Многие граждане уже наслышаны о возможности расторгнуть заключенный договор купли-продажи, если продавец передал товар с недостатками или дефектом. Однако не все знают, что так же можно поступить и с договором об оказании услуг, если качество их выполнения вас не устраивает. Причина такого положения вещей в том, что потребитель почему-то не ассоциирует оказание услуги с договором купли-продажи, хотя на самом деле услугу или результат работы он покупает так же, как и товар. Поэтому и поездка в такси, и ремонт обуви в мастерской, и стрижка в парикмахерской – все это услуги, о которых не забыл ЗУ «О защите прав потребителя».

Что такое услуга?

Именно услугам законодатель посвятил нормы ст. 10 названного закона – «Права потребителя в случае нарушения условий договора о выполнении работ (оказании услуг)». Так что же такое услуга? ст. 1 ЗУ «О защите прав потребителей» (далее – Закон) определяет ее как деятельность исполнителя по предоставлению (передаче) потребителю соответствующего определенного договором материального или нематериального блага, которая осуществляется по индивидуальному заказу потребителя для удовлетворения его личных нужд.

Внимательный читатель может сказать: дескать, о каком договоре может идти речь, если я ничего не подписывал? А подписывать ничего и не надо, т. к. Гражданский кодекс Украины позволяет в некоторых случаях заключать сделки устно. Кроме того, во многих правоотношениях свидетельством заключения договора является квитанция (билет, талон, чек, номерок), выданная потребителю. Вот вспомните, когда вы сдавали обувь в ремонт перед началом весенне-летнего сезона, не выдавал ли вам мастер квитанцию? Думается, что большинство ответят утвердительно. Правда, сегодня в Украине многие исполнители (подрядчики) не выполняют свои обязанности по надлежащему оформлению принятого заказа, что, безусловно, грозит неприятностями для потребителя – в частности, может вызвать сложности при доказывании, что между сторонами имели место договорные отношения. Поэтому при передаче вещи, скажем, для ремонта смело требуйте квитанцию, в которой будет указано, кто, когда, у кого и что принял.

Кто платит, тот и…

Итак, какие права имеет потребитель, если исполнитель (подрядчик) нарушает свои обязательства? Понятно, что основные нарушения договора со стороны исполнителя заключаются в несвоевременном исполнении заказа (несвоевременном начале выполнения работы), в выполнении работы или оказании услуги ненадлежащего качества, в предоставлении заказчику результата работы с существенными недостатками. Более того, иногда ненадлежаще выполненной работой (оказанной услугой) причиняется вред здоровью или даже жизни потребителя. Теперь более подробно о каждом из нарушений.

Во-первых, если исполнитель своевременно не приступил к исполнению обязанностей по договору или выполняет работу так медленно, что закончить ее в срок явно не может, потребитель вправе отказаться от договора и требовать возмещения убытков. В случае, если большая часть объема работы или услуги (более 70% общего объема) уже была выполнена, потребителю предоставлено право расторгнуть договор только в отношении части невыполненной работы (услуги) (ч. 1 ст. 10 Закона). Разумеется, выполненную работу следует оплатить.

Во-вторых, если во время выполнения работы (предоставления услуги) станет очевидным, что она не будет выполнена в соответствие с условиями договора по вине исполнителя, потребитель вправе определить исполнителю соответствующий срок для устранения недостатков, а в случае невыполнения этого условия в определенный срок – расторгнуть договор и требовать возмещения убытков или поручить исправление недостатков третьей стороне, конечно же, за счет исполнителя (ч. 2 ст. 10 Закона).

В-третьих, если работа (услуга) окончена и при ее приемке потребитель (заказчик) выявил в ней недостатки, ч. 3 ст. 10 Закона ему предоставлено право потребовать от исполнителя бесплатного устранения этих недостатков в разумный срок.

Всему свое время

Кстати, по поводу разумного срока следует отметить, что такой срок не может быть установлен, скажем, в 5 минут с момента предъявления требования. Разумный срок определяется как такой, который потребуется для выполнения данной работы при нормальных условиях. Потребитель вправе потребовать также: соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги), или бесплатного изготовления иной вещи из такого же материала и такого же качества, или повторного выполнения работы, или возмещения причиненных ему убытков по устранению недостатков в работе (услуге) своими силами либо с привлечением третьего лица. Этой нормой потребителю разрешается реализовать и иные права, предусмотренные соответствующим договором. Но хотелось бы подчеркнуть, что все изложенное нельзя требовать одновременно! Потребитель вправе предъявить лишь одно из требований либо несколько, если он довольно лоялен и предоставляет исполнителю возможность самому выбрать один из предложенных способов «исправиться».

