Ликбез
Газированная вода с сахаром, спортивные и фруктовые напитки, скорее всего, имеют отношение к 180 тыс. смертей по всему миру ежегодно, считают специалисты Американской кардиологической ассоциации. Соответствующее заявление сделано наконференцииEpidemiology and Prevention/Nutrition, Physical Activity and Metabolism 2013.
Сладкие прохладительные напитки потребляются по всему миру. Они виновны в избыточном весе, который, как все помнят, повышает риск развития диабета, сердечно-сосудистых заболеваний и некоторых видов рака. Проанализировав данные, собранные во время исследования Global Burden of Diseases Study 2010, специалисты пришли к выводу, что в 2010 году газировка была повинна в 133 тыс. смертей от диабета, 44 тыс. — от сердечно-сосудистых хворей и 6 тыс. — от рака. 78% этих летальных случаев, происшедших из-за чрезмерного потребления напитков с сахаром, было зарегистрировано в странах с низким и средним уровнем дохода.
Учёные также выяснили уровень потребления сладких газированных напитков по всему миру в зависимости от пола и возраста, влияние газировки на ожирение и диабет и связь со смертями, вызванными ожирением и диабетом. Из девяти регионов мира в Латинской Америке и странах Карибского бассейна в 2010 году было больше всего (38 тыс.) диабетических смертей, имевших отношение к поглощению подслащённых сахаром напитков. В Восточной и Центральной Евразии зафиксировано наибольшее количество (11 тыс.) сердечно-сосудистых смертей, спровоцированных газировкой.
Среди 15 наиболее густонаселённых стран мира Мексика (одно из государств с самым высоким уровнем потребления сладких газированных напитков на душу населения) имеет максимальный показатель смертности из-за шипучки: 318 смертей на миллион совершеннолетних. В Японии, где к сладким газированным напиткам относятся с минимальным пиететом, минимален и показатель смертности: 10 смертей на миллион граждан.
- Информация о материале
Электронная коммерция не только создает всевозможные удобства для продавцов и покупателей, но и открывает огромные возможности для мошенников. Особенно в тех случаях, когда цена вопроса составляет не несколько тысяч, а несколько сот тысяч гривен.
В уголовном деле, о котором пойдет речь, сумма гражданского иска составила 497 тыс. грн. Несмотря на то, что окончательная точка в нем еще не поставлена, и оно направлено на повторное рассмотрение, мы считаем нужным поведать читателю об этой истории, используя для удобства вымышленные имена и названия предприятий. Быть может, это предостережет от неприятных ошибок многих бизнесменов.
Мошенника «проморгали» неосмотрительные секретари
В 2010 г. одна из крупных киевских фирм «Домотерм» (все имена и названия изменены), занимающаяся продажей бытовой техники, заключила контракт с чешским заводом «Мора Моравия» на покупку 270 газовых плит Gorenje. Перечислила на его счет 43 тыс. евро, что было идентично в ту пору полумиллиону гривен. Оставалась мелочь – забрать товар и доставить его в Киев. Для этого у «Домотерма» давно был заключен договор о предоставлении экспедиторских услуг по международным транспортным перевозкам с фирмой «Легион». Согласно условиям этого договора, последняя разместила заявку в свободное пользование абонентов одного информационного транспортного портала. Этот сайт придуман специального для того, чтобы многотонные грузовики не гоняли порожняком по Европе, а разгрузившись в одном месте, тут же брали на борт следующий груз.
И вот на этом этапе в игру вступили мошенники. Судить о масштабах деятельности этой преступной организации сложно, поскольку правоохранительными органами были изобличены только двое из ее членов, которые и предстали перед судом. Остальные, к сожалению, пока числятся в категории неустановленных следствием лиц. Один из таких «неустановленных», отлично владеющий как минимум тремя языками, откликнулся на заявку. Представившись коммерческим директором польской фирмы-перевозчика, он объяснил, что одна из его фур как раз поедет с грузом из польской Бельско-Бялы в чешский Оломоуц, а поскольку оттуда до завода «Мора Моравия» рукой подать, водителю будет вовсе не в тягость загрузиться там плитами и двинуть с ними на Киев. Поскольку цена, запрошенная за транспортные услуги, оказалась вполне приемлемой, киевляне охотно согласились заключить контракт.
