Не секрет, что госконтроль на рынке нефтепродуктов оставляет желать лучшего, и некоторые компании пользуются невежеством клиентов, зарабатывая на «бодяге» и недоливе. Если машина теряет мощность или попросту глохнет, причина может быть именно в некондиционном топливе.

По информации заместителя директора НТЦ Психея Геннадия Рябцева, чаще всего злоупотребляют продажей смесевых бензинов с добавлением этанола, метил-трет-бутилового эфира или побочных продуктов коксохимического производства. Нередко продается бензин стандарта 2001 г. под видом горючего ДСТУ 2007 г., а также вместо топлива с октановым числом 95 предлагается 92-й. По информации портала Деньги, столкнуться с нарушениями качества можно на каждой четвертой, а то и третей АЗС.

Повсеместно автовладельцы сталкиваются и с недоливом топлива. А когда заправки навязывают водителям переход на премиальные виды бензина, то далеко не всегда предупреждают о проблемах, которые могут быть связаны с неграмотным использованием дорогостоящего топлива. Владельцам дизелей стоит быть бдительными зимой: летнее ДТ забивает топливные фильтры, из-за чего такие автомобили глохнут.

Пять правил для заправки

1 Заправляться на одних и тех же АЗС, если возможно

2 Стараться не заправляться на выезде из города

3 Сохранять чеки, полученные на заправке

4 Стараться заправляться в будние дни

5 Интересоваться документами на продаваемое топливо

Заправка «бодягой»

«Если бы на АЗС продавали качественное топливо, нам было бы нечего делать», – шутят двигателисты на СТО. Ведь к ним массово поступают авто, пострадавшие от потребления суррогата. На сервисных станциях Bosch до 50-60% обращений связаны с неисправностями систем зажигания и проблемами в подаче топлива, которые возникают из-за некачественного горючего.

Технический специалист компании Robert Bosch Владимир Закревский рассказал, что Наиболее распространенной причиной неисправностей является грязь в топливе, которая забивает фильтры, в результате чего снижается пропускная способность, а нагрузка на топливные насосы, наоборот, повышается. В некоторых случаях из строя выходят катушки зажигания и свечи бензиновых двигателей, а в новейших дизельных системах – регуляторы давления топлива, насосы высокого давления и инжекторы. Наиболее чувствительными к качеству топлива оказываются новейшие иномарки с малым объемом двигателя.

Поэтому водителям новеньких городских малолитражек к качеству бензина стоит отнестись крайне придирчиво. По информации Евгения Черногорского (компания Bosch Service Захід Авто) вызванный «левым» бензином ремонт авто может стоить до 20 тыс. грн. Замена катализатора стандарта Евро-4 стоит 5,5-6,5 тыс. грн, топливного насоса – 1,3-1,6 тыс. грн, четырех форсунок – в 2,5 тыс. грн, комплекта свечей – около 180 грн. Как минимум, автомобиль проведет на СТО половину дня, а если поломка серьезная – то и всю неделю.

Признаки отравления «бодяжным» бензином хорошо известны опытным водителям. «Вскоре после заправки некондиционным бензином машина начинает «тупить», двигатель предательски теряет мощность. Сколько ни дави на газ, авто разгоняется медленно и неохотно, что при обгоне или перестроении с опережением может создать аварийную ситуацию. А если двигатель начинает глохнуть на холостом ходу, движение в городских пробках превращается в медленную пытку», – делится жизненным опытом киевлянин Валерий Солошко. В таких случаях обычно на приборной панели загорается индикатор (сheck engine), указывающий на необходимость проверить двигатель. Если проблема не исчезает вместе с сомнительным топливом, прямая дорога на СТО.

Заправка несортовым бензином

Бензин стандарта 2001 г. могут продавать под видом более дорогого топлива, соответствующего нормам 2007 г., а 92-м бензином подменить самым популярный А-95.

Последствия таких махинаций часто бывают не настолько очевидны, как неисправности, связанные с откровенной «бодягой». Поэтому водителю сложно найти виновную АЗС и заставить ее компенсировать ремонт. Чтобы минимизировать риски, стоит заглянуть в уголок потребителя, где должны быть вывешены сертификаты соответствия и паспорта качества на каждый из видов топлива. Там указывается производитель топлива и стандарт, которому оно соответствует. Водитель имеет право запросить эти документы у персонала АЗС. Если выполнение этого законного требования вызывает у сотрудников заправки затруднения, лучше объезжать точку десятой дорогой.В бак автомобилей Евро-4 и Евро-5 нужно заливать горючее аналогичных стандартов, которое соответствует ДСТУ 2007 г. Менее требовательные автомобиля Евро-3 и ниже могут потреблять бензин ДСТУ 2001 г. или дизель ДСТУ 1999 г.

Кроме преднамеренных злоупотреблений, ошибочная заправка может произойти по вине персонала станций. В сети АЗК ОККО произошедшую в прошлом году историю заправки автомобилей дизелем вместо бензина не отрицают. По словам Олега Дорожовца, ошибку выявили оперативно, хотя заправиться успело около 20 машин. Компания полностью компенсировала пострадавшим затраты на техосмотр и замену или ремонт поврежденных деталей. Людям повезло: компания заняла конструктивную позицию. Увы, это происходит далеко не всегда – дождаться добровольной компенсации от безымянной АЗС, расположенной на трассе где-нибудь между Харьковом и Сумами или между Ровно и Луцком – маловероятно.

Недолив бензина

Подозрения о том, что АЗС грешат недоливом, могут подтвердиться только после того, как водитель израсходует полностью оплаченную заправку «до полного бака». Ведь каждый автовладелец знает, каков реальный расход топлива у его машины. И если топливо в баке закончилось раньше, чем это происходит обычно, проблема может быть со стопроцентной вероятностью в недоливе. И доказать это можно – нужно потребовать у персонала АЗС провести контрольный замер топлива из колонки, где заправлялось авто. Для этого на заправке должна быть специальная мерная емкость. Если подозрения оправдались, можно попробовать выбить компенсацию. Но АЗС очень редко компенсируют цена недолитого бензина – разве что водитель во время самой заправки потребовал провести замер и выявил недолив. Во избежание проблем лучше заправляться на проверенных заправках.

Переход на «элитное» топливо

Брендовые АЗС активно предлагают своим клиентам «волшебное» фирменное топливо. Такое горючее на 5-15% дороже стандартного А-95. Изготавливают его на основе импортного топлива Евро-4 и Евро-5, которое соответствует ДСТУ 2007 г. Благодаря добавлению присадок, фирменный бензин или дизель очищает топливную систему и защищает от коррозии.

Но если водитель долгое время заправлялся топливом ДСТУ 2001 г., переход на премиум-марки может оказаться опасен. Когда специальные присадки вымоют из бензобака накопившиеся в нем «вековые» отложения, частички грязи могут застрять в топливном фильтре или засорить систему впрыска. Симптомом этих проблем станет снижение мощности двигателя. Придется обратиться на СТО для замены топливного фильтра, чистки инжектора (от 240-260 грн) и топливной системы (от 240 грн). У тех, кто систематически заправлялся качественным топливом стандартов 2007 г., переход на премиальный бензин или дизель с присадкой подобных проблем не вызовет.

Вывод – автовладелец должен использовать топливо, которое подходит ему в зависимости от экологического класса автомобиля (Евро-2, 3, 4 или 5). Не противопоказано дорогое топливо большинству иномарок 2004-2012 годов выпуска.

Замерзание дизеля

Особенности езды на дизельном топливе в зимний период хорошо известны тем, кому в морозную ночь «посчастливилось» застрять на трассе посреди полей или лесов. Ведь парафины, содержащиеся в дизельном топливе, при понижении температуры кристаллизуются и забивают топливные фильтры. Пока топливо не оттает, машина с места не сдвинется.

