Ликбез
В разгар сезона отпусков, которого каждый свожделением ожидает целый год, правоохранительные органы иукраинские суды вбуквальном смысле слова завалены работой. Все чаще отпуск рядового украинца вместо ожидаемого приятного отдыха приносит ему разочарование, причиной которого становится банальная кража вещей, денег или документов. Такая неприятность может подстерегать кого угодно игде угодно: вгостинице, ввагоне поезда, на пляже... «Судебно-юридическая газета» разбиралась, кто несет ответственность за пропажу вещей при таких обстоятельствах икуда следует обращаться втаких случаях.
Гостиницы вответе
В уважающих себя отелях проблемы спропажей имущества постояльцев крайне редки, авот гостиницы попроще иногда дискредитируют себя подобными случаями, поскольку вопрос репутации для них не является приоритетным. Сразу следует отметить, что вывешенные вфойе иномерах объявления отом, что гостиница не отвечает за сохранность вещей постояльцев, не имеют под собой никакой правовой почвы– всоответствии сзаконодательством, как раз гостиницы инесут за это ответственность.
Согласно ст.975 Гражданского кодекса Украины, гостиница отвечает за сохранность вещей, внесенных внее проживающим вней лицом. Вещь считается внесенной вгостиницу, если она передана работникам гостиницы или находится вотведенном для постояльца помещении.
За потерю денег, драгоценностей гостиница отвечает лишь при условии, что они были отдельно переданы гостинице на хранение или помещены вспециальный арендованный сейф, находящийся как вномере, так ивином помещении гостиницы.
К слову, положения этой статьи применяются кхранению вещей физических лиц вобщежитиях, мотелях, домах отдыха, пансионатах, санаториях идругих организациях, впомещениях которых человек временно проживает.
Требуем компенсацию
В случае пропажи имущества следует немедленно сообщить об этом администрации заведения иотстаивать свои права, добиваясь контакта свысшим руководством отеля. Прежде всего, втакой ситуации необходимо составить письменное заявление суказанием времени, места, обстоятельств происшествия, суммы украденных денег истоимости пропавших вещей. Причем при составлении протокола идаче показаний эксперты советуют привлечь двух свидетелей из постояльцев отеля. Как правило, отели стараются избегать недоразумений игромких скандалов иредко идут на прямой конфликт спостояльцами, поэтому их администрация обычно заинтересована впроведении расследования, ичасто воров находят довольно быстро, поскольку ими оказываются служащие гостиницы.
При этом нелишним будет потребовать компенсацию за неисполнение обязательств по хранению имущества. Если руководство отеля отказывается подписать ипоставить печать на соответствующем заявлении, следует отправить его почтовым письмом суведомлением овручении. И, конечно же, не следует забывать одоказательной базе: на почте необходимо составить опись всех отправляемых документов, чтобы можно было подтвердить, что именно было направлено вотель. Второй экземпляр такой претензии должен оставаться употерпевшей стороны.
Как правило, если администрация отеля сразу на месте не компенсирует потери, судебные разбирательства затягиваются на долгое время. Втаком случае следует подать всуд ходатайство оназначении экспертизы для определения нынешней стоимости украденных или испорченных вещей. Сгостиницы должны взыскать именно ту сумму, вкоторую оценят вещи сучетом их подорожания. Воизбежание таких неприятных инцидентов всегда следует арендовать индивидуальный сейф.
Договор как гарантия
Если ценных вещей (купленных или перевозимых) значительное количество, можно заключить садминистрацией гостиницы договор хранения, по которому одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную второй стороной (поклажедателем), ивернуть ее всохранности. Такой документ заключается вписьменной форме, если сторонами договора являются юридические лица, физическое июридическое лицо или физические лица, ацена договора в20 иболее раз превышает НМДГ (340грн). Востальных случаях договор хранения может быть заключен устно, но вслучае рассмотрения судом спора, вытекающего из такого договора, решение не может основываться на показаниях свидетелей. Поэтому разумнее будет, конечно же, заключить такой договор вписьменной форме.
Согласно ст.937 ГКУ, принятие вещи на хранение может подтверждаться выдачей номерного жетона, другого знака, если это установлено законодательством или является обычным для такого вида хранения. Отель обязан сохранять вещь втечение срока, установленного вдоговоре хранения. После окончания установленного срока представители отеля имеют право требовать от постояльца забрать вещь, апостоялец обязан это сделать. Ноокончание срока хранения не освобождает гостиницу от обязанности по хранению, если договором не предусмотрено иное.
А как быть за границей?
Сложнее обстоят дела, если вещи или ценности пропали из номера отеля или сейфа зарубежных гостиниц. Несмотря на то, что, по международному законодательству, отель несет ответственность за сохранность имущества постояльца, как правило, вопросы материальной компенсации туристу вслучае пропажи его вещей из номера рассматриваются исключительно при наличии признаков взлома входной двери или двери балкона. Основная проблема заключается вдоказательстве факта самой кражи. Как правило, администрации зарубежных отелей не спешат компенсировать потери иностранцам, понимая, что вбольшинстве случаев туристам достаточно сложно предъявить аргументированный судебный иск. Практика свидетельствует, что отельеры не оказывают содействия вразрешении подобных инцидентов иотрицают свою ответственность за сохранность вещей иностранных постояльцев ивозможную причастность персонала ких пропаже. Втаких случаях эксперты советуют настаивать на немедленной материальной компенсации, привлекать красследованию инцидента местные правоохранительные органы иобращаться за помощью вукраинские консульские службы по месту временного проживания.
Если же ценности пропали из сейфа вномере отеля, администрация рассматривает свою ответственность только вслучае, когда кража была совершена сявными признаками взлома. При этом компенсации подлежит содержимое индивидуального сейфа только вразмере суммы, на которую отель застраховал эти сейфы. Это сумма обычно составляет от 900 до 3000евро, оее точном значении вконкретном отеле можно узнать уадминистратора. Чтобы не стать участником неприятной волокиты, перед путешествием необходимо приобрести полис страхования вещей на весь срок пребывания за границей, атакже заключить сотелем договор на хранение вещей изастраховать их.
Крупные суммы денег следует хранить вобщем сейфе отеля, который находится, как правило, на reception. Деньги нужно обязательно отдавать под подпись на акте, ина каждую купюру нужно составлять акт.
Гастролеры не дремлют
Во время курортного сезона далеконе редкость случаи краж впоездах, особенно вплацкартных вагонах. Преступники воруют деньги иценные вещи прямо из сумок, на которых спят пассажиры, применяя различные психотропные вещества. Органы МВД заявляют, что повлиять на это кардинально они не всилах, поскольку «Укрзалізниця» отказалась от сопровождения составов нарядами милиции.
Став жертвой таких «гастролеров», необходимо обратиться кпроводнику вагона стребованием вызвать сотрудников правоохранительных органов по прибытию поезда на ближайшую станцию. При составлении заявления опропаже необходимо подробно описать, когда игде было совершено преступление. Для этого следует зафиксировать время обнаружения пропажи иуказать, между какими станциями пострадавший находился. Также необходимо составить перечень пропавших вещей, оценить их стоимость иуказать точную сумму украденных денег. При этом следует привлечь свидетелей, которые смогут дать показания. При подозрении соседей всовершении кражи следует привлечь милиционеров кобыску помещения. Как правило, впоездах украденные деньги или вещи прячут впомещениях туалетов или втамбуре, но сотрудники милиции могут не проявлять должной инициативы. Вэтом случае следует настаивать на тщательной проверке этих помещений вагона. При выявлении подозрительных личностей, которые могли видеть, куда пострадавший пассажир кладет деньги иценные вещи, милиционеры должны обыскать этого человека.
Еще один нюанс вслучае кражи впоездах: для дачи показаний или для опознания вещей, если их найдут, потерпевшим придется приезжать вотделение милиции, которое обслуживает соответствующий участок. Если среди похищенных вещей были идокументы, эксперты рекомендуют обратиться вближайшее отделение милиции сзаявлением окраже иуказанием перечня похищенных документов. Органы МВД должны выдать специальную справку, на время заменяющую паспорт, скоторой можно будет добраться домой.
