Если в интернет-магазине говорят, что на них закон не распространяются, - вас обманывают.

Купил в интернет магазине мобильный телефон. Прислали совсем другой, но выяснили это не сразу. Так как распаковывать на пункте доставки Новой пошты не хотел, это был подарок. Как только выяснилось, что телефон дугой - сразу позвонил в магазин. Вначале меня пытались убедить, что телефон тот что я заказывал, а потом в ответ на вопрос-как я могу вернуть или обменять, ответили - никак. Дескать, они - интернет-магазин и на них закон не распространяется, как на обычные магазины. Подскажите пожалуйста, как правильно поступить в такой ситуации?

Дмитрий

На вопрос отвечает Оксана Махлай, юрист юридической компании "Тарасов и партнеры”

Утверждение представителей данного интернет-магазина о том, что закон на них не распространяется – абсолютно неправомерно.

Положения  Закона Украины О защите прав потребителей (в том числе и касаемо права вернуть товар) на интернет-магазины распространяется в полной мере.

Более того, на такие магазины распространяется и действие Правил продажи товаров на заказ и вне торговых и офисных помещений, утвержденных приказом Министерства экономики Украины от 19.04.2007г. № 103 (далее – Правила).

Но вернемся к праву покупателя вернуть телефон.

Следует отметить, что, согласно  Закону покупка товара через Интернет имеет такое определение, как покупка на расстоянии, т.е. это договор, который заключен между продавцом и покупателем с помощью средств дистанционной связи (в т.ч. и через Интернет).

Согласно п. 4 ст. 13 Закона потребитель (покупатель) имеет право расторгнуть заключенный на расстоянии договор путем уведомления продавца (исполнителя) об этом в течение 14 дней с момента получения товара или первой поставки товара.

Более того, в случае продажи материальных вещей их возврат также свидетельствует о расторжении договора.

Т.е. у покупателя есть две опции:

- письменно уведомить продавца о том, что товар будет возвращен - при этом такое уведомление должен быть отправлено продавцу в течение 14 дней с даты получения – и указать, каким образом он будет возвращен, например, той же Новой почтой.

- сразу вернуть товар, который должен быть не использован, не испорчен, в упаковке, с квитанциями. При этом к товару лучше всего дополнительно приложить письмо о возврате со ссылкой на нормы ст. 13 Закона Украины О защите прав потребителей.

Любые расходы, связанные с возвратом продукции, возлагаются на продавца, он должен их возместить (п. 5 ст. 12 Закона).

Продавец должен вернуть покупателю уплаченные деньги не позднее 30 дней с момента уведомления покупателя о возврате товара. Более того, покупатель имеет право не возвращать товар до момента возврата ему уплаченной им суммы денег (п. 17 Правил).

Кроме того, за нарушение срока возврата денег продавец обязан уплатить покупателю неустойку в размере 1% от стоимости продукции за каждый день возврата денег.

Существует большая вероятность того, что продавец будет настаивать на том, что он не обязан принимать товар только потому, что покупателя не устраивает марка телефона.

В таком случае покупателю следует знать следующее: в соответствие с п. 12 с. 23 Закона ограничение или отказ в реализации прав потребителей установленных ч. 2 ст. 17 Закона влечет за собой наложение на продавца штрафа в размере 500 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Закон запрещает продавцу принуждать потребителя приобретать продукцию ненадлежащего качества или ненужного ему ассортимента.

Поэтому, если автора вопроса не устраивает марка телефона, которую ему прислали – он имеет полное право вернуть данный телефон в интернет-магазин в течение 14 дней с момента его получения. Либо отправить в этот же срок письменное уведомление о намерении возвратить телефон. И продавец обязан его принять. Опять же, не стоит забывать, что телефон должен быть в том же состоянии, в котором был при получении.

А если автору вопроса попался совсем уж недобросовестный продавец – ничто не мешает ему обратиться с соответствующей письменной жалобой в инспекцию по защите прав потребителей, ну и, параллельно, в суд за защитой своих нарушенных прав.

