Истерика в России по поводу предоставления Украине оборонительного летального оружия из США свидетельствует о том, что поведение россиян в ответ на вероятные поставки Киеву Javelin было просчитано наперед. Вместе с тем, президента РФ Владимира Путина все больше загоняют в угол, и Украине следует быть готовой к любому развитию ситуации. Такое мнение «Апострофу» высказал военный обозреватель Юрий Карин.

Как минимум странно со стороны агрессора, загнавшего на Донбасс тысячи единиц наступательного вооружения, устраивать такие истерики по поводу получения Украиной оборонительного летального оружия. И бурная реакция путинского окружения свидетельствует о том, что поведение россиян в ответ на предоставление Javelin было просчитано, и что кроме истерик со стороны агрессора тут другого не будет.

Почему истерят? Тут все просто. У Путина три месяца до «выборов» (марта 2018 года, - «Апостроф»). Внутри страны ему удивлять народ нечем. Кроме сталагмитовых петушков, побед нет. Скорее наоборот. Мы видим еженедельно какие-то ограничительные меры в отношении них: это продление санкций Евросоюза, попадание Рамзана Кадырова и ближайшего криминального окружения Путина в отдельные санкционные списки. Плюс новые «плюшки» в виде санкций для «виолончелистов» и российской экономики. Добавим сюда разоблачение разведками военных преступлений Кремля. Абсолютно ничего хорошего для человека, который себя переназначает на следующий срок.

На внутреннем фронте нет побед и не предвидится. Можно было бы, конечно, по накатанному пути расшатать ситуацию по «объединению нации» с помощью терактов, условного Каширского шоссе 2.0 (террористический акт на Каширском шоссе был частью серии терактов, осуществлённых в российских городах 4-16 сентября 1999 года, - «Апостроф»). Но и тут вмешивается ЦРУ, предотвращая кровопролитие в Питере.

И на дипломатическом фронте побед нет. Просто позор во Вьетнаме, плохая постановка в Сочи… При этом надо тянуть лямку миротворца, делать хорошую мину при плохой игре с отсутствием возможности разыграть свою «миротворческую» инициативу с замораживанием конфликта.

После очередного вывода непонятного количества россиян из военно-наемнического контингента в Сирии на внешнеполитической арене из активных тактико-военных действий у Путина осталась только Украина. Оккупированный Донбасс с несколькими десятками тысяч гибридных вояк и тысячами единиц бронетехники и артиллерии. То место, откуда можно гнать картинку для «ваты» о вреде революций и «гражданской» войне аж до самих выборов.

Расшатывая ситуацию изнутри. Желательно без «большой войны» и захвата новых территорий. За это можно получить усиление санкций и по зубам. Возросшая мощь украинской армии плюс моральный фактор – Javelin. Цена агрессии возрастает на порядок. От полюбившейся «тактики котлов» приходится отказываться. Но провокации со стороны боевиков продолжаются и будут продолжаться до выборов.

То есть предоставление нашей стране летального оружия, в том числе Javelin, охлаждает военный пыл противника. Поэтому режиму Путина приходиться истерить. «Испепеляющий сенатор», пугающий холодной войной путинский банкир Греф и так далее. Для «коллективного Путина» приближается то время, когда надо бояться по-настоящему, пожинать плоды кровопролитий и нести ответственность за содеянное. И если они не могут побеждать действиями, то будут пытаться делать это словами. Информационная война Кремлем проиграна, но не окончена.

Само по себе предоставление США летального оружия, в том числе Javelin, не является панацеей от российской агрессии. Важны как военная помощь, так и моральное удовлетворение от поддержки нас остальным миром. Но за три месяца до выборов может случиться все что угодно. Ведь сейчас хозяин Кремля в положении загнанной в угол крысы. И нам следует быть готовыми к любому развитию ситуаций.

Особенностью будущей президентской кампании вероятно будет участие, кроме молодых и старых политических сил, экзотических политиков (экзополитиков), типа певцов, артистов эстрады, проповедников, писателей, спортсменов и просто оригинальных личностей, рядом с которым выходки Ляшко покажутся невинными шалостями выпускника детского дома. Их будет много, но Центризбирком пропустит на избирательную кампанию, прежде всего, трех наиболее оригинальных и нужных персонажей.

Это популярный среди молодежи украинский певец Вакарчук, которого сейчас активно раскручивают в качестве восходящей политической звезды, не имеющей ни опыта ,но и никаких недостатков. Это будет экзполитик, который вырастет на наших глазах в стерильных условиях, благодаря опытным политехнологам и мощной поддержки власти. За этим политиком, почти не скрываясь стоит Пинчук-Порошенко.

Вторым экзополитиком, кандидатом в президенты Украины будет известный украинский эстрадный актер, звезда и руководитель юмористической передачи «95 квартал»- Зеленский. Он прекрасно сыграл в фильме «Слуга народа» типичного украинского политика в типичных условиях. Теперь ему осталось попробывать себя в реальной политике.Его демонстративно будет двигать в политику другой олигарх- Коломойский, который не скрывает своей враждебности к Пинчуку-Порошенко.

Кроме того, политехнологи президента Порошенко усиленно ищут альтернативу Тимошенко на президентских выборах среди женщин. Это будет аналог проекта Кремля – « украинская Собчак». Сейчас идет конкурс на эту роль (Луценко, Геращенко, Богословская и т д).

Но зачем власти и олигархам тратить усилия и огромные деньги на то чтобы «всучить» украинцам какого-нибудь оригинального экзополитика? Тут много причин. Таким образом власть пытается превратить избирательную кампанию в сплошной карнавал, политическое ток-шоу, что позволит избежать отчета перед народом, отказаться от серьезного разговора между недовольными избирателями и непопулярным президентом Порошенко.