Чтоб не попасть в такую ситуацию, в холода нужно заправляться зимним дизтопливом с температурой фильтруемости не выше -20 °С (марка F). Именно такое топливо должно продаваться на АЗС с октября по апрель. Чтоб застраховаться от неприятностей, на заправке стоит уточнить предельную температуру фильтруемости, которую указывают в паспорте качества. Также в бак можно добавлять специальные антигелевые присадки, которые снижают температуру фильтруемости, а для экстренной помощи брать с собой в дорогу размораживатель для дизеля (100-200 грн). Если же из-за остановки мотора автомобиль пришлось доставлять в город эвакуатором (а это 30-900 грн), стоит наведаться на АЗС и взять пробы топлива. В случае их несоответствия заявленному типу дизтоплива F и при наличии чека вполне реально договориться с заправкой о компенсации ущерба.

Как «выбить» компенсацию

Согласно Закону о защите прав потребителей, водитель при поломке автомобиля из-за некачественного бензина имеет право требовать от АЗС компенсацию ущерба. Но без чека, который большинство автомобилистов оставляет на заправке, доказать свою правоту сложно. Конечно, сначала стоит попытаться урегулировать инцидент без суда: вернуться на АЗС и начать «качать права». «Внесудебное урегулирование – редкое исключение из правил, – комментирует Старший партнер адвокатской компании Кравец, Новак и партнеры Ростислав Кравец. – Часто приходится обращаться в суд. В среднем процесс без услуг адвоката может стоить от 2 до 4 тыс. грн. Доказать в суде взаимосвязь нанесенного автомобилю ущерба с некачественным топливом самым вероятно, если от момента заправки до поломки прошло не больше часа, либо автомобиль проехал не более 100 км».

Чем больше расстояние от недобросовестной АЗС, тем тяжелее доказать взаимосвязь неисправности с залитой в бензобак «бодягой». Отстоять в суде свои права – дело непростое. «Основная проблема заключается в качестве доказательной базы, – предупреждает адвокат, управляющий партнер ЮФ Можаев и Партнеры Михаил Можаев. – Ведь собственнику авто нужно подтвердить факт продажи некондиционного бензина, причинно-следственную связь между качеством бензина и поломкой, а также размер ущерба. Кроме этого, нужно исключить, что к поломке могло привести другое топливо, находящееся в баке до заправки, успеть взять образцы на АЗС и доказать то, что водитель, отъехав от станции, больше ничего не доливал в свой бензобак». Если вовремя не позаботиться о сборе доказательств, можно проиграть спор.В последнее время в сетях продаж ГСМ стало очень распространённым явлением добавлять в бензин различного рода присадки для увеличения октанового числа. Таким образом, АИ-76 легко поднимается до АИ-92, АИ-92 до АИ-95 и так далее. При этом свечи двигателя, как правило, не выдерживают таких экспериментов. В сети можно встретить фото свечей, да и других деталей двигателя, после использования «бодяжного» бензина.

Как вовремя сориентироваться и принять своевременные меры при обнаружении недоброкачественной заправки. Первым делом полезно знать симптомы того, что вам в бак залили некачественный бензин и какие последствия можно ожидать.

И так начнём, если вы заметили какие либо детонационные стуки, что может говорить недостаточном количестве добавленной присадки, расход бензина неожиданно увеличился, скоростные и разгонные характеристики автомобиля ухудшились, двигатель стал хуже заводиться на холодном старте или при разгоне автомобиля заметны различные подёргивания, которые как правило становится сильнее с увеличением накипи на свечах, а на последней стадии наблюдается довольно заметно троение двигателя, можете быть уверены – вы залили в бак некачественное топливо.

Какими последствиями может закончиться для вас такая заправка. Во-первых, покрытие токопроводящим слоем рабочих частей свечи приводит к тому, что разряд происходит не только между электродами, но и между металлом и металлическим основанием, что соответственно приводит к выходу свечи из строя. Наиболее худшим вариантом развития событий может быть «закорачивание» свечи, способствующее к выходу из строя коммутатора или катушки зажигания.

Но и это не самое страшное по сравнению с предстоящим фактом прогорания клапанов при довольно продолжительной езде на таком топливе. Естественно, что это произойдёт не сразу, а при пробеге вашего авто примерно 5 тыс. километров. Поэтому если вы заметили после заправки характерные отклонения в работе двигателя, меняйте свечи каждые 5-10 тыс. км и на будущее отмечайте для себя достойные заправки, периодически выкручивая свечи, обращайте внимание на их цвет.

Оператор мобильной связи «МТС Украина» принял участие в раскрытии деятельности группы мобильных мошенников, на счету которых – около полусотни краж денег с банковских карт. Об этом "proIT" сообщили в компании.

Эксперты по безопасности «МТС Украина» помогли сотрудникам УБОП в Сумской области раскрыть преступную схему, жертвами которой стали около полусотни человек, пользующихся услугами разных украинских операторов. Сейчас злоумышленники задержаны и находятся под следствием.

В основе мошеннической схемы лежит услуга, которую предоставляют некоторые банки, позволяющая снимать деньги со счета без наличия банковской карты. Для авторизации используется только разовый код, отправляемый на номер мобильного телефона.

В интернете, газетах либо другом общедоступном источнике преступники находили объявления людей, которые что-то продавали. Продавцу предлагали сделку с оплатой товара путем перевода денег на его банковскую карту и таким образом узнавали ее номер.

Мошенники также переводили на мобильный номер потенциальной жертвы незначительную денежную сумму, делали на него несколько звонков с разных номеров телефонов, обманным путем выведывали другую информацию о номере. Полученные данные использовались для получения дубликата якобы утерянной SIM-карты жертвы. На этот номер преступники получали код авторизации, чтобы снять деньги через банкомат.

ТОП-10 схем, используемых мошенниками

МТС составила подборку преступных схем, чтобы показать, как можно определить признаки мошенничества, а также что нужно и чего не стоит делать, сталкиваясь с сомнительными предложениями.

Мама, я в милиции!

Человеку, у которого, как известно мошенникам, есть ребенок-подросток, звонят или отправляют тревожное сообщение такого вида: «Мама, меня задержали в милиции. Срочно нужны ХХХ грн. Отправь их на номер телефона/банковской карточки и т.п. Потом позвоню». Если ребенок сейчас находится не рядом с родителем, есть вероятность, что родитель может попасться на удочку мошенников.

Перешли денег

Абоненту приходит SMS: «Не могу дозвониться, нет денег, перешли 5 гривен». Излишне говорить, что с этого номера никто не перезванивает. Обычно такие сообщения могут отправить только самые близкие люди: друзья, родные. Незнакомый номер должен вас насторожить и заставить задуматься, по адресу ли попадут ваши средства.

Устроим на работу

Абонент находит объявление, в котором некая фирма предлагает трудоустройство. Для этого необходимо позвонить на номер 070Х ХХХХХХХ, чтобы пройти «консультацию». Каждая минута такого звонка обойдется соискателю в значительную сумму. Будьте внимательны, МТС реализовала в своей сети специальную функцию, благодаря которой абоненты МТС, которые звонят на любой номер с нестандартной тарификацией, в течение первых 12 секунд слышат автоматическое сообщение о реальной стоимости минуты звонка на этот номер.

Предложение разбогатеть

Мошенники отправляют SMS следующего содержания: «ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ!!!!! Существует один вариант получения денег по МОБИЛЬНОМУ телефону, денег, конечно, вы снять не сможете, зато ВАМ на счет придут деньги. За отправленную SMS с вас ничего не снимут – это проверено уже очень многими. Как это сделать» Далее предлагается отправить SMS-сообщение (набор букв и цифр) на короткий 4-значный номер. Мошенники обещают, что в течение трех минут вам придет на счет 30 грн. Пополнять приглашают абонентов всех мобильных операторов. На самом деле, деньги снимаются у того, кто отправляет SMS.

Задолженность по кредиту

Абоненту приходит SMS: «Банк Х отказал Вам в выдаче кредита». Через несколько дней, когда абонент забудет об этом сообщении, ему звонят с незнакомого номера. Автоответчик, представившись банком Х, говорит: «Напоминаем Вам о необходимости погасить кредит. Хотите прослушать сообщение еще раз, нажмите 1. Хотите связаться с оператором, нажмите 2». Естественно, абонент выходит на оператора, который правдоподобно описывает ситуацию с задолженностью по кредиту. Для более детального выяснения обстоятельств псевдооператор предлагает соединить абонента со службой безопасности банка, задачей которой на самом деле является выманивание у испуганного абонента личной информации, номеров кредитных карточек и пр. Неудивительно, что после этого с карточек начинают исчезать деньги.