Начиная с 2012 основной мишенью для налоговых проверок являются действующие Интернет-магазины. Мотивация налоговой проста: онлайн-торговля на сегодняшний день является одним из наиболее рентабельных видов бизнеса (по неофициальным данным годовой доход от Интернет продаж в Украине составляет 20 млрд грн.). То есть, налоговикам есть где «разгуляться».

Оценивая сложившеюся ситуацию, можно смело утверждать, что Министерство доходов и сборов Украины еще не скоро оставит в покое отечественный Интернет рынок. Тем более, в большинстве случаев, собственники Интернет-магазинов не оказывают налоговикам никакого отпора, предпочитая добровольно оплачивать незаконные налоговые штрафы.

Однако, такой подход неверный. Если бизнес не начнет отстаивать свои права, налоговые проверки всегда будут «игрой в одни ворота».

А чтобы грамотно защитить свои права нужно в первую очередь знать о них. В этом может помочь правильный анализ действующего законодательства.

Основные типы налоговых проверок. Фактические проверки

Налоговый кодекс предусматривает три типа проверок деятельности компаний: документальные, камеральные и фактические.

Наиболее популярным среди налоговиков в последнее время стали именно фактические проверки.

Основная опасность этого вида в его непредсказуемости, поскольку об этой проверке не предупреждают заранее. Кроме того, в процессе фактической проверки изучают все: от уплаченных налогов до соблюдения трудового законодательства и наличия свидетельств, лицензий и патентов.

Как показывает практика, оспаривание результатов фактической проверки в суде — дело бесперспективное. По статистике, только 5% судебных решений сейчас принимаются в пользу бизнеса.

Поэтому лучше таких проверок не допускать. К тому же, это совсем несложно, если правильно подготовиться к приходу контролеров.

Как не допустить проведение фактической проверки и минимизировать ее последствия.

I. Не давайте повод

Согласно статье 80 Налогового Кодекса Украины (далее — НКУ) фактическая проверка проводится только при наличии определенных оснований.

Зная исчерпывающий перечень таких оснований, их можно попросту избегать или грамотно обходить.

Итак, к вам могут прийти с фактической проверкой, в таких случаях:

1. По результатам проверок других плательщиков налогов (ваших партнеров, контрагентов) выявлены факты возможных правонарушений относительно обращения подакцизных товаров, осуществления расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий, свидетельств.

2. Информация о таких правонарушениях поступила от государственных органов или органов местного самоуправления.

3. Поступило письменное обращение покупателя (потребителя) о нарушении вами порядка проведения рассчетных операций, кассовых операций, патентования или лицензирования.

4. Есть информация о нарушении вами требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и целевого использования спирта.

5. Если в ходе предыдущей проверки были выявлены нарушения законодательства.

6. Если получена информация об использовании вами труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет.

7. Если вами не предоставлена в установленный законом срок обязательная отчетность об использовании регистраторов рассчетных операций, рассчетных книг и книг учета рассчетных операций, либо они предоставлены с нулевыми показателями.

Риск визита налоговой можно минимизировать, если:

- четко и правильно вести кассовые расчеты, следить за тем, чтоб чек выдавался на каждую покупку (покупателем может оказаться сам налоговик, такая практика очень популярна и более известна под названием «контрольная покупка»).

- соблюдать этику в обращении с покупателями. Некорректное поведение продавца может вызвать у покупателя непреодолимое желание отомстить жалобой в налоговую. Иногда такое желание объясняется неадекватностью покупателя, но тут уж вы бессильны.

- оформить трудовые отношения с сотрудниками, составить трудовые договора и завести трудовые книжки. Избегать появления на территории предприятия посторонних – в случае внезапной проверки их могут приравнять к нелегальным работникам.

- соблюдать сроки подачи отчетности об использовании регистраторов рассчетных операций, рассчетных книг и книг учета рассчетных операций.

ІІ. Препятствуйте

Если же создать вышеуказанные идеальные условия на своем предприятии вам не представляется возможным, придется прибегнуть к некоторым ухищрениям, чтобы по препятствовать проведению проверки.