Чтобы не оказаться вдругом городе без документов вслучае их кражи, перед поездкой следует делать несколько ксерокопий паспорта ираскладывать их по разным местам, также можно отсканировать паспорт ивыслать документ себе на e-mail.
Не спи на пляже!
А вот если вещи «увели» вместах массового отдыха, скажем, на общественном пляже, вбольшинстве случаев владельцы их больше не увидят. Редким счастливчикам удается поймать вора по горячим следам спомощью правоохранительных органов.
Уголовные дела этой категории квалифицируются попризнакам ч.2 ст.185 УК Украины (кража), асанкция этой нормы предусматривает наказание отареста долишения свободы насрок до5лет. Впрочем, преступников это не особо пугает: как свидетельствует статистика, скаждым годом таких преступлений становится все больше. Как правило, воруют сумки, кошельки, мобильные телефоны, фотоаппараты, которые отдыхающие, уходя купаться, оставляют без присмотра. Инапрасно многие считают, что вмноголюдных местах отдыхать безопаснее, инадеются, что злоумышленник нерешится что-то украсть из-за риска быть пойманным «нагорячем». Наоборот, вбольшинстве случаев это только облегчает ворам работу, ведь чаще всего никто изотдыхающих не обращает на них внимания.
Основная проблема втом, что специальные шкафчики или кабинки для хранения личных вещей отдыхающих имеют только некоторые платные пляжи. Востальных местах массового отдыха ответственность за сохранность вещей лежит исключительно на их владельцах.
- Информация о материале
Визит инспекторов СЭС или представителя Госпотребинспекции грозит предприятию огромными штрафами или даже закрытием. «Деньги» узнали, чего ждать от проверяющих и как защитить свои права.
«Проверяющие не борются за «чистоту рядов» – их интересует только сбор денег. И это самое обидное. Если бы они действительно выявляли недобросовестных предпринимателей, тогда бы те, кто работает по правилам, были бы им еще и благодарны», – уверяет предприниматель столичного рынка «Лесной» Виктор Красицкий.
Больше всего неприятностей бизнесу доставляют инспектора государственной санитарно-эпидемиологической службы (СЭС) и Государственная инспекция Украины по вопросам защиты прав потребителей. По словам главы Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса «Фортеця» Оксаны Продан, в последнее время внепланово стали проверять реже. «Но плановые проверки приходят постоянно и ко всем. Причем почти всех предпринимателей относят к высокой степени риска и проверяют минимум раз в год», – констатирует г-жа Продан.
И все-таки нередко случается, что кто-то из клиентов напишет «липовую» жалобу на предпринимателя – тогда проверяющие тут же к нему нагрянут. «Когда я работал в сети ресторанов, у меня была ситуация: СЭС приходила каждую неделю из-за того, что один недовольный клиент написал кучу неправдивой информации в книге отзывов и предложений, да еще и в СЭС», – рассказывает главный бухгалтер компании «Экипаж-Сервис» Александр Корж.
СЭС: что проверяют
Кого проверяют: Магазины, производства, рестораны, кафе.
Когда проверяют: Плановые проверки могут проводить раз в год при условии письменного предупреждения предпринимателя за 10 дней. Внеплановые – в любой момент по жалобе потребителя. «Проверка может проводиться только в рабочее время. Кроме того, инспектор должен быть из того подразделения, которому подконтрольна территория, где находится ваше предприятие. В ином случае ему можно отказать в проверке», – отмечает управляющий партнер юридической компании «Алексеев, Боярчуков и Партнеры» Сергей Алексеев.
Что проверяют: Следят, чтобы предприниматели придерживались санитарных норм. Например, в ресторане, в первую очередь, проверят кухню и холодильники. Также не обделяют вниманием системы водопровода и канализации, вентиляции и отопления. Изучают чистоту халатов продавцов и поваров и даже заглядывают в мусорные баки. Могут взять пробы для анализа как пищевых продуктов, так и непищевых – например, обивочную ткань в мебельном салоне.
К сожалению, бизнесмены уже смирились с тем, что если пришли с проверкой из санэпидемстанции, то готовься платить штраф. «СЭС при проведении проверки имеет право делать смывы, другие анализы в разных местах помещений. При этом все делается в посуду, которую проверяющие приносят с собой, и контрольные пробы не предусмотрены. Получить позитивный результат таких анализов можно только при наличии хороших отношений с санитарно-эпидемиологической службой», – объясняет Оксана Продан.
Справедливости ради стоит отметить, что зачастую предприниматели сами виноваты и во внеплановых проверках, и в штрафах. Ведь если клиент ресторана где-то под столом обнаружит таракана, он вправе пожаловаться СЭС, а данная инстанция обязана прийти и проверить предприятие.
Госпотребинспекция: что проверяют
Кого проверяют: СПД и предприятия, предоставляющие услуги, торговые точки.
Когда проверяют: Инспекторы могут нагрянуть планово раз в год, предупредив о своем визите за 10 дней, и внепланово – по жалобе потребителя. «Когда не знаешь, что тебя планово могут проверять только раз в год – проверяющие могут к тебе прийти и дважды за год. Тут надо знать свои права. Пришли с проверкой раньше – показал акт прошлой проверки, и они уйдут. А промолчишь – будут опять проверять», – предупреждает частная предпринимательница Наталья Некрасова, торгующая на столичном авторынке.
Что проверяют: Качество продукции, срок годности товара, соблюдение правил торговли и предоставления услуг, могут сделать контрольную закупку. Также в компетенции инспекции признавать рекламу предпринимателей недобросовестной и требовать ее уточнения и дополнения. Имеют право снять некачественный товар с реализации или заблокировать оплаченную рекламную кампанию.
«Инспекторов Госпотребинспекции у нас на рынке боятся больше всего. Первое, к чему они цепляются, придя в магазин с проверкой, – это к ценникам. На них обязательно должно быть написано на украинском языке содержание товара. Если этого нет, они переписывают весь товар с неправильными ценниками, подсчитывают общую сумму и на нее выписывают 30% штрафа. Иногда сумма штрафа достигает 300 тыс. грн. И не важно, что упрощенцы по этому нарушению должны платить штраф только в размере 85 грн. Не согласен – иди в суд», – рассказывает Наталья Некрасова.
А все потому, что инспектора «забывают», что в ст. 23 ЗУ «О защите прав потребителей» размер штрафов регулируется в зависимости от системы налогообложения, и насчитывают штрафы по максимальной ставке. Впрочем, возможно, это делается в благих целях – чтобы бизнес работал хотя бы в чем-то по правилам, указанным в законах?
Во время проверок
Юристы не рекомендуют идти на активный конфликт с пришедшими на предприятие инспекторами. Если у них есть с собой направление на проверку и служебные удостоверения, отказывать им в проверке нет причин. Конечно, если они предупредили о проведении плановой проверки за 10 дней. Результаты проверки предприятия оформляются актом, в котором указываются выявленные нарушения или фиксируется их отсутствие.
Перед подписанием акта предпринимателю нужно с ним внимательно ознакомиться. Если он с информацией не согласен – стоит внести свои замечания. «Не стоит жалеть времени на описание допущенных в ходе проверки нарушений и написание возражений, ведь впоследствии они могут быть эффективно использованы при обжаловании санкций, примененных по результатам проверки», – говорит адвокат АО «АК «Скляренко и партнеры» Юлия Стусова.
Нарушил? Плати
Если проверяющие найдут на предприятии серьезные нарушения норм, могут приостановить работу предприятии или выставить огромные штрафы (см. таблицу). Однако с ними обычно «договариваются». «Честных инспекторов за 20 лет предпринимательской деятельности я еще не встречал. Взятки брали, берут и будут брать. Времена, когда они готовы были брать мзду товаром или продуктами, прошли. Сейчас берут только деньгами. Минимальная сумма взятки – 500 грн. для маленького торгового лотка. Для крупного предприятия – процент от выявленных нарушений. Иногда приходиться класть в «конверт» по несколько тысяч гривен», – откровенничает с «Деньгами» на правах анонимности столичный бизнесмен.
Алгоритм взыскания «коррупционного платежа» прост. Инспектор приходит на предприятие по поступившей или сфабрикованной жалобе. На первом этапе перед инспектором стоит задача во время обхода найти как можно больше нарушений. «Он их найдет в любом случае, там мясо не так лежит – не в нержавеющем судке, или нарушен температурный режим хранения овощей, или товар на полке не имеет сертификата качества или соответствия, или партии не совпадают, в общем, найти нарушение можно», – уверен Александр Корж.