Кроме того, выдвижения этой тройки экзополитиков свидетельствует о том, что впервые в истории Украины украинские олигархи не имеют единой кандидатуры на выборах. Каждый будет двигать своего кандидата и при этом клясться президенту Порошенко в верности и поддержке на выборах. Никто не хочет повторять печальный опыт Ахметова, который уговорил всех олигархов поставить в 2010 году на судимого Януковича, а потом тратить столько сил на его свержение(Майдан). Никто не хочет повторять печальный опыт олигарха Фирташа, который уговорил всех олигархов поставить в 2014 году на олигарха – Порошенко, который тут же стал перераспределять олигархическую собственность и украинскую власть в свою пользу. А теперь они не знают, что с ним делать, ибо бояться, что уход Порошенко с политической арены может привести к свержению олигархического строя в Украине. Тем более, что каждый новый президент оказывается хуже и опаснее предыдущего. Правда, было время президента Ющенко, который мало интересовался реформами, «тюрьмами для бандитов», судьбой Украины и заботливо вырастил под свои крылом двух будущих президентов - Януковича и Порошенко. Его правление остались в памяти украинских олигархов как «золотое время», когда они разворовывали страну, не обращая внимания, ни на президента, ни на украинцев

Поэтому сейчас перед олигархами есть два пути. Либо перестроить политическую систему (изменения в Конституции) от парламентской-президентской к чисто парламентской, либо выбрать своими силами, не опираясь на политические предпочтения украинского электората, слабого президента типа Ющенко и править за его спиной. Вот для чего в избирательной кампании президента Украине Порошенко и олигархам нужна эта тройка популярных экзополитиков -Вакарчук, Зеленский и «укрсобчак». Поэтому, чем ближе мы будем к выборам и чем меньше будет шансов Порошенко победить на выборах, тем чаще украинский политикум будет склонятся к тому, что в стране должен быть сильный премьер-министр и слабый президент. И в результате, к началу избирательной кампании, мы увидим в связку, например, популярного молодой экзополитика Вакарчука, как кандидата в президенты и кандидата на будущего премьер-министра …Порошенко, который будет опирается на свое парламентское большинство. Такой фокус уже проделывали в России, поменяв местами сильного премьер-министра Путина на слабого президента Медведева. Так что Кремль правильно поймет тайный план нынешнего, крайне непопулярного президента Порошенко лучше других. Кстати, точно такой маневр хотел провести в Грузии и Саакашвили, который после десяти лет правления поменял Конституцию и надеялся стать сильным премьер-министром, но не получилось.

А участие Зеленского в президентской компании станет сильный противовесом популярному Вакарчуку и хорошей разменной монетой для Коломойского в торге с реальными политическими тяжеловесами.

Так что нас ждут веселый и интересные времена. Печально, только то, что у Украины уже нет, ни сил для веселья, ни времени для очередных олигархических экспериментов. Нужна серьезная и честная перезагрузка всей политической машины, а не «эстетизация» политики.

Мінекономрозвитку на виконання доручення свого боса Степана Кубіва 20 грудня розіслало рекомендації замовникам «щодо протидії зловживанням недобросовісним оскарженням» за підписом директора департаменту регулювання публічних закупівель Л.В.Лахтіонової. Уже перший пункт повертає нас у старі добрі часи арештів і розстрілів:

«Подавати заяви про вчинення кримінальних правопорушень, пов’язаних з поданням скарг до органу оскарження, до правоохоронних органів. Зокрема, зазначені порушення можуть стосуватися фіктивності підприємств, зловживання повноваженнями службовою особою юридичної особи приватного права незалежно від організаційно-правової форми, службовим підробленням, наданням недостовірної інформації, тощо».

На щастя в плані жахіть цим і обмежились, не включивши до рекомендацій розстріли та розплавлений свинець в горло скаржникам, будь-кого з яких замовник на своє внутрішнє переконання може визначити «зловживаючим недобросовісним оскарженням» і натравити на нього поліцію та прокуратуру.

Далі йдуть більш мирні пункти, від яких віє самоочевидністю рекламних роликів на кшталт «не хочеш підчепити хворобу – вдягай презерватив». Але саме ця самоочевидність і вказує, що все це – просто приступ бюрократичного абсурду, який має показати, що влада щось робить. Так, робить. Але лише маскує хворобу, а не лікує.

Із поданням заяв на кримінал все зрозуміло. МЕРТ, так би мовити, дає замовникам моральну індульгенцію на кошмаринг учасників, які з будь-яких мотивів можуть не подобатись замовнику. Наприклад, замовник заточує торги на розпил по завищеній ціні, а якийсь учасник послідовно оскаржує в АМКУ дискримінаційні вимоги. І замовник замість того, щоб знизити очікувану ціну і перестати пхати все нові й нові дискримінаційні забаганки, продовжує те саме, і, зрештою – просто не може закупити необхідне устаткування. У такій ситуації замість того, щоб «посадити в тюрму» заточеного на розпил замовника МЕРТ фактично дозволяє «саджати в тюрму» скаржника, який тільки й хоче, щоб перемогти на тендері в конкурентній боротьбі з більш вигідною для держави(!) ціною.

Поїхали далі.

У якості боротьби з тендерними тролями замовникам пропонується «подавати заяви про антиконкурентні узгоджені дії з метою спотворення результатів торгів».

Ось вам невеличкий тест. Крупний замовник вже кілька років поспіль розігрує кількасот мільйонів на запчастини одного виробника, що належить нардепам від БПП, між двома «прокладками», які дозволяють собі не тільки однакові довідки, а й навіть приходити на торги без досвіду поставок таких запчастин. Але конкурент-виробник цього року кілька разів вдало оскаржив в АМКУ цей розпил, пропонуючи свій товар на 17% дешевше. Як гадаєте, замовник подав в АМКУ скаргу на «антиконкурентні узгоджені дії»? Чи викинув дешевшу фірму, яка потім оскаржила в АМКУ ці дії замовника і перемогла, що у свою чергу знову не дало замовнику змоги вчасно закупити необхідні запчастини? І знаєте що зробив замовник далі? Ні, не змирився. Саме замовник пішов до суду доводити, що АМКУ був неправий. Неправий у тому, що визнав досвід поставок дизельного палива НЕаналогічним досвіду поставок рейкових скріплень. Тобто суддя Смолій Окружного адмінсуду Києва рішеннямвід 14 грудня взяв і викинув в унітаз правило АМКУ про визначення аналогічного досвіду поставок по четвертому знаку в коді товару.

