Куриное мясо с магазинных прилавков может нести серьезную опасность для здоровья и жизни. Об этом заявил глава всеукраинской правозащитной организации Богдан Хмельницкий. "За последнее время к нам участились жалобы людей на качество продуктов питания, в частности, это касается куриного мяса", - заявил глава организации "Объединение Богдана Хмельницкого".

Правозащитник делится собственной историей, связанной с некачественным куриным мясом. "У меня есть личный опыт – мой товарищ буквально месяц назад попал в реанимацию. Он купил курятину, съел и его забрала "скорая". И тогда из трех человек, которые находились в палате, где он лежал, двое умерли. Он похудел на 15 кг, но остался жив только потому, что его перевели в другую больницу и заплатили деньги за его лечение. А сумма была немаленькая – 1000 долларов в день при том, что находился он там 1,5 месяца", - рассказывает Хмельницкий. И добавляет: "Мы приходим в магазин и оказываемся в ситуации, когда пан или пропал, думаем: "Сегодня мы умрем или не умрем. Люди, по сути дела, беззащитны".

Вред наносят гормоны и антибиотики

Именно куриное мясо является самым популярным видом мяса в Украине. За прошедший, 2012 год, украинцы купили 2,5 миллиона тонн курицы – половину от всех продаж мяса. Высокая популярность куриного мяса обуславливается еще и тем, что его часто включают в рацион питания детей.

Однако использование в процессе выращивания курицы гормонов и антибиотиков может крайне негативно сказаться на здоровье человека. "Вместо 4-6 месяцев, которые должна расти курица, она растет 42 дня. Можно себе только представить, чем ее пичкают", - говорит Хмельницкий.

Врач-терапевт Вячеслав Янковский, специалист в сфере современной научной медицины, рассказывает, что также сталкивался с последствиями употребления магазинного куриного мясо.

"Конечно, для того, чтобы курятина быстро росла, ее колют гормонами. Для того, чтобы не болела – антибиотиками. В моей практике действительно были случаи, когда у пациентов после употребления куриного мяса значительно ухудшалось самочувствие. Я также могу с уверенность сказать, что несколько раз, когда сам покупал курятину, чувствовал резкий лекарственный запах", - говорит медик.

При этом опасность курицы, выращенной на антибиотиках и гормонах, в том, что симптомы отравления у человека могут быть самыми разными.

"Это не просто токсическая реакция, как от обычного отравления, когда есть тошнота, боли в животе, температура. Реакция организма на такую курицу может быть самой разной. Например, антибиотики, которые вкалывают в курицу, негативно влияют на печень и разрушают ее, а гормоны в курином мясе – на гормональный фон человека. – объясняет Янковский. – Накопление гормонов в организме может вызвать, к примеру, чрезмерный рост у человека. Потому, что анаболики, которыми часто колют куриц и которые, соответственно потребляет наш организм, – это средства, повышающие аппетит, увеличивающие массу тела и объем мышечной массы".

Покупать только домашнюю курицу

Украинцы все чаще стали обращать внимание на домашнюю курицу от небольших фермерских хозяйств. Например, киевлянка Татьяна Яковлева рассказывает, что с рождением у ее дочери детей, вся семья перешла именно на такой вид курицы.

"Когда родились внуки, врачи нам сразу сказали – детей нельзя кормить магазинным куриным мясом. Как нам объяснили педиатры, если ребенку, особенно до 6 лет, давать курицу с гормонами, у него могут возникнуть нарушения на клеточном уровне. И посоветовали перейти на домашнюю курицу", - говорит Татьяна.

Женщина рассказывает, что два наиболее действенных способа купить хорошую домашнюю курицу – это так называемое "сарафанное" радио и Интернет. "Мы спрашивали через знакомых, искали в Интернете. В итоге нашли небольшое частное хозяйство под Киевом – мужчина сам выращивает кур и продает. И надо сказать, даже вкус такой курятины отличается от магазинной в лучшую сторону", - отмечает киевлянка.

Вячеслав Янковский также подтверждает, что домашняя курица – более безопасна, чем мясо из магазина. По словам доктора, домашние хозяйства крайне редко используют антибиотики и гормоны, в отличие от крупных производителей.

"Домашняя курица, как правило, чистая от вредных примесей. В небольших домашних хозяйствах куры гуляют на свободе, не сидят в клетках, поэтому сами по себе являются более здоровыми. И небольшие хозяйства обычно не используют антибиотики и гормоны при их выращивании", - подчеркнул специалист.

Кредитный специалист, выдающий потребительские кредиты в магазине бытовой техники, анонимно рассказал об уловках, которые заставляют людей брать кредит под 75 % годовых.

О том, кто может стать кредитчиком

Я давно представлял себя банковским работником: важным, в галстучке и рубашечке. Я думал, это престижно. Я предполагал, что буду в некотором смысле помогать людям. Захочет человек купить дорогой телефон или телевизор, придёт ко мне, а я дам ему деньги на его мечту. Но оказалось, что всё не совсем так.

Кредитный специалист — низшая ступень в банке. Но, как и многие другие крупные корпорации, банки держатся именно на таких работниках. Именно кредитные специалисты, в общем-то, весь банк и кормят. Банк нацелен на извлечение максимальной прибыли любыми способами. Способы эти оказываются довольно разорительными для граждан и довольно травматичными для психики работников организации.

Как всё устроено: Кредитный специалист. Изображение №1.

На должность кредитного специалиста берут практически всех, надо пройти всего одно собеседование. После собеседования вас отправляют на пятидневный тренинг. С десяти утра и до шести вечера целую неделю вас учат техническим вещам: как работать с компьютерной программой, какие документы спрашивать у клиентов и так далее. Рассказывают и о более интересных штуках — о технологиях продаж, например. Как продать человеку саму идею того, что ему очень нужен кредит.

Идут на эту работу в основном молодые ребята, только что окончившие вуз, или ещё студенты. Для них это возможность пробиться наверх, и ведут они себя соответствующе — нагло и беспринципно, как того и требует от них система.

Как продать идею кредита

Но настоящее обучение начинается, конечно, в процессе работы. Работаем мы на торговых точках наших партнёров, в таких магазинах как «Эльдорадо», «Евросеть», «М-Видео», «Белый ветер», магазины шуб, автомобильные салоны и так далее. Я — сотрудник магазина бытовой техники, я должен подходить к клиентам в зале и спрашивать: «Желаете покупку в кредит?» Я должен выявить потребности клиента и буквально уговорить его приобрести что-то в кредит. Если он пришёл просто так прицениться, я могу ему сказать: «Что вы будете прицениваться? Возьмите сегодня в кредит, заплатите первый раз только через месяц, а прямо сегодня уйдёте домой с телевизором».

