Ликбез
Пока «ПриватБанк» и сотовые операторы отрицают очевидные «дыры» в безопасности, мошенническая схема приобретает масштабы эпидемии. В редакцию «proIT» от двух независимых источников поступили сообщения о мошеннических атаках с элементами социальной инженерии. Два случая объединяют схожие черты, что позволяет говорить о системности новой преступной схемы:
1) атакуют владельцев карт «Приватбанка»;
2) «наводка» на жертву через сайты частных объявлений;
3) входящие звонки якобы от сотрудников «Приватбанка».
Первый случай
• Жертва получает входящий звонок насчет товара, продаваемого через сайт объявлений. Мнимый покупатель живо интересуется характеристиками товара и возможными способами доставки, давая понять жертве, что вероятность сделки высока.
• В процессе обсуждения условий продажи «покупатель», имитируя плохую связь, несколько раз просит жертву перезвонить, т.е. совершить исходящий вызов. В процессе обсуждения всплывает еще один заинтересованный покупкой фигурант — якобы окончательный реципиент приобретаемого товара (согласно легенде, дядя делает подарок племяннику), и у него тоже возникают «проблемы со связью».
• В ходе торгов навязывается следующая схема расчета: «покупатель» перечисляет стоимость на указанный продавцом номер карты «Приватбанка», а продавец отправляет товар на указанное отделение «Новой Почты» до востребования.
• Вскоре жертва получает входящий звонок с анонимного номера. На другом конце провода представляются «службой безопасности Приватбанка» и, обращаясь к жертве по имени-отчеству, спрашивают, действительно ли ожидается пополнение карточки на точно указанную сумму. «Офицер безопасности» сообщает, что платеж временно не может быть принят в силу некоторых ограничений по карточке. Ограничения можно отключить прямо в ходе телефонного разговора, но для этого нужно пройти стандартную процедуру аутентификации «на от случай, если ваш телефон взял кто-то другой». Жертва отвечает на стандартные секретные вопросы, задаваемые в ходе процедуры аутентификации. «Офицер безопасности» подтверждает «зачисление» средств на карточный счет.
• В течение получаса после звонка от «службы безопасности», SIM-карта жертвы перестает восприниматься телефоном, обнаруживается невозможность зайти в систему «Приват24», а вскоре — и пропажа средств с карточного счета.
Второй случай во многом повторяет первый — выход на жертву через сайт объявлений, удаленная продажа товара путем зачисления денег на карточку «Приватбанка», входящий звонок от «службы безопасности». Отличие в том, что во втором случе мошенники реализуют более быструю схему, без завладения дубликатом SIM-карты.
• Жертва, согласившись на предложенные условия дистанционной покупки, отправляет SMS с реквизитами карточки, но через 5 минут получает звонок от «покупателя», который говорит, что не получил SMS и просит продиктовать номер карты и ФИО. Получив информацию, он пропадает на 2 часа, очевидно, чтобы вызвать у жертвы чувство неопределенности и острое чувство ожидания звонка. Наконец «покупатель» звонит и говорит, что деньги перечислил.
• Спустя 5 минут жертве поступает звонок со скрытого номера и человек на том конце провода, представившись сотрудником департамента «ПриватБанка» по работе с корпоративными клиентами, называет жертву по ФИО и спрашивает, ожидает ли она поступление точно указанной суммы на свой счет. Получив утвердительный ответ, «сотрудник банка» говорит: «Платеж на вашу карту осуществлен со счета юридического лица, а поскольку ваша карта не авторизована на получение средств от юридических лиц, вам необходимо провести такую авторизацию. Я вам помогу это сделать». «Сотрудник банка» объясняет жертве, что нужно подойти к банкомату «ПриватБанка», зайти в определенное меню, ввести свой номер телефона, пин-код карты и продиктовать код, полученный в SMS. Мошенник спрашивает, через какое время жертва будет находиться рядом с банкоматом, чтобы в телефонном режиме он смог бы помочь провести необходимые манипуляции с банкоматом. «Сотрудник» «ПриватБанка» перезванивает на 15 минут позже оговоренного времени, видимо с целью сыграть на эмоциональном состоянии жертвы, ожидающей получение крупного денежного перевода — очевидно ожидание крупной продажи должно нивелировать подозрение жертвы о чрезмерной легкости «сделки».
А подозрительных фактов более, чем достаточно. Тут и скорость сделки, и отсутствие торга, перечисление крупной суммы денег без каких-либо гарантий, перечисление средств со счета не физического, а юридического лица, безразличие «покупателя» к выбору почтового оператора, щедрость «покупателя», легко согласившегося на оплату пересылки, легкое согласие на оплату комиссии за перевод средств и отсутствие возражений на конвертацию стоимости указанной в долларах в гривны по максимальному курсу.
Во втором случае «сделка» сорвалась. Жертву выручила излишняя щепетильность. В частности, был сделан звонок оператору колл-центра «ПриватБанка» с целью выяснить, действительно ли необходимо «авторизовывать» карту для получения платежа от юридического лица. Вопрос вызвал недоумение у оператора, но когда ему сообщили детали «сделки», он предупредил о ее мошенническом характере. Стоит отметить, что и сам клиент заблаговременно подстраховал себя от возможного мошенничества и для подобных сделок использовал специально выпущенную карту с нулевым балансом.
