Статьи
Пренебрегать стратегическими приоритетами государственной политики в сфере национальной безопасности и обороны для высших руководителей государства стало довольно будничным явлением. С детской радостью они сообщают о получении «джавелинов» от США или о каких-то новых санкциях от западных партнеров, избегая обсуждения вопроса о том, а что собственно Украина сделала для поиска асимметричного ответа на российскую агрессию. Неужели Россия преодолела на сегодняшний день зависимость от Украины в вопросе поставок для российского ВПК сырьевых ресурсов для производства ракет и авиастроения? Созданная президентом Межведомственная комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества под руководством бизнес-партнера президента О.Гладковского удивительным образом не обращает внимания на то, что российские «Грады» имеют компоненты, изготовленные из титанового сырья украинской добычи. И это только верхушка титанового айсберга. А не поднять ли его Украине?
В июне этого года Киев будет принимать международную конференцию «Титан 2018: производство и применение в Украине». Мероприятие приурочено к 100-летию Национальной академии наук Украины и соберет лучших ученых, просвещенцев, практиков, а также всех заинтересованных.
А в чем может состоять историчность этого мероприятия, попытаюсь коротко изложить ниже. Прежде всего, следует сказать, что особого есть в титане, и почему с его использованием человечество может оставить в прошлом век железный и перейти к веку титановому. Железо выполнило свою функцию для человечества, а научно-технический прогресс предъявил обществу настолько сложные требования, с которыми железо справиться уже не сможет.
Американцы отличаются прагматизмом, поэтому, очевидно, и живут в достатке. В США существует Антикоррозийная ассоциация, подсчитавшая, что человечество от коррозии черных металлов ежегодно теряет 3 трлн долл., в том числе в США — 300 млрд долл., или 3,3% ВВП.
Для украинцев последствия коррозии проявляются везде, взять хотя бы ситуацию с киевскими мостами и путепроводами. Почти 80% базовой инфраструктуры физически изношенно, а вся она имеет железную основу.
Но профессиональный читатель сразу же спросит: но ведь титан в разы дороже недешевых стальных сплавов? Да, цена титанового проката — около 25 долл. за килограмм. Но технический прогресс и здесь не стоит на месте.
В редакционном материале журнала The Economist за 16 декабря 2013 г. изложены факты такого прогресса. Автор сравнивает исторический путь алюминия и титана. Так, алюминий еще сто лет назад был очень дорогим металлом: из него изготовили пирамидальную верхушку на монументе Вашингтона, а королевские приемы проходили с использованием алюминиевой посуды. В то время алюминий стоил дороже золота. Но с открытием электролизного метода он превратился в обычный конструкционный металл. По моему мнению, титан с его магическими свойствами проходит почти аналогичный путь, и сейчас человечество постепенно вступает в новую эру, которая придет на смену железному веку.
Украину Господь наделил чрезвычайными ресурсами полезных ископаемых. По разным оценкам наших ученых, почти 20 тысяч месторождений совокупно оцениваются в 7,5 трлн долл. Из этих месторождений 7800 являются разведанными, а 3300 — находятся в эксплуатации. Среди них есть почти 20 месторождений титановых руд, из которых разведано до разной степени достоверности около 16, а в эксплуатации находятся 14. Согласно данным Геологической службы США, в Украине сосредоточен 1% мировых запасов ильменитов и 5% запасов рутила. Согласно различным источникам показатель доли Украины в разведанных запасах титановой руды — 20%. В залежах титан находится в окисленном состоянии, руда также содержит такие элементы, как железо, цирконий, фосфор, ванадий, гафний, германий, скандий и др. Задача науки и производства — отделить все полезные элементы и затем восстановить титан в чистом виде, без кислорода. Большую часть концентрата титановых руд потребляет химическая отрасль, производящая различные пигменты и краски. А приблизительно 8–10% используется в металлургии.
Украина имеет все элементы цепочки производства титана методом Кролла — от добычи руд (ильменита, рутила) до проката готового металла и получения чрезвычайно прочных, немагнитных труб. В Украине действует единственный в Европе специализированный «Институт титана» в городе Запорожье. Есть свои высшие учебные заведения, прежде всего «Киевская Политехника», есть Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК), производство пигментов на «Сумыхимпроме» и «Крымском титане», плавка электронно-лучевым способом готовых титановых слябов и заготовок на трех киевских предприятиях. Среди последних следует выделить завод «Антарес» мощностью 5 тыс. тонн титановых слябов в год, что составляет около 7% мирового производства этой продукции. Достроенные в 2004–2016 гг. четыре электронно-лучевые печи способны переплавить свыше половины губки с Запорожского титано-магниевого комбината в дорогой металл высокой чистоты. Научно-производственный центр «Титан» при Институте электросварки им. Патона может выплавлять 3 тыс. тонн титана в год и прокатывать его в трубы для укрепления нефтяных скважин. Закарпатский металлургический завод (пгт Вышково Закарпатской области) производит титановые порошки — до 3600 тонн в год. Сейчас все три предприятия являются заложниками одного монополиста — ЗТМК и в основном простаивают.
Украина создала титановую отрасль в СССР. Сейчас производство российского титана базируется на Урале, но до сих пор обеспечивается украинскими технологиями, техникой, проектными решениями и сырьем. В Свердловской области и Пермском крае работают Березниковский титано-магниевый комбинат и «ВСМПО» («Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение»), приватизированные сейчас в единую корпорацию «ВСМПО-Ависма» командой президента РФ В.Путина. Корпорация выпускает около 30 тыс. тонн готового проката титана и его сплавов для использования в ВПК и аэрокосмической отрасли. Если учесть, что весь мир потребляет ежегодно порядка 135 тыс. тонн титанового проката, то Россия является продуцентом номер один.
Исключительное значение для места и роли «ВСМПО-Ависма» имела поставка с украинского Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ) пресса усилием 75 тыс. тонн. Второй такой пресс поставлен в Самару, где «ВСМПО-Ависма» создала сейчас дублирующие мощности. Чтобы понять значение этих машин в производстве самолетов, надо вернуться в 1945 год.