При этом такие требования подлежат удовлетворению только в случае выявления недостатков во время принятия работы (услуги) или во время ее выполнения (предоставления). Если же недостатки «всплыли» позже, уже после приемки, требования можно предъявить в течение гарантийного или иного срока, установленного договором, или в течение двух лет со дня принятия выполненной работы (предоставленной услуги) в случае отсутствия гарантийного или иного срока, установленного законодательством или договором. Хотя и в этих случаях есть одно «но»: воспользоваться упомянутыми положениями можно, если недостатки в работе были скрытыми, т. е. не могли быть выявлены просто так, невооруженным глазом, и проявились лишь, к примеру, в процессе эксплуатации результата работы. К слову, о недостатках работы (услуги), которые не могли быть выявлены при обычном способе ее принятия, потребитель обязан сообщить исполнителю не позднее 3 суток после их выявления (ч. 7 ст. 10 Закона).

Шеф, все пропало!

Нередки ситуации, когда исполнитель предоставляет услугу или результат работы с возникшими по его вине недостатками, которые делают невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением, а после устранения проявляются вновь по не зависящим от потребителя причинам.

При этом такие недостатки должны быть наделены хотя бы одним из следующих признаков: 1) недостаток не может быть устранен; 2) устранение недостатка требует свыше 14 календарных дней; 3) недостаток делает товар существенно иным, чем это предусмотрено договором. Для подобных недостатков (согласно ст. 10 Закона, они называются существенными) предусмотрены свои последствия. Так, согласно ч. 4 названной статьи, потребитель при наличии в работе (услуге) существенных недостатков имеет право требовать расторжения договора и возмещения всех убытков. Причем, если такие недостатки были выявлены в работе (услуге), выполненной из материала, предоставленного заказчиком (потребителем), он имеет право по своему усмотрению требовать либо выполнения работы из такого же материала исполнителя, либо расторжения договора с возмещением всех убытков.

Алгоритм действий по борьбе с некачественной услугой

1. Получите документ, свидетельствующий о заключении договора (квитанцию, талон).

2. Принимая результат работы, убедитесь в том, что видимых недостатков нет, и только тогда подписывайте акт приемки и забирайте вещь. Не забудьте потребовать расчетный документ, который свидетельствует о факте выполнения работы.

3. Обнаружив недостатки, составляйте акт о них либо сделайте соответствующую запись в акте приемки работы, обязательно указав на отказ от приемки и срок для устранения недостатков.

4. Если в установленный вами срок исполнитель не устранит недостатки, приобщайте экземпляр претензии и копии документов к исковому заявлению и идите в суд.

Согласитесь, в Украине, в отличие от США и европейских государств, сообщения об ограблениях банков, совершенных налетчиками в масках, появляются не так уж часто. Но благосостояние отечественных вкладчиков, открывающих депозитные счета, как оказывается, зависит и от порядочности сотрудников банков. Десятки украинцев подвергаются ограблениям, что называется, средь бела дня. Причем «налетчикам» не нужны ни маски, ни пистолеты – их единственным оружием является бейджик, информирующий об имени и должности банковского служащего.

Основные способы хищений депозитов

Как уже догадались многие читатели, речь идет о том, что вкладчики некоторых украинских банков не могут снять свой депозит из-за отсутствия такового на счете банка. Примеров множество. Скажем, гражданин оформляет депозит, исправно получает проценты по нему, но по истечении срока договора получить свои деньги обратно не может, поскольку они каким-то чудесным образом исчезли со счета. Понятно, что обманутый вкладчик начинает стучать во все двери, требуя вернуть деньги. Но управляющие банка разводят руками – дескать, извините, ведется следствие, кассир (менеджер, директор), похитивший средства, уже установлен, но денег не получите, пока не будет вынесено постановление суда. Или же банк «не в курсе», что в его стенах было совершено мошенничество, а посему отказывается от выдачи депозита – ждите результатов служебного расследования.

Пострадавшим вкладчиком можно стать и в случае, если кассир при открытии депозита вносит на него меньшую сумму, чем переданная в окошко кассы. Да и всего вклада можно лишиться, если не проверить полномочия сотрудника банка на заключение депозитного договора. Еще один способ потерять накопления – сбой банковской системы учета вкладов. Разумеется, этот перечень способов ограбления не является исчерпывающим. Но в любом случае вкладчиков интересует, как можно вернуть свой вклад.

Проверка и хранение банковских документов

При открытии банковского вклада клиент должен получить на руки, во-первых, сам договор банковского вклада с обязательным указанием его суммы, срока действия и годовой ставки доходности. Необходима также квитанция о внесении денег на счет. Уже на этом этапе доверчивого клиента могут ожидать неприятные сюрпризы. К примеру, при заключении договора следует обратить внимание на доверенность и ФИО банковского сотрудника, заключающего договор от имени банка. Возможны случаи, когда лицо, якобы представляющее интересы банка, на самом деле такими полномочиями не наделено, и впоследствии могут возникнуть проблемы с действительностью заключенного договора. Еще один нюанс – либо простая, либо умышленная «невнимательность» кассира, который, принимая у вкладчика одну сумму, указывает в квитанции иную, как правило, меньшую.

