Самым распространенным уличным преступлением до сих пор является кража мобильных телефонов. Преступники действуют по стандартной схеме: ворованный гаджет поступает на рынок, а оттуда – к новому хозяину. К сожалению, далеко не всегда новые владельцы осознают возможные последствия такой покупки.

Добросовестный приобретатель и другие лица

Останется ли приобретенный с рук телефон у вас, зависит от нескольких факторов – рассказывает «Обозреватель».

В первую очередь, больше шансов у так называемых добросовестных приобретателей, т. е. тех, кто при покупке не знал и не мог знать, что продавец не имел права реализовывать вещь.

Грубо говоря, если вы с целью сэкономить собственные средства отправились на рынок и купили телефон б/у, то вы добросовестный приобретатель.

А вот человек, который приобрел телефон у наркозависимого или безработного гражданина, попадает в разряд приобретателей недобросовестных.

Как и тот, кто нашел и присвоил потерянную вещь. Если вы нашли чужой телефон, то и по совести, и по закону правильным будет вернуть его владельцу.

А вот присвоение такой находки можно приравнять к покупке краденого телефона. Ст. 337 Гражданского кодекса предписывает, что нашедший утерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом собственника или того, кто ее потерял, и вернуть найденную вещь.

Если вы нашли телефон в помещении или автомобиле, его следует передать представителю владельца этого помещения или транспортного средства.

Если собственник вещи или место его пребывания неизвестны, нужно заявить о находке в милицию или орган местного самоуправления.

Но не все так грустно – при определенных обстоятельствах человек, который нашел мобильный телефон, может стать его собственником.

Для этого просто необходимо, чтобы в течение 6 месяцев собственник не заявил о своих правах или остался неизвестным.

Когда телефон не подлежит возврату

Какие же последствия могут наступить как для добросовестного, так и для недобросовестного приобретателя?

В соответствии с нормами ГК Украины, собственник и в том, и в другом случае имеет право на истребование своего имущества.

Однако если новый владелец оказался добросовестным приобретателем, ему не всегда необходимо возвращать покупку.

Собственник вправе истребовать имущество у добросовестного приобретателя, если оно было утеряно собственником или лицом, которому он передал имущество во владение; было похищено; выбыло из владения собственника против его воли иным путем.

Во всех иных случаях добросовестный приобретатель может приобрести право собственности на это имущество.

К таким случаям относится, например, ситуация, когда собственник передает свой телефон по условиям того или иного договора иным лицам (скажем, оставляет в качестве залога), а те, в свою очередь, через какое-то время продают его.

По мнению юристов, такие обстоятельства однозначно свидетельствуют о выбытии имущества из владения собственника по его воле.

Ведь обязанность нести риск выбора покупателя или хранителя имущества возлагается на собственника.

А это означает, что имущество не может быть истребовано собственником у человека, который его купил, т. е. если имела место возмездная сделка.

Не может быть истребовано имущество у добросовестного приобретателя, если оно было продано в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

А вот если имущество было получено безвозмездно у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать его у добросовестного приобретателя.

Так что лучше всего не покупать телефон с рук, да еще и у незнакомых людей, потому что если вы купите ворованный телефон, вам не только не возместят его стоимость, но еще и придется общаться с милицией.

При покупке всегда сравнивайте IMEI телефона (уникальный серийный номер, прошитый в каждом аппарате GSM-стандарта) с тем, что указывается в гарантийном талоне.

Наличие его, как минимум, свидетельствует о том, что телефон попал на прилавок не из чужого кармана.

Многие люди, приобретающие ворованные телефоны с рук, считают, что являются добросовестными приобретателями, что забрать у них этот телефон не может ни предыдущий владелец, ни милиция. Это заблуждение.

Ворованный телефон, который приобретен с рук, продолжает считаться украденным, а отсутствие документов на него – достаточный повод, чтобы осудить текущего владельца вне зависимости от его объяснений.

Каждый несет ответственность за свои поступки, и, покупая телефон с рук по небольшой цене, вы рискуете столкнуться с тем, что именно вас обвинят в краже.

