Ликбез
Шопинг за границей может сулить не только радости, но и разочарования. Чтобы вы не попались на удочку «предприимчивых» торговцев, сегодня мы расскажем, как обманывают туристов в разных магазинах планеты.
1. Китай
Китай - родина чуть ли всех гуляющих по миру подделок, поэтому если вы не сторонник покупки реплик, будьте внимательны. Чаще всего туристам предлагают поддельный жемчуг и шелк. Впрочем, определить подделку не составит труда: внимательно посмотрите просверленное на жемчужине отверстие (у краев видно, что скрывается под покрытием), бросьте жемчужину на стол (натуральная отскочит, как мячик) и внимательно рассмотрите, и подержите в руках (искусственная безупречно гладкая, настоящая чуть неровная и всегда прохладная). Точно так же легко отличить и искусственный шелк. Для этого найдите на краю изделия ниточку, которую можно обрезать, и подожгите. Искусственный шелк будет плавиться и пахнуть химией, а натуральный можно будет растереть в пальцах, и пахнуть он будет горелой шерстью. Если вам не разрешают провести такой эксперимент, идите в другой магазин. Когда покупаете фрукты, овощи или чай, помните, что цену на весовые товары в Китае обычно указывают не за килограмм, а за полкило - вас не пытаются обмануть, просто в этой стране так принято.
2. Сингапур и Гонконг
В этих странах наши туристы любят покупать разную дорогую технику: фотоаппараты, компьютеры, планшеты. Будьте внимательны: иногда люди уже дома обнаруживают, что в коробке оказалась совсем другая вещь. Есть и другие варианты обмана: на улице к вам походит человек и спрашивает, что вы ищете. Когда вы ему сообщаете, говорит, что в его лавке (она может находиться в двух шагах) этот товар продается по очень приятным ценам. В магазине демонстративно посылают кого-нибудь из сотрудников на склад, а тем временем берут деньги или прокатывают карточку. Пока товар "несут", вам начинают рассказывать, что зря вы решили купить эту модель, гораздо лучше остановиться на другой, причем по очень выгодной цене. Предлагаемая модель, как правило, не пользуется спросом, и вам ее предлагают по завышенным ценам. "Человека со склада" можно ждать бесконечно, ведь того, что заказывали вы, в этом магазине нет. Вам просто пытаются вручить залежалый товар в расчете на то, что вам надоест ждать, и вы согласитесь (тем более, что деньги уже у продавца). Поэтому ни в коем случае не расставайтесь с наличными, пока не увидите нужную вещь своими глазами, а затем не выпускайте ее из рук!
3. Таиланд
Из Таиланда многие желают привести изделия с драгоценными камнями. На улице вам нередко предлагают купить россыпь рубинов и сапфиров дешево. Кстати, они могут оказаться как поддельными, так и настоящими - вам решать, играть ли в эту рулетку. Только помните, что вывоз из страны необработанных драгоценных камней запрещен. Хотите гарантий, обращайтесь в крупные центры при фабриках, там вероятность, что вас обманут, меньше. Но, к сожалению, известны редкие случаи, когда камни, купленные с сертификатами, оказывались поддельными. Видимо, продавцы рассчитывают, что иностранцы не поедут обратно качать права.
4. Индия
Процветает торговля драгоценными камнями и в Индии, и продавцы готовы на все, чтобы вы купили подделку. Например, даже в вашем отеле вас может подстеречь торговец и доверительно попросить перевезти через границу россыпь камней, объясняя это тем, что он исчерпал свой лимит. Причем сначала вы должны оплатить товар, а потом, за границей, у вас их, якобы, купит его партнер по уже гораздо более выгодной цене. Надо ли объяснять, что по прилету вас никто не встретит, а, обратившись к ювелирам, вы обнаружите, что приобрели горсть стекляшек.
5. Вся Азия
В азиатских магазинах постарайтесь всегда иметь с собой разменные деньги, ведь сдачи у продавца, скорее всего, не окажется. Он, конечно, пошлет помощника разменять вашу купюру, и больше вы ее не увидите - вы ведь не готовы ждать несколько часов. Если с вами произошла такая неприятность, говорите, что обратитесь в полицию, и демонстративно начинайте набирать номер - сдача, как правило, сразу находится.
6. Египет
В Египте обмануть могут на каждом шагу, поэтому расслабляться в этой стране не стоит никогда и нигде. Если вы хотите порадовать родственников и друзей одним из самых популярных сувениров - настоящим папирусом, ни в коем случае не слушайте таксистов и всевозможных уличных хелперов, которые советуют "лучшую лавку в городе, где очень дешево" - там вам, наверняка, подсунут подделку. Идите в специализированный магазин и проследите, чтобы вам выдали сертификат (он может потребоваться на таможне). Учтите, что папирус меньше 10-15 долларов стоить не может, все, что дешевле, не стоит вашего внимания.
7. Чехия
Чехия хотя и находится в Европе, но обманывают там нашего брата-туриста ничуть не меньше, чем в Азии. Так, нужно внимательно проверять чек, если вы набрали в супермаркете много товаров. Как и в наших, российских магазинах там вам вполне могут пробить 10 бутылок пива вместо восьми или правильное количество, но по цене более дорогого сорта. Нередко в чеке можно обнаружить товары, которые вы не покупали, а порой в расчете на невнимательного покупателя вместо 1,55 евро пробивают 15,5 (в случае если покупатель заметит, можно сказать, что кассирша устала и допустила опечатку).