Так, це поки що лише перша інстанція. Але ще раз. Замовник, а в даному випадку це був «Центр забезпечення виробництва» Укрзалізниці, довів через суд, що для визначення аналогічного досвіду абсолютно неважливий досвід постачання конкретного товару. Тобто тепер ви можете з довідкою про постачання бітуму прийти на тендер по лікам, і вас не зможуть викинути звідти за відсутність досвіду роботи з ліками. Ви можете з досвідом поставок дров прийти на тендер по поставці запчастин для літаків. А що такого? Гулять так гулять, живемо – один раз, і хочеться це зробити по-багатому.

І що характерно, для підкріплення своєї позиції тендерники залізниці принесли в суд ще один лист від Мінекономрозвитку №330-06/3812-06 від 7 лютого 2017 року за підписом директора департаменту регулювання публічних закупівель Олександра Стародубцева. Так-так, саме попередника Лілії Лахтіонової, що нині рекомендує замовникам подавати заяви в прокуратуру на учасників, які оскаржують дискримінаційні умови тендерів.

І наостанок ще раз про пекельну чудасію рекомендацій МЕРТу.

Вони взялись до справи через палке бажання Володимира Гройсмана розігнати всяких босяків, які оскаржують в АМКУ  дуже потрібні прем’єр-міністру закупівлі сканерів для митниць та вантажних вагонів для залізниці. Тут є різні підводні камені, але сенс один – заплановане Гройсманом свято ґешефту зривають скаргами в АМКУ. Прем’єр вже насилав на той орган перевірки, але отримав по рукам з Адміністрації президента. Прем’єр вже публічно проклинав голову АМКУ, але отримав холодний ігнор з боку Генпрокуратури, у стінах якої навіки замерзла справа «Тедісу». Тепер ось такий спам.

Тому ще раз повторю. Якщо тобі потрібні сканери – розбирайся з Насіровим, якого рятує від НАБУ і тюрми угрупування Грановського. Якщо тобі потрібні вагони – розбирайся з Кононенком, який знаходиться на вершечку телефонної піраміди «Максмед»-»Трейд коммодіті».

А якщо потрібні системні зміни правил гри, то розбирайся з замовниками, які шиють в тендерну документацію солодку «маржу», яка насправді і є тією системною проблемою, з якою потрібно боротись. МЕРТу – в тому числі.

В следующем году президенту России придется принять решение по Донбассу, и если Владимир Путин не уйдет с оккупированной части Востока Украины, у него могут возникнуть серьезные проблемы.

О том, каким был 2017 год для украинской армии и чего ждать на фронте в 2018-м, в интервью «Апострофу» рассказал координатор группы «Информационное сопротивление», член комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны ДМИТРИЙ ТЫМЧУК.

Общая картина в 2017 году

Во-первых, 2017 год начался с довольно мощной эскалации. Январь-начало февраля — это события в Авдеевке, когда противник довольно таки серьезно и мощно проводил обстрелы и попытки наступательных операций тактического уровня. В то же время, по нашим данным, россияне проводили тестирование той системы логистики оккупационных войск, которую они создали на Донбассе. Во-вторых, система управления. И везде у них обнаружились проколы. Понятно, что Вооруженные силы Украины в январе-феврале 2017 года – это был вариант не 2014 и даже не 2015 года. То есть оккупанты получили по зубам очень быстро и задорно. В то же время россияне сделали ряд выводов для себя.

Обнаружилось, что накопление материально-технических ресурсов, в первую очередь боеприпасов, себя не оправдывает. Буквально за несколько дней по основным типам и калибрам боеприпасов - это касается минометной и ствольной артиллерии - подразделения оккупационных войск, которые были задействованы, исчерпали практически все запасы, и дальше снабжение осуществлялось фактически с колес. Россиянам это жутко не понравилось, поскольку они считали, что за 2015-2016 годы они создали серьезную систему баз, складов и арсеналов для того, чтобы проводить операции оперативно-тактического уровня. А тут оказалось, что они даже в серьезный период эскалации и на тактическом уровне выдержать не могут.

Система управления тоже показала себя не с лучшей стороны. И именно на основании этих событий, в которых ВСУ показали, что готовы к любым сюрпризам со стороны оккупантов и готовы в любое время выполнять боевые задачи, несмотря на те силы и средства, которые задействуют оккупанты на том или ином направлении или участке. После этого россияне сделали серьезный шаг – переподчинение «первого армейского корпуса ДНР» и «второго армейского корпуса ЛНР». Если ранее они были в оперативном подчинении центра территориальных войск Южного военного округа РФ, то после этого, с марта 2017 года, оба армейских корпуса были переведены в подчинение восьмой общевойсковой армии РФ. Соответственно, все оперативные планы стали рисоваться в штабах восьмой российской армии, как и рисуются сегодня.

Весь этот год «первый корпус ДНР» и «второй корпус ЛНР» «кошмарили» различными инспекциями и проверками. Вскрыты куча недостатков, колоссальные схемы воровства, разворовывания финансовых, материально-технических ресурсов и так далее. Но, поскольку сплошь и рядом в этом задействованы так называемые российские советники и все ушло на самый верх, то есть на уровень российских советников в штабе «первого АК ДНР», то бороться с этим стало довольно сложно. Это мы говорим о том, что видели с той стороны.

Для нас все эти события не принесли какого-то облегчения в ведении боевых действий. Россияне взялись очень сильно за дисциплину, за управляемость, за комплектование профессионально подготовленными кадрами своих подразделений. Очень серьезную сделали ставку на подготовку специалистов по наиболее востребованным специальностям – это касается механиков-водителей, командиров, операторов-наводчиков в мотострелковых и танковых подразделениях, артиллеристов, корректировщиков и так далее.

На сегодня, когда проводятся обстрелы с использованием той же ствольной артиллерии, из последних событий - в районе Новолуганского, Травневого, когда действовали подразделения реактивной артиллерии боевиков с территории Горловки, мы видели, что уровень их артиллеристов стал на голову выше. То есть те мероприятия, которые в основном проводились на протяжении сентября-декабря 2017 года, дают плоды, и это тревожный звонок для нас, с одной стороны.

