Статьи
Закон об особенностях государственной политики и обеспечения государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях (так называемый закон о реинтеграции Донбасса) был принят 18 января текущего года. Скрепив его подписью 20 февраля, президент Пётр Порошенко поручил закончить все подготовительные процедуры до 1 апреля. Помимо прочего, документ описывает правовой статус проведения Операции объединённых сил (ООС), что должно отразиться на формате проведения Антитеррористической операции. Ожидается, что ООС начнется 30 апреля.
«Формат должен измениться 30 апреля. Это кардинально меняет организацию управления военной структурой. Руководство переходит к вооружённым силам Украины. В ВСУ появляются дополнительные полномочия по реагированию на агрессию, а части и подразделения Национальной гвардии, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы, Национальной полиции и другие силовые органы переходят в подчинение вооружённых сил Украины», — сообщает президентская пресс-служба.
Бывший заместитель руководителя сектора «М» Виктор Шидлюх рассказывает Фокусу, что 2 мая в Краматорске состоится брифинг командующего Объединёнными силами Сергея Наева, на котором он даст необходимые разъяснения.
«Уже можно и, я думаю, правильно будет анонсировать мероприятие. Тогда будут ответы на все вопросы, которые возникают», — предупреждает Шидлюх.
По его словам, для перехода к ООС необходимо было внести изменения в более чем 80 нормативно-правовых актов. Но после принятия закона о реинтеграции Донбасса необходимость в этом трудоёмком процессе отпала. На сегодняшний день разработаны и ожидают подписи постановления Кабинета министров о принципах пересечения границ зон безопасности лиц и товаров, а также применения оружия. Правительство должно определиться с перечнем населённых пунктов, которые войдут в зоны безопасности.
Законное право
Согласно закону о реинтеграции, командующий ООС получает особые полномочия в зонах безопасности, прилегающих к району боевых действий. Границы этих зон определяются начальником Генерального штаба ВСУ по представлению командующего Объединёнными силами (ОС). Все лица, задействованные в мероприятиях по обеспечению национальной безопасности и обороны, подчиняются командующему ОС. Его решения являются обязательными к исполнению.
Вмешательство любых лиц, независимо от должности, в управление проводимыми мероприятиями не допускается. Командующий ОС может закрывать проезд через линию разграничения, а личный состав, задействованный в мероприятиях по обеспечению национальной безопасности и обороны, имеет право применять оружие и специальные средства, задерживать и доставлять лиц в органы Национальной полиции, проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, а в случае отсутствия документов — задерживать их для установления личности. Кроме того, военным предоставляется право осуществлять личный досмотр граждан, досмотр вещей, транспортных средств и грузов, временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, использовать в служебных целях средства связи и транспортные средства, в том числе специальные, принадлежащие гражданам (с их согласия). Ещё одним пунктом является право проникать в жилые и иные помещения, на земельные участки, принадлежащие гражданам, на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций.
Полномочия командующего ОС определяются положением об Объединённом оперативном штабе ВСУ, которое разрабатывается Генштабом ВСУ и утверждается Верховным главнокомандующим (президентом Украины) по представлению министра обороны. На момент публикации материала документ не был подписан и обнародован.
Слово офицерам
Начальник управления Генштаба по связям с общественностью Богдан Сеник заявил Фокусу, что «вопрос отработан на уровне Генштаба, а документ передан на подпись президенту». Он не стал уточнять полномочия командующего ОС, которые прописаны в документе.
«Сейчас все полномочия указаны в законе о реинтеграции, Генштаб положение об Объединённом оперативном штабе разработал, документы переданы дальше», — утверждает Сеник.
Отметим, что командующий ОС назначается на должность президентом по представлению начальника Генштаба.
Шидлюх уточняет, что начало ООС не означает автоматического окончания АТО. Антитеррористический центр при Службе безопасности Украины может проводить операцию по мере необходимости.
«У ООС задачи по обеспечению национальной безопасности и обороны, а у антитеррора другие — борьба с терроризмом. ООС — это новая форма использования методов для выполнения задачи, в соответствие с принятым законодательством», — говорит Шидлюх Фокусу.
Бывший заместитель председателя СБУ Виктор Ягун напоминает, что решение о прекращении АТО в таком виде, как она сегодня проходит, должен принимать глава государства.
«Насколько я помню, Турчинов, который исполнял обязанности президента, подписал документы о начале проведения АТО. Президент должен его и заканчивать. Антитеррористический центр при СБУ может бороться с террористами, но координацией уже не будет заниматься», — поясняет Ягун Фокусу.
Бывший заместитель начальника Генштаба Игорь Романенко считает, что главным новшеством ООС является изменение организации системы управления. Теперь все силы, задействованные в зоне проведения АТО, будут подчиняться одному командующему ООС, а не объединённому координационному штабу АТО, как было ранее.
«Будет централизация управления, а не общая координация при АТЦ СБУ. Российская Федерация разобралась ещё в первую Чеченскую войну, что нужна централизация, её потом применили во время второй войны. Мы переходим к этому только сейчас. Это как в боксе — цельный удар кулаком или открытой перчаткой», — Романенко делится подробностями с Фокусом. Он не исключает, что на территории зон безопасности могут проявляться элементы военного времени.
«Формально можно говорить о временном ограничении некоторых прав и свобод. Если силы ООС случайно вытопчут кому-то клумбу или сдвинут сарай, на то есть все законные права. А не то, как сейчас, когда штаб закидывают исками. Может ограничиваться перемещение или, например, глушиться сигнал телевидения государства агрессора», — поясняет Фокусу один из сотрудников Генштаба на правах анонимности.
Правозащитник Евгений Захаров считает, что закон о реинтеграции Донбасса ставит под угрозу гражданские права в зоне проведения ООС. По его мнению, документ снимает с Украины материальную ответственность за имущественные потери.
«Мы правильно сделали, что всю ответственность переложили на агрессора Россию, но пункты закона можно трактовать двояко. Мы ожидаем, что международный трибунал в будущем поможет взыскать ущерб, но уже сегодня людям нужно дать понять, кто заплатит за их имущество», — говорит Захаров Фокусу.
Напомним, 13 апреля 2014 года Совет национальной безопасности и обороны принял решение о начале проведения Антитеррористической операции с привлечением вооружённых сил. Решение было принято в ответ на военную операцию Российской Федерации по захвату Крымского полуострова и боевые действия на Донбассе.
