Ликбез
Кардер — мошенник, ворующий деньги с банковских карт, анонимно рассказал The Village о том, как украл первые 300 тысяч, как владельцы карт сами помогают его бизнесу и как защитить карту от кражи.
Кто занимается скиммингом
В Москве действует около 10−15 серьёзных группировок, я никого не знаю, но не думаю, что это отмороженные бандиты или гопники. Хотя, возможно, я просто сужу по себе. В любом случае у нас интеллектуальный бизнеc, поэтому кардингом скорее занимаются люди с инженерным образованием или программисты — в общем, техническая интеллигенция. Впрочем, иногда милиция задерживает установщиков-мигрантов — думаю, что в таких случаях всё-таки прослеживается бандитский след: никто в здравом уме не доверит оборудование каким-нибудь молдаванам. Лично я видел, как на заправке таджики 20 минут пытались снять скиммер с банкомата, а потом через него же обналичить карты. Тем ребятам повезло, они сели в свою задрипанную белую «пятёрку» и укатили. Но думаю, что с их осторожностью они рано или поздно попадут в криминальную хронику.
О том, как помочь мошеннику
Всё, что нам надо сделать, — это узнать PIN-код карты и сделать её дубликат. Для того чтобы узнать PIN-код, надо установить скрытую камеру. Заметить её непросто: она вмонтирована в панель, замаскированную под одну из деталей банкомата.
С клонированием карты всё несколько сложнее. Для этого нам нужно установить скиммер на банкомат в картоприёмник, он считывает дампы — информацию с магнитной полосы карты. Информация со скиммера поступает прямо на телефон по каналу bluetooth. То есть кто-то проводит карту, а ты стоишь метрах в десяти и получаешь всю информацию о ней прямо на свой мобильник.
Затем специалисты изготавливают карту по этим данным. На некоторых банкоматах стоят джиттеры — устройства, которые заставляют карту вибрировать при вводе в картоприёмник. Когда карта дрожит, скиммер не может нормально считать данные с её магнитной полосы. Соответственно, дубликат будет некачественным, и обналичить деньги не получится. Но даже идеальная копия карты бесполезна без PIN-кода. Так что во многом нам помогают сами владельцы карт, которые при наборе PIN-кода не закрывают ладонью клавиатуру.
О технике воровства
Установка скиммера и камеры занимает от десяти секунд до нескольких минут. Вообще, работа установщиков подозрений не вызывает: многие у банкомата по 20 минут тупят, и ничего. С технической точки зрения поставить скиммер и камеру — это не самое сложное.
Иногда банкомат оборудован так называемыми крыльями, которые скрывают клавиатуру. Если у банкомата есть такие крылья, то где бы ни находилась наша скрытая камера, она не сможет подсмотреть PIN-код. В этом случае за день до установки оборудования мы отрываем крылья, шлифуем их, а затем крепим обратно. Только теперь от них никакого толку — просто две бесполезные лыжи. На эту работу мы обычно нанимаем человека с улицы, который остро нуждается в деньгах. Говорим ему, что мы из службы безопасности банка и таким образом проверяем надёжность банкомата.
Первый скиммер мы с моей командой приклеили с третьей попытки. Всё выглядело ужасно, но держалось. За день через наш банкомат прошли восемь человек. Так волновались, что после каждого клиента ходили проверять оборудование. В итоге выручили 300 тысяч рублей.
Бывают незапланированные ситуации: например, однажды отвалилась панель с камерой. Она лежала перед банкоматом, но его клиентов это почему-то не смущало: они спокойно снимали деньги.
Или как-то установщик плохо поставил скиммер, и когда банкоматом воспользовался первый клиент, дама средних лет, её карта попросту застряла. Установщик не растерялся и вызвался помочь женщине. Она его потом даже благодарила, что не помешало ему после попытаться обналичить её деньги.
О чоповцах
Однажды нас чуть не поймали чоповцы. Это был случай как раз с банкоматом, на котором были крылья. Мы их отрезали и уехали шлифовать в автосервис. Через 30 минут приезжаем ставить обратно, только-только приклеили скотчем, как к банкомату подходят ребята в касках и с дубинками. Оказалось, у банкомата сработала антивандальная система, мы с этими чоповцами буквально на минуту разминулись. Охранники ничего не обнаружили: увидели банкомат без повреждений и уехали.
Кстати, даже если тебя ловят такие охранники, чаще всего можно откупиться. Цена вопроса — от десяти тысяч до одного миллиона рублей. Но это мы ещё были неопытными.
Никогда не знаешь, следят за банкоматом или нет, какая там система безопасности. Существует несколько способов это выяснить. Самый простой из них — прикрепить к банкомату объявление, что он не работает, или повесить на картоприёмник наручные часы.
Если в течение пяти-шести часов ничего не происходит, значит можно приходить и устанавливать наше оборудование. Другое дело, что рисковать ради двух-трёх клиентов никто не будет. Поэтому, пока мы наблюдаем за банкоматом, мы оцениваем не только систему безопасности, но и его популярность: сколько человек через него проходят и когда наступают пиковые часы нагрузки. Наше внимание точно могут привлечь банкоматы, рядом с которыми выстраивается очередь.
О банде
Наша команда состоит из нескольких человек: двух установщиков оборудования, водителя, нескольких нальщиков — тех, кто обналичивает деньги. Часть этих ребят — мои близкие друзья, часть я нашёл на форуме. На кардерских форумах нашёл паяльщика — он делает скиммеры, и расшифровщика, который декодирует аудиодампы. Я координирую действия всей команды: забираю оборудование, передаю аудиодампы расшифровщику, все денежные потоки тоже на мне.
Да, в интернете вы можете и проститутку заказать, и казино найти, ну и обсудить все тонкости воровства денег с банковских карт. Есть форумы абсолютно открытые, есть такие, на которых сложная система регистрации и плата за вход. Полиция, видимо, не интересуется ни теми, ни другими.
Всё построено на доверии: каждый получает 15−20 % с карты, никто никого не обманывает. Если ты работаешь с незнакомыми людьми, на тех же закрытых форумах есть услуга «Гарант» — за неё отвечает администратор кардеровского форума.
