Обычно трудовой договор расторгается по инициативе работника или работодателя, а затем отдел кадров или лицо, его заменяющее, формулирует основания увольнения: по согласию сторон (по собственному желанию) либо, скажем, в связи с реорганизацией предприятия или сокращением штата. Т. е. обычно либо работник приносит на стол директору заявление об увольнении, либо директор своей властной рукой вычеркивает его из жизни компании. Это вполне логично, ведь оба эти лица являются сторонами трудовых правоотношений. Но недавно в редакцию«Судебно-юридической газеты» пришло письмо от молодого человека, которого намереваются уволить по «инициативе третьей стороны», а если быть точнее – военкомата. Как такое может быть, если, кроме работника и работодателя, в трудовом договоре больше нет сторон? О возможных случаях увольнения по требованию третьей стороны (еще одно основание, которое может использовать работодатель против работника) пойдет речь ниже.

По инициативе суда

П. 7 ст. 36 КЗоТ предусмотрено следующее основание прекращения трудового договора: в связи со вступлением в законную силу приговора суда, которым работник осужден (кроме случаев условного осуждения и отсрочки выполнения приговора) к лишению свободы или другому наказанию, которое делает невозможным продолжение этой работы. При этом следует обратить внимание, что основанием для увольнения работника является лишь вступивший в силу приговор суда, а не меры пресечения, которые могут применяться к лицу в ходе расследования уголовного дела (например, взятие под стражу). Увольнение работника, который находится под стражей, до вынесения обвинительного приговора суда является недопустимым. Хотя, конечно, этот период не будет оплачиваться предприятием даже в случае вынесения оправдательного приговора – в данном случае все понесенные расходы, в т. ч. зарплата, которую должен был получать работник, возмещаются государством. Если к работнику применена мера пресечения в виде взятия под стражу, время, в течение которого длилось досудебное следствие и судебное рассмотрение дела, в трудовой (страховой) стаж не засчитывается.

Вступивший в силу приговор является основанием для прекращения трудового договора лишь в двух случаях: если работник лишен права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность и если установленная мера наказания делает невозможным продолжение работы.

По приказу Минобороны

Согласно п. 3 ст. 36 КЗоТ Украины, одним из оснований прекращения трудового договора является призыв или поступление работника на военную службу. Круг работников, в отношении которых военные комиссариаты вправе требовать расторжения трудового договора, четко определен законодательством – ими могут быть лишь лица, которые должны проходить военную службу (случаи направления на прохождение альтернативной службы здесь ни при чем). Под военной службой понимается не только армия, но именно призыв в армию является наиболее распространенным поводом к прекращению трудовых отношений в данном случае.

Основанием для прекращения трудового договора по требованию третьих лиц является также направление работника на альтернативную (невоенную) службу (п. 3 ст. 36 КЗоТ). Оформляя увольнение в связи с призывом или вступлением на военную службу либо направлением на альтернативную службу, работник должен подать заявление об увольнении, где должна быть указана причина и дата увольнения. Обязательным приложением к такому заявлению является повестка или другой документ, который подтверждает направление работника на военную (альтернативную) службу или вызов на учебу в военном учебном заведении. Дата прекращения трудового договора определяется по договоренности между работником и работодателем с учетом дня призыва. Препятствовать в исполнении приказа Минобороны в лице военкомата работодатель не вправе, потому обязан уволить своего работника не позднее дня призыва, даже если у него есть желание обязать работника отработать две недели. Увольнение в данном случае осуществляется именно со ссылкой на п. 3 ст. 36 КЗоТ.

По требованию профсоюза

Это основание увольнения применяется только в отношении топ-менеджеров – руководителей компаний и их обособленных подразделений (филиалов, представительств). Согласно ст. 45 КзоТ, профсоюз вправе требовать от собственника расторгнуть трудовой договор с руководителем предприятия, если он нарушает законодательство о труде, о коллективных договорах и соглашениях, а также ЗУ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Требование профсоюза расторгнуть трудовой договор на основании ст. 45 КЗоТ обязательно для рассмотрения и выполнения. Если работодатель или руководитель, относительно которого выдвинуто такое требование, не согласен с этим решением профсоюза, он может обжаловать его в суд в двухнедельный срок со дня получения. Тогда выполнение требования о расторжении трудового договора приостанавливается до вынесения решения судом. Но при этом следует обратить внимание на предмет иска: если работник не согласен с требованием о расторжении трудового договора, он может обжаловать в суд лишь решение профсоюза. Обжаловать же само увольнение по ст. 45 КЗоТ работник может лишь после расторжения с ним трудового договора на основании указанной правовой нормы, ведь если нет ни приказа об увольнении, ни соответствующей записи в трудовой книжке, обжаловать нечего. Если же решение профсоюза не выполнено и не обжаловано в двухнедельный срок, уже сам профсоюз в такой же срок вправе обжаловать в суд деятельность или бездеятельность должностных лиц или органов, к компетенции которых принадлежит расторжение трудового договора с руководителем предприятия.