На одной точке работают представители сразу нескольких банков, есть те, кто понаглее, они могут буквально украсть у тебя клиента. Ты покупателя уже обработал, он готов оформляться, а тут подходит твой конкурент и говорит: «А у нас процентные ставки ниже, пойдёмте к нам». Бывали случаи, когда представители банков на глазах у покупателей дрались между собой. Чаще дерутся, кстати, девчонки.

О странном проценте

Каждый кредит, который ты оформляешь, — это твоя зарплата. Мой оклад 17 тысяч рублей, от каждого кредита мне идёт процент. В зависимости от того, какую я поставлю клиенту процентную ставку, и от того, какие дополнительные услуги я ему предложу: страхование, перевод в негосударственный пенсионный фонд и так далее.

Я наивно полагал, что человек просто приходит к тебе и просит кредит. Ты его заявку забиваешь в компьютер, а банк ему на стандартных условиях выдаёт кредит. Если клиенту захочется, он может попросить дополнительные услуги. Но всё не так.

Я могу человеку предложить кредит под 20 % годовых, 40 %, 50 % и под 75 %. У меня нет никаких критериев, кому предлагать высокий процент, кому низкий. Только в зависимости от того, кого и на что я смогу развести. В остальном все условия кредитов одинаковые.

И вот приходит в магазин человек, ещё только оглядывается по сторонам, а кредитный специалист уже его видит и оценивает в 20, 30 или 70 %.

Названия у всех наших кредитных продуктов тоже интересные. Например, «1 % в месяц», по этому кредиту человек платит 24 % в год. Правилам математики это не поддаётся — я считал.

По кредиту с названием «2 % в месяц» человек платит 40 % годовых.

Но клиенты сами очень редко что-то считают. Им кредитчик говорит: «Стоимость кредита всего 1 % в месяц», они и уходят довольные. Исправно платят и не замечают, сколько лишних денег отдают банку.

О лохах

Если человек неухоженный, плохо одет, не сечёт ни в технике, ни в кредитах, задаёт глупые вопросы — ему можно ставить процент побольше. Это типичный лох. Если человек ищет что-то подешевле, его легче убедить купить что-то подороже, но в кредит, сыграв на тщеславии: «Вы будете платить по 2 тысячи рублей в месяц, зато у вас будет очень большая плазма!» Тут и продавцы подключаются, вы работаете в связке — он нахваливает товар, вы нахваливаете кредит.

С теми, кто уверен в себе, знает, что ему нужно, уверенно говорит: «Мне это и вот это», — с такими надо быть осторожным.

Лохов абсолютное большинство, из ста человек, которых ты оформил, один-два внимательно прочитают кредитный договор.

Я не так давно работаю, и у меня был только один неприятный случай с клиентами — мужем и женой. Мы с ними всё обсудили, всё подписали, они уже шли на кассу забирать товар, но жена решила зачем-то умножить сумму их ежемесячного платежа на 24 месяца (они брали кредит на два года). Она посчитала и как начнёт кричать на весь магазин! (Переплата у них действительно была довольно серьёзная.) Кассиры попрятались, сам директор магазина пришёл разбираться, в чём дело. Я сидел весь вспотевший, красный: это был один из первых моих клиентов, и как успокоить эту женщину, я не знал.

Муж пальцем в ладошке ковырялся и только бормотал жене: «Да ладно, не так-то уж и много, какая разница, какая переплата, зато ушли с товаром!» Но мне попались адекватные коллеги из банка-конкурента. Они стали говорить ей: «Не переживайте, если вы оплатите кредит раньше, переплата будет меньше. Сходите в банк, они вам всё пересчитают». Стали, в общем, лапшу вешать на уши. И это сработало. Я потом отслеживал — они стабильно платили.

О хитростях

Мы, например, не подкладываем в договор человеку лист ежемесячных платежей, на котором видно, сколько он в итоге заплатит. Упираем на ежемесячный платёж, который обычно совсем небольшой, даже если кредит очень дорогой. Сказать «каждый месяц вы будете платить 2 тысячи рублей» всегда лучше, чем «в целом телефон обойдется вам в 25 тысяч рублей».

Естественно, если человек покупает какой-то очень дорогой телевизор, никто не будет ставить ему 75 %: сумма получается приличная, любой почувствует неладное.

Некоторые кредитчики сначала высчитывают клиенту сумму платежа по одной ставке, а потом внаглую уже при оформлении кредита ставят более высокую процентную ставку в надежде, что человек не будет вчитываться в договор, — часто такой откровенный обман прокатывает.

Как всё устроено: Кредитный специалист. Изображение №2.

Ещё мы зарабатываем на страховках. Их бывает три вида: страхование жизни (если ты погибнешь или получишь инвалидность, кредит за тебя выплатит банк), страхование от потери работы (ты не будешь платить по кредиту, если потеряешь работу) и страхование товара (не будешь платить, если товар перестанет работать). У всех этих страховок очень хитрые условия, например, страхование от потери работы действует, только если тебя сократили или компания объявила себя банкротом. Что товар ты повредил не сам, надо ещё доказать, и так далее.

Все виды страхования, конечно, добровольные, но мы, не спрашивая, включаем их в договор. А если клиент удивляется, почему мы оформили ему страховку, мы говорим, что банк уже одобрил кредит с включённой страховкой и если он хочет отказаться, то надо будет отправлять запрос в банк заново и кредит ему могут не согласовать. Это, конечно, ложь. Но любая оформленная страховка увеличивает мой бонус в два раза, так что приходится врать.

О круговой поруке

От показателей, которые ты выдаёшь за месяц, зависит не только твоя зарплата. Торговая точка должна за месяц сделать условно 3 миллиона рублей. Если мы столько не заработаем, то нам не начислят дополнительные бонусы, а наш начальник не получит премию.

Конечно, мы понимаем, что делаем не очень хорошее дело. Между собой постоянно шутим, что все кредитные специалисты отправятся в ад (хотя там мы на всех чертей кредиты оформим). Да, мы разводим людей. Но мы все себя успокаиваем тем, что люди сами виноваты в своей глупости.