Схема примерно такая: чтобы заказать скиммер, я перечисляю деньги в «Гарант», после этого администратор форума сообщает второму участнику сделки, который эти скиммеры для меня будет производить, что деньги на счету и можно посылать оборудование. Как только я его проверю, пойму, что всё работает, паяльщик получает деньги с этого гарантийного счёта.
C нальщиками та же ситуация: перед тем как отправить им много карт, требуешь, чтобы они закинули в «Гарант», например, десять тысяч долларов. Если всё в порядке, нальщики получают обратно свои деньги и процент с обналиченных карт. Хотя, конечно, работу нальщика никак не проконтролируешь, он может оставить себе больше, чем положено, а тебе сказать, что на картах было не так много денег. Но на самом деле люди, сидящие на кардерских форумах, дорожат репутацией, их вполне устраивает 20 % с карты.
О банках и банкирах
Банки, как правило, не возвращают клиенту украденные деньги: такова суть договора, который владелец карты заключает с кредитной организацией. В договоре написано, что если операцию по карте совершили с использованием PIN-кода, то операция признаётся совершённой держателем карты. Насколько я знаю, обращение в суд не поможет. Нужно доказать, что деньги с карты снял мошенник, а не ваш родственник или друг. Сделать это сложно даже в том случае, если вы находились в России, а деньги обналичили в Таиланде.
Кстати, некоторые банкиры сами не против поучаствовать в наших схемах, меня как-то свели с человеком, который согласился поставить скимминговое оборудование на свои банкоматы — их было около ста. Но наше сотрудничество продлилось недолго: у владельца банка появились проблемы, и он уехал за границу.
О морали
Мораль у нас очень короткая и простая: мы принципиально не грабим стариков. На наших камерах не видно посетителя, поэтому установщики, которые следят за банкоматом, записывают время прихода пожилых людей, чтобы потом их карточки случайно не обработали.
- Информация о материале
Мир мошенничества многообразен и креативен. В арсенале обманщиков — тысячи самых разных схем. И всеукраинского и даже мирового масштаба: как, например, гадалки, рассказывающие наивным дамочкам страшные истории из их будущего и предлагающие по доступной цене снять сглаз, порчу и венец безбрачия, или же продавцы дешевых автомобилей, которые потом оказываются крадеными, так и схемы, рассчитанные специально на доверчивых туристов. «Сегодня»выяснила, как обманывают отдыхающих на украинских курортах.
Почти честные пассажиры
Схема работает на вокзалах при посадке в автобус. Проверять билеты или сдавать деньги на проезд сейчас принято перед отправлением: все рассаживаются по местам, после чего водитель или кондуктор проходят по салону и собирают деньги или билеты. До этого момента в автобус может зайти кто угодно. Вот некоторые и заходят — подработать.
Людмила Крамарь, менеджер из Симферополя, рассказывает: «Колесить по Крыму в автобусах и сталкиваться с мошенниками приходится часто. Толчее в автобусах никто не удивляется: все усаживаются, раскладывают сумки, успокаивают капризничающих детей, ходят туда-сюда подышать/купить водички, поэтому никто не обращает внимания на соседей. Турист в автобусе — лакомый кусочек для воров: с одной стороны, он невнимателен из-за суеты, а с другой — чувствует себя в безопасности, ведь никого чужого в автобусе быть не должно. Профессионалам достаточно двух секунд, чтобы вычислить жертву и определить, где находится кошелек (а он, скорее всего, лежит в сумке сверху, ведь человек только что отошел от кассы, где покупал билет) и вытянуть его. Вор быстро делает свое дело и выходит. Поэтому моя сумка всегда закрыта, и я очень внимательно присматриваюсь к тому, как себя ведут люди во время посадки».
Паркинг для чужих
«Мы приезжаем в Крым каждый год: я навещаю родню, а мой муж объедается блюдами украинской и крымско-татарской кухонь, — рассказывает Кристина Ару из Эстонии. — К курортным сюрпризам всегда готовы, однако каждый раз случается что-то новенькое. Живем мы в Ливадии — на ближайший пляж пешком не дойдешь, приходится ездить на машине. Возле пляжа есть стихийная парковка площадью около 300 кв. м, огороженная ржавой проволочкой. Однажды, пока муж парковался, я пошла договариваться к хозяину стоянки. Он, важный, влажный и злой, дремал, скрючившись на трехногой табуретке в ближайших кустах. Я озвучила свою цену — 5 грн (красная цена за час пребывания на этом паркинге). Мужчина согласился и заметил машину с иностранными номерами. То, что я из этой машины, он не понял, поэтому стремглав кинулся к мужу, на ходу выкрикивая: «Паркинг — 5 евро в час!». Я принципиально отказывалась платить такие деньги. Узнав, что я местная и развода не получится, парковщик со злостью выхватил 5 грн, напоследок обозвав меня «драной козой».
Для сравнения: цена места на охраняемой стоянке в Киеве — 5—10 грн. в час, в Таллинне час парковки в центре города вообще бесплатный, а потом — евро в час».
Актерское мастерство
Есть очень много способов «развести» доверчивых туристов на жалость — приятная внешность и актерские способности помогают преступникам в их незатейливом бизнесе. С вами знакомится молодой человек обаятельной наружности и рассказывает душещипательную историю о том, как его обокрали, силой забрали все деньги и документы. Только дорогого украшения (цепочки, кольца и т.д.) в тот день, по счастью, на нем не было. Тут же жертве показывают украшение и предлагают купить его за бесценок, потому что денег-то у несчастного вообще нет. К этому моменту вам будет так жалко незадачливого курортника, который чуть не плачет, что вы будете готовы купить драгоценность, тем более что и просят-то не много. Чтобы убедить вас, что золото настоящее, продавец предложит пойти к ювелиру. Стоит ли говорить, что ювелир — свой человек. Вы будете счастливы, купив дорогое украшение за бесценок: и по деньгам выиграли, и человеку помогли. А позже выяснится, что и золото, и драгоценные камни — фальшивые, а вас банально обманули.