Никаких доказательств того, что это сделали не вы, у вас не будет. В самом простом случае вы просто потеряете деньги, которые заплатили за такой аппарат.

По сути, добросовестным приобретателем считается лишь тот, кто может показать кассовый чек либо коробку от аппарата – иначе милиция будет считать, что телефон украден.

Однозначное преимущество статуса добросовестного приобретателя состоит в том, что есть шанс добиться от продавца возврата стоимости телефона, который у вас истребовали в пользу законного владельца.

Однако доказать, за сколько действительно вам был продан телефон, на практике очень сложно.

В любом случае, если покупаете телефон на радиорынке, обязательно запишите данные паспорта или других документов продавца.

Это пригодится, если возникнут проблемы с правоохранителями.

Куда идти и что делать?

Не меньше хлопот ожидает и того, у кого мобильный телефон был украден.

Специалисты рекомендуют провести целый ряд мероприятий, чтобы максимально увеличить шансы вернуть украденное "мобильное" счастье.

Прежде всего, необходимо обратиться в милицию. Причем лучше написать заявление в отделение того района, где была совершена кража, а не по месту вашего проживания.

Это связано с тем, что действует своего рода принцип территориального деления при расследовании преступлений: милиция расследует преступления только на территории своего района.

В заявлении, кроме прочего, желательно указать номер сим-карты и IMEI. После того, как было составлено и подано заявление, узнайте его регистрационный номер и через несколько дней начинайте позванивать в отдел и интересоваться, как проходит расследование.

Нелишним будет лично познакомиться со следователем. Если есть возможность, можете вместе с правоохранителями совершить рейд по радиорынкам или другим точкам реализации ворованных телефонов.

Это позволит сэкономить время, например, если вы опознаете свой гаджет. Также следует как можно детальнее описать человека, который, по вашему мнению, мог совершить кражу или как-то к ней причастен.

Практика показывает, что процент ненайденных телефонов не так уж и высок – многое зависит от старательности тех, кто ведет расследование.

Ведь у сотрудников милиции за несколько лет уже сформировалась система поиска украденных мобильных.

Основные правила "мобильной безопасности"

Шаг первый – сразу после покупки

Итак, первое, что необходимо сделать, – это записать дома на бумажке IMEI-номер вашего нового телефона.

Узнать его можно на коробке или набрав на цифровой клавиатуре *#06#. Выписав в блокнот этот номер, вы будете знать, какой у вас телефон.

Ведь в случае его утери, придя в милицию, вы узнаете, что МВД нужен IMEI – этот уникальный номер поможет в поисках аппарата.

Блокировка экрана и телефона выставляется многими людьми.

Например, на Android-смартфонах популярен графический ключ – вы рисуете узор, и аппарат открывает меню.

Безусловно, это очевидная мера защиты от тех, кто хочет залезть в ваш телефон или на случай его потери – ваши контакты или SMS будут защищены.

Но при этом вы также не даете возможности тем, кто нашел аппарат случайно, вернуть его вам, ведь найти контакты владельца заблокированного аппарата очень трудно – надо звонить оператору и называть номер SIM-карты, о чем многие просто не знают.

Что же делать? Ответ очевиден: если аппарат имеет съемную крышку аккумулятора, положите внутрь или наклейте стикер со вторым номером телефона, по которому можно связаться с вами.

И пообещайте награду за возвращение аппарата (как правило, хватает $30). Вы никак не портите телефон, но с такой наклейкой шансы на то, что вас найдут, возрастают многократно.

Шаг второй – тратим 20 минут на дополнительные средства защиты

Давайте посмотрим, как еще можно обезопасить себя и свой телефон.

В зависимости от модели и операционной системы, можно установить программы, которые удаленно блокируют телефон, пишут на экране сообщение или в скрытом режиме сообщают вам, где он находится и какие SIM-карты установлены в нем.

На обычных телефонах количество и качество таких программ зависит только от производителя. Например, на аппаратах Samsung стандартной опцией стал Mobile Tracker, который можно настроить на отправку SMS-сообщений на указанные номера при смене SIM-карты.