По требованию коллег

Первичным звеном трудового коллектива, который объединяет работников для общего труда, выполнения заданий на основании общей заинтересованности и ответственности за результаты, является бригада. Согласно ст. 252-6 КЗоТ, новые члены принимаются в ее состав лишь с согласия действующих членов. Да и в целом бригада признана не только формой организации труда, но и субъектом трудового права, который характеризуется организационной структурированностью, определенным единством интересов и возможностью их отстаивать.

Важный элемент статуса бригады – право ее коллектива требовать от работодателя вывести из ее состава работника при сокращении численности бригады, несоответствии работника выполняемой работе и в других случаях, предусмотренных ст. 40 и 41 КЗоТ. По такому требованию работодатель обязан исключить работника из состава бригады. Он может либо уволить работника, либо по его согласию перевести на другую работу. Таким образом, требование коллектива бригады, в отличие от других случаев, когда инициаторами увольнения являются не стороны трудового договора, а третьи лица, не всегда сводится к увольнению работника. Если же по требованию бригады работодатель все-таки примет решение об увольнении, в приказе и трудовой книжке необходимо ссылаться на соответствующий пункт ст. 40 или 41 КЗоТ.

По просьбе мамы и папы

Требовать расторжения трудового договора (в частности, срочного) с несовершеннолетним вправе его родители, усыновители или попечители, а также государственные органы и служебные лица, на которых возложен надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. Такой вариант прекращения трудовых отношений возможен лишь в случае, когда дальнейшее выполнение трудового договора угрожает здоровью или нарушает законные интересы несовершеннолетнего (например, препятствует учебе). По обоснованному, т. е. подтвержденному соответствующими сведениями и доказательствами требованию родителей или лиц, из заменяющих, работодатель обязан уволить несовершеннолетнего работника.

Кстати, следует иметь ввиду, что в данном случае выплата выходного пособия законом не предусмотрена. Поэтому, если мама с папой против работы своего несовершеннолетнего чада, ему лучше уволиться по соглашению сторон, чтобы иметь возможность стать на учет в центр занятости и получать пособие по безработице.

В последние несколько месяцев в украинских банках наблюдается весьма странная и во многом непонятная для большинства украинцев тенденция – банки стали требовать от всех своих клиентов предоставления информации, касающейся доходов, наличия движимого и недвижимого имущества и прочих данных, рассказывать о которых хотели бы не все. Такая настойчивость со стороны финучреждений вызывает волну возмущений. Ведь в случае неисполнения этих требований банки грозятся, к примеру, заблокировать платежную карту или принять иные меры для «стимулирования» клиентов. Насколько правомерна такая позиции, а реальна ответственность клиентов перед банками за отказ в предоставлении запрашиваемой информации?

Откуда ноги растут

22 апреля 2011 г. вступили в силу изменения, касающиеся Постановления НБУ «Об утверждении Положения об осуществлении банками финансового мониторинга» (№ 189 от 14.05.2003). Еще ранее были внесены изменения в ЗУ «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (далее – Закон). В соответствии с п. 8 ст. 9 Закона, субъект первичного финансового мониторинга (которыми банки и являются) имеет право истребовать, а клиент обязан предоставить информацию об идентификации своей личности, сути деятельности и финансовом состоянии. Законом также предусмотрено, что с целью идентификации клиентов банк устанавливает ФИО физического лица, дату его рождения, серию и номер паспорта, дату получения и орган, выдавший документ. Собственно, именно из-за внесения изменений в эти документы банки и активизировались в сборе информации.

Казалось бы, все правомерно, однако имеются определенные нюансы. Во-первых, непонятно, почему сбор данной информации начался не с апреля, а лишь в сентябре-октябре 2011 г. Тем более, что НБУ требовал от всех банков сдать досье до 22 октября, однако многие банки продолжают собирать информацию и сегодня. Во-вторых, судя по всему, у банков нет единого бланка спецанкеты, касающейся личной информации клиента, поэтому каждый из банков собирает ту информацию, которую посчитает нужной.

Операция «идентификация»

Как правило, при идентификации клиента банк выясняет место жительства или пребывания физического лица и его идентификационный номер. Но определение «сути деятельности и финансового состояния» в Законе отсутствует. Это, в общем-то, дает возможность вольной трактовки этого понятия как банками, так и клиентами. Например, на вопрос в анкете «Ваше финансовое состояние» вполне можно ответить «нормальное». С другой стороны, для банка понятие «финансовое состояние» может быть весьма обширным и включать в себя информацию о личных доходах лица и членов его семьи за любой период, имуществе, счетах в других банках и мн. др.

В приватной беседе руководитель юридического департамента одного из банков сообщил, что банки действительно получили негласное указание оказывать всяческое сопротивление «нерадивым» клиентам, например, при желании получить какую-либо справку или выписку. Хотя, как уже говорилось, банк не имеет оснований привлечь клиента к ответственности за исключением той, которая предусмотрена Законом, т. е. отказать в проведении финансовой операции. По мнению некоторых банковских юристов, чтобы действовать в рамках Закона, банки вынуждены рассылать своим клиентам письма с анкетами, пытаясь таким образом собрать максимум информации. Но чтобы не потерять клиентов, они обычно как бы невзначай подсказывают, что можно даже прочерки ставить вместо данных, ведь никто не будет проверять указанную информацию. Но это, скорее всего, относится к клиентам с безупречной репутацией или тем, у кого открыт депозит на небольшую сумму.