Далее следует этап составления протокола и подсчет суммы штрафа. Акт умышленно пишется долго. А параллельно оговариваются способы безболезненного решения вопроса. «Задача инспектора – максимально напугать предпринимателя возможными негативными последствиями, которые его ждут. Чем больше накаляется ситуация – тем лучше для них. В какой-то момент предприниматель уже готов заплатить любые деньги, только бы от него отстали», – рассказывает директор киевского магазина Максим Кутепов. По его словам, инспекторы-взяточники никогда не называют конкретную сумму, которую они хотели бы получить, – ее нужно угадать самому. Однако честному предпринимателю проще заплатить штраф, чем «прикармливать» госслужащих.
Даже если инспектор контролирующего органа намекает предпринимателю о возможности «договориться полюбовно», юристы категорически не рекомендуют на это соглашаться. «Проверяющие могут придираться к любым незначительным нарушениям, делая невозможным нормальную работу предприятия. Но не предлагайте им взяток. Если же они настойчиво требуют «вознаграждения» – всегда можно обратиться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением», – считает управляющий партнер ЮФ «Кравец, Новак и Партнеры» Ростислав Кравец.
«Работа над ошибками»
Если случилось самое страшное и предприятие закрыли, у предпринимателя есть два пути: устранить найденное и запротоколированное проверяющими нарушение или оспаривать выводы инспекторов в суде. В первом случае после «наведения порядка» нужно повторно вызвать комиссию из СЭС или Госпотребинспекции. Они убедятся в том, что в «наказанной» ими компании уже все соответствует нормам законодательства, и выпишут разрешение на возобновление ее работы.
К судебным «войнам» нужно подготовиться не менее основательно. Юристы рекомендуют найти свидетелей, которые подпишут негативный протокол проверки предприятия вместе с предпринимателем. Так будет легче в дальнейшем оспаривать действия инспекторов в суде. А вот неподписание протокола предпринимателю абсолютно ничего не даст – проверяющие тут же составят акт о том, что он отказался подписывать их протокол по результатам проверки, скрепят его своими подписями и на этом все закончится. «Если в судебном порядке будет доказано, что работником СЭС были превышены полномочия при выполнении своих служебных обязанностей, то предприятие вправе взыскивать убытки, которые были ему нанесены неправомерными действиями сотрудников СЭС», – говорит управляющий партнер ЮК «Алексеев, Боярчуков и Партнеры» Сергей Боярчуков. Однако вину работников СЭС еще нужно доказать. Проще всего это сделать, если вести видеосъемку процесса проверки, которую потом можно предъявить суду как доказательство. Но если площадь предприятия – 1000 кв. м, а проверка пришла неожиданно, то есть ли возможность заранее устанавливать камеры и настраивать оборудование?
Увы, у предпринимателя немного шансов выиграть суд. Впрочем, если бизнесмен решился на это, то не стоит затягивать с началом судебной тяжбы. «Обжаловать постановления, распоряжения, предписания и выводы должностных лиц контролирующих органов можно только в течение месяца», – предупреждает управляющий партнер LCF Law Group Анна Огренчук.
| Правила поведения при проверке СЭС и Госпотребинспекции* |
| Что нужно помнить? О проведении плановой проверки должны предупредить за 10 дней. Плановые проверки проводятся не чаще, чем раз в год. У инспекторов должны быть с собой служебные удостоверения. Проверка начинается с предъявления направления на проверку с подписью руководителя регионального отделения и «мокрой» печатью. Проверки можно проводить только в рабочее время. |
| Что можно делать? Не впускать инспекторов на предприятие, если процедура проверки нарушена. Позвонить в региональное управление и уточнить, присылали ли они к нему инспекторов, и кого именно. Можно требовать от инспектора предоставить копии всех предъявленных документов (служебные удостоверения, направление на проверку, жалоба потребителя). Вести видеозапись процесса проведения проверки. Потребовать, чтобы инспектор составил Акт отбора образцов товаров, и оставить у себя один экземпляр. Потребовать возврата образцов товара, отобранных для проведения исследований, если их целостность не нарушена и они еще пригодны к дальнейшей реализации (промышленные группы товаров). Обжаловать в течение месяца в суде размер выставленных предприятию штрафных санкций |
* Эти правила универсальные для обеих структур.
За что и на сколько штрафует СЭС?
| Нарушение | Размер штрафа |
| Передача заказчику или в производство документации, которая не отвечает требованиям санитарных норм. Ответственность несет разработчик документации | 25% стоимости разработки |
| Реализация продукции, запрещенной к выпуску и реализации | 100% стоимости реализованной продукции |
| Выпуск и реализация продукции, опасной для жизни и здоровья | 100% стоимости выпущенной и (или) реализованной продукции |
| Непредъявление инспекторам СЭС продукции, которая подлежит контролю | 25% стоимости продукции, выпущенной с момента уклонения |
| Нарушение требований соблюдения тишины | Первое нарушение: от 850 грн. до 7,65 тыс. грн. Повторное нарушение:100% стоимости реализованной продукции, выполненных работ или оказанных услуг |
* Согласно ЗУ «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», Кодекса Украины «Об административных правонарушениях» и Уголовного кодекса Украины.
За что и на сколько штрафует Госпотребинспекция?
| Нарушение | Размер штрафа |
| Отказ потребителю в реализации его прав (возврат товара и т. д.) | Для всех: Десятикратный размер стоимости продукции на момент ее продажи |
| Изготовление и реализация продукции, которая не отвечает требованиям нормативных документов | Для общей системы налогообложения: 50% от стоимости изготовленной или проданной партии товара Для упрощенцев: 170 грн. |
| Продажа продукции без сертификатов качества | Для общей системы налогообложения: 50% стоимости, полученной от реализации товара Для упрощенцев: 170 грн. |
| Изготовление или реализация продукции, опасной для жизни, здоровья и имущества покупателя или окружающей среды | Для общей системы налогообложения: 300% стоимости произведенной или проданной партии товара Для упрощенцев: 850 грн. |
| Реализация запрещенной продукции | Для общей системы налогообложения: 500% стоимости полученной для реализации партии товара Для упрощенцев: 1700 грн. |
| Реализация опасного товара (отрава, пестициды и т. д.) | Для общей системы налогообложения: 100% стоимости полученной для реализации партии товара Для упрощенцев: 340 грн. |
| Отсутствие информации о продукции, в том числе на ценниках | Для общей системы налогообложения: 30% стоимости полученной для реализации партии товара Для упрощенцев: 85 грн. |
| Создание трудностей при проверке инспекторам | Для общей системы налогообложения: 1–10% стоимости продукции, проданной за предыдущий календарный месяц Для упрощенцев: 170 грн. |
| Несвоевременное устранение нарушений | Для всех: 170 грн. |
| Продажа просроченного товара | Для всех: 200% стоимости остатков партии товара |
| Нарушение условий договора между покупателем и продавцом о выполнении работ или предоставлении услуг | Для всех: 1–10% стоимости выполненных услуг за предыдущий календарный месяц |
* Согласно ЗУ «О защите прав потребителей», Кодекса Украины «Об административных правонарушениях» и Уголовного кодекса Украины.
- Информация о материале
Обычный самый дешевый уксус отличается от других продуктов питания тем, что стабилен в отношении качества. Это очень хорошо видно по тестам, проведенным Центром Экспертиз "ТЕСТ". Половина или немного больше производителей и их марок из года в год подтверждают свое качество. А значительная часть изготовителей продолжает обманывать потребителей, иногда меняя марки, но, не меняя при этом качество.