Важно! Ни в коем случае не раскрывайте никому свои личные данные. Попросите «представителей банка» предоставить как можно больше информации о банке: телефон, адрес, контактное лицо. Обязательно проверьте информацию в открытых источниках.

Подключись и получи 100 гривен

За денежное вознаграждение вам предлагают подключиться к мобильной связи на контрактной основе. Злоумышленники обещают, что возьмут все обязательства по контракту на себя и будут вовремя оплачивать счета. Через определенное время вам приходит счет на роуминг на очень большую сумму денег.

Важно! Не оформляйте на себя контракты для неизвестных третьих лиц, т. к. по законодательству Вы несете полную юридическую ответственность за все документы, под которыми подписываетесь.

Получи вдвое больше

Абоненту приходит SMS такого содержания: «Сервер мобильного оператора Х. Переведите деньги на номер 8-ХХХ-ХХХ-ХХ-ХХ и получите вдвое больше!»

Важно! Мобильный оператор никогда не проводит акций, условием которых является перевод денег с одного мобильного номера на другой.

Спасите ребенка

Абонент получает сообщение с неизвестного номера о необходимости найти редкую группу крови для спасения ребенка. В сообщении указывается номер телефона, звонки на который автоматически опустошают счет позвонившего.

Важно! Незнакомый номер должен вас насторожить и заставить еще раз задуматься, по адресу ли попадут Ваши средства.

Верните мои деньги

Абонент получает SMS о том, что кто-то перевел на его счет определенную сумму денег. Через несколько минут приходит SMS с сообщением об ошибке и просьбой вернуть деньги обратно.

Важно! Проверьте, изменилось ли состояние вашего счета. Если вы не помните, всегда можно позвонить оператору и уточнить, не было ли пополнений счета в течение дня.

Вы выиграли!

Абоненту приходит SMS с неизвестного номера или из интернета (номер 1010), где говорится о выигрыше ценного приза. Чтобы его получить, необходимо купить ваучер пополнения счета в течение определенного времени и сообщить код активации по указанному номеру. В других случаях схемы «ВЫ ВЫИГРАЛИ!» вам могут позвонить и представиться ди-джеем радиостанции или оператором call-центра.

Важно! Если у вас нет возможности посмотреть условия акции на сайте, вы сможете получить информацию по бесплатному номеру 111.

Беда, когда погасить ранее взятый кредит просто не представляется возможным, испортила судьбы многих хороших людей. И если крупные компании порой могут себе позволить вывести активы и обанкротить пустышку, избавившись таким образом от обязательств, то частное лицо обанкротиться не может. Впрочем, юристы советуют гражданам прежде всего не паниковать.

Возможны разные варианты решения проблемы. Конечно же, в каждом отдельном случае необходимо исходить из конкретных реалий, чтобы предпринять те или иные действия и получить максимально выгодный для себя результат. Здесь лучше всего обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Но для общего понимания проблемы полезно изучить некоторые нормы законодательства и практику его применения.

Читайте договор

Если решение взять кредит обдумано и принято как единственно правильное, перед заключением договора необходимо внимательно изучить его условия. Важно обратить внимание на такие моменты, как сумма, сроки и порядок погашения кредита, размер и тип процентной ставки, тип кредита (потребительский, залоговый, беззалоговый), в случае с залоговыми кредитами — порядок обеспечения. Также стоит изучить права банка по договору, ответственность сторон, порядок решения споров, порядок расторжения договора.

«Особое внимание необходимо обращать на штрафные санкции, которые могут быть предусмотрены как в разделе об ответственности сторон, так и в разделе о правах и обязанностях сторон, — говорит юрист ЮФ «Лексфор» Юлия Рудык. — В любом случае, перед подписанием договора желательно проконсультироваться с квалифицированным юристом». А партнер ЮК «Ващенко, Бугай и Партнеры» Денис Бугай советует уточнять условия договора относительно пени, начисляемой за просрочку возврата займа. «Существует судебная практика удовлетворения исковых требований по пене, которая в несколько, а иногда и в десятки раз превышает сумму невозвращенного займа, начисленной всего за два-три месяца просрочки», — предупреждает он.

Но если договор уже заключен, а по прошествии какого-то времени заемщик сталкивается с финансовыми трудностями? Для начала можно попробовать договориться с банком о предоставлении отсрочки или рассрочки погашения платежей по кредиту в пределах срока, определенного договором. Также финорганизация может согласиться на пролонгацию срока погашения кредита. Для этого необходимо оформить дополнительное соглашение к договору. Но стоит помнить, что в случае подписания указанных дополнительных соглашений банк может пересматривать уровень процентной ставки по кредиту. Зато в период рассрочки он не имеет права насчитывать штрафные санкции. Юлия Рудык отмечает, что подобный вариант решения вопроса может быть выгоден для заемщика, только если он выполнит условия дополнительного соглашения. Иначе банк имеет право насчитать пеню и штрафные санкции на невыплаченные суммы. «Также, вероятнее всего, финучреждение по условиям такого дополнительного соглашения увеличит процентную ставку по кредитному соглашению. Поэтому заемщику зачастую невыгодно заключать подобные соглашения», — говорит юрист.

Что заберут

Если заемщик по тем или иным причинам не погашает кредит, банк может обратиться в суд с иском о взыскании всей суммы кредита, начисленных процентов, а также пени или штрафа за просрочку, если это предусмотрено договором. Кроме того, финорганизация имеет право через суд взыскать предмет залога (ипотеки). «Кредитор может обратить взыскание на предмет ипотеки и во внесудебной процедуре, если данное положение предусмотрено договором», — говорит Денис Бугай. Банк может обратить взыскание на залоговое имущество как должника, так и его имущественного поручителя, а также признать право собственности на залог или предмет ипотеки. В первом случае взыскание проводится исполнительной службой в соответствии с законом «Об исполнительном производстве». Обращение взыскания на имущество должника заключается в его аресте, изъятии и принудительной реализации. Во втором случае банк становится полноправным собственником залога или предмета ипотеки и получает право на свое усмотрение распоряжаться этим имуществом.

В случаях, когда кредит не обеспечен залогом или залоговое имущество не покрывает в полном объеме задолженность по кредиту, банк взыскивает такую задолженность с должника или/и поручителя в судебном порядке. Взыскание обращается в первую очередь на денежные средства, а в случае отсутствия у должника сумм, достаточных для удовлетворения требований финучреждения, взыскание обращается также на принадлежащее должнику иное имущество. Юлия Рудык говорит, что в данном случае следует обращать внимание на срок исковой давности. Если она не прописана отдельно в договоре, срок исковой давности о взыскании основной суммы долга по кредиту и процентов составляет три года, о взыскании пени (штрафа, неустойки) — год.

КСУ в помощь

19 сентября Конституционный Суд Украины принял Решение в деле по конституционному обращению ЧП «IKIO» относительно толкования положения ч. 1 ст. 61 Семейного кодекса Украины. Суд решил, что данные положения нужно понимать так, что уставной капитал и имущество частного предприятия являются объектом права совместной собственности супругов. Это означает, в частности, что если такое имущество находится в кредитном залоге, но один из супругов не давал своего согласия на сделку, договор является недействительным. Ранее суды применяли в подобных случаях ст. 28 постановления пленума Верховного Суда от 21.12.2007, согласно которой если супруг не является участником предприятия, он имеет право только на часть доходов ЧП, но не на его имущество. Банкиры уже ожидают массовой подачи исков о признании кредитных договоров недействительными с обоснованием, что один из членов семьи не давал своего согласия на передачу в залог имущества ЧП.

Как защитить имущество

Юристы отмечают, что самое лучшее средство защиты имущества в данном случае — переоформить все на других лиц, к примеру родственников, поскольку взыскание накладывается исключительно на имущество должника. Но стоит помнить, если банк уже обращается в суд с иском о просроченном долге, он имеет право подать заявление об обеспечении иска. В частности, он может просить суд наложить арест на имущество или деньги ответчика, запретить последнему совершать определенные действия, приостановить продажу арестованного имущества и т. д. Впрочем, по словам Юлии Рудык, на практике заявления об обеспечении иска удовлетворяются судами крайне редко и только в случае, если заявитель сможет надлежащим образом обосновать, что неприменение мер по обеспечению иска может привести к невыполнению в дальнейшем решения суда.