В конце войны немецкие инженеры и производители владели лучшими в мире технологиями и оборудованием, в частности, в производстве самолетов, где самым важным было кузнечно-прессовое оборудование бесшовного получения магниево-алюминиевых конструкционных частей. С открытием метода получения титановых сплавов те же части самолетов ковались и прессовались суперпрессами. СССР вывез из Германии большую часть кузнечно-прессового оборудования включительно с проектной документацией и инженерным составом. Этот факт, в частности, и объясняет развитие производства сверхтяжелых прессов для авиастроения в Краматорске.
Итак, сейчас у России есть финальная часть производства готовой продукции из сплавов титана для мирового аэрокосмического комплекса. Такую возможность она получила благодаря украинцам и США. В 2008 г. крупнейшая мировая аэрокосмическая компания Boeing обменялась акциями с «ВСМПО-Ависма», создав в США и на российском Урале совместные предприятия. В частности, на Урале успешно работает СП «Urals Boeing Manufacturing», получившее сертификацию производителя аэрокосмического качества готовых кузнечно-прессовых и механически обработанных конструкционных частей из сплавов титана. Значение этих конструкций невозможно переоценить. Нынешний директор «ВСМПО-Ависма» Михаил Воеводин заявил, что его предприятие благодаря американцам превратилось из металлургического в машиностроительное.
Если взять самые современные пассажирские самолеты в мире Boeing-787 Dreamliner и Airbus-380, то сегодня без продукции с Урала невозможно начать монтаж готовых машин. По информации СМИ, обе мировые компании получили аванс за заказ свыше 2000 самолетов, поэтому трудно себе представить, что будут делать эти производители в случае срыва поставок с Урала. Зависимость от поставок с Урала у Boeing составляет 45%, у EADS — около 60%, у Bombardier, Embrayer, Pratt&Whitney, RollsRoyce — почти 100%. Такая зависимость возникла в течение последних десяти лет, с тех пор, как СП «Boeing Urals Manufacturing» начало отгружать продукцию на экспорт.
Вместе с тем около 10–12 тыс. тонн титанового проката «ВСМПО-Ависма» отправляет для внутренних потребностей РФ. Прежде всего, титановые сплавы использует ВПК России. Ведущим научно-исследовательским учреждением является Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», а именно — Центральный НИИ конструкционных материалов «Прометей». Для потребностей ВПК, модернизации флота, ракетно-космических войск на ПАО «Северсталь» и Магнитогорском металлургическом комбинате смонтированы и запущены новые прокатные станы.
К 2025 г. в рамках программ модернизации флота и милитаризации Арктики в Санкт-Петербурге будут построены три новых атомных ледокола «Арктика», «Сибирь», «Урал». Для строительства одного подводного ракетного крейсера типа «Курск» требуется почти 10 тыс. тонн титанового проката, имеющего абсолютные немагнитные свойства, он антикоррозийный и вдвое легче стали («Известия» от 12 февраля 2018 г.).
Все шло хорошо до агрессии России против Грузии, а потом Украины. До осени 2014 г. 100% потребностей «ВСМПО-Ависма» покрывали поставки из украинских Вольногорска и Иршанска. Сейчас материнская структура российского концерна «Ростех», отдельные его руководители и совладельцы оказались в санкционных списках США, Евросоюза и Украины. Как следует из интервью того же М.Воеводина, сейчас поставки из Украины упали до 40% от потребности. Остальное россиянам удается закупать из других источников. Но среди этих «источников» фигурируют частные горно-обогатительные комбинаты все тех же Днепропетровской и Кировоградской областей Украины («Валки-ильменит», Междуреченский и Демуринский ГОКи). Что же касается австралийского или индийского сырья, то известно, что россияне брали пробы, но их концентрат не подошел, поскольку российские мощности спроектированы украинским «Институтом титана» на переработку украинского сырья. Вот почему украинская сторона имеет определенный, возможно, краткосрочный рычаг влияния на геополитическую ситуацию, хотя даже не осознает этого.
Первые попытки консолидации титанового актива Украины приходятся на каденцию третьего президента, но по инициативе российского олигарха Виктора Вексельберга. У него был проект создания трансатлантического евразийского концерна, где Украине отводилась роль сырьевого источника, России — первичной переработки и получения сплава, а США — завершения цикла с производством титанового проката для конечного потребителя. В Украине некоторое время работала компания «ТАКО», осваивавшая Федоровское месторождение титано-апатитовой руды. Однако быстрая национализация в России «Ависма» и ВСМПО под эгидой «Ростех» помешала реализации всей схемы.
По аналогичному сценарию пытался создать транснациональный концерн известный украинский олигарх. Кроме аренды государственных карьеров и ГОКов, он многое пообещал сделать в Запорожье на местном титано-магниевом комбинате, приобрел в Италии прокатное производство титана. Но политические и правоохранительные ведомства разных стран не позволяют ему приступить к реализации задуманного.
Государственная власть в Украине не обращала, да и не обращает надлежащего внимания на титановый актив. Разрозненные элементы единой технологической цепочки служили и сейчас служат частным интересам политиков, получивших власть в Киеве. В Житомирской и Днепропетровской областях переработаны огромные массивы пород, добыты миллионы тонн наиболее ценных руд, изготовлены концентраты для дальнейшей переработки. Местным жителям остаются «лунные пейзажи» из тех ран в земле, которые временные «владельцы» должны были рекультивировать и вернуть в хозяйственное обращение.
Средняя цена реализации ильменитового концентрата составляла на протяжении 2003–2017 гг. не более 200 долл. за тонну. Из одной тонны можно получить около 200 кг титана металлического, цена которого колебалась в тот период от 5 до 40 долл. за килограмм. Если бы у Украины было собственное производство титанового проката, то не теряла бы она от 625 до 5000% рентабельности. Доведение титанового проката до таких конечных изделий, как медицинские протезы, спортивный инвентарь или оправа для очков, давало бы добавленной стоимости от 600 до 1200%.