20 грн за проезд к дворцам
Автомобилистов подстерегают не только злобные парковщики. Есть и другой вариант заработка — перегородить дорогу к музею. Особого креатива бизнес не требует: натянул шнурок меж двух опор, сделал нахальное лицо — и работай. Хочешь проехать? Плати! Такса — от 20 грн с машины. Большинство водителей платит, и только единицы догадываются попросить какой-то документ. Иногда его даже предоставляют — бумагу с неразборчивыми подписями и печатями. Таким образом дельцы неплохо подрабатывают на дорогах к Ливадийскому и Массандровскому дворцам.
В центре Ялты царапают машины
Марина и Антонио Тергамо из Франкфурта, в прошлом году отдыхавшие в Ялте, как-то решили прогуляться по набережной. Машину припарковали возле культового места — «Клуба моряков». Только они вышли из машины, как к ним подскочил молодой человек с «ненавязчивым» предложением помыть машину. Отказ не принимался: возле одного мойщика за три минуты собралась целая группа поддержки. Наконец-то Антонио сдался, оставив мойщикам машину, и ушел прогуляться. Во время прогулки Марина позвонила ялтинской подруге и услышала неожиданный вопрос: «А ты понимаешь, чем они ее там трут? Это же не автомойка. Рядом речка, водой из нее и моют. Представляешь, сколько песка на губках и тряпках?». Так быстро Марина и Антонио бегали последний раз на школьных эстафетах. «Мерседес» был поцарапан, но мойщиков это вовсе не смутило. За «мокрое дело» они еще и потребовали $100: «У нас дорогие шампуни, и вообще, это — ручная работа!». Антонио метал гром и молнии и поклялся, что больше ноги его не будет в Украине. Тем более, что по дороге в Крым с ними случилась еще одна неприятная история. Машину остановили якобы представители экологической милиции, начались «разборки». Супруги вышли из машины, а когда вернулись — не обнаружили дорогого мобильного телефона. Марина поговорила «по-русски», употребляя нецензурные слова и вспоминая какие-то важные фамилии и должности. В итоге телефон вернули, но извиниться перед супругами забыли.
В гостях у тети Розы
Сняв жилье на одну ночь в Одессе, можно многое узнать о местном колорите. Россиянин Тимур Марков рассказал нам, что на одесском вокзале познакомился с некой тетей Розой. «Неопрятный вид женщины нашу компанию насторожил, но других вариантов ночевки уже не было, поэтому пришлось идти к ней. Жена друга уточнила: «А у вас чистенько? Нам понравится?». Тетя Роза была оскорблена до глубины души. Возмущенно-обиженным тоном она парировала: «У меня не понравится?! Да там шикарный рай! Это же самый центр Одессы!»
Дорога к «раю» проходила по шатким доскам через ров. Чтобы не упасть, надо было держаться за проволоку, которая одним концом уходила в землю, другим — в небо. Дверь — из фанеры, вместо кроватей — строительные «козлы», застеленные желтоватым бельишком, вместо подушек — набитые тряпьем мешки из-под сахара. Я такого в жизни не видел! Цена — $20 с человека за ночь. Для сравнения: цена места в уютном симеизском пансионате домашнего типа — 150 грн в сутки. Следующий штрих — амбре. У одной девушки из нашей компании от запаха старых тряпок разболелась голова, и она ушла ночевать на улицу. Декор ванной — отдельная история. Желто-коричневая эмалированная чаша, сверху палка с лейкой, от нее — шланг, уходящий к какому-то баку. Хочешь помыться — зови хозяйку, без нее никак. Но помыться тоже надо успеть — вода бежит тоненькой струйкой и недолго. Пожелав «спокойной ночи», гостеприимная тетя Роза сказала: «Отдыхайте. Завтра спите хоть весь день до вечера». Рано утром я вышел в туалет и стал свидетелем внедрения плана по экстренному выселению постояльцев: берется огромный железный таз и целенаправленно запускается по забетонированному двору. От грохота просыпаются все. В шесть утра, видимо, у тети Розы «дедлайн».
Утренний гость
За парочками, живущими в центре курорта на первых этажах, преступники следят особо пристально: в таких местах обитают люди небедные. Решеток на окнах, как правило, нет — заходи, кто хочешь. Вот и заходят, и не обязательно в отсутствие хозяев. Ранним утром, когда сон утомленных солнцем и вином отдыхающих наиболее крепок, а деньги и драгоценности лежат тут же, на тумбочке, вся операция занимает не более трех минут: пришел — увидел — обокрал.
Местная кухня для мужчин
Не секрет, что цены в ресторанах на курортах не особо низкие. Кроме этого, есть дополнительные фишки, увеличивающие сумму счета. Например, путаница в единицах измерения: в некоторых меню пишут цену за 100 г, в других — за порцию. Если не уточнить, то можно пообедать и на 2000 грн. Со спиртным тоже хитрят. «Однажды мы заказали три бутылки шампанского в алуштинском ресторане, — делится харьковчанин Григорий Пастушко. — Официантка сказала, что отечественного нет, зато есть какое-то французское. Цену не уточнила. Перед девушками позориться не хотелось и я согласился. Оказалось, что напиток стоил по 800 грн за бутылку».
Подобная схема действует и на рынках. Елена Карчук из Сум рассказала: «Решили купить на ялтинском рынке гранаты. За пять гранатов запросили 250 грн. Я, когда услышала цену, дар речи потеряла. Но у продавцов расчет верный: платит мужчина, а он виду не подаст и молча заплатит».