К сожалению, координаты телефона в этом случае неизвестны. Для смартфонов количество таких программ значительно больше (Theft Alert, SimWatcher, OmaiProtec), а их функциональность выше.

К примеру, Guardian высылает данные на указанный номер, а также блокирует аппарат и требует пароль.

Она не удаляется, даже если полностью отформатировать память телефона! Поэтому шансы найти телефон не так малы, как вам кажется.

Шаг третий – что делать, если аппарат пропал

Самое главное – не паниковать. Попытайтесь спокойно разобраться, куда мог деться ваш телефон, что могло с ним произойти.

Начинайте действовать согласно вашим соображениям о происшествии. Перед тем, как обращаться в милицию, необходимо проделать ряд простых и понятных процедур.

1. Заблокировать SIM-карту. Если у вас есть деньги на счету либо кредитная система расчетов, а сам телефон не отвечает/выключен, заблокируйте карту. Для этого достаточно позвонить в абонентскую службу оператора.

2. Собрать максимум данных с помощью программ, установленных на телефоне. Даже без SIM-карты, но с включенным Wi-Fi многие программы отслеживают местоположение устройства, а вы записывайте все данные, которые получаете.

3. Сменить пароли для всех сервисов (почты, twitter/facebook и т. д.), которые были установлены на телефоне.

Дальше в зависимости от того, насколько оперативники загружены работой, они будут искать ваш аппарат с помощью операторов.

По обращению из милиции операторы способны указать, где находится телефон, какие SIM-карты в нем используются и пр.

Финучреждения расширяют сети своих клиентов, применяя различные рекламные уловки и навязывая дополнительные услуги Сегодня найдутся немногие, кто бы не сталкивался с навязчивой рекламой финансовых услуг в самых разнообразных формах.

Чего только стоят смс-рассылки, которые с завидной регулярностью продолжают выдавать поставщики финуслуг. Для каждого из них вы – потенциальный клиент. И даже если вы, вместо того, чтобы проигнорировать очередное «письмо счастья», возмутитесь праведным гневом и начнете обрывать телефоны с требованием не забрасывать вас спамом, те самые сообщения если и перестанут приходить, то не исключено, что лишь на какое-то время.

Однако и в случаях, когда вы уже становитесь постоянным клиентом финучреждения, ваша обработка идет не менее активно, в том числе по навязыванию дополнительных услуг. Скажем, взять политику отдельных банков по обязательному открытию кредитного карточного счета вдобавок к открытию основного счета. Или же, предложение «добровольно-принудительно» открыть также и депозитный счет. Многие, не желая ввязываться в споры с банками, от дополнительных услуг не отказываются, хотя такая возможность есть. «Человек, если не хочет пользовать платежной карточкой, должен подать заявление в банк с просьбой закрыть карточный счет. В этом случае карточный счет закрывается и не начисляется комиссия. А если есть счет, банк имеет право начислять комиссию согласно договора на открытие карточного счета. Вообще нельзя просто выбросить карточку и думать, что ее нет. Карточка — это просто кусочек пластика. Тут главное карточный счет. Поэтому его нужно закрывать, если не нужен», — говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Отдельная история, активно рекламируемые некоторыми банками возможность взять кредит у них по ставке в 0%. Такие обещания «нулевых» кредитов на практике оказываются, мягко говоря, неправдивыми. Процентами за такой кредит по сути станет, в частности, та же ежемесячная комиссия за использование кредитной карточки, прописанная в договоре. Поэтому главный совет для всех, кто хочет избежать различных финансовых ловушек, остается неизменным — внимательно читать все, что подписываете. А в случае, если вам в банке не хотят объяснить суть договора, не подписывайте — идите в другой банк.

При этом специалисты признают, что на практике по-прежнему не все потребители читают полностью договора, которые подписывают, что и приводит потом к разбирательствам и скандалам, хотя теперь банк не имеет право печатать микротекст, а должен использовать в договорах только 12 шрифт.

В случае же, если финучреждение пытается вам навязать какую-либо услугу, к которой не нуждаетесь, это должно вас сразу насторожить. «Во-первых, я бы рекомендовал отказаться от услуг такого финансового учреждения. Если это затруднено, то требовать от банка письменного ответа на свои возражения относительно навязываемых услуг.