Кроме того, согласно ст. 52 Закона «Об исполнительном производстве», взыскание обращается только на свободное от залогов имущество. Таким образом, если ответчик зарегистрирует какие-либо залоги на принадлежащее ему имущество, государственный исполнитель уже не сможет наложить взыскание на такое имущество.

А вот если речь идет, к примеру, о квартире, которая находится в залоге у банка, переоформить ее на других лиц и вовсе не получится. Исходя из ст. 12 Закона «Об ипотеке», такие сделки, если они совершены без согласия ипотекодержателя, могут быть признаны недействительными через суд.

Но и здесь есть возможность уберечь имущество. Для этого в квартире достаточно прописать малолетнего ребенка. Согласно Закону «Об охране детства», для получения разрешения на осуществление операций с недвижимостью, где зарегистрированы несовершеннолетние, необходимо обращаться в органы опеки и попечительства. «В этих случаях даже при наличии решения о взыскании недвижимости банки сталкиваются с тем, что практически исполнить подобное решение суда невозможно», — говорит Юлия Рудык. При этом прописать несовершенного ребенка можно на любой стадии рассмотрения дела.

Недействительный договор

Иногда должнику есть смысл обжаловать в суде кредитный договор и попытаться признать его недействительным. В таком случае банк должен будет вернуть заемщику деньги, внесенные им в качестве уплаты процентов и штрафных санкций по кредитному договору (если были), а заемщик, в свою очередь, обязан просто вернуть банку тело полученного кредита. Поэтому признание кредитного договора недействительным довольно выгодно заемщику и невыгодно банку, который в таком случае ничего не зарабатывает. Основаниями для признания кредитных договоров недействительными чаще всего определяется заключение их в иностранной валюте, что, по мнению истцов, противоречит требованиям законодательства. Если речь идет о потребительском кредите, истцы ссылаются на нарушения норм Закона «О защите прав потребителей». В частности, если кредит выдан в иностранной валюте, главным аргументом истцов является то, что в договорах валютные риски возлагаются исключительно на заемщика, что в свою очередь нарушает положения ст. 18 закона. Впрочем, на практике суды удовлетворяют такие иски нечасто.

В некоторых случаях подача иска о признании кредитного договора недействительным может быть использована как способ затянуть процесс взыскания задолженности — как на стадии судебного рассмотрения, так и на стадии исполнительного производства. Но Юлия Рудык отмечает, что затягивать рассмотрение дела выгодно заемщику, только если ему нужно время для того, чтобы переоформить принадлежащее ему имущество на других лиц или же найти иные способы своей защиты. Если ни денег, ни имущества нет, затягивать судебный процесс нет смысла. «В данной ситуации чем быстрее суд вынесет решение о взыскании, тем быстрее банк обратится к государственному исполнителю, который в связи с отсутствием у должника имущества, на которое можно обратить взыскание, закроет производство по делу», — говорит юрист. В этом случае финорганизации останется только списать всю задолженность по кредиту за счет резервного фонда.

Что грозит «банкроту»

Несколько лет назад, в разгар кризиса, применялась практика банкротства физлиц. Должник регистрировался как частный предприниматель, а затем при помощи другого юрлица открывалась процедура его банкротства. Однако впоследствии такие действия признали нарушением норм Уголовного кодекса, и был даже открыт ряд уголовных дел в отношении таких заемщиков-банкротов. Ныне если с должника нечего взять, исполнитель по истечении срока, предусмотренного для соответствующего вида взыскания, закрывает исполнительное производство. И как следствие — банк списывает задолженность по кредиту за счет резервного фонда. Если в будущем у такого «банкрота» улучшится финансовое положение, заставить его погасить списанный долг невозможно. Исходя из ст. 50 Закона «Об исполнительном производстве», закрытое исполнительное производство не может быть открыто снова, кроме случаев, предусмотренных этим законом. Улучшение финансового состояния должника в перечень таких случаев не входит. Также банк не сможет подать новый иск в суд по старому долгу. Ведь согласно Гражданскому процессуальному кодексу, суды не принимают иски, если уже есть судебное решение по делу в этом споре между этими же сторонами.

За границу с долгами можно

До недавнего времени банки часто просили суд в качестве обеспечения иска запретить должнику выезд за границу с целью оказать на него дополнительное давление. Однако Высший спецсуд в Постановлении № 5 от 30.03.2012 разъяснил, что суд может принимать меры обеспечения иска лишь в рамках, предусмотренных законом. То есть финучреждение инициировать запрет на выезд должника за границу не имеет права.

В то же время ВССУ обратил внимание, что, согласно ст. 11 Закона «Об исполнительном производстве», с такой просьбой к суду может обратиться государственный исполнитель. Но суд имеет право согласиться на это лишь в случае доказанности факта уклонения должником от выполнения обязательств. А Юлия Рудык считает, что, с учетом норм ст. 33 Конституции, подобный запрет незаконно применять и в рамках исполнительного производства, поскольку ограничить свободу передвижения может только закон, но никак не решение суда.

В том, что пьяный за рулем — преступник, — лишний раз никого убеждать не нужно. В нашей стране для любителей езды «по пьянке» предусмотрено строгое наказание: согласно ст. 130 Кодекса Украины про админправонарушения, это 2550—3400 грн штрафа, либо лишение прав сроком на 1—2 года.

Наша система правосудия, увы, несовершенна. И время от времени наказанию подвергают невиновных водителей. Способствует этому невысокий профессиональный и моральный уровень отдельных сотрудников ГАИ, а также слабое знание водителями законов.

«Сегодня» на основании рекомендаций юристов Ростислава Шапошникова, Марины Гавяды и Владимира Караваева подготовила советы о том, что при общении с ГАИ нужно делать, а чего нельзя ни в коем случае, чтобы незаслуженно остаться без прав.

 

Типичные ошибки водителей при общении с ГАИ: шесть примеров из жизни

Признался в том, что пил накануне

Ситуация, которая произошла с Игорем К. (имена изменены), является распространенной. После остановки автомобиля он передал гаишнику права в руки и внезапно услышал в свой адрес обвинение в управлении авто в состоянии алкогольного опьянения — инспектор почуял запах. Игорь в тот день не пил, но честно сказал о том, что за день до этого пил водку на семейном торжестве. Инспектор составил протокол, в нем написал пояснения водителя, получил его подпись и отпустил. Через месяц пришла повестка в суд — в ходе пятиминутного заседания Игоря признали виновным и оштрафовали на сумму около 3 тыс. грн.

В чем ошибка. В данном случае Игорь абсолютно зря не попросил провести тест с помощью прибора, а также не потребовал, чтобы его отвезли к врачу. Ведь ответственность наступает не за употребление алкоголя, а за превышение его содержания в крови (0,2 промилле). И то, что он пил за день до поездки, не означает, что тест показал бы превышение нормы или врач-нарколог признал бы его пьяным. Поставив подпись в протоколе, где написано, что он пил накануне, Игорь фактически признался в «нетрезвой езде».

Отказался от поездки к врачу-наркологу

История автомобилиста Виктора схожа с предыдущей. После того как инспектор сказал, что чует запах, он заявил, что пил накануне. Но, правда, настаивал на том, что с момента приема алкоголя прошли сутки, сейчас он трезвый и вполне может управлять автомобилем. Гаишник предложил поехать к врачу и провести тест. Но Виктор отказался — спешил по своим делам. Тогда сотрудник ГАИ предложил «сделку», мол, он составит протокол, в котором напишет все, что говорил Виктор и ничего больше; так и сделали. Виктор, в полной уверенности, что его не обвиняют в пьянстве за рулем, поставил под протоколом подпись, гаишник остановил двух свидетелей, которые также подписались в протоколе и отпустил Виктора. Финал схож с предыдущим примером — водителя оштрафовали на 2550 грн.