Этюд в оранжевых тонах
Ялта, центральная остановка «Спартак». Троллейбусы там стоят подолгу. Схема у мошенников такая: во время стоянки откуда-то выбегает парень в оранжевой жилетке, которую обычно надевают водители, и снимает троллейбусные штанги. Для всех он — водитель этого троллейбуса. Выбрав на остановке жертву с самыми большими чемоданами, парень кричит: «Друг, помоги, забыл в кабине инструменты». Человек оставляет вещи, подходит и принимает из рук мошенника штанги. Стоит ли говорить, что его чемоданы исчезают в ту же секунду? В довершение ко всему разъяренный водитель, который не может сдвинуть троллейбус с места, вдруг замечает, что какой-то человек стоит со штангами в руках. Он начинает ругаться и вполне может заехать незадачливому туристу в челюсть. В итоге отдыхающий избит, ограблен и морально подавлен. А с билборда ему улыбается белокурая красотка рядом с надписью «Ялта — город счастья».
Финансовые аферы в Крыму: комментарий милиции
Как сообщили в секторе связей с общественностью и СМИ ГУ МВД Украины в Крыму, только в июне 2013 года в органы внутренних дел АР Крым поступило 233 сообщения о фактах мошенничества. Больше всего их зафиксировано в Симферополе — 85 заявлений. Милиционеры отмечают, что в последнее время участились случаи мошенничества в отношении пожилых людей: к ним домой приходят неизвестные и, представляясь работниками соцслужбы, рассказывают, что вышли новые постановления Кабмина (как вариант — поселкового либо городского советов), в которых сказано, что пенсионерам подняли выплаты на 200—300 гривен. После чего злоумышленники дают пожилым людям купюру в 500 гривен и просят принести сдачу. О том, что банкнота фальшивая, пенсионеры узнают позже.
Чтобы отрезвить тех, кто планирует обманывать жителей и гостей Крыма, местные власти напоминают, что по закону обманное завладение чужим имуществом карается штрафом до 850 грн, исправительными работами на срок до 2 лет или тюремным сроком до 3 лет.
- Информация о материале
Когда могут проводить обыск в офисе
Обыск проводится только после открытия уголовного производства в порядке и сроки, предусмотренные Уголовным процессуальным кодексом Украины.
Согласно п. 2 ст. 234 УПК Украины обыск проводится по постановлению следственного судьи. Копия постановления остается у обыскиваемых.
Согласно п. 5 ст. 234 постановление об обыске должно содержать следующие сведения:
1) срок действия постановления, он не может превышать одного месяца со дня вынесения определения;
2) имя прокурора, следователя, который подал ходатайство об обыске;
3) положения закона, на основании которого выносится постановление;
4) жилье или другое владение лица либо часть жилища или иного владения лица, которое должно быть подвергнуто обыску;
5) лицо, которому принадлежит жилище или иное владение, и лицо, в фактическом владении которого оно находится;
6) вещи, документы или лица, для выявления которых проводится обыск.
Другие нормативно-правовые акты могут выполнять дополнительную роль, например, Закон Украины "О милиции" или Налоговый кодекс Украины, которые определяют полномочия сотрудников налоговой милиции.
С 22 часов вечера до 6 часов утра проведение следственных действий запрещено (п. 4 ст. 223 УПК Украины), за исключением ситуаций, когда задержка может привести к потере доказательств.
Важно: обыск осуществляется с обязательным участием не менее двух понятых.
Обратите внимание: В УПК речь идет о помещениях, принадлежащих какому-либо лицу и в которых необходимо провести следственные действия. Отдельного указания на помещения, используемые и принадлежащие юрлицам, нет.
Что важно помнить офисным сотрудникам
Согласно ст. 63 Конституции Украины лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников. Если человек, в отношении которого проводится следственное действие, личный осмотр, не согласен с его проведением, он вправе требовать внести соответствующие данные в протокол обыска.
Также человек имеет право требовать присутствия адвоката.
Действия обыскивающих могут фиксироваться при помощи технических средств. И это требование необходимо обязательно внести в протокол обыска.
Личность – неприкосновенна
| Изъятие личных вещей | Личный досмотр сотрудника | Осмотр личных вещей (в том числе содержимого сумки) | Изъятие личных вещей из сумки |
| В ходе обыска могут быть изъяты предметы, документы, в том числе и личные вещи, разрешение на отыскание которых прямо указано в определении суда | УПК Украины позволяет следователю в ходе обыска, при наличии оснований, проводить обыск лица, присутствующего при обыске. Обыск лица должен быть совершен лицами того же пола | Налоговая милиция может совершать осмотр содержимого личной сумки, если есть достаточные основания предполагать, что лицо, присутствующее при обыске, скрывает при себе (в том числе и в личных вещах – сумке и т. д.) предметы и документы, имеющие значение для уголовного производства. Достаточность таких оснований определяет следователь | Если в сумке находятся такие предметы, которые явно не имеют отношения к уголовному производству, то следователь не должен их изымать. Если всё-таки изъятие произошло, то необходимо обязательно внести соответствующее заявление в протокол обыска. Необходимо указать, что изъяты личные вещи, абсолютно не имеющие отношения к уголовному производству, и что действия следователя незаконны |
Оставайтесь на связи
| Запрет пользования мобильным телефоном и его изъятие | Изучение содержимого личного (служебного) мобильного телефона |
| Согласно ст. 236 УПК следователь, прокурор вправе запретить любому лицу покинуть место обыска до его окончания и совершать любые действия, мешающие проведению обыска. Поэтому лицо, проводящее обыск, может запретить пользоваться мобильным телефоном, а если есть подозрение, что данный мобильный телефон применялся при совершении преступления, то его могут изъять. Можно попробовать позвонить, чтобы уведомить близких и тем, с кем назначены рабочие встречи. Однако если следователь запретил это делать, то сделать этого не удастся. В таком случае необходимо требовать присутствия адвоката и не участвовать в следственных действиях до его прибытия, о чем требовать внести запись в протокол обыска. Следователь не может запретить адвокату звонить либо изъять его телефон | Следователь может осматривать и личный (или служебный) мобильный телефон, то есть «рыться» в нем, а также изымать его. УПК Украины дает следователю во время обыска полномочия: на обыск лиц, находящихся в помещении, если есть достаточные основания считать, что они скрывают у себя предметы или документы, имеющие значение для уголовного производства; на изъятие и осмотр в ходе обыска, в том числе и у присутствующих в помещении, вещей, имеющих значение для уголовного производства. Владелец телефона не должен препятствовать следственным действиям. Однако у него может не оказаться с собой его телефона, либо он может забыть свой PIN-код |
Не отпускают?
