Ликбез
В народе давно процветают самые разнообразные страшилки о том, как торговые сети "утилизируют" просроченные товары. Пообщавшись с бывшими продавцами, можно узнать много нового и нелицеприятного о магазинном закулисье. Вот самые распространенные способы:
Мясо далеко не первой свежести можно замариновать и продавать под шашлык: из-за обилия уксуса никто не почувствует запашок.
С сыров срезают плесень и снова выставляют на витрину.
Колбасу для придания свежего вида натирают подсолнечным маслом.
Из несвежих продуктов делают и нарезки: сырные и мясные. Ухищрений, на которые идут недобросовестные владельцы торговых сетей, масса.
- В прошлом году я работала в супермаркете, в гастрономии. Многого насмотрелась, такого, что волосы дыбом, - поделилась с "КП" киевлянка Татьяна (девушка попросила не называть фамилию, так как открыто говорить об увиденном она боится до сих пор). - Я никогда больше не куплю нарезку в фасованной якобы недавно подложке. Нарезанной колбасе срок годности всего трое суток, сыру - и вовсе двое. А мы нарезанную колбасу перекладывали, перефасовывали, переделывали стикеры, продлевая сроки порой на неделю, пока уже не становилось видно, что товар несвежий. И делали это, чтобы нас не уволили.
Помню, очень возмутил один случай. Привезли мне тележку с большой партией колбасы. И сказали, что дан приказ начальства - перефасовать заново новым числом. Увидев, когда "сдохла" эта колбаса, я была в шоке - срок годности вышел месяц назад! А ее еще и нарезать заставили! Скрепя сердце, нарезала, стала выкладывать на полку, подходит молодая пара, обсуждают: "Давай ребенку этой возьмем. Дорогая. Наверное, вкусная, из мяса". Я просто подошла и тихо сказала: "Эту не берите". А когда представила, что ребенок мог отравиться, решила уволиться. И когда уходила, руководство ясно дало понять: буду много болтать, они сделают так, что меня ни в одну торговую сеть больше не возьмут и сделают мою жизнь адом.
Вывод: если уж рискнули покупать нарезку, посоветуйтесь с продавцом. Если это нормальный человек, то он подскажет, чего брать точно не нужно…
Чем меньше магазин, тем выше риск отравиться
По словам продавцов, с которыми мы общались, существует закономерность: чем меньше магазин, тем чаще в нем можно встретить всякие продуктовые зверства. Мелкие торговцы не брезгуют ничем: ни переклейкой стикеров, ни использованием подпорченных продуктов в кулинарии. В супермаркетах же с большими товарооборотами продукты зачастую просто не успевают портиться - их быстро раскупают. Хотя и в этом правиле есть печальное исключение. Вспомнить хотя бы нашумевший случай с курами-"гниль" на Оболони, когда полсотни людей отравились мясом, купленным в одной из крупнейших в Украине торговых сетей. Как выяснилось, на гриль отправили кур, которых неправильно хранили. В итоге заведующая производством супермаркета получила условный срок.
Вывод: выбирайте крупные торговые сети, но и здесь не теряйте бдительности.
Настоящий экшн, или пара слов об акциях
В большинстве случаев после окончания срока реализации продукты отгружают назад поставщику. При этом в договоре о поставке сразу учитывается процент порчи товара, за который собственники магазинов не платят. По данным управления внутренней торговли, большинство торговых сетей столицы отправляют отходы животного происхождения на ГП "Сквирский утильзавод", где полностью испорченные продукты сжигают. А то, что можно переработать, перерабатывают. Так, из рыбы делают рыбную муку, а из мяса - мясокостную. Их потом продают как корм скоту.
Но также часто на заднем дворике супермаркетов можно увидеть, как пропавшие продукты сгружают прямо в мусорные баки. Причем иногда мелкие магазины оккупируют контейнеры близлежащих домов, жильцы которых платят за вывоз мусора.
Иногда супермаркеты не дожидаются, когда товар совсем покроется плесенью. Продукты, срок годности которых истекает через несколько дней, изымают. И тут начинается настоящий экшн, то есть устраивают акции. Например, продают своим же работникам со скидкой до 50%. В некоторых крупных супермаркетах, таких как "Сільпо" и "Ашан", продукты с заканчивающимся сроком реализации продают с уценкой. А в "Новусе", к примеру, можно увидеть отдельно стоящие мини-палеты с товарами на исходе просроченности. Естественно, все намного дешевле, поэтому за бабушками можно не успеть купить продукты вполцены.
Собственники же торговых сетей уверяют, что просроченный товар на полках - это исключительно результат невнимательности продавцов, а не сознательное желание великих боссов пичкать вас отходами. Чтобы бороться с этим, супермаркеты придумывают все новые идеи. Так, в дарницком "Перекрестке" мы нашли объявления, в которых покупателям обещают, что если они помогут выявить в торговом зале просроченный товар и принесут его на кассу, то получат такой же продукт бесплатно, причем свежий.
К харчам собачьим
Некоторые торговые сети и производители заключают договора с приютами для животных или организациями, которые содержат сторожевых псов, на поставку им товаров, не пригодных для людей.
Так, у КП "Приют для животных" (Бородянка) есть договоренность с двумя поставщиками продукции, срок реализации которых заканчивается. Оформляется акт приема-передачи, и подкормку животные получают бесплатно. В основном это мясомолочные продукты и хлебобулочные изделия. В приюте продукты проходят термическую обработку, их добавляют к основным блюдам, которые каждый день варят собакам в специальных котлах.
Некоторые сети супермаркетов отправляют просрочку на корм сторожевым псам в свои собственные подсобные или подшефные хозяйства.