Тестирование
Обычный "белый" уксус – продукт недорогой и не употребляемый нами стаканами. Исключение – период активного консервирования, когда уксус "улетает" просто бутылками. Казалось бы, что может быть не так с обычным уксусом, если это вода плюс 9% уксусной кислоты, смешал, разлил по бутылкам и продавай. Нет, даже на таком продукте как уксус производители нагло обманывают потребителя, попросту разбавляя его водой гораздо больше необходимого. Это четвертый тест обычного уксуса: 2007, 2010, 2011 года показали, что недобросовестных производителей уксуса хватает и, что самое печальное, исправляться они не собираются. Нынешнее тестирование только подтвердило стабильное качество уксуса: часть производителей из года в год выпускают "правильный" уксус, а часть – ну очень стабильный фальсификат. Новинкой этого тестирования стала уксусная эссенция, найденная нами в продаже. Всего в тесте 10 образцов: 9 отечественных 9%-ных уксусов и одна 80%-ная эссенция.
Маркировка и упаковка
Что касается упаковки, то у некоторых изготовителей не был обозначен материал, из которого сделана упаковка. У эссенции колпачок с виду "с защитой", но на самом деле свободно откручивался и закручивался, не меняя своей целостности при этом, т.е. защиты от многоразового вскрытия бутылки (в том числе и до ее продажи потребителю) никакой.
В отношении маркировки по-прежнему основным замечанием остается то, что производители не спешат дописывать в составе, что используемая ими уксусная кислота синтетическая. А это, скорее всего, в данной ценовой категории именно так. Честно заявили о синтетическом происхождении уксусной кислоты "Руна", "Королівський смак" и "АльтаВиста". С учетом того, что на рынке есть уксус из пищевого сырья и его чем дальше, тем больше, то такая информация очень важна для потребителя. У уксуса "Бориспільский" и "ARO" не прописан способ употребления продукта, а именно что перед использованием его необходимо разбавить водой в соотношении 1:2.
Отдельных слов заслуживает уксусная эссенция. Маркировка этого продукта – один сплошной ужас. На этикетке написано "масса 200г 250г" - что хотите то и выбирайте (продавщица уверяла в 250 граммах, в реальности оказалось 220г). Дату изготовления продукта следует искать на обороте этикетки, а на обороте ничего нет. Что касается производителя, указанного на этикетке, то он нам ответил, что такой продукт как уксусную эссенцию не выпускает вообще. Кто выпускает эту "чудо-эссенцию" – непонятно, а что это вообще за продукт и содержит ли он обещанные 80% уксусной кислоты, выясняли в ходе лабораторных исследований.
Лабораторные исследования
В лаборатории уксус проверили по двум показателям, простым, но принципиальным для потребителя. Содержание уксусной кислоты и объем – это своего рода показатели честности производителя, ибо как раз на них можно сэкономить: недолить уксуса или же просто разбавить водой. Как показывают предыдущие тестирования уксусов, проблемы и с недоливом, и особенно заниженным содержанием уксусной кислоты – не редкость. В 2007 году из 10 марок 3 оказались разбавленными, в 2010 и в 2011 годах ровно половина образцов не соответствовали обещанным 9%.
На этот раз из 10 марок 4 не попали в обещанное содержание уксусной кислоты с учетом допустимого отклонения и погрешности метода. Так, уксус "Панський" содержал только 5% уксусной кислоты. Аналогичная ситуация была с этим уксусом и в 2010 году. Мало того, другая марка этого производителя (ООО "Клюе Сервис Менеджмент", г.Киев) - уксус "Смачний світ", участвовавшая в предыдущих тестах, также имела заниженное содержание уксусной кислоты. Ну очень "стабильный производитель". С одним "но": для сети "Метро" эта компания производит уксус "ARO", который хоть на самой грани, но соответствовал требованиям.
Уксусы "АльтаВиста" и "Бориспільский" отличились тем, что не соответствовали ни по объему, ни по концентрации уксусной кислоты. Причем "Бориспільский" – уже не в первый раз (производитель ЧП Лесной В.М., с. Головуров, Киевская обл.). Что касается марки "АльтаВиста", то ранее в тесты она не попадала, но тестировалась другая марка этого производителя (СТ "Капелька", пгт.Красне, Львовская обл.) – уксус "Крапелька", в котором и в 2010 и в 2011 годах было существенно занижено содержание уксусной кислоты. Так что вот вам еще два ну очень "стабильных производителя".
Четвертый обманщик в тесте – уксусная эссенция, которая вместо обещанных 80% уксусной кислоты содержала этого вещества аж 17,7%!!! Не удивительно, что производитель этого продукта прикрывается именем другого и прячется изо всех сил.
Цена и качество
Для начала хотелось бы похвалить производителей, которые уже не в первый раз показали высокое качество своей продукции. Так, марка "Руна" уже четвертый раз получает "отлично". Уксус "Златко" и "Кама" уже в третий раз в наших тестах с оценкой "отлично", у марки "Королівський смак" также в третий раз никаких отклонений в меньшую сторону по уксусной кислоте не зафиксировано. Производители "Королівський смак" порой перестраховываются и их уксус содержит немного больше 9%, но на фоне ужасных отклонений в меньшую сторону, за это оценку решено было не снижать. Марка "Даринка" второй раз в тестах и второй раз "отличник". Первый раз в наших тестах уксус "ARO", у него также оценка "отлично".
Среди "отличников" более дорогой уксус "Руна", литр этого продукта обойдется в 7,97грн. Следом за ним уксус "Кама" со стоимостью 5,52грн за 1л. Стоимость литра остальных "отличников" составила 3,50-4грн.
Общая оценка "плохо" у уксуса "Панський". Оценка "очень плохо" у уксуса "АльтаВиста, "Бориспільский" и уксусной эссенции. Самое неприятное для потребителя в том, что цена уксуса не может быть достоверной подсказкой о его качестве. Так, уксус "Панський" с оценкой "плохо" и уксусы "Даринка" и "Златко" с оценкой "отлично" стоят практически одинаково – 3,45-3,50грн. Так что при выборе продукции лучше ориентироваться на высокое, проверенное регулярными тестированиями качество.
| Центр Экспертиз ТЕСТ (www.test.org.ua), тест уксуса, май-июнь 2012г. | |||||
| Марка)1 | Даринка | Златко | Кама | Королівський смак | Руна |
| Наименование (данные этикетки) | уксус столовый 9% | уксус столовый 9% | уксус столовый 9% | уксус столовый 9% | уксус столовый 9% |
| Производитель | ООО "Диана"/ с. Кинашив, Винницкая обл., Украина | расфасовано ЧП Иващенко О.В./ г. Киев, Украина | ООО Компания "Кама"/ г. Киев, Украина | ЧП "Виктор и К"/ пгт. Власовка, Кировоградская обл., Украина | ПАО "Луцк Фудз"/ г. Луцк, Украина |
| Объем, л/Цена, грн)2 | 1 / 3,50 | 0,870 / 3,00 | 0,985 / 5,44 | 0,925 / 3,67 | 0,75 / 5,98 |
| Цена 1л, грн | 3,50 | 3,45 | 5,52 | 3,97 | 7,97 |
| Срок/ условия хранения | 12 месяцев/ при | 12 месяцев/ при | 12 месяцев/ при | 12 месяцев/ при | 1 год/ при |
| Состав | вода питьевая, кислота уксусная пищевая концентрированная | вода питьевая, кислота уксусная пищевая концентрированная | очищенная питьевая вода, уксусная кислота | вода питьевая, кислота уксусная синтетическая пищевая | вода питьевая, кислота уксусная синтетическая пищевая |
| Общая оценка (100%) | отлично | отлично | отлично | отлично | отлично |
| Маркировка (10%) | хорошо | хорошо | хорошо | отлично | отлично |
| Упаковка (10%) | отлично | хорошо | отлично | отлично | отлично |
| Физико-химические показатели (80%) | в норме | в норме | в норме | в норме | в норме |
| Объем, мл, заявлено/ фактически (-15мл) | 1000 / 1060 | 870 / 855 | 985 / 995 | 925 / 915 | 750 / 750 |
| Массовая доля уксусной кислоты, %, заявлено/ фактически (±0,2%) | 9 / 9 | 9 / 8,9 | 9 / 9 | 9 / 9,7 | 9 / 9,06 |
| Шкала оценок | Результаты тестирования касаются только образцов, участвовавших в тесте. | ||||
| отлично | 1) - марки расставлены по оценкам по убыванию, при совпадении оценок - по алфавиту | ||||