Как понятно из описаний, успех преступной схемы обеспечен, среди прочего, успешной эксплуатацией крупной «дыры» в безопасности системы ДБО и мобильных операторов, о которой редакция «proIT» уже писала — несанкционированное получение дубликата SIM-карты, который используется для доступа к ДБО. Кроме того, обращают на себя внимание несколько других уязвимостей:
1) При вводе номера карты в любом терминале «Приватбанка» с целью пополнения, на экран высвечивается ФИО владельца полностью — именно таким образом мошенники узнают полные ФИО жертвы для звонков в «Приватбанк» от её лица.
2) Ни в одном из документов «Приватбанка», которые клиент подписывает при оформлении банковской карточки, нет предупреждения о том, что процедура аутентификации (ответы на секретные вопросы) может осуществляться только при инициировании звонка самим клиентом, но никогда – при поступлении входящего звонка.
3) Что бы ни говорили операторы о якобы принципиальной невозможности преступного завладения дубликатом SIM-карты, редакция продолжает получать фактические подтверждения того, что предоставления истории исходящих звонков де-факто является вполне достаточно для получения SIM-дубликата злоумышленниками.
Отвечая на вопрос редакции, знают ли в «ПриватБанке» о перечисленных и подобных схемах и как с ними борются, Олег Серга, пресс-секретарь «ПриватБанка», отмечает, что такие «схемы» практиковались мошенниками, как правило, в первой половине 2012 года. «Мы активно противодействуем подобным схемам мошенничества с картами клиентов. Во-первых, каждый клиент получает от банка информацию о том, как обезопасить себя от мошенничества, что сотрудники банка не имеют права связываться с клиентом по телефону и уточнять его личные данные, что пароли и другая информация от банка — это секретная информация. Во-вторых, и самое главное, по каждому факту мошенничества мы проводим срочное расследование, легко с помощью камер наблюдения и других данных определяем личность мошенника и передаем материалы в МВД для начала уголовного производства. За последний год привлечено к уголовной ответственности более двух десятков групп мошенников, на расследовании сейчас находится более сотни подобных дел. Наши системы информационной безопасности позволяют очень быстро выйти на мошенников и привлечь к ответственности. В-третьих, по результатам расследования, если не выявлена вина и причастность к мошенничеству самого клиента (а таких случаев довольно много), клиенту банк компенсирует потерянные средства и далее возмещает их за счет привлекаемых к ответственности мошенников».
В то же время, в «ПриватБанке» считают, что ФИО клиента надежно защищены, поскольку выдаются только после авторизации через карту. «При проведении операции в терминалах требуется обязательная идентификация клиента через его карту. При пополнении карты по номеру подтверждающая информация о владельце карты появляется на экране только на финальной стадии операции после валидации клиента и подтверждения операции паролем. Таким образом, информацию о владельце карты на которую перечисляются деньги может видеть только идентифицированный клиент банка после подтверждения операции перевода», — утверждает Олег Серга.
Тем не менее, практический эксперимент, проведенный редакцией «proIT» доказывает обратное — чтобы заполучить ФИО жертвы с помощью терминала пополнения карта «ПриватБанка» вовсе не нужна. Терминал предлагает и другой — гораздо более «дырявый» — способ авторизации, путем введения одноразового пароля, пришедшего в SMS на указанный в терминале номер. В данном случае идентификатором выступает не банковская карта, а номер телефона. Поскольку стартовый пакет любого оператора можно купить на каждом углу, а после заполучения ФИО жертвы попросту выкинуть, редакция считает де-факто доказанной незащищенность персональных данных клиентов «ПриватБанка».
Что касается предупреждения клиента о том, что процедура аутентификации (ответы на секретные вопросы) может осуществляться только при инициировании звонка самим клиентом, но никогда — при поступлении входящего звонка, пресс-секретарь «ПриватБанка» говорит, что каждый клиент при получении карты банка подписывает стандартную оферту, где четко прописана процедура защиты личных данных. «Кроме того, данная информация сообщается клиентов в ходе коммуникаций с ним от имени банка по СМС, на чеках банкоматов, в информационных материалах банка», — говорит Олег Серга.
Особое внимание он обращает на тот факт, что никогда и ни при каких обстоятельствах сотрудники банка не звонят клиентам с личных мобильных номеров и никогда не требуют диктовать пароли. «Пароли банка никому передавать нельзя никаким способом», — подчеркивает представитель банка. Однако, как подсказывает практика, мало кто из клиентов об этом знает.
Примечательно, что жертва во втором случае была прекрасно осведомлена о нюансах подобных мошеннических схем, но когда ее саму взяли в «оборот» что-то неладное она заподозрила лишь в последний момент. Выходит, если такого рода схемы еще пользуются популярностью, значит у мошенников есть и положительные результаты. А это говорит о отм, что банкам, особенно тем, которые активно внедряют новые услуги, следуют более интенсивно вести разъяснительную деятельность среди клиентов об основах финансовой безопасности и особенностях своей политики безопасности.