Также собакам приютов достается мясо с киевских рынков. Ежедневно лаборатории санитарно-ветеринарной экспертизы берут на пробу мясо с каждой привезенной на рынок туши. После проверки на сальмонеллез и прочих паразитов пробы-конфискаты варят и отгружают туда, где содержатся собаки.
Так что смело можно сказать: в нашей стране ничто не пропадает зря.
Кстати
Производители обычно перестраховываются, указывая сроки годности продуктов. Так, читая "годен до" можно накинуть еще 3-5 дней.
Но вот если на упаковке указано "употребить до" - то эта дата окончательная, потом продукт лучше не употреблять в пищу.
Чем опасна просрочка?
О том, какую опасность несут продукты с истекшим сроком годности, мы поинтересовались у экспертов Гослаборатории санитарно-ветеринарной экспертизы, которая ежедневно проверяет качество продуктов на киевских рынках.
- Отравление просроченными продуктами это не всегда инфекционные заболевания. Тут важно качество товара, - рассказал "КП" начальник Гослаборатории Евгений Джужа. - Качественный продукт с истекшим сроком годности не может вызвать ничего страшнее диареи. Но вполне возможно, что все обойдется. Это все зависит от сопротивляемости организма. Особо восприимчивая микрофлора желудка у детей - для них несвежие продукты действительно опасны.
Различные инфекционные заболевания, такие как ботулизм или сальмонеллез, не связаны со сроком годности. Наличие опасных возбудителей в молоке, мясе и рыбе зависит от того, как и в каких условиях производился этот продукт, а потом транспортировался и хранился - сначала на складе, потом в магазине, а затем в вашем холодильнике.
Можно ли пить сок из открытого пакета через сутки?
Вас не удивляло, что на соках часто пишут: "Открытый пакет хранить не более суток"? Но ведь и через неделю сок, стоявший в холодильнике, вполне пригодный к употреблению. Как объяснили эксперты Гослаборатории санветэкспертизы, таким образом производители перестраховываются, ведь они не знают, рядом с чем будет храниться в холодильнике этот сок. Быть может, в него воздушно-капельным путем попадут вредные возбудители из лежащего рядом мяса.
- Информация о материале
В отличие от великого мыслителя древности, современный человек не столь философски относится к приобретению новых вещей: одежды, предметов быта, модных гаджетов. Разумеется, мы сами в этом практически «не виноваты». Целые орды маркетологов, пиарщиков и идеологов годами работают на то, чтобы вам и мне постоянно чего-то хотелось, чего-то не хватало и жизнь была бы не мила без покупки… ну, к примеру, нового смартфона.
И если до открытия своего IT-проекта RevolverLab я просто принимал такое положение вещей как данность, то контактируя ежедневно с огромным количеством информации о гаджетах, захотел выяснить, как именно подходить к этой проблеме. Зачем они делают это – понятно. Но вот как?
Зная ответ на этот вопрос, вы сможете ограничить количество своих постоянных расходов и приобретать лишь те товары, которые действительно необходимы и интересны, а не то, что навязывают производители.
Итак, поговорим о покупке смартфона.
Представьте, что вы входите в любой салон цифровой техники.
Что происходит дальше?
Психология покупки
С вами обращаются как с желанным гостем. Вежливые и коммуникабельные юноши или девушки интересуются вашими предпочтениями, оказывают вам внимание, проводят к нужной витрине, отпирают ее ключом и тут же протягивают вам в руки привлекательный смартфон. Казалось бы, в этом нет ничего особенного, но такое отношение к клиенту, согласно основным законам продаж, буквально с порога мотивирует на покупку. Особенно если вы зашли в магазин, имея на руках нужную сумму денег, и планировали сделать приобретение в этот день. С вероятностью в 57% вы купите этот телефон здесь и сейчас и не дойдете до следующего магазина, чтобы сравнить цену по нескольким причинам:
- вы уже держите его в руках, то есть воспринимаете как свою собственность.
В такой ситуации отдать гаджет обратно и отказаться от него невообразимо сложно, даже мужчинам, не знакомым с муками девушек, которые лишь примеряют, но не покупают красивые платья.
- продавцы-консультанты обходительны, внимательны и, наверняка, попытались наладить личный контакт.
Таким образом, отказываясь приобрести смартфон, вы неминуемо почувствуете укол совести: этот милый человек потратил на вас столько времени, он или она очень искренне пытались вам помочь. Отложить в сторону устройство, если оно вам просто не понравилось, ужасно сложно.
- если же вы в силах подавить чувство вины и все же способны сопротивляться, в ход идут более серьезные уловки:
«Только до 10-го числа этого месяца! Только в магазинах сети «Ц…С» эксклюзивная скидка в 15% на модель «YYY». Торопитесь!».
Или:
«Купите телефон сегодня и вы сможете приобрести беспроводную гарнитуру\\ карту памяти на 64 Гб\\ оригинальный чехол по акционной цене».
Даже если до этого вы не собирались обзаводиться новой гарнитурой или картой памяти, такое «выгодное» предложение заставит поколебаться. Ведь «распродажа — это вещи, которые вам не нужны, за цену, перед которой вы не смогли устоять». И вот вам уже кажется, что вы делаете действительно выгодное финансовое вложение. И вы с гордостью и чувством выполненного долга несете на кассу новенький телефон, ту самую карту памяти, которая продавалась по акционной цене и беспроводную гарнитуру, только потому что именно она (а вовсе не та, что вы купили месяц назад) наиболее качественно способна воспроизводить звук высочайшего качества.
Знакомая ситуация, не правда ли?
А еще есть скидки на сервисное обслуживание после покупки, бонусы на приобретение контракта или мобильного интернета и масса «плюшек», на которые мы, покупатели, «введемся» так же охотно, как ослик на морковку.