Так, например, вы имеете полное право не допустить представителя налоговой на предприятие, если:

1. Вам не предъявили направление на проверку и/или копию приказа о ее проведении

2. Предъявленные направление и приказ оформлены с нарушением законодательства, а именно в них не указано:

- дата выдачи

- наименовании налоговой

- реквизиты приказа о проведении проверки

- четкие реквизиты субъекта проверки (вас или вашего предприятия)

- основание, сроки проверки

- сведения о конкретном специалисте, который будет проверку осуществлять

- подпись руководителя органа налоговой службы или его заместителя с печатью.

Согласно Налогового кодекса это исчерпывающий перечень полномочий, на основании которых представитель налоговой может быть не допущен к проведению проверки. Однако, при желании, всегда можно найти и дополнительные причины. Например, если на проверку явился не тот специалист, данные которого указаны в направлении или приказе, или если закончился срок действия его служебного удостоверения, или в направлении неверно указано название вашего предприятия.

Имейте в виду, что согласно пп. 94.2.3. НКУ отказ от проведения фактической проверки не угрожает наложением административного ареста на активы плательщика налогов. Кроме того, за такой не допуск на вас не смогут наложить даже административный штраф.

Итак, если вы решились дерзнуть и не впустить представителя налоговой на проверку своего предприятия, советуем вам особенно тщательно это задокументировать: составить в 2-х экземплярах акт о не допуске, приложить к нему копии документов, которые являются доказательствами нарушений контроллеров и ознакомить с этим актом представителя налоговой под расписку.

В процессе общения с проверяющими также желательно использовать какие-либо средства видео — и звукозаписи (мобильный телефон, видео или фотокамеру, диктофон). Желательно присутствие свидетелей (потребителей, ваших сотрудников, близких). Соблюдения таких мер в дальнейшем может уберечь вас от подлога документов и прочих злоупотреблений со стороны налоговой.

ІІІ. Не спешите предоставлять документы

Согласно п. 85.2 НКУ «Плательщик налогов обязан передавать служебным лицам налоговых органов все документы, которые относятся к предмету проверки или связаны с ним».

Обойти это правило и уберечь документацию от изъятия возможно при помощи адвоката. Для этого достаточно составить с адвокатом договор на предоставление юридических услуг. В тексте договора необходимо указать, что для исполнения обязанностей по договору с целью юридического анализа адвокату были переданы некоторые финансовые документы предприятия. Конкретный перечень документов необходимо дополнительно отобразить в акте приема-передачи.

С момента оформления акта приема-передачи, ваши финансовые документы приобретают статус «адвокатской тайны». Согласно ст. 23 Закона Украины «Про адвокатуру и адвокатскую деятельность» документы, являющиеся адвокатской тайной, не могут быть истребованы или изъяты у адвоката.

Таким образом, поскольку адвокатская тайна охраняется законом, а доступ к документам третьим лицам (в том числе налоговикам) запрещен, вы можете быть уверены, что важные для вас финансовые документы останутся недосягаемыми для органов налоговой службы.

IV. Помните о своих правах

Как мы видим, действующее законодательство предусматривает множество возможностей избежать налоговых проверок и минимизировать их последствия. Нужно просто не бояться и грамотно их использовать. И помните: согласно НКУ представители налоговой обязаны воздерживаться от нарушений прав и законных интересов граждан и юридических лиц, корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижать их чести и достоинства. Кроме того, согласно п. 4.1.4. НКУ действует презумпция правомерности решений налогоплательщика, из чего следует, что все коллизии и неоднозначные ситуации в суде должны разрешаться в вашу пользу.

Мастер по готовке гамбургеров, шеф-повар Джейми Оливер одержал победу в своей длительной борьбе с крупнейшей сетью ресторанов быстрого питания в мире – Макдональдс. После того, как Оливер продемонстрировал процесс приготовления гамбургеров, владельцы франшизы, наконец, объявили об изменении рецепта.