А ещё тем, что мы должны это делать. Нам ставят задачи, с которыми мы должны справиться, не важно, как. Если тебе приходится обманывать — обманывай. Почему мы подчиняемся таким требованиям? Это наша работа, другой у нас пока нет.

Причём люди у нас работают разные. Есть, например, девочка-мусульманка из очень верующей семьи. Она говорит, что она в жизни и на работе — это два разных человека. Не знаю, какая она в жизни, но среди кредитных специалистов она у нас самая стервозная.

О совести

Я слышал истории о том, что люди попадают в долговые ямы и даже кончают жизнь самоубийством, но с моими клиентами такого не случалось. По крайней мере никто из клиентов неожиданно не пропадал. Я знаю это потому, что если они не платят по кредиту, мне надо звонить им и выяснять, в чём дело.

Я понимаю, что когда-то такое может произойти, немного побаиваюсь разговоров про ад. Я хожу в протестантскую церковь, и мой пастор постоянно говорит мне, что пора бы сменить работу.

Совесть меня остановила только однажды. Я уже выписал кредит под самый высокий процент с двумя страховками, клиент ничего не заметил и был на всё согласен. Но в последний момент я остановился и стал заново всё забивать — убрал дополнительные услуги, а клиенту сказал: «Ой, банк вам неожиданно предложил лучшие условия, вы переплатите меньше». Дело в том, что клиент был симпатичной девушкой и мне не захотелось её слишком разорять.

Ещё нормальные условия я оформляю для сварливых клиентов, я их просто боюсь, мне не хочется, чтобы они неожиданно начали на меня орать.

Ещё помню случай, за который мне стыдно до сих пор, я даже ночью спал плохо. Парень пришёл за iPhone 4 для своей девушки. Я оформил ему кредит под 45 % годовых с двумя страховками, за год он заплатит банку 24 тысячи рублей, при том что цена телефона — 15 тысяч. Клиент тем не менее ушёл довольный, услышав только сумму ежемесячного платежа в 2,5 тысячи рублей. Когда он ушёл, я ещё раз посмотрел в договор и увидел, что всё это впарил ему в его же день рождения.

О клиентах

Доходы наших клиентов обычно не превышают 25−30 тысяч рублей, людей с высокой зарплатой банк не любит, им чаще отказывают в кредите: почему они берут деньги у банка на телевизор при зарплате в 80 тысяч рублей?

Как-то кредит у моей коллеги брал батюшка из церкви — на телевизор. Она спрашивает его про зарплату, он говорит, что у него её нет.

— А на что же вы живёте?

— На пожертвования.

— А сколько в месяц?

— Ну тысяч 60 выходит.

Развели его очень хорошо. По самому высокому проценту.

Кстати, обманывать приходится не только клиентов, но и свой банк. Например, иногда мы сознательно завышаем уровень зарплаты человека, который просит кредит, чтобы банк точно его одобрил.

Хотя если мой клиент вдруг перестанет платить по кредиту, это также отразится на моей зарплате. А если процент неплательщиков будет достаточно высок, то меня просто выгонят с работы.

У нас есть инструкции, кому кредит давать не надо, это называется «низкий социальный статус» — люди в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или если человек пришёл с кем-то, кто стоит над ним и говорит «пиши здесь это, а здесь это». Тогда мы ставим определённую галочку в программе, этому человеку автоматически приходит отказ, и он больше никогда в нашем банке кредит взять не сможет.

Но нас и самих могут обмануть, мы же не просим никаких подтверждающих документов, только паспорт. Поэтому если человек говорит, что зарабатывает 50 тысяч рублей, нам остаётся только верить.

Мошенники у нас проходят под кодовым названием «олени». Я слышал, что кредитчики сами участвуют в мошеннических схемах, выдают кредиты по поддельным паспортам. Но сам никогда таким не занимался. Зато я слышал про человека, который заработал 700 тысяч, продавая личную информацию своих клиентов: адрес, телефон, когда и сколько взял в кредит.

Несмотря на то что мы впариваем кредиты направо и налево под самые грабительские проценты, процент неплатежа очень небольшой, люди в основном дисциплинированные. Платят исправно.

На украинских улицах все чаще можно встретить не гламурных, а настоящих подонков. Как сориентироваться в экстремальной ситуации и дать отпор злодеям - советуют эксперты.

Инструктор по самообороне Антон считает: беспроигрышный вариант не пострадать в уличной драке - избежать самой схватки.

Антон Фарб, инструктор по самообороне:

- Лучший способ не подвергнутся внезапному нападению - это контролировать окружающее пространство. Проще говоря, смотреть на тех людей, которые обращают на вас слишком пристальное внимание. Тогда скорей всего они выберут кого-то более безалаберного, более беззаботного и беззащитного перед внезапным нападением.

В такие моменты важно уметь быстро соображать и действовать.

Антон Фарб, инструктор по самообороне:

- Когда я увидел, что за мной увязались двое ребят, которым очень понравилась моя сумка, я просто увидел, что они за мной увязались. Что я сделал? Я вынул нож и понес его в руке.

Если же на вас уже напали и надо обороняться, стоит знать слабые места противника.

Антон Фарб, инструктор по самообороне:

- Надо запомнить три слова. Глаза, горло и пах. Всегда помнить, что один удар не решает проблему. Всегда бить несколько раз, бить максимально агрессивно, максимально сильно и после этого сразу же убегать.

Мастера смешанных единоборств убеждают: безысходности не бывает. И даже если нападающий повалил вас на землю, сел на грудь и душит за шею - всегда может изменить ситуацию в свою пользу.

- Оппонент напал на вас, он контролирует ваше горло. Вы не можете встать, не можете двигаться. Я блокирую здесь его кисть и трицепс. Подтягиваем немножко к себе. И самая важная деталь дальше, я должен перекрыть его ногу. Если я этого не сделаю, он встанет и я не смогу сделать свою технику. Я перекрываю ногу, подтягиваю к себе, поднимаю таз вверх и через плечо кувыркаюсь.

Сбросить нападающего может и женщина. Освободиться от насильника ей помогут ноги, если их правильно применить.

- Замок должен быть всегда со стороны плеча руки, которая осталась внутри. Вы опускаете голову вниз, ставим ногу на таз, закрываем треугольник. В таком положении любой противник либо сдастся, либо просто заснет.