| Задержание сотрудника или посетителя в офисе в то время, когда ему нужно уехать по рабочим или личным вопросам |
| Закон позволяет такие действия. УПК Украины (ст. 236) указывает, что следователь, прокурор имеет право запретить любому лицу покидать место обыска до его окончания и совершать какие-либо действия, препятствующие проведению обыска. Покинуть обыскиваемый офис в связи с ухудшением состояния здоровья или иными вескими причинами можно только с разрешения следователя. В случае ухудшения здоровья, необходимо вызвать скорую помощь, при этом даже скорая может забрать лицо, которому стало плохо, только с разрешения следователя. Если в офисе оказались посетители предприятия (клиенты, партнеры и т. п.), они точно так же, как и сотрудники, могут покинуть обыскиваемое помещение только по разрешению обыскивающих |
*При подготовке были использованы материалы, предоставленные юристами ЮФ "Beiten Burkhardt", АК "Кравец и Партнеры", ЮФ «КПД Консалтинг».
- Информация о материале
Мировой и отечественный опыт реализации наказаний, не связанных с лишением свободы, свидетельствует об эффективности такого вида наказания, как общественные работы. В соответствии с законодательством большинства стран мира, они являются действенной альтернативой тюремному заключению. Этот вид наказания весьма популярен и широко применяется в течение длительного периода времени во многих зарубежных странах, а в последнее время судьи все чаще стали применять его и в Украине.
О необходимости пересмотра пенитенциарной политики в нашей стране говорилось уже неоднократно, и в настоящее время активнее стали рассматриваться и обсуждаться вопросы, связанные с гуманизацией мер наказания, поиском и внедрением мер, которые могли бы стать альтернативой лишению свободы. К этому подталкивает сложная ситуация, создавшаяся в отечественной системе исполнения наказании – ее недофинансирование, трудности, cвязанные с размещением и содержанием заключенных, продолжающийся рост количества больных туберкулезом и ВИЧ-инфицированных в исправительных учреждениях.
Поиск ключей к решению отмеченных выше проблем ведется в различных направлениях. В т. ч. необходимостью становится совершенствование отечественной системы наказаний, результатом которого должно стать более широкое использование наказаний, не связанных с лишением свободы. Лишение свободы на определенный срок остается необходимым наказанием для тех лиц, опасность которых является высокой, однако по отношению к значительному числу преступников карательное содержание мер уголовного принуждения может быть снижено.
Есть сведения, что в 1889 г. такой вид наказания, как общественные работы, был введен в Уголовный кодекс Италии. В 1971 г. в Швейцарии его начали применять только в отношении несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 7 до 18 лет, а впоследствии назначать и в качестве основного наказания для несовершеннолетних, и как дополнительное для взрослых в некоторых регионах страны.
Общественные работы как вид наказания в Украине
В Украине общественные работы применяются и как основное, и как дополнительное наказание в отношении несовершеннолетних и взрослых нарушителей. Применение этого вида наказания регламентирует Уголовный кодекс. В то же время, Кодексом Украины об административных правонарушениях оно предусмотрено и как вид административного взыскания.
Общественные работы заключаются в безоплатном выполнении осужденным или правонарушителем в свободное от работы или учебы время общественно полезных работ, вид которых определяют органы местного самоуправления. Устанавливаются общественные работы, согласно ст. 56 УК Украины, на срок от 60 до 240 часов и отбываются не больше 4 часов в день.
Ст. 100 того же кодекса регламентирует порядок исполнения данного вида наказания для несовершеннолетних. Так, лицам в возрасте от 16 до 18 лет общественные работы могут быть назначены на срок от 30 до 120 часов, а продолжительность выполнения данного вида наказания не может превышать 2 часов в день. Лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, лицам, достигшим пенсионного возраста, а также военнослужащим срочной службы общественные работы не назначаются. Наказание отбывается по месту жительства осужденного.
Согласно ст. 24 КоАП, одним из видов административного взыскания также предусмотрены общественные работы. Назначаются они в данном случае на срок от 20 до 60 часов и выполняются не более 4, а для несовершеннолетних – не более 2 часов в день. Судьи в последнее время стали чаще применять этот вид наказания к лицам, нарушившим правила дорожного движения в рамках административного законодательства. Порядок исполнения данного вида наказания в разрезе административного права регулирует приказ Министерства юстиции Украины №474/5 от 19.03.2013 «Об утверждении Порядка исполнения административных взысканий в виде общественных работ и исправительных работ», который вступил в действие с 12.04.2013.
Контроль за исполнением наказания в виде общественных работ возлагается на уголовно-исполнительную инспекцию, а проведение индивидуальной профилактической работы по месту жительства осужденного – на органы внутренних дел. Уголовно-исполнительная инспекция ведет учет осужденных; разъясняет порядок и условия отбывания наказания, согласовывает с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают общественные работы. Осуществляет контроль за соблюдением условий отбывания наказания осужденными, а также ведет суммарный учет отработанного осужденным времени и собственник предприятия или учреждения по месту отбывания осужденным (нарушителем) общественных работ.
За нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде общественных работ, как и за нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности, уголовно-исполнительной инспекцией к нему может быть применено предостережение в виде письменного предупреждения о возможном привлечении к уголовной ответственности. В отношении лица, уклоняющегося от отбывания наказания в виде общественных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет материалы прокурору для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности в соответствии со ст. 389 УК.
Осужденный к общественным работам, розыск которого объявлен в связи с уклонением от наказания, задерживается и конвоируется органом внутренних дел в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.Относительно нарушителей, которые уклоняются от отбывания наказания в виде общественных работ в рамках КоАП, уголовно-исполнительная инспекция направляет ходатайство в суд для решения вопроса о замене неотбытого срока общественных работ админарестом.