Российская власть не хочет потерять такое современное производство, как титановый прокат. Вот почему из перечня российских «контрсанкций» сразу же была исключена титановая отрасль. Хотя она все же стала предметом спекуляций. Так, недавно помощник президента РФ Виктор Белоусов заявил, что Москва все же подумывает остановить в ответ на санкции поставки титановых штамповок ведущим аэрокосмическим корпорациям мира.
Очевидно, что и американские партнеры, прежде всего Boeing, не готовы перейти на альтернативные источники поставок готовых штамповок из титанового сплава. В еще большей зависимости оказались другие всемирно известные производители аэрокосмической продукции и продукции для ВПК. Если завтра хозяин Кремля решит перенаправить титановый прокат на нужды своего ВПК, то убытки публичных корпораций США, Канады, ЕС, Японии и других составят много миллиардов долларов.
Украина могла бы в одностороннем порядке прекратить отгрузку концентрата титановых руд в РФ. По данным Гостаможкомитета и Госстата, если в 2015 г. на экспорт ушло 295 тыс. тонн на сумму 72 млн долл., то в 2016 г. — 463 тыс. тонн на 84 млн долл., в 2017-м — 583 тыс. тонн, из них непосредственно в РФ — около 35%. Основанием для прекращения (приостановки, введения индивидуального режима экспорта и т.п.) может быть Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности». Положениями этого документа предусмотрено введение санкций в случае возникновения угрозы стратегическим интересам Украины.
Какие еще нужны основания министру экономического развития и торговли — председателю Межведомственной комиссии по международной торговле, чтобы осуществить такой шаг? Ведь с лета 2013 г. Российская Федерация ввела экспортную блокаду против Украины, а в следующем — вторглась на нашу территорию. Из нашего концентрата титановой руды изготовляют части боеприпасов, новую титановую броню VST2, новые самолеты и корабли. Но с 2014 г. именно предприятия под руководством МЭРТ осуществляют поставки агрессору, не только пренебрегая собственными национальными интересами, но и подрывая согласованность санкционных действий международного сообщества против режима В.Путина.
Очевидно, нужно учесть интересы потребителей переработанного россиянами нашего титана. Принятое руководством крупнейшей в мире аэрокосмической публичной корпорации Boeing в 2007 г. решение инвестировать в российское «ВСМПО-Ависма», передав сертификаты и технологии, имеет свою историю. Эта инвестиция была осуществлена вопреки нескольким федеральным законам США, вопреки санкциям, введенным против режима в Кремле. Так, импорт титановой губки в США не разрешается из стран, не входящих в так называемый перечень «дружеских». То есть импорт готового проката из РФ для производства авиадвигателей как для гражданского, так и для военного флота США незаконен. Однако в этой стране действуют свои исключения, которыми, очевидно, воспользовался топ-менеджмент корпорации. В разгар международной санкционной кампании Boeing объявил, что продолжит инвестировать в РФ, а контракты на поставку проката продлены до 2022 г. включительно.
Для «заземления» Boeing на Урале создана особая экономическая зона (ОЭЗ) «Титановая долина», где на средства федеральных властей построены все необходимые инженерные коммуникации, на десять лет введены каникулы на уплату ряда налогов, а также особые тарифы на воду, газ, электроэнергию, землю. Там уже зарегистрированы 11 резидентов, среди которых «ВСМПО-Ависма», «ВСМПО-Новые технологии», с этого года — СП «Urals Boeing Manufacturing», которое будет производить титановые штамповки для всех гражданских самолетов американской корпорации.
Чтобы обезопасить себя от политических рисков, руководство Boeing приняло следующие меры:
— профинансировало создание буферных складов готовых титановых штамповок вне пределов РФ;
— уменьшило зависимость от российских поставщиков (часть заказов на титановые штамповки перебросили на альтернативных производителей);
— настояло, чтобы у материнской государственной компании «Ростех» оставили 25%+1 акцию, остальные были приватизированы окружением лидера РФ.
Кроме того, учитывая уникальность сверхмощного пресса Новокраматорского машиностроительного завода, дубликат которого работает в российской Самаре, с помощью американцев привлекают другую мировую корпорацию Aluminium company of America для потенциального создания СП для изделий из алюминия и титана. Появление на титановом рынке новых известных игроков (ALCOA, Dupont) свидетельствует, что прогнозы обозревателей The Economist от 2013 г. о перспективах перехода человечества от железной к титановой эре начинают сбываться.
Украина должна самостоятельно создавать собственный замкнутый цикл производства титановой продукции. По расчетам группы компаний Фирташа, замена «ВСМПО-Ависма» на рынке импорта титанового проката обойдется в почти 110 млн долл., необходимых для модернизации ЗТМК, а полный цикл, то есть от руды до готового проката из разнообразного титанового сплава, — до 2,5 млрд долл.. Приведенные суммы подтверждаются расчетами, которые были выполнены другими предпринимателями, приобретавшими лицензии на разработку месторождений Иршанской группы в Житомирской области.
Наличие 12 месторождений (самое большое из которых Стремигородское) в Житомирской области и по соседству в Ровненской и Киевской областях, а также подготовленного персонала, водных ресурсов, электроэнергии, авто- и железнодорожного сообщения делают эти территории потенциально пригодными для создания собственного украинского технологического парка «Титан Полесья». Создание в зоне реки Ирша современного комплекса добычи, переработки, плавки и механической обработки в готовые изделия с высокой добавленной стоимостью может дать толчок процессу новой индустриализации украинского Полесья. Для кадрового наполнения можно было бы начать процесс переселения горно-металлургических кадров с Донбасса, что создало бы материальные условия для реинтеграции Востока и Запада Украины в период после деоккупации Востока страны и АР Крым.