Другой вопрос, если идентификация проводится в случае возникновения подозрения, что финансовая операция может быть связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также если проведение финансовой операции подлежит обязательному финансовому мониторингу либо имеет место проведение разовой финансовой операции без установления деловых отношений с клиентами на сумму, равную или превышающую 150 тыс. грн. В такой ситуации банки приложат максимум усилий, чтобы стать обладателями данных клиента, поскольку на них как на субъекты первичного финмониторинга возложена обязанность в случае возникновения сомнений в достоверности или полноте предоставленной информации о клиенте принять меры для проверки и уточнения информации о его идентификации.

Ярким примером может послужить реакция одного из крупных отечественных банков – «ПриватБанка», который начал блокировать онлайн-платежи «МММ-2011», деятельность которой имеет признаки финансовой пирамиды. По информации самого банка, его клиенты смогут провести платежи на счета «МММ-2011» только после документального подтверждения правомерности своих действий, поскольку все подобные операции автоматически будут идентифицироваться как подозрительные.

Ответственность за «ложную» информацию

Следует отметить, что клиент не несет ответственности за отказ предоставить банку требуемую информацию, но определенные последствия для него могут наступить. В п. 9 ст. 9 Закона оговорено, что в случае непредоставления клиентом, с которым установлены деловые отношения, необходимой информации для идентификации и изучения финансовой деятельности, субъект первичного финансового мониторинга имеет право отказать ему в проведении дальнейших финансовых операций. Т. е. банк на свое усмотрение (имеет право, а не обязан или должен) может отказать в перечислении денежных средств со счета клиента на другой счет или закрыть его счет вообще. Причем эта норма продублирована и в ст. 1074 ГК: «Ограничение прав клиента по распоряжению денежными средствами, находящимися на его счете, не допускается, кроме случаев ограничения права распоряжения счетом по решению суда или в иных случаях, установленных законом, а также в случае остановки финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, предусмотренных законом». Однако маловероятно, что банк пойдет на подобные меры, поскольку не в его интересах терять клиента.

Но при этом не следует забывать, что, в отличие от своих клиентов, банки несут обязательства и ответственность перед Нацбанком. В соответствии с Постановлением НБУ «Об утверждении Положения об осуществлении банками финансового мониторинга», банк обязан исполнить запрос Специально уполномоченного органа о предоставлении информации по отслеживанию (мониторингу) финансовых операций клиента, операции которого стали объектом финансового мониторинга, путем осуществления первичного финансового мониторинга этих финансовых операций и направления в Специально уполномоченный орган соответствующих файлов-сообщений. Если подобное нарушение будет выявлено Нацбанком, банку могут быть выставлены штрафные санкции.

Подводя итог, следует сказать, что клиенты действительно должны предоставлять банку определенную информацию. У банка есть своя электронная анкета, которая должна соответствовать утвержденной форме и является внутренним документом банка. На ее основе банк создает бумажную анкету для сбора данных о клиенте. Однако это не означает, что бумажная анкета должна точь-в-точь дублировать вопросы электронного документа. Поэтому, если вы не хотите сообщать о наличии движимого или недвижимого имущества, а также о счетах в других банках, можете этого не делать. При этом данные паспорта, ФИО и идентификационный код сообщить придется в любом случае.

Как известно, упрощенная система недавно несколько усложнилась. Особенно хорошо это видно на примере того, что ожидает с 1 января 2012 года бедных арендодателей:

 — несчастным ЧПЕНам (частным предпринимателям на едином налоге) «запредельная» аренда (сверх 0,2 га/100 м2 жилых/300 м2 нежилых) запрещена вообще;

 — в рамках же этих ЧПЕНских предельных «норм», но при обороте сверх 1 млн. грн. в год (или превышении численностью наемников десяти человек) ЧПЕН должен быть не фиксированным, а только процентным;

 — при этом даже до 1 млн. арендная услуга (как и прочие услуги), предоставляемая всем, кроме ЮРЕНов (юридических лиц на едином налоге), ЧПЕНов и обычных физлиц (например, стандартному юрлицу), тоже влечет обложение в процентах, то есть уже независимо от оборота;

 — то же касается посреднической аренды чужого имущества (но не субаренды!) — и тогда независимо от того, кому сдается имущество в аренду;

 — в случае же сдачи в аренду плательщику НДС — хоть общему, хоть упрощенному, хоть физлицу, хоть
юрлицу, хоть ЧПЕНом на проценте (вписавшимся в  нормы!), хоть ЮРЕНом — необходимо, если при этом превышены 12-месячные 300 тыс. (по услугам, оказанным плательщикам НДС!), быть плательщиком НДС и арендодателю.

Ну а чтобы быть арендодателем-ЧПЕНом, и к тому же фиксированным (а раз «фикс», то и без НДС, хоть и сверх 300 тыс. по услугам плательщикам НДС!), нужно сдавать в аренду свое (или чужое в субаренду), в рамках указанных лимитов, вписавшись в 1 млн., причем не арендатору на общей системе обложения.

В общем, все вышло крайне упрощенно!..

Переходя же от примера к маневрам, нужно отметить ключевой, а именно: размножение.