Поэтому необходимо крайне внимательно относиться ко всем выдаваемым/получаемым документам, и, конечно же, обеспечить их сохранность в течение всего срока действия договора. Если же он предусматривает возможность пополнения счета, всякий раз, внося денежные средства, следует проверять квитанцию, обращая внимание не только на сумму, но и дату.

Если вклад украли

Как правило, понять, что вы стали жертвой банковского мошенника, можно разве что по окончании срока действия вклада. Ведь если вкладчик не желает продлевать договор, ему необходимо в установленные в соглашении сроки письменно обратиться в банк за выдачей тела депозита. Вот здесь и могут возникнуть проблемы: «Вклада нет, извините», или «Подождите, вклад похищен, скоро вернем». Следует отметить, что и в том, и другом случае необходимо направить в банк телеграмму о вашем желании снять депозит. Банк или примет это отправление (что подтвердит время возникновения ваших требований), или откажется принимать его, о чем также будут сделаны соответствующие отметки. Разумеется, нелишним будет и личное посещение банка для передачи заявления о возврате депозита, на копии которого будут проставлены номер входящей документации и резолюция администрации банка. В заявлении необходимо указать, что в случае невозврата депозита вы будете вынуждены обратиться в прокуратуру и суд. Получив таким образом доказательства вашего обращения в банк, можно отправляться в правоохранительные органы с заявлением, попутно отправив жалобу в НБУ.

Если банк дорожит своей репутацией, обманутому клиенту сразу предложат вернуть депозит полностью или частями (в зависимости от суммы вклада и возможностей банка). Известны случаи, когда банки выплачивали потерпевшим клиентам даже некоторую компенсацию. Но иногда они не желают раскошеливаться, мотивируя это тем, что пока не будет окончено следствие по делу и вынесен приговор суда в отношении конкретного сотрудника, совершившего хищение, никаких выплат не будет.

Сколько юристов, столько и мнений

Некоторые адвокаты говорят, что украинское законодательство не предусматривает возможности привлечения банка к ответственности за хищение, совершенное его работником. Иными словами, потерпевшему нужно самостоятельно (обратившись к правоохранителям, разумеется) найти виновного, дождаться обвинительного приговора и по решению суда получить сумму вклада с признанного виновным сотрудника банка. Очевидно, такой вариант – заведомый тупик для потерпевшего. Ведь не факт, что суд сразу вынесет приговор – он может отправить дело на дополнительное расследование, а может вынести и оправдательный приговор. Кроме того, придется учитывать и время вступления приговора в силу, и некоторые другие факты, такие как наличие у осужденного денежных средств или имущества, достаточных для возмещения похищенной суммы. Да и в целом упомянутая позиция юристов представляется неверной: зачем в такой ситуации смешивать гражданско-правовые и уголовно-правовые отношения? Тем не менее, сотрудники банков зачастую прибегают к такой уловке, пользуясь неграмотностью вкладчиков.

Эксперты «Судебно-юридической газеты», напротив, уверены, что при заключении договора о банковском вкладе сторонами выступают клиент и банк в лице сотрудника, представляющего его интересы. Посему для клиента не важны внутренние «разборки» банка с сотрудниками – ему важен факт получения своих средств. Т. е. существуют лишь гражданско-правовые отношения, возникшие на основании заключения договора о банковском вкладе. И вкладчик, средства которого похищены банком, имеет шансы выиграть дело о возврате тела депозита в ходе гражданского судопроизводства. О чем, собственно, свидетельствует и судебная практика.

Судебная практика

Имеющаяся судебная практика подтверждает возможность возврата похищенного вклада в гражданском судопроизводстве. Примером может служить решение Апелляционного суда Днепропетровской области от 16.03.2010. Суть дела в следующем. Райсуд, рассмотрев иск вкладчиков к банку о невозврате депозитов, вынес решение в пользу истцов. Между прочим, это дело – яркий пример еще одного способа потерять деньги. Клиенты банка, потребовав возврата вклада, узнали, что свои депозиты… они уже сняли. По словам ответчика, отказ в возврате истцам денежных депозитов (и выплат по ним!) был обусловлен тем, что договоры были расторгнуты досрочно, и деньги были выплачены. Правда, истцы утверждали, что заявления о расторжении договоров не подавали и деньги не получали. По этому поводу банк обратился к правоохранительным органам с заявлением, на основании которого было возбуждено уголовное дело по ст. 191 ч. 5 УК Украины (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением в особо крупных размерах или организованной группой). Обманутым же вкладчикам было сказано, что вопрос возврата их вкладов будет решен в зависимости от результатов уголовного дела. Суд первой инстанции посчитал такое ожидание излишним и удовлетворил иск вкладчиков (о возврате депозитов и процентов по ним). Но банк подал апелляционную жалобу, прося суд отменить решение и направить дело на новое рассмотрение, поскольку райсуд не учел всех обстоятельств, имеющих значение для решения спора. Такими обстоятельствами, по мнению банка, стали неоконченное расследование, проводимое следственными органами, и заключение почерковедческой экспертизы, определившей, что подписи на заявлениях от имени истцов о расторжении договоров и на кассовых документах о выдаче наличных по этим договорам выполнены не истцами, а иным лицом.