Магазинам чрезвычайно выгодно продавать вам не только одно мобильное устройство, но и несколько «сопутствующих» аксессуаров, потому что это чистая прибыль: наценка на те же наушники, чехлы, карты памяти, подвески на телефон и прочие статусные мелочи может достигать 500%. Но, находясь в эйфории от предстоящей сделки, вы этого не замечаете: шоппинг не зря так часто сравнивают с сексом. Оба процесса гарантируют мощный выброс эндорфинов и вы чувствуете себя счастливым.
Еще великая Мерлин Монро сформулировала постулат, потрясающий своей актуальностью: «Не в деньгах счастье, а в покупках». А спустя пару дней «чары» развеиваются, вы осознаете, что из-за слишком удачной покупки придется занимать несколько сотен «до зарплаты». И в этот момент приходит разочарование, которое проще всего заполнить очередной спонтанной покупкой…
Вами манипулировали и это им удалось.
Но пусть это будет последний раз. Чуть ниже вы найдете несколько действенных советов, как удержать большую часть собственных денег при себе и не покупать ненужные вещи. А пока…
Вопрос стоит … ценой
Как вы думаете, из чего складывается та часто несуразно огромная цифра, которая красуется на ценниках смартфонов-флагманов и прочих столь нужных устройств? Думаете, этим компания-производитель всего лишь компенсирует затраты на детали, доставку и прочие необходимые расходы? Это не совсем так.
Разумеется, в стоимость включены производственные расходы. А также цена доставки устройства на склад магазина. Плюс расходы на аренду магазина, заработную плату и униформу его сотрудникам, рабочее авто директору и хозяину, десятки других наценок. С этой точки зрения интернет-магазины, лишенные реальных офисов, часто предлагают более выгодные условия покупки. Но там вы не можете «потрогать» товар. К тому же, в последнее время крупные салоны предлагают особую «фишку»: продают товары в реальных магазинах по той же цене, что и в «виртуальных». Кажется, вы не теряете абсолютно ничего.
Но ценообразование статусных вещей выглядит несколько иначе. Оно действительно состоит из всех мелочей, но помимо этого мы платим немалую сумму за собственную мечту.
Рассмотрим ситуацию на ярком примере. Сразу же после презентации новый флагман попадает лишь в несколько магазинов. Его цена огромна, но именно в этот момент и будет совершено много покупок. Почему? Да потому что иметь новый телефон через неделю после его релиза – это роскошно, это свидетельствует о вашем успехе, о том, что вы в курсе последних новинок и можете их себе позволить. Сейчас такой телефон есть только у вас «и у Мадонны». Согласитесь, это приятно. Но уже через месяц цена на любой флагман падает минимум на 20%. А еще через некоторое время может даже снизиться вдвое. И вот, вы, обуздав собственный максимализм, покупаете все тот же отличный смартфон, но уже с более адекватным ценником. В чем секрет?
Все в той же психологии. Приставки «Эксклюзив», «Новинка», «Ограниченный тираж» или «Limited Edition» действуют на нас завораживающе. Приобретая нечто подобное, вы ощущаете себя причастным к кругу избранных, вы возноситесь на своеобразный «Олимп». Но это лишь эмоции.
Через месяц этот же телефон станут продавать дешевле. Его характеристики и внешний вид никак не изменятся. И вы не будете ничем отличаться от того, кто купил его по предзаказу сразу же, после презентации. Так есть ли смысл переплачивать? Решайте сами.
Вредные советы
Чтобы не стать жертвой манипуляций и сберечь свои финансы, достаточно придерживаться нескольких правил, чрезвычайно вредных, с точки зрения владельцев магазинов:
1. Сравнивайте цены на один и тот же товар в разных источниках и анализируйте их.
Критическое мышление – залог удачного приобретения, поэтому потратьте несколько минут на то, чтоб ознакомиться со стоимостью желанного устройства в нескольких интернет-магазинах, а затем и в нескольких реальных салонах. Есть и более приемлемая альтернатива: самостоятельно найти обзор нужного вам гаджета в интернете. Благо качественных ресурсов, которые активно освещают все новости о современных гаджетах, сегодня предостаточно. К примеру, те же http://www.mobile-review.com, http://www.3dnews.ru/ и, я уверен, http://revolverlab.com отлично справляются с поставленной задачей. Так вы не переплатите.
Для примера: если вам предоставляют на выбор два схожих по характеристикам телефона, один из которых стоит $400, а второй $600, с большой вероятностью вы купите первый. Если же модельный ряд будет чуточку расширен еще одной моделью, но уже с ценником в $800? Статистические данные настаивают, что в этом случае вы скорее купите смартфон за $600, так как эта цена покажется вам средней.
Поэтому не торопитесь делать покупку в первом же магазине, в который зашли.
2. Не покупайте «горячие» новинки в первые недели.
Соблазн купить самый новый, самый современный и супермощный смартфон сразу же после его презентации велик.
Красивые фото манят, описание невероятных характеристик заставляет сердце биться быстрее и вот вы уже у двери магазина и готовы прямо сейчас купить новый телефон. Он, как вкусный и пышный пирожок, который только что достали из духовки и выложили на прилавок: даже если вы до этого не хотели есть, рот моментально наполняется слюной и пройти мимо уже невозможно.
Но горячее есть вредно, а «горячие» гаджеты покупать нецелесообразно. Глубоко вдохните три раза и проходите мимо. Вы сможете купить этот же гаджет уже через пару недель, но гораздо дешевле.
3. Приходите в магазин без денег.
Если вы не покупаете товары в интернет-магазинах лишь потому что хотите их «пощупать» и осмотреть, предлагаем вам «ход конем».
Сходите в ближайший салон-магазин без наличных и кредитных карт. Осмотрите тот гаджет, который вам нравится. От души повертите его в руках, приложите к уху, проверьте со всех сторон и… верните на витрину. А затем возвращайтесь домой или в офис, и закажите этот телефон по более низкой цене в интернет-магазине. Так вы сможете удовлетворить свое любопытство и не переплачивать.