Таким образом, объявленная июньская конференция в Киеве по проблемам титана может стать важным шагом консолидации не только научной, образовательной, но некоторым образом и политической элиты нашего общества вокруг вопроса будущего титана. На сегодняшний день ситуация в титановой отрасли все больше усиливает стокгольмский синдром украинской власти, которая не в состоянии понять, что в российских ракетах, убивающих наших соотечественников, есть украинский титан... Почти 26-летняя неспособность официального Киева как минимум сформулировать собственную повестка дня относительно титана призвала к делу элиту не от этой власти, настоящую элиту. Ведь по этой повестке дня может выковаться действительно стратегическое партнерство Украины со странами НАТО, прежде всего с США, что станет в дальнейшем преградой для посягательств России или других стран на нашу территорию и ее богатства.
- Информация о материале
ДП «Іскра» (Харків) 3 травня за результатами тендеру уклало угоду з ФГ «Альянс» щодо надання послуг, пов’язаних з виробництвом сільськогосподарської продукції вартістю 2,42 млн. грн.
Про це повідомляє «Харківський антикорупційний центр».
Йдеться про пряме комбайнування, культивацію, оранку, боронування, посів, глубокорихлення, коткування та обприскування.
Єдиним конкурентом переможця було Фермерське господарство Строгого Олександра Федоровича, чия пропозиція була вищою.
ФГ «Альянс» належить дружині депутата Харківського облради Ларисі Юрковій. Володимир Юрков є директором ДП «Іскра». Причому він довгий час був кінцевим бенефіціарним власником та співвласником фермерського господарства «Альянс».
«Харківський антикорупційний центр» також звернув увагу, що правоохоронці розслідують кримінальне провадження щодо зловживання службовим становищем службовими особами ДП «Іскра» під час складання за період 2015-2017рр. угод щодо отримання безвідсоткової фінансової допомоги від ФГ «Альянс».
Від «Наших грошей»:
Згідно з даними системи «Прозорро», у 2016-2018 рр. ФГ «Альянс» виграло тендерів на загальну суму 11,82 млн грн.
- Информация о материале
Режим Владимира Путина все еще хочет пробить сухопутный коридор в оккупированный Крым через Мариуполь и другие украинские города. Вместе с тем, причины обострения войны на Донбассе - это смена АТО на Операцию Объединенных сил, попытка боевиков и войск РФ выявить позиции ОС и отсутствие у Кремля намерений идти на уступки.
Об этом, а также о том, почему Путин сейчас вряд ли способен пойти на масштабную военную операцию против Украины, несмотря ни на какие свои желания, рассказал эксперт по вопросам безопасности, генерал-лейтенант Василий Богдан.
Мы должны констатировать и квалифицировать ситуацию на Донбассе как обострение и дальнейшую эскалацию. Запланированное перемирие было сорвано с самого начала. Этому способствовало и изменение формата операции (с АТО на ООС), когда стало окончательно ясно, что Вооруженные силы Украины, Генштаб и объединенная команда этих сил берут в руки ситуацию и декларируют, что основной целью является освобождение оккупированных территорий. В этом контексте используется тактика активной обороны. То есть это то, о чем давно говорилось, - должен быть адекватный ответ на все провокации, осуществляемые российско-оккупационными войсками, которые, вне всякого сомнения, являются и террористическими.
Активизация деятельности оккупанта объясняется тем, что это проба пера относительно того, как будет реагировать уже новый формат операции на Донбассе. Во-вторых, это попытка выявления точек и позиций сил ООС. И, в-третьих, уже четко видно, что после так называемых выборов президента РФ Кремль не собирается успокаиваться и идти на какие-то принципиальные уступки. И я убежден, что до очередных президентских выборов в Украине нам вряд ли стоит надеяться на какую-то перемену в поведении Кремля.
В то же время последняя встреча президента Украины Петра Порошенко с Ангелой Меркель и Эммануэлем Макроном дает основания делать осторожные оптимистичные прогнозы относительно ситуации с Россией. Почему? Далее Меркель и Макрон поедут к Путину для обсуждения очень широкого круга проблем, которые будут касаться не только Украины. Что бы ни говорили, но трансатлантическое партнерство дало серьезную трещину: ни Макрон, ни Меркель не смогли убедить Трампа остаться в иранской ядерной сделке. Ситуация там тоже имеет тенденцию к обострению: на ракетные обстрелы якобы иранцев Израиль ответил ударами по позициям Ирана в Сирии. То есть там существует угроза развертывания серьезного конфликта. Если не будут приняты серьезные меры в отношении Ирана, то ситуация может обостряться и дальше. Это, безусловно, отвлекает мировое сообщество и наших партнеров и союзников от проблем Украины. И поэтому визит Порошенко на трехстороннюю встречу в Аахен был достаточно своевременным. Ведь она вернула украинский вопрос в мировое информационное пространство и международную политику безопасности.
Также мы видим декларативные заявления Европейского совета в лице Дональда Туска, президента Франции Макрона и канцлера ФРГ Меркель, которые дают нам основания видеть, что антироссийская коалиция пока существует, и мы можем надеяться на партнерские отношения со стороны Запада, несмотря на торговые войны, конфликты между участниками трансатлантического союза и тому подобное.
Для Украины важно и то, что США занимают достаточно жесткую позицию. Об этом свидетельствовали заявления и [заместителя госсекретаря США Джона] Салливана, который несколько месяцев назад был в Киеве, и [заместителя госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Весса] Митчелла, и [госсекретаря США Майка] Помпео, и заявления Трампа по поводу того, что цена агрессии России против Украины будет расти до тех пор, пока РФ не вернется в международное правовое поле и не освободит Донбасс с Крымом. И это вселяет определенный оптимизм.