Если же цель нападающего - ограбление и вы не уверены в собственных силах, лучше попробовать по-хорошему договориться, советуют психологи. Материальные вещи, которые могут у вас отобрать, ничто против здоровья и жизни.

Татьяна Подольская, психолог:

- Лучше всего не поддаваться эмоциям, а сохранять спокойствие, наладить какой-то контакт. Либо: что вам нужно, давайте я вам отдам. Есть что-то, чего-то нету. Не трогайте меня, вот есть какие-то деньги. Потому что человек, который нападает, он находится в таком перевозбужденном состоянии и может не контролировать свои действия.

Жертвами уличных дебоширов становятся не только слабые люди. Иногда задиры цепляются и к значительно более сильным.

Алексей Ветров, бодибилдер:

- Довольно-таки часто приходится драться на улице, особенно в состоянии алкогольного опьянения люди цепляются. Особенно из-за моих физических кондиций. Я довольно-таки большой, и это уже идет как мотивация для того, чтобы вызывать агрессию. Зачастую это ничего хорошего для них не приносит. Я уже шесть лет занимаюсь спортом, бодибилдингом и единоборствами, и поэтому я уверенно себя чувствую и достаточно даю отпор на улице.

Если вы удачно отбились и противник вот-вот очнется, лучше быстрее раствориться в воздухе. Но, согласно уголовному кодексу, бежать нельзя.

Антон Фарб, инструктор по самообороне:

- Вы обязаны вызвать милицию и оказать первую медицинскую помощь пострадавшему нападающему, если в этом есть необходимость. С другой стороны, это самая простая дорога угодить в суд или тюрьму. Потому что статья про необходимую оборону у нас крайне расплывчата и судьи ее не любят. Поэтому если нападение не было зафиксировано видеокамерами, что не так-то просто, камеры сейчас повсюду, в каждом мобильнике, в каждом банкомате, если вы знаете, что вы не причинили серьезного вреда нападающему и это не будет расследовать прокуратура и милиция, то лучше всего просто убежать.

Нападение на улице всегда неожиданно. Но если человек многократно отрабатывала различные способы самообороны, в экстремальной ситуации он может автоматически начать обороняться, даже когда очень испугался.

Всё чаще украинцы сталкиваются с вымогательством денег по телефону. Специалисты советуют не паниковать и обращаться в милицию даже в том случае, если вы не попались на удочку.

Этим летом киевлянку Валентину Муравьёву разбудил ночной звонок. «Около двух часов ночи мама спросонья взяла трубку и услышала, как я шёпотом говорю: у меня неприятности, я попал в милицию, срочно запиши номер и позвони Николаю Борисовичу, сделай всё, что он скажет», — вспоминает сын Валентины Артём, который на самом деле не звонил матери. Несмотря на поздний звонок и шокирующую весть, родители не поддались на уловку — помог жизненный опыт. «Мама сначала очень испугалась, но потом вспомнила, что когда в юности я попадал в милицию, то никогда не звонил и не просил о помощи, а решал проблемы сам», — объясняет Артём.

Его родители по указанному телефону не перезванивали, поэтому «спасительной» суммы не знают. Но, по словам других пострадавших от подобных преступлений, злоумышленники обычно просят около тысячи долларов. Правда, согласны взять и меньше, если жертва готова передать деньги сразу.

Без паники

В милиции признают: в последнее время случаи телефонного мошенничества участились. Но точную статистику привести не могут. «Учёт преступлений по определённым критериям, в частности по способам их совершения, не ведётся», — объяснил Фокусу начальник управления по связям с общественностью МВД Сергей Бурлаков. Между тем действия телефонных злоумышленников подпадают под статью 190 Уголовного кодекса Украины «мошенничество».

Чаще всего вымогатели не ищут сложных сюжетов, придумывая истории, в которые легко поверить: ДТП, наркотики, а то и вовсе общие фразы в стиле «попал в беду» или «у меня неприятности». По словам Артёма Муравьёва, его крёстной звонили по похожему сценарию: требовали выкуп за сына, который якобы попал в милицию. «Мне вот только одно непонятно, — недоумевает Артём, — как они решали, кому звонить, ведь набирали номер не наугад, а знали, что у мамы есть сыновья».

Ничего удивительного, утверждают в милиции. «С помощью интернета злоумышленники собирают и анализируют информацию о будущей жертве и его близких родственниках», — говорит Сергей Бурлаков. Самый простой способ узнать о человеке и его друзьях — социальные сети. Из открытых источников мошенники могут почерпнуть достаточно информации, чтобы достичь своей главной цели — шокировать жертву, заставить её поверить в широкие возможности звонящего.

Главное в этой ситуации — не паниковать. «Не проникайтесь слепой верой в изложенную легенду. Все подобные преступления готовятся заранее», — предупреждает Сергей Маковецкий, партнёр юридической фирмы «Гвоздий и Оберкович». Так произошло и с киевлянином Егором Панченко. «Была придумана история, максимально приближённая к моему роду деятельности, — рассказывает он. — А ещё они подделали мой голос таким образом, что даже мой отец узнал его».

Родной голос

Впрочем, иногда мошенники действуют наудачу, без специальной подготовки. «К нам позвонили около трёх часов ночи, а примерно через полчаса, скорее всего, те же люди звонили нашей соседке — старой бабушке», — вспоминает дизайнер Иван, который не захотел назвать свою фамилию. Отец и мать Ивана не растерялись: они не стали звонить по номеру, указанному мошенниками, чтобы узнать, сколько денег им необходимо для освобождения сына и как их передать. «Родители решили сначала позвонить мне, так как ситуация их насторожила, — рассказывает Иван, — у моего телефона был отключён звук, и звонка я не слышал. Тогда мама позвонила жене и выяснила, что с нами всё в порядке».

Лично поговорить с якобы попавшим в беду родственником — первое, что должна попытаться сделать потенциальная жертва мошенников. «Требуйте у звонящих дать вам услышать этого человека: мол, вы готовы выполнить их требования, но вам необходимо убедиться, что это не «развод», — советует Сергей Маковецкий. Услышав знакомый голос, не стоит спешить верить злоумышленникам, сначала надо задать вашему «сыну» или «мужу» вопросы личного характера, ответы на которые преступники не могли бы найти в открытых источниках.

Ещё лучше — попытаться самостоятельно дозвониться «попавшему в беду». Не исключено, что он окажется «вне зоны»: или по своей воле, или из-за того, что вымогатели с помощью технических приспособлений глушат сигнал телефона.

