Ликбез
Новые нормы начисления пособия по беременности и родам, вопреки мнению экспертов со стороны государства, все же добавят значительных проблем будущим родителям, сообщают аналитики HeadHunter.
Как рассказали кадровики, по информации одного из исследований hh.ua, на проблемы с работодателем сетуют 75% опрошенных трудящихся мам. Так, им сложно отпроситься с работы, если ребенок болеет, или просто необходимо уйти раньше, чтобы решить вопросы, связанные с малышом. О ситуации с новой законодательной нормой Корреспондент.biz рассказала юрист портала Анна Воеводина, напомнив, что с 1 июля вступили в силу изменения, по которым суммы пособия по беременности и родам стают объектом для начислений Единого социального взноса.
"Несмотря на то, что выплаты полностью финансируются Фондом соцстрахования в связи с временной утратой трудоспособности, расходы по начислению ЕСВ "сверху" несет работодатель. Беременные также потеряют немного денег — в размере 2 % от начисленной суммы", — пояснила эксперт.
Отметим, что по заверениям разработчиков документа, подобная норма принималась для того, чтобы время такого больничного считалось в страховом стаже. "Да, это — конечно, очень хорошо. Однако, для работодателя, теперь такая выплата, — очень дорогое удовольствие. Представьте, если женщина, у которой средняя зарплата за последние 6 месяцев составляла, например, 8 тысяч гривен, отправляется в отпуск по беременности и родам, то Фонд соцстрахования в связи с временной утратой трудоспособности обычно должен ей около 33 тысяч гривен пособия", отметила Воеводина. По словам эксперта, прежде эта сумма никаким сбором не облагалась, поэтому работодателю было по сути все равно.
"Бывало даже так, что в последние месяцы, перед тем, как женщина отправлялась в такой отпуск, лояльный и хороший директор даже повышал такой сотруднице на немного/много зарплату, чтобы та получила пособие побольше", — добавила юрист.
Сейчас ситуация сложится по-другому — с 33 тыс. грн работодателю нужно выплатить в бюджет около 11 тыс. грн. По сути, говорит юрист, власти обязывают работодателя компенсировать ему часть своих трат. Из-за этого бизнес, скорее всего, будет уменьшать зарплату женщинам перед отправкой их в декрет, дабы уменьшить сумму пособия.
"В итоге, от этой законодательной новинки, как обычно, выигрывает только наше правительство — путем сокращения сумм социальных пособий на беременных женщин", — резюмировала эксперт.
- Информация о материале
В основе финансовой пирамиды всегда легенда о том, как гарантируются высокие доходы. Настоящим мастером этого дела была француженка Тереза Эмбер. Тереза придумала сказку - о том, как оказавшись в поезде с миллионером Р. Кроуфордом, она спасла ему жизнь, не дав умереть от сердечного приступа. В благодарность он якобы завещал ей состояние в 100 млн франков. Но она не могла получить его, пока ее младшая сестра не выйдет замуж за одного из сыновей Кроуфорда.
В эту историю поверили ее друзья, которые помогали собрать требуемые в завещании 6 млн франков приданого. Ей верили, не сомневаясь, что завещание лежит в ее сейфе. Однако этих миллионов Терезе оказалось недостаточно, и в 1893 году она решила создать банк Rente Viagere. Он обещал клиентам самые высокие проценты по вкладам, и вскоре к Терезе, понесли свои деньги как мелкие инвесторы, так и настоящие магнаты.
Банк Терезы Эмбер никуда не вкладывал средства, он просто их накапливал и иногда раздавал в виде дивидендов. Один из управляющих Банка Франции Жюль Биза спросил у Терезы, как она распоряжается инвестициями, она ответила, что покупает правительственные облигации. Но Биза, убедился, что Тереза лжет. Он доложил о своих подозрениях премьер-министру Франции Пьеру Вальден-Руссо. Банк Rente Viagere к тому моменту стал одним из крупнейших банков Франции и Вальден-Руссо начал действовать через прессу, поручив газете Matin провести расследование. Выяснилось, что на счетах банка скопились такие средства, что для выплаты процентов по ним не хватит даже огромного состояния Эмбер. С появлением разоблачительных материалов в Matin суд потребовал 8 мая 1902 года продемонстрировать содержимое сейфа и завещание.
Тереза бежала из Парижа. Ее сейф вскрыли, и глазам публики предстало содержимое: итальянская монета, старая газета и пуговица. Одна из наиболее крупных финансовых махинаций XIX века была раскрыта. Новость об этом разнеслась по всей Франции. Только спустя несколько месяцев Терезу обнаружили в Мадриде. На суде выяснилось, что задолженность ее банка намного превысила 100 млн франков. Тысячи людей потеряли почти все свои накопления.
Тот самый Понци!
Финансовые пирамиды в англоязычных странах называют схемами Понци - в честь Чарльза Понци, итальянского иммигранта в США. Ему был 21 год, когда он сошел в Бостоне с трапа парохода "Ванкувер" без гроша в кармане. Несколько лет Понци перебивался случайными зароботками. Затем он нашел работу рядом с деньгами. В 1907 году Понци переехал в Монреаль на должность ассистента кассира в Banco Zarossi - банке, созданном Луиджи Заросси для обслуживания таких же, как он, итальянских иммигрантов. В 1918 году он женился. А год спустя начал колоссальные денежные махинации. В 1919 году Понци получил письмо из Испании с приложенным почтовым купоном, который он мог обменять на марки в США, чтобы отправить ответ. Он заметил, что в Европе эти купоны стоят дешевле, чем те американские марки, на которые их можно обменять. Он начал просить своих родственников в Италии присылать ему купоны, посчитав, что прибыль от их обмена и последующей перепродажи марок достигнет 400%. В этом он смог убедить и нескольких друзей, пообещав им 50% дохода с вложений в его дело за 45 дней.