| хорошо | 2) - цены указаны на момент закупки образцов, май 2012г. | ||||
| удовлетворительно | 3) - официально завод такой продукт не выпускает | ||||
| плохо | 4) - стоимость по фактическому объему | ||||
| очень плохо | )* - привело к снижению оценки | ||||
| )* *- в норме с учетом допустимого отклонения и погрешности методов (5мл и 0,1%) | |||||
| Центр Экспертиз ТЕСТ (www.test.org.ua), тест уксуса, май-июнь 2012г. | |||||
| Марка)1 | ARO | Панський | Альта Виста | Бориспільский | Добровеличевский |
| Наименование (данные этикетки) | уксус столовый 9% | уксус столовый 9% | уксус столовый 9% | уксус столовый 9% | уксусная эссенция пищевая 80% |
| Производитель | ООО "Клюе Сервис Менеджмент"/ г. Киев, Украина | ООО "Клюе Сервис Менеджмент"/ г. Киев, Украина | СТ "Капелька", пгт. Красне, Львовская обл., Украина | ЧП Лесной В.М./ с. Головуров, Киевская обл., Украина | ОАО "Добровеличевский консервный завод", Кировоградская обл., Украина)3 |
| Объем, л/Цена, грн)2 | 1 / 3,66 | 1 / 3,50 | 1 / 2,79 | 1 / 3,00 | 200г 250г/ 4,00 |
| Цена 1л, грн | 3,66 | 3,50 | 2,79 | 3,00 | 18,18 )4 |
| Срок/ условия хранения | 12 месяцев/ при | 12 месяцев/ при | 12 месяцев/ температуре | 1 год/ при температуре | 2 года/ не указано |
| Состав | вода, кислота уксусная пищевая | вода подготовленная, кислота уксусная пищевая | подготовленная вода, кислота уксусная синтетическая пищевая | вода, уксусная пищевая кислота | не указано |
| Общая оценка (100%) | отлично | плохо | очень плохо | очень плохо | очень плохо |
| Маркировка (10%) | хорошо | хорошо | отлично | хорошо | очень плохо |
| Упаковка (10%) | отлично | отлично | отлично | хорошо | плохо |
| Физико-химические показатели (80%) | в норме)** | не соотв.)* | не соотв.)* | не соотв.)* | не соотв.)* |
| Объем, мл, заявлено/ фактически (-15мл) | 1000 / 980 | 1000 / 995 | 1000 / 915 | 1000 / 910 | факт. 220 |
| Массовая доля уксусной кислоты, %, заявлено/ фактически (±0,2%) | 9 / 8,7 | 9 / 5 | 9 / 5,7 | 9 / 7,2 | 80 / 17,7 |
| Шкала оценок | Результаты тестирования касаются только образцов, участвовавших в тесте. | ||||
| отлично | 1) - марки расставлены по оценкам по убыванию, при совпадении оценок - по алфавиту | ||||
| хорошо | 2) - цены указаны на момент закупки образцов, май 2012г. | ||||
| удовлетворительно | 3) - официально завод такой продукт не выпускает | ||||
| плохо | 4) - стоимость по фактическому объему | ||||
| очень плохо | )* - привело к снижению оценки | ||||
| )* *- в норме с учетом допустимого отклонения и погрешности методов (5мл и 0,1%) | |||||
- Информация о материале
Сотни марок автомобилей, десятки брендов, острая конкуренция среди производителей. Таким на первый взгляд выглядит современный автобизнес. Однако, если копнуть глубже, рынок не так уж и разнообразен. Это если говорить о количестве его участников. На самом деле большинство, казалось бы, «независимых» фирм и компаний входят в более крупные корпорации или автосоюзы. «Комментарии»решили присмотреться – что и кому сейчас принадлежит в мире автомобилей.
Америка теряет свое могущество
Итак, начнем с американцев. Больше всего в последние годы потерял Ford. Некогда непобедимая империя вынуждена была в последние годы продать практически все бренды, оставив себе производство автомобилей марки Ford и Lincoln. При этом, распродажу Ford устроил за несколько лет до начала финансового кризиса. В первую очередь были проданы «роскошные» бренды, которые входили в компанию Premiere Automotive Group: Land Rover, Jaguar и Volvo. Первые две модели ушли в Индию (покупателем выступила Tata Motor), а Volvo досталось китайцам (компания Gelly),
Кстати, чуть раньше американцы вынуждены были продать еще один премиальный бренд - Aston Martin. Его купил консорциум инвесторов во главе с владельцем компании Prodrive Дэвидом Ричардсом, заядлым коллекционером автомобилей Aston Martin, заплатив за покупку порядка $1млрд.
Таким образом, от былого величия империи Ford на сегодняшний день осталось немного. Компания приняла решение более активно работать на североамериканском рынке и начать новую экспансию в Индию и Китай.
Давний конкурент Ford - General Motors, также значительно «поизносился» в последние годы. Особенно сильно по компании ударил кризис 2008 года. В ходе оздоровления GM вынуждена была продать один из самых раскрученных своих брендов, который за многие годы стал одним из символов успешной Америки. Речь идет об автомобилях Hummer, которые стали «китайскими». Всего за 150 млн долларов бренд был куплен корпорацией из Поднебесной Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co. Также американцы вынуждены были распрощаться со шведским автоконцерном SAAB, который был продан нидерландской компании SWAN (вскоре перепродан китайцам под производство электромобилей). А вот найти покупателей на Saturn General Motors не удалось, и выпуск этих машин просто прекратили.
Хотя потеря трех брендов не должна сильно расстраивать «Моторы», уж слишком впечетляющим состоянием продолжает распоряжаться холдинг. Это бренды Opel, Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Holden и Vauxhall. Плюс к этому GM начинает развивать сотрудничество с французами из PSA, в результате чего получила небольшую долю акций в производстве Peugeot и Citroen. А еще участвует в совместном предприятии с российским Авто-ВАЗ.
Третий из «китов» американского автопрома - Chrysler - тоже не может похвастаться какими-то успехами в последние годы. Достижения послевоенных времен, когда компания придумала ключ зажигания, остались далеко позади. Сегодня же ее контрольный пакет принадлежит итальянской Fiat (более 62%), которая продолжает выпуск авто под марками Chrysler, RAM, Dodge и Jeep. И мало кто уже помнит «звездные» бренды Plymouth, DeSoto, Imperial или Eagle, которые когда-то были гордостью Соединенных Штатов.
Европа: равнение на союзы
Пока продажи авто на европейском рынке падают, сами основные игроки, наоборот, обрастают «связями» и капиталом. Лидерство в процессе приобретения новых марок и брендов последнее время уверенно держит немецкий автогигант Volkswagen. Кризис 2008-го помог «народникам» купить бренд Porsche, а также приобрести 20% акций Suzuki. Правда, с японцами сотрудничество не заладилось и в конце прошлого года компании расторгли договоренности.
Сегодня коллекция брендов компании выглядит так: Volkswagen, Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Skoda, Seat. Этот список можно расширить марками грузовиков Scania и MAN.
Немецкие «коллеги» Volkswagen – BMW и Daimler AG сегодня похвастаться такими успехами не могут. BMW ныне кроме одноименных «бимеров» выпускает авто под брендами Rolls-Royce и Mini, а Daimler продолжает использовать марки Mercedes, Maybach и Smart.
Старые «связи» с украинцами у Fabrica Italiana Automobili Torino (FIAT). Именно итальянский автомобиль, кстати, стал в 60-х годах прошлого века прототипом для советской модели ВАЗ-2101. Сейчас же сборкой автомобилей Fiat занимается российская компания «Соллерс».
Кстати, после возвращения на североамериканский рынок (через покупку акций Chrysler), итальянцы начинают наступление на азиатский рынок. Сегодня в основном компания владеет брендами Fiat, Ferrari, Maserati, Abarth, Alfa Romeo, Lancia. Надо отметить, что у итальнцев очень сильны позиции в области прозводства коммерческого автотранспорта - около 15% всего европейского рынка.
Многообещающим до сих пор выглядит сотрудничество Renault с Nissan. Еще в 1999 году, спасая японцев от банкротства, французы приобрели 36,8% акций японской компании в обмен на свои 15%. На сегодня коллекция брендов Союза включает Renault, Dacia, Nissan, Infiniti, Samsung. К тому же, Renault учавствует в производстве российской Lada.