- Информация о материале
Дергачівська прокуратура вже другий рік поспіль намагається відібрати Земельну ділянку у ТОВ «Вектор-Преміум ХХІ» на території Черкасько-Лозівської сільської ради.
Про це стало відомо з засідання апеляційного суду, на якому був присутній журналіст ХАЦ.
Крім того, саме під час останнього засідання представниками ХОДА було надано документ, який, на їх думку, може суттєво вплинути на стан розгляду справи.
Прокуратура наполягає на поверненні державі земельної ділянки на Лозовеньківському водосховищі площею 0, 9700 га, зважаючи на обставини, згідно з якими спірна ділянка належить до земель водного фонду, проте була передана в оренду без розроблення проекту землеустрою.
Саме ця ділянка розташована у прибережній захисній смузі Лозовеньківського водосховища, тому передача її в користування юридичній особі, на думку прокурорів, суперечить Земельному кодексу України.
Однак на початку цього року судом першої інстанції було вирішено відмовити у позові, зважаючи на пропущення строку позовної давності.
Представники прокуратури, які діють в інтересах ХОДА, з вказаним рішенням суду першої інстанції не погодилися та подали скаргу через неповне з’ясування обставин справи.
У березні було відкрито апеляційне провадження, а вчора відбулося чергове судове засідання, під час якого апелянтом було зазначено, що відмова у позові суперечить нормам закону, тому що докази обізнаності позивача до моменту подання позову відсутні.
Під час засідання відповідач задав кілька питань до апелянта щодо наявності доказів того, що вимоги та розпорядження ХОДА були невиконані, а також щодо наявності листування між ХОДА та райдержадміністрацією. За словами апелянта, листування немає, а є тільки акти знищення розпоряджень.
Крім того, під час засідання апелянтом було подано відповідний документ, який міг би вплинути на розгляд справи. Відповідач попросив дати час на розгляд документів для можливості надання обґрунтованих заперечень.
Суддя зауважила, що справа слухається з 2016 року, і що дані докази могли бути подані значно раніше.
Однак до 26 квітня було оголошено протокольну перерву.
Зауважимо, що керівником ТОВ «Вектор-Преміум ХХІ» є харківський підприємець Бурдов Руслан.
Раніше серед засновників цього підприємства була Анжеліка Годіна, яка відома як акціонер ПАТ «Енергосталь». Серед акціонеров «Енергостаі» були родичі Вячеслава Стеріна – радника та друга Михайла Добкіна.
Варто відзначити, що Бурдов є бізнес партнером екс-керівника «Харківгорліфта» Анатолія Кандаурова, якого Геннадій Кернес під час наради назвав «Сучим псом», по ТОВ «Фірма «Боні».
На самій ділянці розташовані будинки відпочинку.
- Информация о материале
Каждую весну украинцы обеспокоены состоянием дорог. Водители, пассажиры и даже чиновники удивлены: как так получается, что более 90% полотна нуждаются в капитальном ремонте. Ситуация дошла до того, что появляются предложения о введении уголовной ответственности для подрядчиков, строящих дороги неудовлетворительного качества, а потом отказывающихся их переделывать.
На самом деле проблема плохих дорог включает много компонентов, часть из которых постепенно решается в результате применения механизмов международного кредитования, децентрализации, принятия нового закона о концессиях и других мер. Однако опыт подсказывает, что проблема качества дорог не исчезнет только благодаря точечному решению отдельных проблем отрасли. Хорошие дороги — это всегда результат работы системы, на запуск и налаживание которой требуются не один год и не одна сотня миллиардов гривен.
Печальная действительность
Разбираясь в причинах упадка дорожной сферы, мы говорим о как минимум нескольких ключевых факторах. Прежде всего, это хроническое недофинансирование дорожной отрасли. Чаще всего из миллиардных бюджетов «Укравтодора» непосредственно на дороги (ямочный, средний и капитальный ремонт, а также новое строительство) тратилось в среднем 15–20% бюджета, а в лучшие годы — не более 30%.
Дальше работала математика. Если до 2018 г. в ведении «Укравтодора» находилось свыше 165 тыс. км дорог с твердым покрытием, а наиболее оптимистичный срок их эксплуатации составлял десять лет, это значит, что мы должны были ремонтировать по 16,5 тыс. км полотна в год для того, чтобы наши дороги всегда оставались в приемлемом состоянии. Но денег хватало только на 100–1000 км, и при потребности в 15–160 раз большей это не могло не приводить к ухудшению качества полотна.
К этому следует добавить отсутствие приоритетов в распределении финансирования. Большинство крупных дорожных проектов невозможно осуществить за год. Однако каждую зиму, как раз между строительными сезонами, принимался новый бюджет. И часто бывало так, что половина или треть проекта была реализована, а дальше на него просто не давали денег — находили более важные дороги. В конце концов, это привело к ситуации, когда капитальные ремонты или новое строительство стали исключениями для Украины. Без прогнозируемости и приоритетности это было бессмысленно, ведь существовала большая вероятность выбросить деньги на проект, который почти наверняка так и не довели бы до конца.
Другая причина — это специфическая централизованная структура управления дорожным хозяйством. Украина является крупнейшей по площади страной в Европе. При этом чиновники «Укравтодора» должны были из Киева каждый раз определять, на каких участках в Волынской, Луганской или Запорожской области требуется ремонт в первую очередь. В сущности, это нереальная задача, которую необходимо решать только на местах. Так делают, например, в Германии, где именно власти земель принимают решения о ремонте дорог на вверенных им территориях. Похожую стратегию используют в США, и в стране основная ответственность за качество дорог лежит на департаментах транспорта штатов.
С 2018 г. в Украине заработал Дорожный фонд. Также в рамках процесса децентрализации ответственность за качество многих дорог, ранее находившихся в ведении «Укравтодора», перешла к местным органам власти. Но строительный сезон уже начался, а из-за переходного периода не все облгосадминистрации смогли вовремя стартовать. Например, им не понятны форматы тендеров или некоторые другие процедуры. Конечно, «Укравтодор» проводил тренинги и другие мероприятия, а также готов помогать местным специалистам в реальном времени. Поэтому есть надежда, что столь сложным будет только первый год, и дальше мы сможем увидеть нормальные темпы работы. Чтобы к началу будущего строительного сезона уже были определены дороги, которые будут ремонтироваться, проведены все тендерные процедуры, и подрядчики могли сразу приступить к реализации контрактов.