В течение нескольких лет Оливер неоднократно объяснял общественности – посредством документальных фильмов, телешоу и интервью – что жиросодержащие части говядины «промываются» гидроксидом аммония, а затем используются в качестве начинки бургера. По словам шеф-повара и любителя гамбургеров Джейми Оливера, начавшего войну против фаст-фуд индустрии, перед процессом «промывания» еда считается непригодной для потребления человеком. Оливер поясняет: «по сути, берётся продукт, который по самой низкой цене продаётся в качестве собачьей еды, и после этого процесса он вручается людям».

Не говоря о плохом качестве мяса, гидроксид аммония очень вреден для здоровья. Оливер лихо ввёл в оборот придуманное им название этого процесса – «процедура розовой слизи».

«Разве здравомыслящий человек накормит своих детей мясом, наполненным аммиаком?» интересуется Оливер.

В ходе одного из своих красочных представлений Оливер продемонстрировал детям процесс готовки наггетсов. После отбора лучших частей курицы, всё оставшееся (жир, кожу и внутренние органы) перерабатывают для создания этого жареного продукта.

В ответ на критику Оливера в адрес процесса приготовления наггетсов, компания Arcos Dorados, управляющая франшизой Макдональдс в странах Латинской Америки, заявила, что в их регионе такая процедура не практикуется. Стоит отметить, что это относится также к Ирландии и Великобритании, где для приготовления продуктов используется мясо, приобретаемое у местных поставщиков.

Между тем, в Соединённых Штатах такие рестораны быстрого питания как Burger King и Taco Bell уже отказались от добавления аммиака в свои продукты. Гидроксид аммония в пищевой промышленности используется в качестве средства уничтожающего микробы в мясе, что и позволяет Макдональдсу использовать мясо, которое без такой обработки было бы несъедобным.

Наиболее тревожным является тот факт, что поскольку Министерство сельского хозяйства США признало гидроксид аммония «компонентом производственного процесса», потребители могут и не знать содержится ли в их пище данный химикат.

На официальном сайте Макдональдс компания утверждает, что их мясо стоит дёшево, поскольку благодаря ежедневному обслуживанию большого количества людей они имеют возможность приобретать у поставщиков продукты по сниженной цене, хотя качество этих продуктов остаётся наилучшим. Но если «розовая слизь» – это самое лучшее качество, которое Макдональдс может найти во всей Америке, тогда почему в Латинской Америке и Европе технологии приготовления отличаются в лучшую сторону? Говоря более конкретно, почему Макдональдс не могут перейти на подобные технологии в США? На эти вопросы владельцы франшизы так и не ответили, отрицая, что решение об изменении рецепта имеет связь с кампанией Джейми Оливера. На своём сайте Макдональдс признали, что отказались от использования говядины в качестве начинки для своих гамбургеров.

«Какой нормальный бизнес в этой стране будет хранить сервера?», - эта фраза старшего аналитика компании WebMoney Ольги Дубининой, пожалуй, наиболее точно характеризирует отношение украинских предпринимателей к безопасности хранения информации в Украине. Компания моментальных интернет-расчетов WebMoney второй месяц не может возобновить работу или хотя бы рассчитаться с клиентами после обыска и изъятия компьютерной техники в офисе компании.

В современном мире многие компании попросту не могут осуществлять свою деятельность без доступа к необходимой электронной информации. А правоохранительные органы все чаще в своей работе при обысках и проверках импользуют информацию в электронном виде. Зачастую, для предприятия это выливается в конфискацию серверов, содержащих нужную для его работы информацию.

Только за последние месяцы объектами пристального внимания правоохранительных органов, следствием чего стало изъятие электронных носителей информации, кроме WebMoney, стали ипредприятия работающие на международном валютном рынке Forex, и телекоммуникационные компании, в частности сотрудники Миндоходов изъяли сервера компании «Дата-Айикс Юэй».

При этом, в последнем случае, налоговики изымали сервера в связи с расследованием деятельности компании «Эвос». Но на них оказались размещены копии видео- и аудиоматериалов размещенных в социальной сети «ВКонтакте», из-за чего пострадали украинские пользователи соцсети.