4. Учитесь говорить «нет».
Если по весомым причинам вы все же решили купить смартфон в «реале», то научитесь говорить «НЕТ». Если обходительный консультант рекомендует вам новую гарнитуру, а у вас уже есть три, или советует приобрести защитную пленку на экран, которая начнет вас раздражать уже через неделю, наберитесь смелости и скажите, что это вам не нужно. Вам нужен только телефон, и не более того. Если понадобится что-то еще, вы непременно скажете об этом. И точка. Лишний раз напоминайте себе, что этот милый человек не просто так тратит на вас свое личное время. Ему за это платят. И платят тем больше, чем больше денег вы оставите в магазине. Вы обычно занимаетесь благотворительностью? Если нет, значит не стоит начинать сейчас.
Соблюдая эти простые правила, вы сможете избежать главной проблемы современности: покупки вещей, которые вам не нужны за деньги, которых у вас нет, чтобы произвести впечатление на того, кого вы даже не знаете…
- Информация о материале
Вы зашли в кофейню, а там проходят одновременно две акции: первая предлагает дополнительно 33% кофе, вторая — скидку 33% на стандартную чашку кофе. Какая акция выгоднее?
Скорее всего, вы скажете — они одинаково выгодны. И так же скажут очень многие. Но давайте разберёмся подробнее. Допустим кофе стоит $2 за 200 мл ($1 за 100 мл). При первой акции вы получаете 266 мл за $2, т.е. платите $0,75 за 100 мл. Во второй акции вы получаете 200 мл за $1,34, т.е. платите $0,67 за 100 мл. Вторая акция получается выгоднее!
НО! Для покупателя гораздо приятнее получить что-то дополнительно за ту же цену, чем получить скидку. Поле для применения этой особенности безгранично. Вспоминаем супермаркеты: «На 10% больше зубной пасты по той же цене!», «На 25% больше хлопьев!»
Почему работают такие уловки? Во-первых, потому что покупатели часто не помнят, сколько должны стоить те или иные продукты (попробуйте точно вспомнить, сколько стоит молоко, которое вы последний раз покупали). Во-вторых, хотя люди и рассчитываются реальными деньгами, но решения принимают только на основе домыслов и догадок, которые появляются из-за незнания, как обращаться с цифрами.
Далее мы расскажем ещё о 7 трюках, которые успешно применяются в магазинах.
1. Наше восприятие зависит от цены, которую мы увидели первой
Вы зашли в магазин и увидели дизайнерскую сумку за $1000. «Штука баксов за какой-то мешок??» Вы будете невероятно возмущены. Пройдя дальше, вы видите отличные часы за $300. Это дорого! Часы могут стоить дешевле! Но вам кажется, что это вполне нормальная цена, потому что вы сравниваете её с первой увиденной вами. Таким образом, магазины могут правильно расставлять товар, чтобы направить ваши мысли в нужное русло.
2. Мы боимся крайностей
Нам не нравится чувствовать себя «беднотой», когда мы покупаем самые дешёвые продукты, однако нам и не нравится чувствовать себя обманутыми, когда мы покупаем самый дорогой продукт, а по качеству он оказывается довольно средним. Магазины используют это наше мышление против нас, чтобы продать тот товар, который нужно.
Было проведено такое исследование: на стойку в магазине выставили 2 вида пива. «Премиум» за $2,5 и пиво, помеченное ярлыком «Выгодная покупка», за $1,8. Около 80% покупателей выбрали более дорогое пиво. Затем поставили ещё один вид пива с ценником:«Супер-выгодная покупка» по цене $1,6. Теперь 80% покупателей выбрали пиво за $1,8, а остальные — за $2,5. Никто не взял самое дешёвое пиво.
На третьем этапе убрали пиво за $1,6 и поставили «Супер-премиум» за $3,4. Большинство покупателей выбрали пиво за $2,5, небольшое число покупателей — за $1,8, и только 10% выбрали самое дорогое.
3. Мы любим истории
Поставьте в магазине рядом с хлебопечкой за $279 хлебопечку за $429. Параметры их должны различаться очень незначительно. Продажи более дешёвой хлебопечки серьёзно увеличатся, хотя дорогую вряд ли кто-то купит (разве что, пара человек). Это происходит потому, что мы не ощущаем реальной ценности вещей, а так кажется, что мы покупаем очень дёшево. А потом можно говорить: «Представляешь, купил хлебопечку всего за $279! А там стояла такая же почти, но за $429! И какой дурак её купит!» Хорошая история.
4. Мы делаем то, что нам говорят
В школе был проведён эксперимент. Фрукты и салаты были выставлены на подсвеченную стойку, как конфеты или другие сладости, и этот приём заставил детей есть больше салата и фруктов. Он действует и в отношении взрослых. Опытные рестораторы составят меню таким образом, что те блюда, которые они хотят продавать чаще, будут выделены каким-либо образом или снабжены большой и яркой картинкой, чтобы привлечь ваше внимание. Так что, видите слишком яркий пункт в меню, сразу вспоминайте о том, что именно этим блюдом вас хочет в первую очередь накормить ресторан.
5. Мы совершаем необдуманные поступки под влиянием алкоголя, усталости и других факторов
Когда человек выпивает, устаёт или находится в состоянии стресса, он сильно упрощает внутренние вопросы, которыми сопровождает покупку. Это можно сравнить со знакомствами в баре. Вы видите незнакомца (незнакомку), но не думаете: «Интересно, достаточно ли он образован и обладает ли необходимыми моральными качествами, чтобы составить мне достойную партию?», вы скорее подумаете что-то вроде: «Уммм, он ничего так». Именно поэтому автоматы с водой, кофе и снэками устанавливают на выходе из огромного супермаркета. Покупатели устали, им хочется пить и есть, они хватают всё, не задумываясь о том, что это стоит неоправданно дорого. Так что вот вам совет: хотите заключить сделку, которая подразумевает некоторый риск со стороны вашего партнера, — на деловом ужине должен быть алкоголь. Ну, или поймайте партнера после очень напряженного дня.