Коль даже разовый контакт с кем-то общесистемным влечет у ЧПЕНа обложение независимо от оборота только в процентах, если в процессе контакта предоставлялась именно услуга, а услуга НДСнику, влекущая превышение 300 тыс. (по услугам плательщикам НДС!), означает и НДСность самого процентного едино­наложника, то:

 — эти порочащие излишние контакты должны оформляться на отдельного субъекта предпринимательской деятельности на едином налоге, чтобы:

 — хотя бы не по услугам, предоставляемым стандартному лицу, можно было не платить проценты, отделываясь фиксированной суммой,

 — а не по услугам, предоставляемым НДСникам, можно было не платить НДС.

Заодно такое дробление позволит и новому субъекту на ЕН это превышение 300 тыс. грн. тоже оттянуть (ведь 300 тыс. остаются на «изначальном» единоналожнике и новому в зачет не идут).

Аналогично оттягивается и превышение ЧПЕНского 1 млн. грн., в рамках которого можно не платить проценты.

Да и вписаться в предельные для ЧПЕНов 3 млн., а для ЮРЕНа — 5 млн. тоже поможет размножение/дробление.

Полезно дробиться также для соблюдения указанных в начале пределов площадей, сдаваемых ЧПЕНами в аренду.

Больше, правда, придется заплатить (в сумме) единый социальный взнос, но эта жертва дробления, как правило, арифметически оправдана.

Ну а Родина потом продемонстрирует, как много у нас в стране стало единоналожников благодаря ее заботе о малом бизнесе…

 

В ряду проводимых и ожидающихся реформ одна из самых важных и масштабных — жилищная. Законопроект Жилищного кодекса Украины (ЖК) открыт для всеобщего ознакомления на сайте Верховной Рады. Хотелось бы дать краткий его юридический анализ.

Начнем с права граждан на жилище. Как известно, ранее люди получали квартиры от государства, которые можно было приватизировать, то есть стать полноправным их собственником.

В проекте нового ЖК, а именно в ч. 2 ст. 72 предусматривается: «Надання громадянам житла з державного та комунального житлового фонду загального призначення здійснюється на підставі рішення власника цього житла або уповноваженого ним органу (особи).

Підставою для заселення житла з житлового фонду загального призначення є договір найму (оренди) житла з державного чи комунального житлового фонду загального призначення.

Власник державного чи комунального житлового фонду надає наймачу (орендарю) житло з державного чи комунального житлового фонду загального призначення у строкове користування відповідно до договору найму (оренди) житла».

А это значит, что государственные квартиры, если ЖК будет принят в такой редакции, будут передаваться гражданам только временно и только на условиях найма. Закончился срок договора найма — милости просим освободить помещение.

Более того, в ст. 117 проекта записано, что «підлягає приватизації житло з державного та комунального житлових фондів у житлових будівлях державного та комунального житлових фондів загального призначення, збудованих і введених в експлуатацію до набрання чинності цим Кодексом». То есть государственное жилье, которое будет построено после вступления в законную силу этого ЖК и которое получат бюджетники (врачи, учителя, силовики и др.), приватизации вообще не подлежит.

То есть государство в лице местных чиновников сможет выселять жильцов из предоставленных государственных квартир, когда заблагорассудится.

Таким образом, если будет принят новый «гуманный» кодекс, он лишит гражданина ранее прописанного права на приватизацию государственного жилья, что прямо противоречит ст. 22 Конституции, где указано, что при принятии новых законов или при внесении изменений в действующие запрещено допускать ограничение объема и содержания уже существующих прав и свобод.

Еще одна, с моей точки зрения, совершенно дикая норма прописана в проекте ЖК. Ст. 36 предусматривает: «Громадяни, які мають житло у приватній власності і перебувають на житловому обліку, в разі одержання житла з державного або комунального житлового фонду на всіх членів сім'ї в межах норми, передбаченої частиною першою статті 72 цього Кодексу, передають безоплатно належне їм на праві приватної власності житло органу, який здійснює поліпшення житлових умов, одночасно з одержанням документів про приватизацію отриманого ними житла».

Выходит, если ст. 117 проекта останется неизменной и приватизировать жилье будет невозможно, гражданин, получая большее государственное жилье, будет обязан передать собственное частное жилье взамен на то, которое невозможно будет приватизировать.

Кроме прочего, такая норма в ЖК будет противоречить принципу незыблемости права собственности, закрепленному в Конституции и Гражданском кодексе.

Проектом ЖК активно навязываются жилищно-обслуживающие организации. Вероятно, это делается с целью переложить бремя ответственности за «коммунальный беспредел» с плеч власти на субъекты хозяйствования.

На тот же случай, если жильцы не смогут самоорганизоваться или выбрать жилищно-обслуживающую организацию, предусмотрена интересная норма.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 152 проекта «у разі визначення органом місцевого самоврядування тимчасового виконавця послуги з управління житлом власники (співвласники) багатоквартирного будинку або уповноважені ними особи зобов'язані укласти з ним договір про надання послуг з управління житлом (багатоквартирним будинком, декількома розташованими поряд багатоквартирними будинками, житловим комплексом)».

Данная предлагаемая норма грубо нарушает закрепленную в Гражданском кодексе свободу договорных правоотношений (ст. 627 ГК). Кстати, в нашем законодательстве вообще отсутствуют нормы, которые бы обязывали кого-либо подписывать договоры. Надеюсь, что такой и не будет.

