТС.
Информация о том, что можно и послать запрос со словом off, размещенная ниже. Причем абоненты жалуются, что далеко не всегда это срабатывает. Как рассказала киевлянка Наталия Муженко, она несколько раз звонила оператору и безуспешно старалась отключить "GOOD'OK". После чего другой оператор сервисной службы сказал, что магическое слово off надо набирать прописными буквами - и после этого надоедливая мелодия наконец отключилась.
Маленький нюанс: услуга "GOOD'OK" - платная. Она бесплатная первые 30 дней, а потом за это начинают снимать деньги. В зависимости от мелодии она обходится от 3 до 12 гривен. Наиболее дешевые - странные хиты пошиба "Любви дурман", "Jіngle Bells", "Наколочка" и "Болюшка". По самой высокой цене стоит общее творчество Ирины Билык и Василия Бондарчука, и отдельные шедевры танцевальной музыки. Снимается эта сумма - 3, 7, 9 или 12 гривен - раз в месяц. Если вы не отключили непрошеную мелодию за тридцать дней - платите деньги.
Что говорит МТС?
МТС уверяет: услуга Гудок - это подарок абонентам, приятный бонус за то, что они пользуются услугами оператора. Если в определенный период вы пополнили счет на сумму от 20 гривен, вам могут сделать сюрприз. Причем сказать, что это за период конкретно, оператор не может. Так же, как и ответить на вопрос, зачем делать непрошеные подарки. Чтобы отключить "Гудок", надо прислать смс со словом OFF прописными буквами. На наш вопрос, почему же на сайте указано, что кодовое слово надо набирать маленькими буквами, операторша сначала отвечала "не может быть", а потом стала проверять. Через 7 минут ожидания на линии вернулась и ответила: действительно, это досадная ошибка, сейчас оформим заявку в техслужбу и все исправим. В результате неправдивую информацию МТС до сих пор не исправила.
Что же до стоимости услуги, то здесь есть свои детали. Как выяснило "Свідомо", мелодии, которые подключает МТС, стоят 9 гривен 56 копеек. Мелодий за 3 гривны в МТС вообще нет. И даже если вы заказываете "Гудок" добровольно, мелодию за 3 гривны вам подключат отнюдь не на месяц - только на 10 дней. То есть "Гудок» в любом случае обойдется минимум в 10 гривен, но оператор об этом не сообщает.
Что говорит закон?
Согласно статье 21 Закона Украины "О Защите прав потребителей", права потребителя считаются в любом случае нарушенными, если при реализации продукции любым способом нарушается право потребителя на свободу выбора продукции, а также свободу волеизъявления и/или высказанное им волеизъявление. Так же нарушением есть и ограничение права потребителя на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о соответствующей продукции - кроме случаев, предусмотренных законом. В данной ситуации оператор не предоставляет клиентам однозначной и исчерпывающей информации о стоимости и условия отключения услуги - что является нарушением прав потребителей. В "Условиях пользования сетями МТС" указано, что оператор МТС обязуется безвозмездно предоставлять Абоненту информацию о предоставлении и получение заказанных им услуг: изменение условий предоставления услуг, изменение тарифов на услуги (пакеты услуг) и другие сведения соответственно законодательства и условий Договора/Соглашения (п. 6.1.2) А вот в пункте 7.3 "Условий" указано, что "за Контент- Услуги Оператор ответственности не несет. В случае возникновения у Абонента претензий к Дополнительным услугам, которые предоставляются Контент-Провайдером, такой Абонент должен обратиться непосредственно к указанному Оператором Контент-Провайдеру". То есть оператор противоречит сам себе.
В этой ситуации есть смысл обращаться к Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сфере связи и Информатизации. Потому что с практической точки зрения, навязчиво предлагаемая абонентам услуга - это маркетинговый ход. И нивелировать его может общественный резонанс, который отнюдь не нужен оператору. То есть это могут быть массовые обращения в сервисные центры, публикации и бойкотирование услуг компании. Если вы решили обращаться с официальными жалобами, вам сюда:
Контакты Оператора:
Частное акционерное общество "МТС".
Местонахождение: ул. Лейпцизька, 15, г. Киев, Украина, 01015.
Тел.: 044 240 00 00 ;
Факс: 044 230 02 56
Код ЕГРПОУ 14333937
Адрес для отправки жалоб (заявлений, обращений) к Оператору:
Ул. Лейпцигска, 15, Киев, 01601
Жалобу можно прислать заказным письмом или зарегистрировать в салонах МТС.
Адрес главного офиса компании "МТС": Ул. Крещатик, 15
Контакты Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сфере связи и информатизации:
Контактный телефон НКРСИ: (044) 278 9793.
Почтовый адрес НКРСИ: ул. Крещатик, 22, г. Киев, 01001.
E-Maіl НКРСИ: offіАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
- Информация о материале
Страница 86 из 186