Не менее важным является укрепление нашего оборонного комплекса, чтобы вселять в сознание российского общества и этих террористов, что у них сейчас нет перспектив против Украины в плане широкомасштабной агрессии. И тому есть объективные объяснения. Во-первых, ВСУ уже не те, что были 3-4 года назад - сейчас у них есть определенное вооружение. Во-вторых, Украина значительно активизирует военно-техническое сотрудничество со США. И это касается не только Javelin. Сейчас также идет речь об усилении нашей безопасности на море и в воздухе, то есть будет укрепление нашей противовоздушной обороны и военно-морских сил. Но основное бремя в секторе безопасности ложится на плечи Украины.
Однако Путин сейчас будет делать все для того, чтобы размыть украинское общество, посеять здесь пессимизм, дезориентировать и демобилизовать Украину. Для этого Кремль делает многое. И последние события во время празднования 9 мая показали, что пятая колонна и коллаборантские силы не успокоились и всячески действуют в том направлении, чтобы вернуть Украину в сторону России. Также проявляется все больше признаков реваншистских намерений относительно того, чтобы сменить власть в Украине таким образом, чтобы повернуть вектор Украины в сторону Кремля.
Если же говорить об обострении конфликта, то основная цель России - пробить коридор в Крым сухопутным путем, то есть через Мариуполь и далее по маршруту. И понятно, что действия, которые в этом направлении сейчас планирует Генштаб РФ, имеют целью не только точечные удары, активизацию беспилотников и деятельность разведывательно-диверсионных групп. Там накоплено уже огромное количество танков, бронетехники, ствольной и ракетной артиллерии. Но на агрессора психологически повлияло то, что Украина уже получила Javelin. Поэтому в Генштабе РФ и в Кремле постоянно корректируют планы - сейчас боевики должны постоянно беспокоить наши силы.
И я убежден, что на данном этапе Россия вряд ли решится на широкомасштабную военную агрессию против Украины. Кремль сейчас не в той ситуации, когда он может свободно размахивать милитаристской дубиной и считать, что это пройдет безнаказанно. Это не Грузия, не Чечня и не Приднестровье. Запад, наконец, понял, что это может так далеко зайти, что они могут увидеть зеленых человечков и российские танки из окна в Берлине или Париже. Поэтому вся политико-дипломатическая деятельность Запада, с одной стороны, направлена на то, чтобы вернуть Россию в международно-правовое поле, а с другой - на укрепление обороноспособности своих стран. Более того, сейчас ставится вопрос о создании вооруженных сил Европейского союза.
- Информация о материале
На прошлой неделе во второй раз закончился срок подачи документов на 219 должностей в центральном аппарате Государственного бюро расследований. Напомним, что конкурс был продлен до 3 мая в связи с небольшим количеством представленных пакетов документов от кандидатов, претендующих на вакантные должности следователей или административного персонала. Перед продлением конкурсного приема директор ГБР Роман Труба отметил, что на 11 апреля были получены документы ориентировочно от 700 кандидатов. Как тогда уточнил руководитель Бюро, формальный конкурс никому не нужен, а следовательно — надо продлить срок подачи.
Тем временем вместе с продлением календарного срока были снижены квалификационные требования к кандидатам на должности следователей и административного персонала, что позволило расширить спектр потенциальных кандидатов для заполнения вакантных должностей в центральном аппарате. В частности, значительно снизили требование относительно минимального опыта работы (с 5 до 3 лет) для следователей ГБР, работающих ныне в органах прокуратуры, Нацполиции, СБУ, налоговой полиции или НАБУ (категории «а» и «б»). Для других юристов (категория «в») обязательный стаж остался прежним.
Об этой проблеме неоднократно предварительно говорили представители экспертной среды, международные партнеры из Консультационной миссии Европейского Союза, а также заместители директора Бюро. Благодаря такому подходу — продлению срока вместе со снижением квалификационных требований — количество кандидатов возросло почти втрое: с 700 до приблизительно 1850 лиц (около 70% из них — следователи). Следует уточнить, что такие кандидаты часто претендуют сразу на несколько должностей, а потому количество поданных пакетов после получения всех почтовых отправлений может достигнуть отметки 5 000 кандидатских досье.
Кроме конкурса в центральный аппарат, месяц назад был объявлен конкурс на заполнение 455 должностей в 7 территориальных управлениях в Киеве, Львове, Николаеве, Мелитополе, Полтаве, Хмельницком и Краматорске. В каждом из них по 65 должностей. Напомним, что для этого отбора даже была составлена отдельная конкурсная комиссия в составе Романа Мартемьянова (Генпрокуратура), Андрея Олейника (СБУ), Олега Шрама (ГБР), Татьяны Якимчук (Минюст) и представителя общественности — адвоката Петра Варишко.
Однако параллельное проведение двух отборов не только не ускорило набор кадров в ГБР, но и создало определенные проблемы для быстрого запуска Бюро.
Прежде всего, кандидаты распыляли внимание сразу на несколько направлений, подавая 8, 10, а то и 12 пакетов документов. Таким образом, оригиналы медицинских справок присылались в конкурсную комиссию по наполнению кадрами центрального аппарата, а в другую комиссию — копии. Или наоборот, это неважно. Что зачастую делало невозможным параллельное участие в двух конкурсах, ведь правила проведения отбора четко требуют подавать оригиналы таких документов.
Вторым следствием стало то, что рабочая группа из работниц Академии прокуратуры (именно там территориально обрабатываются документы) чуть ли не ночевала на работе, трудясь сразу на «два фронта» — принимая документы как для центрального аппарата, так и для территориальных управлений. Такого хаоса надо всячески избегать, разведя во времени прием документов в соответствующие отдельные подразделения ГБР.
Третьим следствием стала путаница среди кандидатов, которые не могли определиться, куда именно подавать документы. И подавали сразу на все направления. Со временем у них возникают вопросы, почему квалификационные требования к центральному аппарату выше, чем к территориальному управлению в Киеве, если оба подразделения находятся в столице Украины и категории расследуемых преступлений будут похожи. Кроме того, из-за отмены требования об опыте работы для категории «в» в территориальные управления (кандидаты, которые в течение последнего года не работают на должности следователя в государственных органах), кандидаты из органов правопорядка четко демонстрируют свое недовольство такой практикой, и имеют на то все основания.