Вскоре он основал компанию Securities Exchange для управления вкладами и начал активную рекламу. Газета Boston Traveler, напечатала статью "Мы гарантируем вам 50% прибыли за 45 дней". В ней газета цитировала слова почтового инспектора: "Мы не выяснили, как им удается добиваться таких прибылей, но они, кажется, уверены в своих способностях". Тысячи людей выстраивались в очередь, чтобы приобрести купоны Securities Exchange Company, некоторые закладывали дома с целью вложить побольше средств в дело, сулившее огромный доход. 26 июля 1920 года газета The New York Times напечатала материал о том, как Понци по просьбе местного прокурора отказался от приема средств до проведения аудиторской проверки. "Несколько сотен людей сегодня не смогли отдать свои деньги Чарльзу Понци",- писала газета, добавляя, что речь не идет о закрытии предприятия. В статье указывалось, что прибыль Понци составила $8,5 млн (более $90 млн по курсу 2008 года).
Сам Понци жил в роскоши: покупал дорогие автомобили, построил особняк с кондиционерами и подогреваемым бассейном. Он стал воплощением американской мечты, сумев подняться до вершин богатства. Однако правда о его деятельности стала раскрываться. Крах дела Понци начался с того, что пресс-секретарь Securities Exchange Company Вильям Макмастерс решил продать в газету Boston Post статью о махинациях шефа, в которой объяснил, что его предприятие находится в долгах на $2 млн. Клиенты компании ринулись возвращать деньги. Проверке подверглись банковские счета предприятия - выяснилось, что задолженность составит $7 млн, если инвесторы решат вернуть деньги. Впоследствии стало ясно, что никакие почтовые купоны Понци не покупал. Он вообще никуда не вкладывал деньги - аудиторам оставалось гадать, куда могли пропасть те миллионы, которые прошли через предприятие Понци.
После того как Чарльз Понци провел в американской тюрьме пять лет по обвинению в мошенничестве, в 1934 году его депортировали в Италию, где он по прошествии некоторого времени умер в больнице для нищих.
Дело Понци живет и процветает!
Лучшим примером этому служит дело Бернарда Мэдоффа, которого называют создателем крупнейшей в мире финансовой пирамиды.
Путь к настоящему богатству Мэдофф начал с появлением первых компьютеров - он понял, что с их помощью проводить операции по торговле акциями практичнее. Электронная торговля ценными бумагами позволила бы создать биржевую площадку, способную конкурировать с Нью-Йоркской фондовой биржей. Эту идею поддержала Национальная ассоциация фондовых дилеров, и в 1971 году при ней была создана биржа NASDAQ, которую возглавил Мэдофф.
Компания Bernard L. Madoff Investment Securities почти все время своего существования была семейным делом - брат Бернарда Мэдоффа Питер стал работать в ней с начала 1970-х. Получив высшее образование, в компанию пришли и сыновья ее основателя - Эндрю и Марк. Никто не подозревал, что помимо брокерской деятельности Бернард Мэдофф занимался управлением средствами клиентов. Точнее, делал вид, что занимался.
По признанию Мэдоффа, в 1990-х он начал принимать деньги крупных бизнесменов и организаций. Они доверяли ему свои активы, потому что надеялись на могущество и авторитет фондового гуру, имевшего связи и влияние не только в финансовых, но и политических кругах. Его управляющая компания Fairfield Sentry стала ответвлением Bernard L. Madoff Investment Securities, но данные о ее деятельности Мэдофф держал в секрете. Он объяснил вкладчикам, что будет приумножать их деньги за счет операций с акциями крупнейших компаний. На самом деле Мэдофф складывал деньги клиентов на банковский счет, с которого иногда выплачивал дивиденды. К моменту краха финансовой пирамиды клиенты вложили в нее $65 млрд. В какой-то момент слишком многие вкладчики решили забрать из Fairfield Sentry свои деньги. Бернард Мэдофф встретился со своими сыновьями и рассказал, что компания, которой он управлял единолично, прогорела и у него не осталосьсредств для выплаты своим клиентам. "Все это одна большая ложь, проще говоря - гигантская схема Понци",- сказал он.
Наверное не стоит напоминать судьбу МММ и МММ-2 которая как две капли воды похожа на перечисленные выше. В заключение хочется напомнить то, что объединяет все жертвы финансовых пирамид во все времена - вера в быстрое и большое обогащение. Поэтому увидев рекламу банка, финансовой компании или другого игрока финансового рынка, начинающуюся с заверения в получении больших доходов за небольшой промежуток времени, вспомните все что вы уже знаете о финансовых пирамидах!
- Информация о материале
Мы сталкиваемся с ними так часто, что, порой, даже не замечаем. Многие позволяют себе относиться к ним пренебрежительно. Некоторые хамят. Хотя, когда жизнь сводит клиента и официанта, еще неизвестно, кто из них главней...
Правда ли, что официанты плюют вам в еду? Кто после кого доедает, официанты после гостей или гости после официантов? Стоит ли оставлять на чай? Сколько зарабатывает официант? Чтоб ответить на эти вопросы, наш корреспондент специально проработал официантом несколько месяцев.
Официант очень популярная на сегодняшний день работа среди молодежи. И это неудивительно, большое количество развлекательных заведений и возможность получать доход без опыта работы тому способствуют. Но стоит помнить, что официантов, конечно, много, а вот хороших - в разы меньше. Эта профессия требует большой физической и эмоциональной нагрузки, официант должен быть актером, дипломатом, психологом, поваром, очень разносторонней личностью. И с этими задачами далеко не все могут справиться. Ну и легковесная молодость, конечно, накладывает на нее свой отпечаток…
Из собственного опыта расскажу вам немного правды из закулисной жизни ресторана средней ценовой категории.
Бесплатный сыр…
В довольно крупной украино-российской сети ресторанов на постоянной основе действует акция, по условиям которой, при покупке определенного блюда, вы получаете бесплатно пол литра итальянского белого или красного вина. Слово «халява» действует на гостей гипнотически. Конечно, целая бутылка вина, да еще и итальянского, бесплатно, что может быть выгоднее. А на самом деле это не итальянское вино, не французское, не украинское и, возможно, даже вообще не вино. Его можно увидеть в супермаркетах на самой нижней полочке в картонных упаковках. Как говориться, «…только в мышеловках».
Я, ты, он, она….
