Мы решили проанализировать случаи, когда ГАИ незаконно ограничивает права водителей. А зачастую за это еще и гривной карает.

Специальные знаки 

Таблички с указанием «Парковка разрешена только для автомобилей ведомства (или любой другой структуры)...», отсутствуют в правилах дорожного движения Украины, в официальном пояснении говорится, что данные таблички носят только информативный характер и никакого приоритета не дают. «Мало того, согласно Закону, самостоятельная установка таких табличек запрещена, а Криминальный кодекс вообще грозит уголовной ответственностью за самодеятельность», - пояснил председатель общественного проекта «Дорожный контроль» Ростислав Шапочников.

Ограничение скорости на трассе  

Согласно правилам дорожного движения Украина, на автомобильных трассах разрешено передвижение со скоростью 110 км/ч, если это позволяет обстановка. Однако на возобновленных стационарных постах ГАИ появились дорожные знаки с ограничением скорости в 30-50 км/ч. В таких случаях, ничего не знающий водитель попадает на радар с превышением скорости. На самом деле ограничение скорости до таких пределов предусмотрено только в случаях дорожных работ, с преждевременным ступенчатым ограничением скорости, где «шаг» снижения должен быть не более 20 км/ч на расстоянии от 100 до 150 м друг от друга. Ступенчатое ограничение скорости не должно применяться перед населенными пунктами, обозначенными знаком 5,45, если видимость знака составляет более 150 м.

 Кстати, по новым штрафам, превышение скорости на 20 км/ч карается от 255 до 340 грн., а на 50 км/ч, как в нашем случае, до 680 грн. или 40 часами общественных работ.

Ограничительные фишки  

Популярным приемом парковщиков и ГАИ стало использование ограничительных конусов, оранжевых «фишек». По словам экспертов, данные фишки являются вне закона, а использовать их могут только дорожные службы в местах проведения работ.

«Фишки уже стали головной болью на парковках, когда парковщики заведений перекрывают ими места для парковок. Большее недоумение вызывают сотрудник ГАИ, когда, во-первых, останавливают свои машины в запрещенных для того местах – перекрестках, остановках транспорта, под запрещающими знаками, во-вторых, ограничиваю такие посты этим фишками. Это прямое нарушение ПДД и кто за это отвечает, кто их штрафует?», - говорит Шапошников.

Штраф за десять пассажиров и гармошку в «Запорожце»

Иногда возникает ситуация, когда количество мест и желающих ехать не совпадают, в таких случаях гаишник охотно выписывает штраф за лишних людей в салоне.

На самом деле, законом этот вопрос до сих пор полностью не урегулирован. Прямого запрета на перевозку большего числа пассажиров нет, а в случае выявления данного факта инспектор должен сделать предупреждение, штраф за это не предусмотрен. Однако исключением является перевозка детей, для которых должно быть предусмотрено специальное приспособление, – детское авто кресло.

Лобовое стекло 

С отменой обязательного техосмотра, хитом стала ситуация, когда водителю указывают на трещину в лобовом стекле, и как следствие управление неисправным транспортным средством выписывают штраф. «На самом деле в перечне стандартов есть пункт о трещинах в лобовом стекле, но при условии, что она больше 5 см и находится в зоне обозрения водителя, на водительском месте. Дальше интереснее, с самих ПДД нет ни слова о таких неисправностях, однако они есть в комментариях к ним, но не являются официальным документом. Очень часто гаишники показывают именно этот «документ» ловя на невнимательности или незнании», - рассказал правозащитник, автор пособия «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев.

Отметим, что разбитое лобовое стекло классифицируют, как управление неисправным транспортным средством,  и оценивают в 425 грн. штрафа.

«Левые» и «правые» дорожные знаки  

«Хлебное место» для инспектора ГАИ  неправильное расположение дорожных знаков вдоль дороги. Знакомая ситуация, останавливает инспектор и сообщает о превышении скорости, там знак, вы его проигнорировали. На утверждение, что никакого знака там нет, указывается на левую сторону дороги, где действительно расположен знак, но не справа, как это должно быть.

Расположение дорожных знаков утверждено Госстандартом №4100, который говорит о том, что знаки должны устанавливаться с правой стороны дороги за пределами проезжей части и обочины, на тротуаре, разделительной полосе, газоне и т.д. и над дорогой. Установка знака с левой стороны дороги предусмотрена лишь в одном единственном случае – знак является дублирующим. На дорогах с двумя и более полосами для движения в одном направлении знаки могут дублироваться. Дублирующие знаки должны устанавливаться на разделительной полосе, а при ее отсутствии - над дорогой или на левой стороне дороги, если для движения во встречном направлении имеется не более двух полос для движения транспортных средств.

«Невидимые знаки»

Часто возникает ситуация, когда дорожного знака просто не видно за ветками или налетом ржавчины, определить запрещающий он или наоборот невозможно. В таких случаях и возникают конфликтные ситуации.  Согласно нормативной базе, дорожные знаки должны размещаться таким образом, что бы их легко и своевременно могли увидеть водители. Юристы советуют в таких случаях обязательно зафиксировать это факт на фото или видеокамеру, и обратится в суд с апелляцией к Госстандарту №4100. Следующим должно быть заявление в Госавтоинспекцию с четким описанием участка дороги и ситуации, при которой знака не видно (тут официальный штраф от 450 грн до 510 грн).

«Одна из задач ГАИ контролировать, чтобы это все соответствовало нормам безопасности, а не только ловить за нарушения. Ни разметка, ни знак не устанавливаются на дороге без проекта. Все что делается на дороге утверждается проектом, который потом утверждается Госавтоинспекция. Он не может быть утвержден, если оформлен неправильно и противоречит нормам. Поэтому в таких случаях стоит говорить о «самодеятельности» или недосмотре ГАИ», - резюмирует  Караваев.