Во-вторых, направить соответствующие жалобы в НБУ, Госпотребинспекцию и Антимонопольный комитет Украины. При этом необходимо обязательно приложить нотариально заверенное заявление о разрешении на раскрытие банковской тайны», — советует старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец.Однако регуляторы зачастую закрывают глаза на подобные нарушения. «Очень редко Антимонопольный комитет Украины пресекает действия финучреждений в части недобросовестной предпринимательской практики (реклама, вводящая в заблуждение). Действующим законодательством за нарушение конкурентного законодательства, а также Закона Украины «О защите прав потребителей» предусмотрены значительные штрафы. Однако в большинстве случаев финучреждения отделываются легким испугом», — констатирует он.

В целом, как отмечают специалисты, потребители финансовых услуг в Украине на сегодня имеют законодательную защиту, но на практике отстоять свои законные права им сложно. Основным документом, призванным стоять на страже интересов потребителя финуслуг, как и любого другого, является упомянутый Закон Украины «О защите прав потребителей». Однако финансовые учреждения его не выполняют, либо грубо нарушают, в том числе в части отдельных норм подписываемых с потребителем договоров. Так как регуляторы закрывают на это глаза, свою правоту потребителям приходится постоянно доказывать в суде.

При этом многие из тех, кто начинает бороться за свои права, ввязываясь в тяжбу с финучреждениями, зачастую бросают это дело на полпути «Это затратно как по времени, так и по деньгам, значительно проще поменять банк, чем заставлять его соблюдать закон», — резюмирует Ростислав Кравец.

Кризис заставляет страховщиков проявлять чудеса изобретательности, позволяющие не платить своим клиентам. Поскольку самые распространенные виды страхования — каско и автогражданка, то и жульничают компании активнее всего по ним, причем, начиная с агентов. Например, агенты, продающие ОСГПО, сплошь и рядом заявляют о потере бланков договоров. На самом деле продают списанные полисы водителям, кладя премии себе в карман. Если обладатель такого договора впоследствии попадает в ДТП, страховщики отказываются компенсировать ущерб, ссылаясь на недействительность страховки.

«Вообще, суды со страховщиками не редкость. Основная причина — обман страхователей при подписании договоров. Их условия содержат в себе такое количество двузначностей, что у компании есть возможность практически в любом случае отказать клиенту в выплате страхового возмещения, либо затянуть такую выплату на неопределенный срок», — констатирует адвокат Ростислав Кравец, старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры». Наибольший простор для маневров оставляют полисы каско.

Большинство из них оговаривают, что в процессе эксплуатации транспортное средство должно быть технически исправным и не иметь конструктивных отличий от предусмотренных заводом-изготовителем или согласованных с ГАИ. Темная тонировка, установка ксенона, ГБО, спортивных бамперов и спойлера и даже отсутствие брызговиков, если эти изменения не зарегистрированы в ГАИ, формально является переоборудованием автомобиля. Поэтому вне зависимости от того, могло ли такое переоборудование спровоцировать ДТП, страховщик имеет формальное право не признавать страховой случай. Неудивительно, что жалобы на СК градом сыплются в Нацфинуслуг. По данным небанковского ведомства, из 567 заявлений, полученных от граждан за январь, почти 60% касались нарушений сроков выплат или отказов в выплатах страховыми компаниями.

Впрочем, некоторым предприимчивым гражданам удается наказывать и СК. «До 50% выявленных случаев мошенничества заключаются в следующем: когда авто страдает по вине самого водителя, он договаривается со знакомым, у которого есть полис ОСГПО, тот берет на себя вину за ДТП. И получает от СК деньги на ремонт машины», — рассказывает начальник управления экономической безопасности СК «Провидна» Николай Лукашенко.