А вот у жертвы первого случая перспективы вернуть средства, к сожалению, неутешительные. В «ПриватБанке» её попросту отфутболили с формулировкой «не можем оказать правовой помощи, так как вами была разглашена конфиденциальная информация». После определенного давления, «ПриватБанк» указал жертве ФИО владельца и номер карточки, на которую были переброшены украденные деньги, и показал видеозапись процесса снятия наличности в одном из банкоматов Донецка, на которой мало что можно разобрать. На этом «ПриватБанк» умыл руки. Заявление, принятое Святошинской милицией (по месту проживания жертвы), отфутболили в Донецк — по месту снятия денег. «И всё. Ни слуху, ни духу. Следователя местного поймать по телефону просто нереально», — подводит печальный итог жертва первого случая.
- Информация о материале
В Украине набирает обороты афера по продаже машин. Причем в МВД говорят о сотнях жертв по всей стране. «Я хотел купить авто, искал подешевле. На сайте с объявлениями наткнулся на одно. Там было фото машины и ее описание — пять лет на ходу, все параметры хорошие. И цена на пять тысяч гривен ниже, чем среднерыночная, — рассказал нам пострадавший от аферистов киевлянин Сергей. — Продавец написал, что машина находится в селе в Тернопольской области, а чтобы он подождал, пока я приеду из Киева ее посмотреть, попросил перевести на его карту задаток — $300. Я подумал, что это логично, и перевел. На следующий день его телефон уже был отключен».
Вскоре Сергей попался на подобную удочку еще раз: «Тогда я, правда, решил не переводить деньги, а попросил друзей самим поехать посмотреть на авто. Они проехали 700 км, хозяин был на связи, а когда они подъезжали, выключил телефон. По указанному адресу живет какая-то бабушка, которая ни о каких машинах не слышала. В итоге $100 я потратил на дорогу». В милицию Сергей не обращался: «Не верю, что кого-то найдут и вернут деньги. Да и, думаю, что карточка оформлена на какого-то бомжа, так что концов и не найдешь», — вздыхает он.
В МВД нам сказали, что заявлений, описывающих такую аферу, у них очень много, а еще больше, предполагают там, тех, кто махнул рукой на мошенников. «Нужно обязательно обращаться в милицию. Существует очень много способов узнать, кто снимает деньги с банковской карточки. Кроме того, у нас на сайте можно посмотреть список машин, которые находятся в розыске», — сказал нам спикер МВД Сергей Бурлаков.
По словам Алексея Святогора, юриста, специализирующегося на защите прав водителей, объявления-обманки можно распознать: «Попросите хозяина машины прислать вам копию своих прав и техпаспорта авто. Договоритесь, чтобы машину к вам пригнал он, а вы оплатили ему дорогу. Если человек не идет на это, можно не сомневаться — вас пытаются «кинуть». Кстати, мошенники рассчитывают как раз на то, что вы смиритесь и не будете идти в милицию».
- Информация о материале
У большинства украинцев сложилось абсолютно ошибочное мнение о том, как правильно отстаивать свои права в финансовой сфере и куда следует обращаться по поводу защиты своих прав потребителей финансовых услуг. Все почему-то считают, что в Госпотребинспекцию надо обращаться исключительно по поводу некачественного обслуживания в магазинах, кафе и ресторанах. А по поводу защиты своих прав в финансовой сфере надо обращаться в НБУ и Нацкомфинуслуг. Потребители из-за своего незнания, относят финансовые услуги к таким, которые не подпадают под действие Закона Украины «О защите прав потребителей». Поэтому и идут жалобы на банки, страховые компании и т.п. совсем не по назначению! А ведь это совсем не правильно.
В сфере финансовых услуг потребителя поджидает гораздо больше каверзных вопросов, споров и конфликтных ситуаций, чем в любой другой сфере предоставления услуг. Зачастую потребителю не предоставляют полную, доступную и своевременную информацию об услугах, навязывают дополнительные услуги или искусственно ограничивают потребителя в выборе исполнителя той или иной услуги. Как же быть в таком случае, как правильно отстоять свои законные права потребителя. Часто можно услышать такое мнение – зачем потребителю разбираться, куда и когда жаловаться, зачем знать нормы Закона «О защите прав потребителей», пусть госорганы сами между собой разбираются, кому жалобы потребителей пересылать, наше дело пожаловаться хоть кому-то.
Давайте разберемся, так ли это на самом деле. И для примера возьмем правила дорожного движения. Надо ли пешеходу знать эти самые правила? Ведь есть ГАИ, водители получают права только после сдачи экзаменов на знание правил дорожного движения. Так может простому пешеходу оно и не надо – знать эти правила дорожного движения, где и когда можно переходить дорогу, куда посмотреть вначале, а куда потом? Конечно, если пешеходу жизнь не дорога – можно и не знать… А если все же жизнь дорога, и пешеход не самоубийца? Вот Вам и ответ на вопрос – надо ли потребителю знать основные правила защиты своих прав. Если дорожит своим финансовым здоровьем – должен знать!
Итак, несколько самых простых, но в то же время и очень ВАЖНЫХ правил организации защиты своих интересов при общении с финансовыми учреждениями.