Я лично, теперь стараюсь кушать только дома. Потому что по опыту знаю, когда вам приносят заказанное блюдо, вероятность того, что с вашей тарелки уже ели очень высока. Особенно это касается блюд с мелкими ингредиентами, например, салатов. При их приготовлении вам уже не доложили минимум двадцать процентов веса, потом повар его обязательно попробует и обязательно руками. Далее ваша еда попадает на раздачу, где ждет всегда занятого официанта. За это время мимо пройдет десяток других официантов, поваров, администраторов, менеджеров и прочих сотрудников которые, почти все, захотят узнать соответствует ли ваш салат заявленным вкусовым качествам, и также руками: схватят по оливочке, помидорчику или еще чему-нибудь, - на что глаз упал. Итак, осталась половина салата, но есть еще ваш официант, который просто не может подать блюдо, не попробовав его. Помните, вы всегда переплачиваете за вес блюда.
Деньги, деньги…
Чаевые - это основной заработок официанта. В некоторых заведениях - даже единственный. То есть, порой, собственник вообще не платит официанту ставку или процент, - тот получает только чаевые.
Бывает и по-другому, когда зарплата официанта складывается из минимального оклада, процента от продаж и чаевых, но а таком случае, зачастую, чаевые приходиться делить с остальным персоналом.
Стоит ли вам их оставлять?
Всегда лучше оставить на чай, особенно в том случае если вам по каким-то определенным причинам приходиться кушать в одном и том же месте. Официанты имеют свое так называемое «сарафанное радио», и если вы пару раз к ряду не оставили чаевые, на третий раз хорошего обслуживания не ждите. Вы уже получили кодовое имя «жлоб» и желающих вас обслужить будет, мягко говоря, мало. Кодовых имен у гостей достаточно много, например, « два эспресо», «блин», «банкир», «дедуля», «мамаша», вариантов масса. Как вы понимаете, они формируются из наблюдения за вами, из ваших привычек, разговоров, заказов и всего что может вас описать.
Что б тебе…
Если вы верите в материализацию слов, то лучше не вступать в конфликт с официантами и другим персоналом. Они будут лицемерно улыбаться, извиняться, и просить прощения (если конечно не нагрубят), но, отойдя от вас на пять шагов, вспомнят и поделятся с коллегами всеми нехорошими словами, которые им запрещали говорить в детстве, а то и пожелают чего-нибудь в ваш адрес.
Пока я не попал на кухню, много слышал о том, что официант может тайно плюнуть в тарелку нахальному клиенту или еще что-то в этом роде. Да, это правда. Не система, но за мой короткий официантский опыт я с этим сталкивался. И одно яркое воспоминание из этой серии - кальянщик написял в кальян слишком требовательной, подвыпившей компании. На удивление, как раз на этот табак никто не жаловался. Как минимум моральное удовлетворение кальянщик получил… Лучше не испытывать официантов на стрессоустойчивость.
Если вам что-то не нравиться в заведении лучше обезопасить себя и просто уйти оттуда. Благо сейчас выбор мест, где можно покушать огромен. Если гости будут уходить недовольными, это повлечет за собой антирекламу и заведению придется, либо закрыться, либо что-то у себя менять.
Золотой рудник для не золотой молодежи
Средний заработок официанта в Киеве около пяти тысяч гривен, в регионах в разы меньше, - все зависит от уровня заведения и самого официанта. Иногда эта цифра доходит до десяти тысяч гривен. Но эти деньги даются не так просто. Двенадцатичасовой рабочий день, постоянные стрессы, давление со стороны начальства и гостей...
Не стоит забывать, что официанты тоже люди и как и в любой другой профессии они могут быть хорошими, плохими, грубиянами, лицемерами, милашками, душками или просто никакими. Относитесь к людям, так как хотите, чтобы они относились к вам. Это золотое правило жизни, которое не лишним будет применить и в этом случае.
- Информация о материале
Чем отличается хороший водитель от плохого? Несмотря на распространенные варианты ответов, вроде умения входить в крутой поворот на скорости «80» или домчать из Киева до Одессы за 3 часа (такой рекорд установил один из нардепов, грубо нарушив все мыслимые и немыслимые ПДД – сообщает«Сегодня»), мы придерживаемся мнения, что хороший водитель — тот, который не попадает в аварии на протяжении многих лет. Причем ни по своей вине, ни по вине другого участника дорожного движения. Конечно, бывают исключения, когда возможности избежать ДТП нет. Но в большинстве случаев до момента столкновения один водитель считает, что проскочит, а второй — что у него еще никто не проскакивал. В результате излишне принципиальный водитель точно так же, как и лихой, тратит несколько часов своей жизни вначале на оформление ДТП, а потом на восстановление автомобиля.
А возможно ли ездить вообще без аварий? «Сегодня» отыскала трех водителей, каждый из которых на протяжении последних 10 лет не попадал ни в одно ДТП, хотя «наезжает» по 25—50 тыс. км за год. Дмитрий — профессиональный дальнобойщик, управляющий седельным тягачом (ездит по трассе), Сергей — торговый представитель (мотается по городу), а Алексей — преподаватель вуза (ездит по маршруту дом—работа, а на выходные выбирается на дачу). Мы собрали у них советы о том, как избегать аварийных ситуаций на протяжении многих лет.
Отметим, что в общении все они — спокойные люди, но без какого-либо намека на заторможенность. Наши герои признают, что время от времени допускают мелкие нарушения ПДД, как практически и все украинские водители. Главным своим «секретом» они считают то, что не отвлекаются за рулем на какие-либо посторонние действия, а также лишний раз не рискуют, совершая обгоны в закрытых поворотах или проскакивая в «лузу» среди автомобилей в потоке. Ведь ситуация на дороге меняется каждую даже не секунду, а долю секунды — любое отвлечение внимания или опасный маневр может привести к серьезной аварии со смертельным исходом. Добавим, что сегодня аварийность на наших дорогах зашкаливает — каждые два часа в Украине под колесами автомобиля гибнет один человек.
Воздушный щит
«Чем больше дистанция между моей и соседними машинами, тем безопасней езда на трассе», — говорит дальнобойщик Дмитрий. Чем выше скорость потока, тем большую дистанцию нужно держать до впереди идущего автомобиля: если у него внезапно что-то сломается или, например, водителю станет плохо и авто резко остановится, должна быть возможность безопасно остановиться. На мокрой дороге дистанцию нужно увеличить на треть от обычной.