И тут фирма «Домотерм» допустила непростительную ошибку. Ее люди проверили, что такая фирма действительно находится в Польше, имеет необходимую лицензию и положительную репутацию, а ее коммерческим директором действительно является человек с таким именем. Однако они не убедились, что это именно тот человек, который им звонил и с ними договаривался. Из приговора суда трудно понять, кто в данной ситуации оказался больше виноват: то ли неосмотрительные секретари, то ли нерадивые сотрудники службы безопасности – в конце концов, установление этого факта не входило в задачу судебных органов. Но случилось так, что мошеннику через интернет передали все данные о грузе, имея которые, его сообщники могли получить на заводе предназначенный для отправки товар.
Было еще одно препятствие, которое, впрочем, оказалось для жуликов легко устранимым. Дело в том, что киевская фирма, заключив контракт с чешским заводом, специально оговорила пункт, согласно которому продавец должен отгрузить товар только тому автоперевозчику, на которого укажет покупатель. Во исполнение этого пункта из Киева в Чехию вскоре пришло (тоже посредством электронной почты) сообщение о том, что плиты должна забрать машина из Бельско-Бялы. Поэтому аферист, представившись вымышленным именем, связался с этой самой польской фирмой и, не скупясь на гонорар, зафрахтовал ее фуру вместе с водителем для поездки из Чехии в Киев.
Водителя сбили с толку переодетые самозванцы
Операция по получению товара на заводе прошла без сучка и задоринки. Выехав за ворота предприятия, водитель, не зная, что идет на поводу у мошенников, но регулярно получая от них указания по мобильному телефону, привел автомобиль с грузом в Киев. Там он, выполняя инструкции руководства своей фирмы, имел право передать товар только представителям компании «Домотерм», и никому другому. Злоумышленники, конечно, могли завладеть грузом путем разбойного нападения: заманить шофера в безлюдное место, связать, засунуть кляп в рот, завязать глаза, перегрузить плиты – и ищи ветра в поле. Но они решили действовать более тонко и подготовили «интеллигентную» группу захвата.
В Киеве водителя встретил прилично одетый мужчина, по виду типичный бизнесмен. Под его руководством фуру привели на специально подготовленный для перегрузки склад в Вишневом, где, по словам провожатого, они должны были пройти упрощенное таможенное оформление груза. В огромном складском помещении их встретил другой мужчина, одетый в форму работника Государственной таможенной службы Украины с погонами советника таможенной службы 3 ранга. Он сделал вид, что проверяет документацию, наличие пломб и товар. Водитель не заподозрил ничего неладного, ведь неподалеку тем же делом занимались две молодые женщины, и тоже в форменной одежде таможенной службы. Он даже был очень доволен тем, что украинские чиновники не маринуют его в очередях, а все шире практикуют такой сервис, как осмотр с выездом на место.
Эти манипуляции закончились тем, что самозванец поставил оттиск поддельной личной номерной печати Киевской региональной таможни, который, согласно ведомственному приказу, проставляется работниками ГТСУ на товарно-транспортном документе для завершения таможенного оформления. Одним словом, у водителя не возникло никаких сомнений в том, что он доставил товар кому положено. Он дождался, пока рабочие перегрузят газовые плиты в другие машины, получил все необходимые для обратной дороги документы и с чувством исполненного долга поехал назад в Польшу. А злоумышленники тем временем вывезли и реализовали похищенный товар, причем задолго до того, как спохватилась обманутая фирма «Домотерм».
Приговор признан мягким
Как уже говорилось, оперативно-розыскные службы, занимавшиеся раскрытием этого преступления, смогли установить и задержать только двух членов этой преступной организации – тех самых двоих мужчин, один из которых, представляясь бизнесменом, встречал фуру, а другой производил ее «таможенное оформление». Подсудимым были предъявлены обвинения по трем статьям Уголовного кодекса Украины: ст. 190 ч. 4 – мошенничество, совершенное в особо крупных размерах (от 5 до 12 лет лишения свободы); ст. 358 – подделка документов и печатей (до 5 лет) и ст. 353 – самовольное присвоение полномочий должностного лица (до 3 лет). Однако приговор Киево-Святошинского районного суда, который рассматривал это дело, оказался неожиданно мягким – обоим дали по 5 лет условно с испытательным сроком 3 года. И это несмотря на то, что действенной помощи следствию они не оказывали и попыток возместить причиненный ущерб не предпринимали.