Правило НОМЕР ОДИН – при возникновении любых споров, разногласий и конфликтов в финансовой сфере оформляйте все ваши действия исключительно в ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ! Какой бы милой и беззащитной не выглядела операционистка в банке, каким бы важным и ответственным не был сотрудник страховой компании – все вопросы и требования к ним Вы должны излагать исключительно в ПИСЬМЕННОМ виде! При этом, любое Ваше заявление Вы пишете в двух экземплярах и на втором экземпляре получаете автограф работника финансового учреждения и дату получения Вашего заявления. При этом, в некоторых особо хитрых финансовых учреждениях Вам будут пытаться подсунуть различные анкеты, опросники и т.д. и предлагать изложить Ваш вопрос в этих анкетах, якобы для Вашей же пользы…Помните – Закон «Об обращения граждан» не предусматривает НИКАКОЙ ответственности за реагирование на такого рода внутренние документы финансового учреждения. Поэтому пишите лучше сами, своей рукой и обязательно озаглавливайте свое обращение как ЗАЯВЛЕНИЕ! Только имея на руках заверенную копию такого заявления, Вы можете пожаловаться на нарушение своих прав потребителя. Любые другие варианты с телефонными разговорами, перепиской в Интернете, по электронной почте и т.д., Ваши права потребителя не защитят. Как говориться – официальная бумага – не костыль, но на нее всегда можно опереться в любом споре.
Правило НОМЕР ДВА – если Вы считаете, что финансовое учреждение в той или иной мере нарушает Ваши права потребителя, в том числе право на получение НЕОБХОДИМОЙ, ДОСТУПНОЙ, ДОСТОВЕРНОЙ и СВОЕВРЕМЕННОЙ информации о финансовой услуге – не затягивайте время, обращайтесь с жалобой в Государственную инспекцию по защите прав потребителей (Госпотребинспекцию). Следует помнить, что основополагающим в сфере защиты прав потребителей является именно Закон Украины «О защите прав потребителей». Там сконцентрированы все нормы касающиеся защиты прав потребителей в любых сферах, в том числе и финансовой. И штрафные санкции за нарушении прав потребителей там тоже весьма серьезные, вплоть до временной приостановки деятельности организации, нарушающей права потребителя! Но, при этом, Госпотребинспекция имеет право провести проверку финансового учреждения и применить к нарушителю санкции ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ ВАШЕГО ЗАЯВЛЕНИЯ! Естественно, это заявление должно содержать полное описание нарушения и к этому заявлению, в обязательном порядке, должны прилагаться копии документов подтверждающих Ваше общение с финансовым учреждением по поводу нарушения Ваших прав.
И в связи с вышеизложенным – правило НОМЕР ТРИ – никогда не выбрасывайте любые документы, связанные с финансовыми услугами, пока Вы не прекратили обслуживаться в этом финансовом учреждении. Пусть лучше у Вас дома будет на одну или две папки с документами больше, чем потом Вы будете безрезультатно пытаться восстановить эти документы, чтобы доказать свою правоту. Сохраняйте даже чеки из банкоматов, пока у Вас есть действующие платежные карточки. И уж ни в коем случае не соглашайтесь на предложение менеджера финансового учреждения подписать любой договор или иную бумагу, подлежащую двухстороннему визированию, и оставить ее на подпись начальства в финучреждении. Мол, мы Вам потом, в следующий раз Ваш экземпляр вернем. В этой ситуации Вы, согласившись на такое предложение, поступаете как посетитель ресторана, который вместо того, чтобы рассчитаться по счету, передает свой кошелек официанту и говорит:
– Пойди сам отсчитай, сколько Тебе нужно денег, а сдачу вместе с кошельком вернешь мне в следующее мое посещение ресторана! Вы скажете, что такого не бывает! В отношении расчетов в ресторане – да, а в отношении общения с финансовыми учреждениями – сплошь и рядом!
Резюмируя первые правила по защите наших прав можно сказать одно – потребителя на Западе финансовые организации уважают за его знания своих прав. А большинство наших финансовых учреждений все еще пользуются безграмотностью потребителя в самых элементарных вопросах защиты своих прав. А значит уважение к ВАМ как к потребителю и высокое качество обслуживания – прежде всего в ВАШИХ руках! Доказательством тому могут служить случаи из практики Госпотребинспекции за последние несколько месяцев. Количество обращений в Госпотребинспекцию на нарушение прав потребителей со стороны финансовых учреждений не просто увеличилось, жалобы стали более мотивированные и документально подтвержденные. И, как следствие, потребители уже получили полное удовлетворение своих законных требований!
- Информация о материале
30 июня недалеко от Ялты, не рассчитав скорость на изгибе шоссе, водитель автомобиля ВАЗ-2109 вылетел на встречную полосу и впечатался прямо в лоб едущему навстречу внедорожнику «Тойота». Как часто бывает в таких случаях, крепкая иномарка отделалась лишь смятым капотом, а вот «девятка» была разбита вдребезги - её водитель и пассажиры погибли на месте.
12 июля похожая трагедия произошла на шоссе Херсон - Николаев, где автомобиль «Ауди» пересек разделительную полосу, выскочил на встречную половину шоссе и столкнулся с грузовой фурой. Страшный удар превратил легковушку в скомканный кусок металла, её водитель и пассажир погибли на месте.
16 июля на трассе Киев - Одесса столкнулись три автомобиля, четыре человека погибли. 18 июля на шоссе Симферополь - Николаевка в результате неудачной попытки обгона произошло массовое ДТП. Столкнулись сразу четыре автомобиля: Mazda, Dacia, ВАЗ и BMW. К счастью, все водители и пассажиры остались живы, хотя четверым из них потребовалась медицинская помощь.