И что же апелляционный суд? Он постановил, что доводы ответчика о невозможности решения вопроса об исковых требованиях истцов в связи с тем, что органами СБУ Днепропетровской области проводится расследование относительно хищения денежных средств, в т. ч. и вкладов истцов, для решения гражданского спора не имеют значения. Суд указал, что в данном случае между сторонами существовали договорные отношения, причем сам ответчик их не отрицал, договоры незаконными или недействительными не признавались, по указанному уголовному делу истцы потерпевшими не признаны, а в случае установления виновных ответчик не лишен возможности обращения к ним с соответствующими требованиями о возмещении вреда.

Как уберечься от хищения вклада

Как бы пессимистично это ни звучало, но уберечься от хищения вклада невозможно. Конечно, теоретически вкладчик может обратиться в страховую компанию, застраховав там свой вклад от риска утраты или хищения. Но в действительности страховые компании не спешат заключать такие соглашения. Кроме того, казалось бы, почему банк не может застраховать себя от подобных рисков, а затем, после наступления страхового случая, получить страховку и выплатить из нее «потерянный» депозит? А ведь в зарубежной банковской практике страхование убытков банка от криминальных рисков является обязательным.

Впрочем, в последнее время в украинскую банковскую практику пришло понятие Bankers Blanket Bond – полис, предусматривающий комплексную программу страхования профессиональной ответственности финансовых институтов. Причем страхуемые банком факторы риска включают нелояльность, злоупотребления персонала банка (использование подложных документов, хищение), профессиональную ответственность сотрудников банка, электронные и компьютерные преступления. Однако, несмотря на зарубежный опыт, где такой полис – дело престижа или даже обязательное условие осуществления банковской деятельности, в Украине такая страховка пока на стадии становления, потому что размеры большинства страховых компаний еще не позволяют принимать на себя комплексное страхование банковских рисков.

Можно заставить человека расстаться даже с последними деньгами, если сыграть на его слабостях, проблемах или мечтах. Злоумышленники часто используют такие приемы.

Недавно к нам поступило невинное с виду письмо, на поверку оказавшееся частью мошеннической схемы. Оно пришло в почтовый ящик девушки, которая в поисках работы зарегистрировалась на многих рекрутинговых сайтах.

Для человека, нуждающегося в работе, такое предложение должно выглядеть заманчиво. Однако посмотрим, что стоит за ним на самом деле.

Поисковые системы по запросу «АльфаБизнес-Инвест» ничего вразумительного, кроме сайта из письма выше, не дали.

А вот результат проверки домена с помощью «Whois-сервиса»:

Информация, выданная сервисом Whois

Домен создан недавно, зарегистрирован на частное лицо и оплачен всего лишь на год. Логично предположить, что серьезная организация такого не допустит. Попробуем разобраться.

Перейдя по ссылке, попадаем на качественно сделанный сайт с приятным дизайном. Такому сайту хочется верить:

Я приступил к онлайн собеседованию. Вопросы поразили меня своей проработанностью: создавалось впечатление, что проходишь настоящий, грамотно составленный тест, по результатам которого получишь информацию о должности, на которую можно претендовать в указанной компании.

Однако, когда я ответил на последний вопрос, дело приобрело другой оборот. Вместо обещанного результата появилась инструкция, в которой, под туманным предлогом получения «секретного кода личной страницы», предлагалось (внимание!) послать 2 SMS на короткий номер.

Ниже этой инструкции размещались отзывы благодарных клиентов, прошедших собеседование и получивших работу своей мечты.

Хочешь работать? Плати!

Нуждающийся в работе человек, не знающий об SMS-мошенничестве, весьма вероятно, пошлет эти два сообщения. А обойдутся они ему в копеечку – примерно в 600 рублей. При этом он может даже не подозревать, какая сумма будет снята со счета его мобильного телефона, т.к. стоимость SMS-сообщений спрятана в тексте длинного и нудного пользовательского соглашения, которое мало кто дочитает до конца.

Стоимость отправленного на короткий номер SMS можно посмотреть на специализированных сайтах:

Заплатив ощутимую сумму за отправленные сообщения, пользователь не получит ничего (мы нашли в Сети много жалоб от пострадавших). А мошенники обогатятся.

К сожалению, SMS-мошенничество пока ещё широко распространено, и каждый день злоумышленники изобретают новые способы обмана. Чтобы не попасть в ловушку, нужно критично относиться к предложениям послать SMS-сообщение на короткий номер; стоит также заранее проверить стоимость сообщения, если вы все-таки намерены его послать.

Разработанная Минобороны Концепция реформирования и развития Вооруженных сил Украины до 2017 г. предполагает сокращение численности украинской армии со 192 тыс. до 70 тыс. человек, т. е. почти в 2,5 раза. Более того, с 2017 г. армия будет упрощена, и проходить срочную военную службу украинцы будут только по контракту. Но на это потребуется долгих 5 лет. А тем временем в Украине стартовал очередной весенний призыв в армию, и отдавать или не отдавать долг Родине, за основную часть призывников пока решает призывная комиссия. Но, как свидетельствует практика, мнения призывников нередко расходятся с ее решениями. Рассмотрим некоторые ситуации сквозь призму украинского законодательства.