Еще один фактор, негативно влияющий на качество дорог в Украине, — это перегруженные фуры. Важно понимать, что любая дорога имеет заложенные характеристики, в том числе по прочности. Но предприимчивые логисты в погоне за прибылью перегружают фуры в 2–3 раза, недавно мы смогли зафиксировать антирекорд — при допустимом весе в 40 т грузовик вез более 200 т продукции. И по основным магистралям могут проехать тысячи перегруженных фур. Перегрузка транспорта — это прямое нарушение закона. Например, в США за этим следят полиция и другие контролирующие органы, а дальнобойщики становятся на специальные весы каждый раз, как получили новый груз. И в случае перегрузки могут вообще отказаться везти ту часть партии, которая выходит за допустимые пределы, потому что это грозит им немалыми штрафами. Однако в Украине на сегодняшний день практически нет комплексов для взвешивания автотранспорта. При этом даже идеальная и качественная дорога вряд ли в состоянии пережить год-два, если каждый день по ней будут двигаться перегруженные фуры.
Наконец, раньше в Украине отсутствовал стратегический подход к ремонту дорог. Обычно ремонтировали самые важные магистрали, фактически забывая о других дорогах. Когда средств не хватало даже на важнейшие дороги, ремонтировали только те участки, которые могли. Уже в среднесрочном периоде это приводило к тому, что качество дорожного полотна и главных, и второстепенных магистралей существенно ухудшалось. Впрочем, сегодня ситуация начинает меняться.
Обнадеживающие перспективы
Механизмы, способные качественно улучшить ситуацию, необходимы уже сейчас, потому что еще несколько лет промедления могут привести к тому, что поездки на автомобилях за пределами агломераций крупных городов станут в принципе невозможны.
Первый механизм, уже сегодня прекрасно зарекомендовавший себя на разных проектах, — это использование кредитных средств от международных финансовых организаций, таких, как Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк.
Кредиты решили сразу несколько проблем. Они непосредственно повлияли на финансирование отрасли и успешность реализации конкретных проектов. Появилась возможность воплощать серьезные и долгосрочные инициативы, которые невозможно реализовать при других механизмах финансирования. Это касается, например, обходов населенных пунктов, строительства важных развязок и т.п. Подрядчик уверен, что в случае качественного выполнения работ он получит оплату, и точно не возникнет ситуация, когда его проект признают менее приоритетным и не профинансируют в следующем году. Деньги МФО в принципе не проходят через «Укравтодор», а поступают от этих организаций к подрядчику после того, как будет подтверждено качественное выполнение работ последним.
Также кредиты МФО заставили Украину применять международные правила торгов, что исключает возможность манипуляций на этапе проведения торгов, реализации проектов и оценки успешности работ. Все происходит в рамках заранее определенных и прозрачных процедур. Что касается качества выполняемых работ, то его подтверждает не только «Укравтодор» (раньше фактически проверявший сам себя), но и международная инжиниринговая компания.
В свою очередь, прозрачные правила торгов начали привлекать на украинский строительный рынок иностранные фирмы. Например, недавно 50 компаний, только семь из которых — украинские, изъявили желание принять участие в торгах для реализации контрактов в рамках проекта «Панъевропейского коридора», что предполагает ремонт участков трассы Киев—Чернигов—Новые Яриловичи. В целом география потенциальных участников очень широкая: 14 компаний — это фирмы из Турции, 10 — из Китая, четыре — из Азербайджана, три — из Италии, по две компании из Казахстана и Беларуси и по одной из Литвы, Македонии, Армении, Ирана, Германии, Польши, Грузии и Индии. Для сравнения, на крупнейшие проекты, реализуемые за средства из государственного бюджета, обычно подают заявки не более двух-трех компаний.
Приход иностранцев на рынок стимулирует конкуренцию, что заставляет меняться и отечественные компании. Сегодня им уже невыгодно инвестировать деньги в развитие каких-либо неформальных связей с чиновниками, потому что компании вынуждены вкладывать средства в покупку современной техники и обучение своих инженеров новым технологиям, чтобы выдержать конкуренцию с иностранцами.
Второй механизм — это децентрализация дорожной сферы и запуск Дорожного фонда. В 2018 г. в Дорожный фонд поступит 50% акцизов от нефтепродуктов и автомобильного горючего, а уже в 2020 г. Дорожный фонд аккумулирует 100% соответствующего сбора. В дальнейшем эти деньги будут распределяться между «Укравтодором», на балансе которого осталось около 50 тыс. км дорог государственного и международного значения, а также ОГА, ставшими балансодержателями 120 тыс. км местных дорог. Поскольку «дорожная» децентрализация только началась, сегодня облгосадминистрации не могут своевременно провести тендеры и обеспечить быстрое выполнение ремонтов. Но уже через несколько месяцев ситуация может измениться, а в 2019-м ОГА будут в полной мере использовать доступный им механизм. За счет того, что на местах легче определить приоритетные направления, постепенно будет выполняться ремонт именно наиболее важных для регионов дорог.
Еще один фактор — внедрение системы весового контроля. Сегодня это один из краеугольных камней успеха реформирования дорожной сферы. Дело в том, что можно построить любую дорогую, но она все равно разрушится раньше гарантийного срока, если по ней каждый день будут ездить сотни машин, нарушающих весовые нормы. В Украине необходимо внедрять практику весового контроля и вводить большие штрафы для нарушителей, только это заставит предпринимателей думать об оптимизации логистических цепей.
Другой важный компонент — улучшение качества содержания дорог. Например, сегодня в рамках совместных проектов с МФО мы уже успешно реализуем контракты OPRC (Output and Performance-based Road Contract), когда подрядчик не только восстанавливает дорогу, но и занимается ее текущим содержанием. Если на полотне появляются ямы, подрядчик должен их как можно быстрее ликвидировать, иначе его ждут серьезные штрафы. Раньше это были только пилотные проекты, впрочем, они стали настолько успешными, что сейчас все осознали необходимость отдавать содержание дорог частным компаниям, которые будут не только строить, но и сохранять полотно.
В конце концов, существенным позитивным фактором можно считать принятие в первом чтении нового проекта закона о концессиях. После того, как проект будет доработан и окончательно принят, уже в среднесрочной перспективе в Украине могут появиться платные дороги, на строительный рынок Украины могут зайти американские и европейские компании, появится конкуренция и, соответственно, качество ремонтов повысится. Но это всего лишь перспективы, и чтобы их воплотить, необходимо приложить немало усилий. Сейчас же состояние дорог в Украине чаще всего критичное.