В ближайшее время страховщики ожидают новый всплеск мошенничества в автогражданке. Во-первых, с февраля текущего года изменились правила выплат потерпевшим по ущербу жизни и здоровью. Чтобы получить минимальную гарантированную выплату, пострадавшим в ДТП достаточно просто предъявить больничный лист или свидетельство о присвоении инвалидности. Оформить такие липовые справки не сложно. Во-вторых, рост страхового криминала ожидается в связи с увеличением лимитов по европротоколу. «Сумма по имущественному ущербу, которая может быть возмещена без справки ГАИ, с начала 2013 года выросла с 10 тыс. до 25 тыс. грн. Это может повлечь рост количества незаконных претензий», — отмечает генеральный директор «Гарант-Ассистанс» Вадим Шевченко.

По-прежнему значителен размах афер в автостраховании каско. Суммы фальшивых претензий по каско в десятки раз превышают выплаты по автогражданке. «Недавно мы пресекли попытку получения незаконного возмещения в размере более 270 тыс. грн. по договору каско автомобиля Audi A7. Осмотр заявленного места события, опрос свидетелей, результаты транспортно-трассологической экспертизы показали, что транспортное средство было повреждено в другом месте и в другое время, нежели указал страхователь», — рассказывают в СО «Ильичевское». Хотя преступники уже изрядно поднаторели в организации инсценировок. Чтобы организовать «спектакль» для СК, они подбирают машины-двойники, с точностью имитируют последствия ДТП в конкретной местности и даже при конкретных погодных условиях.

Управляющий партнер «Интернешнл Бизнес Консалтинг» Андрей Загоруйко рассказал Maanimo.com о подвохах в договорах автострахования украинских СК:

— Андрей, какие «ловушки» наиболее распространены в договорах каско на текущий момент?

— «Ловушки» отличаются в зависимости от типов застрахованного имущества и видов страховых случаев. Для наглядности рассмотрим два вида страховых случаев по договорам страхования каско — угон и ДТП.

Относительно угона в договоре страхования могут быть оговорки о том, что автомобиль должен храниться обязательно на охраняемой стоянке, а также должен быть оборудован системой противоугонной сигнализации и дополнительными противоугонными средствами. Кроме того, что несоблюдение этих условий дает формальный повод компании не признать случай страховым, так и при наступлении страхового случая страховщику необходимо предоставить доказательства, что условия договора выполнялись. Этими доказательствами могут быть квитанция об оплате автостоянки, квитанция об оплате услуг по установке противоугонной сигнализации. Иначе случай не будет страховым, а суд, с высокой долей вероятности, встанет на сторону страховщика.

— Какие варианты есть в случае с авариями?

— ДТП дает недобросовестной страховой компании широкий круг возможностей по уклонению от исполнения своих обязательств по формальным причинам. Мне не встречались договора страхования каско, в которых бы не было отмечено, что в процессе эксплуатации транспортное средство должно быть технически исправным и не иметь конструктивных отличий от тех, которые предусмотрены заводом изготовителем или согласованы с ГАИ.

— Какая же здесь уловка?

— Понятие технической исправности и конструктивного соответствия дает п. 31 Правил Дорожного движения. Целиком его цитировать не буду, обращу внимание лишь на то, что темная тонировка, установка ксенона, ГБО, спортивных бамперов и спойлера, и даже отсутствие брызговиков, если эти изменения не зарегистрированы в ГАИ, формально является переоборудованием автомобиля. Поэтому, вне зависимости от причинно-следственной связи такого переоборудования с событием ДТП, страховщик имеет формальное право не признавать страховой случай. Судебная практика, как правило, тоже основана на формальном отношении к условиям договора.

Справедливости ради, следует отметить, что страховые компании прибегают к настолько формальному подходу все же не часто, потому что такой подход несет серьезные репутационные риски. Однако случаи такие есть, а значит страхователю необходимо четко понимать условия договора страхования и придерживаться его.

Адвокат, старший партнер, адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец прокомментировал Maanimo.com последнее решение ВСУ о покупках в группах:

— Ростислав, 27 марта Верховный суд утвердил новое решение о покупках в группах. В чем его суть?

— ВСУ в очередной раз признал деятельность по администрированию покупок в группах нечестной предпринимательской практикой. При этом Верховный суд четко указал, что договора заключенные с применением нечестной предпринимательской практики являются никчемными изначально на основании п.6 ст.19 Закона Украины «О защите прав потребителей» и признавать их недействительными не нужно.