В чем ошибка. В соответствии с п. 8 постановления Кабмина №1103 от 17 декабря2008 г., на водителя составляется протокол про админправонарушение (фактически, его признают виновным). Согласно со ст. 130 Кодекса Украины про админправонарушения (КоУАП), отказ от освидетельствования приравнивается к признанию автомобилистом своей вины.

Принял алкоголь сразу после остановки автомобиля

С советских времен среди автомобилистов ходит легенда про водителя, который ехал за рулем с жутким похмельем после ночной пьянки. Соответственно, рядом держал бутылку водки для «поправки здоровья». Как только его остановили сотрудники ГАИ, он в присутствии инспектора открыл бутылку, сделал большой глоток и заявил инспектору — «Какие вопросы. Пил не за рулем и не перед тем, как сесть за руль. А после того, как вышел из машины. А ездить я сегодня уже не собираюсь». И водителя отпустили. Я слышал этот миф много раз от незнакомых между собой людей, причем один из них — инструктор в автошколе.

В чем ошибка. На практике такое поведение приведет к печальным последствиям. Согласно со все той же ст. 130 КоУАП, прием алкоголя либо наркотиков после остановки авто инспектором карается лишением прав на срок от двух до трех лет либо админарестом от 10 до 15 суток.

Не присмотрелся к алкотестеру

Водителю Александру после остановки предложили подуть в трубку. Гаишник оформил какие-то документы (водитель не присмотрелся), достал прибор, напоминающий внешне трубку, из специальной коробочки, распечатал мундштук из кулечка и предложил в него дунуть. Потом, через несколько минут, заявил, что индикатор показал состояние алкогольного опьянения. Александр вспомнил, что принимал лекарства на спиртовой основе, но совсем немного и сказал об этом гаишнику. Тот сделал сочувствующий вид и сказал, что ничем не может помочь. Но после пяти минут уговоров согласился отпустить водителя за 500 грн.

В чем ошибка. Есть подозрение, что в данном случае водитель столкнулся не с настоящим инспектором ГАИ, а с одним из мошенников, которые часто летом на трассах выдают себя за милиционеров. Описанный прибор скорее всего является трубкой «Контроль трезвости». Несколько лет назад их запретили к использованию (они показывают факт наличия алкоголя в крови, но не показывают его количество). Либо настоящий гаишник пошел на преступление.

Откупился несколько раз за поездку

Водитель Сергей немного выпил и сел за руль. По закону подлости его остановил экипаж ГАИ, и инспекторы предложили ехать к врачу на освидетельствование. Понимая, что так его сразу выведут на «чистую воду», Сергей решил откупиться и дал гаишникам взятку 500 грн. Его отпустили, но буквально через километр остановили снова (другой экипаж) и история повторилась. По пути домой его остановил уже третий экипаж, но денег у Сергея уже не было. Итог истории — лишение прав на год.

В чем ошибка. Не нужно лишний раз напоминать, что дача взятки должностному лицу является преступлением, как и езда за рулем в состоянии алкогольного опьянения. Наверное, был смысл после первого раза вызвать такси (сейчас почти все службы оказывают услугу «драйвер» — таксист садится за руль автомобиля клиента). Или после второго, когда стало понятно, что в этот вечер для нечестных инспекторов он стал дойной коровой.

И даже после всего случившегося у водителя оставалась возможность на следующий день написать заявление о даче взятки — в этом случае водитель освобождается от уголовной ответственности.

Позволил на себя «давить»

Очень часто сотрудники ГАИ психологически «давят» на водителей женского пола. Так, автомобилистка Ирина выпила бокал шампанского и через 2 часа села за руль. Сотрудник ГАИ, остановивший ее, сразу попросил права и документы на машину, потом попросил выйти из машины и дыхнуть на него. Дальше началось «представление» — инспектор забрал документы к себе и начал читать лекцию про опасность алкоголя за рулем и ответственность в виде ареста; рассказал про злого судью, который обязательно отберет права. А после лекции предложил поехать к врачу, где, по словам гаишника, сразу все обнаружится. И заодно рассказал, как он забирал права после кальяна, про цены на штрафплощадке, куда он заберет автомобиль. Перепуганная Ирина дала взятку.

В чем ошибка. Ни один закон Украины не требует от водителя выходить из машины, дышать на инспектора и передавать ему документы в руки. Также водитель не обязан отдавать гаишнику ключи от авто либо везти его на штрафплощадку. Он может забрать его с помощью эвакуатора, но лишь в том случае, если машина существенно (!) мешает движению.

Замороженные, а также недостроенные жилые многоэтажки упрямо напоминают инвесторам о потерянных десятках и сотнях тысяч долларов. «Деньги» узнали, почему замирают стройки и как покупателю избежать незавидной судьбы инвесторов «Элит-строя».

«Раз – и перестали строить, потому что деньги закончились. Так произошло с домом на ул. Борщаговской, 206. Председателя правления кредитного союза «Добробут», который собирал с инвесторов деньги под строительство этого объекта, суд признал виновным в злоупотреблениях и хищениях. Он был осужден к 5 годам лишения свободы», – рассказывает «Деньгам» прокурор прокуратуры Соломенского района Киева Вера Шулякова. По ее мнению, это показательный пример для всей строительной отрасли.

Ведь в срыве сроков строительства не всегда виновен кризис, на который так любят пенять застройщики, – часто им прикрываются, чтобы скрыть собственные грешки.

А прокуратура Севастополя выявила грубые нарушения в привлечении и целевом использовании денег покупателей квартир одной из новостроек. В 2010 году застройщик заключил с местным агентством недвижимости договор, согласно которому оно должно было продавать квартиры.

«По условиям контракта посредники должны были получать деньги от инвесторов и передавать их застройщику. В 2010–2011 годах агентство продало квартир более чем на 2,7 млн. грн. Но в ходе прокурорской проверки выяснилось, что далеко не все деньги инвесторов поступили строителям – 1 млн. грн. риэлторы оставили у себя в карманах», – рассказывает «Деньгам» пресс-секретарь прокурора Севастополя Валерий Ястрембский. По его словам, сейчас прокуратурой Гагаринского района Севастополя заведено уголовное дело по факту присвоения чужого имущества в особо крупных размерах, ведется досудебное следствие. Проанализировав около полусотни историй «рождения» долгостроев, «Деньги» определили топ-5 причин остановки строительства многоквартирных жилых домов в Украине.

Причина № 1: У застройщика нет своих денег

Если у застройщика только один источник финансирования строительства – продажи квартир, – то в трудные времена этот источник может иссякнуть. Тогда денег от продаваемых квартир для продолжения строительства не хватает, чтобы закрыть возникшую финансовую «дыру». С такой ситуацией столкнулись инвесторы дома по ул. Черняховского, 21-б, в Броварах. Согласно проекту, там должен был вырасти трехсекционный 16-этажный дом на 301 квартиру. Начинала строительство компания «Броварипромжитлобуд». Она обанкротилась еще до начала кризиса, и права на объект перешли компании ООО «Т-Фактор».

Первый камень жилого комплекса был заложен в 2006 году. По планам, новоселье жильцы должны были отметить в 2009 году. Но застройщику до сих пор не удалось выполнить обещания: в 2008 году работы на объекте были заморожены. По данным инициативной группы инвесторов, застройщику удалось продать 161 квартиру. Этих денег на завершение объекта не хватило. А банк, который кредитовал застройщика, во время кризиса приостановил финансирование, – рассказывает президент Ассоциации помощи пострадавшим инвесторам Алексей Гончарук.

Офис компании «Т-Фактор» сейчас не работает, поэтому связаться с ее директором инвесторам удается только по телефону. «На контакт застройщик идет – он никуда не убегает. Он честно признается: «Не строим, потому что нет денег». Этим летом даже кран со стройки убрали за долги, правда, строительная площадка еще охраняется», – рассказывает член инициативной группы инвесторов Светлана Нестеренко. «Деньги» решили узнать перспективы достройки жилого объекта у директора компании ООО «Т-Фактор» Сергея Гудымы. Увы, г-н Гудыма сослался на свою чрезмерную занятость, отказался общаться с корреспондентом «Денег».