Прокуратура, естественно обжаловала этот вердикт в Апелляционном суде Киевской области, однако последний оставил назначенные меры наказания без изменений. Тогда кассационная жалоба поступила на рассмотрение коллегии судей судебной палаты по уголовным делам Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Кассационная инстанция признала, что районный суд действительно принял слишком мягкое решение. В результате определение суда второй инстанции было отменено, и совсем недавно Апелляционный суд Киевской области отправил это дело в Киево-Святошинский суд для повторного рассмотрения.
- Информация о материале
Вы когда-нибудь покупали испорченные консервы? Или, например, обувь, которая разваливалась на второй день? Тогда вы тоже - жертва недобросовестных продавцов и производителей.
Каждый день сотни тысяч украинцев становятся покупателями некачественного товара. И лишь каждый двадцатый решает бороться за свои права и требует вернуть ему деньги за купленное изделие или продукт. И дело не в том, что украинцы не знают своих прав: большинство как минимум слышали о законе "О защите прав потребителей".
Кроме этого, права покупателей гарантирует Конституция, и еще множество различных подзаконных актов и нормативных документов. Со всем этим легко можно ознакомиться в сети или на сайтах профильных организаций. Однако украинцы не верят, что в нашем государстве легко доказать свое право потребителя.
Ценные покупки
По статистике, на возврат товара решаются только те украинцы, которые выложили за покупку немалую сумму. Например, это может быть техника, дорогая одежда и обувь, украшения...
Такие мелочи, как просроченные продукты питания, сервисные услуги, сфера обслуживания и бытовые товары, украинцы, как правило, не возвращают и возврата средств не требуют.
"Проблем с возвратом много, и это на 100% испорченное настроение, а суммы небольшие. Поэтому украинцы и не хотят связываться с такими продавцами или производителями. Максимум, что они могут сделать - больше никогда не покупать продукт такого бракодела", - считает Елена Довгая, психолог.
Этим пользуются продавцы и всячески поддерживают ту негативную атмосферу, которая сопровождает возвращение той или иной покупки. "Я пытался вернуть пароварку в Симферополе в одну из больших, очень известных торговых сетей. Она оказалась неисправна, и на следующий день после покупки я понесла ее обратно. Но мне отказали в возврате, заметив, что я пароваркой уже пользовалась. Конечно, я ее включала, иначе как бы я поняла, что она неисправна", - рассказывает Анна Бирюк, крымчанка.
Ни призыв к закону, ни угрозы написать жалобу в управление по защите прав потребителей, ни скандалы так и не заставили торговую сеть компенсировать убытки девушке. Анна Бирюк просто подарила почти 500 гривен недобросовестным торговцам.
"Я с трудом вернул монитор в один популярный интернет-магазин. На нем даже все защитные пленки были, сохранена упаковка. Я его включал всего два раза - один раз в магазине, чтобы проверить, второй раз дома, чтобы убедится, что он нормально взаимодействует с системным блоком. Но в самом магазине мне отказали в возврате средств - девушка сказала, что монитор поцарапан. Я попросил показать мне эти царапины, но в ответ она мне стала хамить. Лишь только после моей просьбы дать мне книгу жалоб, вышел старший менеджер и мне оформили возврат", - рассказал Андрей Клименко, киевлянин.
Киевлянка Анжела Кивалова долго и упорно возвращала норковую шубу. Цена вопроса - около тридцати тысяч гривен. "С шубы начал выпадать мех, я пыталась ее вернуть в магазин. Мне сказали, что надо делать экспертизу шубы, чтобы доказать, что мех выпадает. Причем магазин настаивал, чтобы такую экспертизу проводили в Одессе. Я еле добилась, чтобы проверки прошли в Киеве и там выяснилось, что шубу до меня уже кто-то носил, причем не один год! Был огромный скандал, но деньги мне в итоге вернули", - рассказала собеседница ТСН.ua.