8. Куба
Если вы никогда не курили сигары и ничего в них не понимаете, велик шанс, что в кубинской лавке вам подсунут самый плохой товар по цене лучших образцов. Никогда не стоит покупать сигары на улице или в лавках дешево - там вам продадут некондицию или подделку. Идите в специализированные магазины, лучше при табачных фабриках. Если покупаете поштучно, просите, чтобы коробку вскрыли при вас (на ней должна быть маленькая прямоугольная зеленая гарантийная печать, а внутри между слоями сигар - кедровая пластинка, точно соответствующая размеру коробки).
- Информация о материале
Мошенничество – один из самых распространенных видов имущественных преступлений. В отличие от своих братьев по цеху - воров и грабителей – представители этой древней криминальной профессии завладевают своей добычей – деньгами и ценностями - с помощью хитрости и обмана.
По словам сыщиков, которые специализируются на розыске мошенников, раскрывать подобные факты невероятно сложно по многим причинам. И главная из них заключается в том, что потерпевшие не сразу обращаются в милицию, а лишь спустя некоторое время после того, как осознали, что их обманули. Естественно, за это время злоумышленники успевают сменить географию своего «бизнеса», и это осложняет их поиск. Выражаясь терминологией медиков, болезнь легче предупредить, чем лечить. Следовательно, основной упор в борьбе с этим злом милиция делает на профилактических мерах. И одна из них – через СМИ просвещать граждан, в основном пожилых людей, о формах и методах преступной деятельности мошенников. Ведь любой из нас, зная «технологии» обмана, вряд ли станет жертвой данного вида имущественных преступлений.
В милицейской практике немало случаев, когда потерпевшие поясняли после того, как угодили в «мышеловку», что хорошо знали о хитростях уличных гадалок и гостей из собеса. Можно лишь предполагать, что беззащитными мнительных и легко внушаемых людей могло сделать в тех ситуациях, когда они не могли ничего вспомнить, лишь гипнотическое воздействие. Хотя в большинстве случаев в качестве «инструмента» преступной деятельности мошенники используют красноречие, обаяние и актерское искусство. Ну, а жертвами криминальной «психотерапии» чаще становятся одинокие пожилые люди, которые с возрастом утратили не только иммунитет от болезней, но и элементарную осторожность. Мы хотим рассказать о некоторых технологиях обмана, которые сегодня чаще используют мошенники в своей преступной деятельности. Важно отметить, что каждая из них рассчитана на определенные психологические реакции разных возрастных категорий потенциальных жертв. Итак, начнем по - порядку.
Технология 1: «Срочно нужна крупная сумма, чтобы вытащить родственника из милиции».
Она рассчитана на родителей взрослых детей, от которых периодически можно ожидать «сюрпризов». Ситуация может выглядеть так. Вам звонят ночью и сообщают, что ваш сын попал в неприятную историю, и сейчас находится в милиции. А беседует с вами якобы от его имени «сотрудник милиции», который предлагает свои платные услуги за то, чтобы парня вытащить на свободу. Иногда для пущей достоверности родителям дают услышать в трубке «голос сына», который с пьяными нотками умоляет заплатить за его свободу. Спросонья мать и отец мало что понимают в происходящем, они уверены, что с ними только что разговаривал нетрезвый наследник. После такой психологической атаки начинается судорожный поиск суммы, которую требуют мошенники. Потом ее передача или перечисление. И лишь после того, как аферисты успели завладеть добычей, потерпевшие начинают понимать, что стали жертвами обмана, и обращаются в милицию.
Остальные технологии, о которых речь пойдет дальше, рассчитаны на одиноких пенсионеров. Пожилые люди не доверяют никаким банкам, кроме той, которую они с деньгами хранят под кроватью. Но при всей своей осторожности, жизненном опыте, недоверии к государству, по иронии судьбы они часто попадают в сети мошенников.
Технология 2: «Доплата к пенсии»
В двери звонит гостья из собеза, которая с улыбкой рассказывает пенсионеру, что государство выдает наличными доплату к пенсии. Да вот беда – у нее только крупные купюры. Как быть? Сердобольные дедушки и бабушки несут разменные купюры из своей «кубышки», в которой хранятся кровные на «чёрный день». А чтобы помочь женщине, принесшей радостную новость, соглашаются разменять и остальные «деньги». В итоге старикам остаются сувенирные образцы, а мошенникам – настоящие купюры.
Технология 3: «Обмен старых денег на новые»
Мошенник под видом представителя государственного банка рассказывает пожилому пенсионеру о том, что в стране проходит обмен старых денег на новые (как в 1961 году). При этом предупреждает: не успеете обменять – «старые» скоро потеряют силу. В итоге, настоящие купюры меняются на сомнительные бумажки.