С другой стороны, Вооруженные силы Украины все это время тоже не сидели сложа руки. Если говорить о том, как трансформировались наши войска даже за последний год, и сравнить с тем, что было в 2013 году, то можно привести показатель, который будет достаточно красноречивым. Выйдя на пенсию в запас в 2011 году, я помню, что на тот момент проведение батальонно-тактических учений в ВСУ было событием масштаба страны. Когда проводилось любое БТУ, привозилось много журналистов, военных атташе из Киева, показывали, как доблестная украинская армия проводит батальонно-тактические учения. Если в течение года их проходило до пяти штук в сухопутных войсках (вплоть до 2013 года), то это было большим событием для армии. И другая картина. На протяжении только этого года в сухопутных войсках уже проведено 26 учений бригадного уровня, то есть уровнем выше, чем БТУ. До 2014 года про бригадные учения в украинской армии вообще никто не говорил. Если бы кто-то заикнулся об этом, то это бы восприняли даже не на уровне научной фантастики, настолько это было нереально. И только за этот год наши войска провели 26 учений бригадного уровня, а батальонно-тактических учений проведено порядка ста. То есть мы можем оценить, какой уровень подготовки.

К примеру, в воздушных силах наши летчики имеют налет, приемлемый даже по западным меркам — 100-120 часов, что является нормой.

На протяжении этого года мы можем оценить, насколько вырос уровень военной подготовки – и это несоизмеримо с предыдущими показателями. Соответственно, это отражается на том, насколько профессионально действуют наши войска на фронте.

Не секрет, что в 2014-2015 годах во время проведения шести волн мобилизации, когда на фронт отправлялись люди, теоретически имеющие военно-учетные специальности, но, на самом деле, не служившие в армии, то, понятное дело, они попросту не имели навыков. Соответственно, если сравнивать те же сухопутные войска 2017 года, когда приходят контрактники, которые проходят достаточно серьезный и напряженный курс боевой подготовки и только после этого направляются в зону АТО, с армией 2014-2015 годов, то мы видим колоссальную разницу.

2017 год стал показательным как раз в том плане, что мы провели тестирование системы своей боевой подготовки, тестирование процесса обновления вооружения и военной техники, а также тестирование системы обеспечения Вооруженных сил.

Военный бюджет: как было и где взять деньги

Есть очень большая проблема. Украинский парламент сделал очень опрометчивый шаг, когда в прошлом году заложил в военный бюджет шкуру неубитого медведя. Туда были вбиты средства от спецконфискации, имеются в виду «деньги Януковича», за которые Вооруженные силы якобы должны были проводить модернизацию и закупку новых образцов вооружений. Но украинский парламент так и не принял соответствующий законопроект, соответственно, гособоронзаказ был полностью сорван.

В этом году Верховная Рада такой ошибки не допустила. Но к лету этого года даже с готовым документом мы получили практически нулевой результат. Гособоронзаказ был выполнен лишь на 5 процентов. До конца года, прилагая титанические усилия, мы никак не выполним гособоронзаказ. Было проведено заседание комитета ВР по вопросам нацбезопасности и обороны, на котором участники процесса (Укроборонпром, Минобороны, директора заводов), называли разные причины недовыполнения гособоронзаказа. Но, как мне кажется, именно это заседание стало толчком к решению многих проблем. После того, как эти бюрократические процессы были выведены на свет Божий, подвижки пошли. Заводы начали получать средства, соответственно, закипела работа по модернизации бронетехники. Хотя на 2017 год гособоронзаказ также не будет выполнен, но у нас намного лучше показатели, чем в 2016 году.

Говоря о бюрократических играх, мы получаем абсолютно неприемлемую ситуацию. Идет война, и понятно, что Вооруженные силы несут потери, ведя боевые действия. То есть технику необходимо восстанавливать, ремонтировать, модернизировать, на это есть деньги в бюджете на текущий год, а в это время бронетанковые заводы не имеют заказов, стоят перед тем, что нет средств даже для выплаты зарплаты рабочим. Для воюющей страны это даже не анекдот, а какая-то фантасмагория. Но, тем не менее, это наша украинская реальность.

Я не знаю, какой ситуация будет в 2018 году. Но те средства, которые заложены в госбюджет на следующий год, позволяют выполнить полностью гособоронзаказ так, как его видит Министерство обороны. Однако я боюсь загадывать, какую роль сыграют бюрократические игры и насколько эти средства будут реализованы.

Военная помощь: что получает Украина

Когда мы говорим об иностранной военной помощи, в первую очередь американской, я бы говорил даже не о суммах, а о том, как именно и на какие вещи они будут направлены.

Для примера. Когда началась война на Донбассе, США и все цивилизованное общество поняли, что речь идет о военной агрессии России, а не о каком-то внутреннем конфликте. Конгресс начал выделять средства для военной помощи Украине. Но проблема в том, что последнее слово было за президентом Соединенных Штатов, тогда Бараком Обамой. И он нашел интересное решение проблемы. Чтобы, с одной стороны, реализовать те средства, которые выделяет Конгресс на военную помощь Украине, но, при этом, чтобы эта реализация как можно меньше раздражала Россию. Львиная доля этих средств пошла на инструкторские миссии, которые касались не только Вооруженных сил, а и Национальной гвардии, других вооруженных формирований. Такие миссии проводились во Львовской области, в Яворовском учебном центре. По мнению тогдашней администрации Белого дома, это не должно было особо раздражать россиян. Понятно, что это намного меньший раздражитель, чем если бы Обама начал давать Украине Javelin. Тем не менее он отчитывался, что военная помощь Украине идет. Хотя уже на тот момент наши военнослужащие, имея реальный боевой опыт на Востоке Украины, могли дать не меньше в плане боевых навыков, знаний как раз в формате ведения гибридной войны, чем иностранные инструкторы нам. Но эти средства были потрачены.