В проекте кодекса также предусмотрены основания для выселения из жилья, купленного в кредит в случае невозврата кредита: «Звернення стягнення на передане в іпотеку житлове приміщення є підставою для виселення всіх осіб, які мешкають у ньому, крім випадків, установлених законодавством. Після прийняття кредитором у порядку позасудового врегулювання на підставі договору рішення про звернення стягнення на передане в іпотеку житлове приміщення всі особи, які мешкають у ньому, зобов'язані на письмову вимогу кредитора добровільно звільнити його протягом одного місяця з дня отримання цієї вимоги. Якщо особи не звільняють житлове приміщення в установлений або інший погоджений сторонами строк добровільно, їх примусове виселення здійснюється на підставі рішення суду відповідно до законодавства».

И это положение противоречит действующей Конституции, а именно ст.47, которая указывает, что никто не может быть принудительно лишен жилья иначе как на основании закона по решению суда.

В проекте предполагается закрепить пеню за несвоевременную оплату коммунальных услуг (ст. 112): «Наймач (орендар) та власник (співвласник) житлових приміщень зобов'язані вносити передбачену плату за житло у строк, визначений договором про плату за житло або договором про отримання послуг з управління житлом. У разі несвоєчасного внесення плати за житлово-комунальні послуги нараховується пеня в розмірі 0,1 відсотка суми заборгованості за кожен день прострочення. У разі несвоєчасного внесення плати за інші (додаткові) послуги нараховується пеня в розмірі, передбаченому договором про надання відповідної додаткової послуги».

Данная норма нарушает принцип «нет вины — нет ответственности». Например, по ст. 614 ГК «особа, яка порушила зобов'язання, несе відповідальність за наявності її вини (умислу або необережності), якщо інше не встановлено договором або законом.

Особа є невинуватою, якщо вона доведе, що вжила всіх залежних від неї заходів щодо належного виконання зобов'язання».

Пеня как вид гражданско-правовой ответственности не может применяться при отсутствии вины, поэтому, надеюсь, пеня не будет закреплена на законодательном уровне.

В целом складывается впечатление, что проект кодекса разрабатывали явно не борцы за права человека, потому что некоторые его положения, с моей точки зрения, имеют не только очевидно неправовой характер, но и ярко выраженную антисоциальную направленность.

К счастью, кодекс пребывает только на стадии проекта, и будем надеяться, что он не станет законом в том виде, в каком существует сейчас.

 

Учение – свет, а неучение – тьма. Вот только где взять деньги на оплату обучения, ведь поступить в государственный вуз, да еще и на бесплатное обучение, довольно проблематично. Понятно, что можно обратиться в банк и получить кредит на учебу. Но, во-первых, самому абитуриенту кредит вряд ли кто выдаст, поэтому кредитополучателем придется быть одному из родителей. Во-вторых, просто так, без обеспечения, например, залогом, кредит не получить. А в-третьих, поражают проценты по такому кредиту, и не каждый родитель решится начинать взрослую жизнь своего чада с долгов.

К сожалению, не многие знают о том, что в Украине действует государственная программа по предоставлению льготных целевых кредитов на обучение в вузах, причем независимо от формы собственности. Речь идет о Постановлении КМУ от 16.06.2003 №916 (последняя редакция от 13.09.2011) «Об утверждении Порядка предоставления целевых льготных государственных кредитов для получения высшего образования». Думается, такая информация пригодится абитуриентам, которые по финансовым причинам не смоги поступить в вуз в этом году – в следующем они могут попытаться снова. Кроме того, на получение такого кредита могут рассчитывать и граждане, уже ставшие студентами. Но для этого необходимо знать следующее.

Что такое льготный государственный кредит

Итак, целевой льготный государственный кредит для получения высшего образования, заметьте, не только на дневной, но и на заочной, вечерней форме обучения в вузах страны независимо от их формы собственности могут получить граждане Украины в возрасте до 28 лет, успешно сдавшие вступительные экзамены или уже учащиеся на каком-либо курсе вуза. Кредит выдается только один раз на обучение по одной и той же специальности для получения образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста, бакалавра, специалиста, магистра в высшем учебном заведении, функционирующем на территории Украины.

В соответствии с Постановлением, льготный кредит на получение высшего образования, в зависимости от того, в чьем бюджете предусмотрены такие средства, может предоставляться из государственного или местных бюджетов. Понятно, что заручиться кредитом, предусмотренным в государственном бюджете, обычному студенту довольно проблематично, а вот кредитом, выданным управлением образования областных, Киевской и Севастопольской городских госадмиинстраций, получив соответствующее направление, – вполне возможно.