Технология 4: «Акция»
Мошенник под видом представителя торговой фирмы рассказывает пенсионеру об открытии нового магазина неподалёку. И, в связи с этим якобы там проводится акция – продажа товаров для пенсионеров по сниженным ценам. А чтобы успеть принять участие в «акции», нужно прямо сейчас сдать деньги на продукты, которые спустя некоторое время будут доставлены на дом. При этом цены намеренно озвучиваются ниже рыночных. Думать предлагается быстро – ведь «предложение» ограничено! В итоге – ни денег, ни продуктов…
Для введения в заблуждение свою жертву аферисты раскладывают непонятные бумаги, какие-то ведомости, долго ищут фамилию в «общих списках». Иными словами - создают видимость бюрократической работы, к которой пожилых людей приучила их прошлая жизнь.
Сегодня в ходе операции «Визит» каждый участковый инспектор, общаясь с пожилыми людьми, которые проживают на его административной территории, проводит профилактические беседы на тему, как не стать жертвой мошенников по месту жительства. Помимо индивидуальной формы работы с данной категорией граждан – одинокими больными стариками, периодически в актовых залах общеобразовательных школ для них читаются лекции по этой теме. В ходе таких массовых мероприятий перед гражданами выступают также и сотрудники уголовного розыска, которые рассказывают, как надо себя вести, чтобы не стать жертвами преступников.
- Информация о материале
Естественное желание любого покупателя приобрести вещь подешевле проще всего осуществить в Интернете. Компьютер с выходом во Всемирную сеть открывает перед человеком практически безграничные возможности для шопинга, так что все больше украинцев предпочитают делать покупки онлайн. Такая тенденция не остается без внимания мошенников, для которых интернет-магазины оказываются широким полем для деятельности.
- Интернет-мошенничество в нашей стране растет по мере того, как наша страна все глубже входит в мировое информационное пространство, - отметил "КП" директор Центра исследования компьютерной преступности Владимир Голубев. - По статистике, на сотню пользователей приходится 1-2 нарушителя, поэтому каждый подключенный компьютер увеличивает число потенциально возможных мошенничеств.
По словам эксперта, подобная ситуация характерна для всего мира. Однако в Украине на общемировые тенденции накладываются сугубо отечественные социальные проблемы. Подгоняемые постоянным безденежьем, молодые украинцы ищут способы быстро (и часто нечестно!) заработать, и тут на помощь им приходит Сеть.
Виртуальные товары и реальные неприятности
Сегодня мошенничество является самым распространенным преступлением в Интернете, говорит Голубев. А настоящий рай для сетевых мошенников - электронная коммерция. Увлекшись заманиваем клиентов, некоторые интернет-магазины делают виртуальными не только витрины, но и цены, а порой и сами товары! Знакомая ситуация: клюнувший на привлекательную цену клиент неожиданно узнает, что она устарела и сегодня этот товар стоит на 5-10% больше. Другие идут еще дальше: выставляют в онлайн-витрине все имеющиеся позиции данной группы, а на звонки отвечают, что, мол, к сожалению, на данный момент именно этой модели нет. Зато есть другая - намного качественнее и, естественно, немного дороже.
Еще обиднее, когда оплаченный товар вообще не реализовывается в натуре, оставшись где-то в виртуальных пространствах. Но как же понять, что вы зашли на страничку интернет-мошенника?
- Несмотря на то что цена является одним из решающих факторов покупки, не гонитесь за дешевизной, - советует Голубев. - Качественный товар не может продаваться вдвое дешевле средней цены на рынке. Поэтому в случае такого обмана виноват в первую очередь сам клиент, забывший простую истину: бесплатный сыр бывает только в мышеловке! Если цена слишком хороша для того, чтобы быть правдой, скорее всего, так и есть: вас обманывают!
Эксперт добавляет, что мошенники есть везде, и ситуация, складывающаяся в интернет-торговле, мало чем отличается от ситуации в других сферах. Есть лишь небольшие особенности, связанные с тем, что онлайн-бизнес достаточно молод и потребителям бывает сложно сориентироваться на рынке. Чтобы не попасться на удочку мошенников, придется проявить хотя бы минимальную активность, воспользовавшись несложными советами (подробнее см. В тему).
Как две капли воды…
Не так давно "Комсомолка" писала о магазинах-дублерах в Интернете (см. сайт kp.ua). Взяв предоплату, они буквально растворяются в воздухе: товар не доставляют, на звонки и письма не отвечают, деньги не возвращают.
Эксперты говорят, что это довольно распространенная схема мошенничества. Дельцы создают копии реально существующих сетевых магазинов и предлагают тот же товар за меньшую цену, а получив деньги, тут же исчезают. Как показывает практика, такие страницы создаются за границей, и чтобы найти мошенников, нашим правоохранителям приходится прибегать к помощи зарубежных коллег.
Примечательно, что на удочку "виртуальных" мошенников попадаются даже самые искушенные в онлайн-торговле люди - что уж тут говорить о простых обывателях! На прошлой неделе СМИ рассказали о том, что жертвой обмана коллег по цеху стал владелец крупнейшего в Украине интернет-супермаркета "Розетка" Владислав Чечеткин. Попав на сайт-двойник, главный человек в стране по интернет-торговле поплатился кровными 20 евро!
Первые выпуски нашего "Клуба потребителей" мы посвятили туристическим услугам, химчисткам, сервисным центрам по ремонту бытовой техники и электроники, супермаркетам, страховым компаниям и коллекторам.