Час расплаты

Ни в одном из упомянутых выше случаев заявления в милицию никто не написал. «Туда обращаться бесполезно: факта преступления нет, а пока они вытрясут из потерпевших душу, заставляя заполнить кучи бланков для показаний, все номера уже давно будут уничтожены и мошенников никто не найдёт», — считает дизайнер Иван. С его позицией категорически не согласны ни юристы, ни милиционеры.

«В обязательном порядке надо обратиться в правоохранительные органы и передать им необходимую информацию, даже если на действия мошенников потенциальная жертва не отреагировала», — призывает Сергей Бурлаков из МВД. Перед этим он советует собрать максимально возможную информацию о злоумышленниках: номер телефона, способ получения денег, банковский счёт, обстоятельства происшествия. И по возможности записать разговор.

А Сергей Маковецкий подчёркивает, что сам факт звонка, во время которого неизвестные представились сотрудниками милиции, сообщили недостоверную информацию и потребовали передачи денег, — это уже преступление. «Злоумышленники подлежат уголовной ответственности за покушение на мошенничество и самовольное присвоение властных полномочий или звания служебного лица», — объясняет юрист.

Маковецкий признаёт: скорее всего, сим-карту или даже специально приобретённый для целей мошенничества дешёвый телефон вымогатели уничтожат сразу же после преступных действий. А банковская карта, на которую просят перевести деньги, будет оформлена на лицо, которое даже не подозревает об открытом на своё имя счёте. В связи с этим юрист отмечает: не стоит рассчитывать на установление преступников по номеру телефона, номеру IMEI мобильного терминала либо номеру карточки. Ещё более маловероятен возврат денег, если жертва всё же успела передать их злоумышленникам.

Единственный действенный способ успешного раскрытия такого преступления — проведение по заявлению потерпевшего оперативных мероприятий, в ходе которых правоохранители зафиксируют факт преступления вплоть до момента передачи денег. «По сути, всё, что для этого нужно, — немного решительности, сообразительности и актёрского мастер­ства, чтобы выиграть у вымогателей время, необходимое для оформления заявления», — говорит Маковецкий. По его словам, при расторопности правоохранителей операция займёт около часа.

Но даже если звонок действительно поступил от коррумпированных правоохранителей, не стоит переоценивать степень круговой поруки в органах власти. Во-первых, в структурах МВД есть подразделения по борьбе с внутренними преступлениями, в которых обязательно откликнутся на обращение гражданина, «сдающего» взяточника в погонах. Во-вторых, подчёркивает Сергей Маковецкий, даже если в рядах милиционеров и есть сотрудники, имеющие «иммунитет» у органов власти, к ним уж точно не относятся мелкие вымогатели выкупа.

Отпор мошенникам

10 рекомендаций тем, кому позвонили вымогатели

Не впадайте в панику

Именно на поспешные, необдуманные действия и рассчитывают мошенники, их цель — не дать жертве опомниться

Тяните время

В любом случае вы никуда не опоздаете: даже если ситуация реальна и судьба вашего родственника под угрозой, для «решения вопроса» потребуется гораздо больше времени, чем озвучивают злоумышленники

Проявляйте эмоции

Не стесняйтесь проявить подавленность своего эмоционального состояния, это придаст мошенникам уверенность в ваших намерениях выполнить их требования

Сыграйте спектакль

Сообщайте вымогателям, что вы занимаетесь активным поиском средств, едете к своим знакомым, чтобы их одолжить. Это не даст им «соскочить с крючка» и объяснит изменения шумового фона при телефонном разговоре, когда вы покинете свою квартиру

Не удивляйтесь

Подобные преступления готовятся заранее, поэтому пусть вас не вводит в заблуждение осведомлённость мошенников о вашей персоне и родственных связях

Дозвонитесь «пропавшему» родственнику

Постарайтесь любым способом связаться с родственником, о котором идёт речь. Иногда мошенники глушат сигналы мобильных телефонов: выйдите из дома, позвоните из другого места. Если дозвониться невозможно, вспомните, с кем сейчас может находиться родственник, и позвоните этим людям

Проверьте подлинность

Вы можете услышать человека, голос которого действительно похож на голос вашего родственника. Задайте ему вопросы личного характера: спросите девичью фамилию матери, местоположение дачи

Обратитесь в МВД

Позвоните в Управление внутренней безопасности в вашей области (контакты есть на сайте mvs.gov.ua) или на горячую линию МВД: (044) 254-91-02, 0-800-50-02-02. Также можно обратиться в Управление по борьбе с организованной преступностью МВД (телефоны — на сайте guboz.gov.ua)

Обратитесь в СБУ

Если вы не доверяете системе МВД в целом, обратитесь в Управление СБУ в вашей области (телефоны — на сайте sbu.gov.ua) или по телефону доверия СБУ: 0-800-501-48-20 (телефоны доверия в регионах — на сайте СБУ)

Узнавайте о мошеннических схемах

Внимательно относитесь к предупреждениям о способах обмана от операторов сотовой связи, правоохранительных органов, средств массовой информации

Как минимум раз в жизни каждый из нас задавался вопросом о том, куда внезапно исчезают деньги с его мобильного телефона. И если абоненты во всех бедах винят операторов мобильной связи, то те, в свою очередь, сетуют на невнимательность самих пользователей. В реальности с равной вероятностью виноватыми могут оказаться и первые, и вторые.

Когда ошибаются абоненты

Зачастую, в пропажах средств со счета виноваты сами абоненты. В тройке самых популярных способов «обнулить» баланс:

незаблокированная клавиатура

Как бы банально это ни звучало, но наши телефоны, болтаясь в женских сумочках или карманах джинсов, очень любят звонить сами при случайных нажатиях. Заканчиваются такие звонки только когда на другом конце сбросят вызов, или на счету вашего телефона больше не будет денег;

звонки на городские номера

Во-первых, стоимость звонков с мобильного на городской номер, как правило, в несколько раз дороже, чем между мобильными номерами. Они могут стоить более гривны за минуту разговора, о чем многие пользователи забывают. Во-вторых, большинство современных городских телефонных аппаратов оборудовано АОН (автоматическим определителем номера). А при звонке на номер с АОН время разговора отсчитывается с той секунды, когда определяется ваш номер, хотя для вас еще идут гудки. Таким образом, пытаясь дозвониться на городской номер, и пару минут послушав гудки, можно легко расстаться с суммой в 5-10 гривен в зависимости от особенностей тарификации вашего оператора.