 

С 2004 г. и по сей день действует ДСТУ 4278:2004 «Знаки номерные транспортных средств», который определяет 10 типов номерных знаков для разных транспортных средств.

Тип 1 - для автомобилей, прицепов, автобусов.

Тип 2 - для разовых поездок на автомобилях, прицепах к ним и автобусах

Тип 3 - специальные знаки единой серии для автомобилей, используемых для передвижения лиц, в отношении которых осуществляется государственная охрана

Тип 4 - для автотранспорта дипломатических представительств, консульств, представительств международных организаций и членов семей их персонала

Тип 5 - для мотоциклов, мотоколясок и мотороллеров

Тип 6 - транзитные номера для мотоциклов, мотоколясок и мотороллеров

Тип 7 - номерные знаки, изготавливаемые по индивидуальному заказу

Тип 8 - для тракторов, их прицепов и самоходных машин

Тип 9 - для автотранспорта Вооруженных Сил Украины, Пограничной Службы, МЧС.

Тип 10 - для мототехники Вооруженных Сил Украины, Пограничной Службы, МЧС.

Кодификация автомобильных номеров с 2004 г.

Код региона

Регион

АА, СІ

город Киев

АВ

Винницкая область

АС

Волынская область

АЕ

Днепропетровская область

АН

Донецкая область

АМ

Житомирская область

АО

Закарпатская область

АР

Запорожская область

АТ

Ивано-Франковская область

АІ

Киевская область

АК

АР Крым

ВА

Кировоградская область

ВВ

Луганская область

ВС

Львовская область

ВЕ

Николаевская область

ВН

Одесская область

ВІ

Полтавская область

ВК

Ровненская область

ВМ

Сумская область

ВО

Тернопольская область

АХ

Харьковская область

ВТ

Херсонская область

ВХ

Хмельницкая область

СА

Черкасская область

СВ

Черниговская область

СЕ

Черновицкая область

СН

город Севастополь

ІІ

Общегосударственный

Буквы, которые можно использовать на номерных знаках

АА

ВА

СА

ЕА

НА

ІА

КА

МА

ОА

РА

ТА

ХА

АВ

ВВ

СВ

ЕВ

НВ

ІВ

КВ

МВ

ОВ

РВ

ТВ

ХВ

АС

ВС

-

ЕС

НЕ

ІС

КС

МС

ОС

РС

ТС

ХС

АЕ

ВЕ

СЕ

ЕЕ

НЕ

ІЕ

КЕ

МЕ

ОЕ

РЕ

ТЕ

ХЕ

АН

ВН

СН

ЕН

НН

ІН

КН

МН

ОН

РН

ТН

ХН

АІ

ВІ

СІ

ЕІ

НІ

II

КІ

МІ

ОІ

РІ

ТІ

XI

АК

ВК

СК

ЕК

НК

ІК

КК

МК

ОК

РК

ТК

ХК

АМ

ВМ

СМ

ЕМ

НМ

ІМ

-

ММ

ОМ

РМ

ТМ

ХМ

АО

ВО

СО

ЕО

НО

ІО

КО

МО

ОО

РО

ТО

ХО

АР

-

СР

ЕР

НР

ІР

КР

МР

ОР

РР

ТР

ХР

АТ

ВТ

СТ

ЕТ

НТ

ІТ

КТ

МТ

ОТ

РТ

ТТ

ХТ

АХ

ВХ

СХ

ЕХ

НХ

IX

КХ

МХ

ОХ

РХ

ТХ

XX

Коды дипломатических номеров

Первые три цифры номера обозначают код страны. Порядковые номера с 001 по 199 обозначают код государства, к которому принадлежит диппредставительство, номера с 200 по 299 обозначают код международной организации, а с 300 по 399 - код государства консульской организации. Следующие три цифры - порядковый номер транспортного средства данного диппредставительства.

 

Код

Государство

1

 Российская Федерация

2

 Соединенные Штаты Америки

3

 Китайская Народная Республика

4

 Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

5

 Французская Республика

6

 Федеративная Республика Германия

7

 Венгерская Республика

8

 Литовская Республика

9

 Республика Болгария

10

 Республика Армения

11

 Австралия

12

 Государство Израиль

13

 Республика Беларусь

14

 Республика Польша

15

 Эстонская Республика

16

 Резервный код (бывший КНДР)

17

 Королевство Швеция

18

 Мексиканские Соединенные Штаты

19

 Греческая Республика

20

 Республика Индия

21

 Исламская Республика Иран

22

 Монголия

23

 Социалистическая Республика Вьетнам

24

 Австрийская Республика

25

 Арабская Республика Египет

26

 Аргентинская Республика

27

 Япония

28

 Канада

29

 Португальская Республика

30

 Республика Чили

31

 Итальянская Республика

32

 Королевство Испания

33

 Словацкая Республика

34

 Румыния

35

 Турецкая Республика

36

 Королевство Норвегия

37

 Алжирская Народная Демократическая Республика

38

 Швейцария

39

 Республика Нигер

40

 Ватикан

41

 Азербайджанская Республика

42

 Республика Корея

43

 Федеративная Республика Бразилия

44

 Королевство Дания

45

 Латвийская Республика

46

 Республика Хорватия

47

 Республика Кипр

48

 Чехия

49

 Финляндская Республика

50

 Сейшелы

51

 ООН

52

 Центрально-Африканская Республика

53

 Республика Словения

54

 Королевство Бельгия

55

 Республика Молдова

56

 Республика Куба

57

 Республика Филиппины

58

 Южно-Африканская Республика

59

 Исламская Республика Пакистан

60

 Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия

61

 Международный Банк Реконструкций и Развития (Мировой Банк)