6. Магия цифры 9
Мы все знаем эту фишку: всего за $1,99. Это тоже самое, что и $2! Мы понимаем это, но магия цифры 9 продолжает действовать, и мы берём не очень-то и нужную вещь только потому, что она манит нас скидкой. Будьте неподкупны! Не говорите самому себе — это вещь стоит чуть дороже доллара! Помните, она стоит все два!
7. Мы подвержены острому чувству справедливости
Мы не любим, когда нас обманывают, мы считаем, что к нам должны относиться справедливо. Но мы не знаем цену вещам и услугам. И мы ищем подсказки и сигналы от тех, кто эти вещи и услуги нам продаёт. Дэн Ариэли, профессор психологии и поведенческой экономики, провел простой, но очень показательный эксперимент. Он объявил, что проведет вечер поэзии для студентов. Одной группе студентов он сказал, что вечер платный, а другой — что им заплатят за то, что они придут послушать. Перед началом концерта было объявлено, что он бесплатный, т.е. и первой группе не нужно ничего платить, и второй ничего не заплатят. Студенты из первой группы с удовольствием остались: они получали что-то стоящее и при том бесплатно. Студенты второй группы практически все ушли, так как им казалось, что их насильно сюда притащили.
Какова нормальная цена для поэтического концерта, который даёт профессор психологии? Студенты этого не знали. И никто не знает. Сколько должна стоить мужская рубашка? Сколько должен стоить кофе? А страховка на машину? Да кто его знает! Люди не знают стоимость вещей, а в результате наш мозг использует то, что понимает: визуальные образы, подсказки, эмоции, сравнения, отношения… Покупатели не то чтобы не знают математику, просто она тут ни при чём.
- Информация о материале
В Украине появился новый, национальный вид спорта: «обмани ближнего». Играют в него всегда и везде. Сначала одни убеждают нас в ремонте дорог на 98%, потом другие – в необходимости революций. Но речь сегодня пойдёт о бытовых обманах. Учитывая повальную неудовлетворённость своим бытом, этот вид обмана становится наиболее массовым и популярным. То под видом «бешеной» скидки для пенсионеров бабушке продадут фильтр для воды по трёхкратной стоимости, то под видом несуществующей денежной реформы предложат обменять деньги на фантики, то обещают устроить на работу с зарплатой, как у голливудских звёзд, а героиню нашего рассказа уговорили установить металлопластиковые окна. Вернее, она так думала…
Героиня нашего рассказа (назовём её Еленой) окна менять не собиралась до тех пор, пока к ней в квартиру не позвонили обходительные представители одной известной в Украине фирмы по изготовлению окон из города на Днепре. «Они предложили мне поставить новые окна с уникальной скидкой – 20 процентов. Дескать, акция такая. А цена – невообразимо низкая из-за того, что поставка идёт прямо с завода, минуя посредников, да ещё и не поднялась, хотя очень скоро вырастет почти вдвое. В общем, уговорили. Да ещё и предоставляют рассрочку. Почти даром. Провели замеры и сообщили, что для «гарантии заказа» необходимо заплатить задаток в размере 50 гривен. Да ещё и за замеры каждого окна по 50. Я отдала требуемую сумму. А взамен получила соглашение с печатью о задатке на установку пластиковых окон, которое и подписала. В документе говорилось, в частности, что в случае отказа заказчика от заказа сумма задатка не возвращается. О сроках выполнения заказа, сказали менеджеры, мне сообщат в офисе».
На следующий день в предвкушении обещанного металлопластикового чуда Елена отправилась на фирму подписывать договор. Правда, ждать свободного менеджера пришлось почти три часа, но это являлось косвенным подтверждением популярности фирмы. «Очень много заказов, извините нас», – кающимися голосами вещали сотрудники. Когда подошла «очередь» (не удивляйтесь – сама задержка, судя по всему, была чётко спланирована, дабы утомить клиента, зацепившегося «за крючок»), Елена уже была согласна на всё, даже на договор с самим Сатаной. Как планировалось, так и случилось: договор был подписан фактически нечитанным. А кроме самого договора, в купе разнообразнейших бумажек оказалась и такая, где наша героиня (читай: жертва) согласилась, поставив подпись, с тем, что претензий к фирме-поставщику услуги не имеет и ИМЕТЬ НЕ МОЖЕТ!!!
Всей оговоренной суммы у Елены не было, потому она хотела поехать в свой банк, где у неё была открыта кредитная линия, чтобы взять кредит на недостающую сумму. Этому «оконщики» воспротивились: прямо здесь есть представители «своего» банка, где кредит можно оформить быстро и просто. Разница в условиях кредитования была невелика, и Лена согласилась. И действительно, в соседней комнатушке ютилась барышня из кредитного отдела банка, которая быстренько всё оформила и поблагодарила за сотрудничество. И только придя домой, Елена начала листать договор о вожделенном бытовом счастье. И тут оказалось, что всё не совсем так, как казалось!