"Продавцов элементарно штрафуют за ненормированный возврат товара. Поэтому они стараются не превышать установленный лимит, часто, чтобы клиент отстал, в ход идет все: от хамства до лжи", - рассказал кассир одного крупного магазина электроники.
Разный покупатель
Отследить все нарушения в управлениях защиты прав потребителей не в состоянии. Государственным структурам просто не хватает квалифицированных кадров. Да и юридических механизмов, чтобы привлечь нарушителя к ответственности, в них не так много.
"Многие звонят и жалуются на плохое качество купленного товара, но например, чеков о покупке они не сохранили... Или, как часто бывает: купили вещь на рынке. А как там доказать, что товар был куплен именно у этого продавца? Чеков там не выписывают", - объясняет юрист Лев Пащенко.
А общественные организации, которые тоже позиционируют себя как серьезные защитники прав потребителей, в основном существуют на гранты - получают средства, работают над каким-то одним проектом, и после его завершения исчезают.
Впрочем, бывают просто скандальные покупатели. Так, например, один из бывших сотрудников Киевского областного управления по защите прав потребителей рассказал ТСН.ua, что основными жалобщиками выступают бабушки.
"Такая категория клиентов жалуется на все: то им масло не так пахнет, то они цифру на дате изготовления не разглядели... И они очень активно требуют - приезжайте, разберитесь. Иногда звонят сумасшедшие, но это уже другая категория клиентов. Был случай, когда один такой сообщил нам, что ему продали какой-то инопланетный холодильник, из которого по ночам выходят маленькие гномы и светят зеленым светом ему в лицо. Такую же он написал жалобу в прокуратуру, и нам пришлось выезжать на место, разбираться", - рассказал собеседник ТСН.ua.
Бывают и хитрые клиенты, которые используют Закон "О защите прав потребителей" с нечестным расчетом. Например, ТСН.ua знает историю о девушке, которая купила дорогое платье в бутике, сходила в нем в ресторан на встречу, а потом вернула его в магазин, сказав, что покупка платья была спонтанным решением, к тому же на нем слишком много синтетики, на которую у нее аллергия.
"Это было лишь частичной правдой. Позволить себе платье за три тысячи гривен я не могла, но уж очень мне хотелось удивить своих бывших одноклассников, поэтому я одолжила деньги и купила себе такое платье на время. Бирку я аккуратно подвернула под подкладку, а платье затем очень осторожно отпарила. В магазине и не догадались, что его носила. Деньги вернули сразу же", - рассказала предприимчивая девушка.
Но ей просто повезло. Юристы говорят, что ее легко могли бы отправить делать экспертизу и там бы уже доказали, что платье уже носилось. "Тогда бы ей пришлось расстаться с кругленькой суммой, которую она выложила за платье, и еще оплатить услуги специалистов, которые проводили экспертизу. Как правило, без вопросов принимают товар обратно без проверок только у старых, проверенных клиентов", - комментирует ситуацию Лев Пащенко.
А как у них?
Организационно вопросы защиты потребителя в ЕС с 1999 г. относятся к компетенции Генеральной дирекции здравоохранению и защите потребителя. Правило прозрачности деятельности этого ведомства позволяет всем потребителям получить обзор политики в сфере защиты потребителя.
Там большинство магазинов и производителей дорожат своей репутацией и возвращают деньги за товар сразу же после обоснованной жалобы клиентов. Законодательство в большинстве случаев как раз на стороне покупателей. А если потерпевший сумеет доказать в суде, что данный товар нанес ему моральный, материальный вред, и даже повредил здоровью, он может еще и выбить себе кругленькую материальную компенсацию, а не только вернуть деньги за товар.
В ЕС особой поддержкой Еврокомиссии пользуются так называемые Европейские центры потребителя, которые созданы во всех странах-членах ЕС. Наряду с ними существуют так называемые "согласительные" центры, которые служат для решения во внесудебном порядке споров и конфликтов между потребителями и производителями товаров и услуг независимо от страны происхождения товара.
Только в Германии на сегодняшний день создано 203 таких разрешительных центров в таких секторах, как страхование, финансово-банковские услуги, свободные профессии, торговля, ремесло. Они облегчают потребителю не просто получение нормативно-правовой информации, но и облегчают практическое решение споров с поставщиками и производителями конечной продукции и услуг из других стран-членов ЕС.