Важно
В соответствии с Законом "О защите прав потребителей" в случае выявления в период установленного гарантийного срока недостатков товара потребитель имеет право требовать:
- пропорционального уменьшенияцены;
- безвозмездного устранениянедостатков товара в разумный срок (подробно об этом мы писали в "Клубе потребителей"от 2 ноября 2012 года);
- возмещения расходовна устранение недостатковтовара.
Полезно знать
* При покупке в интернет-магазинах потребитель имеет те же права, что и при покупке в обычном магазине.
* Интернет-магазин не имеет права вводить в заблуждение потребителя недостоверной информацией.
* В момент доставки или передачи товара потребителю интернет-магазин обязан письменно сообщить всю информацию о товаре и условиях его эксплуатации (инструкция по применению), о безопасности товара, предоставить техническую документацию, описание противопоказаний и другие сведения. В письменном виде должны быть описаны порядок и сроки возврата товара.
* До вручения заказа потребитель имеет право полностью от него отказаться в любой момент. Но даже если заказ уже передан потребителю и выкуплен, покупатель может вернуть товар в течение 14 дней, если он сохранен в неизмененном виде.
* При отказе от товара продавец обязан вернуть всю сумму, уплаченную по договору, за вычетом расходов за доставку. Никаких штрафных санкций и других издержек продавец к покупателю применять не вправе.
Внимание: вернуть товар можно только в том случае, если сохранены товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки и все документы, подтверждающие факт и условия сделки. Если покупатель потерял документы (чек), остается уповать только на то, что магазин согласится пойти вам навстречу.
Кстати
Как показал опрос, проведенный компанией GfK Ukraine, чаще всего украинцы покупают в Интернете:
- электронику,
- бытовую технику,
- одежду,
- книги,
- диски,
- парфюмерию,
- косметику,
- товары для детей.
Добро пожаловаться!
Куда можно пожаловаться на недобросовестные услуги, оказанные в интернет-магазинах:
1. Государственная инспекция по вопросам защиты прав потребителей (г. Киев, ул. Горького, 174).
2. Территориальные органы по защите прав потребителей. В столице - 04070, Киев, ул. Терехина, 8а (Госпотребинспекция) или 04071, Киев, ул. Верхний Вал, 42а (Главное управление по вопросам защиты прав потребителей КГГА).
Как защититься от мошенников
- воспользовавшись "сарафаннымрадио", найдите проверенные точки,
- откажитесь от магазина, если контактная информация состоит только из номера мобильноготелефона и электронной почты.Надежнее магазин, имеющий также пару точек для общения с покупателями оффлайн,
- если название сайта на одну-две буквы отличается от названия авторитетногоэлектронного продавца, держитесь от"двойника" подальше,
- сделав выбор, перезвоните в магазин и уточните все данные о магазине, товаре, стоимости доставки, сроке гарантии, гарантийных мастерских и т.д.,
- не покупайте товар по подозрительно низкой цене,
- заранее изучите характеристики приобретаемой вещи,
- вводите информациюо кредитной карте для оплаты только со своего компьютера- в интернет-кафе могут быть установлены программные или клавиатурные шпионы,
- помните, что правильный интернет-банк отличается от неправильного наличием буквы s послеhttp - эта буква указывает на то, что вы имеете дело с защищенным соединением.
Истории из жизни
Ситуации, в каждую из которых легко может попасть любой клиент отечественных интернет-магазинов, нам прокомментировала юрист Наталия Лысенко
История 1. Не заметил брак в темноте
- Заказал в интернет-магазине наушники, - рассказывает наш читатель Александр. - По телефону мне сразу сказали, что смогут доставить только вечером, а значит, привезут не на работу, а домой. А в последнее время у наших интернет-магазинов такая фишка: если заказ везут домой, то только до подъезда - якобы в квартиру не поднимаются, поскольку боятся ограбления. В том, чтобы выйти на улицу и забрать заказ, я никаких проблем не видел и согласился. Дело было в восемь вечера, на улице - темень, фонари в нашем районе не работают, так что я на коробку посмотрел только в свете фар. Особо не приглядывался: увидел, что это наушники той фирмы, что я заказывал, и отдал деньги. Когда принес коробку домой и начал открывать, заметил, что она уже была вскрыта до этого и потом аккуратно заклеена белым скотчем. В итоге оказалось, что переключатель песен на наушниках не работает! На следующий день поехал в магазин, но деньги мне не вернули. Забрали на экспертизу и сообщили, что вернут деньги только в том случае, если будет установлено, что поломка произошла по вине производителя! Все мои объяснения, что мне уже привезли их во вскрытой упаковке, оказались неуслышанными - говорят, нужно было быть внимательнее при доставке!
Комментарий эксперта:
Согласно "Правилам продажи товаров на заказ и вне торговых и офисных помещений", утвержденным приказом Минэкономики еще в 2007-м, доставка заказа может быть осуществлена в любое заранее оговоренное заказчиком время. Но есть немаловажный момент: при передаче потребителю заказа продавец (курьер) интернет-магазина обязан обеспечить достойные условия получения товара и его полную проверку. Это означает, что в присутствии представителя интернет-магазина покупатель должен вскрыть товар, достать его из упаковки, проверить, работает он или нет, а также есть ли на него все соответствующие документы - чек, паспорт качества, гарантийный талон и т.д. И только после этого потребитель своей подписью подтверждает получение заказа.