Конечно, уже можно увидеть некоторые положительные сдвиги и в сотрудничестве с МФО, и в подписании контрактов OPRC, но дальнейшую роль в восстановлении дорожного хозяйства Украины должны играть Дорожный фонд, децентрализация и концессии. Если все эти составляющие сработают на отлично, только через 5–7 лет стабильного финансирования и качественной работы мы сможем говорить о серьезных позитивных сдвигах в дорожной отрасли, которые будут способствовать интеграции Украины в общеевропейскую дорожную систему.
- Информация о материале
Верховна Рада ухвалила у першому читанні законопроект «Про основні принципи та вимоги до органічного виробництва, обігу та маркування органічної продукції».
Документ за номером 5448-д покликаний стати головним регулятивним актом для ринку «органіки», який останніми роками стрімко розвивається.
Хотів би пояснити, в чому основні новації законопроекту та чим він відрізняється від чинного закону у цій сфері.
Справжній контроль замість декларацій
В Україні діє закон «Про виробництво та обіг органічної сільськогосподарської продукції та сировини», ухвалений 2013 року. Це було не так давно, щоб ініціатива втратила актуальність, але, на жаль, вона не запрацювала через декларативність.
Чинний закон не містить чіткої системи санкцій за порушення законодавства. Вимоги до виробництва, зберігання, перевезення та реалізації органічної продукції й сировини там виписані доволі поверхнево. Те саме стосується принципів державного регулювання, прав і обов'язків виробників та органів сертифікації.
Ключове положення — це сертифікація процесу органічного виробництва, а не готової продукції, як це закладено у чинному законі. Лише контроль на всіх стадіях виробництва може дати впевненість, що отриманий продукт справді органічний. Саме такий підхід закладений у законодавстві ЄС, і наш проект його імплементує.
Законопроект №5448-д зобов'язує виробників щороку проходити сертифікацію та узгоджувати маркування своєї продукції з органом сертифікації. Останні видають та скасовують сертифікати, тимчасово припиняють їх дію.
Реєстр операторів, реєстр органічного насіння та реєстр органів сертифікації вестиме Мінагрополітики. Функції державного нагляду за дотриманням законодавства у сфері органічного виробництва отримує Держпродспоживслужба.
Ми пропонуємо, щоб особа, яка має намір перейти на органічне виробництво або здійснювати обіг органічної продукції, могла обрати будь-який орган сертифікації. Однак укладати угоди з кількома органами сертифікації в одній галузі заборонено.
Сертифікація здійснюється за результатами інспектування оператора, а строк дії сертифіката становить п'ятнадцять місяців. У разі виявлення органом сертифікації порушень сертифікат може бути призупинений або скасований.
Проте контролювати слід не лише операторів ринку, а й самі органи сертифікації. Вони так само можуть бути вилучені з реєстру за порушення. Проект запроваджує дворівневу систему контролю: Держпродспоживслужба здійснюватиме повний контроль за органами сертифікації і вибірковий — за виробниками.
Порушникам — штрафи
Законопроект запроваджує санкції за порушення вимог до виробництва та обігу органічної продукції. За невиконання або несвоєчасне виконання законних вимог щодо усунення порушень для операторів ринку вводяться штрафи.
Для юридичних осіб — вісім мінімальних зарплат, зараз — 29 784 грн, для фізосіб-підприємців — п’ять мінімальних зарплат, зараз — 18 615 грн.
Такі ж штрафи загрожуватимуть виробникам, які маркуватимуть продукцію «органічним» державним логотипом або використовуватимуть позначення та написи на кшталт «органічний», «екологічний», «органік», «біо», «еко» за відсутності сертифіката, що засвідчує належність до органічного виробництва.
Для органів сертифікації прописані санкції за невиконання вимог державних органів, несвоєчасне надання звітів, порушення порядку сертифікації — аж до виключення органу сертифікації з реєстру та позбавлення його акредитації.
Максимальний штраф для інших осіб за реалізацію продукції, маркованої як органічна, без сертифіката — сто неоподатковуваних мінімумів доходів громадян. Зараз ця сума становить 1 700 грн. Чи достатньо жорсткі пропоновані санкції?
На мою думку — ні. Однак ці штрафи відповідають максимальному штрафу відповідно до чинних норм адміністративного законодавства, що стосуються якості продукції. Від цих норм, на жаль, ми не можемо абстрагуватися.
Хочеться, щоб законопроект №5448-д не став шоком ні для виробників, ні для органів сертифікації. Для цього у документі чітко прописані і перехідний період, і низка винятків з вимог до органічного виробництва на цей період.
Підприємства, установи та організації, які працюють як органи сертифікації мінімум 18 місяців, підлягають автоматичному включенню до реєстру органів сертифікації на підставі їх заяви. Вилучення таких суб'єктів з реєстру допускається не раніше, ніж через 18 місяців з дня набуття чинності новим законом.
Суб'єкти господарювання протягом року з дня набуття чинності законом зможуть використовувати напис «органічний продукт» за наявності чинного сертифіката.
Частка органічних земель в Україні щодо всіх аграрних земель становить близько 1%. Нехай не надто швидкими темпами, але кількість операторів ринку «органіки» з року в рік зростає. Збільшується й експорт такої продукції до країн ЄС.
Аграрні виробники починають розуміти, що органічна продукція — це ніша, яка дозволить виробляти ексклюзивний продукт з високою доданою вартістю. Це світовий тренд, за яким повинна йти Україна, бо жоден малий аграрний виробник не зможе конкурувати з холдингами у виробництві їхньої продукції.
Конкуренція з холдингами безглузда і непотрібна, у кінцевому підсумку вона не має перспективи. Натомість місця на органічній карті України вистачить усім.
- Информация о материале
29 апреля отмечаем 100 лет со дня Украинской Державы Павла Скоропадского — образования, просуществовавшего лишь недолгие семь с половиной месяцев. Но то, что удалось сделать гетману за этот период, впечатляет.
Короткая история Гетманата заполнена чрезвычайно интенсивным и плодотворным процессом создания украинского государства. Он охватил все сферы общественной жизни: от внешней политики, военного строительства, создания государственной администрации и проведения земельной реформы до открытия украинских университетов и национальной Академии наук.
Но с личностью самого гетмана не всё так просто. Одни обвиняли его в предательстве Российской империи, вторые — в предательстве Украины ради той же России, третьи — в работе на Германию, четвёртые — в чрезмерных личных амбициях.