То же самое касалось и других направлений помощи — военных материально-технических ресурсов. Все, что поступало к нам, никак нельзя назвать не то, что оборонительным, а просто летальным вооружением. И даже когда мы стали получать столь нужные для нас вещи, вроде контрбатарейных радаров, тоже были нюансы. На сегодняшний день мы получили порядка 50 РЛС контрбатарейной борьбы. Однако то, что приходило при Обаме, можно было использовать только для фиксирования ситуации. В чем смысл таких РЛС? Они обнаруживают, откуда ведется артиллерийский огонь противником. Соответственно, сразу по этим данным должны вестись контрбатарейные меры, наша артиллерия должна открывать огонь по этим же координатам. Однако функция корректировки нашего огня была технически устранена из этих радаров. Таким образом, это бы замечательно подошло для ОБСЕ, но для ведения боевых действий применение таких РЛС было сомнительно.

Здесь еще вопрос к ВСУ. Мы знаем, что во время событий под Дебальцево была информация, что два таких радара были оставлены нашими подразделениями. И тут как раз срабатывал фактор, о котором говорили эксперты еще до событий под Дебальцево. О том, что оружие, которое передается ВСУ, завтра может оказаться в руках боевиков.

Комитет ВРУ по вопросам нацбезопасности и обороны заслушивал командиров конкретных подразделений, в распоряжении которых были американские РЛС контрбатарейной борьбы и которых обвиняли в том, что они оставили россиянам эти РЛС под Дебальцево. Мы получили подтверждения, что эти РЛС были полностью выведены из строя и восстановлению не подлежали. Однако это негативно повлияло на дальнейшие дискуссии по предоставлению Украине летальных вооружений.

Мне кажется, те события напугали не столько американцев, как наших генералов. По моим данным, на сегодняшний день такие контрбатарейные радары находятся на складах и не используются в зоне АТО. С одной стороны – понятно, потому что Украина строго придерживается Минских соглашений. На передовой мы не используем тяжелое вооружение, в том числе и артиллерию, а только стрелковое и пехотное вооружение. Тем не менее мы оставляем за собой возможность в случае эскалации вернуть тяжелые вооружения на исходные позиции и применить их против противника. И эти РЛС контрбатарейной борьбы должны быть в составе подразделений, которые находятся в готовности выдвинуться в первую линию в случае необходимости.

Военная помощь: что нужно Украине

Мы понимаем, что вопрос Javelin пока завис в воздухе, но уже есть решения со стороны Белого Дома (разговор состоялся до появления данных о том, что президент США Дональд Трамп готов предоставить Украине летальное оружие, в том числе и Javelin, - «Апостроф»). По другим направлениям Украине предлагают оборудование и технику, которая касается не только сухопутных войск. Мы должны не забывать о других подразделениях Вооруженных сил, поскольку у нас там далеко не самая радужная ситуация.

По ВМС. После того, как основные средства и силы флота были «отжаты» россиянами в Крыму, сегодня мы имеем в составе ВМС то, что нам удалось вывести оттуда.

По ВВС. В принципе, мы можем закрыть вопросы по транспортной авиации. У нас есть «Антонов», который является одним из мировых лидеров среди авиапроизводителей такой техники. А вот по боевой авиации у нас большие проблемы. Причем и по штурмовой, и по истребительной авиации. Здесь можно делать ставку на модернизацию. Однако возникает вопрос, насколько украинский ВПК может модернизировать своими силами нашу штурмовую или истребительную авиацию. Что касается закупки новых единиц боевой авиации, то мы на сегодняшний день этот вопрос даже не рассматриваем.

Изначально ВСУ делали ставку на модернизацию, и это понятно. Модернизировать 5 танков по цене закупки одного — понятно, в какую сторону делать выбор. Однако здесь тоже не так гладко. Мы видим претензии к схеме танка «Булат» Т-64 БМ, который был разработан в Украине. На сегодня наши военные выводят их в резерв, так как они себя не оправдали в зоне АТО. Поэтому необходимо понимать, на что мы будем делать ставку дальше.

Есть успешный вариант с модернизацией танка Т-72. Но нужно понимать, чем отличается Т-72 от Т-64. У профессиональных танкистов свои критерии – это легкость в эксплуатации, в ремонте и так далее. Но с политической точки зрения лучше Т-64, который разработали и производили в Украине, а Т-72 изготавливался на «Уралвагонзаводе» в Нижнем Тагиле. То есть с политической точки зрения для нас лучше делать ставку на модернизацию нашего танка.

Вопросы существуют по всем видам войск. В меру возможностей они решаются. Один из видов успешного разрешения вопроса – это то, что в Украине в этом году освоен выпуск артиллерийских боеприпасов необходимых калибров, наиболее задействованных. Для нас это большое подспорье. Я знаю, по каким ценам мы закупали боеприпасы последние два года — это дорогое удовольствие. Учитывая, что у нас не настолько напряженные действия в зоне АТО, понятное дело, расход боеприпасов не настолько большой. Тем более, что сейчас артиллерию фактически не используем, в отличие от той стороны. Однако понятно, что мы должны быть готовы к любому сценарию, любой эскалации.

Опять-таки, по тем событиям, которые мы наблюдаем последние несколько дней, мы должны понимать, что наши Вооруженные силы должны быть обеспечены полностью по всем категориям — начиная от боеприпасов и стрелкового оружия и заканчивая реактивной артиллерией.

Война с Россией: чего ждать

Долгое время Россия ожидала, когда Украина плюнет и скажет, что Минские соглашения похоронены. И Кремль сможет сказать: вот видите, Украина сорвала соглашения, она против мирного диалога. Сейчас Путин пошел на шантаж, когда начал заявлять, что минский формат имеет низкую эффективность, когда начинает выводить своих офицеров из состава СЦКК. Тут уже Украина застыла в предвкушении, мол, завтра можно будет сказать, что Путин сорвал все Минские договоренности.

Но, на самом деле, эта игра в «кошки-мышки» продолжается не первый год. Все понимают, французы, немцы, россияне и, тем более, мы, что Минск — это мертворожденное дитя. Эти разговоры про дорожную карту – не более, чем клоунада. Все это понимают, но нужно делать серьезные лица, потому что альтернативы как бы нет. Сколько будет продолжаться этот цирк, пока непонятно. Но выборы в России (выборы президента РФ в марте 2018 года, - «Апостроф») могут стать какой-то отправной точкой.