Так что проверять все купленные товары непосредственно при их получении - основной способ обезопасить себя от покупки испорченной вещи.
В данном случае, если экспертиза подтвердит, что товар испорчен покупателем, никакой компенсации, замены товара, бесплатного ремонта и т.д. Александру получить не удастся. Ведь согласно действующему законодательству, если продавец (производитель) докажет, что недостатки возникли из-за нарушения потребителем правил пользования или хранения, требования покупателя удовлетворению не подлежат. Если товар дорогостоящий и вы уверены в своей правоте, возможно, имеет смысл назначить повторную независимую экспертизу, на которой, кстати, покупатель может присутствовать лично.
История 2. "А это вообще не ценник!"
- Заказал себе в интернет-магазине ноутбук, но, поскольку доставку пообещали сделать только через три дня, решил сам подъехать и забрать, - рассказывает свою историю наш читатель Георгий. - В зале магазина увидел сумку под ноутбук - 160 грн. Однако на кассе оказалось, что она стоит 205! Кассир как всегда делает круглые глаза и говорит: "А что я могу сделать - у меня так по штрих-коду пробивается!". Я все равно стою на своем - чтобы мне продали сумку по той цене, которая указана на ценнике. Пришел администратор и все объяснил: дескать, раньше на этом месте висела другая сумка за 160 грн., отсюда и путаница. Я снова настаиваю - продавайте по той цене, что на ценнике! И тут он мне выдает: "А это вообще не ценник!". А что же это такое, спрашиваю, ведь черным по белому написано: "Сумка для ноутбука, 160 грн."? А он свое гнет: "Не ценник! И вообще, это не торговый зал, а выставочный. Мы с юристами советовались, у нас тут совсем не такие правила, как в обычном магазине!"
Комментарий эксперта:
Согласно закону "О защите прав потребителей", каждый покупатель имеет право на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о товаре, что, собственно, и обеспечивает возможность сознательного и компетентного выбора. Цена товара - неотъемлемая часть такой информации, и она должна предоставляться потребителю до приобретения товара. Обязанность продавца - продать именно по той цене, которая указана на ценнике, поэтому магазин, безусловно, нарушил действующее законодательство.
Что касается объяснений администратора, то они по меньшей мере некомпетентны. Торговый зал - это часть торгового помещения магазина для продажи товаров, которая включает площадь, задействованную под торгово-технологическое оборудование, узлы расчета, рабочие места продавцов, а также площадь для обслуживания покупателей. Выставочный зал имеет существенные отличия. Он предназначен для демонстрации образцов товаров, объединенных четко заданной тематикой, и в нем не должно быть кассовых аппаратов, ведь в отличие от торгового зала в нем не проводятся торговые операции.
Утверждение "у нас тут свои правила" вообще не выдерживает никакой критики. Устанавливать "свои правила", тем более нарушающие права и интересы потребителей, магазин не имеет права, поскольку вся его деятельность должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством Украины.
История 3. Ребенок остался без подарка
- Выбрала ребенку на день рождения конструктор "Лего", пообещали доставку на следующий день, - рассказывает Ольга. - Это был четверг, день рождения - в воскресенье, так что успеваем. Однако в пятницу так ничего и не привезли, а когда я уже вечером перезвонила в магазин, сказали, что из-за пробок не успели и привезут в субботу с утра. Вечером в субботу позвонил курьер и сказал, что привезет заказ в понедельник. Мне это совершенно не подходило, и я несколько минут безуспешно пыталась объяснить ситуацию курьеру. Потом пробовала дозвониться до магазина - бесполезно, суббота - короткий день. Курьер приехал в понедельник, но привез совершенно не тот конструктор, который я заказала, да еще и гораздо дороже! Говорит, что того нет, привез какой есть, тем более что "он почти такой же". В итоге ребенок в день рождения остался без обещанного подарка. Купила этот конструктор позже, уже в обычном магазине.
Комментарий эксперта:
В данном случае продавец должен был предоставить Ольге следующую информацию:
- наименование продавца, его местонахождение и порядок принятия претензий;
- - основные характеристики товара;
- цену, включая плату за доставку, условия и точные сроки оплаты и доставки;
- другие условия поставки (выполнения договора);
- порядок расторжения договора.
Причем факт предоставления информации должен быть подтвержден письменно или с помощью электронной почты - в этом случае продавец не сможет изменить данные в одностороннем порядке.
Надо сказать, что при выполнении принятого заказа интернет-магазин не имеет права вносить изменения в ассортимент товаров и изменять цены без согласования с потребителем. В случае невозможности выполнения договора из-за отсутствия заказанного товара представитель магазина должен немедленно сообщить об этом покупателю. Однако нередко магазины используют стандартное условие в договоре о возможности замены товара в случае его отсутствия другим товаром. Такое условие будет считаться справедливым, если:
- другой товар соответствует цели использования заказанного товара,
- имеет такое же или лучшее качество,
- его цена не превышает цены заказанного товара,
- о наличии такого условия потребитель был уведомлен перед заключением договора купли-продажи.