Стоимость одной минуты звонка на городские номера у отечественных операторов в зависимости от тарифного плана. По исследованию компании «Простобанк Консалтинг» на 31.07.2013 г.

Оператор

Стоимость звонка на номера фиксированной связи, грн/мин

МТС 

от 0 до 0,75 (3 тарифа )

Киевстар

от 0 до 1,25 (3 тарифа )

life:)

от 0 до 0,69 («Супер life:) 20» )

По данным компании "Простобанк Консалтинг"

обновления мобильного контента

Смартфоны уже давно научились сами «залазить» в сеть за обновлениями программного обеспечения и новыми настройками. И если вы не отключили автоматическую передачу данных, то каждый день ваш телефон может «подъедать» ваш баланс. А стоимость одного мегабайта мобильного интернета у отечественных операторов колеблется от нескольких копеек до 15-ти гривен. 

Стоимость одного мегабайта мобильного интернета у отечественных операторов в зависимости от тарифного плана. По исследованию компании «Простобанк Консалтинг» на 31.07.2013 г.

Оператор

Тип протокола

WAP

GPRS

МТС

15 грн/мб (13 тарифов )

0-10 грн/мб (10 тарифов )

Киевстар

0-15 грн/мб (6 тарифов )

0-10 грн/мб (7 тарифов )

life:)

0-12 грн/мб (3 тарифа )

0-12 грн/мб (3 тарифа )

По данным компании "Простобанк Консалтинг"

Однако самое худшее начинается, если вы решите воспользоваться мобильным интернетом от отечественных операторов за рубежом. Телефон-то найдет настройки сети автоматически, а вот того, что вам пришлют расценки СМС-кой – никто не гарантирует. А стоимость мегабайта мобильного интернета в роуминге может достигать и 100 гривен. Следовательно, просто проверив почту уже можно «попасть» на полтысячи.

Впрочем, и это не рекорд. Украинские СМИ пестрят  историями о том, как абоненты, приехав из летнего отпуска, получали извещение о фантастических суммах долга в 100-200 тысяч гривен за пользование мобильным интернетом за границей. Виной всему – тонкости пользовательских соглашений, согласно которым оператор оставляет за собой право отключать сервис, когда превышен лимит, но это не обязательно. Следовательно, вам могут предоставить услугу в кредит. Хотя стоит отметить, что иногда операторы признают  свои ошибки при выставлении счетов за подобные услуги.

Когда хитрят операторы

изменение тарифов

Самый простой способ оператору мобильной связи поднять себе ARPU (средний доход с одного пользователя) – это сменить тарифный план пользователю. Согласно украинскому законодательству операторы мобильной связи имеют право изменять сами тарифные планы и стоимость услуг, а также переводить абонента на другой тарифный план.

Например, оператор «Киевстар», по информации СМИ, в августе-2013 начал  переводить абонентов нескольких тарифных планов на пакеты «Страна Киевстар» и «Диджус стайл». В результате у одних пользователей мобильной связи этого оператора ежедневная абонплата увеличится на 10 копеек, другие потеряют бонусные 30 минут для звонков на номера других операторов по 0,15 грн/мин. Вместо этого желающим позвонить на номера, отличные от Киевстар или djuice, придется сразу платить по 1,25 грн/мин.

Похожие действия предпринимает и оператор МТС, который повышал стоимость своих услуг в прошлом году. Тогда цена внутрисетевых и межсетевых звонков у этого оператора выросла  на 20-50%. А в январе-2013 по тарифным планам «МТС Первый» и «МТС Свободный» оператор добавил  ежедневную абонплату в размере 0,5 гривен. Абонентам компенсировали это 20-ю дополнительными бесплатными минутами на звонки внутри сети. Но абонплату будут списывать, даже если абонент их не использует.

У самих же украинцев мало рычагов, чтобы повлиять на политику операторов. Даже сменить оператора, если не устраивает его политика, сохранив номер телефона, пока не возможно. Так, общепринятое в Европе положение о MNP (Mobile Number Portability) вступит  в силу в нашей стране только с 20.12.2013 г. В теории регулятор обещает, что любой украинец сможет уже в декабре-2013 бесплатно в течение суток сменить оператора, сохранив за собой прежний номер мобильного. Как же будет реализовано данное положение на практике, и когда операторы будут готовы к массовым миграциям абонентов – неизвестно.

Хорошая же новость для абонентов в том, что операторы мобильной связи обязаны информировать пользователей о грядущих изменениях. «Мы информируем абонентов о любой услуге или любом изменении – на сайте, с помощью рассылки текстовых сообщений, при звонке на номер информационно-справочной службы, и так далее», – рассказывает начальник отдела взаимоотношений с клиентами компании «Киевстар » Владимир Терехов.

«бесплатные» акционные услуги

Сами операторы мобильной связи утверждают, что никогда и ни при каких обстоятельствах не подключают своим клиентам платные услуги без их ведома. «У нас нет такой практики. Абоненты нашего оператора должны сами подключить любую платную услугу», – комментирует начальник пресс-службы life:)  Оксана Рудюк.  

Теоретически это так, однако никто не мешает оператору мобильной связи безвозмездно «подарить» вам некую платную услугу по акции. Пробный период пользования такой услугой может быть бесплатным, а через месяц-другой абонент уже и забудет о том, что у него подключена платная услуга. Пример подобного маркетингового хода, недавно обнародованный  в СМИ –  история с услугой «GOOD’OK» от МТС, которую оператор дарил своим абонентам. Первый месяц она была бесплатной, в дальнейшем же пользователю мобильного приходилось платить от 3 до 12 гривен за то, что вызывающий его человек вместо гудков слушал мелодию.

Минимизируем потери

Общие выводы очевидны. Во-первых, стоит внимательно читать условия договора, который вы заключаете с мобильным оператором. Но и здесь не все гладко. Условия типового договора с оператором МТС можно найти на сайте . Что же касается мобильных операторов Киевстар и life:), то они предлагают ознакомиться с договором непосредственно в своих центрах обслуживания. На сайтах же указана лишь общая информация по тарифам для контрактных абонентов.   

Во-вторых, если вы хотите избежать непредвиденных убытков из-за смены тарифного плана, следует периодически мониторить расценки вашего пакета на сайте оператора. Ведь известить об изменении ценовой политики вас могут любым способом (СМС, информация на официальном сайте или другим), и не обязательно самым удобным для вас.