Для Путина сейчас важно сохранять статус-кво. Американцы через [спецпредставителя Госдепартамента США по вопросам Украины] Курта Волкера начинают делать нелицеприятные предложения, пытаясь изменить ситуацию не в том формате, который нравится Кремлю. Но Путин будет тянуть до выборов этот статус-кво. А после выборов начнутся другие разговоры. Все прекрасно понимают, что российская экономика не в лучшем состоянии. И то, что сейчас сохраняются какие-то социальные гарантии, то это продлится только до выборов.

Тот же Крым довольно таки дорого обходится Путину, война на Донбассе стоит не копейки, санкции берут свое, международная изоляция — все эти факторы в совокупности дают возможность понимать, что для россиян после выборов наступят не самые лучшие времена. Им уже напрямую скажут, что нужно довольно серьезно затянуть пояса, а в России далеко не всем гражданам это понравится.

На этом фоне в России к осени 2018 года может создаться такая социально-экономическая негативная ситуация внутри, что Путину придется что-то решать. Крым, понятное дело, он не отдаст, а вот по поводу Донбасса у него станет вопрос ребром: либо уходить с надеждой на снятие санкций, плюс снять с себя бремя финансирования этой кампании, либо продолжать войну с непонятными последствиями уже внутри своей страны. Что он выберет – пока непонятно. Но в Кремле прекрасно понимают, что этот выбор скоро настанет.

То есть после выборов в России стоит ожидать серьезных изменений стратегии Кремля. Единственный вопрос, как будет выходить Путин с Донбасса, пытаясь сохранить лицо, потому что это для него принципиально важно.

По рішенням євросудів Мін’юст цього року заплатив вже 98 мільйонів, фізособам в середньому по 43 тисячі.

На порталі використання публічних коштів «Є-дата» оприлюднено дані про платежі Міністерства юстиції по вирокам Європейських судів у 2017 році на загальну суму 96,76 млн грн. Про це свідчать підрахунки «Наших грошей» (скачати весь файл).

На порталі оприлюднено щонайменше 1,8 тис платежів, у призначенні яких було вказано про виконання рішень Європейського суду. При цьому Мінюст не вказував детально назви європейських судів, по рішенням яких проводились платежі.

Найбільший платіж 12,49 млн грн. стосувався позову БСФ Свіссфото АГ (BSF Swissfoto AG) до Державного агентства земельних ресурсів України. Відомо, що ця фірма у 2009 році була підрядником по проекту «Видача державних актів на право власності на землю в сільській місцевості та розвиток системи кадастру». Цей позов розглядався у Постійній палаті Третейського суду в м. Гаага, Нідерланди.

Призначення платежу

Дата оплати

Сума

Відшк.грн.екв.на суму 464395,77дол.США; заявкa 6 від 13.03.17,Ріш. Європ.суду 2010-22 за позовом БСФ Свіссфото АГ (BSF Swissfoto AG) до Державного агентства земельних ресурсів України від 12.02.2014, Вимога ДВ 582/25 від 27.02.17.;без ПДВ.

15.03.2017

12 494 241,26

Пеня зг.Ріш. Єврос.Спр.23465/03 ПРАТ «НВО «Агрокомплекс проти України« від 25.07.13; Вимога ДВ №574/23 від 15.11.17.

17.11.2017

4 288 098,36

Грн.екв.на придб.26851,84 євро, Ріш. Європ.суду 2010-22 БСФ Свіссфото АГ (BSF Swissfoto AG) до Державного агентства земельних ресурсів України від 12.02.2014, Вимога ДВ 580/25 від 25.01.17.;без ПДВ.

28.03.2017

818 981,12

Грн.екв.xxxx євро на 17.05.17; Ріш.Єврос. xxxx/06 від 06.04.17  ПВП № xxxx від 28.04.xxxx.

18.05.2017

803 899,20

Грн.екв. xxxxєвро на 03.07.17; Ріш.Єврос.xxxx/06 від 06.04.17  ПВП № xxxx р.xxxx Дог.xxxx Литвіна Осаанна Грантівна.

04.07.2017

457 347,14

Пер.кош.на к/р№xxxx-Наумік Iван Петрович, IДН xxxx,як пог.боргу згід.ріш.Євросуду №xxxx/08 від 23.06.xxxx

30.05.2017

431 742,56

Грн.екв. xxxxєвро на 20.02.17; Ріш.Єврос. xxxx/05 від 23.09.16  ПВП № xxxx р.xxxx Клеутін Денис Васильович.

21.02.2017

431 742,56

Грн.екв. 15000євро на 20.02.17; Ріш.Єврос. 28472/08 від 23.06.16 «І.Н. проти України» ПВП №53085290 пан І.Н.

21.02.2017

431 742,56

Грн.екв.14700 євро на 07.04.17; Ріш.Єврос.31928/15  від 13.10.16  «Коновальчук проти України« ПВП №53697305 Коновальчук В.Л..

10.04.2017

424 906,56

Грн.екв.xxxx євро на 08.06.17; Ріш.Єврос.xxxx/09 від 19.01.17  ПВП №xxxx  р.xxxx Васіна Лілія Анатоліївна,xxxx.

09.06.2017

382 129,97

Абсолютна більшість платежів зроблена Мін’юстом на імя фізосіб, які судились з Україною в Європейському суді по правам людини. Без урахування лідерів рейтингу, які стосувались спорів юридичних осіб з Україну, то по решті виплати в середньому склали 43 тис грн.

Раніше у Міністерстві юстиції заявили, що не ведуть окремого обліку громадян та фірм, яким виплатили відшкодування за рішеннями Європейського суду з прав людини. У міністерстві навели лише загальні суми за роками – у 2014 році виплатили 169,8 млн грн, у 2015 році сума виплат значно зросла до 640 млн, у 2016 році – 612,3 млн, у 2017 році з бюджету України виплатили 56,9 млн грн.

Як відомо, Національне антикорупційне бюро підозрює службових осіб Міністерства юстиції у розтраті понад 54 мільйонів гривень протягом 2015 року.

У Мін’юсті стверджують, що виплатили ці гроші київській компанії «Золотий мандарин ойл» за рішенням Європейського суду з прав людини і зробили це законно.