Инвесторы дома в апреле 2012 года зарегистрировали общественную организацию «Общество инвесторов, Черняховского, 21-б». Их цель – стать соучредителями компании- застройщика, чтобы получить контроль над использованием привлекаемых в будущем инвестиций. «Тогда мы самостоятельно начнем искать инвесторов под строительство дома. Найдем деньги – достроим дом. Но в «Т-Факторе» нам сказали, что начнут с нами разговор только после того, как к нам присоединятся все владельцы 161 проданной квартиры. А инвесторы – люди разные, в основном пассивные. Кто-то не верит в успех нашей затеи, кто-то сильно занят, чтобы прийти на общее собрание», – рассказывает Светлана Нестеренко. Пробовали активисты недостроя обращаться и в другие строительные компании с просьбой достроить их объект. Но пока их общественная организация не получила на правах соучредителя компании-застройщика возможности официально вести переговоры по таким вопросам, никто за их дом браться не хочет.

Резюме: Прежде чем инвестировать, необходимо выяснить, сможет ли застройщик достроить дом, даже если продажи квартир притормозятся. Плохо, если стройка идет преимущественно на вырученные от продажи метров деньги. В этом случае велик риск замораживания строительства.

Причина № 2: Конфликт учредителей

Обычно учредителями компаний-застройщиков выступают несколько человек. Иногда им сложно находить общий язык в вопросах распределения прибыли. В результате – конфликт. Кто-то, прихватив печать и учредительные документы, уезжает. Другие арестовывают счета предприятия. Итог: структура не может нормально функционировать, и бизнес разваливается. «В результате ничего не строится, потому что все деньги украдены», – делится опытом Алексей Гончарук. Иногда такие истории специально инсценируются мошенниками. «Киевский долгострой по проспекту Науки, 66–70, я считаю, возник как раз из-за конфликта учредителей, один из которых сбежал», – говорит Алексей Гончарук.

История «города мечты» по проспекту Науки, 66–70, начиналась в 2005 году. Именно тогда начали собирать деньги у инвесторов. По задумке архитекторов, там должен был вырасти трехсекционный красавец высотой в 21 этаж. «Свой договор я подписал 8 августа 2005 года. Но строительство дома реально началось только в 2007 году, поскольку местные жители выступали с протестами и блокировали строительную площадку», – рассказывает обманутый инвестор Богдан Андрющенко. По его словам, все договора оформлялись через киевский аграрно-кредитный союз «Сенатек». Желающие приобрести жилье оформляли свое вступление в кредитный союз и вносили часть стоимости жилья как паевые взносы. По уверениям «Сенатека», это был механизм, чтобы уберечь деньги от обесценивания.

Одновременно подписывались договора с застройщиком. «Потом, спустя несколько месяцев, договора переписывали только на "Сенатек”. Вот это и было первым звоночком, что схема может завершиться "кидком”», – считает Богдан Андрющенко. По информации Ассоциации помощи пострадавшим инвесторам, «Сенатек» и «Житловик» были аффилированными структурами. Их офисы находились в одном помещении, а руководство одной компании входило в состав правления другой. Конфликт их руководителей стал началом конца строительства. В 2009 году по факту мошеннических действий должностных лиц «Сенатека» и «Житловика» были возбуждены уголовные дела. А в 2010 году – начата процедура банкротства компании-застройщика – «Житловика».

«Инвесторы написали исковые заявления, и начались суды. Удалось ли кому-то вернуть свои деньги, не знаю. Моя попытка успехом не увенчалась. Возобновление строительства? Это маловероятно, поскольку мы не являемся собственниками объекта. Например, мои имущественные права подтвердить практически нереально, поскольку дом даже близко не достроен до этого этажа», – резюмирует г-н Андрущенко.

Резюме: Перед инвестированием нужно прояснить: кто строит, кто получает деньги от покупателя, в каких отношениях первые со вторыми, давно ли в партнерах соучредители компании-застройщика. Особое внимание стоит уделить схеме финансирования строительства – если это не договор с фондом финансирования строительства (ФФС) или покупка целевых облигаций, стоит насторожиться.

Причина № 3: Цены обогнали смету

Наиболее частый случай – из-за затянувшегося процесса продажи квартир денег не хватает на своевременное финансирование строительства. Но эта ситуация может фатально усугубиться тем, что процесс может затягиваться настолько сильно, что расходы начнут превышать смету. Дальше – замкнутый круг: в остановившейся стройке новые инвесторы не торопятся покупать квартиры, а инфляция и незапланированные работы сжирают бюджет стройки.

Одесские инвесторы новостройки по ул. Пишоновской (Ковалевского), 20/2, похоже, столкнулись именно с такой бедой. История начиналась в 2007 году, когда компания-застройщик «Консоль ЛТД» начала строительство 16-этажного дома на 96 квартир. Ввести его в эксплуатацию инвесторам обещали в канун 2009 года, но осенью 2008-го работы на строительной площадке были остановлены. Сейчас дом построен только на 80–85%. Все квартиры в нем проданы. Стоимость приобретенного у застройщика жилья пайщики выплатили уже на 100%, но стройка так и не оживает.

«По нашим документально подтвержденным данным, сумма собранных паевых взносов с пайщиков дома № 2 на ул. Пишоновской, 20/2, превышает сметную стоимость строительства на 1,1 млн. грн. По мнению большинства пайщиков, их денежные средства потрачены фирмой на иные цели, не связанные со строительством вышеуказанных домов, что свидетельствует о нецелевом использовании денежных средств», – рассказывает член инициативной группы обманутых инвесторов Александр Ляховецкий. Инвесторы объединились и начали собирать информацию об объекте, обращались в компанию «Консоль» с запросом о состоянии дел на стройке и дальнейших планах застройщика.

Одновременно письма-жалобы были разосланы в Кабмин, Минрегионстрой, мэрию, обладминистрацию и управление архитектуры и градостроительства. Также инвесторы начали активно поднимать шум в СМИ: рассказывать о своей истории журналистам, приглашать на стройку телевизионщиков. «В январе 2012 года на наш очередной запрос относительно сроков возобновления строительства из фирмы «Консоль» пришло письмо, в котором сообщалось, что работы возобновятся в феврале 2012 года, а дом будет сдан в июле 2012 года», – рассказывает Ляховецкий.

Не дождавшись выполнения обещаний, пайщики в июне 2012 года написали в ГСБЭП и прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело по факту мошенничества и растраты их денег. Однако в возбуждении дела было отказано по причине отсутствия состава преступления.

Зато возобновились работы по дому №  2 на ул. Пишоновской. «Работы ведутся крайне низкими темпами. Менеджеры компании предлагают пайщикам согласиться на дополнительные доплаты, отказ от отделки в своих квартирах и продление срока сдачи дома № 2 до середины 2013 года», – рассказывает Ляховецкий.

«Деньги» обратились с официальным запросом в компанию «Консоль ЛТД». «Строительство объекта ведется за средства, полученные по договорам паевого участия. В связи с падением спроса и покупательской способности населения произошла задержка с заключением договоров на объект. То есть реализация 96-квартирного дома происходила из расчёта 2–3 договора в месяц, что не дало возможности привлечь необходимые объемы средств для финансирования объекта в желаемые сроки. Также в связи с финансовым кризисом произошла задержка финансирования объекта со стороны пайщиков по ранее заключённым договорам. Всё это привело к увеличению сроков строительства. Что в свою очередь привело к удорожанию объекта в связи с инфляцией. И фирма вынуждена была изыскивать дополнительные средства для завершения строительства», – рассказал председатель правления компании «Консоль ЛТД» Владимир Ясинский. При этом он сообщил, что работы на строительной площадке в этом году возобновлены, и прогнозируемый срок завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию – первое полугодие 2013 года.

А тем временем по отношению к «Консоль ЛТД» начато дело о банкротстве. Если компанию признают банкротом, существует риск, что недостроенный дом передадут каким-то компаниям-кредиторам, и что в этом случае произойдет с правами пайщиков на купленные ими квартиры, предсказать сложно.