Как демонстрирует практика, в случае изъятия правоохранителями серверов для поиска каких-либо конкретных документов, зачастую недоступной оказывается вся остальная размещенная на них информация, что делает работу предприятия попросту невозможной.

«Комментарии» решили разобраться, как и за что правоохранители могут изъять электронные носители с нужной компании информацией и что делать, чтобы защитить себя от незаконного обыска.

Зачем забирают сервера

Как пояснил «Комментариям» управляющий партнер юридической компании «Шиганский и партнеры» адвокат Виталий Шиганский, согласно статьям 159 и 160 Уголовного процессуального кодекса Украины (УПК), следователь во время досудебного расследования или суда, по согласованию с прокурором, может обратиться к следственному судье с ходатайством о временном доступе к вещам или документам (их выемке). В свою очередь, судья рассматривает ходатайство и принимает решение о его удовлетворении или отказе. При этом рассмотрение ходатайства может проходить как с вызовом владельца изымаемых вещей, так и без него, если есть основания считать, что он может изъять или подменить такие вещи или документы.

При этом, как отмечает Виталий Шиганский, решение суда для изъятия документов может и не понадобиться: «Документы и вещи можно временно изъять на основании статей 167-169 УПК (вещи или документы используются в преступлении). В этих случаях определение суда не требуется. Из ст.169 следует понимать, что впоследствии прокурор должен обратиться к следственному судье с ходатайством об аресте этого имущества. В случае вынесения определения об отказе имущество должно быть возвращено».

Проводить обыск и изъятие документации и серверов имеют право сотрудники МВД, в частности Отделов по борьбе с организованными преступлениями и экономическими преступлениями, налоговая милиция, сотрудники прокуратуры и сотрудники СБУ в рамках возбужденных уголовных дел или доследственной проверки по факту уголовных правонарушений, отмечает управляющий партнер компании International Business Consulting Андрей Загоруйко. «Типы уголовных правонарушений могут быть самыми различными. Как в сфере хозяйственной деятельности (уклонение от уплаты налогов), так и любой иной сфере - мошенничество, хищение имущества», - добавляет эксперт.

Что делать, если к вам пришли?

«Сотрудники офиса должны одновременно помнить о двух важных вещах. Во-первых, они имеют право не допускать никого, в том числе сотрудников правоохранительных органов, на территорию предприятия без разрешения администрации предприятия. Во-вторых, каждый человек обязан выполнять законные требования сотрудников правоохранительных органов. То есть рядовые сотрудники предприятия находятся между молотом и наковальней», - констатирует управляющий партнер компании International Business Consulting Андрей Загоруйко.

При этом в первую очередь, сотрудникам компании советуют тщательно убедиться, что обыск проводится на законных основаниях и с соблюдением соответствующей процедуры.

Как защитить данные при обыске: приемы антизахвата

Особое внимание необходимо обратить на дату принятия предоставленного проверяющими решения следственного судьи и проведении выемки или обыска. «В соответствии с положениями Уголовного процессуального Кодексу Украины такое решение судьи действительно в течение месяца, следовательно необходимо обратить внимание на «срок годности» решения суда», - подчеркивает адвокат юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Егор Штокалов.

Если же все документы у правоохранителей в порядке, эксперты советуют не пытаться помешать им проводить обыск. Однако и помогать сотрудники предприятия не обязаны.

«Если же законность требований установлена, то сотрудники проверяемого предприятия не должны чинить физических препятствий сотрудникам правоохранительных органов, но и оказывать им содействие не обязаны, особенно если их требования выходят за пределы служебных обязанностей сотрудников офиса. К примеру, сотрудники бухгалтерии не обязаны знать, где располагается сервер предприятия, и, соответственно, отвечать на этот вопрос», - отмечает Андрей Загоруйко.

Храним сервера за границей, а важные документы – в банке

Для того, чтобы минимизировать риски вмешательства в работу предприятия, и, как следствие, - остановки работы или потери доступа, а то и утери важной документации, специалисты советуют не хранить жизненно важную для работы документацию непосредственно в офисе компании.