Напомним, согласно ЗУ «О воинской обязанности и военной службе» № 2232-XII от 25.03.1992 (далее – Закон № 2232-XII), пригодными для службы в армии являются украинцы возрастом от 18 до 25 лет. Согласно п. 3 ст. 14 Закона № 2232-XII, к призывным участкам каждый год на протяжении января–марта приписываются граждане, которым в год приписки исполняется 17 лет. Приписка проводится районными, объединенными районными, городскими, объединенными городскими военными комиссариатами по месту проживания. Впрочем, приписка идет круглый год, и приписаться можно в РВК по месту работы или временного проживания. После того, как гражданин поставлен на воинский учет, ему выдается документ воинского учета. Для граждан, зачисленных в запас после службы, таким документом является военный билет, а для подлежащих призыву – приписное свидетельство. Если призывник освобожден от призыва на военную службу, его зачисляют в запас и выдают военный билет. Призывник, имеющий отсрочку от призыва, не зачисляется в запас и подлежит дальнейшему призыву. Накануне призыва в армию будущий призывник получает повестку, предписывающую в обозначенные сроки лично явиться в призывной участок с необходимыми документами. Как правило, именно с этого момента и начинаются многочисленные проблемы.

В случае неявки по повестке

Одна из самых распространенных ситуаций – когда призывник не является по повестке. Согласно ст. 210 КУоАП, нарушения военнообязанными или призывниками правил воинского учета, неявка их без уважительных причин на вызов в военкомат или несвоевременное предоставление в учетный орган, где они находятся на воинском учете, сведений об изменении места жительства, образования, места работы, должности влекут за собой наложение штрафа от 5 до 7 НМДГ (85–119 грн). Повторное на протяжении года совершение нарушения, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию, влечет за собой наложение штрафа от 10 до 15 НМДГ (170–255 грн).

Более того, повторяющиеся такие нарушения могут закончиться уголовной ответственностью. Ст. 335 Уголовного кодекса Украины за уклонение от призыва на срочную военную службу предусмотрено ограничение свободы на срок до 3 лет. Под уклонением в данном случае имеется в виду неявка призывника без уважительных причин по полученной им лично под роспись повестке в военкомат для отправки на военную службу, а также симуляция призывником болезни и другие аналогичные действия.

ОРЗ как основание для неприбытия

Уважительными причинами неприбытия призывников к призывным участкам в срок, установленный военным комиссариатом, признаются подтвержденные соответствующими документами препятствия стихийного характера, болезнь призывника или другие обстоятельства, которые лишили его возможности лично прибыть в указанные пункт и срок. Это смерть или тяжелая болезнь его близкого родственника, невозможность оставить дома одного малолетнего ребенка, отсутствие рейсового транспорта или средств на проезд в райвоенкомат. Причем причины не обязательно должны быть очень уже серьезные – ангина, бронхит или ОРЗ также могут стать основанием для неприбытия. Если, конечно, факт заболевания зафиксирован записью в медицинской карточке.

Обучение за рубежом

Немало проблем возникает и в ситуации, когда юноши призывного возраста находятся за пределами страны. К примеру, 20-летний украинец учится в МГУ и параллельно работает. В его отсутствие по месту приписки на его имя периодически приходят повестки из военкомата. Но возможности явиться в военкомат и пройти медицинское обследование он не имеет. Согласно Закону № 2232-ХІІ, одной из причин отсрочки от призыва в армию является получение призывником образования не только в Украине, но и за рубежом. Отсрочка дается на весь период обучения. Поэтому для того, чтобы не возникало никаких проблем с армией, во время очередного приезда в Украину молодому человеку необходимо обратиться в военкомат по месту регистрации с заявлением об отсрочке. Туда же следует подать документ, который подтверждает, что молодой человек действительно учится в Москве (справка из учебного заведения).

Здесь следует отметить, что отсрочка для получения образования предоставляется всего один раз, и лица, отчисленные из учебных заведений за нарушение контракта, неисполнение учебного плана, недисциплинированность или по собственному желанию, теряют ее. Граждане, прервавшие образование в связи с получением академотпуска по состоянию здоровья, семейным обстоятельствам или по другим причинам, не теряют право на отсрочку.

Призывники, которым предоставлена отсрочка, обязаны каждый год до 1 октября предоставлять в военкомат документы, подтверждающие их освобождение от призыва, иначе они снова будут получать повестки с предложением явиться в означенный день и час. Причем ответственность за уклонение от призыва наступает только в случае, если призывник получил три повестки, расписался в получении каждой из них и не явился ни по одной.

Кому «белый билет»?