21 июля автомобиль «Ауди», на котором из Воронежа в Крым ехала целая семья, врезался в припаркованный на обочине грузовик. Несостоявшийся отдых трагически прерывался в самом начале: хотя водитель «Ауди» выжил, его жена и 8-летняя дочурка погибли… Вчера уже "наотдыхавшийся" водитель на Лексусе разбил 4 автомобиля. И это при том, что в машине находились его беременная жена и дочка. Кстати говоря, виновника ДТП чуть не линчевали на месте, так что даже подушки безопасности и дорогой автомобиль уже не гарантируют, что водитель останется без телесных повреждений. Кстати, богатство не спасает тоже. Это наглядно доказал один из крупнейших румынских миллиардеров Нае Никулаэ который попытался на своем дорогом Бентли проскочить железнодорожные пути на красный свет и погиб под колесами поезда. Всем мажорам на заметку: бабло не отменяет законы физики!
Статистика ДТП словно сводки с фронта. Каждый день раненые и покалеченные, практически каждый день погибшие. По данным пресс-службы украинской ГАИ, только за шесть месяцев этого года на дорогах Украины погибли 1700 человек. За аналогичный период прошлого года их число было еще больше (около двух тысяч). Получается, что за год в ДТП погибает столько же украинцев, сколько было убито за 10 лет Афганской войны (3290).
Но пару лет назад вице-президент общественной организации «Ассоциация безопасности дорожного движения» Федор Гончаренко обнародовал еще более ужасающие данные: за двадцать лет существования независимой Украины на её дорогах погибли 137 тысяч человек, около полумиллиона получили травмы. Это сравнимо с суммарными потерями наших армий в Русско-турецкой (1877-78), Русско-японской (1904-05) и Финской (1939-40) войнах.
Но война – это война. На неё не зря провожают со слезами: все понимают, на какой огромный риск идут её солдаты. А вот ДТП, как и всякий несчастный случай, шокирует своей внезапностью – по крайней мере, людей, которые его не провоцируют. Отправляясь на работу, в отпуск к морю, на рыбалку в выходные, просто в супермаркет, мы даже не вспоминаем о потенциальной угрозе. И это понятно: ну невозможно среднестатистическому человеку всю жизнь прожить в напряжении и ожидании удара. И когда кто-то из нас оказывается смятым в салоне автомобиля или под колесами грузовика, мы только растерянно бормочем «как же так...».
Вот именно, как же так? Ярко светило солнышко на мирном небе, играла веселая музыка, весело смеялись дети, жена болтала с подругой по телефону, и вдруг – бах! И жизнь людей изменилась навсегда. Если, конечно, они выжили. Так что же делать, чтобы, отправляясь в отпуск на автомобиле, не вернуться из него в гипсе или, упаси Господи, в гробу?
Статистика показывает, что большая часть автокатастроф происходит из-за превышения скорости движения (почти четверть от общего числа). На втором месте (почти 20%) нарушение правил маневрирования, из которых самыми фатальными являются обгон на полной скорости и ошибки при поворотах на перекрестках.
Но если, поворачивая, мы забываем внимательно посмотреть по сторонам или пропустить справа, или по рассеянности лезем раньше времени, или «без очереди», то любой обгон – это следствие нашей торопливости. Понятно, что бывают ситуации, когда по дороге еле ползет старый троллейбус или трактор, и плестись за ними просто глупо. Но такие ситуации бывают нечасто. Просто возьмите и подсчитаете в течение одного дня, сколько раз вы делали обгон оправданно, а сколько – чтобы просто вырваться вперед. Даже у обычного водителя соотношение будет где-то 1 к 5, а уж у лихачей…
Резкое повышение числа погибших в ДТП в Украине наблюдалось в начале 90-х, когда к нам начали массово завозить первые иномарки – тогда обычно б/у. Правда, те 5-10-летние «ауди», «бумеры» и «фольксвагены» могли дать фору любому «жигуленку» и уж тем более «москвичу» и «запорожцу». Их двигатели были в полтора-два раза мощнее, они набирали скорость в 2-3 раза быстрее и запросто выдавали на дороге 150 и более ки
Привыкшие к тихоходным советским автомобилям, украинцы начали делать фатальные ошибки. Не рассчитывали разгон, ошибались на поворотах, пытались прокатиться с максимальной скоростью – и не справлялись с управлением или влетали в поздно замеченную колдобину отечественной дороги.
Ошибались и пешеходы: люди привыкли пересекать дорогу из расчета на медленные советские авто и не успевали добежать до бордюра перед резвой иномаркой. Этого можно было бы избежать, если переходить дорогу в положенном месте. Но так уж у нас получается, что «положенное место» обычно находится хрен знает где, а народ привык пересекать дорогу там, где ему удобно, невзирая на светофоры, знаки и правила.
Второй пик ДТП пришелся на 2004-2009 годы, когда благоприятное развитие украинской экономики увеличило число автовладельцев и резко повысило продажи новых машин. Многие приобретали свой первый автомобиль, среди них было немало женщин и молодежи, для которых он являлся просто частью имиджа: все уже купили, а я шо, лох?!