- Информация о материале
Количество ломбардов в столице стремительно растет. За год их стало на сотню больше, дойдя до 550 штук. «Сегодня» решила проверить, насколько легко сдать в ломбард краденое.
В качестве «товара» мы понесли оригинальный Vertu Signature, реальная стоимость которого — 11,5 тыс.евро. Мобилка на самом деле принадлежала другу, и была куплена им абсолютно легально. Но в ломбарде мы решили выдать ее за краденую.
Одевшись попроще, мы зашли в контору на Отрадном массиве. Взяв телефон в руки, оценщик с ходу предложил нам... 300 гривен. Затем при детальном рассмотрении его стоимость резко «подскочила». «Хм, о, так это не китайская подделка! К нам такие вещи практически не носят... Могу предложить вам 5 тысяч», — сказал оценщик Егор. Мы намекнули, что аппарат краденый, мол, документов нет, зарядки к нему тоже, но Егора это не смутило, он лишь заявил, что нужны любые документы для оформления получения залога. Подойдут паспорт, загран и права, а для иностранцев — документ о временном прибывании. При этом документы могут принадлежать даже не сдающему вещь, а абсолютно постороннему человеку — оценщики часто не сличают фото с клиентом, чисто формально оформляя вещь. «У нас есть понятие «заведомо ворованная вещь», когда оценщик понимает, что телефон краденый и старается выкупить его по наименьшей возможной цене. Однако совсем без документов денег вам за него никто не даст. Но и оформить это на документы другого человека никто не мешает: к примеру, бывало, что подростки за бутылку знакомому алкашу оформляли все на него и сдавали все, что хотели», — рассказал нам Александр, бывший сотрудник одного из ломбардов на Сырце.
По его словам, к ним частенько наведывалась милиция, они изымали вещи сомнительного происхождения, по акту, например, громоздкую цепь с крестом, телефоны. По его словам, в случае, если оценщик на 100% уверен, что вещь ворованная, она сразу же передается в магазины при ломбардах, где ее продают постоянным покупателям. То есть в течение трех дней, до того как милиция придет с актом-выемкой, «нечистых» вещей в ломбарде уже не будет», — говорит Александр. «Оценщики — тонкие психологи, насквозь видят людей, которые к ним приходят, и четко понимают, что это за товар. Как только к ним попадает сомнительный товар, они сразу же сбывают его нужным людям. Кстати, не более 15% людей возвращаются за оставленной в залог вещью», — говорит экс-глава МВД Геннадий Москаль.
«Правоохранители периодически проверяют ломбарды, но они имеют право это делать, только если открыто уголовное производство», — пояснил нам руководитель пресс-службы киевского главка милиции Игорь Михалко. Если какая-то вещь окажется в списке краденных, то затребуют документы того, кто ее сдал, и к нему наведаются следователи.
На вопросы о происхождении предметов в ломбардах отвечать не хотят. Не говорят и часто ли милиция изымает товар. «У нас таких данных нет», — ответили нам во Всеукраинской ассоциации ломбардов. И если вы все же решите приобрести что-то в ломбарде, будьте готовы, что вещь может оказаться краденой и впоследствии будет изъята у вас по решению суда. «Даже чек о покупке не спасет», — говорит юрист Валерий Мишин.
- Информация о материале
Одна из крупнейших страховых компаний "Лафорт" объявила себя банкротом. Хотя в прошлом году входила в десятку самых успешных. Осенью "Лафорт" уже перестал выплачивать страховые премии, но его полисы по привлекательным скидкам агенты продавали вплоть до Нового года. Теперь офисы фирмы - вообще на замке, - говорится в сюжете "ТСН-Тижня".
Некоторые водители уже полгода не могут дождаться от страховой компании ни копейки. Телефонные звонки возмущенных автолюбителей встречает автоответчик. Телефоны в офисах "Лафорта" не отвечают с конца прошлого года. Водители на избитых авто поехали штурмовать центральный офис фирмы в Киеве. Однако там оказалось, что компания переехала, но и по новому адресу ее не оказалось.