62

 Ливанская республика

63

 Сирийская Арабская Республика

64

 Республика Сингапур

65

 Ирландия

66

 Королевство Нидерланды

67

 Республика Казахстан

68

 Грузия

69

 Республика Ирак

70

 Киргизская Республика

71

 Республика Таджикистан

72

 Республика Узбекистан

73

 Туркмения

74

 Королевство Таиланд

75

 Тунисская Республика

76

 Республика Гана

77

 Сербия

78

 Княжество Лихтенштейн

79

 Республика Индонезия

80

 Королевство Марокко

81

 Иорданское Хашимитское Королевство

82

 Государство Кувейт

83

 Великое Герцогство Люксембург

84

 ОБСЕ до 2004

85

 Восточная Республика Уругвай

86

 Республика Перу

87

 Международная Миссия Красного Креста

88

 Исламское государство Афганистан

89

 Украинский научно-технологический центр (УНТЦ)

90

 Бывший Союзной Республики Югославии и Бангладеш

91

 Республика Албания

92

 Македония

93

 НАТО: Офис связи

94

 НАТО: Информационный центр

95

 Международный Валютный Фонд

96

 Новая Зеландия

97

 Народная Республика Бангладеш

98

 Комиссия Европейского экономического сообщества

99

 Европейский Банк Реконструкций и развития

100

 Сервисная серия

206

 ОБСЕ до 2004

Кодификация автомобильных номеров 1995-2004 г.г.

Цифровой код региона

Буквенный код региона

Регион

1

КО, КР, РК

АР Крым

2

ВI, BT, BX

Винницкая область

3

ВК, ВМ, ВО

Волынская область

4

АА, АВ, АЕ, АК, АН, AI, CM

Днепропетровская область

5

ЕА, ЕВ, ЕЕ, ЕК, ЕН, ЕО, ЕС

Донецкая область

6

ВА, ВВ, ВЕ

Житомирская область

7

РТ, РЕ, РА, РР

Закарпатская область

8

НА, НЕ, НО, НР, НС

Запорожская область

9

ІВ, ІС

Ивано-Франковская область

10

КК, КМ, КХ

Киевская область

11

КА, КВ, КЕ, КН, КІ, КТ, ОО, ІІ

город Киев

12

ОМ, ОН, ОС

Кировоградская область

13

АМ, АО, АР, АТ, АХ

Луганская область

14

ТА, ТВ, ТН, ТС

Львовская область

15

НК, НТ, НІ

Николаевская область

16

ОА, ОВ, ОЕ, ОК, ОТ

Одесская область

17

СК, СН, СС

Полтавская область

18

РА, РВ, РО

Ровненская область

19

СА, СВ, СЕ

Сумская область

20

ТЕ, ТК, ТІ

Тернопольская область

21

ХА, ХВ, ХК, ХР

Харьковская область

22

ХН, ХО

Херсонская область

23

ХМ, ХІ

Хмельницкая область

24

МА, МВ, МЕ

Черкасская область

25

МК, ММ, МН

Черниговская область

26

МО, МР, МС

Черновицкая область

27

КС

город Севастополь

28

НН

Общегосударственная серия

Кодификация автомобильных номеров 1992-1995 г.г.

Буквенный код региона

Регион

МЯ КО КР Р

АР Крым

BH ВЯ

Волынская область

КІ ХТ

город Киев

АЕ ЯА ЯВ ЯС

Днепропетровская область

ЯІ ЯМ ЯН ЯО

Донецкая область

ІО ІР

Житомирская область

ІК ІМ

Закарпатская область

ЯТ ЯХ ЯЯ ІТ

Запорожская область

ІА ІВ

Ивано-Франковская область

МІ KX

Киевская область

ЕІ ЕМ ЕЯ

Кировоградская область

АІ АЯ

Луганская область

ІН II

Львовская область

НІ НВ НЯ

Николаевская область

ОІ ОЯ

Одесская область

ІХ ІЯ

Полтавская область

РВ РН

Ровненская область

СІ СР (резерв) СЯ (резерв)

Сумская область

ТІ ТЕ

Тернопольская область

ХІ

Харьковская область

ХО ХЯ (резерв)

Херсонская область

ТЯ ХМ

Хмельницкая область

РК РС PI (резерв)

Черкасская область

РМ

Черниговская область

ІС

Черновицкая область

Проблема узаконивания самовольно возведенных зданий, строений и сооружений в нашей стране по-прежнему остра. Причин ее возникновения две: во-первых, у нас почему-то принято считать, что на собственной земле можно строить что угодно и как угодно, а во-вторых, сама процедура официального оформления разрешений на строительство достаточно сложна и длительна. В итоге получается, что легализацией самовольно построенных зданий люди начинают заниматься, когда нужно осуществить какие-либо юридически значимые действия с ними (продать, подарить, завещать).

П. 9 Заключительных положений ЗУ «О регулировании градостроительной деятельности» (действует с 12 марта 2011 г.) введение в эксплуатацию незаконно построенных индивидуальных жилых домов, садовых, дачных домов, хозяйственных зданий и сооружений, пристроек к ним, общественных домов І и ІІ категорий сложности продлено до конца 2012 г. Во исполнение этой нормы приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 24.06.2011 №91 утвержден Порядок принятия в эксплуатацию указанных объектов (далее – Порядок легализации самостроя). В то же время на основании постановления КМУ от 23 мая 2011 г. №553 утратил силу ранее действовавший Временный порядок приема в эксплуатацию завершенных строительством частных жилых домов усадебного типа, дачных и садовых домов с хозяйственными сооружениями и строениями, построенных без разрешения на выполнение строительных работ.