При этом Дмитрий добавляет, что расположение транспортных средств на дороге (ПДД не зря требуют оставлять крайний левый ряд свободным) также имеет значение — оптимально ехать в среднем ряду, стараясь занять такое место, чтобы справа, слева, впереди и сзади оставалось защитное пространство. В том случае, если дорожная обстановка резко изменится (например, на дорогу выскочит ребенок) и возможности безопасно затормозить не будет, у водителя останется шанс крутануть рулем влево или вправо для безопасного объезда «препятствия». Если же место сбоку занято, рулить будет просто некуда и дорожно-транспортного происшествия избежать не удастся.
Чтение чужих мыслей и прогнозирование
Современный высококлассный стиль вождения автомобиля — активный. Водитель должен уметь постоянно контролировать дорожную ситуацию, тонко чувствовать поведение автомобиля и оценивать его возможности в конкретных условиях, безошибочно определять качество сцепления колес с дорогой и, конечно, предугадывать поведение автомобиля на различных покрытиях. Он должен видеть и прогнозировать развитие ситуации всегда на один, а лучше — на несколько шагов вперед.
«Я всегда при движении в городе ставлю себя на место окружающих водителей и смотрю на дорогу не только своими, но и их глазами. Это позволяет мне понимать их желания и предугадывать маневры», — говорит Сергей. Например, логично предсказать, что водитель при выборе ряда для движения предпочтет перестроиться в наиболее свободный, но при этом всегда будет стремиться занять крайний левый — как наиболее скоростной. Несложно опытному водителю и предсказать вероятность ДТП — она растет в том случае, если один из водителей мечется из ряда в ряд или немыслимо ползет.
Аварии: топ-5 причин
По официальной статистике украинской ГАИ, среди причин ДТП с тяжелыми последствиями на первом месте стоит превышение скорости. На втором и третьем — нарушения правил проезда перекрестков и пешеходных переходов. Четвертое и пятое места занимают такие нарушения, как выезд на встречную полосу и управление автомобилем в нетрезвом состоянии.
Что интересно: во всем мире (и у нас тоже) водители в возрасте от 18 до 30 лет попадают в ДТП в два раза чаще по сравнению с более взрослыми опытными людьми. Среди причин такого положения дел в американском Фонде дорожной безопасности называют набор смс-сообщений за рулем, разговоры без гарнитуры и свойственное молодежи желание полихачить.
Экономичный драйв
Безопасный стиль управления автомобилем в сочетании с приемами экономичного вождения позволяет не только избегать ДТП, но и экономить на топливе. Мы собрали 5 советов о том, как cнизить расход на треть.
Правило яйца. Представьте себе, что между вашей ступней и педалью газа находится хрупкое куриное яйцо. Ваша задача — не раздавить его, то есть нажимать на педаль газа нежно и плавно.
Стартуйте грамотно. При разгоне сразу переключайтесь на повышенные передачи. При деликатном обращении с педалью газа можно абсолютно спокойно двигаться в потоке транспорта и на 5-й передаче при скорости 60—70 км/час. Если необходимо ускориться, например, для обгона, кратковременно включайте пониженную передачу.
Не гоните. Для экономичной езды скорость не должна превышать отметки в 90 км/ч. Такая манера особо актуальна для поездок на большие расстояния.
Отметим, что динамичная езда может рассматриваться как экономичный альтернативный стиль, если соблюдать ряд условий. Например, плавные ускорения на минимально возможных оборотах заменяются короткими, энергичными разгонами. Потом следует длительный «выбег» практически без нажатия на педаль газа.
Без лишних движений. Нужно попадать в ритм движения потока транспорта и избегать лишних ускорений и торможений. Тот, кто резко разгоняется перед красным сигналом светофора, чтобы буквально через секунду начать тормозить, удваивает расход топлива. Следует помнить, что чем больше объем двигателя, тем больше расход топлива зависит от манеры езды. Например, если «зажигать» на машине с трехлитровым двигателем, на которой в нормальном ритме движения средний расход не превышает 10—12 л на сотню, можно легко удвоить его, выйдя на 25 л.
Авто — в норме. Технически исправный автомобиль — от правильного давления в шинах до своевременно замененных свечей, масла с фильтрами и качественного топлива — залог успеха. Ведь даже какая-то мелочь может привести к перерасходу до 30%.
Секреты безопасного обгона
«При поездке на дачу постоянно приходится обходить фуры и сельхозтехнику на трассе, поскольку двигаются они слишком медленно и очень сильно дымят. Я насмотрелся за несколько лет на варианты неудачного обгона — каждый раз либо водитель начинает маневр, учитывая не скорость ближайшего авто на встречной полосе, а расстояние, либо совершает его в закрытом повороте», — делится опытом Алексей. Для себя он выработал алгоритм, который позволяет обойти тихоход без лишних нервов.
Начало обгона. «Для того, чтобы иметь перевес в скорости, надо начинать разгон заранее на своей стороне. И лишь убедившись в том, что на встречной полосе свободно, а сама дорога прямая (нет вероятности того, что разрешенный для обгона участок резко закончится перед закрытым поворотом. — Авт.), начинать маневр. Причем делать это нужно на пониженной передаче, например, на 3-й», — говорит водитель.
Завершение обгона. Алексей добавляет, что во время обгона не стоит прижиматься к обгоняемому, провоцируя его на необдуманные действия, а обогнав, нельзя сразу занимать свою полосу. Лучше протянуть чуть вперед, чтобы не подрезать.
Никогда нельзя обгонять «за компанию» с другим автомобилем: он существенно ограничивает видимость, а в случае появления встречного автомобиля передний успеет оперативно вернуться в правый ряд, а следующий за ним (то есть ваш) — нет.
Если обгоняют вас. Никогда нельзя мешать автомобилю сзади совершить обгон. Наоборот, лучше помочь ему. Ведь трасса — не гоночный трек, а водители — не соперники, а коллеги.