Фирма, которая вдруг исчезла, еще в прошлом году выглядела вполне надежной. Она занимала 8 место в Украине по количеству проданных полисов автогражданки. В августе 2012, всего полгода назад ее проверяли государственные контролеры. Никаких финансовых "болезней" тогда не диагностировали. Но уже в декабре водители засыпали нацкомиссию жалобами, что "Лафорт" не платит.
Чиновники видят выход в написании писем в компанию. Искать "привидение", с которым переписывается нацкомиссия, ныне уже дело прокуратуры. Здесь рассматривают несколько версий: доведение до банкротства, искусственное банкротство.
Но водителям, которые ждут компенсаций по пустым полисам, это расследование ничем не поможет, объясняют в прокуратуре. За средствами пострадавших отправляют теперь в Моторно-транспортное бюро. Этот орган будто бы страхует страховые компании. Если фирма исчезнет, то бюро берет выплаты на себя, но не так быстро, как хотелось бы.
Алгоритм действий для жертв страховых аферистов выглядит так: сначала надо подать на "Лафорт" в суд, проконтролировать судебных исполнителей, а если они окажутся бессильными, то ожидать процедуры банкротства страховой компании. Далее следует вовремя написать в Хозяйственный суд, чтобы тот включил обманутых в перечень кредиторов и ждать, пока ликвидатор компании рассчитается с водителями. А если у ликвидатора не хватит средств, тогда уже расходы возьмет на себя Мото-транспортное бюро.
Случай с "Лафортом" в Украине не первый и не последний. Потому что по отечественным законам любая страховая компания с уставным фондом в три копейки может продавать полисов на миллион. И никто ей это не запретит.
Закон, который должен усилить ответственность страховщиков перед клиентами, в Верховной Раде уже прошел первое чтение.
А пока на рынке вполне может появиться очередной "мыльный пузырь", добросовестные страховщики дают советы из серии: спаси себя сам. Водителям советуют не гоняться за дешевыми страховками, которые продают со скидкой 20-30%, потому что завтра они могут превратиться в пустые бумажки.
- Информация о материале
В жизни каждого из нас хоть раз наступал тот неприятный момент, когда такая родная и знакомая до каждой кнопки бытовая техника вдруг отказывалась реагировать на наши команды. И хорошо, если из строя вышел компьютер, который могут починить друзья, а что делать, если вдруг возникли проблемы с холодильником, телевизором или стиральной машиной? И, самое главное, что такое поломка бытовой техники — просто мелкая неприятность или отличный шанс для мошенников заработать на нашей доверчивости и простодушии?
Итак, как нас обманывают на ремонте бытовой техники.
Я не волшебник, электронику можно только поменять, а не починить
Именно эту фразу я услышала, когда прибывший по вызову мастер пытался «реанимировать» мою стиральную машину. Его приговор был суров и безжалостен: сгорел модуль управления, или попросту говоря, плата, которую нужно менять. Поломка, по его словам, настолько серьезная, что ни о каком ремонте этой штуковины и речи быть не может. Более того, моя «дополнительная гарантия», приобретенная в магазине за отдельную плату, почему-то не распространяется (?!) на эту поломку.
Ну что ж, менять — так менять, мастеру виднее. Не знаю, что меня остановило от покупки у мастера нужной платы сразу «на месте». Вариант того, что я включила логику, исключаю сразу, ибо женщина, бытовая техника, жуткое слово «плата» и логика в принципе несовместимые понятия. Скорее всего, меня остановила цена в 1300 гривен, которую назвал мастер. Сошлись на том, что я сама куплю необходимую деталь и сразу же вызову мастера повторно. В Интернете нужную мне плату управления я нашла за 850 гривен. Но и это, согласитесь недешево, особенно если учесть, что это фактически третья часть всей стоимости машинки.
Пришлось звать на помощь знакомых, которые и просветили меня, что далеко не всегда «приговор», вынесенный вашей бытовой технике, соответствует действительности. Все до банальности просто: если мастер просто не имеет необходимого опыта и знаний, он никогда не станет чинить плату. Он может в ней поковыряться для виду, может даже снять ее и пытаться «колдовать», но в 9 случаях из 10 он просто сразу скажет вам, что сгорела электроника и ее ремонт невозможен. На самом деле 1300 гривен, которые мне предлагал заплатить мастер за модуль управления, — это плата за его непрофессионализм и не более того. Если вы окажетесь в моей ситуации, прежде чем впадать в отчаяние от предстоящих финансовых затрат и сразу же покупать все, что вам предложат, попросите мастера показать, как выглядит устройство для проверки работы электроники. Поверьте, вполне может оказаться, что вашей технике вынесли «смертный приговор» на глазок, даже толком не продиагностировав ее.