К примеру, по информации «Комментариев», весьма оригинальный выход был найден одной из российских компаний. В частности, сервер со всей рабочей информацией предприятия был установлен на мобильной платформе вне помещения офиса компании. При малейшей опасности появления проверяющих органов, рабочие компьютеры отключались от сервера, грузовик с которым, при необходимости, мог переместится в место недосягаемое для правоохранителей.

Украинские же эксперты и вовсе советуют хранить важную электронную информацию за рубежом.

«Что касается электронных носителей информации,  то я бы рекомендовал максимально использовать возможности современных технологий и арендовать сервер, физически располагающийся в юрисдикции, не имеющей с Украиной договора о правовой помощи. Изъять его в таком случае будет попросту невозможно», - советует управляющий партнер компании International Business Consulting Андрей Загоруйко.

Что касается документов на бумажных носителях, то, как отмечают эксперты, в соответствии с действующим законодательством, первичная хозяйственная документация должна храниться на предприятии. Точнее, предприятие должно обеспечить ее сохранность.

«Физически документация может храниться в банковской ячейке, быть на хранении у адвоката, храниться в специализированном учреждении, предоставляющем услуги хранения документации и т.д. Для того, чтобы изъять документы из приведённых выше организаций, правоохранительным органам необходимо совершать дополнительные процессуальные действия. А у предприятия, в отношении которого проводится проверка, появляется возможность обжаловать факт проверки и минимизировать негативные последствия изъятия первичной документации», - отмечает Загоруйко.

На компенсацию убытков надеяться не стоит

«К сожалению, решение следственного судьи не может быть обжаловано сторонами в случае разрешения доступа к документам, их выемки или обыска. Поэтому эффективным способом противостояния является активное участие в судебном заседании по рассмотрению ходатайства о доступе к документам», - констатирует адвокат Егор Штокало. Но при этом, по словам эксперта, решение суда, по которому были изъяты документы, подтверждающие право на осуществление предпринимательской деятельности, при отсутствии которых предприятие лишается возможности осуществлять свою деятельность, может быть обжаловано.

По словам управляющего партнера компании International Business Consulting Андрея Загоруйко, может быть обжалован в судебном порядке как сам факт проведения обыска сотрудниками правоохранительных органов, так и соблюдение ими процессуальных норм при его проведении. Однако доказать, что правоохранители не правы, зачастую непросто, а сам судебный процесс может занять длительное время. При этом, даже в случае победы в суде, шансы добиться справедливой компенсации убытков, нанесенных компании действиями правоохранителей, невелики.

«Как правило, такие дела имеют низкую перспективу в связи с тем, что сотрудники правоохранительных органов редко допускают существенные ошибки в процессе подготовки к следственным действиям. Большую перспективу имеет обжалование фактов процессуальных нарушений в процессе обыска, и важным элементом доказывания есть видеозапись нарушений, произведённых в процессе обыска. Сроки рассмотрения абсолютно разные - от нескольких недель до полугода. Что же касается компенсаций - то говорить о каких-то значительных суммах, сопоставимых с реальными убытками компании, к сожалению, не приходится», - добавляет Андрей Загоруйко.

У системного администратора и руководителя компании должна быть возможность экстренной и дистанционной смены паролей.

Как хранить документацию компании

1. В офисе должен находиться необходимый минимум документов.

2. Самые важные документы стоит поместить в банковскую ячейку, оформленную не на компанию-юрлицо, а на физлицо, не являющееся штатным сотрудником компании. 120–250 грн./месяц.

3. Документы, имеющие стратегическое значение, лучше хранить в офисе адвоката, обслуживающего компанию.

Система паролей в офисе

Пароли должны быть стойкими (правильно сформулированными) и временными– то есть меняться каждый день.

Важно

У системного администратора и руководителя компании должна быть возможность экстренной и дистанционной смены паролей.