Анализу нового Порядка легализации незаконного строительства и посвящена эта статья. Однако для начала определимся с тем, что же нужно считать самостроем. Согласно ст. 376 ГК, под таковым понимают возведение жилого дома, задания, сооружения, иного недвижимого имущества при наличии одного из следующих условий: 1) земельный участок не отведен для этой цели; 2) отсутствует разрешение на застройку; 3) отсутствует утвержденный проект; 4) при строительстве были допущены существенные нарушения строительных норм.

Можно ли обойтись без суда?

Сразу же определимся, что лицо, осуществившее или осуществляющее самовольное строительство, не приобретает права собственности на такой объект (ч. 2 ст. 376 ГК). Оно может быть признано по решению суда при условии предоставления в установленном порядке такому лицу земельного участка под уже построенное недвижимое имущество, если это не нарушает прав третьих лиц (ч. 3 и 5 ст. 376 ГК). Иными словами, ГК предусматривает судебный порядок признания права собственности на незаконно построенную недвижимость, если земельный участок «задним числом» таки был предоставлен под строительство и при условии, что это не затрагивает интересы третьих лиц. Тем не менее, на данный момент можно обойтись и без суда.

Согласно новому Порядку легализации самостроя, есть возможность провести легализацию самовольно возведенных объектов, минуя суд. Однако земельный участок в любом случае должен быть оформлен надлежащим образом.

Кроме того, возможны случаи, когда целевое назначение земельного участка не позволяет осуществлять строительство на нем. Тогда возникает необходимость изменения целевого назначения земли. Эти вопросы урегулированы Порядком изменения целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, утвержденным постановлением Кабмина от 11.04.2002 №502. В частности, в п. 12 этого Порядка установлено, что решение сельского, поселкового, местного совета или соответствующего органа исполнительной власти является основанием для оформления гражданину или юридическому лицу госакта на право собственности на земельный участок с измененным целевым назначением.

Если же вопрос с землей решен положительно или она изначально находилась в собственности (пользовании) лица, осуществившего незаконную застройку, нет никаких препятствий для применения процедур, установленных новым Порядком легализации самостроя.

Легализация самостроя

Как уже было отмечено, Порядок легализации самостроя устанавливает процедуру принятия в эксплуатацию оконченных строительством индивидуальных (садовых) жилых домов, садовых, дачных домов, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений, пристроек к ним, общественных домов І и ІІ категорий сложности (далее – объекты), построенных до 31.12.2009 без разрешения на выполнение строительных работ, заявления о принятии в эксплуатацию которых подано до 31.12.2012. Кроме того, Порядок определяет механизм проведения технического обследования их строительных конструкций и инженерных сетей.

Напомним, что общественные дома, относящиеся к І и ІІ категориям сложности, определяются согласно строительным нормам (ДБН), госстандартам и правилам (п. 1.2 Порядка). В соответствии с приложением «П» к ДБН А.2.2-3-2004 «Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства», к І категории сложности отнесены хозяйственные и вспомогательные здания при жилых домах, садовые (летние) домики, а ко ІІ – 1–3-этажные садовые жилые дома, 1–3-этажные дома блочного типа с квартирами в разных уровнях и дома коттеджного типа для индивидуальных застройщиков.

Необходимо отметить, что легализация самостроя, согласно п. 9 Заключительных положений ЗУ «О регулировании градостроительной деятельности», осуществляется бесплатно инспекциями Государственного архитектурно-строительного контроля по результатам технического обследования строительных конструкций и инженерных сооружений объектов при наличии документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком, на протяжении 30 дней с момента подачи заявления.

Само по себе введение самостроя в эксплуатацию является бесплатным. Однако за проведение технического обследования заплатить все же придется, ведь его нужно заказывать самостоятельно у субъектов хозяйствования, специализирующихся на этом виде деятельности.

Следует отметить, что цены на техническое обследование самостроя в различных регионах отличаются. Например, в Харьковской области это 7–15 грн за квадратный метр, а в столице – раза в два больше.

Без штрафа не обойтись

Отметим также, что в любом случае при введении в эксплуатацию самостроя придется заплатить штраф. Правда, сравнительно небольшой – ч. 3 ст. 96 КоАП за выполнение строительных работ без разрешения или проекта предусмотрен штраф в размере от 10 до 50 НМДГ, т. е. от 170 до 850 грн.

Кроме того, необходимо обратить внимание, что введение в эксплуатацию объекта еще не означает приобретение права собственности на него. Ведь такое право подлежит госрегистрации (ст. 182 ГК), а согласно ч. 9 ст. 39 ЗУ «О регулировании градостроительной деятельности», основанием для оформления права собственности на объект недвижимости является зарегистрированная декларация о готовности его к эксплуатации. Таким образом, после регистрации декларации необходимо пройти процедуру госрегистрации права собственности на узаконенный самострой.

Как видим, процедура легализации самостроя согласно действующим нормативно-правовым документам гораздо проще, чем та, что применялась ранее. Более того, введение в эксплуатацию незаконно построенных объектов осуществляется бесплатно. По сути, можно говорить, что государство объявило амнистию для лиц, незаконно построивших недвижимость, и предоставило им возможность легализовать самострой по упрощенной схеме без судебного разбирательства.

Проблема узаконивания самовольно возведенных зданий, строений и сооружений в нашей стране по-прежнему остра. Причин ее возникновения две: во-первых, у нас почему-то принято считать, что на собственной земле можно строить что угодно и как угодно, а во-вторых, сама процедура официального оформления разрешений на строительство достаточно сложна и длительна. В итоге получается, что легализацией самовольно построенных зданий люди начинают заниматься, когда нужно осуществить какие-либо юридически значимые действия с ними (продать, подарить, завещать).