Труд облагораживает человека
В ряде стран проводятся научные исследования недостатков тюремного заключения, в ходе которых изучаются негативные последствия этого вида наказания с точки зрения перспектив будущей занятости осужденных и их социальной адаптации. В настоящее время стала очевидной проблема смены приоритетов и методов профилактики преступлений. Как показывает практика, лишение свободы далеко не всегда является необходимым и адекватным условием достижения задач уголовной политики. Это было учтено и в действующем Уголовном кодексе, которым было введено несколько новых наказаний, альтернативных лишению свободы, в. т. ч. и общественные работы. При грамотном подходе к применению данного вида наказания привлечение нарушителей к общественно полезным работам, несомненно, принесло бы государству и обществу больший результат. С помощью такой категории осужденных можно было бы решать ряд существующих проблем социально-бытового характера.
- Информация о материале
Киевлянин Олег Братюк судится с Эрсте Банком. Несколько лет назад он решил приобрести в кредит новое авто и с этой целью заключил с банком договор. Позже Олег нашёл в договоре положение, согласно которому клиенту запрещено обращаться в суд, иначе договор расторгается. Конечно, такой пункт — юридический нонсенс, ибо никакие договорённости не могут лишить гражданина его конституционных прав, среди которых — право на защиту в суде. Когда заключённое соглашение было нарушено (деньги по кредитному договору зачислялись на счёт, но не учитывались как погашение долга), Олег обратился в суд. В итоге банк отнял приобретённую в кредит машину.
Эрсте Банк — не худшее финансовое учреждение. До недавнего времени банком владела одноимённая австрийская финансовая группа и его методы работы и корпоративная культура воспринимались как одни из самых интеллигентных в Украине. Просто австрийцы вынуждены были играть в нашей стране по местным правилам, согласно которым жёсткие ограничения действий заёмщика — норма жизни.
Многие отечественные финучреждения предпочитают действовать аккуратнее, но от этого не менее цинично. Банковские уловки построены на завышении стоимости услуг с помощью скрытых комиссий или навязывании совершенно необязательных платежей. Фокус рассказывает о пяти самых распространённых банковских хитростях.
Потребительские кредиты
Многие банки предлагают заёмщикам беззалоговые кредиты под 0% годовых. И не спешат сообщать своим клиентам, что помимо процентов существуют и другие формы заработка на них. Один из вариантов — комиссионные платежи. Обычно они бывают двух видов — одноразовые и ежемесячные. Первая комиссия не позволяет существенно повысить стоимость кредита, хотя, конечно же, вынимает из кошельков клиентов дополнительные средства. Зато вторая творит чудеса. Даже какие-то жалкие 2% ежемесячно, на которые едва ли обратит внимание рядовой клиент банка, могут радикально изменить стоимость услуги.
Простой пример. Если взять кредит под 0,01% годовых с ежемесячной комиссией 2%, то реальная ставка составит 50%. Согласитесь, двоечка в глазах потребителей выглядит намного приятнее, чем 50% годовых.
Одна из самых популярных схем раскрутки клиентов — страховка. Предлагается кредит на весьма привлекательных условиях. Скажем, те же 0,01% годовых. При этом не существует каких-либо комиссий и скрытых платежей. Всё якобы кристально честно. И когда клиент заглатывает наживку, ему предлагают оформить страховой полис на случай неплатёжеспособности — потери работы, утраты трудоспособности или трагических событий. И вот здесь снова всплывают наши 2% ежемесячно. Но уже не в виде комиссионных, а в качестве оплаты за страховые услуги.
У разных банков свои приёмы продажи страховок. Одни сразу анонсируют необходимость приобретения полиса. Мол, вещь полезная, чего же отказываться. Другие молчат до последнего, и если клиент вдруг решит пренебречь страхованием, ему, уже почти прошедшему всевозможные проверки, в получении кредита откажут.
Сами банкиры рекомендуют клиентам с осторожностью брать потребкредиты. «Когда вы присмотрели в магазине стиральную машину и узнали, что тут же можете воспользоваться кредитом и вносить каждый месяц по 500 грн., не торопитесь это делать, — советует зампред правления АО «Сбербанк России» Ирина Князева. — Не исключено, что вам придётся заплатить 100% годовых по кредиту. Выясните реальную цену изделия, изучите условия потребительского кредитования в разных банках, сравните месячный взнос и только тогда делайте выбор».
Нереальный депозит
Запредельная ставка вовсе не означает получения высокой прибыли в будущем. Некоторые банки, обещая завышенный процент, «забывают» сообщить потенциальным клиентам о том, как он начисляется. Часто это бывает так: с каждым месяцем повышают размер процентов, стартуя с совсем заниженных ставок. Например, в первый месяц 10% годовых, во второй – 12% и так далее по возрастающей. Главное в конце срока депозита выйти на максимум порядка 25%. Собственно этот максимум и сообщается вкладчикам в качестве наживки. В реальности же, если пересчитать размер процентов за каждый месяц, то доходность такого депозита может оказаться даже ниже среднерыночных значений. Но кто же станет заниматься математическими вычислениями. Мы всё ещё не привыкли подвергать договоры с банками предварительной юридической экспертизе.
Кредитные карты в нагрузку
Иногда банки пытаются заставить клиентов тратить как можно больше, чтобы они чаще пользовались кредитом, даже сами того не подозревая. Нередко жертвами «переплат» становятся люди преклонного возраста, получающие пенсии или другие социальные выплаты на пластик. Банки, выпускающие эти карты, не забывают на «всякий случай» открывать таким клиентам кредитные линии. Это выгодно фин-учреждению. Ведь люди старой закалки всегда стремятся обслуживать свои обязательства в срок. Кроме того, они лишены рисков потери доходов — маловероятно, что государство откажется выплачивать пенсии.
Получая такую карту, пенсионер вдруг замечает, что в его распоряжении гораздо больше денег, чем раньше. И даже если он догадывается, что «лишняя» сумма ему предоставляется в кредит, едва ли осознаёт, на каких условиях. Ведь большинство таких людей помнят, что в советские времена рассрочки соответствовали своим названиям, а потребительские ссуды выдавались под смешные проценты на длительные периоды.