Сомнительно, что кандидаты без опыта работы станут полезны для новообразованного органа правопорядка. Возможно, на такой шаг стоило бы пойти со временем, но не в момент запуска Бюро, когда расследований будет очень много и надо будет учиться в процессе расследования уголовных производств. Тем временем директор Бюро Роман Труба отметил, что такой шаг продиктован желаниям привлечь к конкурсу талантливую молодежь, выпускников высших учебных заведений и дать им возможность строить новый правоохранительный орган.
Анализируя ситуацию с конкурсным отбором, следует вспомнить и работу внешней комиссии, которая сначала полтора года не могла определиться с победителем конкурса на руководителя ГБР, а теперь — отбирает директоров территориальных управлений, руководителей подразделений центрального аппарата и работников подразделений внутреннего контроля Бюро. В целом эта комиссия по политикам и чиновникам будет «заполнять» 27 должностей, квалификационные требования и критерии относительно которых утверждены приказом руководителя ГБР в конце февраля 2018 г.
Предварительный экспресс-анализ кандидатов на топ-должности в ГБР показал, что политически мотивированная комиссия может попытаться протащить не вполне добропорядочных кандидатов. Например, свои документы подал экс-сотрудник Генпрокуратуры Олег Валендюк, который избежал люстрации за 3 рабочих дня и не объяснил недвижимость стоимостью в миллионы гривен у своей матери-пенсионерки. Также кандидатствует на должности и Сергей Карпушин, которого сотрудница-изобличительница НАЗК Анна Соломатина называла «советником» экс-руководительницы НАПК Наталии Корчак. Следует вспомнить и судью Окружного административного суда города Киева Евгения Аблова, который в свое время не задекларировал трехэтажный коттедж матери, фигурировал в журналистских расследованиях и имеет негативную репутацию согласно заключениям в профиле проекта «Честно: фильтруй суд».
Кроме этих кандидатов, нельзя не отметить близкого к Виталию Яреме Владимира Орлова, сотрудника прокуратуры Ростислава Крикливого, чей отец близок к экс-регионалу Сергею Кивалову и чья семья в целом владеет фантастическим количеством недвижимости. Последним, о ком нужно вспомнить, является Юрий Коробко, который не только засветился на должности руководителя отдела процессуального руководства прокуратуры Одесской области, но и владеет незаурядным, даже для украинского прокурора, имуществом — земельным участком в 25 соток с домом на 800 кв. м рыночной стоимостью около 500 тысяч долларов США, внедорожниками Lexus LX570, Lexus GX460, Renault Duster, несколькими миллионами гривен денежной наличности. По сообщению организации «Автомайдан», Коробко не задекларировал сеть ломбардов «Квета», официально принадлежащих родителям его жены, а фактически генерируют доход именно для семьи прокурора, а также причастен к «наглострою» на побережье Черного моря в Одессе.
В общем, в конкурсе на заполнение вакантных должностей в руководстве территориальными подразделениями, подразделениями центрального аппарата и работниками подразделений внутреннего контроля Государственного бюро расследований принимают участие около 750 кандидатов. Однако в условиях полного контроля надчленами внешней комиссии со стороны политических сил трудно надеяться, что среди этих нескольких сотен лиц будут избраны наиболее незаангажированные, добропорядочные и ориентированные на результат профессионалы.
В конце концов, три параллельные процедуры отбора кадров в ГБР демонстрируют всего один четкий и довольно показательный тренд: большинство запятнанных кандидатов подают документы на топ-должности, и им надлежит пройти три этапа конкурса (тестирование, полиграф и собеседование) именно через внешнюю комиссию. Это значит, что политически аффилированные члены соответствующей комиссии будут пытаться в который раз достичь баланса в закулисном распределении должностей между представителями «партийных» интересов.
Хуже всего то, что даже если две внутренние комиссии наберут адекватных сотрудников, руководить последними будут те, кого изберет внешняя. Как следствие, одна из политических групп сможет оказывать непосредственное влияние на ход уголовных производств, которые будут относиться к подследственности Бюро. Существует только один выход из ситуации — оперативно принять соответствующие изменения в профильный Закон «О Государственном бюро расследований», который отберет у внешней комиссии право избирать руководство Бюро среднего звена.
К счастью, такой законопроект уже ждет принятия парламентом, однако у законодателей до него не доходят руки…
- Информация о материале
ДП «Завод «Електроважмаш» 27 квітня уклало угоду з компанією «AE Svarog OU» (Естонія) про закупівлю обладнання для моніторингу руху транспорту на 988 тис євро, 31,51 млн грн. Про це повідомляється у системі «Прозорро».
Із поставкою до кінця 2020 року замовили 2 500 датчиків швидкості. Ціна за одиницю, виробник, модель та інші деталі підряду невідомі, бо текст договору не оприлюднений. У середньому ціна становить 395 євро, або 12 604 грн. за штуку.
Естонська «AE Svarog OU» зі статутним капіталом 2 500 євро створена у червні 2017 року. Раніше у березні-квітні вона продала «Електроважмашу» датчиків на 40 тис євро.
Нині членом правління цієї фірми є Віталій Іванський 1991 р. нар. Однак раніше до її менеджменту https://www.teatmik.ee/ru/personlegal/14271961-AE-Svarog-O%25C3%259C+&cd=11&hl=uk&ct=clnk&gl=ua">входила ще й Оксана Малініна 1975 р. нар., яка https://www.teatmik.ee/ru/personprivate/147449-Oksana-Malinina+&cd=1&hl=uk&ct=clnk&gl=ua">управляє бухгалтерськими «Aventi OU» і «Aventi Plus OU» з Естонії, котрі реєструють і ліквідують підприємства.