В данном случае можно говорить о том, что интернет-магазин не выполнил условия договора со всеми вытекающими юридическими последствиями. А отсутствие долгожданного подарка ко дню рождения ребенка и причинение тем самым душевных страданий является аргументом для возмещения морального вреда.
- Информация о материале
Украинцы столкнулись с очередным мошенничеством в интернете – сообщает «Сегодня». Незнакомцы через социальные сети просят записать несколько фильмов на диск, но кроме обычного видео в списке оказываются файлы с порнографией. На уловку аферистов попался один из жителей Харькова. Об этом нашей редакции сообщил в электронном письме его друг.
Мошенник, по словам харьковчан, выходит на связь через ВКонтакте и просит записать ему на диск фильмы или музыку. У самого, мол, скорость низкая. Да и за помощь предлагает хоть небольшие, но деньги - 15 гривен за диск.
В списке видео, которые нужно записать, среди прочего оказывается несколько порно. Когда приходит время отдавать готовые диски, на встрече вместо заказчика появляется его «жена». Как бы невзначай девушка просит подержать ее бутылку пива – пока сама достает деньги для расчета.
В это время, по словам харьковчанина, подошли два милиционера, "застукали" за распиванием алкогольных напитков и отвезли в отделение. А там, конечно же, нашли диски.
В милиции парню пригрозили уголовным производством за распространение порно. Наказание, по Уголовному кодексу, - от штрафа (1 700 – 5 100 грн) до лишения свободы сроком до пяти лет. По словам парня, чтобы «разрешить ситуацию», милиционеры якобы потребовали мзду – до пяти тысяч долларов. Он считает, что милиция могла быть изначально в курсе происходящего.
В Харьковской правозащитной группе говорят, что к ним уже поступала информация о случаях, связанных с записью порновидео. «Это не единственная ситуация. Мы уже сталкивались с подобным случаем, когда человека по интернету просят записать на диск фильмы, среди которых есть порно, а потом он попадает в милицию», - рассказывает представитель ХПГ Николай Соболь. По его словам, совет здесь может быть лишь один: «Не закачивайте на диски и не продавайте порно. Это нарушение закона, даже если ролик находится в открытом доступе в интернете».
В милиции говорят, что никаких специальных программ по выявлению распространителей порно сейчас не проводят, а для расследования инцидента просят назвать райотдел, в который был доставлен харьковчанин. «Если человек считает, что кто-то нарушил его права, нужно обратиться по телефону доверия начальника ГУ МВД в Харьковской области (057) 70-59-333. Он работает круглосуточно. Разговоры записываются автоматически, и по каждому случаю идет проверка», - говорят в пресс-службе харьковской милиции.
Тем, кто попал в участок, правозащитники советуют звонить по общеукраинской линии бесплатной правовой помощи 0-800-213-103. «Защищать задержанных должен профессиональный адвокат. Если нет своего – нужно обратиться к государственному. А в случае, если у задержанного кто-то требует деньги, нужно писать заявление в прокуратуру», - говорит Николай Соболь.
- Информация о материале
Журналистка «Сегодня» с помощью специалистов по недвижимости и кредитам решила выяснить, какие плюсы и минусы приобретения конфискованного банком у своих должников жилья.
На рынке жилой недвижимости появились заманчивые предложения. Банки выставляют на продажу квартиры с дисконтом от 20 до 50% от обычной цены. Это — имущество должников, под залог которого еще 5—6 лет назад финансисты охотно раздавали гривневые и долларовые кредиты. Сегодня одолжить в банке средства на покупку жилья практически нереально, поэтому «бесквартирные» украинцы активно присматриваются к чужой ипотеке. Риелторы говорят — сэкономить на залоговой недвижимости можно. Однако юристы предупреждают: чем больше уценка, тем выше риски, что бывший хозяин в конечном итоге отсудит свое имущество назад.
Большая переоценка. Залоговые квартиры на украинском рынке жилья появились не вчера. По наблюдениям президента Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью Генриха Людкевича, такие предложения можно было найти и в прошлом, и в позапрошлом годах. Другой вопрос, что цены были не ниже, а даже выше средних по рынку, ведь львиная доля проблемных кредитов под залог или на покупку квартир выдавалась в докризисные годы, в период пиковой стоимости квадратных метров. «После резкой девальвации гривны залоги сильно упали в цене, — поясняет независимый аналитик рынка недвижимости Ярослав Цуканов. — К примеру, квартира за $140 тыс. сегодня стоит на рынке не больше $100—110 тыс. Поэтому банки шли на колоссальные убытки, выставляя залоговую недвижимость по рыночным ценам».
Тем не менее, такое жилье практически не продавалось, ведь покупателю было неинтересно связываться с чужими долгами за деньги, на которые можно купить «чистую» квартиру. Масла в огонь подлила стагнация рынка недвижимости: третий год подряд цены на жилье не только не повышаются, а наоборот — медленно сползают вниз. «В результате к банкам пришло понимание, что проблемные долги пора возвращать хотя бы частично, — говорит эксперт по недвижимости компании «Риелторский дом» Анатолий Бастюченко. — Время идет и залоги все больше обесцениваются. Если раньше банкиры думали, что заемщики пытаются уклониться от кредитных платежей, то сейчас стало ясно — людям банально нечем платить по кредиту. Надежды на скорое улучшение экономической ситуации и восстановление платежеспособности заемщиков нет».