Виплати Мін’юсту по рішенням євросудів у 2016 році

Призначення платежу

Дата оплати

Сума

Грн.екв.5495417,79 євро на 21.06.2016; Ріш.Єврос. по справі «Агрокомплекс проти України« 23465/03 від 25.07.13 ПВП №42526858 від 14.03.2014 .

21.06.2016

154 050 079,38

Відшк.грн.екв.на суму 4840000,00євро;заявкa 14 від 15.08.16.,Ріш. Європ.суду по справі «East/West Alliance Limited« проти України» 19336/04 від 23.01.2014.,ПВП №43806297;без ПДВ.

23.08.2016

138 395 865,08

Відшк.грн.екв.на суму 2000000,00дол. США; заявкa 20 від 03.10.16.,Ріш. Європ.суду по справі «Яворовенко та інші проти України« 25663/02 від 17.07.2014.,Вимога 1494/16 від 02.10.14;без ПДВ.

04.10.2016

51 841 246,00

Відшк.грн.екв.на суму 1300264,20дол. США;заявкa 22 від 08.11.16.,Ріш. Європ.суду по справі «Яворовенко та інші проти України« 25663/02 від 17.07.2014.,Вимога 1494/16 від 02.10.14;без ПДВ.

10.11.2016

33 237 380,79

Відшк.грн.екв.на суму 1000000,00дол. США; заявкa 21 від 21.10.16.,Ріш. Європ.суду по справі «Яворовенко та інші проти України« 25663/02 від 17.07.2014.,Вимога 1494/16 від 02.10.14;без ПДВ.

24.10.2016

25 662 802,00

Відшк.грн.екв.на суму 880000,00дол. США;заявкa 22 від 01.11.16.,Ріш. Європ.суду по справі «Яворовенко та інші проти України« 25663/02 від 17.07.2014.,Вимога 1494/16 від 02.10.14;без ПДВ.

02.11.2016

22 514 599,36

Відшк.грн.екв.на суму 846343,53дол.США;заявкa 37 від 13.12.16.,Ріш. Пост. арбітр. суду 2010-22 від 12.02.2014.;без ПДВ.

19.12.2016

22 285 778,19

Перерах. коштів, як погашен. боргу згід. ріш. Євросуду №xxxx/09 від 12.12.xxxx (предст. Новохацького Є.Є.)

01.09.2016

12 345 731,39

Вик.Ріш.Єврос.С.35995/09 від 12.12.13. «Малахов та інші проти України«,ВДВ 44/23,Борг  У.Фастівськ.м/р.с.від 23.12.10., Новохацький Є.Є.

28.07.2016

12 345 215,36

Грн.екв.383000 євро на 28.12.16; Ріш.Єврос. 4148/13 від 17.11.16 «Тихонова та ін.проти Укр«, реєстр 1 від 28.12.2016  .

29.12.2016

10 661 427,38

Украина снизила налог на добычу газа в надежде на резкое увеличение его добычи. Однако вожделенным иностранным инвесторам ликвидных газоносных площадей может не хватить: одна их часть отошла президентскому окружению, а другая вскоре может быть передана структурам из окружения Арсена Авакова.

В новый год газовый рынок Украины войдет с цивилизованными правилами игры: с 2018 года рента для отечественных газодобытчиков официально снижена в 2,5 раза до 12%.

«Рентная» либерализация — дело недешевое: 2,5 млрд грн ежегодно упущенных сборов для госбюджета.

Правда, и выигрыш будет существенным. Ожидается, что реакцией на снижение налоговой нагрузки станет резкий прирост добычи газа.

На первых порах движущей силой станет отечественный олигархат, владеющий крупнейшими компаниями по добыче энергоресурсов в стране.

Однако кроме фамилий Ахметова, Коломойского, Злочевского, Пинчука и Новинского, скоро на рынке появятся и другие. Снижение ренты ориентировано, в первую очередь, на привлечение реальных иностранных инвесторов в развитие газового промысла.

Единственная проблема, с которой предстоит столкнуться западным инвесторам, — это дефицит свободной энергоресурсной базы.

Как оказалось, за два дня до принятия решения о снижении ренты половина ликвидных газоносных площадей страны, которые контролировали люди Виктора Януковича, стала собственностью президентского окружения.

Вторая половина в ближайшее время может быть передана структурам из окружения Арсена Авакова.

Когда проценты были большими

Праздник на улице газодобытчиков начался 7 декабря. В этот день Верховная Рада приняла законопроект №6776-д, предусматривающий внесение изменений в Налоговый кодекс.

Среди них — снижение ставок рентной платы за пользование недрами для добычи природного газа с 14% до 6% для сверхглубоких скважин, от 5 км, и с 29% до 12% для скважин глубиной до 5 км, которых в стране большинство.

В обоих случаях пониженные ставки распространяются только на скважины, бурение которых начнется после 1 января 2018 года. Хорошая новость в том, что власть согласилась не менять эту ренту до 2023 года, а это серьезная заявка на повышение уровня инвестиционной привлекательности украинского газового рынка.

Сейчас средний суточный дебит одной газовой скважины составляет около 65 тыс куб м, что в пересчете на текущие внутренние цены составляет примерно 130 млн грн доходов в год. Если сейчас, при ставке 29%, из этой суммы в госбюджет перечисляется около 37 млн грн, то с 2018 года, при ставке 12%, платеж упадет примерно до 15 млн грн.

Если умножить разницу между этими цифрами, 22 млн грн, на количество ежегодно вводимых в Украине скважин, 120 шт, можна выйти на цифру 2,5 млрд грн в год, которые не получит казна.

Кабмин эта перспектива не испугала. «Снижение ренты через кодекс продавливал Гройсман. Лично», — заявил ЭП один из членов парламентского комитета по вопросам ТЭК.

Конечно, послабление налоговой нагрузки противоречит сиюминутной выгоде власти, но в перспективе оно должно себя окупить. По крайне мере, так написано в «Концепции развития газодобывающей отрасли», которую правительство утвердило в 2016 году.

Если верить концепции, которая в том числе предусматривает снижение ставок ренты, Украина к 2020 году должна выйти на годовой объем добычи 27,6 млрд куб м, что почти на 40% больше сегодняшнего уровня.