П. 9 Заключительных положений ЗУ «О регулировании градостроительной деятельности» (действует с 12 марта 2011 г.) введение в эксплуатацию незаконно построенных индивидуальных жилых домов, садовых, дачных домов, хозяйственных зданий и сооружений, пристроек к ним, общественных домов І и ІІ категорий сложности продлено до конца 2012 г. Во исполнение этой нормы приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 24.06.2011 №91 утвержден Порядок принятия в эксплуатацию указанных объектов (далее – Порядок легализации самостроя). В то же время на основании постановления КМУ от 23 мая 2011 г. №553 утратил силу ранее действовавший Временный порядок приема в эксплуатацию завершенных строительством частных жилых домов усадебного типа, дачных и садовых домов с хозяйственными сооружениями и строениями, построенных без разрешения на выполнение строительных работ.

Анализу нового Порядка легализации незаконного строительства и посвящена эта статья. Однако для начала определимся с тем, что же нужно считать самостроем. Согласно ст. 376 ГК, под таковым понимают возведение жилого дома, задания, сооружения, иного недвижимого имущества при наличии одного из следующих условий: 1) земельный участок не отведен для этой цели; 2) отсутствует разрешение на застройку; 3) отсутствует утвержденный проект; 4) при строительстве были допущены существенные нарушения строительных норм.

Можно ли обойтись без суда?

Сразу же определимся, что лицо, осуществившее или осуществляющее самовольное строительство, не приобретает права собственности на такой объект (ч. 2 ст. 376 ГК). Оно может быть признано по решению суда при условии предоставления в установленном порядке такому лицу земельного участка под уже построенное недвижимое имущество, если это не нарушает прав третьих лиц (ч. 3 и 5 ст. 376 ГК). Иными словами, ГК предусматривает судебный порядок признания права собственности на незаконно построенную недвижимость, если земельный участок «задним числом» таки был предоставлен под строительство и при условии, что это не затрагивает интересы третьих лиц. Тем не менее, на данный момент можно обойтись и без суда.

Согласно новому Порядку легализации самостроя, есть возможность провести легализацию самовольно возведенных объектов, минуя суд. Однако земельный участок в любом случае должен быть оформлен надлежащим образом.

Кроме того, возможны случаи, когда целевое назначение земельного участка не позволяет осуществлять строительство на нем. Тогда возникает необходимость изменения целевого назначения земли. Эти вопросы урегулированы Порядком изменения целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, утвержденным постановлением Кабмина от 11.04.2002 №502. В частности, в п. 12 этого Порядка установлено, что решение сельского, поселкового, местного совета или соответствующего органа исполнительной власти является основанием для оформления гражданину или юридическому лицу госакта на право собственности на земельный участок с измененным целевым назначением.

Если же вопрос с землей решен положительно или она изначально находилась в собственности (пользовании) лица, осуществившего незаконную застройку, нет никаких препятствий для применения процедур, установленных новым Порядком легализации самостроя.

Легализация самостроя

Как уже было отмечено, Порядок легализации самостроя устанавливает процедуру принятия в эксплуатацию оконченных строительством индивидуальных (садовых) жилых домов, садовых, дачных домов, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений, пристроек к ним, общественных домов І и ІІ категорий сложности (далее – объекты), построенных до 31.12.2009 без разрешения на выполнение строительных работ, заявления о принятии в эксплуатацию которых подано до 31.12.2012. Кроме того, Порядок определяет механизм проведения технического обследования их строительных конструкций и инженерных сетей.

Напомним, что общественные дома, относящиеся к І и ІІ категориям сложности, определяются согласно строительным нормам (ДБН), госстандартам и правилам (п. 1.2 Порядка). В соответствии с приложением «П» к ДБН А.2.2-3-2004 «Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства», к І категории сложности отнесены хозяйственные и вспомогательные здания при жилых домах, садовые (летние) домики, а ко ІІ – 1–3-этажные садовые жилые дома, 1–3-этажные дома блочного типа с квартирами в разных уровнях и дома коттеджного типа для индивидуальных застройщиков.

Необходимо отметить, что легализация самостроя, согласно п. 9 Заключительных положений ЗУ «О регулировании градостроительной деятельности», осуществляется бесплатно инспекциями Государственного архитектурно-строительного контроля по результатам технического обследования строительных конструкций и инженерных сооружений объектов при наличии документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком, на протяжении 30 дней с момента подачи заявления.

Само по себе введение самостроя в эксплуатацию является бесплатным. Однако за проведение технического обследования заплатить все же придется, ведь его нужно заказывать самостоятельно у субъектов хозяйствования, специализирующихся на этом виде деятельности.

Следует отметить, что цены на техническое обследование самостроя в различных регионах отличаются. Например, в Харьковской области это 7–15 грн за квадратный метр, а в столице – раза в два больше.

Какие документы и куда следует подавать

 1. Отчет о техническом обследовании. Техобследование проводится исполнителем – субъектом хозяйствования. Оно включает подготовку, предварительное обследование (осмотр, фотографирование объекта, определение его категории сложности) и детальное обследование (определение параметров, характеристик материалов, конструкций, решение вопроса о необходимости лабораторных исследований). По результатам проведенного обследования составляется отчет (не менее 2 экземпляров – один для заказчика, а второй остается у исполнителя).

2. Заявление в ГАСК. После техобследования можно приступать к оформлению принятия объекта в эксплуатацию. Для этого необходимо лично подать (или отослать заказным письмом) в инспекцию Государственного архитектурно-строительного контроля по месту нахождения объекта следующий пакет документов: 1) заявление о принятии объекта в эксплуатацию (это заявление также должно быть подписано сособственником земли, если таковой имеется); 2) два экземпляра заполненной декларации о готовности объекта к эксплуатации; 3) отчет о проведении технического обследования; 4) копию правоустанавливающих документов на землю, на которой расположен объект, и копию техпаспорта из БТИ. Эти копии должны быть надлежащим образом заверены.

Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в поданных документах, несет заказчик (заявитель). При этом данные декларации о готовности объекта к эксплуатации должны согласовываться с другими документами. Если декларация оформлена с нарушением требований, установленных Порядком, это является основанием для ее возврата заявителю. Причем возврат декларации на иных основаниях не допускается, а о причинах возврата заявитель должен быть уведомлен. После устранения недостатков декларации, послуживших основанием для ее возврата, заявитель может вновь подать документы в соответствующую инспекцию.

3. Декларация ГАСК. Инспекция ГАСК должна рассмотреть документы в течение 30 дней с момента их подачи и принять решение о регистрации декларации или ее возврате. Датой принятия объекта в эксплуатацию является дата регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации. После проведения регистрации один экземпляр декларации возвращается заказчику, а второй остается в Инспекции. Зарегистрированная декларация является основанием для заключения договоров на поставку на объект жилищно-коммунальных услуг (газа, воды, электроэнергии), а при наличии правоустанавливающих документов на объект, вводящийся в эксплуатацию – основанием для внесения изменений в техпаспорт этого объекта, изготовленный в БТИ.

Нужно обратить внимание, что заказчик обязан в течение 7 календарных дней со дня принятия объекта в эксплуатацию предоставить копию декларации в местный орган исполнительной власти или местного самоуправления для подачи этими органами информации об объекте в органы статистики.

Что касается госрегистрации права собственности на узаконенный самострой, то здесь правила устанавливают местные органы самоуправления. Но общая процедура такова: вначале подается заявление в исполком, затем свое решение выносит Архитектурная комиссия, все это фиксируется в соответствующем решении исполкома, которое и подается в БТИ.

Так уж повелось, что при составлении некоторых важных юридических документов украинцы то ли по наивности, то ли по другим причинам допускают роковые ошибки. Типичный пример такой безалаберности – оформление так называемых долговых расписок. Мнения на их счет расходятся. Одни юристы считают, что сама по себе долговая расписка не представляет никакой юридической ценности, и идти с ней в суд – пустая трата времени. Другие же, наоборот, советуют не сдаваться и обращаться за судебной защитой своих прав. «Судебно-юридическая газета» решила выяснить, насколько реальны перспективы через суд вернуть деньги по долговой расписке.

Курица или яйцо?

В идеале для того, чтобы иметь законное право истребовать долг, необходимо изначально законно его оформить. Нормы закона, которыми регулируются отношения между гражданами в сфере денежно-кредитных отношений, содержатся в Гражданском кодексе. И с точки зрения данного нормативно-правового акта, долговая расписка – это своего рода дополнение к договору займа. Т. е. расписка имеет юридическую силу, только когда она выступает в качестве подтверждения заключения договора займа и его условий. Например, это может быть расписка заемщика или иной документ, удостоверяющий передачу ему заимодавцем определенной денежной суммы.

Одним из существенных условий договора займа является его форма. В принципе, закон не обязывает заключать договор займа между физическими лицами в письменном виде, если его сумма не превышает в десять раз размер необлагаемого минимума доходов граждан. Т. е. если вы одалживаете кому-то 170 грн или меньше, договор можно и не заключать – оформление дороже выйдет. Свыше этой суммы договор должен быть заключен в письменной форме, иначе он будет считаться никчемным по определению. А это значит, что сделка не будет иметь юридической силы и из поля правоотношений переместится в сферу морали.

Судебная практика

Однако судебная практика знает случаи, когда даже без наличия договора займа, лишь на основании долговых расписок суды принимали решения о взыскании средств в пользу заемщика. И такие решения оставались без изменений судами высших инстанций. Анализ судебных решений по данной категории дел свидетельствует о том, что, принимая решения в пользу заемщиков, суды исходили из того, что фактически между сторонами был заключен договор займа, оформленный в виде долговой расписки. Правда, при этом в расчет обязательно брались свидетельские показания.

Поэтому, безусловно, шанс добиться в суде справедливости и вернуть свои деньги есть. Однако, если вы все же не считаете нужным заключать договор займа, следует придерживаться нескольких правил, чтобы облегчить себе участь истца в судебном процессе.

Как составить расписку

Итак, долговая расписка должна быть подробной и содержать информацию о том, когда, где, какую сумму, кто и на какой срок занимает. При этом необходимо указывать паспортные данные. Все, что написано в расписке, должно быть написано только от руки. Если все-таки имеет место договор займа, то в долговой расписке должно быть четко указано, в подтверждение какого договора она выдана (№ договора, дата, название). Передачу денежных средств осуществляйте при свидетелях. Чем их больше, тем лучше, и свидетели должны быть такими, чтобы им поверил суд.

Если заем осуществляется в иностранной валюте, в расписке следует прописать, что занимаете вы национальную валюту, но сделать дописку, что в эквиваленте к иностранной валюте сумма составляет столько-то и что возврат будет осуществляться с привязкой к определенному курсу иностранной валюты.

8 практических советов, на что надо обратить особое внимание при составлении долговой расписки

1. Писать весь текст расписки от руки

Собственноручное написание всей расписки должником существенно обезопасит заемщика – в случае возникновения спора должнику будет сложно оспорить подлинность своего подчерка.

2. Указать паспортные данные заемщика и займодавца

Указание паспортных данных заемщика и займодавца может послужить средством их быстрой идентификации. Без данных паспорта иногда проблематично установить, что речь в расписке идет именно об этом человеке. В нашей стране практически для большинства людей, особенно с распространенными ФИО, найдется человек с абсолютно идентичными именем и фамилией.