Вот это «а я шо, лох?!» выражалось и в нежелании плестись в общей колонне, уступать, пропускать, вообще соблюдать правила движения. Езда на рекомендуемой скорости по шоссе не впечатляла, а уж в городе тем более – надо ведь порисоваться перед всеми! Причем подобные зарисовки устраивали автовладельцы всех слоев общества: мажоры на спорткарах, студенты на купленной в кредит «KIA», гопники из поселка на «прокачанной» ВАЗ-2106 с привинченным к багажнику огромным «спойлером»…
Сегодня эта волна схлынула. На дорогах стало гораздо меньше хвастливых дураков, а сейчас идет сокращение популяции заносчивой «элиты», воображающей, что их денег, связей и должностей достаточно не только для того, чтобы плевать на правила дорожного движения, но и чтобы заставить судьбу оберегать их шикарные авто от заносов и столкновений. К сожалению, сокращение числа этих ликующих хамов сопровождается многочисленными жертвами среди ни в чем не повинных украинцев. Это понятно: дорогие авто надежно защищают своих водителей в случае ДТП, а кто защитит людей на остановке или добропорядочную семью на дешевом автомобиле?
Кстати, о дорогах. Тех самых, построенных еще в советские времена. По сравнению с теми временами, на этих дорогах стало на порядок теснее. Сегодня уже трудно представить, что в детстве мы играли в мяч и учились ездить на велосипедах практически на пустой проезжей части, которую в наши дни просто перейти непросто из-за бесконечного потока авто.
Сегодня уже все и позабыли, что когда-то большой проблемой советских шоссе была… прорастающая через асфальт трава. Теперь его дробят не молодые ростки, а тысячи и тысячи автомобилей. Но украинские дороги, в лучшем случае, проходят «ямочный» ремонт или раз в 10 лет покрываются тонким слоем низкокачественного асфальта (по цене покрытия толщиной в полметра). Некоторые выглядят так, словно подверглись ковровой бомбардировке – и это не самое худшее. Наибольшую опасность представляют относительно целые трассы, на которых иногда встречаются одиночные глубокие выбоины. Немало украинцев были свидетелями того, как, попав на полной скорости в такую колдобину, автомобили теряли колеса, искрили днищем по асфальту, кружились в заносе…
Увы, теперь главными камикадзе украинских дорог стали люди, которые просто торопятся. Например, торопятся из пригорода в Киев на работу, а потом торопятся домой. Не потому, что они считают себя крутыми или не хотят быть лохами, а потому что они не хотят опоздать. Увы, некоторые из них успевают только в травматологию.
В эту же категорию торопыг входят и курортники, едущие «на юга» на своих автомобилях. Но их торопливость во многом обусловлена отсутствием в Украине качественного и доступного придорожного сервиса – тех самых мотелей и закусочных, которые мы видим почти в каждом американском фильме.
Но если в США они неизменный атрибут всех главных и даже второстепенных дорог, и всего за 40-100 долларов (дневной заработок американца) в них можно получить семейный номер с услугами, а за 50 долларов вы сможете всей семьей полноценно пообедать в закусочной, то в Украине ситуация иная. Вместо мотелей тут дорогущие гостиницы, которые еще нужно отыскать, поскольку они прячутся в глубине городов. Вместо гостеприимных закусочных с супом, беконом и яблочными пирогами – корчмы и шинки, в которых из меню только пиво, пиво, пиво и позавчерашнее оливье, причем по ценам столичного ресторана.
Неудивительно, что едущие в Крым, Одессу или на Азовское море отдыхающие стремятся как можно скорее пересечь это неблагоустроенное пространство, где нет возможности по-человечески переночевать, негде нормально пообедать. И они жмут на газ, чтобы за один день преодолеть несколько сотен километров. Торопятся, устают, засыпают за рулем – и, как результат, сходят с трассы, ошибаются на обгоне, не замечают едущих наперерез машин…
- Информация о материале
Шум – один из самых распространенных раздражающих факторов в городах, оказывающий негативное влияние на здоровье и работоспособность людей. Об этом знали еще в античные времена, и вводили правила, ограничивавшие шум. Есть они и в нашей стране. Но горожане все равно постоянно страдают – то от подвыпившей компании, решившей попеть песни прямо под вашими окнами, то от строителей или ремонтников, работающих круглосуточно громко и задорно. В том, как отвоевать право на тишину, разбирался ForUm.
Осторожно! Люди!
Вопросы защиты населения от влияния шума в Украине регулируются рядом нормативно-правовых актов. Это законы «О милиции», «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» и «Об охране атмосферного воздуха», а также Кодекс об админправонарушениях.
Так, у нас в стране шуметь нельзя (согласно закону «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения») практически нигде. Под запрет попадают жилые дома и прилегающие к ним территории; лечебные, санаторно-курортные, учебные и культурные учреждения, дома-интернаты, отели и общежития, другие здания и сооружения, в которых постоянно или временно находятся люди.
«Тихими» должны быть и расположенные в пределах населенных пунктов учреждения общественного питания, торговли, бытового обслуживания, развлекательного и игорного бизнеса, а также парки, скверы, зоны отдыха, расположенные на территориях микрорайонов и групп жилых домов.