Договор был о ДОСТАВКЕ окон заказчику от производителя в тридцатидневный срок! А вот монтажно-демонтажные работы выполняются некими неизвестными «подрядными организациями по своим срокам, нормам и расценкам». Хотя в разговоре с менеджерами всё выглядело несколько иначе. Насторожившись (лучше поздно, чем никогда), Лена начала обзванивать знакомых, выясняя подробности своего заказа (оно и понятно, откуда учителю сельской школы знать особенности «оконного бизнеса», хотя делать это надо было раньше). Вот тогда-то и начали проявляться нестыковки: сначала оказалось, что предусмотренный договором стеклопакет не предполагает установку в жилых помещениях, потом – что предусмотренный договором профиль известной фирмы Winbau … не производится данной фирмой! Вера в порядочность и искреннее нежелание считать себя «крайне глупым человеком» заставили Елену в тот же день обратиться в фирму-исполнитель с просьбой показать сертификаты, договор с заводом, увидеть готовые окна. В ответ она получила только оскорбления, угрозы и была выставлена за дверь.
Договор подписан. Прав нет. Иной бы опустил руки и, кляня себя за неосторожность, постарался бы поскорее забыть об этом, оправдывая себя старой поговоркой «за ошибки надо платить». Но не такой оказалась наша героиня. Да и сумма в более чем четыре тысячи гривен (за два окна!) для сельского учителя весьма значительна. Пошла она в милицию, где получила справедливый ответ: «Вы подписывали сами, без давления? Нет состава преступления!» Обратилась Елена в областную организацию защиты прав потребителей (само название обязывает!), по совету сотрудников этой организации отправилась в оконную фирму с письмом о прекращении действия договора. И, к своему вящему удивлению, обнаружила, что не одинока в своих претензиях! Возле дверей плутоватой фирмы повстречала она женщину, которой привезли металлопластиковые окна, бывшие в употреблении (естественно, под видом новых!), и таких же горемык, позарившихся на «уникальную скидку».
Увидев всё это, Лена поверила в свои права и начала действовать: заставила зарегистрировать заявление о расторжении договора в оконной фирме. Написала письмо на завод-изготовитель оконного профиля, на завод-изготовитель окон отослала телеграмму с требованием остановить изготовление заказа, отправилась в банк-кредитор с письмом об отказе от кредита. Даже Президенту Януковичу письмо написала.
Как оказалось, никакого отношения Winbau (указанный как производитель профиля) к данному заказу не имеет, поскольку никогда не сотрудничал с днепропетровской фирмой, местные представители которой подписали договор с Еленой. Далее – веселее! Днепропетровская фирма… не имеет своего постоянного представителя в нашем регионе! А о фирме, с которой общалась наша героиня, слышит в первый раз! Замкнутый круг? Нет, решила Лена и села за компьютер. Благо, Всемирная паутина позволяет находить контакты фактически с любой организацией в мире. И пошли письма во все перечисленные выше организации, на форумы таких же обиженных некачественными исполнителями. Например, на Winbau написала письма во все представительства, рассказав о том, как порочат честное имя уважаемой фирмы. «Я решила, – говорит Лена, – что если фирма вложила большие деньги в производство, то ей невыгодно будет, если кто-то опорочит её имя. Со мной из Winbau связались очень быстро, хотели узнать, какой именно профиль мне обещали установить. И оказалось, что нет такого профиля в их продукции! Я не знаю, что подействовало больше всего, но мне позвонили из злополучной фирмы и предложили вернуть деньги. Полностью!»
Вот такой счастливый конец у этой истории. А возможен он стал только благодаря активной борьбе пострадавшей с произволом местных «дельцов» от оконного бизнеса. Хотя и эта борьба могла не понадобиться, если бы просто вовремя и внимательно был прочитан договор. А самым примечательным во всей этой истории можно считать слова представителя банка-кредитора, сказанные конфиденциально Лене после погашения кредита на злополучные окна: «Мы вам, конечно, сочувствуем, не вы одна отказались от кредита для этой фирмы. Но, если мы уйдём от них, наше место займут конкуренты. А они нам много заёмщиков поставляют»…
- Информация о материале
Скимминг – один из наиболее популярных способов мошенничества с кредитными картами и воровства персональных данных. По данным ФБР только в Соединенных Штатах скимминг обходится честным держателям платежных карт в $8,5 млрд. Но если раньше суть мошенничества сосредотачивалась вокруг банкоматов, то теперь хакеры приняли на вооружение бесконтактные способы воровства — дистанционные, негласные и неотвратимые.
Старая добрая накладка на банкомат
Много ли пользователей знают, как должен выглядеть «нормальный» банкомат? Если вы увидите, что банкомат, которым вы часто пользуетесь, поменялся или как-то внешне изменился, придадите ли вы этому серьезное значение? Этим и пользуются мошенники, эксплуатирующие один из самых старых и популярных способов выуживания данных о платежных картах. Считывающая накладка выглядит как «родная» часть банкомата, позволяет получить наличность, отдает карточку владельцу, но параллельно копирует её и отправляет копию данных «хозяевам».
Считыватель под одеждой официанта
Вы передаете свою платежную карточку официанту в ресторане для оплаты счета. На пути к «официальному» POS-терминалу ресторана официант-мошенник проводит вашей карточкой сквозь портативный надеваемый считыватель. Затем он проводит официальную оплату счета и выдает вам чек из POS-терминала, усыпляя тем самым вашу бдительность. Но к тому моменту, когда вы будете выходить из ресторана, цифровой дубликат вашей карточки уже будет загружен в подпольный «процессинговый центр», где у хакеров есть обширный выбор дальнейших действий. К примеру, можно отпечатать дубликат «пластика», неотличимый от настоящего, перепродать ваши личные данные или потратить средства на всевозможные онлайн-платежи, отследить которые крайне затруднительно.
Ваши данные крадет смартфон
Иногда технологии проявляют свою темную сторону — облегчая жизнь не только пользователям, но и хакерам. Особенно если новая технология достаточно «сыра», и её безопасность еще не отработана должным образом. Тут можно вспомнить ранние модели «умных чехлов» для смартфонов со считывателем платежных карт под управлением javascript. К примеру, у курьера службы доставки на смартфоне к которому подключен официальный считыватель карт, также установлена специальная прошивка и «правильные» приложения, создающее несанкционированную копию данных карточки в момент официальной оплаты. Если злоумышленники настроили все корректно, «правильное» приложение мгновенно отправляет цифровой слепок карты на хакерский сервер, а дальше — как в сценарии с официантом.