Итак, если водитель идущего позади автомобиля включил левый поворот, посмотрите вперед и оцените дорожную обстановку. В том случае, если путь свободен, возьмите чуть правее и включите правую «мигалку». Этим вы сообщите водителю, что догадались о намерении вас обогнать и готовы оказать содействие. И тогда он благополучно обойдет вас и, возможно, на 2—3 цикла включит «аварийку»: его задние указатели поворотов подмигнут вам, благодаря за помощь.
Если же впереди препятствие, лучше сообщить об этом заднему водителю, включив аварийку. Или если вы тоже хотите совершить маневр (например, развернуться), включите указатель поворота.
Опасайтесь «стандартных» аварий
Множество ДТП в городе являются «случайными» — произошли не из-за того, что водитель сознательно нарушил правила, а потому, что неправильно оценил дорожную обстановку и в итоге принял неверное решение. При помощи директора школы повышения водительского мастерства Евгения Середницкого мы разобрали причины трех самых распространенных происшествий.
Выезд на главную. Водитель, находящийся спереди, начал движение, но засомневался, успеет ли выехать, и внезапно затормозил. Водитель, находящийся сзади, видит, что машина перед ним поехала. Он тоже начал трогаться и посмотрел налево, чтобы убедится в том, что не создает помех тем, кто едет по главной дороге. И въезжает в авто, которое остановилось.
Совет: не смотрите налево, пока авто перед вами не уедет.
Маневры в потоке. Привычка постоянно перестраиваться из ряда в ряд может закончиться плохо. Нередко водители подрезают фуры, тормозной путь у которых длиннее. Аварийная ситуация может возникнуть и при взаимном перестроении — когда в одну и ту же «лузу» попало два авто. Прав будет тот, кто правее (согласно п. 10.3 ПДД), но от травмы в результате ДТП это не спасает.
Совет: сделайте паузу на долю секунды перед тем, как начать перестроение.
Задний ход. Часто водитель при маневрировании в узком дворе сдает задним ходом (в проезд между домами или в подворотню). Но об этом не догадывается другой водитель, который тут же пристроился за первым и буквально «подпер» его в слепой зоне. Результат — ДТП, причем вопрос виновности зависит только от показаний свидетелей.
Совет: перед началом движения попросите пассажира или случайного прохожего проследить за безопасностью маневра. Сзади ведь может быть не только автомобиль, но и маленькие дети...
Будьте всегда начеку
Опрошенные нами водители говорят, что всегда находятся за рулем в особом состоянии — тело расслаблено, а мозг автоматически просчитывает варианты развития дорожной ситуации. В результате, как только возникает потенциальная угроза, водитель готов к ней.
Например, проезжая мимо остановки городского транспорта, нужно быть готовым к тому, что из-за стоящего автобуса неожиданно появится пешеход (за несколько метров до опасного участка достаточно перенести ногу с педали газа на педаль тормоза — скорость при этом не теряется, а вот остановка авто произойдет на долю секунды быстрее). Или к тому, что приближающийся к перекрестку автомобиль не затормозит, а попытается проскочить на красный свет и выедет перед вами (нужно не стартовать с места на зеленый, а на долю секунды осмотреться). Также нужно учитывать, что соседний автомобиль может вас «подрезать» или впереди идущий затормозить — всегда нужно быть готовым применить контраварийные приемы.
Проигрывая в голове развитие подобных ситуаций, вы научитесь всегда оставлять достаточное место для маневра. Очень важно сохранять безопасную дистанцию, не только двигаясь с постоянной скоростью, но и при разгоне, а главное — при торможении. Например, видя автомобиль сзади, не тормозить резко, а чуть протянуть вперед — если водитель сзади чуть зазевался, у него будет несколько метров в запасе, чтобы предотвратить ДТП.
Отметим еще и важность обзора: всегда нужно ориентироваться по зеркалам, анализируя ситуацию не только впереди себя, но и сзади (на 360 градусов).
Также нужно учитывать интересы других участников дорожного движения при парковке. Перед тем, как выйти из машины, задайте себе несколько вопросов. Не ограничили ли вы видимость тем, что поставили авто на выезде со второстепенной дороги или перед ней? Сможет ли пешеход безопасно перейти дорогу после того, как вы поставили машину перед зеброй? Достаточно ли места для проезда между бровкой и вашей машиной для грузовика?
- Информация о материале
Прологом истории о том, почему в Украине не стоит брать кредиты, стали взаимоотношения банков и заёмщиков в последние пять лет. Жизнь каждому человеку дарит свои испытания - кому-то Афганистан, кому-то Чернобыль, а кому-то мировой финансовый кризис. Благодаря кризису люди и банки узнали друг о друге много нового. И очень важно, пройдя через эти испытания, извлечь нужный опыт. Во всяком случае, банкиры его извлекают.
Независимо от статуса отношений - заёмщик или вкладчик - каждому человеку нужно понимать, что любое предприятие создается его учредителями не для того, чтоб клиенты были счастливы. Банк создаётся для получения прибыли. И всё. Если основная цель - получение прибыли - достигается, то различными издержками в виде обманутых или разоренных клиентов можно пренебречь. По крайней мере - в нашей стране. Поэтому разнообразные службы банков десятилетиями нарабатывают схемы работы, позволяющие навсегда привязать к себе клиента. И под словом "привязать" подразумевается не маркетинг, не повышенное внимание к потребностям клиента и рынка. Речь идет о юридической привязке - о решении вопроса, как сделать так, чтоб потенциальный заемщик считал кредит простым, необходимым и выгодным, а взяв его - всю жизнь платил и не мог рассчитаться. Ведь если он рассчитается, то банк потеряет источник дохода, и вынужден будет вновь озаботиться вопросом поиска заемщика.
В этой статье я расскажу о самых распространенных способах привлечения клиента, применяемых кредитными учреждениями, а также вместе с читателями сделаю то, что не делает львиная доля заемщиков - прочитаю и проанализирую кредитный договор.
Привлечение клиентов. Реклама
Прямой обман или введение потребителя в заблуждение начинается ещё до заключения договора - в рекламных сообщениях. Всякое учреждение, работающее на рынке, пытается привлечь потенциального клиента, информируя о реальных или мнимых преимуществах своих услуг.
Популярный "0%-ный кредит" не означает, что заемщику не придется отдать больше, чем он взял. Придется. Магическая цифра "0" на рекламе символизирует, так сказать, "несбыточную мечту о халяве". И никакие увещевания о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, не способны сдержать, подгоняемый верой в чудо, несокрушимый поток обывателей.