На фоне банковских этот кредит, как говорится, можно и не прочувствовать на собственном кармане, ведь его сумма возвращается в Государственный бюджет Украины, бюджет АРК и иные местные бюджеты с уплатой 3% годовых в течение 15 лет, начиная с двенадцатого месяца после окончания обучения в вузе – с выплатой ежегодно 1/15 части общей суммы полученного кредита и процентов за пользование им. Более того, получатель кредита, имеющий одного ребенка, освобождается от уплаты процентов за пользование кредитом (п. 22-1 Постановления), получателю, имеющему двух детей, за счет бюджетных средств погашается 25% суммы обязательств по кредиту, а имеющему трех и более детей – до 50% суммы. В случае рождения детей во время возврата кредита (т. е. в течение 15 лет после окончания вуза) получатель освобождается от уплаты процентов за пользование кредитом с даты рождения первого ребенка; с даты рождения второго ребенка за счет бюджетных средств погашается 25% суммы кредитного обязательства, а с даты рождения третьего ребенка – 50% суммы. Разумеется, ежегодно на момент оплаты кредита и процентов по нему получателю нужно предоставлять вузу справку о составе семьи, удостоверенную в установленном порядке копию свидетельства о рождении ребенка и паспорт. Согласитесь, не такая уж и трудозатратная процедура. Другое дело, что желающих получить такой кредит очень много, а удовлетворяют такие заявки в количестве не более 2–3 человек на каждый вуз.

С чего все начинается

Для начала следует выяснить, участвует ли выбранный вами вуз в таком виде кредитования. Необходимую информацию можно получить либо в самом вузе, либо обратившись в областное (или Киевской, Севастопольской городских администраций) управление образования. Там же можно получить направление для получения высшего образования в вузе государственной или коммунальной формы собственности за счет кредита по специально утвержденной форме. Бланки таких направлений относятся к документам строгой отчетности. При выдаче направления должны учитываться успеваемость будущего абитуриента, способность к усвоению знаний, участие в олимпиадах, конкурсах (п. 12 Постановления). Понятно, что для получения льготного кредита на обучение необходимо и на вступительных экзаменах показать себя с лучшей стороны, ведь, согласно п. 10 Постановления, приемная комиссия вуза принимает решение о зачислении абитуриента с оплатой его обучения за счет кредита по результатам сдачи вступительных экзаменов. Такое решение утверждается руководителем вуза.

К слову, абитуриенты из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, инвалиды 1 и 2 группы, дети из малообеспеченных и многодетных семей имеют преимущества как при получении направления, так и при вынесении решения о зачислении в вуз с оплатой обучения за счет кредита по результатам вступительных экзаменов.

В течение 10 дней с момента подписания приказа о зачислении приемная комиссия вуза уведомляет орган, выдавший направление на обучение за счет кредита, о результатах зачисления абитуриентов этой категории и возвращает направления на обучение за счет кредита абитуриентов, не сдавших вступительные экзамены или не зачисленных в вуз. Орган, выдавший направление, имеет право предоставлять неиспользованные кредиты студентам вузов независимо от курса обучения. Так что, думается, второкурсникам и старшекурсникам такую информацию следует взять на заметку.

Как заключается договор о кредите на обучение

Кредит предоставляется на основании соглашения между его получателем и руководителем вуза. Если получатель кредита на момент поступления в вуз является несовершеннолетним, такое соглашение заключается с его родителями или лицами, их заменяющими, а позже, по достижении получателем кредита совершеннолетия, он перезаключает договор с вузом. Для заключения договора получатель (или его законные представители) подают в вуз паспорт и справку о присвоении ГНА идентификационного номера плательщика налогов. Сам же договор заключается в трех экземплярах – по одному для каждой из сторон, его заключивших, а третий передается вузом органу-распорядителю бюджетных средств. К примеру, если договор заключен между абитуриентом и частным вузом (аккредитованным!), третий экземпляр направляется МОН, а если стороной по договору выступает вуз коммунальной формы собственности – управлению образования областной (Киевской и Севастопольской городской) администрации.

Наконец, следует отметить, что в случае отчисления студента, обучающегося за счет кредита, вуз в 10-дневный срок объявляет конкурс на получение кредита среди студентов, обучающихся на платной основе. В свою очередь, решение о предоставлении такого кредита принимается ученым советом вуза с учетом преимущественного права абитуриентов из числа детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, инвалидов 1 и 2 группы, детей из малообеспеченных и многодетных семей. Кстати, отчисленные студенты-получатели кредита должны возвращать заемные средства, начиная с третьего месяца после отчисления. В противном случае вопрос будет решаться в судебном порядке, согласно действующему гражданскому законодательству.

Здравствуй, диплом!

Как отмечалось ранее, у студентов-получателей кредита после окончания вуза, точнее, на 12-й месяц после его окончания, возникает обязанность по выплате предоставленного и использованного кредита. Тем не менее, и от таких затрат можно уйти, если проработать по специальности на госпредприятии не менее пяти лет: «Получатель кредита, который после окончания вуза проработал по специальности не менее чем 5 лет в государственном или коммунальном учреждении или организации в сельской местности, кредит и проценты за пользование им не возвращает, что подтверждается ежегодно на момент оплаты справкой с места работы» (п. 26 Постановления).

Да, и еще немаловажный аспект. Студенты, находящиеся в академическом отпуске, имеют право продлить срок действия соглашения о предоставлении кредита после возвращения из академотпуска. Обратите внимание, что такой вид отпуска просто так, по одному волеизъявлению студента не предоставляется. Согласно ч. 2 ст. 45 ЗУ «О высшем образовании», академический отпуск может быть предоставлен в связи с обстоятельствами, делающими невозможным выполнение учебного плана, а именно – по состоянию здоровья, в связи с призывом на срочную военную службу в случае утраты права на отсрочку от нее, обучением или стажировкой в образовательных или научных учреждениях иностранных государств. Так что, если, к примеру, студентке пришлось уйти в академический отпуск по состоянию здоровья (в связи с рождением ребенка), срок действия льготного договора можно продлить.