Подумай дважды перед тем, как нажать дважды
Есть и менее мудреные способы. К примеру, тот же курьер-злоумышленник с мобильным POS-терминалом и более простым приложением. За первый проход карточки информация успешно считывается и сохраняется, но на экран терминала выдается отвлекающее сообщение в духе «ошибка чтения карты» или «ошибка связи с банком». Покупатель в большинстве случаев сам попросит попробовать еще раз. И — о, чудо — второй раз платеж проходит, через официальный процессинг, с выдачей чека. Но информация с карточки к тому времени уже в руках мошенников. Курьер уходит с дежурной улыбкой на устах, а покупатель даже не догадывается о том, что в действительности произошло.
Бесконтактный грабеж
Наиболее новый и изощренный способ основан на использовании телефона с возможностями NFC и особого приложения, имитирующего платежный терминал. Суть действия способа очень наглядно продемонстрировали канадские журналисты из CBC. Особая угроза этого способа мошенничества заключается в том, что жертва практически беззащитна. Если в предыдущих способах в ходе расследования жертва может показать следователю о том, что в такое-то время приходил курьер с POS-терминалом, который не сработал с первого раза, то в данном случае локализовать мошеннические действия практически нереально.
Мы обратились в компанию Visa с просьбой пояснить механизм такого мошенничества и порекомендовать способы защиты от него, но комментария так и не дождались.
Как уберечься:
- Перед тем как воспользоваться карточкой в незнакомом месте осмотритесь вокруг и убедитесь что никто не «дышит вам в затылок» а вы сами не являетесь объектом пристального внимания со стороны посторонних.
- Никогда не позволяйте, чтобы карточкой проводили через POS-терминал вне вашего поля зрения. Не отдавайте карточку для оплаты официанту. Требуйте, чтобы терминал принесли к вам, или сами сходите к нему.
- Во время ввода PIN-кода прикрывайте клавиатуру ладонью — этот, казалось бы, примитивный способ убережет вас от шпионских камер.
- Подумайте о приобретении экранированного чехла для платежный карт, который предотвращает любое бесконтактное считывание. Да, это дополнительные затраты и дополнительное неудобство, но оно может однажды спасти ваши сбережения.
- Информация о материале
«Деньги без справки о доходах, без залога, оформляем в течение 15 минут» -- объявление такого содержания можно увидеть на каждом шагу. Привлекательное предложение быстро получить ссуду, не оставляя в залог свое имущество и без груды официальных справок, соблазняет многих. Особенно, если человек попал в затруднительное положение.
Кто-то заболел в семье, кто-то за границу собрался, а кому-то просто нужны деньги, чтобы взятки даты какому-то чиновнику. Зарплата по обыкновению в конвертах, итак банк кредита не даст. Вот и становятся в приключении подобные объявления. И те, кто их дает, чудесно об этом знают. Но такие привлекательные предложения часто окажутся банальным "выкачиванием" денег из человека, который очень нуждается в них.
«Я хотел приобрести однокомнатную квартиру для дочери, которая вышла замуж, -- рассказывает свою историю господин Григорий из Прикарпатья. -- Наткнулся на объявление. Созвонился с представителем в Ивано-Франковске. Сотрудница заверила, что 150 тысяч гривен я получу на следующий же день после подписания договора. Даже счет в банке для этого специально открыл. Она сказала, что прежде всего надо уплатить страховую сумму -- 5400 гривен. Немного посомневавшись, все-таки пошел в банк и внес эту сумму на указанный счет. В тот же день вернулся с квитанцией об уплате и уже, укладывая договор, вдруг узнал, что имею дело не с банковским учреждением...»
Стоп! Как же так? А все просто. Вы внимательно читаете такие объявления? А то, что написано мелким шрифтом? Так, прописными буквами набранные слова "ДЕНЬГИ" и "КРЕДИТ". Но над словом "КРЕДИТ" меленьким шрифтом написано "лучше, чем". То есть нужно читать: "Лучше, чем кредит". А сбоку также мелким шрифтом "договор администрирования".
Все правильно, кредиты имеет право выдавать банк с соответствующей лицензией и ответственностью. Нет, ничего незаконного в деятельности и этих организаций, на первый взгляд, также нет. Но, как говорят, дьявол прячется в деталях. Ведь, после того, как клиент уплатил так называемый страховой взнос, с крючка он уже вряд ли сорвется. Согласитесь, 5400 гривен -- сумма будто бы стоит того, чтобы попробовать продолжить игру.
Впрочем, внимательное прочтение документов, которые вам предоставят на подпись, удостоверяет, что деньги, которые вам предлагают уплатить как «страховой платеж», -- это на самом деле не «страховой платеж», а самая обычная оплата, добровольно осуществленная вами за... консультационные услуги. Люди также ставят свою подпись и на соответствующем документе под названием «Акт о предоставленных услугах», а это означает, что по меньшей мере эти деньги («страховой платеж») они потеряют бесповоротно.
Соответствующий договор о предоставлении таких консультационных и разъяснительных услуг господин Григорий и заключил 17 января с неким частным предприятием "Арх Буд Экспертиза" с юридическим адресом в Харькове. Далее дело доходит до составления еще одного договора -- так называемого договора администрирования.
Тогда же, 17 января 2013 года наш герой заключает договор с аналогичным номером с предприятием, которое тоже называется "Архбудекспертиза". Но уже не ЧП, а ООО. То есть человек на самом деле, даже не подозревая этого, имеет дело с двумя абсолютно разными предприятиями. Так вот, по этому второму договору человек поручает от его имени и за его счет совершить «определенные действия, направленные на предоставления беспроцентного займа на условиях деятельности Программы "Б.А.Н.К. Платинум».