Резюме: Даже многолетний опыт строительства и множество сданных объектов в разных регионах страны не спасает застройщика в случае, если стройка ведется преимущественно на деньги от текущих продаж, а затягивание работ приводит к перерасходам сметы.

Причина № 4: Убедительные скидки в начале

«Это неумелые бизнесмены, которые начали продавать квартиры в своем строящемся доме по очень низкой цене. Денег на строительство не хватает, и они начинают придумывать, как их дополнительно получить», – объясняет президент Ассоциации помощи пострадавшим инвесторам. Яркий пример – возведение ЖК «Нектарный» в Обухове по ул. Киевской, 174-а. Его строительство начала в 2005 году Первая Украинская Индустриально-инвестиционная компания во главе с директором Вячеславом Никитенко. В рекламных объявлениях, которыми, к слову, и сейчас заполнен весь Интернет, застройщик обещал инвесторам построить в живописном уголке Киевской области современный комплекс из шести секций 16-этажек. «В 2005 году «квадрат» стоил 2,5 тыс. грн. До 2010 года цена выросла практически до 7 тыс. грн. Сегодня дом готов на 80%, и чтобы его достроить, нужно еще не менее 10 млн. грн.», – рассказывает член инициативной группы инвесторов Валерий Глевацкий.

В 2010 году инвесторы, уставшие слушать обещания застройщика, создали кооператив, который объединил 250 человек. От его имени инвесторы пишут письма о помощи мэру, губернатору и даже премьер-министру.

«Деньги» обратились в киевский офис застройщика с просьбой рассказать, что помешало своевременной сдаче в эксплуатацию «Нектарного». В полученном нами ответе застройщик сообщает, что объект сегодня достраивается по кризисной бартерной схеме с подрядными структурами. То есть плата за материалы и работы производится не деньгами, а зачисляется квадратными метрами жилья. «На такой шаг подтолкнула ситуация с отсутствием спроса населения на новое жилье и отсутствие реального платежеспособного покупателя», – утверждают в компании. Руководство заверило «Деньги», что по самому пессимистическому сценарию жилой комплекс будет достроен за 1,5–2 года.

Резюме: Чрезмерные скидки на начальных этапах реализации квартир могут сыграть с проектом злую шутку. Метры-то будут в значительной мере раскуплены, но вот собранных денег на столь же бодрое завершение строительства может и не хватить.

Причина № 5: Проблемы с местной властью

Бывает и так, что застройщик добросовестно достраивает объект в обещанные сроки, но местная власть по понятным причинам начинает сознательно саботировать ввод жилого дома в эксплуатацию. «Такой случай был в Василькове. Там застройщик на 99% построил дом на ул. Солнечной, но из-за ссоры с мэром города не мог сдать дом в эксплуатацию, потому что не мог подключить дом к городским коммуникациям», – рассказывает г-н Гончарук.

Причиной конфликта было изменение требований к взносам от застройщиков в фонд развития города за право строить дома. До 2007 года аппетиты чиновников росли. Каждый застройщик должен был отдавать местным властям до 10% возведенных метров. С приходом кризиса, на фоне запуска правительственных программ поддержки строительной отрасти, требования начали снижаться. И сейчас, после ввода дома в эксплуатацию, застройщик обязан отдавать городу только 2% построенного жилого метража, и не квартирами, а деньгами.

«А деньги-то свои, и тратить их не хочется. А если есть возможность не тратить – застройщики будут искать эту возможность. А городские власти говорят: «Нет, плати 10% квартирами, у нас же с тобой договор от 2005–2006 года», – живописует конфликт Алексей Гончарук.

Резюме: Конфликт с местными властями – самый сложнопрогнозируемый фактор. Лучший выход в такой ситуации – придание максимальной огласки фактам и поддержка застройщика в конфликте с местными чиновниками.

Мастер-класс по достройке

Хорошая новость: при правильном подходе долгострой можно достроить. Это доказали на практике тернопольские инвесторы, которые в 2007 году вложили свои деньги в новостройку по ул. Львовской, 1. Заказчиком строительства выступила компания «Марс-Буд», а генеральным подрядчиком стала «Тернопольская фирма «Будівельник». Дом должны были сдать до конца 2010 года.

Но стройка была заморожена, когда коробку дома выгнали только до 5–6 этажей. Когда инвесторы поняли, что перспектив закончить начатое у застройщика нет, они начали свою борьбу за дом. Первым делом нашли других пострадавших инвесторов, а затем создали кооператив «Львовская-1».

Инвесторы использовали любые возможности придать огласке свою проблему. «Ощутив эффект массовых митингов, мы решили проводить акции протеста под стенами администрации. Апогеем стало проведение акции в июне 2010 года, когда на митинг вышло несколько тысяч человек. Были перекрыты основные дороги в центре Тернополя. После этого учредитель компании был арестован», – вспоминает лидер инициативной группы инвесторов этого дома Богдан Малиняк. Вскоре директор компании-подрядчика Зиновий Щебановский оформил заявление об отказе от участка и просьбу передать его кооперативу. Тернопольский горсовет позволил это сделать.

После получения всех разрешений и улаживания юридических вопросов следовало приступать к поиску денег на достройку дома. «Обойтись только деньгами, полученными от продажи еще свободных квартир, было невозможно. В лучшем случае так можно было привлечь 10 млн. грн., а на завершение строительства необходимо было 15 млн. грн. Нужно было убедить людей доплатить за свое жилье», – объясняет г-н Малиняк. Работы на стройке были возобновлены. Сейчас дом готов на 98%.

Примеры остановки строительства жилых домов и действий инвесторов

Причина (по оценкам инвесторов)

Пример (объект)

Признаки «риска»

Действия инвесторов

Конфликт учредителей

Киев, ЖК «Наш дом», проспект Науки, 66–70

Для учредителей компаний застройщика это первый большой совместный строительный проект

1. Составили список инвесторов дома    2. Наняли команду адвокатов для юридической поддержки    3. Составили и подали в суд исковое заявление с требованием возвратить им вложенные средства

Неправильное планирование бизнеса

Обухов, ЖК «Нектарный», ул. Киевская, 174-а

На момент привлечения денег инвесторов нет примеров удачно завершенных проектов

1. Объединились и создали кооператив инвесторов    2. Наняли команду адвокатов для юридической поддержки    3. Обращались с письмами о помощи к мэру, губернатору и премьер-министру

Конфликт с властью

Васильков, ЖК на ул. Солнечной

Внешних признаков «риска» нет

1. Устраивали акции протеста около органов местной власти   2. Поднимали «шум» в средствах массовой информации

Подвели финансовые партнеры

Бровары, дом на ул. Черняховского, 26-б

У застройщика был один основной источник финансирования – кредитная линия банка

1. Создали общественную организацию – юрлицо    2. Ведут переговоры с застройщиком, чтобы стать соучредителями его компании    3. Ищут инвесторов, которые готовы вложить деньги в завершение строительства дома    4. Обращались к другому застройщику с просьбой достроить их объект    5. Писали заявления в прокуратуру с просьбой проверить компанию-застройщика на «честность»    6. Обращались с письмами к местным и центральным властям

Недобросовестность застройщика

Тернополь, ул. Львовская, 1

- Сомнительная деловая репутация застройщика    - Получена не вся разрешительная документация    - Застройщик одновременно реализовывал много строительных проектов и готовность каждого из них не превышает 50%

1. Нашли данные всех инвесторов дома    2. Объединились в кооператив    3. Проводили массовые акции протеста    4. Возбудили уголовное дело против учредителя компании-застройщика    5. Добились переоформления земельного участка на кооператив    6. Переоформили недострой на кооператив    7. Организовали сбор денег на завершение строительства    8. Оформили всю разрешительную документацию на строительство    9. Достраивают свой дом самостоятельно

 

Примеры замораживания строек

Город

Объект

Компания-застройщик

Кол-во квартир

Сколько квартир продано

Начало строительства

Год «заморозки»

Степень готовности

Причина остановки строительства

Киев

ЖК «Три богатыря», ул. Борщаговская, 182-б

«Киевреконструкция»

280

около 200

2006

2008

Около 90%

Недобросовестность застройщика

Киев

ЖК на Харьковском шоссе, 19

«УкрИнвестбуд»