Кроме прочего, для студентов, выполняющих кредитный договор на общих основаниях, Постановлением предусмотрена возможность выплатить кредит и проценты по нему досрочно. И, кстати, срок возврата кредита продлевается в случае прохождения его получателем срочной военной службы, а также пребывания в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Так что если вы гражданин Украины, вам еще не исполнилось 28 лет и вы желаете получить высшее образование, не тратя при этом собственных или родительских сбережений, вам, как говорится, и карты в руки.

Самым распространенным уличным преступлением до сих пор является кража мобильных телефонов. Преступники действуют по стандартной схеме: ворованный гаджет поступает на рынок, а оттуда – к новому хозяину. К сожалению, далеко не всегда новые владельцы осознают возможные последствия такой покупки. Как не оказаться в роли недобросовестного покупателя, а также что делать, если у вас украли телефон?

Добросовестный приобретатель и другие лица

Останется ли приобретенный с рук телефон у вас, зависит от нескольких факторов. В первую очередь, больше шансов у так называемых добросовестных приобретателей, т. е. тех, кто при покупке не знал и не мог знать, что продавец не имел права реализовывать вещь. Грубо говоря, если вы с целью сэкономить собственные средства отправились на рынок и купили телефон б/у, то вы добросовестный приобретатель. А вот человек, который приобрел телефон у наркозависимого или безработного гражданина, попадает в разряд приобретателей недобросовестных. Как и тот, кто нашел и присвоил потерянную вещь. Если вы нашли чужой телефон, то и по совести, и по закону правильным будет вернуть его владельцу. А вот присвоение такой находки можно приравнять к покупке краденого телефона. Ст. 337 Гражданского кодекса предписывает, что нашедший утерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом собственника или того, кто ее потерял, и вернуть найденную вещь. Если вы нашли телефон в помещении или автомобиле, его следует передать представителю владельца этого помещения или транспортного средства. Если собственник вещи или место его пребывания неизвестны, нужно заявить о находке в милицию или орган местного самоуправления.

Но не все так грустно – при определенных обстоятельствах человек, который нашел мобильный телефон, может стать его собственником. Для этого просто необходимо, чтобы в течение 6 месяцев собственник не заявил о своих правах или остался неизвестным.

Когда телефон не подлежит возврату

Какие же последствия могут наступить как для добросовестного, так и для недобросовестного приобретателя? В соответствии с нормами ГК Украины, собственник и в том, и в другом случае имеет право на истребование своего имущества. Однако если новый владелец оказался добросовестным приобретателем, ему не всегда необходимо возвращать покупку. Собственник вправе истребовать имущество у добросовестного приобретателя, если оно было утеряно собственником или лицом, которому он передал имущество во владение; было похищено; выбыло из владения собственника против его воли иным путем. Во всех иных случаях добросовестный приобретатель может приобрести право собственности на это имущество.

К таким случаям относится, например, ситуация, когда собственник передает свой телефон по условиям того или иного договора иным лицам (скажем, оставляет в качестве залога), а те, в свою очередь, через какое-то время продают его. По мнению юристов, такие обстоятельства однозначно свидетельствуют о выбытии имущества из владения собственника по его воле. Ведь обязанность нести риск выбора покупателя или хранителя имущества возлагается на собственника. А это означает, что имущество не может быть истребовано собственником у человека, который его купил, т. е. если имела место возмездная сделка. Не может быть истребовано имущество у добросовестного приобретателя, если оно было продано в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

А вот если имущество было получено безвозмездно у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать его у добросовестного приобретателя. Так что лучше всего не покупать телефон с рук, да еще и у незнакомых людей, потому что если вы купите ворованный телефон, вам не только не возместят его стоимость, но еще и придется общаться с милицией. При покупке всегда сравнивайте IMEI телефона (уникальный серийный номер, прошитый в каждом аппарате GSM-стандарта) с тем, что указывается в гарантийном талоне. Наличие его, как минимум, свидетельствует о том, что телефон попал на прилавок не из чужого кармана.

Многие люди, приобретающие ворованные телефоны с рук, считают, что являются добросовестными приобретателями, что забрать у них этот телефон не может ни предыдущий владелец, ни милиция. Это заблуждение. Ворованный телефон, который приобретен с рук, продолжает считаться украденным, а отсутствие документов на него – достаточный повод, чтобы осудить текущего владельца вне зависимости от его объяснений. Каждый несет ответственность за свои поступки, и, покупая телефон с рук по небольшой цене, вы рискуете столкнуться с тем, что именно вас обвинят в краже. Никаких доказательств того, что это сделали не вы, у вас не будет. В самом простом случае вы просто потеряете деньги, которые заплатили за такой аппарат. По сути, добросовестным приобретателем считается лишь тот, кто может показать кассовый чек либо коробку от аппарата – иначе милиция будет считать, что телефон украден.