Еще один успешный союз – корпорация PSA Peugeot Citroën. Французы выпускают авто под брендами Citroen и Peugeot, разработка и производство осуществляется из одного центра. Однако на рынке автомобили продвигаются независимо друг от друга. Сейчас к французскому альянсу намерена примкнуть General Motors, которая готовит новую атаку на рынок Европы.
Кто «главный» в Азии
Автомобильные альянсы входят в моду и в Азии. Самым успешным из них сегодня можно считать союз Hyundai-Kia. Начиналось все в 60-х годах прошлого века, когда корейская Hyundai занималась выпуском двух моделей Ford. Позже появились и собственные марки, а уже к концу века была поглощена компания-соотечественник Kia Motors. Сегодня корейцы предлагают рынку автомобили под брендами Hyundai, Kia и Genesis.
Кстати, другой популярный в Украине корейский бренд SsangYong можно смело называть «индийским». Несколько лет назад компания SAIC продала SsangYong Motor индийскому автопроизводителю Mahindra&Mahindra.
Среди японских автопроизводителей наибольшей коллекцией марок может похвастаться Toyota. Это легковые авто под брендами Lexus, Scion, Daihatsu и Subaru и грузовики Hino. Японцы Suzuki и Honda выпускают авто под одноименными марками. Правда, последняя еще продвигает мотоциклетные бренды и премиум-бренд Acura.
Из крупных приобретений азиатскими автоконцернами можно вспомнить покупку китайской Geely бренда Volvo, их соотечественники из Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co купили американский Hammer, а китайско-японский альянс Nevs стал хозяином шведского Saab. Интересной выглядела и покупка индийской Tata Group английских «роскошных марок» Jaguar и Land Rover и южнокорейской компании Daewoo.
Главные «коллекционеры» автомобильных марок
| Компания | Владеет брендами |
| Ford | Ford и Lincoln |
| General Motors | Opel, Daewoo, Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Holden и Vauxhall |
| FIAT | Fiat, Ferrari, Maserati, Abarth, Alfa Romeo, Lancia, Chrysler, RAM, Dodge и Jeep |
| Volkswagen | Porsche, Volkswagen, Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Skoda, Seat.Scania и MAN |
| Renault/Nissan | Renault, Dacia, Nissan, Infiniti, Samsung. Lada |
| PSA Peugeot Citroën | Citroen и Peugeot |
| BMW | BMW, Rolls-Royce и Mini |
| Daimler AG | Mercedes, Maybach и Smart |
| Hyundai-Kia | Hyundai, Kia и Genesis. |
| Mahindra&Mahindra. | SsangYong Motor |
| Toyota | Lexus, Scion, Daihatsu и Subaru, Hino |
| Geely | Geely, Volvo |
| Tata Group | Jaguar, Land Rover, Lanchester, Daewoo |
- Информация о материале
Вы зашли в кофейню, а там проходят одновременно две акции: первая предлагает дополнительно 33% кофе, вторая — скидку 33% на стандартную чашку кофе. Какая акция выгоднее?
Скорее всего, вы скажете — они одинаково выгодны. И так же скажут очень многие. Но давайте разберёмся подробнее. Допустим кофе стоит $2 за 200 мл ($1 за 100 мл). При первой акции вы получаете 266 мл за $2, т.е. платите $0,75 за 100 мл. Во второй акции вы получаете 200 мл за $1,34, т.е. платите $0,67 за 100 мл. Вторая акция получается выгоднее!
НО! Для покупателя гораздо приятнее получить что-то дополнительно за ту же цену, чем получить скидку. Поле для применения этой особенности безгранично. Вспоминаем супермаркеты: «На 10% больше зубной пасты по той же цене!», «На 25% больше хлопьев!»
Почему работают такие уловки? Во-первых, потому что покупатели часто не помнят, сколько должны стоить те или иные продукты (попробуйте точно вспомнить, сколько стоит молоко, которое вы последний раз покупали). Во-вторых, хотя люди и рассчитываются реальными деньгами, но решения принимают только на основе домыслов и догадок, которые появляются из-за незнания, как обращаться с цифрами.
Далее мы расскажем ещё о 7 трюках, которые успешно применяются в магазинах.
1. Наше восприятие зависит от цены, которую мы увидели первой
Вы зашли в магазин и увидели дизайнерскую сумку за $1000. «Штука баксов за какой-то мешок??» Вы будете невероятно возмущены. Пройдя дальше, вы видите отличные часы за $300. Это дорого! Часы могут стоить дешевле! Но вам кажется, что это вполне нормальная цена, потому что вы сравниваете её с первой увиденной вами. Таким образом, магазины могут правильно расставлять товар, чтобы направить ваши мысли в нужное русло.
2. Мы боимся крайностей
Нам не нравится чувствовать себя «беднотой», когда мы покупаем самые дешёвые продукты, однако нам и не нравится чувствовать себя обманутыми, когда мы покупаем самый дорогой продукт, а по качеству он оказывается довольно средним. Магазины используют это наше мышление против нас, чтобы продать тот товар, который нужно.
Было проведено такое исследование: на стойку в магазине выставили 2 вида пива. «Премиум» за $2,5 и пиво, помеченное ярлыком «Выгодная покупка», за $1,8. Около 80% покупателей выбрали более дорогое пиво. Затем поставили ещё один вид пива с ценником:«Супер-выгодная покупка» по цене $1,6. Теперь 80% покупателей выбрали пиво за $1,8, а остальные — за $2,5. Никто не взял самое дешёвое пиво.
На третьем этапе убрали пиво за $1,6 и поставили «Супер-премиум» за $3,4. Большинство покупателей выбрали пиво за $2,5, небольшое число покупателей — за $1,8, и только 10% выбрали самое дорогое.
3. Мы любим истории
Поставьте в магазине рядом с хлебопечкой за $279 хлебопечку за $429. Параметры их должны различаться очень незначительно. Продажи более дешёвой хлебопечки серьёзно увеличатся, хотя дорогую вряд ли кто-то купит (разве что, пара человек). Это происходит потому, что мы не ощущаем реальной ценности вещей, а так кажется, что мы покупаем очень дёшево. А потом можно говорить: «Представляешь, купил хлебопечку всего за $279! А там стояла такая же почти, но за $429! И какой дурак её купит!» Хорошая история.
4. Мы делаем то, что нам говорят
В школе был проведён эксперимент. Фрукты и салаты были выставлены на подсвеченную стойку, как конфеты или другие сладости, и этот приём заставил детей есть больше салата и фруктов. Он действует и в отношении взрослых. Опытные рестораторы составят меню таким образом, что те блюда, которые они хотят продавать чаще, будут выделены каким-либо образом или снабжены большой и яркой картинкой, чтобы привлечь ваше внимание. Так что, видите слишком яркий пункт в меню, сразу вспоминайте о том, что именно этим блюдом вас хочет в первую очередь накормить ресторан.
5. Мы совершаем необдуманные поступки под влиянием алкоголя, усталости и других факторов
Когда человек выпивает, устаёт или находится в состоянии стресса, он сильно упрощает внутренние вопросы, которыми сопровождает покупку. Это можно сравнить со знакомствами в баре. Вы видите незнакомца (незнакомку), но не думаете: «Интересно, достаточно ли он образован и обладает ли необходимыми моральными качествами, чтобы составить мне достойную партию?», вы скорее подумаете что-то вроде: «Уммм, он ничего так». Именно поэтому автоматы с водой, кофе и снэками устанавливают на выходе из огромного супермаркета. Покупатели устали, им хочется пить и есть, они хватают всё, не задумываясь о том, что это стоит неоправданно дорого. Так что вот вам совет: хотите заключить сделку, которая подразумевает некоторый риск со стороны вашего партнера, — на деловом ужине должен быть алкоголь.Ну или поймайте партнера после очень напряженного дня.
6. Магия цифры 9
Мы все знаем эту фишку: всего за $1,99. Это тоже самое, что и $2! Мы понимаем это, но магия цифры 9 продолжает действовать, и мы берём не очень-то и нужную вещь только потому, что она манит нас скидкой. Будьте неподкупны! Не говорите самому себе — это вещь стоит чуть дороже доллара! Помните, она стоит все два!