Случаи навязывания кредитов пенсионерам стали настолько массовыми, что оспорить их попыталось государство. Правда, попытка была настолько жалкой, что вместо санкций со стороны Нацбанка проявилась лишь в разъяснении Минюста «К вопросу о выплате заработной платы и социальных выплат через платёжные карточки». В документе говорится: «В последнее время возросло количество обращений и жалоб граждан на ухудшение обслуживания банками операций с платёжными картами, связанными с выплатой зарплаты, пенсий и других социальных платежей. Анализ таких жалоб свидетельствует о том, что они касаются навязывания банками наряду с зарплатными картами новых кредитных продуктов в виде кредитных карт, эмитированных на имя собственника зарплатной карты без получения согласия клиента. При этом некоторые банки в процессе внедрения кредитных продуктов заходят так далеко, что получить средства с зарплатной карты можно только при условии активизации кредитной карты». Минюст напоминает финансистам, что по Закону «О банках и банковской деятельности» им запрещаются подобные манипуляции.
Очень плавающие ставки
Одна из любимых уловок финансовых учреждений — плавающие ставки. Сразу после кризиса 2008-го многие банки предпочли доконать своих клиентов и в одностороннем порядке увеличили размер процентных выплат, хотя в кредитном договоре изначально оговаривалась фиксированная ставка. И хотя многие заёмщики отстояли свои права в судах, были и такие, кто согласился на изменившиеся условия кредитного договора.
После внесения изменений в Закон «О защите прав потребителей» банки уже не могут менять фиксированные ставки в любой удобный для себя момент. Вместе с тем они получили возможность применять плавающие ставки, о чём открыто сообщают клиентам. Казалось бы, никто не держит фигу в кармане. Вопрос в том, как именно рассчитывается процент.
Одни банки привязываются к независимым индикаторам, например, украинскому индексу ставок по депозитам физлиц, рассчитываемому системой Thomson Reuters. К получаемому значению они добавляют свою маржу, обычно 5%. Другие поступают проще и за основу принимают ставки по своим же шестимесячным депозитам. Проще говоря, у банка появилась отличная возможность в любой момент устанавливать размер процентных выплат на своё усмотрение.
Ипотека или жизнь
Кредит на покупку жилья уже лет пять не пользуется популярностью. И дело не только в том, что погашать ипотеку не позволяет низкая платёжеспособность населения. Парадоксальность ситуации в том, что при нынешних ставках по кредитам на жильё, превышающим 20% годовых, уже через 3–5 лет клиент возвращает банку стоимость жилья, а остальные 15–17 лет будет отрабатывать проценты.
Нередко даже сами представители банковского сообщества открыто признают, что кредит под 20% означает, что, скорее всего, заёмщик не сможет его обслуживать. Глава Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко предостерегает: «Если вы берёте ипотеку, тем более на 10 лет под 20%, вы никогда с этой ипотекой не рассчитаетесь. Это говорю вам я, президент Ассоциации украинских банков».
Но зачем же тогда выдавать такие дорогие займы? Ответ, очевидно, в том, что если должник в какой-то момент откажется платить, банк в накладе не останется. В его собственность перейдёт недвижимость, а клиент понесёт дополнительные расходы, связанные с начислением штрафов и пени за просрочку. Некоторым финансовым учреждениям удаётся проявить верх математических способностей, благодаря которым размер штрафных санкций соизмерим с суммой изначально получаемого кредита.
В отличие от ипотеки на вторичном рынке, ставки по кредитам на жильё в строящихся домах значительно ниже. Некоторые банки кредитуют даже под 11% годовых. Но и риски здесь значительно выше. Многие застройщики возводили дома за счёт кредитов банков и достроить жильё без их поддержки не в состоянии. Причём банковские учреждения в таких случаях получают эксклюзивное право на кредитование покупки жилья гражданами на этих же строительных объектах.
А теперь представьте, что произойдёт, если банк по каким-то причинам откажется финансировать строительство. Заёмщики тут же попадают в кредитную кабалу. Квартиры нет, и неизвестно, будет ли вообще, зато есть кредит со всеми вытекающими последствиями.
- Информация о материале
У двадцатипятилетнего австралийца Тима Хикса интересное хобби – он рыщет по закоулкам интернета в поисках публикуемых производителями инструкций по ремонту и обслуживанию техники. Найденные PDF-файлы он публикует у себя на странице для бесплатного скачивания. Началось всё с того, что Хикс был изрядно расстроен отсутствием в сети ресурса, где бы можно было найти руководства по ремонту и обслуживанию различных ноутбуков. Это обстоятельство подвигло его создать свой сайт под названием «Tim’s Laptop Service Manuals» (инструкции по обслуживанию ноутбуков от Тима). Кстати, как раз ремонтом ноутбуков Тим и зарабатывает на жизнь.
С сайта Тима ежедневно скачивают 50 гигабайт данных. Точнее… скачивали раньше. Юристы компании Toshiba прислали Хиксу официальное уведомление, где в резких тонах от него потребовали убрать инструкции примерно к трём сотням ноутбуков этой компании.
Многие посетители сайта Тима выразили удивление по поводу нападок Toshiba. И дело здесь не только в специфике случая, но и в том, что это обстоятельство влияет на срок службы приобретённых ноутбуков и на возможность их ремонта в будущем. Речь идёт об использовании авторских прав как средства в борьбе за плановое устаревание купленных устройств.
Отсутствие инструкций по ремонту в открытом доступе означает, что пользователи будут вынуждены отправлять неисправные ноутбуки в авторизованные сервисные центры на весьма дорогостоящий ремонт. Дороговизна и неудобства такого ремонта имеют под собой очевидную цель – заставить пользователя просто выбросить поломанный ноутбук.
Toshiba нашла новый способ форсировать устаревание купленной у неё техники — достаточно не давать сторонним сервисным центрам возможности ознакомиться с важной информацией, касающейся самого ремонта. Результатом становится потеря рабочих мест в частных сервис-центрах, а пользователи вынуждены покупать новую технику чаще, чем хотели бы.