Нашлись и те, для кого он стал лидером, харизматичной и неординарной личностью, обросшей слухами и мифами ещё при жизни. Некоторые из них не развеяны до сих пор.
Миф 1. Пришёл к власти на немецких штыках
Что говорят: Бытует мнение, что Скоропадский вступил в сговор с немецким фельдмаршалом Германом фон Эйхгорном, главнокомандующим группой армии «Киев», занявшей столицу. Якобы именно Эйхгорн помог Скоропадскому осуществить спланированный переворот и свергнуть Украинскую Центральную Раду во главе с председателем Рады народных министров Всеволодом Голубовичем.
Как было на самом деле: Заметим, что не Скоропадский привёл в Украину немцев. Ещё 27 января 1918 года был подписан Брест-Литовский мирный договор между Германией, Австро-Венгрией, Османской империей и Болгарским царством с одной стороны и Украинской Народной Республикой с другой. Исходя из него, Украина обязывалась не вступать в союзы с другими государствами и должна была поставлять продовольствие и сырьё центральным державам. Согласно Брестскому миру от 3 марта, по которому Советская Россия вышла из Первой мировой войны, УНР обратилась к Германии и Австро-Венгрии за военной помощью против большевиков. В результате 450 тыс. немецких и австрийских военных вошли на территорию Украины в качестве теперь уже союзников.
К апрелю ситуация в украинском обществе настолько обострилась, что УНР её не контролировала. Власть не могла исполнять взятые на себя обязательства, не отменила социализацию земли, которая в буквальном смысле парализовала экономику аграрной Украины. Установление оккупационного режима, не имеющего ничего общего с украинством, было вопросом ближайшего времени. Союзники планировали организовать немецко-австрийское генерал-губернаторство или даже малороссийское наместничество под формальным руководством российских офицеров и чиновников.
По сути, интересы Павла Скоропадского и немцев удачно совпали во времени. Скоропадский был ярым противником социалистических идей, его считали умным, энергичным, а кроме того, известным в стране оппозиционным политическим деятелем. Такой политик, по мнению немцев, мог быстро покончить с хаосом и анархией.
Что же случилось 29 апреля 1918 года? В 10:00 утра Всеукраинский съезд земельных собственников, на котором присутствовали 8 тыс. человек, представлявших интересы 7–8 млн крестьян-землевладельцев из 9 губерний (кстати, наибольшее в истории народное волеизъявление со времён Богдана Хмельницкого), провозгласил Павла Скоропадского гетманом Украины. Параллельно с этим, как он позже напишет в мемуарах, «мои отряды выступили и захватили учреждения согласно выработанному уже порядку. В отличие от частей, находившихся на стороне Центральной Рады, у каждого моего сторонника была белая повязка на левом рукаве и малиновая на правом… Центральная Рада с подходом наших частей сечевиков разбежалась, так что почти никого не арестовали. Немцы были официально нейтральными. Но, как я слышал, эта нейтральность была скорее в нашу пользу».
Миф 2. Царский генерал и пророссийский политик
Что говорят: Скоропадского часто обвиняют в недостаточном отстаивании интересов самостоятельности Украины, в «прогибании» под российское белое движение. Аргументируют это тем, что генерал-лейтенант имперской армии, коим был Скоропадский до реставрации Гетманата, не мог мыслить по-другому. Упоминают тот факт, что в период его правления в Украину съезжались дворянские и военные круги из большевистской России. Бытует мнение, что Павел Скоропадский не любил галичан, критиковал их диалект и т. п.
Что было на самом деле: Отметим, что украинских генералов на тот момент вообще не существовало за исключением разве что «ряженых» и «нарисованных» правительством Директории УНР. Скоропадский заслужил своё звание на фронтах Русско-японской и Первой мировой войн. При этом он никогда не был штабным генералом, всегда находился на передовой. В битве под Краупишкеном получил орден Святого Георгия 4-й степени. Примечательно, что именно Скоропадский создал Первый украинский корпус — профессиональное войско из 30 тыс. солдат и офицеров. Благодаря ему орды большевиков не добрались до Киева в январе-феврале 1918 года.
Называть Скоропадского фигурой российского образца неправильно. Хотя бы потому, что при Гетманате Украинская Держава достигла значительных успехов во внешней политике. На протяжении восьми месяцев было открыто 11 дипломатических и около 50 консульских представительств в 20 странах, а на своей территории — 12 дипломатических и 42 консульских представительства 24 государств. Военный атташе австро-венгерского посольства Спаноки, оценивая положение в Украине, писал в Вену: «...если дело пойдёт таким образом хотя бы несколько лет, мы и в самом деле будем читать в географии Европы об Украинской Державе».
А чего стоят слова Владимира Ленина, сказанные в то время: «Если удержится Гетманщина, то Россия возвратится в границы Московского княжества XV века!»
Всего за неполных восемь месяцев существования Гетманата Скоропадский создал Академию наук, Национальный архив, театр, музеи, 50 средних школ, 150 гимназий, два университета. За это время издано более чем 1000 книг на украинском, и этот язык официально стал государственным. Это никак не похоже на действия украинофоба.
Возможно, такой эпитет Скоропадский заслужил за некоторые свои резкие высказывания и критику в адрес земляков. Вот только некоторые из них:
«У украинцев ужасная черта — нетерпимость и желание добиться всего сразу; в этом отношении меня не удивит, если они решительно провалятся. Кто желает всё сразу, тот в конце концов ничего не получает».
«Интеллигенции в Украине почти нет: всё это полуинтеллигенты. Когда я говорил украинцам: «Подождите, не торопитесь, создавайте свою интеллигенцию, своих специалистов по всем отраслям государственного управления», они сейчас же вставали на дыбы и говорили: «Це неможливо».
«Если она, то есть Директория, не образумится и снова выгонит всех русских чиновников и посадит туда всех своих безграмотных молодых людей, то из этого выйдет хаос, не лучше того, что было при Центральной Раде».
Касательно вопроса о галичанах Скоропадский действительно видел разницу в их диалекте и менталитете с надднепрянцами. «Галичане интеллигентнее, но, к сожалению, их культура из-за исторических причин слишком разнится с нашей, — считал он. — Затем, среди них много узких фанатиков, в особенности в смысле исповедования идеи ненависти к России». Но такое отношения гетмана к жителям Западной Украины не помешало ему дать правительству молодой ЗУНР самолёты, поддержать военной силой для защиты государства.