Согласно ст. 18 Закона № 2232-XII, в мирное время призыву на срочную военную службу не подлежат граждане, признанные по состоянию здоровья непригодными к военной службе в мирное время; которые достигли 25-летнего возраста; отец или мать, родной (полнородный, неполнородный) брат или сестра которых погибли, умерли или стали инвалидами во время прохождения военной службы или сборов военнообязанных; которые до получения гражданства Украины прошли военную службу в других государствах; которым после окончания высших учебных заведений присвоено военные звания офицерского состава.

Не подлежат призыву и граждане Украины, которые были осуждены за совершение преступления к лишению или ограничению свободы, аресту, исправительным работам, в т. ч. с освобождением от отбывания наказания. В эту категорию также входят молодые люди, относительно которых проводятся дознание, предварительное (досудебное) следствие, рассматривается судом уголовное дело.

«Годен» в одностороннем порядке

Указом Минобороны Украины №2 от 04.01.1994 утверждено Положение «О военной врачебной экспертизе и медицинском обследовании», которым определяется пригодность к военной службе призывников. Это положение содержит внушительный перечень болезней, которые определяют степень пригодности к военной службе.

Решение о временной непригодности принимается на срок, необходимый для полного обновления функций органов и систем организма, но не более одного года, с последующим пересмотром для решения вопроса о пригодности к военной службе. Нередки случаи, когда врачи констатируют, что служить нельзя, а призывная комиссия утверждает обратное, абсолютно не реагируя при этом на жалобы призывников на здоровье. Если призывник жалуется врачу медкомиссии на состояние своего здоровья, члены комиссии обязаны заносить в личное дело призывника как поданные жалобы, так и объективные данные. В противном случае они нарушают п. 70 Постановления Кабмина «Об утверждении Положения о подготовке и проведении призыва граждан Украины на срочную военную службу и принятии призывников на военную службу по контракту» № 352 от 21.03.02.

Следует отметить, что военкоматы и врачи часто превышают свои полномочия и допускают массу ошибок, что дает поводы оспаривать решения медкомиссий. Если призывная комиссия первой инстанции (РВК) вынесла заключение о категории годности, позволяющей призвать гражданина на военную службу, и вынесла решение о призыве, с которыми призывник не согласен, у него есть возможность оспорить это решение в вышестоящую комиссию (ГВК, ОВК) или в суд. Конечно, не исключено, что при нынешней бюрократии и безнаказанности чиновников призывник имеет все шансы нарваться на ведомственную солидарность и быть призванным. Но внушительный процент жалобщиков добиваются пересмотра заявления об оспаривании решения призывной комиссии в суде весьма успешно. С момента подачи заявления об оспаривании до дня вступления в законную силу решения суда, как правило, проходит достаточно много времени. На практике – от нескольких месяцев до нескольких лет. Часто это случается, когда призыв уже закончен.

«Детский» вопрос

Очень много вопросов относительно отсрочки возникает у призывников, успевших обзавестись наследниками. Скажем, молодому человеку 22 лет, пребывающему в браке и имеющему 2-летнего ребенка, приходит повестка в армию. При этом жена находится в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, а муж является единственным кормильцем в семье.

Согласно ст. 17 Закона № 2232-XII, отсрочку от призыва на срочную военную службу по семейным обстоятельствам предоставляют призывникам, имеющим нетрудоспособных родителей или иных нетрудоспособных лиц, над которыми призывник должен осуществлять опеку, если у последних нет иных лиц, которые обязаны их содержать (нетрудоспособность в этом случае определяется по закону); ребенка до 3 лет или ребенка старше 3 лет, если он воспитывается без матери в связи с ее смертью или по решению суда; двоих и более детей; ребенка-инвалида, жену-инвалида, беременную жену; одинокого отца или мать, на содержании которых находится двое и больше детей, не достигших совершеннолетия; если призывник сирота. Если молодой человек не относится ни к одной из перечисленных выше категорий, он не подлежит отсрочке от армии по семейным обстоятельствам. И жене в таком случае придется полагаться исключительно на помощь государства, получаемую на ребенка.

Если в семье военнослужащего срочной службы родился второй ребенок, согласно ст. 26 Закона, он также освобождаются от службы досрочно (по семейным обстоятельствам). Если он не желает досрочно освобождаться от военной службы, жена имеет право на увеличение помощи вдвое. В соответствии с п. 128 Положения №352, при рождении в семье военнослужащего срочной службы второго ребенка назначение помощи проводится органами соцзащиты населения по месту жительства на основании заявления жены военнослужащего. Вместе с заявлением подаются копия свидетельства о рождении второго ребенка, 4 справки с места жительства жены и детей военнослужащего и документы о назначении помощи на первого ребенка военнослужащего.

Украинцы могут схлопотать срок... за покупку товара в интернете. Например, киевскому сисадмину Андрею Фенченко светит до 7 лет тюрьмы из-за того, что он приобрел брелок.