Колись Малініна була членом правління компанії https://www.teatmik.ee/ru/personlegal/12612783-ALLOYS-O%25C3%259C+&cd=1&hl=uk&ct=clnk&gl=ua">«Alloys OU» Ольги Ревчук – депутатки Запорізької міської ради від партії «БПП-Солідарність». Ревчук балотувалася у 2015 році як заступник директора з комерційних питань українського ПМП «Алоінс» Андрія Демидова. Це батько Ольги Ревчук, який також був акціонером ПАТ «Запорізький механічний завод» і бенефіціаром ПрАТ «Ферротрейдінг». Крім того, Олег Ревчук, який свого часу володів «Alloys OU» разом з Ольгою Ревчук, був серед засновників ТОВ «Металскарб». Усі перераховані фірми, крім двох бухгалтерських, є великими постачальниками «Електроважмашу».
- Информация о материале
11 квітня Кабінет міністрів підтримав законопроект «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо посилення відповідальності за порушення виборчого законодавства».
Розробниками законопроекту є Громадянська мережа «ОПОРА», Міністерство внутрішніх справ, Національна поліція, Генеральна прокуратура, Міністерство юстиції та Центральна виборча комісія. Над документом із тривалими обговореннями та дискусіями автори працювали майже два роки.
13 квітня законопроект зареєстрували у Верховній Раді. Тепер автори очікують його успішного ухвалення народними депутатами.
Спецпроект «Вибори вибори» зустрівся з координаторкою Громадянської мережі «ОПОРА» Ольгою Айвазовською, щоб дізнатися, яке покарання загрожує недоброчесним виборцям та на скільки можуть «сісти» організатори підкупів.
Як створювався законопроект «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо посилення відповідальності за порушення виборчого законодавства»:
Після 2014 року «ОПОРА» аналізувала судові рішення і результативність кримінальних проваджень, які було відкрито за фактами порушень, виявлених під час президентських і парламентських виборів. Ми побачили аж 13 обвинувачувальних вироків з дуже м’якими, на нашу думку, санкціями.
Після місцевих виборів 2015 року було вже 69 обвинувачувальних вироків. Водночас, мали місце більш жорсткі санкції, зокрема, щодо підкупу виборців.
Коли ми аналізували процеси і тенденції, то побачили, що є політична воля або спроможність органів правопорядку, учасників виборчого процесу, спостерігачів, кандидатів належним чином фіксувати правопорушення і по процедурі доводити їх до суду або сприяти розслідуванням. Але є і вади в самому законодавстві.
Наприклад, кримінальні провадження відкриваються подекуди за фактом звернення. Але немає достатньої доказової бази, достатньої кількості свідків, заявники мають обмежені права. Через це маємо 422 кримінальних провадження, відкритих у 2015 році, і лише 69 обвинувачувальних вироків.
Таким чином, ми пересвідчились, що законодавство про невідворотність покарання не працює. Тому розробили законопроект «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо посилення відповідальності за порушення виборчого законодавства».
Грошовий підкуп – до 6 років ув'язнення:
Ми намагалися забезпечити адекватне трактування поняттям порушень і відповідні санкції. Жорстке покарання діє на два фронти: привенція, якщо всі потенційні учасники розуміють, що після злочину буде місце і для покарання, то вони в меншій мірі вмотивовані брати в цьому участь; вагома санкція, як-то ув’язнення до 6 років організаторам підкупу дає можливість правоохоронцям вести негласні слідчі дії, збирати належним чином доказову базу, а також затримувати порушників на місці подій.
Наприклад, зараз організатору грошового підкупу виборців загрожує 2-5 років ув'язнення, а це не та тяжкість злочину, яка б сприяла його розслідуванню. Спостерігачі ОПОРИ неодноразово фіксували організаторів та виборців, які зустрічалися на квартирах або і відкрито у дворах житлових будинків, збирали паспортні дані, складали списки, видавали та отримували гроші за зобов’язання голосувати за когось.
Але коли спостерігач викликав на місце події представника поліції, він не міг нікого затримати, вилучити документи, гроші. Працівнику поліції необхідно було звертатися до суду. Поки суд ухвалював рішення, усі учасники подій мали право йти додому– ні фактажу, ні доказів, ні фігурантів.
Тобто після прийняття цієї зміни, умовно, кандидат, член виборчої комісії, спостерігач, журналіст звертається за інформацією до поліції. Якщо є достатні підстави, відкривається кримінальне провадження і збирається належна доказова база, яка спрацює вже під час судового процесу.
Таким чином, уся сітка підкупу буде розслідуватися, а не якась індивідуальна історія конкретної людини, яка передала 300-500 гривень виборцю. Найважливіше – зупиняти мережеві схеми підкупу, а не карати окремо взятого студента чи пенсіонера.
Також є можливість інкорпорувати в систему працівника поліції під прикриттям, який прийде, все це зафіксує.
Виборцям – до 2 років за «гречку»:
Підвищується відповідальність для самих виборців. Раніше максимальна санкція була 2 роки обмеження волі або громадські роботи, штрафні санкції. Сьогодні ми пропонуємо 2 роки ув’язнення.
Чому це максимальна санкція? Для того, щоб виборця можна було затримувати на місці події, без санкції суду і тоді вже вчиняти слідчі дії. Це важливо тому, що довести будь-що і належним чином підготувати документи до судового розгляду потрібно, маючи певні повноваження.
Технічним кандидатам – обмеження волі до 6 років:
Раніше технічні кандидати як проблематика взагалі не були відображені в законодавстві.
Коли недобросовісна конкуренція призводить до того, що на окрузі є 5 кандидатів з одним іменем, прізвищем, по-батькові, місцем роботи, то це проблема. Частина цих кандидатів в офіційному порядку змінюють персональні дані за місяць-два до старту виборчої кампанії.
І це однозначно є передумовою для того, щоб говорити, що це технічний кандидат. Переважно такі учасники кампанії не проводять жодних агітаційних заходів, зустрічей з виборцями, не відкривають власних виборчих фондів. Їхня роль – введення в оману громадян та хаос у бюлетені.