В дальнейшем выясняется, что под цифрой "0" подразумевалось отсутствие платежей за посреднические услуги или какой-либо комиссии. А плата за кредит (эффективная ставка) составляет весьма нескромные 110% годовых и более.
Торговые сети нередко используют рекламное клише "Честная рассрочка", указывая, что кредитует определенный банк. Это неправда. Термин рассрочка подразумевает, что цена товара оплачивается несколькими частями, без удорожания. Понятие банковская рассрочка не может существовать по определению, поскольку банкам запрещается выдавать беспроцентные кредиты (часть седьмая статьи 49 Закона Украины "О банках и банковской деятельности"), а также под меньшие проценты, чем привлекаемые депозиты. Если в кредитном договоре написано, что процентная ставка, например 0,01%, то это означает, что прибыль банка уже заложена в цене товара. Попробуйте спросить продавца, какая будет скидка, если вы рассчитаетесь наличными - без кредита? Так можно узнать, сколько на покупателях зарабатывает банк.
Однако совсем не обязательно, чтобы доход кредитного учреждения включался в цену товара, он может быть в дополнительных платежах. "Кредит без удорожания - нужно лишь застраховаться" - есть и такая формулировка. Следует помнить, что многие страховые компании аффилированы с банками, то есть имеют общих владельцев. Это означает, что банк может демонстративно отказываться от прибыли, требуя при этом, чтоб был оплачен страховой взнос, который фактически и составляет прибыть кредитора от совершения операции. На самом деле - это лишь финансовая схема и истинного страхования, предусматривающего выплаты, в этой схеме нет.
В свое время я изучал внутреннюю инструкцию для кредитных специалистов одного банка. В ней было указано следующее: "Старайтесь уходить от ответа на вопрос клиента о размере процентной ставки. Просто говорите, что если он возьмет кредит в указанной сумме на такой-то срок, то ежемесячно ему нужно будет выплачивать такую-то сумму". Сокрытие информации об истинной цене договора, а также о размере комиссий и неустоек, является важной составляющей современного розничного кредитования. И не только до подписания договора, но и в самом договоре, что вы, уважаемые читатели, наглядно увидите в следующем разделе статьи.
Условия договоров
Когда вы слышите, что банк заботится о своих клиентах, не следует воспринимать это буквально. Это всё равно, что забота фермера о коровах - они живут только пока дают молоко, а если перестают, то сразу отправляются на мясо. И задача кредитного учреждения, при разработке текстов договоров, сделать так, чтоб "корова давала молоко" в изобилии и как можно дольше. А если "получать молоко" станет невозможным, быстро и эффективно забрать всё возможное "мясо".
В качестве примера такой "заботы", приведу анализ некоторых положений кредитного договора крупнейшего банка Украины. Для пристрастных читателей могу указать, что это договор №GOH3AK07550131 от 01 августа 2007 года.
Итак, важной задачей, на ниве сокрытия от заемщика цены договора, является создание путаницы в сумме кредита, чтоб потребитель вообще не мог понять какую сумму кредита и в какой валюте банк ему предоставил. Для этого пункте 7.1. договора указано следующее: "Банк обязуется предоставить "Заемщику" кредитные средства путем перечисления на срок с 01.08.2007 г. по 01.08.2014 г. включительно, в виде невозобновляемой кредитной линии в размере 31 760,44 долларов США (тридцать одна тысяча семьсот шестьдесят долларов США 44 центов) (далее - "Кредит") на следующие цели: покупка автомобиля, а также в размере 34 грн. для уплаты за регистрацию Предмета залога в Государственном реестре отягощений движимого имущества путем перечисления соответственно п. 1.2. и в размере 15 596,12 долларов США в уплату страховых платежей в случаях и согласно порядку предусмотренных пп. 2.1.3, 2.2.7. данного Договора".
Как вы уже догадались, такая формулировка полностью лишает клиента возможности самостоятельно перепроверить правильность расчётов банка. Наличие трех сумм, двух валют и неизвестной даты выдачи кредита для оплаты страховых платежей, делает полностью невозможной определение базы начисления процентов (тела кредита) в любой момент времени.
Но этого недостаточно - при должном усердии, потратив немало времени, заемщик сможет высчитать размер тела кредита. Поэтому, чтоб он не мог перепроверить начисления, необходимо запутать его в порядке расчета различных начислений. Для этого в том же пункте договора указано "плата за пользование Кредитом - проценты в размере 0,84% в месяц на сумму остатка задолженности по Кредиту и вознаграждение за предоставление финансового инструмента в размере 1,00% от суммы выданного кредита в момент предоставления кредита, ежемесячно в период уплаты в размере 0,14% от суммы выданного кредита, проценты за досрочное погашение кредита согласно п.п. 3.11. данного Договора и вознаграждения за проведение дополнительного мониторинга, согласно п. 6.2. данного Договора".
В одном этом пункте реализовано сразу несколько гениальных технологий. Во-первых, "магия малых цифр" - вы наверное обращали внимание, что некоторые супермаркеты начали указывать стоимость продуктов не за килограмм, а за 100 грамм, для мнимого уменьшения цены - здесь то же самое. Во-вторых, применение дробных цифр с двумя знаками после запятой - мало кто из обывателей сможет в уме определить какова годовая ставка, если месячная - 0,84%. В-третьих, применение ежемесячной комиссии, рассчитываемой, исходя из первоначальной суммы кредита, а не от остатка, ещё более усложняет определение цены договора. В-четвертых, наличие отсылочных норм - ссылок на то, что часть цены договора указана в другом пункте или разделе, что вынуждает тратить дополнительное время.
К слову, эти отдельные части цены тоже представляют интерес: "7.4. ...при нарушении Заемщиком обязательств по погашению кредита, предусмотренных гг. 1.1., 2.2.4., 2.3.3. настоящего Договора. Заемщик платит Банку проценты за пользование Кредитом в размере 2,08 (два целых 08 сотых) % на месяц рассчитанные на сумму непогашенной в срок задолженности по Кредиту.