Во всех вышеупомянутых местах с 22.00 до 8.00, т.е. в ночное время, запрещено громко петь и кричать, использовать звуковоспроизводящую аппаратуру и другие источники бытового шума. Нельзя также запускать фейерверки и салюты, использовать пиротехнические средства.
Проведение на защищенных объектах ремонтных работ, которые сопровождаются шумом, запрещается в рабочие дни с 21.00 до 8 часов, а в праздничные и нерабочие дни – круглые сутки. Если же собственник или арендатор помещений хочет осуществлять ремонтные работы в праздничные и нерабочие дни, то для этого он должен получить разрешение жителей всех близ расположенных квартир.
В Законе также установлено, в каких случаях не действуют требования относительно соблюдения тишины и ограничения определенных видов деятельности, которые сопровождаются шумом. Это осуществление деятельности, сопровождающейся шумом в закрытых помещениях. Но при условии, если есть звукоизоляция, не позволяющая шуму проникать в прилегающие помещения. Также шум не ограничивается законом во время разного рода ЧП. Например, когда возникает необходимость предупредить и/или ликвидировать последствия аварии, стихийного бедствия и т.п. А также при оказании неотложной помощи, предупреждении или прекращении правонарушений, предупреждении краж, пожаров, во время выполнения задач гражданской обороны.
Кстати, соблюдать тишину не обязаны и участники собраний, митингов, демонстраций, походов, других массовых мероприятий, о которых заблаговременно извещены органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. «Вне тишины» также празднования установленных законом выходных и нерабочих дней, Дня поселка, других праздников в соответствии с решением местного совета, проведения спортивных соревнований. И с разрешения местных властей ночью можно запускать салюты и фейерверки. Утверждение правил соблюдения тишины в населенных пунктах и общественных местах возложено на местные советы.
Запредельный шум
Санитарные нормы допустимого шума четко прописаны. Так, допустим следующий уровень шума: для жилых комнат в дневное время (с 8.00 до 22.00 часов) от 40 дБ до 55 max, в ночное (с 22.00 до 8.00 часов) от 30 дБ до 45 max; на территории, непосредственно прилегающей к жилым домам: в дневное время от 55 дБ до 70 max, в ночное – от 45 дБ до 60 max; на территории, непосредственно прилегающей к зданиям гостиниц и общежитий: в дневное время от 60 дБ до 75 max, в ночное – от 50 дБ до 65 max; на площадках отдыха на территории микрорайона и групп жилых домов – от 45 дБ до 60 max круглосуточно. Замеры децибелов проводится санитарно-эпидемиологической службой, представители которой вправе «выписать» штраф нарушителям.
Если вам мешают жить – звоните «102»
Законом Украины «О милиции» (N 565-XII от 20.12.1990 г.) установлено, что правоохранители должны реагировать на жалобы граждан о шуме. Так что смело звоните в «102», если кто-то проверяет вас на выдержку с помощью шумовых эффектов. Стоит отметить, что Кодексом об админправонарушениях, а именно статьей 182, предусматривается ответственность за нарушение тишины в общественных местах. Это может быть предупреждение или наложение штрафа на граждан от 5 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан, т.е. от 85 до 255 грн. Также могут быть оштрафованы должностные лица и граждане – субъекты хозяйствования (от 15 до 30 НМДГ, т.е. от 255 до 510 грн). Если в течение года произойдет рецидив, то штраф будет больше: от 255 до 510 грн для первых и 850 грн до 2550 грн – для вторых. Также может быть конфискована звуковоспроизводящая аппаратура, пиротехнические средства и т.п.
Как пояснила ForUm’у замначальника пресс-службы МВД Киева Ольга Билык, правоохранители прибудут на вызов буквально через несколько минут. «Когда вы вызываете милицию, отправляется или следственно-оперативная группа, или наряд патрульно-постовой службы, или Государственной службы охраны. Правоохранители в любом случае к вам прибудут в течение 3-5 минут. Также не стоит волноваться, что те, по отношению к кому была вызвана милиция, узнают ваше имя и фамилию. Не будет такого, что правоохранитель подойдет к нарушителю и скажет: «Нас вызвал Иванов Иван Иванович. Для большей уверенности в конфиденциальности можно дополнительно обратить внимание правоохранителя на то, чтобы ваши данные не озвучивались. Что касается анонимных вызовов, то они принимаются. Но лучше хотя бы предоставить контактный номер телефона. Ведь для того чтобы привлечь правонарушителя к ответственности, правоохранители на месте оформляют протокол, собирают пояснения, а от наличия информации зависит дальнейшее решение, например сумма штрафа. В дальнейшем все материалы направляются на рассмотрение Админкомиссии или в суд», – пояснила представитель МВД.
На соседа надейся, а сам не плошай
Есть совет и у парламентария, в прошлом судьи Владимира Олейника.
Замглавы Комитета ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности рассказал ForUm’у, почему людям часто сложно бороться с шумящими. «Люди у нас терпят, хотя нужно действовать, писать жалобы и требовать соблюдения своих прав. Вызовите милицию: будет предупреждение, админответственность или даже суд и компенсация морального ущерба. Но самое лучшее в борьбе за право на тишину – это массовость. А у нас часто как? Один воюет, а остальные только наблюдают и жалуются. А нужно, чтобы все вместе звонили, вызывали, писали. Поверьте мне, как только есть массовая атака – все службы на ушах. Так что нужно атаковать со всех сторон».