Как сообщалось, мужчина купил в китайском интернет-магазине два брелока, которые можно использовать и как веб-камеру. По словам Андрея, после того, как товар пришел в Украину, им заинтересовалось к СБУ, и дело дошло до суда, приговор которого может быть до 7 лет тюрьмы. Причина — Андрей хотел приобрести запрещенное шпионское оборудование. В то же время Фенченко говорит, что не планировал использовать брелок для слежки: «Предупреждения о том, что это запрещенное устройство, не было. Если бы я знал, то не покупал бы».
В СБУ подчеркнули, что незнание законов не освобождает об ответственности. А шпионские штучки — видео-фото камеры и аудиорегистраторы, вмонтированные, например, в брелоки, шариковые ручки — под запретом. За прошлый год, по данным ведомства, у населения было изъято больше полутора тысяч таких устройств (самые популярные — см. в графике). В СБУ неофициально говорят, что Андрей сможет отделаться штрафом (от 3400 грн), потому как более серьезное наказание обычно применяют для оптовиков.


Что считать шпионским оборудованием? «Эксперты называют два главных признака — закумфлированность спецустройства, например, под брелок и высокое качество записи», — рассказала нам пресс-секретарь СБУ Марина Остапенко. А вот за использование обычных диктофонов, фотоаппаратов, даже если они пишут скрытно, ответственности нет. Также правоохранители уточняют, что заработать срок можно за продажу-скупку через интернет порно, курительных смесей и всего того, что запрещено в обычной торговле.

Конфликты сопровождают нас всю жизнь. Не является исключением и работа, где часто случаются трудовые конфликты, которые возникают преимущественно в результате: 1) нарушения собственником или должностными лицами предприятия норм законодательства о труде или 2) невыполнения подчиненными возложенных на них трудовых обязанностей. Поскольку такой институт, как Комиссии по трудовым спорам, существуют лишь в очень крупных либо «очень правильных» компаниях, все чаще такие трудовые конфликты разрешаются в судебном порядке. Практика показывает, что одной их распространенных категорий споров, за разрешением которых обращаются в суд, являются случаи незаконных, по мнению сотрудников, отказов в приеме на работу.

 

Не каждый человек способен оценить свои навыки и профессиональный опыт адекватно, поэтому отказ в работе многие рассматривают как нарушение закона. Конфликт может завершиться обжалованием отказа как необоснованного в судебном порядке. При этом основным нормативно-правовым актом, регулирующим разбирательство трудовых споров, будет Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ).

 

Согласно ч. 2 ст. 232 КЗоТ, суды рассматривают иски о заключении трудовых договоров, поданные лицами, с которыми собственник или уполномоченный им орган, в соответствии с действующим законодательством, обязан заключить трудовой договор, или которые считают, что им отказано в заключении трудового договора вопреки гарантиям, предусмотренным ст. 22 КЗоТ. Согласно же ч. 1 ст. 22 КЗоТ, запрещается необоснованный отказ в принятии на работу. При этом не допускается прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, членства в профессиональных союзах или других объединениях граждан, рода и характера занятий, места жительства.

 

Отдельным категориям работников (беременным женщинам, женщинам, которые имеют детей в возрасте до 3 лет, и одиноким матерям, которые имеют детей в возрасте до 14 лет) мотивы отказа в принятии на работу необходимо предоставлять в письменной форме.

 

Нет квалификации – нет и работы

 

На практике же необоснованность отказа в принятии на работу доказать достаточно сложно. Примером может послужить постановление Судебной коллегии по гражданским делам ВСУ от 19 апреля 2000 г. Врач претендовал на должность сотрудника отделения детской хирургии в городской больнице, однако в принятии на работу ему отказали, в связи с чем он подал иск к этой самой больнице с требованием заключить трудовой договор. Дело неоднократно рассматривалось разными судами и было разрешено не в пользу истца. ВСУ поддержал суды предыдущих инстанций на следующих основаниях.

 

Главным врачом больницы в письменной форме было отказано истцу в принятии на работу на основании недостаточной квалификации и отсутствия вакантных должностей. Во время рассмотрения этого дела судами было установлено, что истец на момент обращения по поводу трудоустройства почти год не работал по специальности, а до этого всего лишь 3 года работал на полставки на должности детского хирурга. Из содержания должностной инструкции врача отделения детской хирургии следует, что на эту должность может быть назначено лицо, которое имеет опыт работы в детской хирургии и соответствующую квалификационную категорию. Учитывая то, что ни опыта работы в хирургическом стационаре, ни квалификационной категории истец не имел, ему было обоснованно отказано в принятии на работу. При этом суды исходили также и из того, что истец не принадлежит к лицам, с которыми главный врач обязан был заключать трудовой договор – к молодым специалистам, которые в установленном порядке направлены на работу, приглашены на работу в порядке перевода и пр. К тому же, на момент обращения в суд у истца истек 5-летний срок с момента предыдущей аттестации, потому он мог претендовать на занятие врачебной практикой лишь после прохождения стажировки и подтверждения звания «врач-специалист», чего он сделать, конечно, не мог.