Где хранить данные, чтобы избежать стороннего к ним доступа

1. Клауд-сервис («облачный» сервис хранения информации – на удаленном сервере). от 10 евро/месяц

2. Виртуальный сервер за рубежом (Collocation). 400–1600 грн./месяц

3. Выделенный сервер за рубежом  (Dedicated Server in eU). 900–2400 грн./месяц

Важно

Работа с важными документами на клауд-сервисе должна проводиться без локальной копии и даже кеширования сессий в браузере.

Как быстро восстановить работоспособность компании после изъятия носителей

Приобрести новые компьютеры (ноутбуки) и подключить их к виртуальному или удаленному серверу(клауд-сервису), где хранится вся важная документация.

Как защитить используемый клиент-банк

Клиент-Банк – это локальная программа, которая хранит локально все выписки, проводки и прочую финансовую информацию. В случае изъятия компьютеров данные «уходят» вместе с техникой. Выход – создание виртуального компьютера бухгалтера на клауд-сервисе («облачном» сервисе).

При этом все важные данные внутри бухгалтерской виртуальной машины хранятся в виде закриптованного (шифрованного) диска, а ключ от расшифровки хранится на другом, неизвестном, сервере и периодически (каждые 5–10 минут) проверяется. Это позволяет закрыть доступ к зашифрованному диску путем удаления ключа на секретном сервере.

Важно

Такая защита клиент-Банка гарантирует, что доступ к проводкам не получат конкуренты и злоумышленники, но не спасет от тех, кто может по сфабрикованному решению суда получить доступ к информации о банковских операциях непосредственно в банке, обслуживающем юрлицо.

Дополнительная защита информации

1. Пересохранение всех важных данных в виде запароленного архива на клауд-сервисе («облачном» сервисе), к которому имеют доступ лишь уполномоченные лица компании.

2. Сервер компании (физический) разместить за пределами офиса.

3. Данные могут размещаться на специальном шифрованном разделе физического(офисного) сервера,однако при этом каждая перезагрузка сервера будет требовать ручного вмешательства, чтобы подключить этот диск к системе.

4. Запретить хранение или автоматически удалять все локальные копии файловчерез 5–10–30 минут после закрытия.

5. Использовать шифрованные диски для локальных копий,если без локальных копий не обойтись.

6. Использовать в офисе только закрытый и зашифрованный Wi-Fi.

* Подготовлено при содействии It-специалистов, адвокатов АК «Кравец и Партнеры», АК «Правочин».

Когда могут проводить обыск в офисе

Обыск проводится только после открытия уголовного производства в порядке и сроки, предусмотренные Уголовным процессуальным кодексом Украины.

Согласно п. 2 ст. 234 УПК Украины обыск проводится по постановлению следственного судьи. Копия постановления остается у обыскиваемых.

Согласно п. 5 ст. 234 постановление об обыске должно содержать следующие сведения:
1) срок действия постановления, он не может превышать одного месяца со дня вынесения определения;
2) имя прокурора, следователя, который подал ходатайство об обыске;

3) положения закона, на основании которого выносится постановление;

4) жилье или другое владение лица либо часть жилища или иного владения лица, которое должно быть подвергнуто обыску;

5) лицо, которому принадлежит жилище или иное владение, и лицо, в фактическом владении которого оно находится;

6) вещи, документы или лица, для выявления которых проводится обыск.

Другие нормативно-правовые акты могут выполнять дополнительную роль, например, Закон Украины "О милиции" или Налоговый кодекс Украины, которые определяют полномочия сотрудников налоговой милиции.

С 22 часов вечера до 6 часов утра проведение следственных действий запрещено (п. 4 ст. 223 УПК Украины), за исключением ситуаций, когда задержка может привести к потере доказательств.

Важно: обыск осуществляется с обязательным участием не менее двух понятых.

Обратите внимание: В УПК речь идет о помещениях, принадлежащих какому-либо лицу и в которых необходимо провести следственные действия. Отдельного указания на помещения, используемые и принадлежащие юрлицам, нет.