Есть ещё один интересный факт: позже, уже в эмиграции, Скоропадский не отказался от украинского движения, продолжил сотрудничество с ним, политически выстраивая идею Украинской Державы в форме Гетманщины. К этому приложились Вячеслав Липинский, Дмитрий Дорошенко, Александр Скоропис-Йолтуховский, Николай Кочубей и другие. Сын Павла Скоропадского Даниил стал достойным своего отца.
Полный титул главы Украинской Державы звучал так: Ясновельможный Пан Гетман Всей Украины. Это указывает на соборность Украины от Сяна до Дона. Крым Скоропадский также считал украинским. «Украина не может жить, не владея Крымом, это будет как тело без ног. Крым должен принадлежать Украине», — уточнял он.
Миф 3. Враг крестьянства, друг крупных землевладельцев
Что говорят: По мнению советской и отчасти украинской историографии, у селян изымали продовольствие задаром, те не хотели отдавать, поэтому организовывали восстания. Опора гетмана на крупных земледельцев привела к тому, что бедняки не могли ничего заработать. Правитель о них даже не думал.
Как было на самом деле: Всё продовольствие не изымалось, а покупалось государством для исполнения договорённостей, взятых ещё УНР по Брест-Литовскому договору. Если учесть то, что до прихода большевиков голода не было, это больше похоже на золотой период украинской кооперации во всех отраслях жизни XX века, чем на «тяжкую долю села». Правда в том, что «трудолюбивых» украинцев некоторые администрации всё же заставляли засевать земли. А организованные «восстания» крестьян были снабжены российско-большевистским оружием.
Среди важнейших проблем, стоящих перед гетманом, приоритетом было решение земельного вопроса и проведение приемлемой аграрной политики. От этого во многом зависело дальнейшее существование Украинского государства. Павел Скоропадский позже напишет об этом так: «Я был убеждён, что только крепкая организация крупных, средних и мелких собственнических элементов сможет поставить наше государство на правильный путь развития, а всякое начальство, опирающееся на социалистические партии, у нас неизбежно в короткое время докатится до большевизма».
С первых шагов своей деятельности гетманское правительство поставило задачу осуществить масштабную земельную реформу, целью которой было создание экономически сильного среднего класса и зажиточного крестьянства, говоря современным языком — фермеров. Это сословие должно было получить землю с помощью государства путём парцелляции (дробления земли) крупной земельной собственности за счёт выкупа из госбюджета. С этой же целью планировалось учредить Государственный земельный банк, который должен был обеспечить крестьян дешёвым и выгодным кредитом и помочь им в приобретении земли.
К началу ноября 1918 года проект земельной реформы предусматривал принудительный выкуп государством всех крупных земельных поместий, которые должны быть парцеллированы между крестьянами с помощью Государственного земельного банка в размере не более 25 десятин на одно хозяйство. От отчуждения земли освобождались те хозяйства, которые имели агрокультурное значение и только до 200 десятин каждое. По мнению специалистов, этот закон был одним из самых демократичных среди земельных законов государств тогдашнего мира.
Миф 4. Выступал за «федерацию с Россией»
Что говорят: По мнение большинства историков, объявленная гетманом грамота от 14 ноября 1918 года о «Федерации с Россией» привела к восстанию против Украинской Державы и послужила катализатором прихода к власти Директории. Скоропадского лишили власти путём переворота — методом, которым в своё время воспользовался он сам.
Как было на самом деле: Не будучи ни историком, ни юристом, в термин «федерация» Павел Скоропадский вкладывал несколько иной, популярный на то время смысл, а не тот, что мы 100 лет спустя. Как отмечает историк Ярослав Пеленский, слово «федерация» в гетманской грамоте было бы корректно заменить на «союз» или «конфедерация». Вот прямая цитата из этого документа: «В этой федерации Украине принадлежит одно из ведущих мест, поскольку от неё пошёл порядок и законность в крае и в её границах первый раз сознательно возродились все униженные и угнетённые большевистским деспотизмом граждане бывшей России».
Не всё просто и с самим «восстанием». Если почитать прессу того времени вроде «Известий», становится ясно, что образованию Директории способствовали большевики.
Известно, что во исполнение Берестейского договора Советская Россия должна была составить мирный договор с Украиной. Но, увы, 12 июня 1918 года подписали лишь перемирие. До этого времени, по словам Владимира Винниченко, антигетманцы «вступили в переговоры с представителями российской советской мирной делегации Христофором Раковским и Дмитрием Мануильским для координации наших действий во время восстания». Под честное слово Винниченко составил договор с Москвой и повстанцами против гетмана.
В ночь с 12 на 13 ноября в Белой Церкви Винниченко обратился к народу, сообщив, что власть переходит к Директории, а гетман объявлен вне закона. В заявлении не было ни одного слова о планах Антанты, и утром 14 числа грамоты «Федерации с Россией» ещё не существовало. Да и Белой России, с которой номинально хотел заключить союз Скоропадский, тоже на тот момент как таковой не было. По сути, эта грамота являлась не чем иным, как геополитическим жестом в сторону Государств Согласия (Антанты), который в тех условиях был жизненно необходим Украинской Державе. «Государства Согласия издавна были друзьями бывшего большого и единого Российского государства. Теперь, после пережитых Россией крупных беспорядков, условия её будущего существования должны, безусловно, измениться», — сообщала грамота.
При отречении от власти гетман, по словам публициста и общественного деятеля Виктора Писнячевского, передал правительству Директории 3,8 млрд карбованцев в разных валютах — сумму, которую правительство Скоропадского собирало для полного возвращения долгов Российской империи перед Антантой во имя признания Украины самостоятельным государством. Эти деньги были потрачены на личные потребности новых министров и дальнейшую деятельность против Павла Скоропадского уже в его эмиграции.
Миф 5. Германофил, сотрудничавший с нацистами
Что говорят: Павла Скоропадского упрекают в симпатии к Германии и даже в сотрудничестве с немцами во времена нацистского режима. Есть мнение, что он получал деньги от германского правительства, был близко знаком с влиятельными военными деятелями и даже писал телеграммы Адольфу Гитлеру.
Как было на самом деле: То, что Павел Скоропадский родился в курортном городке Визбаден в Германии и до 5 лет говорил на немецком, не является причиной его любви к этой стране. Он никогда не был германофилом, поскольку на полях сражений Первой мировой воевал именно против немцев.