6.2. При невыполненные Заемщиком условий, предусмотренных п. 2.2.11. Договора, Банк обязан осуществить дополнительный мониторинг погашения кредита по счету. При этом Заемщик платит Банку вознаграждение, которое равняется сумме остатка средств между уплаченным Заемщиком на день осуществления мониторинга средству и начислениями Банком на последний срок уплаты. Уплата вознаграждения осуществляется в гривне. В случае, если кредит выдается в иностранной валюте, вознаграждение платится в гривневом эквиваленте по курсу НБУ на дату уплаты".
Если перевести это с сухого юридического языка на человеческий, то в данных пунктах банк предлагает заемщику, в случае просрочки, заплатить проценты, увеличенные более, чем в два раза и ещё дополнительную сумму (вознаграждение), размер которой не указан и будет зависеть целиком от требования банка.
В начале статьи я писал о том, что часть дохода банки получают от аффилированных страховых компаний. И тот, чей договор мы изучаем не может быть исключением. А чтоб заемщики не жаловались, что им навязывают определенную страховую компанию, в договоре имеется вот такая элегантная конструкция: "2.2.7. Под "оформлением договоров залога/поручительства надлежащим образом" стороны понимают письменное согласование с Банком Договоров страхования, в т.ч. выбор Страхователя, перечня страховых рисков, которые подлежат страхованию, предъявление Банку подписанных Страхователем Договоров страхования и документов, которые подтверждают уплату страховых платежей. Письменным согласованием Банка является виза уполномоченного представителя Банка на Договорах страхования". Естественно, если страховая компания "не та, что надо" работник банка договор не завизирует. И всё. Никакого навязывания, но страховаться можно только в одной компании.
Однако, может возникнуть ситуация, когда заемщик - человек обеспеченный и деньги у него имеются в изобилии. Такому клиенту тоже нельзя позволить просто так рассчитаться и освободиться от долга. Для этого в пункте 2.2.9. кредитор указывает следующее: "Заемщик обязан, на основании предоставленных Банком подтверждающих документов возместить затраты/убытки Банка, возникших в связи с оплатой услуг, которые оказаны или будут оказаны в будущем с целью реализации прав Банка по данному договору, а также по договорам залога, поручительства и т.п. заключенным с целью обеспечения обязательств Заемщика по этому Договору. К услугам, указанным в этом пункте, относятся: доставка залога на место хранения; хранение залога; услуги, связанные с реализацией залога; представительство интересов Банка в суде и перед третьими лицами и т.д. Заемщик обязуется возместить Банку в полном объеме затраты на предоставление правовой помощи юридических фирм, адвокатов, иных лиц (при привлечении их для представительства интересов Банка), связанных с рассмотрением споров по данному договору в судах всех инстанций, в т.ч. апелляционной и кассационной, а также на всех предприятиях, организациях всех форм собственности, в органах государственной власти и управления - в срок указанный в письменном требовании Банка".
В этом пункте кредитного договора Банк фактически обязывает Заемщика оплачивать все затраты, связанные с повседневной хозяйственной деятельностью учреждения (включая услуги, которые будут оказаны в будущем) - некую неизвестную сумму, не указанную в цене договора. Фактически, он строит для себя возможность под видом кредитования создавать неопределенному кругу Заемщиков кабалу, путем, например, заключения договора с собственной юридической фирмой и уплаты по нему миллионов гривен, с дальнейшим переложением этих затрат на Заемщиков.
Но просто прописать для себя такое право недостаточно, ведь заемщики могут отказываться исполнять требования банка, игнорировать их. Тогда придется обращаться в суд, а это хлопотно. Поэтому лучше всего, позволить самому себе распоряжаться деньгами заемщиков, по своему усмотрению. В нашем случае, банк сделал это так: "2.3.8. За счет средств, предоставляемых Банку для погашения задолженности Заемщика по этому Договору, Банк имеет право в первую очередь возместить свои затраты/ущерб, который возник в связи с уплатой услуг, которые предоставлены или будут предоставлены в будущем с целью реализации прав Банка по Договорам залога, заключенным с целью обеспечения обязательств Заемщика по этому Договору. К услугам, указанным в этом пункте, относятся: доставка залога на место хранения; хранение залога; услуги, связанные с реализацией залога; представительство интересов Банка в суде и перед третьими лицами и т.п.
3.3. Средства, полученные от Заемщика для погашения задолженности по Кредиту, прежде всего направляются для возмещения затрат/убытков Банка согласно п.п. 2.2.9, 2.3.8. настоящего договора..."
То есть, допустим, что у вас с погашением кредита все в порядке, но банку кажется (нет - он даже уверен), что в будущем придется обращаться в суд. Поэтому он очередной платеж забирает себе, а на ваш долг начисляет неустойки, поскольку получается, что тот не оплачен.
Но этого мало. Ведь заемщик может приносить деньги в банк не только для того, чтоб гасить кредит, но и для того, чтоб оплатить переводы, коммунальные платежи, штрафы, налоги, алименты и так далее. Неплохо бы и эти деньги себе забрать. Для этого банком в договоре указано следующее: "6.7. При нарушении Заемщиком условий договоров, заключенных с Банком, о предоставлении кредита, а также в случае обращения Заемщика для осуществления перечисления средств в адрес третьих лиц, Заемщик поручает Банку сформировать кассовые документы для перечисления средств на погашение просроченной задолженности по Договору в пределах суммы просроченной задолженности, образовавшейся по состоянию на день совершения платежа.
Стороны пришли к соглашению, что в этом случае оплата проводится в следующей последовательности: оплата документов на погашение просроченной задолженности перед Банком, перечисление средств в адрес третьих лиц".
Если вам сильно повезет, то банк может кредит и не дать. Правда комиссию за выдачу кредита в этом случае все разно придётся заплатить, поскольку так предусмотрено в договоре.
Я понимаю, что вышеописанная норма договора многих читателей повергнет в шок. Ну, не переживайте так! Если вам сильно повезет, то банк может кредит и не дать. Правда комиссию за выдачу кредита в этом случае все разно придётся заплатить, поскольку так предусмотрено в договоре: "5.1. Данный договор в части уплаты вознаграждения за предоставление финансового инструмента, согласно п. 7.1. приобретает силу с момента его подписания обеими сторонами, в других частях - с момента предоставления Заемщиком расчетных документов или оформления кассовых документов с целью использования кредита в пределах указанных в них сумм, и действует в объеме выданных Заемщику средств до полного выполнения сторонами обязательств по этому Договору.