— Кого касается новое решение?

— Довольно широкого круга наших сограждан подписавших договора о получении кредитов либо приобретении товаров по схеме администрирования покупок в группах. Также это решение дает возможность вернуть свои средства другим гражданам в случае если с ними были заключены договора с осуществлением одной из сторон действий квалифицирующихся законодательством как проявление недобросовестной конкуренции. Кроме того, любой деятельности (действия или бездействие), которое вводит потребителя в заблуждение или является агрессивной.

В частности, согласно норм законодательства к практике, вводящей в заблуждение относится предложение с целью реализации одной продукции к реализации другой. Это часто прослеживается у финансовых учреждений предлагающих кредитные услуги под 0% с условием приобретения страховки. Также запрещается создание, эксплуатация или содействие развитию пирамидальных схем, когда потребитель платит за возможность получения компенсации, предоставляемой за счет привлечения других потребителей к такой схеме, а не за счет продажи или потребления продукции, что касается непосредственно администрирования покупок в группах.

— Как решение затронет остальных инвесторов покупок в группах?

— На основании данного постановления Верховного суда и ранее принятых постановлений ВСУ участники групп имеют практически 100% возможность через суд вернуть свои средства переданные таким компаниям.

Компании же осуществляющие такую деятельность, если Нацфинуслуг и правоохранительные органы займутся своими непосредственными обязанностями, должны прекратить свою работу.

Плюсами данного решения можно считать практическое применение норм Закона Украины «О защите прав потребителей» дающих возможность потребителям финансовых услуг вернуть свои средства. Также данное решение еще раз продемонстрировало, что деятельность по администрированию покупок в группах, несмотря на ее лицензируемость, является незаконной.

Кроме этого стоит отметить, что законодатель в своем решении дал четко понять, что не нужно признавать недействительными договора условия, которых прямо противоречат нормам закона. Такие договора являются никчемными изначально.

— Насколько распространенные проблемы затрагивает данное решение?

— К сожалению, компаний предоставляющих услуги по администрированию покупок в группах на территории Украины уже свыше десятка, а количество обманутых ими потребителей уже исчисляется десятками тысяч.

Будем надеяться, что это постановление ВСУ поставит точку в деятельности подобных компаний. Однако для этого необходимы соответствующие действия Нацфинуслуг и правоохранительных органов для пресечения такой деятельности и недопущению развития таких схем. Которые в свою очередь могут привести к преступлениям с захватом заложников совершенных недавно в Донецке и связанных непосредственно с одной из таких компаний.

— О каком объеме потерь в подобных случаях обычно идет речь?

— В среднем граждане, участвующие в таких схемах вносят от 3 000 до 20 000 гривен, хотя встречаются случаи внесения средств до 100 000 гривен. Если же брать в масштабах всей страны то, на мой взгляд, объем средств в данном секторе превышает десятки миллионов гривен.

— Насколько активно потерпевшие от деятельности компаний, организовывающих покупки в группах, в принципе судятся с фирмами, от деятельности которых пострадали?

— В связи с небольшими суммами таким компаниям и удается избежать судебных исков. Кроме того, у большинства вкладчиков нет средств на судебные разбирательства и привлечение квалифицированных специалистов в связи с тем, что деньги, которые были переданы таким компаниям являются для них реально последними. На это схема и рассчитана.

Однако в случае судебных разбирательств уже доказано, что вернуть свои средства возможно. Сославшись на данное постановление, а также на решения ВССУ и ВСУ принятые ранее по аналогичным спорам можно довольно легко выиграть подобные дела. При этом судебный сбор даже платить не нужно в связи с тем, что иск связан с защитой прав потребителя, а исковое заявление можно составить самостоятельно исходя из существующих решений вышестоящих инстанций.

— С какими компаниями судятся наиболее активно украинские потребители?

— Наиболее часто сторонами в подобных судебных процессах выступают ЧАО «AICE Украина» (система «Автоплан»), ООО «Авто Просто» (программа «АвтоТак»), ДП «Филдес Украина» (Кар Кредит), ООО «Автоклуб», ООО «Пласс», «Житловой альянс», ООО «УСП Украина», ООО «Дия Финанс». У данных компаний, кроме ООО «Авто Просто» вообще нет лицензий на данный вид деятельности.