Обвинения в немецкой ориентации преследовали его всю жизнь. Да, он жил в Германии после эмиграции из Украины, но никаких зарплат или гонораров от нацистского режима не имел. Гетман, награждённый орденом Красного орла, получал пенсию из Государственной канцелярии немецкого президента. Сначала при Эберте, потом при Гинденбурге, позже — при Гитлере. При этом он продолжал спонсировать работу основанного им Украинского научного института в Берлине.
В 1920 году вместе с Вячеславом Липинским и Сергеем Шемметом создал Украинский союз хлеборобов-державников. В 30-х годах организация раскололась, прекратив своё существование. Однако симпатики гетмана объединились в новое образование — Союз гетманцев-державников, сеть которого разрослась по всему миру от США до Китая.
Да, он контактировал с некоторыми представителями немецких военных кругов. При этом как «истинный германофил» добился освобождения из лагерей Степана Бандеры, Андрея Мельника, Ярослава Стецко и других узников. На протяжении 1938–1941 годов Скоропадский пытался объединить все силы украинской эмиграции.
«Когда немцы не поддержали Карпатскую Украину в 1939 году, мой отец написал Гитлеру длинную телеграмму, — расскажет позже в одном из интервью Елена Отт-Скоропадская, дочь гетмана. — В ней он возмущался предательством немецкого руководства. Я диктовала текст этой телеграммы по телефону. Помню, как телеграфистка постоянно переспрашивала: «А такое можно писать?» Я твёрдо отвечала, что можно».
По свидетельству людей, близких к Скоропадскому, он считал, что у Гитлера нет шансов продержаться у власти долго. Он верил, что вследствие войны Украина станет независимой.
Добавим, что перед началом Второй мировой войны Скоропадский отправил своего сына Даниила в Лондон. Этот факт свидетельствует о том, что гетман руководствовался интересами Украины, которая опять оказалась в огне между двумя блоками.
* * *
Период Второго Гетманата является одной из самых противоречивых и всё ещё закрытых для общества страниц нашей истории. Как, впрочем, и личность самого Павла Скоропадского, вокруг которой не смолкают споры. Не все его действия понятны и приняты сегодня, не все документы того периода изучены. Но вряд ли стоит умалять значение этого яркого и самобытного политического деятеля, которому в своё время удалось за короткий срок добиться почти невозможного — построить в хаосе войны и разрухи самостоятельную Украинскую Державу.
- Информация о материале
20 апреля 2018-го Межведомственная комиссия по международной торговле Украины отказала нефтеперерабатывающему заводу «Укртатнафта» в проведении специального расследования. Целью инициатора было не столько расследование, сколько введение пошлин и квот на импорт нефтепродуктов. Кременчугский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) таким образом взывал к государству о помощи… в борьбе с конкурентами.
Цинизм в том, что государство Украина вынуждено будет заплатить минимум 150 млн долл. российской «Татнефти» за захват Кременчугского НПЗ группой «Приват» в 2007 г.
По сути, рейдерский захват Кременчугского НПЗ (ОАО «Укртатнафта») группой «Приват» резко ускорил крушение нефтеперерабатывающей и нефтетранспортной отраслей Украины, что нанесло серьезный удар по экономике и энергетической безопасности государства. Теперь сценаристы и исполнители главных ролей этой драмы просят державу… помочь им.
Кто, кому, за что и сколько должен?
Летом 2018-го исполнится четыре года, как Международный коммерческий арбитраж в Париже обязал Украину выплатить российской «Татнефти» 112 млн долл. за захват крупнейшего в Украине Кременчугского НПЗ группой «Приват» Игоря Коломойского и аффилированных с ней компаний. Судебный процесс длился шесть с половиной лет, еще два года шло рассмотрение апелляции украинской стороны. Сейчас наступила фаза принуждения к исполнению этого решения, и «Татнефть» дала понять, что будет пытаться арестовывать активы Украины для взыскания долга. На сегодняшний день размер присужденной «Татнефти» компенсации с учетом процентов достигает 150 млн долл.
На территории РФ активы Украины ограничиваются двумя санаториями в Ставропольском крае, базой отдыха в Ростовской области и культурным центром в Москве, где в последнее время работает… ресторан быстрого питания (не имеющий отношения к Центру культуры даже приблизительно). По всей видимости, эти объекты станут первыми активами, которых Украина лишится по иску «Татнефти».
Но вышеупомянутыми активами Украины на территории РФ дело не ограничивается. Иски о признании и выполнении решения арбитража истцом поданы и в другие юрисдикции — в национальные суды других государств. (Так же поступают Украина и ее госкомпании, компании ее юрисдикции, пытаясь взыскать с РФ и ее компаний долги согласно решениям международных арбитражей).
В Великобритании решение по исполнению арбитражного решения в пользу «Татнефти» было принято еще в мае 2017 г. Украина обжаловала это решение, сейчас рассматривается апелляция. В США, где «Татнефть» также ищет украинское имущество, местный суд своего решения пока не огласил.
Кроме ОАО «Татнефть», которое уже достигло судебного финиша, в начале 2016 г. Украина получила еще один иск по этому же эпизоду — от Министерства земельных ресурсов и имущественных отношений республики Татарстан, которое изначально владело 28% «Укртатнафты». Слушания по этому иску пройдут в период майских праздников. Если новый состав арбитров последует логике своих коллег, принявших решение в пользу российской «Татнефти», и придет к аналогичным выводам, это может обернуться для Украины обязательством выплаты еще 141 млн долл. (плюс проценты).
Отметим, что Украине придется платить за нефтеперерабатывающий завод, который полностью вышел из орбиты ее влияния, несмотря на принадлежность 43% акций государству.
Более того, с 2014-го государство доподлинно не знает, сколько на Кременчугском НПЗ (ОАО «Укртатнафта») перерабатывается сырья и производится нефтепродуктов, — эта информация засекречена нынешними управленцами завода.
Классика рейдерства, или «Входной билет» на «Укртатнафту»
Захват «Укртатнафты» был реализован по всем канонам того времени и стал одной из лучших «работ» мастера этого жанра Геннадия Корбана. Здесь было все: и решение районного суда, и силовой захват, и, скорее всего, коррумпированные чиновники — от кременчугских прокуроров до верхушки администрации президента…
Впервые о желании зайти в Кременчугский НПЗ Коломойский публично сообщил 25 апреля 2003 г., предложив Фонду госимущества 150 млн долл. за 43% акций «Укртатнафты». «Кто хочет купить дороже, пусть покупает», — заявил тогда глава группы «Приват». Но ФГИ не выставил госакции Кременчугского НПЗ на продажу, и госдоля в «Укртатнафте» вскоре перешла к «Нафтогазу Украины».