7. Мы подвержены острому чувству справедливости
Мы не любим, когда нас обманывают, мы считаем, что к нам должны относиться справедливо. Но мы не знаем цену вещам и услугам. И мы ищем подсказки и сигналы от тех, кто эти вещи и услуги нам продаёт. Дэн Ариэли, профессор психологии и поведенческой экономики, провел простой, но очень показательный эксперимент. Он объявил, что проведет вечер поэзии для студентов. Одной группе студентов он сказал, что вечер платный, а другой — что им заплатят за то, что они придут послушать. Перед началом концерта было объявлено, что он бесплатный, т.е. и первой группе не нужно ничего платить, и второй ничего не заплатят. Студенты из первой группы с удовольствием остались: они получали что-то стоящее и при том бесплатно. Студенты второй группы практически все ушли, так как им казалось, что их насильно сюда притащили.
Какова нормальная цена для поэтического концерта, который даёт профессор психологии? Студенты этого не знали. И никто не знает. Сколько должна стоить мужская рубашка? Сколько должен стоить кофе? А страховка на машину? Да кто его знает! Люди не знают стоимость вещей, а в результате наш мозг использует то, что понимает: визуальные образы, подсказки, эмоции, сравнения, отношения… Покупатели не то чтобы не знают математику, просто она тут ни при чём.
- Информация о материале
Методы, которыми пользуются мошенники, чтобы завладеть необходимыми для оплаты в интернете реквизитами пластиковых карт, неизменны в течение долгого времени. К наиболее распространенным из них относятся:
мошеннические сайты: сайты-однодневки или сайты-клоны известных порталов. Введенные на них данные карты напрямую попадают к мошенникам;
фишинг: мошенники запрашивают данные вашей карты, представляясь сотрудниками банка, правоохранительных органов, или сообщая вам о выигрыше в лотерею по телефону или электронной почте;
вредоносное программное обеспечение (вирусы) на вашем компьютере, которые крадут данные вашей карты, когда вы вводите их для оплаты в интернете;
взлом баз данных интернет-магазинов или процессинговых центров;
теоретически завладеть данными вашей карты могут и недобросовестные сотрудники кафе, ресторанов или торговых точек, если для проведения платежа карту уносят из вашего поля зрения. В таком случае сотруднику достаточно просто переписать данные, нанесенные на карту.
В дальнейшем мошенникам остается только использовать полученные данные для расчетов в интернете, чтобы вы не досчитались на своем счету нескольких сот, а то и тысяч гривен. Чтобы избежать таких неприятностей, банки продолжают совершенствовать методы защиты карточных счетов от мошенников.
Электронные методы
Для защиты проводимых в интернете платежей международные платежные системы используют технологию 3-DSecure – дополнительный защитный код, который вводится пользователем при каждой транзакции. Для карт Visa эта технология носит название «Verified by Visa», для карт MasterCard–«MasterCard SecureCode», узнать об их использовании интернет-магазином или сайтом для оплаты услуг можно по наличию соответствующих логотипов на сайте.
Правда, одного наличия логотипа 3-DSecure на сайте отнюдь не достаточно для того, чтобы ваш платеж можно было считать защищенным. Для использования такой защиты необходимо, чтобы ее поддерживал банк-эмитент вашей карты.
Интересно, что хотя сама технология уже давно не нова, для украинского рынка она по-прежнему остается своего рода новинкой. Так, если в России технологию MasterCard SecureCode поддерживают 12 банков, о чем можно узнать на сайте международной платежной системы, то на украинской страничке MasterCard даже нельзя найти информацию о такой технологии.
К сожалению, использование технологии 3-DSecure среди учреждений из числа 50-ти лидеров по активам подтвердили только в ПриватБанке. Другие банки, поддерживающие эту технологию, Prostobank.ua обнаружить не удалось – по крайней мере, сотрудники колл-центров банков о ней ничего сказать не смогли. Однако если вы регулярно расплачиваетесь картой в интернете, стоит поинтересоваться возможностью подключения к технологии 3-DSecure в вашем банке.
При этом хорошая новость состоит уже в том, что в активе ПриватБанка более половины активных платежных карт в Украине или свыше 17 миллионов штук. То есть совершать платежи с использованием технологии 3-DSecure так или иначе может значительное число украинских держателей пластика.
В целом же украинские банки не спешат внедрять не только прогрессивные, но даже старые и проверенные технологии защиты онлайн-платежей, такие как одноразовые пароли, получаемые по СМС или в банкомате. Абсолютное большинство банков считают достаточным использование трехзначного кода, напечатанного на обороте карты. Для карт Visa он называется CVV2, а для карт MasterCard – CVC2.
По исследованиям компании «Простобанк Консалтинг» на 9.07.2012 г., только три учреждения из числа 50-ти лидеров по активам используют дополнительные способы авторизации плательщика, кроме кодов CVV2/CVC2. Кроме вышеупомянутого ПриватБанка, использующего одноразовые СМС-пароли в рамках технологии 3-DSecure, подтверждение СМС-паролем применяется также по картам Первого Украинского Международного Банка. В Укрсоцбанке применяются разные способы защиты при разных видах платежей: СМС-пароли, одноразовые пароли из банкомата и т.п.
Тем временем в мире технологии не стоят на месте, и в США компания MasterCard уже готовит к запуску новинку. Видимо, сами платежные системы не слишком рассчитывают на банки в вопросах повышения безопасности платежей, поскольку новый сервис разработан для интернет-магазинов. Программа будет анализировать данные о запрашиваемой покупке (тип и стоимость товара, место пребывания покупателя и т.п.) и сравнивать их с данными об известных способах мошеннического использования карты. Таким образом, планируется выявлять недобросовестных покупателей.
Расходы ограничены
Другой распространенный метод защиты ваших денег на карточном счету от интернет-мошенников – это установление лимита на расчеты картой в интернете. Чаще всего, уже при выпуске карты на ней установлен некий размер лимита по умолчанию, который в будущем вы можете изменять по своему усмотрению.
В данном случае установление лимита на расходы в интернете – не попытка банка вас ограничить, ведь вы всегда можете повысить лимит через интернет-банкинг или позвонив в колл-центр банка, а необходимая мера безопасности. Если мошенники и завладеют данными вашей карты, то, по крайней мере, не смогут украсть все деньги сразу. С этой точки зрения, чем меньше установленный лимит – тем лучше для вас.
Однако, как и в случае с электронными методами защиты, далеко не все банки стоят на страже ваших сбережений. По исследованиям компании «Простобанк Консалтинг» на 9.07.2012 г., только шесть учреждений из числа 50-ти банков-лидеров по активам по умолчанию устанавливают на своих платежных картах нулевой лимит на расходы в интернете. Еще пять банков ограничивают эту сумму не более чем тысячей гривен в день.
Что касается максимальных лимитов, то здесь нам удалось обнаружить три учреждения, согласные списывать с карты по платежам в интернете от 50-ти тысяч гривен до 10-ти тысяч долларов. И, наконец, четыре учреждения вовсе не лимитируют расходы по карте в интернете.
Это может привести к тому, что владелец карты, никогда не совершавший платежей в интернете, может в один день лишиться всех средств на карте, если злоумышленники завладеют номером его счета и CVV2/CVC2 кодом. Потому для держателя карты крайне важно знать, доступна ли его карта для платежей в интернете и каков лимит на списание средств онлайн.