Меньше встречаются ООО «Всеукраинское народное общество «Форум» (Полтава), ООО «Альтернативный кредитный центр «Экспресс-кредит» (Полтава), ООО «КРЕДО-ЦЕНТР» (Киев) получившие уже лицензии. И пока не встречались компании: ООО «АВТО ЭКСПЕРТ» (Киев), ООО «АЛЬФА-БИЗНЕС ГРУПП» (Макеевка, Донецкая область),ООО «Финансовая компания» Универсал Кредит» (Винница). На мой взгляд, это связано с тем, что они видимо еще не начали свою деятельность либо она не значительна.

— Что бы вы посоветовали физлицам в контексте нового решения?

— Во-первых, я рекомендую не заключать договора с подобными компаниями, ну а если договор уже есть и деньги внесены, то подавать иск в суд с требованием возврата вложенных средств, если компания не выполнила взятых на себя обязательств и у нее отсутствует лицензия на данный вид деятельности.

— Как в 2013 г. может измениться судебная практика части покупок в группах?

— На мой взгляд, судам уже ничего не остается, как выносить решения в пользу потребителей финуслуг о взыскании с подобных компаний средств. Другие же решения будут просто не законными и соответственно судьи, отказавшие во взыскании средств по подобным делам, рискуют быть привлеченными к уголовной ответственности за принятие заведомо неправосудного решения.

Украинцы не догадываясь покупают автомобили сомнительного происхождения, машины-двойники и перебитые номерные знаки, говорится в сюжете ТСН.19:30.

Эксперты-криминалисты Киевщины в этом году уже задержали три десятка автомобилей с криминальным прошлым. Причем автовладельцы даже не догадывались, что их автомобили - подделка.

Автоэксперт-криминалист показал, как распознать поддельный автомобиль. Содержимое его чемоданчика больше похоже на хирургический набор: зажимы, вата, спирт. Эти и другие инструменты и материалы нужны, чтобы поставить машине диагноз.

По цифровому коду, нанесенному на внутренностях авто, эксперты читают прошлое любой машины, в частности на каком заводе изготовлена, кому принадлежит и чем "болела". А специальным электронным прибором можно измерить даже толщину краски на дверях и узнать, перекрашивали машину или нет.

Перекрашенные двери - это не криминал, но хорошая возможность поторговаться во время покупки. Куда больше проблем доставляет автовладельцам диагноз "автомобиль-подделка".

Так, Алексей Пинчук решил обменять свой автомобиль на более новый. И уже за неделю эксперты выяснили, что двигатель не родной, а кузов сварен из разных частей.

Автовладельцу повезло - сделку удалось отменить, и он снова ездит на своей старой машине.

Меньше повезло Виталию, который еще четыре года назад приобрел иномарку за $ 15,5 тыс., но и до сих пор ходит пешком.

"Когда криминалисты взяли автомобиль, сказали, что он находится в розыске и по поддельным документам был снят с учета в Киеве", - рассказал обманутый водитель Виталий Голуб.

Он убежден, что стал жертвой мошенников и правоохранителей. Как доказательство демонстрирует выписку из милицейской базы данных: в розыск машину поставили на следующий день после покупки, хотя заявление о похищении настоящий владелец подал еще за полгода до этого. Тем не менее теперь машина на штрафплощадке, а следствие длится до сих пор.

"Автомобиль стоит под снегом, солнцем, дождем. Складывается впечатление, что специально затягивают, чтобы этот автомобиль сгнил", - жалуется Голуб.

Еще в прошлом году экспертиза авто была обязательной, теперь же - по желанию автовладельца. Поэтому в Украине произошел бум автомобилей сомнительного происхождения. Среди них есть и машины-двойники. Это когда два авто с одинаковыми государственными номерами и агрегатами. Одно из них - угнанное или незаконно ввезенное из-за границы.

В милиции советуют при покупке проверять машину по базе данных. Потраченные 200 грн спасут сотни тысяч.