Неопределённость
Производители не размещают инструкции по ремонту в сети. Достать их можно лишь на сайтах-файлообменниках с подозрительными названиями и на прочих малоизвестных ресурсах. Скачивание с подобных сайтов чревато кучей «плясок с бубном» — ненужных и утомительных манипуляций для получения ссылки. Создатели подобных ресурсов озабочены лишь тем, чтобы пользователь просмотрел как можно больше рекламных материалов.
Всё это выливается в процесс, при котором пользователю нужно лавировать меж большого числа отвлекающих рекламных ссылок в надежде найти единственную нужную. Мало того – даже скачивая материал, приходится молиться, чтобы файл не был чем-нибудь инфицирован.
В этом отношении Тим Хикс – образец честности и достоин подражания. На его сайте нет рекламы, финансирование собирается из пожертвований. Его сайт полезен многим организациям и людям – от частных сервисных центров до благотворительных обществ. Сторонние сервис-центры существуют во многом за счёт постгарантийного ремонта.
Ликвидация инструкций из открытого доступа ведёт к закрытию такого предпринимательства. Ведь без нужной документации невозможен полноценный ремонт техники.
Игры с авторским правом
Если взять для сравнения автомастерские – то существуют законы и рекомендации госорганов, предписывающие автопроизводителям предоставлять инструкции по ремонту автомобилей сторонним автомастерским. Некоторые организации собирают инструкции по ремонту и обслуживанию автотехники и формируют рассылаемые подписки, помогая создавать множество рабочих мест в этой сфере, ведь без фирменной документации сторонние автомастерские не могут конкурировать с сервисными центрами автопроизводителей.
К сожалению подобных регулирующих законодательных мер, в сфере электроники не существует. Подобная ситуация привела к формированию «серого рынка», где независимые сервисные центры приобретают документацию производителей различными неофициальными способами. Работники официальных сервис-центров «сливают» документацию предпринимателям вроде Тима, которые помещают инструкции в открытый доступ. Сторонние сервисные центры не нарушают законов, когда пользуются открытыми источниками для ремонта.
Закон нарушают как раз файлообменники и сайты, подобные открытому Хиксом. Потому что распространять защищённые авторским правом инструкции незаконно. Несмотря на это, подобная деятельность продолжается. Обмен подобными файлами – это как раз «серый рынок».
Риск получить повестку в суд в таком случае весьма немал. Опасаясь неприятностей, многие частные сервис-центры воздерживаются от обмена документацией по ремонту. Потенциальный штраф за распространение может достигать 150 тысяч долларов за один документ. Пока эта угроза остаётся теоретической, а юридические проблемы достаточно редки. К примеру, инструкции компании Toshiba на сайте Хикса находились целых три года, пока не вмешались представители. И, к счастью, компания удовольствовалась лишь удалением документов из публичного доступа.
Авторское право нельзя назвать бессмысленным. Оно стимулирует творчество, защищая права создателей в течение определённого срока. Вполне законно защитить юридически текст поэмы. Однако нельзя патентовать физические величины вроде вращающего момента. Поэтому, хоть процесс разборки устройства не может быть объектом авторского права, сама инструкция по ремонту и обслуживанию таковым является.
Автор статьи занимается ремонтом электроники и лично имел возможность убедиться, как ревностно производители следят за соблюдением авторских прав в области необходимой документации. Гиганты вроде Apple и Toshiba в этом отношении очень внимательны. Именно в соответствии с действующим законодательством Apple годами не публиковала инструкции по ремонту своих продуктов. В результате автору этих строк пришлось вычислять метод ремонта продукции Apple самому, что привело к созданию неофициального руководства, на которое права компании не распространяются.
Всеобщее право на ремонт
Как Toshiba оправдывает необходимость подобных непопулярных мер в отношении документации? Помимо самого очевидного – авторского права – представители говорят о нежелании подвергать опасности здоровье пользователей и выражают беспокойство по поводу сохранения коммерческой тайны.
Пункт, где упоминается здоровье пользователей, вызывает улыбку. Весьма трудно навредить себе при разборке ноутбука (особенно если аккумулятор извлечён, а конденсаторы заблаговременно разряжены). Вызывает определённую иронию и тот факт, что отсутствие необходимых инструкций может только увеличить опасность для здоровья, ведь люди не оставят попыток разобрать и починить свои устройства, просто у них не будет нужных сведений как безопасней это сделать.
Что до коммерческой тайны – к тому времени, когда устройствам потребуется починка, и люди начнут разбирать ноутбуки, сведения о внутреннем устройстве техники уже будут достаточно устаревшими, чтобы повлиять на конкурентоспособность. Электронная индустрия слишком быстро развивается.
Использованием авторского права в отношении сторонних сервисных центров Toshiba буквально душит рынок бывших в употреблении компьютеров. Мало того, это вредит и клиентам компании, ведь это сильно снижает ценность их устройств на вторичном рынке.
И если изменения рынка не смогут убедить компанию Toshiba изменить свою политику, возможно, обычным пользователям тоже стоит вмешаться. Если производители автомобилей отказываются снабжать сторонние автомастерские необходимой информацией, последние объединяются в борьбе за свои права. Почему бы так же не поступить покупателям электроники?
Возможно, пришло время крупным производителям прекратить прикрываться авторским правом и держать в неведении работников сторонних сервис-центров.
Эта информация должна быть в свободном доступе. Люди должны знать, как починить те или иные устройства. Это сильно поддержит рынок бывшей в употреблении техники, что важно для развивающихся стран. Наконец, эта информация поможет сохранить и увеличить множество рабочих мест.
Стоит подумать, прежде чем купить ноутбук от Toshiba. Владельцам их продуктов стоит уведомить эту компанию о неприятии их действий. Есть производители, которые не делают секрета из важной для починки устройств информации — Dell, HP, и Lenovo.
Необходимую для ремонта информацию утаивают и производители мобильных телефонов. Редкий производитель не использует авторское право в виде инструмента сдерживания.
- Информация о материале
Страница 95 из 186