В-третьих же, стоит деактивировать автоматические обновления на вашем «умном» телефоне и отключать мобильный интернет за рубежом. А кроме того, не забудьте изучить расценки на роуминг, если вы собираетесь пользоваться мобильной связью за границей.

Кроме того, не забывайте блокировать клавиатуру телефона и сведите к минимуму звонки на городские номера.

Разоблачения экс-сотрудника Агентства национальной безопасности США (АНБ) Эдварда Сноудена продолжают шокировать мировое сообщество: по его словам, американские власти осуществляют крупномасштабный мониторинг интернета — читают электронную почту, данные в соцсетях, форумах, следят за общением с помощью видеосервисов и не только.

Экс-глава Агентства нацбезопасности США генерал Майкл Хэйден в ответ на обвинения беглого сисадмина посоветовал всему миру вопросы, которые сейчас задают правительству США, переадресовать властям всех без исключения государств, которые занимаются, по его словами, тем же самым.

Правда, ничего нового Сноуден для ИТ-специалистов и спецслужб других стран мира не сообщил. Так, Дмитрий Медведев не звонит по «айфону», который ему подарил Стив Джобс, а Ангеле Меркель только в этом году специалисты по информбезопасности разрешили использовать смартфон (для нее разработали спецмодель). В компьютерах военного назначения или для хранения секретной безопасности в госучреждениях всего мира используются платы, изготовленные по спецзаказу (существует возможность «зашить» шпионскую программу прямо в устройство) и с особым софтом.

Паранойя? «Вести» спросили ИТ-специалистов, которые занимаются кибербезопасностью, о том, насколько такие меры предосторожности оправданы, ведется ли точно такая же слежка за украинцами со стороны наших силовиков и как защищается сам Сноуден.

Телефон: выдает пол, национальность и привычки

Профессор компьютерных наук и директор Центра применения информтехнологий Принстонского университета Эдвард Фелтен недавно опубликовал статью, в которой рассказал о том, как много можно узнать о человеке по телефонному звонку даже без прослушки самого разговора.

Спецпрограмма присваивает каждому звонку метатэги, на основе которых создаются «цифровые портреты». Для анализа достаточно лишь отследить несколько звонков за день и сравнить с распечаткой за год. Например, человек совершил двухминутный звонок на номер гинекологической клиники, затем пятиминутный звонок на номер, которому он звонит каждый год на День Матери, а затем на номер, с которым абонент подолгу общается после полуночи. Затем следует звонок на номер Центра планирования семьи. Сразу можно сказать, что это женщина с проблемами в личной жизни.

Пол. Женщины в бизнес-время ведут короткие разговоры с широким кругом абонентов, а вечером и в выходные — долгие беседы с пятью-шестью избранными номерами. Мужчины не любят «висеть на телефоне».

Возраст. Если человек часто допускает ошибки при наборе номера, звонит редко и только днем, мало пользуется SMS и избегает мобильного интернета, а в списке вызываемых абонентов находится до пяти номеров, это, скорее всего, пенсионер. Молодежь можно опознать по более активному использованию мобильного интернет-трафика по сравнению с голосовыми звонками. А если абонент не общается до обеда в будние дни — это студент или школьник.

Происхождение. Выходцы из СССР отмечают 23 февраля и 8 марта, рассылая поздравительные SMS землякам, ирландцы всегда празднуют День святого Патрика, американцы — Дни отца и матери.

E-Mail: вашу почту всегда читают роботы

Электронный ящик на бесплатном почтовом сервисе есть почти у каждого украинца. Но не все в тот момент, когда ставят галочку «Согласен» под соглашением об использовании сервиса, вдумываются в то, на что соглашаются.

Компания Google сразу после скандала со Сноуденом выпустила разъясняющий пресс-релиз: «Людям, пользующимся веб-сервисами, не стоит удивляться тому, что их сообщения обрабатываются провайдером до того, как они попадают в ящик адресата. У пользователя вообще нет каких-либо разумных оснований полагать, что информация, которую он добровольно передает через третьи руки, остается конфиденциальной».

Нужно понимать, что аналогично специальные программы-роботы читают и анализируют письма на всех без исключения бесплатных почтовых сервисах. Их создатели сделали это для того, чтобы пользователю показывалась реклама, которая учитывает его личные интересы. Например, если написать в письме, что у вас родился ребенок, еще долго на мониторе будут показывать ролики и баннеры с товарами для детей. Однако спецслужбам перенаправляются для анализа письма, содержащие информацию о преступлениях. Особенно, если речь идет о любых формах радикализма (религиозного фанатизма, идеях о превосходстве одной расы над другой), наркотиках, оружии и так далее. Понятное дело, что у американских спецслужб есть доступ к сервисам американских компаний, а у российских — к информации на серверах, размещенных в России, у европейских — в Европе.

«Анонимность гарантируют лишь платные сервисы локальных ИТ-фирм», — говорит Александр Киселевский, руководитель ИТ-компании SL Global Service. Но только в том случае, если информация передается по защищенным каналам и в зашифрованном виде. Даже если силовики конфискуют серверы, доступа к данным у них не будет.

Веб-камеры: не просто общение

О том, что видеообщение по скайпу или с помощью любого другого видеосервиса передается от сервера к серверу, и в течение этого процесса информация не только сохраняется, но и многократно дублируется (это сделано для получения качественной картинки), общеизвестно.

В том случае, если спецслужбам нужно просмотреть чей-то разговор в режиме реального времени или даже в записи спустя неделю после того, как он состоялся, они получат такую возможность, ничего не взламывая (судя по обнародованным Сноуденом данным, компании, владеющие сервисом, сами предоставляют им доступ по запросу на конкретную личность).

Однако не все знают, что за пользователями можно шпионить и с помощью установленных вэб-камер, которые сегодня есть в практически каждом смартфоне, планшете или ноутбуке. О том, насколько это просто, доказал швейцарец Джон Мэтерли. Еще в 2009 году он создал якобы для тестирования уязвимостей сетевого оборудования сервис Shodan, который «тестирует», а на самом деле взламывает видеокамеры, подключенные к интернету — в данный момент база системы включает до полутора миллиардов доступных сетевых устройств. Среди них и детские радионяни, и роутеры, и IP-телефоны, и персональные мобильные устройства (планшеты, смартфоны, ноутбуки). Пугает то, что сервису удалось найти уязвимость и выдать ее в общий доступ сетей светофоров, систем отопления зданий и даже целых промышленных предприятий, водоочистных сооружений и электростанций.