Банковская тайна. С прошлого года финансисты приступили к плотной «обработке» должников, отмечает Цуканов. Самыми активными стали банки с иностранным капиталом, нацеленные на выход с украинского рынка и потому заинтересованные в «чистке» портфелей. Уже в январе цены залогового жилья стали снижаться. Да и самих квартир появилось больше, хотя банкиры эту информацию подтверждают неохотно. К примеру, начальник сектора залоговых операций банка «Национальный кредит» Евгений Корешков говорит, что «сегодня залоговые квартиры не играют значительной роли на рынке недвижимости». А вот глава управления принудительного взыскания «Эрсте Банка» Богдан Кузняк не отрицает, что «тенденция имеет место», однако конкретно в их банке объемы реализации залоговой недвижимости не изменились.
Аналитики говорят, что средний размер уценки составляет треть от рыночной стоимости квартиры, но узнать о ней можно далеко не всегда. «Нередки ситуации, когда объект вообще не стоит в открытой продаже, зато в распечатках, которые распространяются среди «своих» людей, цена ниже рыночной на 30—40%, — констатирует Бастюченко. — Делается это не из-за личной жадности. Банкирам невыгодно завалить и так полумертвый рынок недвижимости». Юрист адвокатской фирмы «Грамацкий и партнеры» Игорь Реутов называет еще одну причину скрытности финансистов: «Неясности в новой процедуре регистрации права собственности (напоминаем, что с начала этого года все сделки с недвижимостью, начиная от купли-продажи и заканчивая дарением или наследством, больше не относятся к полномочиям БТИ, теперь их регистрируют государственные регистраторы и частные нотариусы, — Авт.) отпугивают реальных покупателей и дают возможность для осуществления подковерных перебросок квартир на «дружественных» клиентов по заниженным ценам».
Однако эксперты советуют потенциальным покупателям не опускать руки — по словам Цуканова, все больше банкиров отходят от невыгодной для бизнеса практики распродажи залогов по «своим». «Сегодня данные о залоговом имуществе, выставленном на реализацию, можно найти на сайте любого банка, — подтверждает Кузняк. — Это касается как добровольной продажи заемщиком недвижимого имущества под контролем банка, так и принудительной реализации ипотеки через публичные торги». Размер уценки при этом, естественно, не указывается, однако он напрямую зависит от того способа, к которому прибегает банк при продаже каждой конкретной квартиры.
- Информация о материале
Бюро журналистских расследований «Свідомо» продолжает проверять жалобы на товары и услуги. На этот раз мы получили жалобу на Интернет-супермаркет Rozetka. Киевлянка Екатерина Большакова купила фотоаппарат Саnon с официальной гарантией – а потом выяснилось, что это контрафакт, гарантия подделана. Сейчас Екатерина добивается, чтобы ей возвратили деньги за некачественный товар. Покупатель vs Rozetka: кто кого?
Год назад Екатерина приобрела в магазине Rozetka фотоаппарат Canon стоимостью 7 727 гривен. Девушке дали официальную гарантию, фотоаппарат работал нормально.
Через год фотоаппарат попал в руки знакомого Екатерины, профессионального фотографа. И тот сразу заметил, что есть дефект: много битых пикселей на матрице. Человеческим языком это означает следующее. Изображения составляется из множества цветных точек - пикселей. Есть подручный тест: если снять объектив, закрыть крышку и сделать фото с определенной выдержкой, на черном фоне могут проявиться цветные точки. Это и есть битые пиксели, которые могут портить качество изображения. Если их два- три - это нормально. Более того, найти фотоаппарат без них почти нереально. Но в фотоаппарате Екатерины их была по меньшей мере сотня – на сленге фотографов это называется "космос". Заметить этот дефект без теста может профессиональный фотограф, а вот обычный пользователь – вряд ли.
Девушка тут же направилась в сервисный центр. Из списка центров, указанных в официальной гарантии, выбрала "родной" Canon. Здесь ей должны были бесплатно сделать ремонт, или выдать справку, чтобы обменять товар на другой.
В сервисном центре Екатерину ждал сюрприз. Девушке объяснили: ее гарантийный талон – всего-навсего хорошая ксерокопия. Сомнений быть не может: когда Екатерина покупала фотоаппарат, Canon уже пользовался другими бланками. Сейчас выдают талоны с коротким штрих-кодом. Такими, как у девушки, пользовались до марта-апреля 2011. То есть магазин подделал еще и не тот бланк.
Каждой партии товара Canon присваивает номер - в зависимости от региона заказчика. Этот номер регистрируется в базе данных, и в пределах своего региона ремонтировать технику можно бесплатно. В сервисном центре по номеру выяснили: фотоаппарат Екатерины предназначен для Азии, а не для Украины. Более того, основная плата, которая является "сердцем" фотоаппарата, вообще «левая»: серийный номер платы и фотоаппарата не совпадали. Половина деталей фотоаппарата – Canon, остальное – непонятного происхождения. Вывод неутешительный: чтобы устранить дефект, плату нужно заменить на оригинальную - а это $400. То есть почти половина стоимости фотоаппарата. Бесплатно не отремонтируют, потому что гарантия недействительна. Вместо того Екатерине выдали вывод о том, что ремонт должен быть осуществлен за счет продавца. То есть оплатить его должен не производитель Canon, а магазин Rozetka, который и продал «левую» технику.