Однозначное преимущество статуса добросовестного приобретателя состоит в том, что есть шанс добиться от продавца возврата стоимости телефона, который у вас истребовали в пользу законного владельца. Однако доказать, за сколько действительно вам был продан телефон, на практике очень сложно. В любом случае, если покупаете телефон на радиорынке, обязательно запишите данные паспорта или других документов продавца. Это пригодится, если возникнут проблемы с правоохранителями.

Куда идти и что делать?

Не меньше хлопот ожидает и того, у кого мобильный телефон был украден. Специалисты рекомендуют провести целый ряд мероприятий, чтобы максимально увеличить шансы вернуть украденное «мобильное» счастье.

Прежде всего, необходимо обратиться в милицию. Причем лучше написать заявление в отделении того района, где была совершена кража, а не по месту вашего проживания. Это связано с тем, что действует своего рода принцип территориального деления при расследовании преступлений: милиция расследует преступления только на территории своего района. В заявлении, кроме прочего, желательно указать номер сим-карты и IMEI. После того, как было составлено и подано заявление, узнайте его регистрационный номер и через несколько дней начинайте позванивать в отдел и интересоваться, как проходит расследование. Нелишним будет лично познакомиться со следователем. Если есть возможность, можете вместе с правоохранителями совершить рейд по радиорынкам или другим точкам реализации ворованных телефонов. Это позволит сэкономить время, например, если вы опознаете свой гаджет любимца. Также следует как можно детальнее описать человека, который, по вашему мнению, мог совершить кражу или как-то к ней причастен.

Практика показывает, что процент ненайденных телефонов не так уж и высок – многое зависит от старательности тех, кто ведет расследование. Ведь у сотрудников милиции за несколько лет уже сформировалась система поиска украденных мобильных.

Основные правила «мобильной безопасности»

Шаг первый – сразу после покупки

Итак, первое, что необходимо сделать, – это записать дома на бумажке IMEI-номер вашего нового телефона. Узнать его можно на коробке или набрав на цифровой клавиатуре *#06#. Выписав в блокнот этот номер, вы будете знать, какой у вас телефон. Ведь в случае его утери, придя в милицию, вы узнаете, что МВД нужен IMEI – этот уникальный номер поможет в поисках аппарата.

Блокировка экрана и телефона выставляется многими людьми. Например, на Android-смартфонах популярен графический ключ – вы рисуете узор, и аппарат открывает меню. Безусловно, это очевидная мера защиты от тех, кто хочет залезть в ваш телефон или на случай его потери – ваши контакты или SMS будут защищены. Но при этом вы также не даете возможности тем, кто нашел аппарат случайно, вернуть его вам, ведь найти контакты владельца заблокированного аппарата очень трудно – надо звонить оператору и называть номер SIM-карты, о чем многие просто не знают.

Что же делать? Ответ очевиден: если аппарат имеет съемную крышку аккумулятора, положите внутрь или наклейте стикер со вторым номером телефона, по которому можно связаться с вами. И пообещайте награду за возвращение аппарата (как правило, хватает $30). Вы никак не портите телефон, но с такой наклейкой шансы на то, что вас найдут, возрастают многократно.

Шаг второй – тратим 20 минут на дополнительные средства защиты

Давайте посмотрим, как еще можно обезопасить себя и свой телефон. В зависимости от модели и операционной системы, можно установить программы, которые удаленно блокируют телефон, пишут на экране сообщение или в скрытом режиме сообщают вам, где он находится и какие SIM-карты установлены в нем. На обычных телефонах количество и качество таких программ зависит только от производителя. Например, на аппаратах Samsung стандартной опцией стал Mobile Tracker, который можно настроить на отправку SMS-сообщений на указанные номера при смене SIM-карты. К сожалению, координаты телефона в этом случае неизвестны. Для смартфонов количество таких программ значительно больше (Theft Alert, SimWatcher, OmaiProtec), а их функциональность выше. К примеру, Guardian высылает данные на указанный номер, а также блокирует аппарат и требует пароль. Она не удаляется, даже если полностью отформатировать память телефона! Поэтому шансы найти телефон не так малы, как вам кажется.

Шаг третий – что делать, если аппарат пропал

Самое главное – не паниковать. Попытайтесь спокойно разобраться, куда мог деться ваш телефон, что могло с ним произойти. Начинайте действовать согласно вашим соображениям о происшествии. Перед тем, как обращаться в милицию, необходимо проделать ряд простых и понятных процедур.

1. Заблокировать SIM-карту. Если у вас есть деньги на счету либо кредитная система расчетов, а сам телефон не отвечает/выключен, заблокируйте карту. Для этого достаточно позвонить в абонентскую службу оператора.

2. Собрать максимум данных с помощью программ, установленных на телефоне. Даже без SIM-карты, но с включенным Wi-Fi многие программы отслеживают местоположение устройства, а вы записывайте все данные, которые получаете.

3. Сменить пароли для всех сервисов (почты, twitter/facebook и т. д.), которые были установлены на телефоне.

Дальше в зависимости от того, насколько оперативники загружены работой, они будут искать ваш аппарат с помощью операторов. По обращению из милиции операторы способны указать, где находится телефон, какие SIM-карты в нем используются и пр.