А оно того стоит?
К сожалению, эту фразу тоже можно услышать во время ремонта домашней техники. Кто из нас не внимал уверениям «знающего человека», что холодильник или телевизор уже давно пора выбросить и проще купить новый, чем отремонтировать тот, что есть. На самом деле это проще сделать только в одном случае — если вы и без того собирались через месяц-другой приобрести более новую модель. Если же подобная статья расходов не была запланирована в вашем бюджете, не идите на поводу у мастера. Подумайте сами: вы вызвали человека, чтобы он починил вашу технику, а он уверяет, что починка нецелесообразна из-за стоимости деталей. А может быть, все намного проще? Может быть, он просто не знает, что конкретно и главное как можно починить? Да и желание мастера слегка подзаработать на стоимости деталей, которые вам будут проданы втридорога, тоже не стоит снимать с весов. Безусловно, никто никому руки не выкручивает и каждый принимает решение добровольно, но, прежде чем слепо поверить мастеру, что ваш холодильник уже давно ждут на городской свалке и буквально ставят ему прогулы за отсутствие, вызовите еще пару-тройку мастеров. А еще лучше, поинтересуйтесь: может быть, у вас есть друзья или знакомые, которые разбираются в бытовой технике, и которым вы можете доверять. Кстати, когда вас будут уверять что ваша техника уже давно «отжила свое», не забывайте, что существует такое понятие как ГОСТ, и холодильник в принципе не может считаться «старьем», если ему всего пять лет.
А давайте я вам помогу и куплю эту рухлядь?
Такое предложение от мастера бытовой техники тоже не редкость. Когда вашей стиральной машине или холодильнику вынесен «смертный приговор», вам задушевным голосом предложат тут же продать мастеру «не подлежащую ремонту» технику и тем самым решить сразу две проблемы. Во-первых, таким образом, вы якобы сразу решите вопрос выноса якобы отжившего агрегата из квартиры (а если речь идет о крупной бытовой технике, то, согласитесь, это порой непросто), а во-вторых, вы якобы сможете хоть что-то выручить и частично финансово облегчить покупку новой техники. На первый взгляд, глупо упускать такую возможность, так как желающих купить неработающий холодильник без перспективы когда-нибудь его починить найдется не много. Только вот нет никакой гарантии, что вам сказали правду и что ваша техника действительно «умерла раз и навсегда». Иногда, мастеру не так уж сложно убедить доверчивого клиента в том, что ремонт безнадежен и «купить» у него сломанную технику «на детали» за символические 50 баксов, а потом, сделав небольшой и недорогостоящий ремонт продать в четыре-пять раз дороже.
Цена, которая растет, как на дрожжах
Очень часто, вызывая мастера для ремонта бытовой техники, мы рассчитываем на одни расходы, а на самом деле сталкиваемся с гораздо более серьезными. Дело в том, что изначально вам назовут минимальную стоимость ремонта, так сказать, чтобы не спугнуть клиента. А потом, когда ремонт уже сделан и ваша ценность для мастера обнулилась, можно и не церемониться. Аргументов, оправдывающих внезапно выросшую цену, может быть несколько. Например, цена на необходимую деталь поднялась, или же мастер сознательно заказал более дорогую запчасть, но зато и более надежную, чтобы клиент остался доволен и больше у него ничего не ломалось.
P. S. Единого рецепта защиты от мошенников нет и быть не может. Но, вызывая мастера, будьте готовы к тому, что уже у вас дома он сообщит вам, что вызов мастера, диагностика поломки и осмотр техники — это три совершенно разные статьи расходов. Проблема только в том, что, когда вы будете вызывать его, вам скажут только стоимость вызова. Можно ли это считать мошенничеством? Решайте сами, но будьте бдительны, так как речь идет о вашей технике, ваших деньгах, и вы на своей территории.
- Информация о материале
Страница 103 из 186