«Входной билет» на «Укртатнафту» (именно так в своих показаниях парижским арбитрам выразился господин Коломойский) был получен «Приватом» и соратниками в конце 2006-го. Тогда подконтрольная им компания «Корсан» приобрела 1,15% акций «Укртатнафты» за 2 млн долл.
«Предъявили» этот «билет» почти через год, 19 октября 2007 г. В тот день в 9.26 люди в камуфляже ворвались на третий этаж административного здания «Укртатнафты» в Кременчуге.
Всего парижские судьи, просматривая видеозаписи камер наблюдения, насчитали 66 человек, «некоторых из них с оружием», которые за четыре минуты захватили административное здание завода. Среди этих людей был представитель государственной власти — работник Минюста — с копией решения суда Сумской области о восстановлении в должности главы «Укртатнафты» Павла Овчаренко, уволенного еще в 2004 г.
Характерно, что охрану НПЗ после захвата, в том числе и отпор батальону милиции во главе с замминистра МВД, обеспечили солдаты внутренних войск. Напомним, что они напрямую подчинялись президентской администрации, которую в те времена возглавлял г-н Балога (на значимую роль этого персонажа в кременчугских событиях рекомендуют обратить внимание осведомленные источники).
Еще о роли госорганов. В итоговом решении Парижского арбитража есть утверждение одного из свидетелей о том, что представители П.Овчаренко якобы передали прокурору взятку в 25 млн долл. за гарантию «отсутствия прогресса в расследовании».
Основное действующее лицо процессов вокруг Кременчугского НПЗ, Игорь Коломойский, в марте 2013 г. согласился приехать в Гаагу и дал свидетельские показания по иску «Татнефти» к Украине. На допросе он утверждал, что честно заплатил за 55,7% «Укртатнафты» 720 млн долл., и что это была «более или менее справедливая цена».
Но только Коломойский не уточнил, что выплата «Корсаном» (фактически принадлежащей «Привату») 720 млн долл. по сути ничем не отличалась от процедуры перекладывания денег из его левого кармана в правый. Дело в том, что «Корсан», представителем которой был Геннадий Корбан, покупал эти акции в 2009 г. не у государства или бывших собственников, а у самой «Укртатнафты», которую в то время полностью контролировали менеджеры «Привата». Эти деньги так же быстро вышли с завода, как и вошли.
Еще любопытная деталь. По закону, 55,7% акций «Укртатнафты», которые были отобраны у татарстанской стороны судами при поддержке ГПУ, должны были быть предложены действующим акционерам, крупнейшим из которых с 43-процентным пакетом госакций была НАК «Нафтогаз Украины». Однако НАК, от имени которой документы подписывал преимущественно заместитель главы правления Игорь Диденко, отказалась от участия в конкурсе. Это автоматически открыло путь к акциям «Корсану», имеющему «входной билет» в 1,15%.
В 2015 г. журналистские расследования показали, что Коломойский, Боголюбов и Диденко были бизнес-партнерами как соучредители компании «Протон-2», лаборатории электродинамических исследований, которая по сути должна заниматься именно указанными исследованиями…
На слушаниях в Гааге Коломойский, комментируя отсутствие конкуренции на аукционах по продаже акций «Укртатнафты», развел руками: «Государство не захотело увеличить свою долю, мы оказались единственным покупателем на аукционах».
Итоги двух сомнительных, по мнению экспертов, аукционов 2009 г., по результатам которых «Приват» увеличил свою долю в «Укртатнафте» с 1,15 до 55,7%, были легитимизированы с согласия «Нафтогаза Украины» на собрании акционеров в феврале 2010 г. Тогда, между первым и вторым турами президентских выборов, Диденко подписал доверенность на участие в собрании акционеров и… власть «Привата» в «Укртатнафте» была зацементирована. В наблюдательный совет вошли лично Коломойский и его партнер Боголюбов, в котором они числятся до сих пор.
Цена «зрады»
150 млн и даже 300 млн долл., которые Украина заплатит за «успехи» группы «Приват» на поприще построения своей вертикально интегрированной нефтяной компании, — мелочи по сравнению с суммарным результатом тех событий. А он следующий:
— суммарный убыток «Укртатнафты» с 2008-го по 2016 г. составляет 5,07 млрд грн;
— переработка нефти на «Укртатнафте» упала с 6 млн до 2,5 млн т с 2008-го по
2018 г. Это привело к увеличению импорта нефтепродуктов с соответствующим результатом для валютного баланса страны;
— после захвата Кременчугского НПЗ «Приват» (за ненадобностью?) остановил и принадлежащие ему НПЗ в Дрогобыче и Надвирной;
— в 2009 г. ставленник «Привата» в госкомпании «Укртранснафта» «развернул» нефтепровод Кременчуг—Одесса в обратную сторону, что автоматически ударило по Одесскому НПЗ, который вскоре остановился;
— «разворот» нефтепровода Кременчуг—Одесса резко снизил загрузку нефтетранспортной системы страны;
— «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ) так и не получила необходимых инвестиций и все больше отстает от современных требований по конфигурации и, как следствие, по экономике переработки. Это создает риск остановки предприятия.
* * *
Пока государство отбивается от «Татнефти» и Татарстана по делу захвата «Приватом» Кременчугского НПЗ, «Приват» Игоря Коломойского запустил судебные процессы против Украины. Первый — в Стокгольмском арбитраже, в котором аффилированные с «Приватом» кипрские компании добиваются от Украины 5,5 млрд долл. компенсации за якобы причиненный государством ущерб их инвестициям в «Укрнафту».
Близкая к «Привату» компания Gilward Investments B.V. добивается от Украины 695 млн долл. за крах «Аэросвита», чьим акционером она была. В банкротстве «Аэросвита» бывший акционер обвиняет государство, мол, искусственно довели авиакомпанию до ручки.
Примечательно, что оба эти иска были поданы практически одновременно — в июле 2015 г. Тогда же «Приват» вывел из наполовину государственной «Укрнафты» 15 млрд грн на бесчисленные «прокладки»…
Как свидетельствует практика, чем дальше, тем потери Украины от деятельности олигархов становятся все больше и зачастую не подлежат финансовому исчислению. Речь о существовании целых отраслей страны, интересах всех без исключения граждан и энергетической безопасности государства.
- Информация о материале
Страница 57 из 1561