Согласно настоящему договору, человек обязуется не позднее 15 числа ежемесячно платить «общий платеж», в который входят: «...платеж в Фонд Участников, за счет которого Общество предоставляет соответствующие суммы в беспроцентный заем, и платеж за Юридическое сопровождение по Программе "Б.А.Н.К. Платинум».
Согласно приложению 1 к договору, платеж в фонд -- 833 гривны, юрсопровождение -- 630 гривен. И так ежемесячно! То есть, человек обратился, чтобы получить кредит, деньги, а вместо того подписал договор, которым обязался сам платить деньги!
Кстати, для тех, кто думает, якобы в случае получения займы не надо будет имущество закладывать, в договоре четко указано, что участник обязуется заключить с обществом договор залоги (ипотеки) имущества и/или договор поруки и подписать другие необходимые документы с целью обеспечения выполнения своих платежных обязательств.
Кстати, слово «Б.А.Н.К» -- это лишь словесный фокус, к банку упомянутая организация не имеет никакого отношения. Присмотритесь, между буквами -- точки, то есть, это не слово "банк", а буква "б", точка, буква "а", точка и т.д.
Вот что рассказывает господин Григорий, который после подписания этого второго договора ждал, что со дня на день получит кредит: «Звоню ежедневно этой госпоже Оле (представитель фирмы, -- Ред.) и ежедневно слышу одно и то же: «Ваш договор еще не активирован, когда активируют, вам придет СМС».
Под активацией следует понимать сообщение о том, что договор зарегистрирован в центральном офисе. Не дождавшись вожделенных СМС и кредита, возмущенный мужчина решает расторгнуть договор. А в статье 8 приложения №2 к договору с ООО "Архбудекспертиза" указано, что для его расторжения в одностороннем порядке до момента его регистрации надо прислать письменное заявление о намерении расторгнуть договор с просьбой возвратить уплаченный вступительный платеж. Документы нужно прислать заказным письмом или курьером, и они должны быть зарегистрированы в центральном офисе. В приложении указано, и когда наступает момент регистрации договора – «в день поступления на счет общества вступительного платежа».
Помните? Представитель фирмы требовала уплатить этот платеж еще до подписания договора. Заплатил -- значит, зарегистрировали. И все, до свидания, никаких расторжений в одностороннем порядке и возвращений вступительного платежа. Это указано в статье 8 приложению. В частности, если захотел расторгнуть соглашение после регистрации -- вступительный платеж не возвращают, а если общество захотело расторгнуть договор из-за того, что не платишь общий платеж, -- вступительный и платеж за юридическое обслуживание не возвращают.
Итак, заявил наш герой представителю о намерении расторгнуть договор, собрал документы и отослал в Харьков. И в тот же день получил СМС о том, что его договор зарегистрирован. А еще спустя некоторое время - СМС о том, что договор расторгнут на основании письма. Однако по поводу возврата 5400 гривен представитель направила в центральный офис. Там, узнав, чего хочет мужчина, просто перестали отвечать на его звонки.
А если клиент захотел через суд доказать что-то?
Судиться с ООО «Архбудекспертиза», чтобы оно возвратило платеж? Предъявляет квитанцию? А ему: "Какой платеж? И ты же платил ЧП «Арх Буд Экспертиза», вон и печать их. Претензия не к нам, мы ООО». Привлекает к суду ЧП, а ему: «Вот договор об информационных, консультационных и разъяснительных услугах, вот акт выполненных работ и твоя подпись на нем. Все честно».
А если бы шел дальше, получил бы, в конце концов, мужчина ссуду? Очень сомнительно!
В приложении №2 расписаны условия Программы «Б.А.Н.К. Платинум». Именно там и указано, что «Б.А.Н.К. Платинум» – это программа, которая базируется на привлечении участников, цель которых -- получение беспроцентного займа. Фонд участников -- это сумма платежей, уплаченных участниками, которые тратятся в их пользу и находятся на специальном счету общества. А решение о том, предоставят вам заем или нет, принимают на «Мероприятии по распределению Фонда Участников». В статье 3 приложению клиента сразу предупреждают:
«В случае несвоевременной уплаты Общего платежа Участник теряет право участия в Мероприятии по распределению Фонда Участников». А платить те общие платежи участник должен к моменту «окончательного проведения расчетов с Обществом». Когда же этот замечательный момент настанет -- не указано.
А теперь посмотрим, как происходит «Мероприятие по распределению Фонда Участников». А происходит он таким образом, что преимущество в получении займа имеют те, кто уплатил самое большое количество общих платежей. Если таких двое, то преимущество у того, кто раньше заключил договор. Причем ни слова о том, известно ли участникам мероприятия, сколько платежей есть у других. Если просто, то деньгами «скидываются все», а заем получают немногие. То есть, перспектива вносить в фонд деньги до тех пор, пока не насобирается сумма займа, который вы хотели получить, или пока терпение не прервется, вырисовывается вполне реально. Так сказать, складировал не дома в чулок, а в фонд. Все бы ничего, однако же своему чулку вы не платите 5400 гривен вступительного платежа и ежемесячно за «юридическое сопровождение» 630 гривен. А те 630 гривен -- это 76% от 833 гривен -- ежемесячного платежа в фонд участников.
Если выполнять безоговорочно такой договор, по которому вы имеете получить, например, 100 тысяч гривен кредита, то за это вам придется авансом заплатить... 176 тысяч гривен. А получите ли назад хотя бы сто тысяч?
Получите, если найдете тех, кто вам их даст.
А вы говорите, беспроцентная ссуда.
- Информация о материале
Страница 99 из 186