По словам Олейника, государству «шумовые» проблемы можно снять, серьезно увеличив штрафы, ведь когда сильно бьют гривней, это всегда эффективно. Кроме того, по словам нардепа, нужно, чтобы Исполнительная служба, в случае если нарушитель порядка официально числится безработным, изымала штраф имуществом, например, телевизором, холодильником, автомобилем. Также стоит расширить перечень контролирующих органов, добавив им полномочий. «Нужен контроль, нет ли в ремонте/перестройке/реконструкции криминала, опасности серьезней шума. Ведь часто такие работы проводятся без разрешений и документов. И несущие стены выбивают, и незнамо что творят. Поэтому к контролю нужно привлечь Инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК), дать ей право прийти и запретить работы. Опять же, когда идут такие работы, вода используется без учета, электричество тоже. И тут соответствующие службы тоже должны осуществлять проверки», – считает он.
К сведению
Вредное воздействие шума известно издавна, равно как и его пагубное влияние на здоровье и поведение человека. Шум может вызывать раздражение и агрессию, головную боль и артериальную гипертензию. Поэтому пытками шумом умело пользовались палачи. Например, в Средние века существовала казнь «под колоколом»: звон колокола медленно убивал человека. В современной истории музыка неоднократно использовалась в качестве пытки или сильного психологического воздействия на пленников. Стоит вспомнить, сколько шума в 2008 году в СМИ наделала информация британского отделения правозащитной организации Reprieve о списке из 33 музыкальных композиций и исполнителей, используемых для получения показаний в тюрьме Гуантанамо «Лучшие хиты Гуантанамо». Так что решайте, граждане, лучше добровольно терпеть пытки и ждать действий от кого-то или все же отстаивать свое право на тишину.
- Информация о материале
Долгое время учёные считали, что эволюция признаёт только эгоистов-победителей, а не командных игроков. Последнее исследование эволюционных биологов из Мичиганского университета (Michigan State University) опровергает эту теорию. Учёные предлагают новые доказательства того, что эгоисты обречены на вымирание.
Теория игр используется в биологии, экономике, политологии и многих других дисциплинах. За последние 30 лет большая часть исследований была посвящена кооперации у многих форм жизни: от одноклеточных до людей.
"Мы обнаружили, что эволюция наказывает эгоистов, – говорит ведущий автор исследования Кристоф Адами (Christoph Adami), профессор микробиологии и молекулярной генетики. – Некоторые эгоистичные организмы могут выйти вперёд на короткое время в соревновании с ограниченным множеством противников. Но эгоизм не является эволюционно устойчивым".
В качестве модели для изучения сотрудничества учёные предлагают игру-дилемму для заключённых. Два человека, совершивших преступление, арестованы. Полиция предлагает каждому из них сделку: сдайте своего подельника и вы окажитесь на свободе, в то время как ваш товарищ проведёт в тюрьме шесть месяцев. Если оба заключённых сдадут друг друга, то оба получат по три месяца. Если оба будут молчать, то получат один месяц в тюрьме из-за меньшего состава преступления.
Когда заключённые могут поговорить друг с другом и установить доверительные отношения, то, как правило, они идут на компромисс и вместе проводят только один месяц в тюрьме. Если же такой возможности нет, то лучшим вариантом кажется сдать товарища, потому что это гарантирует "стукачу" освобождение.
Игра позволяет учёным изучать основную дилемму, с которой сталкиваются люди, вынужденные конкурировать за ограниченные ресурсы: действовать единолично или начать сотрудничать? Действующие в команде люди, несомненно, принесли бы большую пользу себе и человечеству. Вот только это может быть заманчивым для некоторых эгоистов, которые станут "паразитировать", давая другим делать их работу и рисковать собой.
В мае 2012 года два ведущих физика опубликовали статью с описанием стратегии Нулевого Детерминанта (Zero Determinant). Учёные утверждали, что эгоистичные игроки гарантированно победят игроков командных.
Адами и его соавтор микробиолог Аренд Хинтц (Arend Hintze) подвергли стратегию Нулевого Детерминанта сомнениям вместе с её идеей о том, что сотрудничество изживёт себя и мир наполнится эгоистичными существами. Собрав при помощи компьютера статистические данные по сотням тысяч игр, они обнаружили, что стратегия Нулевого Детерминанта никогда не будет поддержана эволюцией.
"Единственный способ для эгоиста победить − это знать своего противника, бить по его слабостям, – комментирует полученные результаты Хинтц. – Но вот, что забавно, даже если эгоисты победят всех командных игроков, в итоге им придётся объединиться друг с другом".
Хинтц и его команда также пришли к выводу, что возможность сотрудничать, общаться, крайне важна для создания выигрышной стратегии, которая принесёт успех в долгосрочной перспективе.
Учёные считают, что такой набор принципов применим ко всем организмам. От кооперации выигрывают и одноклеточные, и люди, сосуществующие с другими людьми в семьях, племенах и народах.
В дальнейшем профессор Адами и его коллеги планируют проверить свои исследования, основанные на компьютерной статистике, экспериментами на дрожжевых клетках.
Статья авторов нынешнего исследования была опубликована на сайте препринтов arXiv.org.
- Информация о материале
Страница 92 из 186