Або ж мета технічних партій – отримати квоту в складі виборчих комісій за результатами жеребкування та продати ці місця потужним гравцями. Або ж кандидати-технарі працюють спойлерами і ведуть кампанію проти конкурентів основних суб’єктів та не мають жодних амбіцій перемагати.
Технічних кандидатів та партії не можна розпізнати за назвою, іменем та покарати за це, але вони нестимуть відповідальність до 6 років ув’язнення, якщо буде доведено факт отримання коштів та продаж свого пасивного виборчого права.
Розголошення таємниці – від 2 до 5 років в'язниці:
Вибори не є демократичними, якщо не захищено таємницю голосування, що є одним з базових міжнародних стандартів. Проблема в українському контексті має дві складові. Це розголошення змісту волевиявлення в приміщенні для голосування, що може трактуватися як агітація або тиск, якщо виборець, припустимо, – ректор вишу, або головлікар, або сільський голова.
Або ж це ознака контрольованого голосування, коли студент, ув’язнений чи пацієнт змушений показати свій бюлетень представникові адміністрації, що може бути ознакою попереднього тиску, залякування, погроз або і підкупу.
Якщо законопроект ухвалять, то розголошення змісту волевиявлення в приміщеннях для голосування членом виборчої комісії, кандидатом або спостерігачем каратиметься не до 3 років ув'язнення, як зараз, а до 5. Якщо ж розголосить сам виборець – то покарання може бути до двох років ув'язнення.
Виборча «благодійність»– покарання від 2 до 6 років:
Можемо говорити про агітацію шляхом надання неправомірної вигоди. Зараз вона взагалі не має санкцій для фізичних осіб. Тобто, якщо кандидат подарував якісь технічні засоби, комп’ютери школі чи обладнання медичному закладу – це карається законом станом на зараз, а от фізичним особам – ні.
Коли писали зміни до Кримінального кодексу у 2014 році, то пропустили фізичних осіб, хоча припускаю, що не випадково. З іншого боку, товари, послуги, цінні папери, тобто не гроші – також передбачені законом, і ця «дірка» в законі дає можливість для виборчої благодійності, яку би нам хотілося усунути як маніпулятивний фактор.
Звісно, між виборами це не може каратись, адже нема юридичних та правових підстав для такої діяльності. Тож кандидатам потрібно зменшити свій запал меценатів на пару місяців, що збільшить рівність різних учасників виборів.
А що з негрошовим підкупом?
Буде досить деталізоване поняття підкупу, в тому числі негрошового. Наприклад, стаття 160 Кримінального кодексу була введена у 2014 році, але запрацювала за три дні до парламентських виборів. Що було проблемою, адже тривалий час ці зміни не підписувалися президентом.
Зараз ми пропонуємо не лише ввести поняття товари і послуги, а й поняття продукти харчування, тютюнові й алкогольні вироби для того, щоб ні ЦВК, ні правоохоронці ніяк це неправильно не трактували. Якщо є факт передачі продуктів харчування з агітаційною метою – це повинно підпадати під відповідальність.
У 2014 році, коли збільшувалася санкція за підкуп, створено умову для замкнутого кола «організатор підкупу – виборець, що продав свій голос» . Підвищилася відповідальність для організаторів, замовників підкупу і було введено відповідальність для виборців. Водночас не передбачили жодних винятків.
Сьогодні ми пропонуємо, якщо виборець чи учасник схеми підкупу першим повідомляє про вчинення злочину і готовий свідчити, тоді він звільняється від відповідальності. Втім, таке пом’якшення не буде вживатися до тих осіб, яким було вручено підозру під час досудового слідства.
Таким чином, ми спонукаємо виборців повідомляти про злочин навіть якщо на якомусь етапі вони погодилися взяти участь у цій схемі, а потім розкаялися і були готові співпрацювати з правоохоронцями.
Фальсифікаціям – ні!
Щодо інновацій, які стосуються фальшування виборчої документації і складання протоколу про підсумки голосування з порушенням процедури.
Станом на сьогодні це є порушеннями одного типу і категорії. У територіальних виборчих комісіях та окружних виборчих комісіях так зване «уточнення протоколу» відбувається в масовому порядку на всіх виборах. Переважно у 99% випадків це не фальшування.
Тобто є певна технічна інформація в протоколі, яка не стосується результатів волевиявлення, але стосується балансу бюлетенів по тих чи інших категоріях. І якщо члени комісій знайшли помилку, то, відповідно до процедури, всі члени ДВК повинні повернутися назад у приміщення для голосування і в повному складі скласти уточнений протокол.
Так як це додаткова логістика, час та зусилля, члени комісій не повертаються, а «виправляють усе» технічно в коридорі. Це порушення, але станом на сьогодні воно кримінальне. На нього ніхто не звертає увагу, бо органам правопорядку, спостерігачам досить складно працювати з цією тематикою.
Як це працюватиме?
До прикладу, відкрилася би кримінальна справа, де офіційний спостерігач був би заявником або свідком. Після закінчення офіційної виборчої кампанії він уже втрачає цей статус, є просто фізичною особою. А кримінальна справа розслідується місяцями, подекуди роками.
Тому ми зійшлися на тому, що варто декриміналізувати цю норму вже і сьогодні-завтра притягувати до відповідальності. Але в межах адміністративного процесу.
Наприклад, зафіксовано факт «уточнення протоколу». Спостерігач, член виборчої комісії, кандидат, довірена особа мають право скласти адмінпротокол, звернутися до поліції і в той же день передати справу до суду. І в той же день, або на наступний, буде винесено рішення по процедурі, і члени комісії, які здійснювали порушення, отримають санкцію у вигляді істотного штрафу.
Але ми залишаємо кримінальним порушенням факт фальшування протоколу, коли вносяться недостовірні відомості у зміст протоколу і змінюється кінцевий результат.
Це не є якісь «драконівські» норми. Навпаки, частково вони переводять санкції з кримінального процесу до адміністративного.
- Информация о материале
Страница 55 из 1561