Это означает, что с дополнительных объемов добычи будет уплачена новая рента, которая не возникла бы в случае сохранения добычи на текущем уровне.

При этом развитие промысла углеводородов окажет мультипликативный эффект на экономику страны — создание рабочих мест, использование местных товаров и сырья в производстве.

Впрочем, эти ожидаемые выгоды вряд ли легли в основу решения власти обвалить налоговые ставки для газодобытчиков, если бы не один факт.

В Верховной Раде в ноябре 2016 года был зарегистрирован другой законопроект о снижении ренты до такого же уровня, как в принятом законе, но за год депутаты так его и не поддержали.

Что изменилось за этот год? Если смотреть на отрасль глобально — ничего, а если смотреть на перераспределение контроля над месторождениями, то многое.

Газовая коалиция

Фундамент для этого был заложен еще летом, когда произошла смена руководства Государственной службы геологии и недр — Госгеослужбы.

Тогда на место Николая Бояркина, возглавлявшего эту структуру по квоте одного из сторонников ВО «Свобода» Игоря Кривецкого, был назначен Олег Кирилюк.

По словам собеседников ЭП в Кабмине, Кирилюк — креатура первого замглавы Минагрополитики Максима Мартынюка. Последний давно знаком с премьер-министром Владимиром Гройсманом. Под его руководством Мартынюк начал работать в Винницком горсовете еще с 2011 года.

Впрочем, это не означает, что команда главы правительства единолично контролирует Госгеослужбу.

«Вместе с Кирилюком в Геослужбу на должность первого замглавы был назначен Николай Фощий. Он представляет команду главы Минприроды Остапа Семерака», — говорит один из собеседников в правительстве.

Семерак занимает министерский пост по квоте «Народного фронта».

Это может означать, что кураторство над Государственной службой геологии и недр было разделено между командами Петра Порошенко — Владимира Гройсмана и Арсения Яценюка.

Последовавшие за кадровой перестановкой в Госгеослужбе события это подтверждают.

По данным источников ЭП, 5 декабря, за два дня до внесения Верховной Радой корректировок в Налоговый кодекс, Госгеослужба во исполнение своего приказа №508 от 15 ноября 2017 года провела внеконкурсное переоформление спецразрешений на 19 газоносных площадей в Полтавской области.

Вот их перечень: Боярско-Чапаевская, Бирковско-Юхновская, Бутовско-Миргородская, Вильшанская, Гулаковская, Давыдовско-Лелюховская, Дружининская, Зуевская, Клюшниковская, Лютенско-Будищанская, Майоровская, Ново-Диканская, Южно-Зиньковскя, Южно-Свистункивская, Северно-Федоровская, Северно-Перещепинская, Попаснянско-Самарская, Руновщинская и Флеровско-Юбилейная.

Все эти участки перешли ООО «Ист юроуп петролеум», которое до недавнего времени называлось «Голден деррик».

Причин изменить название у компании достаточно. В каденцию президентства Виктора Януковича на «Голден деррик» на внеконкурсной основе было оформлено три десятка газовых площадей в Полтавской области, включая 19 упомянутых.

После смены власти в 2014 году все эти лицензии компания потеряла. После решений Госгеослужбы в жизни компании началась белая полоса.

Формально выгоду от восстановления былого могущества компании «Голден деррик» под флагами «Ист юроуп петролеум» должен получить нынешний бенефициар компании Павел Фукс, выкупивший эту компанию у министра энергетики времен Виктора Януковича Эдуарда Ставицкого. Впрочем, все не так однозначно.

Выдача 19 разрешений компании «Ист юроуп петролеум» была осуществлена на основании решений судов. При этом в день оформления разрешений, 5 декабря, журналисты программы «Схемы» зафиксировали Павла Фукса на встрече с Александром Грановским, неофициально курирующим судебную систему страны.

Зустріч Фукса і Грановського, четверта хвилина відео

Немного позже в тот же день Фукс, как показано на видео, нанес визит в Администрацию президента.

Это была только первая часть представления. Вторая, скорее всего, произойдет в ближайшие дни.

По данным источников ЭП, до нового года Государственная служба геологии и недр может распределить еще минимум 11 крупных газоносных площадей Полтавской области: Андреевскую, Белоцерковскую, Демидовскую, Дубривскую, Жарковскую, Красногоровскую, Судеевскую, Федунковскую, Федоровскую, Черкасовскую и Южно-Миргородскую.

Все эти участки при Януковиче-президенте также принадлежали фирме «Голден деррик» и также в первый год президентства Порошенко были у этой компании отобраны.

Все идет к тому, что у них появится новый хозяин. По данным источников ЭП, заявки на внеконкурсное оформление этих площадей подало в Госгеослужбу ООО «Ангро инвест». Газодобытчики об этой компании знают мало.

ЭП выяснила, что «Ангро инвест» основана Романом Дружбиным. Он известен как бизнес-партнер по ООО «Центральная нефтегазотранспортная компания» Александра Павлюченко — помощника народного депутата от «Народного фронта» Игоря Котвицкого. Последнего называют доверенным лицом главы МВД Арсена Авакова.

По данным собеседников ЭП, процедура передачи 11 площадей в ведение ООО «Ангро инвест» обсуждалась вечером 6 декабря в МВД, когда журналисты программы «Схемы» зафиксировали автомобильные кортежи Павла Фукса и Александра Грановского в Министерстве внутренних дел.

Фукс і Грановський в МВС, дев'ята хвилина відео

Передача участков «Ангро инвесту» будет означать окончание процесса дележа неразработанных перспективных газоносных площадей в Украине. В контексте сниженных ставок ренты, направленных на привлечение реальных зарубежных инвестиций в отечественную газодобычу, это выглядит как катастрофа.

Однако не стоит спешить с выводами. По словам участников рынка, контроль над месторождениями нужен политическим группам и их компаниям только для того, чтобы выставить их на продажу.

Дефицита интереса инвесторов к этим активам точно не будет. Речь идет о 70% территории, 20 тыс кв км, Полтавской области — базового региона производства природного газа в стране.