2.3.11. Банк имеет право отказать Заемщику в выдаче кредита или любой его части в случае отсутствия свободных средств, о чем Банк письменно сообщает Заемщику".
Особенностью кредитной услуги является крайняя сложность или невозможность отказаться от нее после получения. Например, если кредит берется на покупку жилья, то после того, как деньги истрачены (сделка совершена), их невозможно вернуть в разумные сроки, если потребителя что-то не устраивает в поведении банка. Возврат таких кредитов предусматривается в течение 10-30 лет. Таким образом, требование погасить такой займ досрочно неизбежно будет связано с потерей жилья и собственных вложений заемщика. Это хорошо известно всем кредиторам и активно ими используется. В вышеуказанном договоре есть пункт 2.3.3., гласящий: "При возникновении каждого из следующих событий:
- отказа Заемщика в оформлении (переоформлении) какого-нибудь из договоров: договоров залога, поруки, договоров страхования.
- нарушения Заемщиком обязательств, предусмотренных условиями данного Договора.
Банк на собственное усмотрение имеет право: а) изменить условия договора (досрочное возвращение кредита); или б) расторгнуть договор в судебном порядке; или в) осуществить одностороннее расторжение договора".
Выходит, что договором предусмотрено право кредитного учреждения шантажировать заемщика требованием досрочного погашения кредита, при нарушении любого, пусть даже самого незначительного обязательства.
Но если клиент "не тянет" кредит - не может платить те суммы, которые банк желает с него получать, то помимо возможности досрочного погашения, у банка есть и другие методы, чтоб взбодрить должника: "2.3.14. Банк имеет право самостоятельно принимать решение о способе информирования Заемщика о наличии просроченной задолженности по этому Договору.
2.3.9. Любым способом доводить до сведения третьих лиц информацию о задолженности Заемщика по этому Договору, а также о наличии (отсутствии) и состоянии имущества, переданного в обеспечение выполнения обязательств в случае нарушения Заемщиком любого из обязательств по этому договору, а в случае выезда Заемщика за пределы территории Украины - с момента подписания сторонами настоящего Договора".
- Информация о материале
Интернет кишит советами о том, как спорить с инспектором ГАИ и судиться из-за штрафов. Однако рассчитаны они на те случаи, когда водителя обвиняют в нарушении ПДД несправедливо. А вот что делать в ситуации, если вы действительно нарушитель и спорить с инспектором бесполезно? Обычно водители либо дают взятки (увы, это явление в милиции, несмотря на все заявления о борьбе с коррупцией, так и не искоренили), либо соглашаются на протокол и затем платят штраф. Первый путь — вне закона, так как за дачу взятки предусмотрена уголовная ответственность, второй — сложный, так как после оплаты штрафа нужно еще и зарегистрировать этот факт в ГАИ. Иначе она будет считать водителя должником и передаст дело госисполнителям, которые часто ставят авто под арест. «Сегодня»узнала, как законно разойтись с ГАИ без финансовых потерь.
Признайте вину сами
Каждый водитель знает, что далеко не все инспекторы ГАИ — взяточники и вымогатели. Среди них часто попадаются и те, кого действительно беспокоят вопросы безопасности дорожного движения. Один мой знакомый гаишник, например, принципиально перестал брать взятки после того, как вытащил трупы из искореженного авто, где ехала семья с маленькими детьми. Хотел после этого уволиться, но в его селе другую работу найти сложно и даже 1600 грн. зарплаты (плюс иногда дают премии) считаются неплохими деньгами.
Вполне возможно, что честный инспектор попадется и вам. Поэтому вместо того, чтобы совать в книжечку с правами 100—150 грн (стандартный «коррупционный» тариф) или спорить в том случае, если нарушение действительно было, лучше признаться и продемонстрировать раскаяние — сказать, что нарушение было случайным или вынужденным (например, пришлось обогнать чадящий грузовик) и пообещать, что впредь такого не повторится. Обычно после этого инспектор запрашивает по рации историю ваших правонарушений: если за год это первое нарушение ПДД, то ограничивается замечанием.
Держите авто в порядке
Договориться с инспектором о том, чтобы вас отпустили с миром, намного сложнее, если допущено не одно, а сразу несколько нарушений. И даже если вам удалось доказать свою невиновность по тому админправонарушению, которое послужило причиной остановки, инспектор оштрафует за что-нибудь другое. Чаще всего это непристегнутый ремень безопасности (особенно придираются в том случае, если на переднем сиденье перевозят ребенка без автокресла), отсутствие полиса автогражданки (просто так его проверять не имеют права, но при рассмотрении административного дела могут попросить, и это законно), технические неисправности, при которых запрещено эксплуатировать авто (например, неработающая левая фара) или если на авто установлено газобалонное оборудование, а отметки об этом в техпаспорте нет.
Также практически нереально избежать штрафа в том случае, если вы нарушаете часто: повторные в течение года нарушения ПДД считаются отягощающим обстоятельством.
Ведите себя спокойно
Многократно проверено: никакого положительного эффекта заискивание перед гаишниками не дает, а панибратство может даже ухудшить диалог с инспектором. Он не станет лояльно относиться к водителю, который не признает свою вину в очевидном случае и/или хамит.
Более грамотный подход — максимально вежливое общение с инспектором, желательно со ссылкой на законодательство и пункты ПДД. Например, за последние годы меня лично отпустили шесть раз после соответствующей просьбы, сформулированной таким образом: «Я признаю, что нарушил ПДД, и сильно сожалею об этом. Обещаю, что больше такого не повторится. Злостным нарушителем правил не являюсь, а если есть нарушения, всегда плачу штраф. Так как нарушение правил незначительное, прошу в этот раз ограничиться устным замечанием в соответствии со статьей 22 КоУАП. Правила нарушил только из-за обстоятельств — уходил от ДТП (или назовите другую причину, которая вынудила вас нарушить)».
- Информация о материале
Страница 94 из 186