В центральном офисе «Розетки» Екатерине заявили: шанс возвратить деньги у нее мизерный. Потому что в ее фотоаппарата не официальная гарантия, а гарантия от магазина. Первая приблизительно на тысячу гривен более дорогая, и в талоне от руки дописаны «Официальная гарантия». Это и все различие. При покупке фотоаппарата Екатерину об этом не предупредили, и официальной информации о таком различии в гарантиях нет.
По каким критериями гарантии делят на официальные и магазинные, работники ответить не смогли. Девушку заверили, что таких фотоаппаратов, как у нее, с официальными гарантиями не было вообще. То есть товар ей продало физическое лицо-предприниматель через магазин «Розетка». И единственное, что можно сделать – написать заявление на имя продавца: данные ФЛП указан на печати в гарантийном талоне. Что и сделала Екатерина.
Через неделю Екатерине перезвонили и сообщили: деньги, скорее всего, возвратят. Но фотоаппарат надо принести на экспертизу в «Розетку», чтобы там подтвердили наличие дефекта. Екатерина отказалась наотрез: у нее уже есть вывод официального сервисного центра Canon. К тому же у девушки есть подозрения, что в «Розетке» фотоаппарат могут повредить нарочно. Тогда ответственность за дефекты переложат на нее, и деньги ей не возвратят. На такой метод уклонения от расплаты массово жалуются на независимом сайте http://www.otzyvua.net:
Переговоры с «Розеткой" зашли в тупик. Сейчас Екатерина собирается обращаться в Государственную инспекцию по вопросам защиты прав потребителей.
Комментарий юриста
Роман Шурдук, юрист юридической группы «Лекс'Юс»: «Если потребитель выявил недостатки, которые возникли по вине производителя товара (продавца, исполнителя), или фальсификацию товара, подтвержденные при необходимости выводом экспертизы, он имеет право требовать расторжения договора и возврата денег – или же замены товара (согласно части 1 статье № 8 Закона «О защите прав потребителей» далее - Закона). Причем потребитель имеет такое право, даже когда срок действия гарантии уже закончился: "права потребителя полагают в любом случае нарушенными, если: …потребителю реализована продукция, которая является опасной, ненадлежащего качества, фальсифицированной" (пункт 6 части 1 статье № 21 Закона).
Продавец или производитель обязан в трехдневный срок со дня получения письменного согласия от потребителя организовать проведение экспертизы. Экспертизу проводят за счет продавца. При этом потребитель имеет право принимать участие в проверке качества товара лично или через своего представителя (часть 14 статье №8 Закона). Если продавец или производитель докажут, что недостатки товара возникли вследствие нарушения потребителем правил пользования или хранения – требования о возмещении или замене товара удовлетворены не будут. Тогда клиент должен возместить затраты на экспертизу (часть 4 статье 17 Закона).
Учитывая изложенное, продавец имеет право самостоятельно проводить экспертизу товаров с целью установления вины покупателя в повреждении товара. Однако, следует заметить, что покупатель, в случае сомнения в добросовестности продавца во время проведения такой экспертизы, может брать в ней участие лично, или, что на наш взгляд является целесообразным, - путем предоставления полномочий на представительство своих интересов специалисту, который является специалистом в соответствующей области и сможет проконтролировать добросовестность действий продавца.»
Если у вас аналогичная проблема и вы хотите обратиться в Государственную инспекцию по вопросам защиты прав потребителей, вам сюда:
03680 г. Киев-150, ул. Горького, 174
Телефон «горячей линии»: (044) 528-92-44
Fax: 528-56-00
E-Maіl: dsiu@dsіu.gov.ua
Rozetka возвратила киевлянке деньги за поддельный Canon
Если магазины и компании нас обманывают - их можно и должно воспитывать. После публикации "Свідомо" Интернет- магазин Rozetka забрал контрафактный фотоаппарат и возвратил киевлянке Екатерине Большаковой деньги. А в главном офисе появились образцы заявления на возвращение средств за некачественный товар.
После нашей статьи Екатерине позвонил работник "Розетки". Он представился начальником отдела и сообщил, что деньги за фотоаппарат возвратят. Правда, предложил девушке последнюю экспертизу, у поставщика - проверить, действительно ли не совпадают серийные номера многострадального фотоаппарата и платы. Екатерина отказалась, собеседник не настаивал. Зато потешился, что теперь компания знает правду и якобы не будет работать с недобросовестным поставщиком. Предложил прийти в главный офис без очереди и спросить начальника отдела, Олега.
В "Розетку" мы с Екатериной пошли вместе. Слова "Олег" и "контрафактный фотоаппарат" имели магическое действие. Пока работники проверяли комплектацию фотоаппарату, к ним подошел младший коллега. "А что с ним не так?" - поинтересовался он судьбой Canon'а. "Тебя этого знать не надо", - многозначительно ответили коллеги.
Екатерине возместили полную стоимость фотоаппарата. Вся процедура возвращения денег заняла 15 минут. Итак, в битве Покупатель vs Rozetka победил покупатель.
- Информация о материале
Страница 101 из 186