более 400

около 400

2006

Строительство ведется слабыми темпами

более 80%

Недобросовестность застройщика

Запорожье

ЖК «Тихий центр», ул. Грязнова

«Константа»

339

около 100

2007

2008

15%

Банкротство застройщика

Харьков

ЖК на ул. Родниковая, 11

«Молодежный ЖСК «Интернационалист-1»

около 300

более 100

2006

2008

10%

Конфликт учредителей

Днепропетровск

ЖК на ул. Кавалерийской, 9, секция 6

Проектно-строительная фирма «Домострой»

более 50

30

2006

2009

более 80%

Недобросовестность застройщика

 

Как минимизировать риски и защитить права инвестора

Прежде чем покупать строящуюся квартиру, нужно:

1. Изучить репутацию застройщика: исследовать в Интернете форумы и ленты новостей

2. Проверить, есть ли у него разрешения на строительство (сделать это можно тут)

3.Поинтересоваться, не втянут ли застройщик в судебные тяжбы (сделать это можно тут: reyestr.court.gov.ua)

4. Расспросить о схемах финансирования строительства, законные схемы две: фонд финансирования строительства и покупка целевых облигаций

5. Убедиться, что в своих договорах застройщик четко указывает срок сдачи объекта в эксплуатацию и свою ответственность за его затягивание

6. Найти в договорах пункт, который запрещает застройщику повышать стоимость кв. м в одностороннем порядке до сдачи объекта в эксплуатацию

7. Проверить, соответствует ли строительный адрес объекта, указанный в договорах, фактическому – иначе можно купить квартиру в несуществующем объекте.

Если строительство остановилось

1.    Необходимо разобраться в причинах – отправить письменный запрос застройщику.

2.    Если застройщик игнорирует запрос – подать иск в суд с требованием расторгнуть договор и вернуть деньги

3.    Проверить статус застройщика в Едином реестре юридических лиц и физлиц – предпринимателей

4.    Если в отношении компании начата процедура банкротства – подать иск в суд с требованием признать права собственности на имущественные права

5.    Обратиться в правоохранительные органы, чтобы они проверили «честность» застройщика

6.    Объединиться с другими пострадавшими в кооператив и переписать незавершенное строительство на него

7.    Найти инвесторов и достроить дом самостоятельно

«На днях пробиралась через центр Киева по пробкам. Вижу, что уже опаздываю на работу, а движение почти остановилось. Припарковала машину и побежала к ближайшей станции метро — так однозначно быстрее. В обед вернулась за автомобилем, и уже хотела ехать, как дорогу мне преградил парковщик. Говорит, стоянка здесь платная, с вас 40 гривен. Но когда я оставляла машину, ко мне никто не подходил, кроме того, слышала, что теперь парковку оплачивают через паркоматы! Парень показал на свой кассовый аппарат, который выдает чеки, мол, чем вам не „паркомат"? Потом, правда, предложил, чтобы я дала ему 40 гривен, а он сходит к настоящему паркомату на другой стороне улицы, заплатит деньги и принесет чек. Я сказала, что не собираюсь давать ему деньги, а он встал перед машиной — и все. Уже хотела заплатить, но, оказалось, что в спешке забыла на работе кошелек! Пришлось звонить подруге — она приехала только минут через двадцать, когда я уже чуть не плакала. Такая вот история. А теперь мне все говорят, что парковщик не имел права преграждать мне дорогу. Правда ли это? И что же мне, слабой женщине, в таких случаях делать? Не драться же с парковщиками?»

Алла, Киев

 — В «Правилах парковки», утвержденных Кабинетом министров три года назад, действительно есть пункт, который дает оператору парковки право с помощью технических средств (шлагбаум, блокиратор) препятствовать выезду транспортного средства в случае неоплаты водителем услуг по ее содержанию, — говорит адвокат Алексей Святогор. — Однако эта норма была позднее отменена в судебном порядке как неконституционная. И решение суда вступило в законную силу. Насколько мне известно, после этого Киевская горгосадминистрация направила правительству предложения, касающиеся внедрения новой системы взысканий за нарушение правил стоянки и несвоевременную оплату парковки. В частности, предлагалось вновь разрешить эвакуацию и блокировку колес машины, заниматься которыми должна специально созданная инспекция. Впрочем, решение по этому вопросу пока не принято. Следовательно, никакого законного права вас задерживать парковщик не имел. Если у организатора парковки (коммунального предприятия «Киевпарксервис») есть к вам претензии, он может удовлетворить их в судебном порядке (правда, мне о таких случаях не известно). Поэтому при возникновении ситуации с блокированием выезда я бы советовал без лишних эмоций пояснить парковщику незаконность его действий, а также пригрозить вызовом милиции с дальнейшей перспективой квалификации его действий как вымогательства. Уверен, что после этого никто дорогу вам преграждать не будет.

Зачастую работники «парксервиса» требуют у водителей оплаты без должных на то оснований. К примеру, в «Правилах парковки» указано, что парковка может считаться платной, если она выделена разметкой (синей линией), знаком «Место для стоянки» с табличкой «Платные услуги», на который изображены монеты номиналом 10, 25, 50 (если на табличке монеты с другим номиналом — она не отвечает ГОСТу). Кроме того, на парковке должен быть установлен паркомат из расчета не менее одного на 20 мест. Если на паркомат приходится больше мест, такая парковка не отвечает правилам, плата за пребывание на ней взиматься не может. Тем более не может оплачиваться парковка, на которой вообще нет паркомата, о чем еще весной этого года однозначно заявил премьер-министр Николай Азаров. Причем вы должны понимать, что паркомат и кассовый аппарат, который висит на шее у парковщика, — это абсолютно разные вещи.

Из личного опыта

Свои рекомендации нашей читательнице решили дать и мы, авторы рубрики «Автосалон». Ведь тема парковки, чего греха таить, давно вышла за рамки правового поля. Начнем с того, что согласно кабминовским «Правилам парковки» водитель обязан оплачивать исключительно услуги по содержанию площадок, причем стоимость этих услуг должна быть экономически обоснованной. Но на практике тарифы нередко устанавливают «с потолка». Создается впечатление, что за счет поборов (а как еще назвать тариф в 10 гривен за час?) водителей просто пытаются заставить отказаться от поездки на автомобиле в центральные районы города. Причем «выбиванием» денег по-прежнему занимаются парковщики, которых, казалось бы, давно «отменили»! Впрочем, наши автолюбители в долгу не остаются: большинство водителей стараются вообще не платить за парковку, благо наказания за неуплату пока не ввели. Нередко это становится причиной конфликтов: парковщики в последнее время начали действовать более настойчиво, а иногда и агрессивно. Как в этой ситуации поступить «слабой женщине»? Мы постарались свести наш жизненный опыт к нескольким советам, позволяющим уйти от конфликта и вместе с тем избежать необоснованных платежей за парковку.

  • Как правило, парковщики стараются сразу же получить у водителя деньги, так как сделать это потом намного труднее. А значит, ваша задача — отодвинуть время оплаты «на потом». Дескать, бегу, спешу, через десять минут вернусь и улажу все вопросы. Не нервничайте, ведите себя уверенно и дружелюбно. В половине случаев, парковщик уже все понял и к вам даже не подойдет.
  • По возвращении сделайте вид, что никакого разговора между вами не было. Игнорируйте парковщика, садитесь в автомобиль, заводите мотор, начинайте выезжать. Если к вам попытаются приставать с традиционным «оплачиваем парковочку», не стоит вступать в дискуссию и что-либо доказывать. Через приоткрытое окошко уверенно (с начальственными нотками в голосе) заявите нечто вроде: «У меня парковка оплачена по карточке на целый месяц», «За нас заплатила организация, в „Киевпарксервисе" есть наши данные», «Все что положено, уже оплачено» и так далее. Парковщик попытается возразить, мол, он ничего не знает. Вы недовольно бросаете: «Так пойди и узнай», после чего закрываете окно и уезжаете. Ни в коем случае не ждите от парковщика разрешения выехать — он не инспектор ГАИ и не имеет никаких прав. Конечно, вдогонку вас могут обматерить. Но начинать конфликт не станут.