3. Указать адрес регистрации по паспорту и фактический адрес проживания заемщика (если он отличается от адреса регистрации по паспорту)

Наличие в расписке адреса регистрации по паспорту и фактического адреса проживания заемщика зафиксирует место нахождения заемщика на момент получения займа.

4. Сумма займа должна быть написана цифрами и прописью

Иногда возникают споры по поводу неясного написания суммы займа. Также бывает, что со временем некоторые числа, указанные в расписке, плохо читаются.

5. Установить срок возврата суммы займа

Если срок возврата не установлен или определен моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение тридцати дней со дня предъявления займодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором. Такое требование должно быть выражено в письменной форме. Возврат займа может быть предусмотрен и по частям, и также с указанием сроков.

6. Предусмотреть проценты на сумму займа и штрафные санкции за невозврат денежных средств в срок

Здесь важно учитывать позицию налоговой: если вы отдаете деньги под проценты, с вас могут потребовать уплатить подоходный налог. Если заем беспроцентный, в расписке прописывается «заем считается беспроцентным».

7. Подписи свидетелей на расписке – не лишние

Хотя при оформлении расписки необходима только подпись заемщика, нелишним будет обезопасить себя подписями двух свидетелей. Это исключит возможные претензии заемщика по поводу подлинности его подписи на расписке, а также по поводу того, что расписку у него «выбивали». При желании подлинность подписи заемщика можно удостоверить и в нотариальном порядке.

8. Подпись заемщика на расписке должна быть полной

Лучше рядом с самой подписью полностью прописать фамилию, имя и отчество заемщика. А саму подпись нелишним будет визуально сверить с его подписью в паспорте или с подписью на других важных документах. Особенно это актуально, когда подпись слишком простая и вызывает сомнения. Хорошая подпись должна быть устойчива к подделке, повторима (многократно и таким же образом проставлена и на других документах), идентифицируема (подпись обычно напоминает имя, фамилию или псевдоним человека) и быстро писаться.

Процедура регистрации места жительства установлена ЗУ «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» от 11.12.2003 №1382-IV (далее – Закон). В частности, согласно его ст. 3, регистрация являет собой внесение в паспортный документ сведений о месте жительства или месте пребывания лица с указанием адреса жилья, и внесение этих данных в регистрационный учет соответствующего органа по вопросам регистрации.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона, гражданин Украины, а также иностранец или лицо без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, обязаны в течение 10 дней после прибытия на новое место проживания зарегистрировать его. Чтобы зарегистрировать место проживания, необходимо обратиться в ЖЭК по месту жительства, если речь идет о квартире. Если вы заселились в частный дом, обратитесь в паспортный стол и начните сбор необходимых для регистрации документов с домовой  книги (ч. 2 ст. 6 Закона). Кроме домовой книги, которая в данном случае является привилегией жильцов частных домом, вам в любом случае понадобится письменное заявление, причем дети от 15 до 18 лет подают его лично. Кстати, в случае, если лицо по уважительной причине не может самостоятельно обратиться в уполномоченный орган, регистрация может быть осуществлена по обращению другого лица на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Без паспорта, понятно, тоже не обойтись, причем без отметки о снятии с регистрации по предыдущему месту жительства он будет бесполезен. Если зарегистрировать нужно ребенка, не достигшего 16-летнего возраста, вместо паспорта подается свидетельство о рождении или свидетельство о принадлежности к гражданству Украины. Иностранец и лицо без гражданства дополнительно подают удостоверение на постоянное или временное проживание. Будьте готовы предъявить также квитанцию об уплате госпошлины или документ об освобождении от ее уплаты и два экземпляра талона снятия с регистрации (так называемый «листок убытия»), который оформляется при выписке из предыдущего места жительства. Кстати, согласно пп. «м» п. 6 ст.3 Декрета КМУ «О государственной пошлине», размер пошлины, подлежащей уплате при регистрации места проживания, составляет 0,05 необлагаемого налогом минимума доходов граждан, т. е. 0,85 коп.

Что же, получается, договор найма для регистрации не нужен? Действительно, согласно ч. 3 ст. 6 Закона, запрещается требовать для регистрации места проживания предоставления лицом других документов. Однако формы заявления о регистрации места проживания и талона снятия с регистрации, утвержденные постановлением КМУ «Об утверждении образцов документов, необходимых для регистрации места проживания в Украине» (№985 от 28.07.2004), предусматривают предъявление документов, являющихся основанием для регистрации лица по данному адресу.

Если вы собственник квартиры, в которой хотите зарегистрироваться, основанием для регистрации будет документ, подтверждающий право собственности. Если в вашем случае это договор купли-продажи, по которому вы приобрели квартиру, на момент подачи документов он должен быть обязательно зарегистрирован в БТИ. Если речь идет о квартиросъемщике, ему надлежит предъявить договор найма – соответственно. Если вы являетесь членом семьи собственника жилья, то на прописку необходимо будет получить согласие собственника, о чем в заявлении о регистрации по месту жительства собственник ставит соответствующую отметку (ст. 150 ЖК). Кстати, к членам семьи собственника жилья относятся его супруга (супруг), дети и родители. Так что двоюродным братьям и троюродным сестрам лучше сразу подумать о более подходящем основании для регистрации. А вот несовершеннолетние дети вселяются к своим родителям без согласия собственника дома на основании тех же норм.