 

Доводы кассационной жалобы горе-хирурга о его достаточной квалификации для работы в хирургическом стационаре не были приняты во внимание, поскольку опровергались приведенными выше доказательствами. Не заслуживали внимания и доводы о том, что у ответчика были вакансии врачей-хирургов, поскольку возможность трудоустройства истца зависела, в первую очередь, от наличия необходимой квалификации, а не от свободных рабочих мест. Из этой истории можно сделать однозначный вывод: при отсутствии необходимой квалификации, опыта, навыков и знаний будет трудно обжаловать решение работодателя об отказе в приеме на работу.

 

О возможных случаях обоснованного отказа

 

Чтобы избежать возможных конфликтов, которые, скорее всего, ни к чему полезному для кандидата, которому отказали в приеме на работу, не приведут, нужно руководствоваться следующим.

 

Перед принятием человека на работу компания должна разработать и утвердить должностную инструкцию, в которой детально регламентировать права и обязанности работника, а также требования к его должности, касающиеся квалификации, уровня образования, опыта. Однако собственник или уполномоченный им орган не имеют права заблаговременно обусловливать в должностной инструкции требования, выше установленных квалификационными характеристиками, и отказывать в принятии на работу лицам, которые не отвечают этим требованиям. Поэтому любой потенциальный сотрудник на стадии собеседования имеет право изучить должностную инструкцию и требования к своей должности, чтобы понять, соответствует ли он им и возможен ли отказ в приеме на работе по причине несоответствия должности. Это стоит сделать, чтобы защитить себя от возможного подлога документов, когда уже после подачи иска работодатель подготовит для суда новую инструкцию и новые требования, которым кандидат явно не соответствует.

 

Что касается процедурных моментов, то наиболее безопасным с точки зрения работодателя и наиболее сложным с точки зрения обжалования будет отказ в приеме на работу по результатам организованного конкурса на замещение вакансии. При проведении такого конкурса для всех кандидатов создаются одинаковые условия (теоретически). И хотя конкурс как организационно-правовая норма предусмотрен лишь в отдельных случаях (например, при принятии на работу госслужащих), его проведение позволяет работодателю избежать возможных претензий и судебных дел о трудоустройстве по искам потенциальных работников.

 

Однако нужно иметь в виду, что даже при наличии всех необходимых навыков и опыта, по результатам рассмотрения поданных претендентом документов и после собеседования с ним работодатель может обоснованно отказать в приеме на работу. Ведь ему, кроме прочего, нужно выяснить, не противоречит ли кандидатура потенциального работника установленным законодательством Украины требованиям. Например, лица, имеющие непогашенную судимость за кражи, взяточничество и другие корыстные преступления, не могут занимать в хозяйственных обществах руководящие должности и должности, связанные с материальной ответственностью, а лица, которым суд запретил заниматься определенной деятельностью, не могут быть должностными лицами тех обществ, которые осуществляют этот вид деятельности. Еще один момент, который следует учитывать при принятии на работу, – ограничения, связанные с необходимостью охраны труда, установленные для отдельных категорий работников (женщин, несовершеннолетних, инвалидов).

 

Также следует остерегаться принятия на работу с официальным прохождением испытательного срока. Судебная практика по делам о расторжении трудовых договоров, которыми был предусмотрен испытательный срок, свидетельствует о практической невозможности для работника доказать, что его увольнение незаконно. Согласно ст. 26–28 КЗоТ, при увольнении по причине окончания испытательного срока работодатель не обязан указывать причину увольнения. С другой стороны, судебная практика свидетельствует о явной эффективности выдвижения работником требования о возмещении морального вреда, причиненного работнику противоправными действиями компании на стадии принятия на работу. Здесь можно цепляться за каждый неверный взгляд рекрутера и резкое слово потенциального начальника, чтобы затем использовать это против него. 

 

Пример искового заявления по поводу отказа в приеме на работу

 

До Шевченківського районного суду м. Києва (адреса)

 

позивач: Ан-ко Тетяна Миколаївна, яка мешкає за адресою...

 

відповідач: Київська фабрика, юридична адреса...

 

Позовна заява

 

23 січня 2012 р. я звернулась до відділу кадрів Київської фабрики із заявою про працевлаштування на вакантну посаду бухгалтера. Але адміністрація фабрики, дізнавшись про наявність у мене дворічної дитини, відмовила мені у прийнятті на роботу. Відмову в прийнятті на роботу вважаю незаконною, позаяк я маю відповідний фах та досвід роботи, і на фабриці є дві вакантні посади бухгалтера.

 

Відповідно до ст. 184 КЗпП України,

 

прошу:

 

Зобов’язати адміністрацію Київської фабрики прийняти мене на роботу на посаду бухгалтера.

 

Додаток:

 

1. Письмова відповідь адміністрації про відмову у прийнятті на роботу.

 

2. Копія диплому (іншого документа про фах).

 

3. Виписка з трудової книжки.

 

4. Копія свідоцтва про народження дитини.

 

5. Копія позовної заяви.

 

Підпис (Ан-ко Т. М.)