Лимиты на платежи картой в интернете, установленные по умолчанию по классическим пластиковым картам в банках из числа 50-ти лидеров по активам, по исследованиям компании «Простобанк Консалтинг» на 9.07.2012 г.
| Банк | Тип пластиковой карты | Лимит на расчеты в интернете по умолчанию |
| Platinum Bank | Visa Classic | 0 грн. |
| Дельта Банк | Visa Classic/ MC Mass | 0 грн. |
| Клиринговый дом | Visa Classic | 0 грн. |
| ПриватБанк | Visa Classic/ MC Mass | 0 грн. |
| УКРАИНСКИЙ БИЗНЕС БАНК | MC Mass | 0 грн. |
| УкрСиббанк | Visa Classic/ MC Mass | 0 грн. |
| Проминвестбанк | Visa Classic/MC Mass | 27 долл/день |
| Credit Agricole | Visa Classic/ MC Mass | 500 грн. по каждой операции |
| БМ Банк | Visa Classic/MC Mass | 100 долл/день |
| Укринбанк | Visa Classic/MC Mass | 100 долл/день |
| Надра Банк | Visa Classic/ MC Mass | 800 грн/день |
| Сбербанк России (Украина) | Visa Classic/ MC Mass | 1 000 грн/день |
| Банк Форум | Visa Classic/ MC Mass | 1500 грн. за операцию, 3 000 грн/день |
| Райффайзен Банк Аваль | Visa Classic/MC Mass | 200 долл/день |
| БТА Банк | Visa Classic/ MC Mass | 2 000 грн/день |
| Имэксбанк | Visa Classic/MC Mass | 300 долл/день |
| Эрсте Банк | Visa Classic/ MC Mass | 2 500 грн/день, 5 операций |
| Финансовая инициатива | MC Mass | 3 000 грн/день |
| ЕВРОГАЗБАНК | Visa Classic | 3 000 грн/день |
| ОТП Банк | Visa Classic/MC Mass | 4 000 грн/день / 4 500 грн/день |
| Правэкс-Банк | Visa Classic | 500 долл/день |
| Актив-банк | Visa Classic | 5 000 грн/день |
| Укрэксимбанк | Visa Classic/MC Mass | 5 500 грн/день |
| Кредобанк | Visa Classic/ MC Mass | 5 000 грн/день, 10 операций |
| Укргазбанк | Visa Classic/ MC Mass | 5 000 грн/день, 5 операций |
| Пиреус Банк | Visa Classic | 6 000 грн/месяц |
| ВТБ Банк | Visa Classic/MC Mass | 7 000 грн/день |
| Мегабанк | Visa Classic/ MC Mass | 7 000 грн/день |
| БАНК КРЕДИТ ДНЕПР | Visa Classic/MC Mass | 1 000 долл/день |
| МАРФИН БАНК | Visa Classic/MC Mass | 1 000 долл/день |
| Первый Украинский Международный Банк | Visa Classic/ MC Mass | 8 000 грн/день, 6 операций |
| Терра Банк | MC Mass | 10 000 грн/день |
| Кредитпромбанк | Visa Classic/ MC Mass | 10 000 грн/день, 5 операций |
| VAB Банк | Visa Classic/ MC Mass | 12 000 грн/день, 5 операций |
| Таврика | Visa Classic | 15 000 грн/день |
| АктаБанк | Visa Classic/ MC Mass | 16 000 грн/день, 10 операций |
| Пивденкомбанк | Visa Classic | 2 000 долл/день |
| Киевская Русь | Visa Classic/ MC Mass | 25 000 грн/день |
| Банк 3/4 | Visa Classic | 6 000 долл/день |
| Universal Bank | MC Mass | 50 000 грн/день |
| Альфа-Банк | Visa Classic/ MC Mass | 55 000 грн/день, 25 операций |
| Хрещатик | Visa Classic/MC Mass | 10 000 долл/день |
| Unicredit Bank | Visa Classic | 5 операций в день, без ограничения суммы |
| Индустриалбанк | Visa Classic/ MC Mass | 5 операций в день, без ограничения суммы |
| Брокбизнесбанк | Visa Classic | без ограничений |
| Ощадбанк | Visa Classic/ MC Mass | без ограничений |
| Пивденный | Visa Classic/ MC Mass | без ограничений |
| Финансы и Кредит | Visa Classic/ MC Mass | без ограничений |
| Укрсоцбанк, UniCredit Bank | Visa Classic/ MC Mass | информация о лимите конфиденциальна |
Карта без пластика
Наиболее рекомендуемый банкирами способ защитить ваши деньги от кражи через интернет – обзавестись картой, специально предназначенной для онлайн-расчетов. К таким картам относятся VisaVirtuon и MasterCard Virtual. «Фактически VisaVirtuon – это обычная платежная карта, отличие которой от других карт состоит в том, что ею можно рассчитаться только в интернете (нельзя расплатиться в торговой сети или снять средства через банкомат). Карта не предназначена для хранения денежных средств, потому их и нельзя с нее украсть. Перед тем, как осуществить платеж в интернете, клиент просто переводит необходимую сумму со своей основной карты на VisaVirtuon и расплачивается ею», - поясняет Александр Горинов, исполнительный директор по вопросам безопасности Банка Форум .
Расходы на обслуживание и сроки действия виртуальных карт от банков из числа 50-ти лидеров по активам, по исследованиям компании «Простобанк Консалтинг» на 9.07.2012 г.
| Банк | Стоимость выпуска и обслуживания и срок действия карты |
| ПриватБанк | Срок 3 года, только в долларах. Выпуск и обслуживание - бесплатно. За каждый платеж взимается 0,35 дол. |
| Укрэксимбанк | Выпуск и обслуживание - бесплатно. Срок действия - 2 года. |
| Райффайзен Банк Аваль | Выпуск - 20 грн., обслуживание - 3 грн. в месяц. Срок действия - 1 год. |
| Укрсоцбанк | В пакете "Яркий": 5 грн/год на основе массовых карт, 80 грн/год на основе классических карт |
| Проминвестбанк | Открывается как доп.карта. Выпуск и обслуживание - бесплатно. Срок действия - 1 год. |
| Надра | 4,9 грн. открытие счета одноразово. Срок действия -2 года. |
| ОТП Банк | Выпуск бесплатно, обслуживание 4 грн/мес. Срок действия - 3 года. |
| Укргазбанк | 3 грн/мес, срок действия - 3 года. |
| Эрсте Банк | Стоимость пакета - 50 грн, срок действия - 2 года |
| Форум | Выпуск - 25 грн, срок действия - 1 год. |
| Хрещатик | Выпуск - 15 грн, обслуживание бесплатно. Срок действия - 5 лет. |
| Credit Agricole | 75 грн. в год, срок действия - 2 года. |
| Правэкс-Банк | Выпуск - бесплатно, обслуживание - 40 грн/год. Срок действия - 2 года. |
| БТА Банк | 10 грн/мес, срок действия - 1 год. |
| Марфин Банк | Выпуск бесплатно, обслуживание - 10 грн/год. Срок действия - 1 год. |
| Кредобанк | Открытие счета - 50 грн, выпуск карты - 30 грн. Срок действия - 1 год. |
| Укринбанк | Выпуск - 10 грн, обслуживание - 50 грн/год. Срок действия - 2 года. |
| Актив-банк | Открывается как доп.карта. Выпуск бесплатно, обслуживание от 5-70 грн/мес (в зав.от класса основной карточки). Срок действия - 3 года. |
| Индустриалбанк | Выпуск - бесплатно. Обслуживание - 10 грн/год. Срок действия - 2 года. |
| Сбербанк России (Украина) | Выпуск - бесплатно. Обслуживание - 20грн/год. Срок действия - 2 года. |
| Пивденный | Выпуск - бесплатно. Обслуживание - 20грн/год. Срок действия - 1 год. |
| VAB Банк | Выпуск - бесплатно. Обслуживание 15грн/год. Срок действия - 2 года. Минимальный взнос 50 грн. |
| Финансовая инициатива | Выпуск - 5 грн. Обслуживание - бесплатно. Срок действия - 2 года |
Правила безопасности
Несмотря на все технические новшества по защите онлайн-платежей, эксперты констатируют, что безопасными расчеты в интернете станут только тогда, когда сами владельцы пластиковых карт будут помнить о правилах безопасности и соблюдать их. «Необходимо помнить, что никакие системы безопасности не будут эффективными, если держатель карты не будет соблюдать элементарных правил», - комментирует Андрей Белоус, начальник отдела платежных систем банка «Глобус».
К таким правилам, в частности, относятся следующие:
не предоставляйте полные реквизиты своей платежной карты (в том числе код CVV2/CVC2) сторонним лицам, даже если они представляются сотрудниками банка или правоохранительных органов;
не вводите реквизиты своей карты на подозрительных сайтах, к примеру, если вам сообщают о выигрыше и просят указать реквизиты карты для зачисления приза;
совершайте покупки только со своего личного компьютера, не пользуйтесь для этих целей услугами интернет-кафе;
регулярно обновляйте антивирусные программы на вашем компьютере и пров
- Информация о материале
Страница 123 из 186