Что важно помнить офисным сотрудникам

Согласно ст. 63 Конституции Украины лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников. Если человек, в отношении которого проводится следственное действие, личный осмотр, не согласен с его проведением, он вправе требовать внести соответствующие данные в протокол обыска.
Также человек имеет право требовать присутствия адвоката.
Действия обыскивающих могут фиксироваться при помощи технических средств.И это требование необходимо обязательно внести в протокол обыска.

Личность – неприкосновенна

Изъятие личных вещей

Личный досмотр сотрудника

Осмотр личных вещей (в том числе содержимого сумки)

Изъятие личных вещей из сумки

В ходе обыска могут быть изъяты предметы, документы, в том числе

и личные вещи, разрешение на отыскание которых прямо указано в определении суда

УПК Украины позволяет следователю в ходе обыска, при наличии оснований, проводить обыск лица, присутствующего при обыске. Обыск лица должен быть совершен лицами того же пола

Налоговая милиция может совершать осмотр содержимого личной сумки, если есть достаточные основания предполагать, что лицо, присутствующее при обыске, скрывает при себе (в том числе и в личных вещах – сумке и т. д.) предметы и документы, имеющие значение для уголовного производства. Достаточность таких оснований определяет следователь

Если в сумке находятся такие предметы, которые явно не имеют отношения к уголовному производству, то следователь не должен их изымать. Если всё-таки изъятие произошло, то необходимо обязательно внести соответствующее заявление в протокол обыска. Необходимо указать, что изъяты личные вещи, абсолютно не имеющие отношения к уголовному производству, и что действия следователя незаконны

Оставайтесь на связи

Запрет пользования мобильным телефоном и его изъятие

Изучение содержимого личного (служебного) мобильного телефона

Согласно ст. 236 УПК следователь, прокурор вправе запретить любому лицу покинуть место обыска до его окончания и совершать любые действия, мешающие проведению обыска. Поэтому лицо, проводящее обыск, может запретить пользоваться мобильным телефоном, а если есть подозрение, что данный мобильный телефон применялся при совершении преступления, то его могут изъять.

Можно попробовать позвонить, чтобы уведомить близких и тем, с кем назначены рабочие встречи. Однако если следователь запретил это делать, то сделать этого не удастся. В таком случае необходимо требовать присутствия адвоката и не участвовать в следственных действиях до его прибытия, о чем требовать внести запись в протокол обыска. Следователь не может запретить адвокату звонить либо изъять его телефон

Следователь может осматривать и личный (или служебный) мобильный телефон, то есть «рыться» в нем, а также изымать его. УПК Украины дает следователю во время обыска полномочия: на обыск лиц, находящихся в помещении, если есть достаточные основания считать, что они скрывают у себя предметы или документы, имеющие значение для уголовного производства; на изъятие и осмотр в ходе обыска, в том числе и у присутствующих в помещении, вещей, имеющих значение для уголовного производства.

Владелец телефона не должен препятствовать следственным действиям. Однако у него может не оказаться с собой его телефона, либо он может забыть свой PIN-код

 Не отпускают?

Задержание сотрудника или посетителя в офисе в то время, когда ему нужно уехать по рабочим или личным вопросам

Закон позволяет такие действия. УПК Украины (ст. 236) указывает, что следователь, прокурор имеет право запретить любому лицу покидать место обыска до его окончания и совершать какие-либо действия, препятствующие проведению обыска.

Покинуть обыскиваемый офис в связи с ухудшением состояния здоровья или иными вескими причинами можно только с разрешения следователя. В случае ухудшения здоровья, необходимо вызвать скорую помощь, при этом даже скорая может забрать лицо, которому стало плохо, только с разрешения следователя.

Если в офисе оказались посетители предприятия (клиенты, партнеры и т. п.), они точно так же, как и сотрудники, могут покинуть обыскиваемое помещение только по разрешению обыскивающих

*При подготовке были использованы материалы, предоставленные юристами ЮФ "Beiten Burkhardt", АК "Кравец и Партнеры", ЮФ «КПД Консалтинг».