Лица, не являющиеся членами семьи собственника, могут быть зарегистрированы по месту жительства также с согласия собственника, но не обязательно на основании договора аренды. К заявлению с легкостью можно приложить любой другой договор, по которому оформляются отношения с хозяином жилья, – найма, краткосрочного найма, поднайма, безвозмездного пользования. Хотя не во всех паспортных столах требуют такого рода договоры и часто обходятся лишь заявлением-согласием проживающих, лучше подготовиться к тому, что такой документ могут попросить предоставить. Если вы уже успели зарегистрировать на своей жилплощади всех дальних и близких родственников, заручитесь их согласием на регистрацию квартиранта, ибо по одному лишь вашему желанию его не зарегистрируют. Что же касается квартиры, в которой не прописан никто, включая вас, единоличного собственника, об этом нужно получить соответствующую справку «Форма3», как правило, отстояв немаленькую очередь в ЖЭКе. В иных случаях такая справка указывает на необходимое число согласий, т. е. на число совершеннолетних лиц, зарегистрированных на жилплощади.

После того, как вы подадите документы в ЖЭК, он в течение 5 дней передает их в паспортный стол, где в течение еще 5 дней все оформят и вернут с соответствующим штампом в паспорте. Таким образом, общий срок регистрации места проживания не должен превышать 10 рабочих дней.

Однажды став клиентом магазина дистанционной торговли (по образцам, по каталогам) и получив первый положительный опыт, тяжело отказаться от подобных покупок, ведь товар обходится в разы дешевле, не считая экономии времени.

Разумеется, многие интернет-магазины (некоторые из них позиционируются как магазины почтовой торговли) также прибегают к возможности доставки товаров почтой, в частности, если покупатель находится в другом регионе. Именно при таком способе доставки возникает ряд проблем, в которых покупатель винит отделения связи. К примеру, получив уведомление о доставке почтового отправления с обозначенной стоимостью товара, покупатель может быть удивлен, что сумма, заявленная сотрудником почты к оплате, оказывается несколько выше. Тем не менее, возмущения такого рода абсолютно не обоснованы. С этим и многим другим разбиралась «Судебно-юридическая газета».

Итак, работа «Укрпочты» подчиняется своим правилам, которые, прежде всего, закреплены в ЗУ «О почтовой связи», Постановлении КМУ «Об утверждении Правил предоставления услуг почтовой связи» и в некоторых иных актах специального законодательства. Вооружившись знанием положений названных нормативных актов, можно смело отправляться в почтовое отделение, оставив опасения «потерять лицо» перед окошком оператора.

Теперь возвращаемся к описанной выше ситуации с «завышенной» ценой дистанционной покупки. Дело в том, что магазины почтовой торговли при пересылке отправления (покупки), как правило, прибегают к так называемым почтовым отправлениям с наложенным платежом – почтовому отправлению с объявленной ценностью, при котором отправитель поручает оператору почтовой связи взыскать определенную им сумму стоимости отправления с получателя и переслать ее по обратному адресу почтовым переводом. Кроме того, Правила продажи товаров почтой (утверждены совместным приказом Минэкономики и Минтранссвязи Украины №206/699 от 11.06.2008) определяют наложенный платеж как оплату почтового отправления во время получения его в отделении почтовой связи. Сумма почтового перевода (платежа) включает оплату стоимости товара и плату за пересылку почтового отправления (п. 12 Правил). На практике это означает, что именно услуга в виде почтового перевода (отличать от почтового сбора, указанного на сайтах магазинов почтовой торговли) и выливается для покупателя в дополнительную денежную сумму к оплате. К примеру, согласно действующим тарифам на пересылку внутренних почтовых переводов (без НДС), при переводе сумму до 500 грн применяется тариф 4%, а если сумма перевода составляет от 500 до 1000 грн, взимается 2%. В целом же минимальная плата за почтовый перевод – 4,17 грн.

Еще один неприятный нюанс при получении товаров по почте – неполучение вовремя уведомления о доставке вашего заказа в почтовое отделение. И это несмотря на то, что уведомления о входящих почтовых отправлениях и переводах, подлежащих выдаче непосредственно в помещениях почты, должны быть доставлены адресатам (получателям) не позднее следующего рабочего дня объекта почтовой связи. Причин могут быть разные – от банального дырявого почтового ящика до нерадивости сотрудников почты. Однако, свидетельствует практика, доказать почте, что вы не получали уведомление о пришедшей посылке, практически не представляется возможным. Поэтому желательно, ожидая отправление, систематически навещать отделение почтовой связи и, предъявляя свой паспортный документ, выяснять, пришло ли на ваше имя отправление. В противном случае всегда есть шанс узнать, что посылка ждет вас на почте уже N-е количество дней, а услуга по хранению, оказываемая почтой, разумеется, отнюдь не безвозмездна. В соответствии с Приказом Украинского государственного предприятия почтовой связи «Укрпочта» от 23.12.2010 №659, которым утверждены тарифы на иные услуги почтовой связи, хранение ценного письма (бандероли), посылки свыше 5 рабочих дней после поступления отправления обойдется получателю в 3,10 грн за каждый день, но не более 15,50 грн (без НДС) за весь срок хранения, причем день выдачи посылки не учитывается. Иными словами, хранение посылки на почте в течение 30 дней обойдется получателю в 18,60 грн. Кстати, почтовые отправления хранятся на почте в течение 30 дней, но если у вас нет возможности получить посылку в установленный срок, то за символическую плату можно написать заявление о продлении срока хранения до 60 дней.

Наконец, собираясь на почту за посылкой, не забудьте прихватить с собой паспорт, иначе почтовое отправление вы не увидите. Согласно п. 89 Правил предоставления услуг почтовой связи, регистрированные почтовые отправления вручаются, а средства по почтовым переводам выплачиваются получателям при условии предоставления ими документа, подтверждающего личность – паспорта. Правда, в соответствие с п. 90 названного документа, адресат может уполномочить иное лицо на получение адресованного ему почтового отправления, денежного перевода по доверенности, оформленной в установленном порядке. Между прочим, такая доверенность может быть заверена нотариально, должностным лицом организации, в которой доверитель работает, учится, пребывает на стационарном лечении, или по месту его проживания.