Аналогичным способом можно активировать даже микрофон, подключенный к интернету (например, встроенный в смартфон), и с помощью специального оборудования записывать разговоры. «Жучки» остались лишь в фильмах о шпионах ХХ века.

Смартфоны легко взламываются

На днях появилась информация о том, что спецслужбы (различных стран) скупают у хакеров программы-эксплойты, которые позволяют получить удаленный доступ к жесткому диску любого компьютера, подключенного к интернету. Согласно с данными Сноудена, если взломанный компьютер синхронизирован со смартфоном, то у спецслужб появляется доступ к смс-переписке, списку контактов, а также фото и видео.

«Вся активность пользователей в интернете сохраняется и анализируется. Данные не удаляются с серверов никогда», — говорит эксперт по ИТ-безопасности киевской компании «Айкюжн» Геннадий Гулак. По его словам, спецслужбам вовсе не обязательно взламывать компьютер пользователя — всю информацию технически возможно перехватывать с помощью провайдера интернета либо компаний, владеющих облачными сервисами, с которыми синхронизирован смартфон, планшет либо компьютер. Если верить Сноудену, то глобальные ИТ-компании, которые заявляют о том, что надежно защищают персональные данные пользователей, добровольно передали АНБ и ЦРУ софт для взлома собственных кодов шифрования. И хотя Microsoft, Yahoo, Google, Facebook, PalTalk, AOL и ряд других поспешили это опровергнуть, «осадок остался». Также недавно выяснилось, что сеть TOR, якобы обеспечивающая анонимность, частично спонсируется правительством США — если пользователь попал под прицел спецслужб, надеяться на неуязвимость информации, которую он передает с ее помощью, глупо.

В том числе с помощью устройства, подключенного к интернету, несложно отследить и местоположение пользователя, а также перехватить то, что он выкладывает в сеть. Единственная защита — использование платной программы-анонимайзера и дополнительное шифрование данных.

Как скрывается от спецслужб Эдвард Сноуден

Сноуден, знакомый с методами работы спецслужб, до смешного параноидален. Зарубежные СМИ описали его чудачества, а мы попросили ИТ-специалистов прокомментировать, почему он поступает именно так.

Своих посетителей в Гонконге Сноуден заставлял извлекать батарейки из сотовых телефонов, а сами телефоны прятать в холодильник

Холодильник хорошо гасит звуки, а некоторые модели (с металлическим корпусом) — еще и радиосигнал.

Компромат на спецслужбы он хранит на четырех винчестерах, отключенных от компьютера

Жесткие диски можно разве что украсть: удаленно файлы Сноудена никто не просмотрит и не уничтожит.

Отказался общаться со СМИ по телефону даже по зашифрованному каналу

Закрыть коммуникационные каналы можно лишь с помощью криптографии (голос переводится в цифровой сигнал, а затем шифруется). Важна не только стойкость шифра-алгоритма, но и его правильное применение. Любая ошибка, допущенная по незнанию или недосмотру, приведет к взлому.

Не стал передавать информацию по интернету

Браузеры ведут журнал посещений и любят отчитываться о действиях пользователя разработчикам (так поступает, в частности, Chrome). В том числе с их помощью можно перехватывать пароли.

Сам не пользуется e-mail и никому не советует

Без понимания того, где физически хранится почта, выдают ли местоположение или личность какие-то нюансы в работе программного и аппаратного обеспечения (вроде ближайших станций сотовой связи или MAC-адреса), считать этот инструмент безопасным нельзя.

Что дальше: в мире будущего не останется секретов

«Вопрос необходимости тотального мониторинга интернета и голосовой связи — медаль о двух сторонах», — считает член набсовета ИТ-консорциума Intecracy Group Юрий Сивицкий. Если бы пристрастия, к примеру, Чикатило, вычислили с помощью его интернет-активности, а он явно заходил бы на определенные сайты, можно было бы спасти более 50 загубленных жизней. В этом случае слежка оправдана, как и для предотвращения терактов, массовых убийств и других серьезных преступлений.

С другой стороны, возможна ситуация, когда собранную с помощью ИТ-технологий информацию будут использовать для давления. Например, пользователь инициирует петицию против войны в Сирии, а информсистема поставит его за это в список тех, кому откажут в визе либо устройстве на работу в международную компанию. «Этот вопрос нужно отрегулировать с помощью международных конвенций, как с химоружием», — считает Сивицкий.

«Сноуден показал миллиардам пользователей Сети то, что мы живем в новом мире, мире, где сложно что-либо скрыть», — говорит Геннадий Гулак. И этот процесс только начался. Если сегодня сопротивляться слежке еще как-то можно, то с развитием мобильного интернета, ростом объема передаваемых данных, распространением систем распознавания лиц и биометрии секреты исчезнут вовсе.

СБУ: знает не все

С иностранными спецслужбами все ясно. А как в Украине? Источник в СБУ на правах анонимности сообщил «Вестям», что сейчас тотальной слежки за украинцами нет: «Ее ведут лишь в рамках открытого уголовного процесса, если речь идет о тяжких преступлениях. На канал передачи данных в этом случае ставят спецаппаратуру. Решение про осуществление таких действий должно быть изложено в постановлении суда».

На практике это формальность, так как судьи подписывают такие бумаги от СБУ, не читая. Но система глобального мониторинга не создана — идея с установкой спецаппаратуры у всех провайдеров и операторов связи существует лишь в виде законопроектов. Поэтому наши силовики изымают сервера физически.

Силовики имеют право вести слежку

Нардеп Святослав Олийнык, который является автором нового Уголовно-процессуального кодекса (вступил в силу в ноябре прошлого года), говорит, что законодательство Украины разрешает силовикам проводить так называемые «негласные следственные действия». 

Причем следить могут не только в отношении подозреваемого, но и другого лица, если в результате слежки есть возможность получить данные о преступлении. Разрешается проводить скрытый аудио- и видеоконтроль, просмотр, выемку или наложение ареста на корреспонденцию. Кроме того, допускается контроль звонков, SMS, MMS, переписки в интернете, изъятие данных из компьютера без ведома владельца.

В течение года сотрудники СБУ или МВД обязаны сообщить гражданину о том, что за ним производилась слежка.